Шалом Обадия Коэн
В этой статье может потребоваться редактирование копии для взаимодействия ссылок и точек . ( сентябрь 2023 г. ) |
Шалом Аарон Обадия Коэн (р. 1762, Алеппо ) был еврейским ювелиром и общественным деятелем, известным тем, что основал еврейскую общину в Калькутте в 1798 году и занимался торговлей ювелирными изделиями.
Жизнь и карьера
[ редактировать ]Ранний период жизни
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в расширении . Вы можете помочь, добавив к нему . ( сентябрь 2023 г. ) |
Шалом Аарон Обадия Коэн родился в Алеппо в 1762 году в семье Аарона Обадии Коэна и Ханы Даян. Многое из того, что мы знаем о его жизни, можно найти в его дневнике, который он вел с 1789 по 1834 год и сейчас находится в частной коллекции. Дневник написан на разговорном арабском языке, но еврейским шрифтом, известным как иудео-арабский . [ 1 ] [ 2 ]
Первое путешествие в Индию
[ редактировать ]Коэн отправился в Индию в 1789 году через Багдад , Хиллу и Басру . Из Басры, в то время важного порта для британских купцов, Коэн отправился в шестинедельное путешествие на британском корабле, направлявшееся в Бомбей . [ 3 ] Впервые он прибыл в Сурат на пять месяцев с сентября 1790 года по апрель 1791 года, вероятно, чтобы оценить потенциал развития своего бизнеса в Индии. [ 4 ] Хотя некоторые ученые утверждают, что он уехал из-за все более опасного положения евреев в Алеппо и Багдаде, основная причина его поездки, вероятно, была коммерческой. [ 5 ]
Переехать в Сурат
[ редактировать ]Коэн вернулся на более постоянное место жительства в апреле 1792 года, взяв с собой повара и слугу, и купил дом у армянского купца. Однако, когда он послал за своей женой Сети Дуек Коэн (дочерью Джозефа Дуека) и дочерью Ребеккой, чтобы они присоединились к нему в Сурате, его тесть ответил, что они не приедут, «даже если все расстояние от Алеппо до Сурата были вымощены драгоценностями». [ 3 ]
В Сурате он стал представителем еврейской торговой общины, организовав, например, петицию к британцам о снижении налогов, подписанную 65 еврейскими купцами в 1795 году. [ 4 ] Его торговля состояла в основном из алмазов, индиго, тканей Дакка и шелка. Один из эпизодов этого периода отмечен в письме Коэна Джону Гриффиту, главе Ост-Индской компании в Сурате, с требованием сделать выговор одному из своих соотечественников, подданных Великобритании. Он жалуется на то, как доктор Гиз, британский хирург, разочарованный качеством касторки, поставленной ему Коэном, сердито приходит к его двери, оскорбляет, плюет и избивает Коэна. [ 4 ]
Ожидая, когда к нему присоединятся жена и дочь, Коэн женился на дочери своего делового партнера Якоба бен Семаха Ниссима Надзимы. От Надзимы у Коэна родилось девять детей. Помимо нескольких деловых поездок в Багдад и Басру, Коэн жил в Сурате до конца 1797 года, а затем уехал в Калькутту через Бомбей, Кочин , Мадрас и Хугли. [ 1 ]
Калькутта
[ редактировать ]Коэн прибыл в Калькутту 5 августа 1798 года. [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] Вскоре после того, как он поселился в Калькутте, к нему присоединились другие еврейские купцы из Алеппо и Багдада, в том числе его брат Авраам, Аарон Соломон Ланиадо, Исаак Исайя Саттон, Джейкоб Семах и Моисей Саймон Дуек ха-Коэн. [ 1 ] Хотя его часто называют первым евреем в Калькутте, это утверждение не подтверждается, поскольку до его прибытия другие еврейские купцы жили в Калькутте в течение более короткого периода времени. Первым евреем, поселившимся в городе, вероятно, был Лион Прагер, еврейский купец из Лондона, который приехал в Калькутту в 1786 году, чтобы работать в фирме Исраэль Левин Соломонс. Однако Коэн был основателем общины и первым, кто основал в Калькутте еврейскую торговую фирму Багдади. [ 11 ] [ 12 ]
К 1806 году, о чем свидетельствует письмо Томасу Брауну, тогдашнему исполняющему обязанности главного секретаря британского правительства в Индии, с просьбой о британской защите, когда он закрыл свои предприятия в Алеппо, Багдаде, Бушере и Басре, Коэн решил, что поселится в Индии. без намерения вернуться на Ближний Восток. [ 13 ]
В мае 1811 года он купил дом в Калькутте, который служил молитвенным залом для растущей еврейской общины Калькутты, в которой на тот момент еще не было синагоги. [ 3 ] Пока он был родом из Алеппо, группа евреев этого региона считалась « евреями Багдади » (см. « Историю евреев в Калькутте »). Вражда с его деловым партнером и тестем Джейкобом Семахом привела к тому, что Джейкоб был заключен в тюрьму, а затем вернулся в Бомбей, а затем в Багдад. Примерно в то же время (1812 г.), когда произошла вражда, Коэн перевез свою семью в Чинсуру , в дне пути от Калькутты. В этот период он содержал свою собственность в Калькутте как общий зал для богослужений еврейской общины. [ 3 ] Его деловой партнер Джейкоб Семах вернулся в Багдад, где финансировал многие еврейские учреждения города, включая синагоги и школы. [ 14 ]
Придворный ювелир в Лакхнау
[ редактировать ]Став особенно известным как эксперт в ювелирной торговле, в 1816 году он переехал в Лакхнау в качестве придворного ювелира у наваба Вазира Гази ад-Дина Хайдара и его сына. В Лакхнау наваб наградил его «мантией почета» и ему была оказана уникальная честь ездить с навабом на его слоне. [ 3 ] [ 15 ] Его ежемесячная зарплата в этот период составляла около 2000 рупий.
Дальнейшая жизнь
[ редактировать ]После трехлетнего пребывания в должности придворного ювелира Коэн покинул Лакхнау со свитой из более чем ста человек, находившихся у него на службе. В 1828 году он был принят на аудиенции генерал-губернатором Индии лордом Уильямом Кавендишем Бентинком . [ 3 ]
Ближе к концу своей жизни Коэн отправился ко двору махараджи Ранджита Сингха в Пенджабе, и его попросили оценить алмаз Кохинор . Легенда гласит, что в ответ он сказал, что алмаз вообще не имеет никакой ценности — его можно только подарить любви или захватить на войне. [ 16 ]
Наследие
[ редактировать ]Вместе с другими, в том числе со своим зятем Мозесом Дуеком, Коэн в 1831 году основал первую синагогу Калькутты, Неве Шаломе. [ 3 ] Он также предоставил землю для создания первого еврейского кладбища на Наркельданга-роуд. Говорят, что ему предложили эту землю в подарок от бенгальского друга, когда он спросил о земле для еврейского кладбища. Его друг отказался принять оплату, но Коэн, не желая получать землю бесплатно, снял с пальца золотое кольцо, отдав его другу в знак оплаты. [ 3 ] Кладбище до сих пор используется немногими оставшимися членами еврейской общины Калькутты, и там похоронен Коэн.
Шалом фигурирует в детской книге «Шаломе верхом на королевском слоне» его потомка Джаэля Силлимана . [ 17 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с Эзра, Эсмонд Дэвид (1986). Переворачивая страницы: хроника еврейства Калькутты . Бруксайд Пресс. п. 75. ИСБН 9780851730073 .
- ^ «Книга Навруз: в пишущей машинке, дневник | Рукопись NNL_ALEPH990001346530205171 | Национальная библиотека Израиля» . www.nli.org.il. Проверено 21 января 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Муслеа, Э.М. (1975). На берегах Ганги: Пребывание евреев в Индии .
- ^ Перейти обратно: а б с Фишель, Уолтер (1965). «Иммиграция «арабских» евреев в Индию в восемнадцатом веке». Труды Американской академии еврейских исследований . 33 : 1–20. дои : 10.2307/3622407 . JSTOR 3622407 .
- ^ Роланд, Джоан (2007). «Багдадские евреи Индии: перспективы изучения и изображения общины». Индо-иудаистические исследования в XXI веке . Пэлгрейв Макмиллан, Нью-Йорк: 158–180. дои : 10.1057/9780230603622_10 . ISBN 978-1-349-53700-6 .
- ^ Вейль, Шалва (2019). Евреи Багдади в Индии . Рутледж.
- ^ Бхаттачарджи, Анирудха (2015). «Индийская еврейская община и ее связь с Холокостом и Йом ха-Шоа: предварительное исследование». Журнал индо-иудаических исследований . 14 .
- ^ «Ой! Калькутта» . Сегула: Журнал еврейской истории . Проверено 22 февраля 2022 г.
- ^ Авраам, Исаак (1969). Происхождение и история евреев Калькутты . Доу Сен и Ко.
- ^ Элиас, Цветок; Купер, Дж. Э. (1974). Евреи Калькутты: автобиография общины, 1798–1972 гг . Еврейская ассоциация Калькутты.
- ^ Гольдштейн, Джонатан (2015). «Еврейская идентичность в Восточной и Юго-Восточной Азии». Еврейские идентичности в Восточной и Юго-Восточной Азии . Де Грюйтер Ольденберг.
- ^ Иуда, Бен. «Последняя из наших синагог» . Еврейская хроника . Проверено 22 ноября 2022 г.
- ^ «Абхилек Патал» . www.abhilekh-patal.in . Проверено 03 мая 2023 г.
- ^ А. Бен-Якоб, Иехудей Бавель (1965). История евреев в Багдаде .
- ^ Певец, Исидор; Адлер, Кир (1916). Еврейская энциклопедия: описательный отчет об истории, религии, литературе и обычаях еврейского народа с древнейших времен до наших дней . Фанк и Вагналлс.
- ^ «Евреи Калькутты: кусочек истории» . Таймс оф Индия . 2021 . Проверено 22 ноября 2022 г.
- ^ https://speakingtigerbooks.com/product/shalome-rides-a-royal-elephant/