Jump to content

Шалом Обадия Коэн

Шалом Аарон Обадия Коэн (р. 1762, Алеппо ) был еврейским ювелиром и общественным деятелем, известным тем, что основал еврейскую общину в Калькутте в 1798 году и занимался торговлей ювелирными изделиями.

Жизнь и карьера

[ редактировать ]

Ранний период жизни

[ редактировать ]

Шалом Аарон Обадия Коэн родился в Алеппо в 1762 году в семье Аарона Обадии Коэна и Ханы Даян. Многое из того, что мы знаем о его жизни, можно найти в его дневнике, который он вел с 1789 по 1834 год и сейчас находится в частной коллекции. Дневник написан на разговорном арабском языке, но еврейским шрифтом, известным как иудео-арабский . [ 1 ] [ 2 ]

Первое путешествие в Индию

[ редактировать ]

Коэн отправился в Индию в 1789 году через Багдад , Хиллу и Басру . Из Басры, в то время важного порта для британских купцов, Коэн отправился в шестинедельное путешествие на британском корабле, направлявшееся в Бомбей . [ 3 ] Впервые он прибыл в Сурат на пять месяцев с сентября 1790 года по апрель 1791 года, вероятно, чтобы оценить потенциал развития своего бизнеса в Индии. [ 4 ] Хотя некоторые ученые утверждают, что он уехал из-за все более опасного положения евреев в Алеппо и Багдаде, основная причина его поездки, вероятно, была коммерческой. [ 5 ]

Переехать в Сурат

[ редактировать ]

Коэн вернулся на более постоянное место жительства в апреле 1792 года, взяв с собой повара и слугу, и купил дом у армянского купца. Однако, когда он послал за своей женой Сети Дуек Коэн (дочерью Джозефа Дуека) и дочерью Ребеккой, чтобы они присоединились к нему в Сурате, его тесть ответил, что они не приедут, «даже если все расстояние от Алеппо до Сурата были вымощены драгоценностями». [ 3 ]

В Сурате он стал представителем еврейской торговой общины, организовав, например, петицию к британцам о снижении налогов, подписанную 65 еврейскими купцами в 1795 году. [ 4 ] Его торговля состояла в основном из алмазов, индиго, тканей Дакка и шелка. Один из эпизодов этого периода отмечен в письме Коэна Джону Гриффиту, главе Ост-Индской компании в Сурате, с требованием сделать выговор одному из своих соотечественников, подданных Великобритании. Он жалуется на то, как доктор Гиз, британский хирург, разочарованный качеством касторки, поставленной ему Коэном, сердито приходит к его двери, оскорбляет, плюет и избивает Коэна. [ 4 ]

Ожидая, когда к нему присоединятся жена и дочь, Коэн женился на дочери своего делового партнера Якоба бен Семаха Ниссима Надзимы. От Надзимы у Коэна родилось девять детей. Помимо нескольких деловых поездок в Багдад и Басру, Коэн жил в Сурате до конца 1797 года, а затем уехал в Калькутту через Бомбей, Кочин , Мадрас и Хугли. [ 1 ]

Калькутта

[ редактировать ]

Коэн прибыл в Калькутту 5 августа 1798 года. [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] Вскоре после того, как он поселился в Калькутте, к нему присоединились другие еврейские купцы из Алеппо и Багдада, в том числе его брат Авраам, Аарон Соломон Ланиадо, Исаак Исайя Саттон, Джейкоб Семах и Моисей Саймон Дуек ха-Коэн. [ 1 ] Хотя его часто называют первым евреем в Калькутте, это утверждение не подтверждается, поскольку до его прибытия другие еврейские купцы жили в Калькутте в течение более короткого периода времени. Первым евреем, поселившимся в городе, вероятно, был Лион Прагер, еврейский купец из Лондона, который приехал в Калькутту в 1786 году, чтобы работать в фирме Исраэль Левин Соломонс. Однако Коэн был основателем общины и первым, кто основал в Калькутте еврейскую торговую фирму Багдади. [ 11 ] [ 12 ]

К 1806 году, о чем свидетельствует письмо Томасу Брауну, тогдашнему исполняющему обязанности главного секретаря британского правительства в Индии, с просьбой о британской защите, когда он закрыл свои предприятия в Алеппо, Багдаде, Бушере и Басре, Коэн решил, что поселится в Индии. без намерения вернуться на Ближний Восток. [ 13 ]

В мае 1811 года он купил дом в Калькутте, который служил молитвенным залом для растущей еврейской общины Калькутты, в которой на тот момент еще не было синагоги. [ 3 ] Пока он был родом из Алеппо, группа евреев этого региона считалась « евреями Багдади » (см. « Историю евреев в Калькутте »). Вражда с его деловым партнером и тестем Джейкобом Семахом привела к тому, что Джейкоб был заключен в тюрьму, а затем вернулся в Бомбей, а затем в Багдад. Примерно в то же время (1812 г.), когда произошла вражда, Коэн перевез свою семью в Чинсуру , в дне пути от Калькутты. В этот период он содержал свою собственность в Калькутте как общий зал для богослужений еврейской общины. [ 3 ] Его деловой партнер Джейкоб Семах вернулся в Багдад, где финансировал многие еврейские учреждения города, включая синагоги и школы. [ 14 ]

Придворный ювелир в Лакхнау

[ редактировать ]

Став особенно известным как эксперт в ювелирной торговле, в 1816 году он переехал в Лакхнау в качестве придворного ювелира у наваба Вазира Гази ад-Дина Хайдара и его сына. В Лакхнау наваб наградил его «мантией почета» и ему была оказана уникальная честь ездить с навабом на его слоне. [ 3 ] [ 15 ] Его ежемесячная зарплата в этот период составляла около 2000 рупий.

Дальнейшая жизнь

[ редактировать ]

После трехлетнего пребывания в должности придворного ювелира Коэн покинул Лакхнау со свитой из более чем ста человек, находившихся у него на службе. В 1828 году он был принят на аудиенции генерал-губернатором Индии лордом Уильямом Кавендишем Бентинком . [ 3 ]

Ближе к концу своей жизни Коэн отправился ко двору махараджи Ранджита Сингха в Пенджабе, и его попросили оценить алмаз Кохинор . Легенда гласит, что в ответ он сказал, что алмаз вообще не имеет никакой ценности — его можно только подарить любви или захватить на войне. [ 16 ]

Наследие

[ редактировать ]
Могила Шалома Коэна на еврейском кладбище Белегата

Вместе с другими, в том числе со своим зятем Мозесом Дуеком, Коэн в 1831 году основал первую синагогу Калькутты, Неве Шаломе. [ 3 ] Он также предоставил землю для создания первого еврейского кладбища на Наркельданга-роуд. Говорят, что ему предложили эту землю в подарок от бенгальского друга, когда он спросил о земле для еврейского кладбища. Его друг отказался принять оплату, но Коэн, не желая получать землю бесплатно, снял с пальца золотое кольцо, отдав его другу в знак оплаты. [ 3 ] Кладбище до сих пор используется немногими оставшимися членами еврейской общины Калькутты, и там похоронен Коэн.

Шалом фигурирует в детской книге «Шаломе верхом на королевском слоне» его потомка Джаэля Силлимана . [ 17 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б с Эзра, Эсмонд Дэвид (1986). Переворачивая страницы: хроника еврейства Калькутты . Бруксайд Пресс. п. 75. ИСБН  9780851730073 .
  2. ^ «Книга Навруз: в пишущей машинке, дневник | Рукопись NNL_ALEPH990001346530205171 | Национальная библиотека Израиля» . www.nli.org.il. Проверено 21 января 2023 г.
  3. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Муслеа, Э.М. (1975). На берегах Ганги: Пребывание евреев в Индии .
  4. ^ Перейти обратно: а б с Фишель, Уолтер (1965). «Иммиграция «арабских» евреев в Индию в восемнадцатом веке». Труды Американской академии еврейских исследований . 33 : 1–20. дои : 10.2307/3622407 . JSTOR   3622407 .
  5. ^ Роланд, Джоан (2007). «Багдадские евреи Индии: перспективы изучения и изображения общины». Индо-иудаистические исследования в XXI веке . Пэлгрейв Макмиллан, Нью-Йорк: 158–180. дои : 10.1057/9780230603622_10 . ISBN  978-1-349-53700-6 .
  6. ^ Вейль, Шалва (2019). Евреи Багдади в Индии . Рутледж.
  7. ^ Бхаттачарджи, Анирудха (2015). «Индийская еврейская община и ее связь с Холокостом и Йом ха-Шоа: предварительное исследование». Журнал индо-иудаических исследований . 14 .
  8. ^ «Ой! Калькутта» . Сегула: Журнал еврейской истории . Проверено 22 февраля 2022 г.
  9. ^ Авраам, Исаак (1969). Происхождение и история евреев Калькутты . Доу Сен и Ко.
  10. ^ Элиас, Цветок; Купер, Дж. Э. (1974). Евреи Калькутты: автобиография общины, 1798–1972 гг . Еврейская ассоциация Калькутты.
  11. ^ Гольдштейн, Джонатан (2015). «Еврейская идентичность в Восточной и Юго-Восточной Азии». Еврейские идентичности в Восточной и Юго-Восточной Азии . Де Грюйтер Ольденберг.
  12. ^ Иуда, Бен. «Последняя из наших синагог» . Еврейская хроника . Проверено 22 ноября 2022 г.
  13. ^ «Абхилек Патал» . www.abhilekh-patal.in . Проверено 03 мая 2023 г.
  14. ^ А. Бен-Якоб, Иехудей Бавель (1965). История евреев в Багдаде .
  15. ^ Певец, Исидор; Адлер, Кир (1916). Еврейская энциклопедия: описательный отчет об истории, религии, литературе и обычаях еврейского народа с древнейших времен до наших дней . Фанк и Вагналлс.
  16. ^ «Евреи Калькутты: кусочек истории» . Таймс оф Индия . 2021 . Проверено 22 ноября 2022 г.
  17. ^ https://speakingtigerbooks.com/product/shalome-rides-a-royal-elephant/
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: f86cb2ed38b5a48e1dd366be69fefb7c__1719963060
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/f8/7c/f86cb2ed38b5a48e1dd366be69fefb7c.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Shalom Obadiah Cohen - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)