Jump to content

История евреев в Багдаде

Большая синагога Багдада

При Аббасидских халифах

[ редактировать ]

Согласно арабской традиции, город Багдад был основан в середине восьмого века аббасидским халифом Аль-Мансуром . По данным Еврейской энциклопедии , тот факт, что вавилонский город по имени Багдад уже упоминается в Талмуде ( Кетубот 7б, [1] Зебахим [2] ) предполагает, что халиф Мансур лишь перестроил и расширил старый персидский город Багдад. На то, что Багдад изначально был персидским городом, указывает название, которое, как полагают, имеет персидское происхождение. Расположенный на левом берегу Тигра , город находился в непосредственной близости от двух центров еврейской духовной жизни — Суры и Пумбедиты . Поскольку халиф очень хотел, чтобы население его новой резиденции увеличилось, он не оказал сопротивления евреям, поселившимся там и образовавшим общину. Их стало настолько много, что один из мостов через Кархайю в западном пригороде назывался Кантара аль-Яхуд «Еврейский мост» ( Ги Ле Стрейндж , « Багдад во время Аббасидского халифата », стр. 150), [3] и Якут аль-Хамави упоминает, что еврейский квартал Дар аль-Яхуд находился по соседству (iv. 1045).

Время от времени евреев беспокоило возобновление ограничений в отношении немусульман. Эти правила были впервые возобновлены Гаруном ар-Рашидом (786–809), который приказал евреям и христианам носить отличительные знаки на своей одежде, воздерживаться от верховой езды и терпеть другие подобные унижения. Позднее эти ограничения были смягчены, но вновь были введены Аль-Мутаваккилем (880 г.), который зашел так далеко, что превратил синагоги в мечети . евреи занимали государственные должности . Однако при Аль-Мутадиде (892–902) [4]

Будучи резиденцией халифата, Багдад быстро приобрел известность. Это был дом еврейского образования ; и там жили многие выдающиеся личности. Аарон бен Самуил ха-Наси Вавилонский, мистик девятого века, прибыл в Италию из этого города ( Грец , « История евреев », еврейский перевод, т., Приложение, стр. 46). [5] Его важность во времена геонимов нельзя недооценивать, поскольку в это время он часто упоминается под названием «Вавилон» ( בבל ). (О названии עדינה см. Штейншнейдер , « Полемическая и апологетическая литература на арабском языке между мусульманами, христианами и евреями » стр. 293; [6] То же, « Hebräische Bibliographie » xiii. 90; « Еврейское ежеквартальное обозрение », xii. 115 [7] ). Багдад принадлежал скорее академии Пумбедита, чем академии Сура , но главы еврейской общины в обоих местах приезжали в город халифа, чтобы принести присягу реш галута или эксиларху. [8] [9] ). [4]

По данным Еврейской энциклопедии, евреи Багдада пострадали от караимского раскола . Измаил Укбарский (ок. 840 г. ) происходил из места в семи милях от города; и Сахль бен Мацлия (одиннадцатый век) публично проповедовал на улицах против раввинистического иудаизма . То же самое ему ответил Иаков бен Самуил : [10] [11] Абу Имран аз-Зафарани [ он ] основатель новой секты, родился в Багдаде в девятом веке. [12] [13] ). [4]

Во времена халифа аль-Мутадида евреям Багдада жилось хорошо благодаря доброму обращению, оказанное им визирем Убайд Аллахом ибн Сулейманом . Главами общины были Иосиф бен Финеас и его зять Натира (Грец, ib. iii. 274). [14] Гаон Аарон ибн Саргадо (943-960) происходил из Багдада, и именно здесь его родственник Кашер ибн Авраам был призван урегулировать спор, в который он был вовлечен (Грец, ib. iii. 306, [15] 308 [16] ). Около 950 года грамматист Дунаш бен Лабрат находился в Багдаде; и в этом городе гаоны Хай , Кимуи бар Раб Ахай и Йехудай бар Самуил были чиновниками (דייני דבבא בבגדד) до того, как отправиться в Пумбедиту. По словам Хая (умер в 1038 г.), багдадские евреи его времени имели обыкновение произносить «Абода Дня искупления» как утром , так и на службе мусаф (Graetz, ib. iii. 166). [17] Также вероятно, что экзегет и путешественник Авраам ибн Эзра посетил Багдад между 1138 и 1140 годами (см. его комментарий к Исходу 25:18). Сын Ибн Эзры Исаак , который, вероятно, пришел с ним и был крещен, написал в Багдаде (1143 г.) стихотворение в честь другого новообращенного, Натаниэля Хибат Аллаха Кокбе Йихах », 1858, стр. 23; Грец, « История Евреи », Еврейский перевод, iv., Приложение, стр. 47. [18] ). [4]

В двенадцатом веке

[ редактировать ]

В двенадцатом веке евреи Багдада вновь обрели некоторую степень самоуправления. Халиф Аль-Муктафи богатого человека Самуэля бен Хисдая назначил эксилархом Багдада . Он собирал налоги, отдавая определенную часть в государственную казну; и все важные назначения должны были получить его санкцию. И Вениамин Туделинский , и Петахия Регенсбургский посетили Багдад и оставили интересную информацию о тамошних евреях. По словам Беньямина, в его время в городе было 23 синагоги, 1000 еврейских семей и 10 ешиботов (раввинских школ). Однако, по словам Петахии, «в Багдаде есть три синагоги, помимо синагоги, построенной Даниилом на том месте, на котором ангел стоял на берегу реки... как написано в Книге Даниила ». Петахия добавляет: «У главы академии много слуг. Всякого, кто не выполняет немедленно его приказаний, они бьют ; поэтому люди боятся его... Он одет в золотые и цветные одежды, как царь; его дворец также увешан дорогими гобелены, подобные королевскому». [4]

Наиболее видными руководителями иешиботов были в то время Али и его сын Самуэль . Дэвид Элрой учился у Али в то время, когда Хисдай был эксилархом ( Винер , « Эмек ха-Бача », стр. 27, [19] 167; [20] « Шебет Иегуда », изд. Винер, с. 50; [21] Самбари , у Нойбауэра , « Средневековые еврейские хроники », т.е. 123; [22] Грец, « История евреев », еврейский перевод, IV. 308 [23] ). Репутация Самуила, кажется, распространилась повсюду; раввин ибо мы узнаем, что киевский Моисей приехал из России специально для того, чтобы получить от него информацию (Эпштейн, в « Monatsschrift für die Geschichte und Wissenschaft des Judentums », xxxix. 511, 512; Graetz, ib. iv. 44). [24] ). Именно этот Самуил в последующие годы был решительным противником Маймонида и сделал Багдад того времени рассадником антимаймонистских интриг (Graetz, ib. Приложение, стр. 34). Ученик Маймонида Ибн Акнин разработал план открытия школы в Багдаде с целью распространения учения своего учителя. Маймонид, однако, отговаривал его от подобных действий, поскольку он хотел избавить его от сопротивления, с которым, как он знал, столкнется Ибн Акнин (Grätz, « Geschichte der Juden », VI. 362). [25] Даниил , сын Хисдая, последовал за своим отцом в должности, но он не оставил сына; и хотя двое его двоюродных братьев в Мосуле претендовали на то, чтобы занять этот пост, недолговечное возрождение реш галута подошло к концу (Grätz, " Geschichte der Juden ", VI. 460; [26] Еврейский перевод, iv. 459, [27] Приложение, с. 59). Анонимный автор еврейско-арабского Дивана, опубликованного в « Хе-Халук », iii. 150 [28] (рук. Бодлиан 2424 и руко. в сборнике Э. Н. Адлера ), жившего до середины тринадцатого века, доехал до Багдада, где встретился с главой ешивы (« Еврейское ежеквартальное обозрение », xii. 115, [7] 202). [4]

В тринадцатом веке

[ редактировать ]

Численность и влияние евреев Багдада значительно уменьшились не только из-за общего движения евреев в Европу и крестовых походов , но также из-за штурма города монголами . Однако у Аргуна (1284–1291 гг.) в Багдаде был еврейский врач Саад ад-Даула , с которым султан советовался по всем финансовым вопросам; но после смерти Аргуна положение, которое евреи завоевали благодаря Сааду ад-Дауле, было быстро потеряно, и улицы города залились еврейской кровью (см. « Revue Etudes Juives », xxxvi. 254). [4]

В четырнадцатом веке

[ редактировать ]

Принудительное обращение имело место в Багдаде в 1333 и 1344 годах. [29] [30] [31] [32] [33] [34]

В пятнадцатом веке

[ редактировать ]

С падением власти Аббасидов Восточный халифат пришел в упадок. О евреях Багдада в последующий период известно очень мало, и мы можем найти лишь несколько заметок кое-где в трудах путешественников, проезжавших через это место. В 1400 году город был осажден Тамерланом , и многие евреи, укрывшиеся здесь из других деревень, погибли ( Йост , « Израильские Анналы », 1839, стр. 197). [35] ). [4]

В семнадцатом и восемнадцатом веках

[ редактировать ]

Педро Тейшейра в начале семнадцатого века нашел в Багдаде от 20 000 до 30 000 домов, из которых от 200 до 300 были заселены евреями. Он говорит, что они жили в определенной части города, где их « канис » (синагога). находилась [4] В начале семнадцатого века ось месопотамского еврейства начала смещаться обратно в сторону Багдада.

В девятнадцатом веке

[ редактировать ]
Еврейские студенты в Мидраше Талмуд Тора (1832-1951) в Багдаде, Ирак (дата неизвестна)

В начале девятнадцатого века Иезекииль Багдадли [ он ] был самым богатым банкиром в городе. Он занялся политикой и отправился в Константинополь , где пользовался большим влиянием как придворный банкир сараф баши »). армянские интриги Однако стали причиной его падения, и он был казнен между 1820 и 1826 годами в Адалии в Малой Азии ( Франко , « L'Histoire des Israelites de l'Empire Ottoman », стр. 132). [36] ). [4]

Евреи были убиты в Багдаде в 1828 году. [37] [38]

Путешественник Дж. Дж. Бенджамин был в Багдаде в 1847 году и сообщает нам, что евреи в то время насчитывали 3000 семей и жили в счастливых условиях. Они подчинялись « Хакхам Баши », назначенному Блистательной Портой . Их дайанимами или руководителями раввинов были Яаков бен Иосиф [ он ] , Илия Обадия и раввин Абдола (Абдаллах) . Каждый еврей мужского пола в общине платил налог, размер которого варьировался от 15 до 120 пиастров в год. Рафаэлем Кассином был Хахам Баши, а рядом с ним по рангу был наси Иосиф Моисей Рувим . В ешиве тогда было шестьдесят учеников, которыми руководил Абдулла бен Авраам Сеумех .

Хотя евреи проживали в определенной части города, жить в этом квартале для них не было обязательным. Из девяти синагог, о которых упоминает Дж. Дж. Беньямин, восемь располагались в одном дворе; а девятым было большое здание, опирающееся на шестнадцать колонн, называемое «Бет ха-Кенесет Шейх Исаак Гаон», в боковой комнате которого было погребено тело этого святого. [4] Багдад был культурным центром еврейского образования: в начале девятнадцатого века крупнейшая библиотека города находилась в руках астронома, поэта и общинного лидера Соломона Матука . [39]

Торговля Багдада с Индией тогда находилась в основном в руках евреев, имевших мануфактуры в Калькутте , Бомбее , Сингапуре и Кантоне . Это подтверждается свидетельством преподобного Генри А. Стерна Рассветы света на Востоке », стр. 46, Лондон, 1854 г.), [40] кто говорит: [4]

«Евреи... являются управляющим элементом этого места. Они имеют свои палатки на каждом базаре, занимают все основные караван-сараи... и полностью контролируют банковскую деятельность и монополии». [40]

В середине девятнадцатого века, во время правления Давуда-паши Багдада, ведущие еврейские семьи города подвергались преследованиям со стороны османского губернатора. [41] Это привело к тому, что многие ведущие семьи, такие как семья Сассун и семья Иуды, произошедшие от Соломона Матука , покинули город и перебрались в быстро развивающиеся портовые города Британской Индии. [42] Так возникла торговая сеть и диаспора ближневосточных евреев в Азии, известная как евреи Багдади . [42] Дэвида Сассуна стали считать лидером еврейской торговой диаспоры Багдади , а его друг и родственник Иезекииль Иуда в Калькутте основал синагоги.

Штерн оценил еврейское население своего времени в 16 000 человек по сравнению с 1500 христианами и 40 000 мусульманами. Евреи в то время разделились на персов и арабов . 27 марта 1845 г. был объявлен « херем » (запрет) против всех, кто имел какое-либо отношение к миссионерам (ср. « Рассказ о следственной миссии к евреям от Шотландской церкви », 1848, II. 373). В 1860 году Х. Петерманн из Берлина обнаружил в Багдаде 1300 еврейских семей, из которых 2300 человек платили подушный налог . По его словам, самые старые еврейские семьи пришли сюда из Аны на Евфрате . По словам Виталя Кюне La Turquie d'Asie », III. 66), [43] 97, [44] 104 [45] проживало 53 800 евреев ), в 1890 году в вилайете Багдад , из них 52 500 проживали в Багдаде, 500 в Хилле и 800 в Кербеле . Он сообщает, что количество начальных школ составляет 52, синагог — 22, а кладбищ — 2. Женщины и маленькие дети в то время занимались изготовлением так называемых « агабани », одежды из европейских тканей , вышитой индийским шелком. . Торговля вавилонскими и ассирийскими древностями находится в основном в руках евреев Багдада ( Делич , « Вавилон », 2-е издание, 1901, с. 5). [4]

Дэвид Сассун из Багдада (сидит) и его сыновья

Об истории евреев второй половины XIX века известно очень мало. В 1876 и 1877 годах город подвергся нападению чумы, в результате чего евреи понесли ужасные лишения. На какое-то время они были вынуждены покинуть город и разбить лагерь в пустыне (« Ха-Цефира », III, № 26, стр. 202; [46] iv., № 20, с. 157; [47] № 24, с. 188; [48] № 28, с. 221 [49] ). Отношения евреев со своими братьями-неевреями по большей части были дружескими. Однако в 1860 году была предпринята попытка лишить евреев гробницы Иезекииля , расположенной недалеко от города и посещаемой евреями в месяце Аба . Англо -еврейская ассоциация В дело вмешалась ; и гробница была возвращена ее законным владельцам. Аналогичная трудность возникла в 1889 году в отношении святыни под названием «Наби Юша» или «Коэн Юша», расположенной примерно в часе ходьбы от города в небольшом здании, затененном восемью гигантскими деревьями. первосвященник Иисус Навин ( Захария 3:1 Говорят, что здесь был похоронен ); и, по словам Тейшейры и Дж. Дж. Беньямина, евреи привыкли совершать туда паломничество каждый месяц. Святыня поддерживается за счет пожертвований евреев Багдада и Индии и используется не только как синагога, но и как место захоронения раввинов. Один из последних был похоронен здесь в 1889 году, и из-за спора о том, действительно ли это имущество принадлежало евреям или мусульман , началось преследование первых, а главные евреи города, включая главного раввина , были заключены в тюрьму по указанию губернатора. Мемориал по этому поводу был адресован маркизу Солсбери 25 октября 1889 года от имени Еврейского совета депутатов и Англо-еврейской ассоциации, в результате чего губернатор был отстранен от должности. В 1899 году евреи насчитывали 35 000 душ и имели от 30 до 35 синагог, известных под названием «Тора». В каждой Торе был хакам , « муаллим кабир » (старший учитель) и « муаллим сагир » (младший учитель). основал В 1865 году Всемирный израильский союз здесь школу для мальчиков, в которой в 1899 году обучалось 254 ученика; в 1895 году тот же орган основал школу для девочек, в которой в 1899 году обучалось 132 ученицы. Существует также еврейская школа подмастерьев для обучения багдадских мальчиков промышленному производству. Изучение английского языка поощряется фондом, созданным Сайласом Сассуном , членом семьи Сассун, берущей свое начало в Багдаде. Дэвид Сассун , основатель семьи, родился здесь в 1793 году. [4] Обадия Халеви (р. 1810) был Хахамом Баши из Багдада в середине 19 века.

В последние годы девятнадцатого века в Багдаде было напечатано несколько книг на иврите, особенно Соломоном Бехором Хусейном [ он ] ; например, ספר פתרון חלומות (вторая часть произведения Соломона Алмоли ), 1892 г.; מרפא לעצם Исаака Фархи ; [50] история Эстер, рассказанная на арабском языке Джозефом аль-Шамсани ; Слава Давиду Сассонскому Мардохею Моисею ; [51] и Масе нисим о чудесах, происшедших в Палестине , взятых из ворот Иерусалима. [52] Из более ранних работ можно упомянуть ספר קרנות צדיק Давида Салиха Якоба , опубликованную Рахамимом Рувимом Мордекаем и компанией , 1867 г., [53] и Книга пословиц лисиц, напечатанная Иудой Моисеем Джошуа , 1874 г. [4] [54]

В двадцатом веке

[ редактировать ]
Хахам Авраам Гилель из Багдада
Хахам Йосеф Хайим из Багдада
Хахам Симон Агасси из Багдада и его сын, примерно 1910 год.

В 1912 году С. Н. Готлиб перечисляет раввинов Багдада:

Древности, представляющие еврейский интерес

[ редактировать ]

Багдад и его окрестности обладают определенным количеством древностей, представляющих еврейский интерес. Большая мечеть с гробницей посвящена памяти святого Абд марабута эль-Кадера , прозванного Великим. Согласно местной еврейской традиции, это могила раввина Хосе ха-Галили . В часе езды от города находится мавзолей , окруженный восемью миндальными деревьями . Популярное мнение гласит, что это могила первосвященника Иисуса Навина, упомянутого в Захарии 3; Аггей 1:1 и т. д. Евреи Багдада совершают паломничество туда раз в месяц. В двух с половиной днях пути к югу от Багдада находится Хилле , где показаны руины древнего Вавилона, а неподалеку находится колодец, называемый туземцами «Колодцем Даниила», в который, согласно местной традиции, был погружен Даниил. брошен. Рядом с берегом Евфрата находится Кабур Кепиль , деревня, в которой, как говорят, находится могила пророка Иезекииля . Рядом с гробницей находятся две древние синагоги, в одной из которых хранится священный свиток, который, как утверждают одни, принадлежал пророку, а другие — Анан , основатель караизма . В этой синагоге также есть гениза . Говорят, что в деревне находятся гробницы Седекии и других царей Иудеи , а также пророка Софонии . В трёх часах пути от Багдада, опять же к югу, и недалеко от Тигра, могила Эзры Писца показана (близ Гурны (Курны) , между Багдадом и Басорой ), одинаково почитаемого евреями и арабами. Он покрыт надписями, ныне неразборчивыми. [4]

Другая могила, которую посещали евреи Багдада, – это могила Даниила недалеко от Хиллы . [4]

  1. ^ Кетубот 7б. Надписи 7b   (на иврите) – через Wikisource . {{citation}}: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка )
  2. ^ Зебахим 9а. Зебахим 10   (на иврите) – через Wikisource . {{citation}}: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка )
  3. ^ Странно, Ги Ле (1900). Багдад во времена Аббасидского халифата . п. 150 . Проверено 19 мая 2016 г.
  4. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Готтейл, Ричард ; Франко, М. (1901–1906). «БАГДАД» . В Сингере, Исидор ; и др. (ред.). Еврейская энциклопедия . Нью-Йорк: Фанк и Вагналлс . Проверено 17 мая 2016 г.
    Еврейской энциклопедии : Библиография
  5. ^ Грец, Генрих (1896). Примечания и дополнения к пятой части [ Приложение к тому 5 ] (на иврите). Варшава. п. 46 . Проверено 19 мая 2016 г. {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  6. ^ Штайншнейдер, Мориц (1877). Полемическая и апологетическая литература на арабском языке между мусульманами, христианами и евреями (на немецком языке). Лейпциг. п. 293 . Проверено 19 мая 2016 г. {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  7. ^ Перейти обратно: а б Штайншнейдер, М. (октябрь 1899 г.). «Введение в арабскую литературу евреев». Еврейский ежеквартальный обзор . 12 (1). Издательство Пенсильванского университета : 115. JSTOR   1450575 .
  8. Гейгер , Научный журнал , т. 398; Грец , « История евреев », т. 479.
  9. ^ Грец, Генрих (1860). История ( евреев на немецком языке). Том 5. Магдебург. п. 479 . Проверено 19 мая 2016 г. {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  10. ^ (Грец, « История евреев », еврейский перевод, III. 311)
  11. ^ Грец, Генрих (1893). Хроники Израиля [ История евреев ] (на иврите). Том. 3. Варшава. п. 311 . Проверено 20 мая 2016 г. {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  12. ^ (Грец, ib. iii. 508
  13. ^ Грец, Генрих (1893). Хроники Израиля [ История евреев ] (на иврите). Том. 3. Варшава. п. 508 . Проверено 20 мая 2016 г. {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  14. ^ Грец, Генрих (1893). Хроники Израиля [ История евреев ] (на иврите). Том. 3. Варшава. п. 274 . Проверено 22 мая 2016 г. {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  15. ^ Грец, Генрих (1893). Хроники Израиля [ История евреев ] (на иврите). Том. 3. Варшава. п. 306 . Проверено 22 мая 2016 г. {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  16. ^ Грец, Генрих (1893). Хроники Израиля [ История евреев ] (на иврите). Том. 3. Варшава. п. 308 . Проверено 22 мая 2016 г. {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  17. ^ Грец, Генрих (1893). Хроники Израиля [ История евреев ] (на иврите). Том. 3. Варшава. п. 166 . Проверено 22 мая 2016 г. {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  18. ^ Грец, Генрих (1895–96). Примечания и дополнения к четвертой части [ Приложение к тому 4 ] (на иврите). Варшава. п. 47 . Проверено 8 июня 2016 г. {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  19. ^ (Ха-Коэн), Джозеф (1858). Эмек хаБача (на немецком языке). Лейпциг. п. 27 . Проверено 25 мая 2016 г. {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  20. ^ (Ха-Коэн), Джозеф (1858). Эмек хаБача (на немецком языке). Лейпциг. п. 167 . Проверено 1 июня 2016 г. {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  21. ^ Ибн Верга, Соломон (1855 г.). Винер, Меир (ред.). Шебет Иуда Колено Иуды (на иврите). Ганновер. п. 50 . Проверено 6 июня 2016 г. {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  22. ^ Пока (1887). Нойбауэр, Адольф (ред.). Коцам из слов Йосефа рабби Йосефу бен Ицхаку Самбари (на иврите). Том. 1. Оксфорд: Кларендон Пресс . п. 123 . Проверено 8 июня 2016 г.
  23. ^ Грец, Генрих (1894). Хроники Израиля [ История евреев ] (на иврите). Том. 4. Варшава. п. 308 . Проверено 8 июня 2016 г. {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  24. ^ Грец, Генрих (1895–96). Новое и старое (на иврите). Том. 4. Варшава. п. 44 . Проверено 10 июня 2016 г. {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  25. ^ Грец, Генрих (1861). История ( евреев на немецком языке). Том 6. Лейпциг. п. 362 . Проверено 16 июня 2016 г. {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  26. ^ Грец, Генрих (1861). История ( евреев на немецком языке). Том 6. Лейпциг. п. 460 . Проверено 17 июня 2016 г. {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  27. ^ Грец, Генрих (1894). Хроники Израиля [ История евреев ] (на иврите). Том. 4. Варшава. п. 459 . Проверено 21 июня 2016 г. {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  28. ^ «Хе-Халух» пионер (на иврите). 3 . Львов. 1856–57: 150 . Проверено 21 июня 2016 г. {{cite journal}}: Для цитирования журнала требуется |journal= ( помощь )
  29. ^ Йеор, Летучая мышь (1985). Тема: Евреи и христиане в исламе . Ассошиэйтед Юниверсити Пресс. ISBN  978-0-8386-3233-8 .
  30. ^ Эдельхейт, Гершель (19 сентября 2019 г.). История сионизма: справочник и словарь . Рутледж. ISBN  978-0-429-72104-5 .
  31. ^ Йеор, Летучая мышь (1996). Упадок восточного христианства при исламе: от джихада к зиммиту: седьмой-двадцатый век . Университет Фэрли Дикинсон Пресс. ISBN  978-0-8386-3688-6 .
  32. ^ Ксантини (09.10.2023). «Список преступлений, совершенных мусульманами против евреев, начиная с VII века» . Середина . Проверено 29 апреля 2024 г.
  33. ^ «Обращение с евреями в арабских/исламских странах» . www.jewishvirtuallibrary.org . Проверено 29 апреля 2024 г.
  34. ^ «В несогласии с лордом раввином Джонатаном Саксом» . ВРЕМЕНА ИЗРАИЛЯ .
  35. ^ Израильские летописи (на немецком языке). Франкфурт-на-Майне: Иоганн Давид Зауэрлендер. 1839. с. 197 . Проверено 22 июня 2016 г.
  36. ^ Франко, М. (1897). История израильтян Османской империи (на французском языке). Париж: А. Дюрлахер. п. 132 . Проверено 5 июля 2016 г. богатый банкир из Багдада.
  37. ^ Пареха, Рейнальдо (09 марта 2020 г.). Единство: универсальный принцип, присущий всему творению . Корпорация Xlibris. ISBN  978-1-7960-9144-1 .
  38. ^ Израильтянин, Рафаэль (23 июня 2022 г.). Восстание зимми: прекращение рабства христиан и евреев в условиях ислама . Агентство стратегического книгоиздания и прав. ISBN  978-1-68235-684-5 .
  39. ^ Скольник, Фред; Беренбаум, Майкл (2007). Энциклопедия иудаики . Справочник Macmillan США. ISBN  9780028659411 .
  40. ^ Перейти обратно: а б Стерн, Генри А. (1854). Рассветы Света на Востоке . Лондон. п. 46 . Проверено 12 июля 2016 г. {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  41. ^ Роланд, Джоан Г. (1989). Еврейские общины Индии: идентичность в колониальную эпоху . Издатели транзакций. ISBN  9781412837484 .
  42. ^ Перейти обратно: а б Бен-Джейкоб, Авраам (1965). История евреев в Ираке (на иврите). Институт Бен-Цви Еврейского университета, Кириат-Сефер.
  43. ^ Кюине, Виталь (1894). Азиатская Турция (на французском языке). Полет. 3. Париж. п. 66 . Проверено 11 июля 2016 г. {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  44. ^ Кюине, Виталь (1894). Азиатская Турция (на французском языке). Полет. 3. Париж. п. 97 . Проверено 11 июля 2016 г. {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  45. ^ Кюине, Виталь (1894). Азиатская Турция (на французском языке). Полет. 3. Париж. п. 104 . Проверено 11 июля 2016 г. {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  46. ^ Слонимский, Хайим Селиг , изд. (12 июля 1876 г.). «Ха-Цефира» сирена (на иврите). 3 (26). Варшава: 202 . Проверено 15 июля 2016 г. {{cite journal}}: Для цитирования журнала требуется |journal= ( помощь )
  47. ^ Слонимский, Хайим Селиг , изд. (30 мая 1877 г.). «Ха-Цефира» сирена (на иврите). 4 (20). Варшава: 157 . Проверено 15 июля 2016 г. {{cite journal}}: Для цитирования журнала требуется |journal= ( помощь )
  48. ^ Слонимский, Хайим Селиг , изд. (27 июня 1877 г.). «Ха-Цефира» сирена (на иврите). 4 (24). Варшава: 188 . Проверено 15 июля 2016 г. {{cite journal}}: Для цитирования журнала требуется |journal= ( помощь )
  49. ^ Слонимский, Хайим Селиг , изд. (25 июля 1877 г.). «Ха-Цефира» сирена (на иврите). 4 (28). Варшава: 221 . Проверено 15 июля 2016 г. {{cite journal}}: Для цитирования журнала требуется |journal= ( помощь )
  50. ^ Фархи, Исаак (1892). Лечит кость (на иврите). Багдад: Соломон Бехор Хусейн . Проверено 19 июля 2016 г.
  51. ^ Сассон Мордехай Моисей (1892 г.). Слава Дэвиду (на иврите). Багдад . Проверено 19 июля 2016 г. {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  52. ^ Хусейн, Соломон Бехор. Чудо (на иврите) . Проверено 19 июля 2016 г.
  53. ^ Давид Салих Якоб (1867 г.). Книга о праведных деньгах (на иврите). Багдад: Рахамим Рубен Мордехай и компания . Проверено 19 июля 2016 г.
  54. ^ Берехия ха-Накдан (1874 г.). Книга пословиц лисиц (на иврите). Багдад: Иуда Моисей Джошуа . Проверено 19 июля 2016 г.
  55. ^ Готлиб, Ш. Н. (1912). Схема Охоле я там . Пинск. п. 479 . Проверено 23 июня 2016 г. {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  56. ^ Перейти обратно: а б с д Готлиб, Ш. Н. (1912). Схема Охоле я там . Пинск. п. 480 . Проверено 23 июня 2016 г. {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: ce83343e3546655760fe81b47e7b0e46__1721482620
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ce/46/ce83343e3546655760fe81b47e7b0e46.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
History of the Jews in Baghdad - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)