История евреев в Багдаде
В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
При Аббасидских халифах
[ редактировать ]Согласно арабской традиции, город Багдад был основан в середине восьмого века аббасидским халифом Аль-Мансуром . По данным Еврейской энциклопедии , тот факт, что вавилонский город по имени Багдад уже упоминается в Талмуде ( Кетубот 7б, [1] Зебахим 9а [2] ) предполагает, что халиф Мансур лишь перестроил и расширил старый персидский город Багдад. На то, что Багдад изначально был персидским городом, указывает название, которое, как полагают, имеет персидское происхождение. Расположенный на левом берегу Тигра , город находился в непосредственной близости от двух центров еврейской духовной жизни — Суры и Пумбедиты . Поскольку халиф очень хотел, чтобы население его новой резиденции увеличилось, он не оказал сопротивления евреям, поселившимся там и образовавшим общину. Их стало настолько много, что один из мостов через Кархайю в западном пригороде назывался Кантара аль-Яхуд «Еврейский мост» ( Ги Ле Стрейндж , « Багдад во время Аббасидского халифата », стр. 150), [3] и Якут аль-Хамави упоминает, что еврейский квартал Дар аль-Яхуд находился по соседству (iv. 1045).
Время от времени евреев беспокоило возобновление ограничений в отношении немусульман. Эти правила были впервые возобновлены Гаруном ар-Рашидом (786–809), который приказал евреям и христианам носить отличительные знаки на своей одежде, воздерживаться от верховой езды и терпеть другие подобные унижения. Позднее эти ограничения были смягчены, но вновь были введены Аль-Мутаваккилем (880 г.), который зашел так далеко, что превратил синагоги в мечети . евреи занимали государственные должности . Однако при Аль-Мутадиде (892–902) [4]
Будучи резиденцией халифата, Багдад быстро приобрел известность. Это был дом еврейского образования ; и там жили многие выдающиеся личности. Аарон бен Самуил ха-Наси Вавилонский, мистик девятого века, прибыл в Италию из этого города ( Грец , « История евреев », еврейский перевод, т., Приложение, стр. 46). [5] Его важность во времена геонимов нельзя недооценивать, поскольку в это время он часто упоминается под названием «Вавилон» ( בבל ). (О названии עדינה см. Штейншнейдер , « Полемическая и апологетическая литература на арабском языке между мусульманами, христианами и евреями » стр. 293; [6] То же, « Hebräische Bibliographie » xiii. 90; « Еврейское ежеквартальное обозрение », xii. 115 [7] ). Багдад принадлежал скорее академии Пумбедита, чем академии Сура , но главы еврейской общины в обоих местах приезжали в город халифа, чтобы принести присягу реш галута или эксиларху. [8] [9] ). [4]
По данным Еврейской энциклопедии, евреи Багдада пострадали от караимского раскола . Измаил Укбарский (ок. 840 г. ) происходил из места в семи милях от города; и Сахль бен Мацлия (одиннадцатый век) публично проповедовал на улицах против раввинистического иудаизма . То же самое ему ответил Иаков бен Самуил : [10] [11] Абу Имран аз-Зафарани основатель новой секты, родился в Багдаде в девятом веке. [12] [13] ). [4]
Во времена халифа аль-Мутадида евреям Багдада жилось хорошо благодаря доброму обращению, оказанное им визирем Убайд Аллахом ибн Сулейманом . Главами общины были Иосиф бен Финеас и его зять Натира (Грец, ib. iii. 274). [14] Гаон Аарон ибн Саргадо (943-960) происходил из Багдада, и именно здесь его родственник Кашер ибн Авраам был призван урегулировать спор, в который он был вовлечен (Грец, ib. iii. 306, [15] 308 [16] ). Около 950 года грамматист Дунаш бен Лабрат находился в Багдаде; и в этом городе гаоны Хай , Кимуи бар Раб Ахай и Йехудай бар Самуил были чиновниками (דייני דבבא בבגדד) до того, как отправиться в Пумбедиту. По словам Хая (умер в 1038 г.), багдадские евреи его времени имели обыкновение произносить «Абода Дня искупления» как утром , так и на службе мусаф (Graetz, ib. iii. 166). [17] Также вероятно, что экзегет и путешественник Авраам ибн Эзра посетил Багдад между 1138 и 1140 годами (см. его комментарий к Исходу 25:18). Сын Ибн Эзры Исаак , который, вероятно, пришел с ним и был крещен, написал в Багдаде (1143 г.) стихотворение в честь другого новообращенного, Натаниэля Хибат Аллаха (« Кокбе Йихах », 1858, стр. 23; Грец, « История Евреи », Еврейский перевод, iv., Приложение, стр. 47. [18] ). [4]
В двенадцатом веке
[ редактировать ]В двенадцатом веке евреи Багдада вновь обрели некоторую степень самоуправления. Халиф Аль-Муктафи богатого человека Самуэля бен Хисдая назначил эксилархом Багдада . Он собирал налоги, отдавая определенную часть в государственную казну; и все важные назначения должны были получить его санкцию. И Вениамин Туделинский , и Петахия Регенсбургский посетили Багдад и оставили интересную информацию о тамошних евреях. По словам Беньямина, в его время в городе было 23 синагоги, 1000 еврейских семей и 10 ешиботов (раввинских школ). Однако, по словам Петахии, «в Багдаде есть три синагоги, помимо синагоги, построенной Даниилом на том месте, на котором ангел стоял на берегу реки... как написано в Книге Даниила ». Петахия добавляет: «У главы академии много слуг. Всякого, кто не выполняет немедленно его приказаний, они бьют ; поэтому люди боятся его... Он одет в золотые и цветные одежды, как царь; его дворец также увешан дорогими гобелены, подобные королевскому». [4]
Наиболее видными руководителями иешиботов были в то время Али и его сын Самуэль . Дэвид Элрой учился у Али в то время, когда Хисдай был эксилархом ( Винер , « Эмек ха-Бача », стр. 27, [19] 167; [20] « Шебет Иегуда », изд. Винер, с. 50; [21] Самбари , у Нойбауэра , « Средневековые еврейские хроники », т.е. 123; [22] Грец, « История евреев », еврейский перевод, IV. 308 [23] ). Репутация Самуила, кажется, распространилась повсюду; раввин ибо мы узнаем, что киевский Моисей приехал из России специально для того, чтобы получить от него информацию (Эпштейн, в « Monatsschrift für die Geschichte und Wissenschaft des Judentums », xxxix. 511, 512; Graetz, ib. iv. 44). [24] ). Именно этот Самуил в последующие годы был решительным противником Маймонида и сделал Багдад того времени рассадником антимаймонистских интриг (Graetz, ib. Приложение, стр. 34). Ученик Маймонида Ибн Акнин разработал план открытия школы в Багдаде с целью распространения учения своего учителя. Маймонид, однако, отговаривал его от подобных действий, поскольку он хотел избавить его от сопротивления, с которым, как он знал, столкнется Ибн Акнин (Grätz, « Geschichte der Juden », VI. 362). [25] Даниил , сын Хисдая, последовал за своим отцом в должности, но он не оставил сына; и хотя двое его двоюродных братьев в Мосуле претендовали на то, чтобы занять этот пост, недолговечное возрождение реш галута подошло к концу (Grätz, " Geschichte der Juden ", VI. 460; [26] Еврейский перевод, iv. 459, [27] Приложение, с. 59). Анонимный автор еврейско-арабского Дивана, опубликованного в « Хе-Халук », iii. 150 [28] (рук. Бодлиан 2424 и руко. в сборнике Э. Н. Адлера ), жившего до середины тринадцатого века, доехал до Багдада, где встретился с главой ешивы (« Еврейское ежеквартальное обозрение », xii. 115, [7] 202). [4]
В тринадцатом веке
[ редактировать ]Численность и влияние евреев Багдада значительно уменьшились не только из-за общего движения евреев в Европу и крестовых походов , но также из-за штурма города монголами . Однако у Аргуна (1284–1291 гг.) в Багдаде был еврейский врач Саад ад-Даула , с которым султан советовался по всем финансовым вопросам; но после смерти Аргуна положение, которое евреи завоевали благодаря Сааду ад-Дауле, было быстро потеряно, и улицы города залились еврейской кровью (см. « Revue Etudes Juives », xxxvi. 254). [4]
В четырнадцатом веке
[ редактировать ]Принудительное обращение имело место в Багдаде в 1333 и 1344 годах. [29] [30] [31] [32] [33] [34]
В пятнадцатом веке
[ редактировать ]С падением власти Аббасидов Восточный халифат пришел в упадок. О евреях Багдада в последующий период известно очень мало, и мы можем найти лишь несколько заметок кое-где в трудах путешественников, проезжавших через это место. В 1400 году город был осажден Тамерланом , и многие евреи, укрывшиеся здесь из других деревень, погибли ( Йост , « Израильские Анналы », 1839, стр. 197). [35] ). [4]
В семнадцатом и восемнадцатом веках
[ редактировать ]Педро Тейшейра в начале семнадцатого века нашел в Багдаде от 20 000 до 30 000 домов, из которых от 200 до 300 были заселены евреями. Он говорит, что они жили в определенной части города, где их « канис » (синагога). находилась [4] В начале семнадцатого века ось месопотамского еврейства начала смещаться обратно в сторону Багдада.
В девятнадцатом веке
[ редактировать ]В начале девятнадцатого века Иезекииль Багдадли был самым богатым банкиром в городе. Он занялся политикой и отправился в Константинополь , где пользовался большим влиянием как придворный банкир (« сараф баши »). армянские интриги Однако стали причиной его падения, и он был казнен между 1820 и 1826 годами в Адалии в Малой Азии ( Франко , « L'Histoire des Israelites de l'Empire Ottoman », стр. 132). [36] ). [4]
Евреи были убиты в Багдаде в 1828 году. [37] [38]
Путешественник Дж. Дж. Бенджамин был в Багдаде в 1847 году и сообщает нам, что евреи в то время насчитывали 3000 семей и жили в счастливых условиях. Они подчинялись « Хакхам Баши », назначенному Блистательной Портой . Их дайанимами или руководителями раввинов были Яаков бен Иосиф , Илия Обадия и раввин Абдола (Абдаллах) . Каждый еврей мужского пола в общине платил налог, размер которого варьировался от 15 до 120 пиастров в год. Рафаэлем Кассином был Хахам Баши, а рядом с ним по рангу был наси Иосиф Моисей Рувим . В ешиве тогда было шестьдесят учеников, которыми руководил Абдулла бен Авраам Сеумех .
Хотя евреи проживали в определенной части города, жить в этом квартале для них не было обязательным. Из девяти синагог, о которых упоминает Дж. Дж. Беньямин, восемь располагались в одном дворе; а девятым было большое здание, опирающееся на шестнадцать колонн, называемое «Бет ха-Кенесет Шейх Исаак Гаон», в боковой комнате которого было погребено тело этого святого. [4] Багдад был культурным центром еврейского образования: в начале девятнадцатого века крупнейшая библиотека города находилась в руках астронома, поэта и общинного лидера Соломона Матука . [39]
Торговля Багдада с Индией тогда находилась в основном в руках евреев, имевших мануфактуры в Калькутте , Бомбее , Сингапуре и Кантоне . Это подтверждается свидетельством преподобного Генри А. Стерна (« Рассветы света на Востоке », стр. 46, Лондон, 1854 г.), [40] кто говорит: [4]
«Евреи... являются управляющим элементом этого места. Они имеют свои палатки на каждом базаре, занимают все основные караван-сараи... и полностью контролируют банковскую деятельность и монополии». [40]
В середине девятнадцатого века, во время правления Давуда-паши Багдада, ведущие еврейские семьи города подвергались преследованиям со стороны османского губернатора. [41] Это привело к тому, что многие ведущие семьи, такие как семья Сассун и семья Иуды, произошедшие от Соломона Матука , покинули город и перебрались в быстро развивающиеся портовые города Британской Индии. [42] Так возникла торговая сеть и диаспора ближневосточных евреев в Азии, известная как евреи Багдади . [42] Дэвида Сассуна стали считать лидером еврейской торговой диаспоры Багдади , а его друг и родственник Иезекииль Иуда в Калькутте основал синагоги.
Штерн оценил еврейское население своего времени в 16 000 человек по сравнению с 1500 христианами и 40 000 мусульманами. Евреи в то время разделились на персов и арабов . 27 марта 1845 г. был объявлен « херем » (запрет) против всех, кто имел какое-либо отношение к миссионерам (ср. « Рассказ о следственной миссии к евреям от Шотландской церкви », 1848, II. 373). В 1860 году Х. Петерманн из Берлина обнаружил в Багдаде 1300 еврейских семей, из которых 2300 человек платили подушный налог . По его словам, самые старые еврейские семьи пришли сюда из Аны на Евфрате . По словам Виталя Кюне (« La Turquie d'Asie », III. 66), [43] 97, [44] 104 [45] проживало 53 800 евреев ), в 1890 году в вилайете Багдад , из них 52 500 проживали в Багдаде, 500 в Хилле и 800 в Кербеле . Он сообщает, что количество начальных школ составляет 52, синагог — 22, а кладбищ — 2. Женщины и маленькие дети в то время занимались изготовлением так называемых « агабани », одежды из европейских тканей , вышитой индийским шелком. . Торговля вавилонскими и ассирийскими древностями находится в основном в руках евреев Багдада ( Делич , « Вавилон », 2-е издание, 1901, с. 5). [4]
Об истории евреев второй половины XIX века известно очень мало. В 1876 и 1877 годах город подвергся нападению чумы, в результате чего евреи понесли ужасные лишения. На какое-то время они были вынуждены покинуть город и разбить лагерь в пустыне (« Ха-Цефира », III, № 26, стр. 202; [46] iv., № 20, с. 157; [47] № 24, с. 188; [48] № 28, с. 221 [49] ). Отношения евреев со своими братьями-неевреями по большей части были дружескими. Однако в 1860 году была предпринята попытка лишить евреев гробницы Иезекииля , расположенной недалеко от города и посещаемой евреями в месяце Аба . Англо -еврейская ассоциация В дело вмешалась ; и гробница была возвращена ее законным владельцам. Аналогичная трудность возникла в 1889 году в отношении святыни под названием «Наби Юша» или «Коэн Юша», расположенной примерно в часе ходьбы от города в небольшом здании, затененном восемью гигантскими деревьями. первосвященник Иисус Навин ( Захария 3:1 Говорят, что здесь был похоронен ); и, по словам Тейшейры и Дж. Дж. Беньямина, евреи привыкли совершать туда паломничество каждый месяц. Святыня поддерживается за счет пожертвований евреев Багдада и Индии и используется не только как синагога, но и как место захоронения раввинов. Один из последних был похоронен здесь в 1889 году, и из-за спора о том, действительно ли это имущество принадлежало евреям или мусульман , началось преследование первых, а главные евреи города, включая главного раввина , были заключены в тюрьму по указанию губернатора. Мемориал по этому поводу был адресован маркизу Солсбери 25 октября 1889 года от имени Еврейского совета депутатов и Англо-еврейской ассоциации, в результате чего губернатор был отстранен от должности. В 1899 году евреи насчитывали 35 000 душ и имели от 30 до 35 синагог, известных под названием «Тора». В каждой Торе был хакам , « муаллим кабир » (старший учитель) и « муаллим сагир » (младший учитель). основал В 1865 году Всемирный израильский союз здесь школу для мальчиков, в которой в 1899 году обучалось 254 ученика; в 1895 году тот же орган основал школу для девочек, в которой в 1899 году обучалось 132 ученицы. Существует также еврейская школа подмастерьев для обучения багдадских мальчиков промышленному производству. Изучение английского языка поощряется фондом, созданным Сайласом Сассуном , членом семьи Сассун, берущей свое начало в Багдаде. Дэвид Сассун , основатель семьи, родился здесь в 1793 году. [4] Обадия Халеви (р. 1810) был Хахамом Баши из Багдада в середине 19 века.
В последние годы девятнадцатого века в Багдаде было напечатано несколько книг на иврите, особенно Соломоном Бехором Хусейном ; например, ספר פתרון חלומות (вторая часть произведения Соломона Алмоли ), 1892 г.; מרפא לעצם Исаака Фархи ; [50] история Эстер, рассказанная на арабском языке Джозефом аль-Шамсани ; Слава Давиду Сассонскому Мардохею Моисею ; [51] и Масе нисим о чудесах, происшедших в Палестине , взятых из ворот Иерусалима. [52] Из более ранних работ можно упомянуть ספר קרנות צדיק Давида Салиха Якоба , опубликованную Рахамимом Рувимом Мордекаем и компанией , 1867 г., [53] и Книга пословиц лисиц, напечатанная Иудой Моисеем Джошуа , 1874 г. [4] [54]
В двадцатом веке
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в расширении . Вы можете помочь, добавив к нему . ( июль 2023 г. ) |
В 1912 году С. Н. Готлиб перечисляет раввинов Багдада:
- Раввин Иешескиэль Мойше Леви Даян [55]
- Раввин Авраам Гилель [56]
- Хахам Симон Агасси [56]
- Раввин Якоб (сын раввина Йосефа Хайима ) [56]
- Раввин Иегуда Афтия [56]
Древности, представляющие еврейский интерес
[ редактировать ]Багдад и его окрестности обладают определенным количеством древностей, представляющих еврейский интерес. Большая мечеть с гробницей посвящена памяти святого Абд марабута эль-Кадера , прозванного Великим. Согласно местной еврейской традиции, это могила раввина Хосе ха-Галили . В часе езды от города находится мавзолей , окруженный восемью миндальными деревьями . Популярное мнение гласит, что это могила первосвященника Иисуса Навина, упомянутого в Захарии 3; Аггей 1:1 и т. д. Евреи Багдада совершают паломничество туда раз в месяц. В двух с половиной днях пути к югу от Багдада находится Хилле , где показаны руины древнего Вавилона, а неподалеку находится колодец, называемый туземцами «Колодцем Даниила», в который, согласно местной традиции, был погружен Даниил. брошен. Рядом с берегом Евфрата находится Кабур Кепиль , деревня, в которой, как говорят, находится могила пророка Иезекииля . Рядом с гробницей находятся две древние синагоги, в одной из которых хранится священный свиток, который, как утверждают одни, принадлежал пророку, а другие — Анан , основатель караизма . В этой синагоге также есть гениза . Говорят, что в деревне находятся гробницы Седекии и других царей Иудеи , а также пророка Софонии . В трёх часах пути от Багдада, опять же к югу, и недалеко от Тигра, могила Эзры Писца показана (близ Гурны (Курны) , между Багдадом и Басорой ), одинаково почитаемого евреями и арабами. Он покрыт надписями, ныне неразборчивыми. [4]
Другая могила, которую посещали евреи Багдада, – это могила Даниила недалеко от Хиллы . [4]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Кетубот 7б. Wikisource .
{{citation}}
: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) (на иврите) – через - ^ Зебахим 9а. Wikisource .
{{citation}}
: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) (на иврите) – через - ^ Странно, Ги Ле (1900). Багдад во времена Аббасидского халифата . п. 150 . Проверено 19 мая 2016 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Готтейл, Ричард ; Франко, М. (1901–1906). «БАГДАД» . В Сингере, Исидор ; и др. (ред.). Еврейская энциклопедия . Нью-Йорк: Фанк и Вагналлс . Проверено 17 мая 2016 г.
Еврейской энциклопедии : Библиография- В дополнение к указанным выше источникам:
- Бенджамин Туделинский , Маршрут, изд. Ашер, Индекс, св;
- Путешествия раввина Петахии , изд. А. Бениш , стр. 15 , 25 , 31 , 81 ;
- Дж. Ле Стрейндж , Багдад под властью Аббасидского халифата , с. 150 , Оксфорд , 1900;
- М. Стрек , Древний пейзаж Вавилонии по мнению арабских географов , Лейден , 1900, с. 85 ;
- Джей Джей Бенджамин II. , «Восемь лет в Азии и Африке» , стр. 109 и последующие, Ганновер , 1859 г.;
- В. Шур , «Игры жизни», с. 7, Вена, 1882 г.;
- Моррис Коэн, Домашняя жизнь евреев в Багдаде , в отчетах Англо-еврейской ассоциации , 1880, стр. 74, 1881, с. 71, 1882, с. 29, 1886, с. 38;
- сравните также там же. 1889, с. 18 (статьи Коэна были перепечатаны в Allg. Zeit. des Judentums , xliv. 538 и след.).
- В дополнение к указанным выше источникам:
- ^ Грец, Генрих (1896). Примечания и дополнения к пятой части [ Приложение к тому 5 ] (на иврите). Варшава. п. 46 . Проверено 19 мая 2016 г.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Штайншнейдер, Мориц (1877). Полемическая и апологетическая литература на арабском языке между мусульманами, христианами и евреями (на немецком языке). Лейпциг. п. 293 . Проверено 19 мая 2016 г.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Перейти обратно: а б Штайншнейдер, М. (октябрь 1899 г.). «Введение в арабскую литературу евреев». Еврейский ежеквартальный обзор . 12 (1). Издательство Пенсильванского университета : 115. JSTOR 1450575 .
- ↑ Гейгер , Научный журнал , т. 398; Грец , « История евреев », т. 479.
- ^ Грец, Генрих (1860). История ( евреев на немецком языке). Том 5. Магдебург. п. 479 . Проверено 19 мая 2016 г.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ (Грец, « История евреев », еврейский перевод, III. 311)
- ^ Грец, Генрих (1893). Хроники Израиля [ История евреев ] (на иврите). Том. 3. Варшава. п. 311 . Проверено 20 мая 2016 г.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ (Грец, ib. iii. 508
- ^ Грец, Генрих (1893). Хроники Израиля [ История евреев ] (на иврите). Том. 3. Варшава. п. 508 . Проверено 20 мая 2016 г.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Грец, Генрих (1893). Хроники Израиля [ История евреев ] (на иврите). Том. 3. Варшава. п. 274 . Проверено 22 мая 2016 г.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Грец, Генрих (1893). Хроники Израиля [ История евреев ] (на иврите). Том. 3. Варшава. п. 306 . Проверено 22 мая 2016 г.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Грец, Генрих (1893). Хроники Израиля [ История евреев ] (на иврите). Том. 3. Варшава. п. 308 . Проверено 22 мая 2016 г.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Грец, Генрих (1893). Хроники Израиля [ История евреев ] (на иврите). Том. 3. Варшава. п. 166 . Проверено 22 мая 2016 г.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Грец, Генрих (1895–96). Примечания и дополнения к четвертой части [ Приложение к тому 4 ] (на иврите). Варшава. п. 47 . Проверено 8 июня 2016 г.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ (Ха-Коэн), Джозеф (1858). Эмек хаБача (на немецком языке). Лейпциг. п. 27 . Проверено 25 мая 2016 г.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ (Ха-Коэн), Джозеф (1858). Эмек хаБача (на немецком языке). Лейпциг. п. 167 . Проверено 1 июня 2016 г.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Ибн Верга, Соломон (1855 г.). Винер, Меир (ред.). Шебет Иуда Колено Иуды (на иврите). Ганновер. п. 50 . Проверено 6 июня 2016 г.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Пока (1887). Нойбауэр, Адольф (ред.). Коцам из слов Йосефа рабби Йосефу бен Ицхаку Самбари (на иврите). Том. 1. Оксфорд: Кларендон Пресс . п. 123 . Проверено 8 июня 2016 г.
- ^ Грец, Генрих (1894). Хроники Израиля [ История евреев ] (на иврите). Том. 4. Варшава. п. 308 . Проверено 8 июня 2016 г.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Грец, Генрих (1895–96). Новое и старое (на иврите). Том. 4. Варшава. п. 44 . Проверено 10 июня 2016 г.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Грец, Генрих (1861). История ( евреев на немецком языке). Том 6. Лейпциг. п. 362 . Проверено 16 июня 2016 г.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Грец, Генрих (1861). История ( евреев на немецком языке). Том 6. Лейпциг. п. 460 . Проверено 17 июня 2016 г.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Грец, Генрих (1894). Хроники Израиля [ История евреев ] (на иврите). Том. 4. Варшава. п. 459 . Проверено 21 июня 2016 г.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ «Хе-Халух» пионер (на иврите). 3 . Львов. 1856–57: 150 . Проверено 21 июня 2016 г.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Йеор, Летучая мышь (1985). Тема: Евреи и христиане в исламе . Ассошиэйтед Юниверсити Пресс. ISBN 978-0-8386-3233-8 .
- ^ Эдельхейт, Гершель (19 сентября 2019 г.). История сионизма: справочник и словарь . Рутледж. ISBN 978-0-429-72104-5 .
- ^ Йеор, Летучая мышь (1996). Упадок восточного христианства при исламе: от джихада к зиммиту: седьмой-двадцатый век . Университет Фэрли Дикинсон Пресс. ISBN 978-0-8386-3688-6 .
- ^ Ксантини (09.10.2023). «Список преступлений, совершенных мусульманами против евреев, начиная с VII века» . Середина . Проверено 29 апреля 2024 г.
- ^ «Обращение с евреями в арабских/исламских странах» . www.jewishvirtuallibrary.org . Проверено 29 апреля 2024 г.
- ^ «В несогласии с лордом раввином Джонатаном Саксом» . ВРЕМЕНА ИЗРАИЛЯ .
- ^ Израильские летописи (на немецком языке). Франкфурт-на-Майне: Иоганн Давид Зауэрлендер. 1839. с. 197 . Проверено 22 июня 2016 г.
- ^ Франко, М. (1897). История израильтян Османской империи (на французском языке). Париж: А. Дюрлахер. п. 132 . Проверено 5 июля 2016 г.
богатый банкир из Багдада.
- ^ Пареха, Рейнальдо (09 марта 2020 г.). Единство: универсальный принцип, присущий всему творению . Корпорация Xlibris. ISBN 978-1-7960-9144-1 .
- ^ Израильтянин, Рафаэль (23 июня 2022 г.). Восстание зимми: прекращение рабства христиан и евреев в условиях ислама . Агентство стратегического книгоиздания и прав. ISBN 978-1-68235-684-5 .
- ^ Скольник, Фред; Беренбаум, Майкл (2007). Энциклопедия иудаики . Справочник Macmillan США. ISBN 9780028659411 .
- ^ Перейти обратно: а б Стерн, Генри А. (1854). Рассветы Света на Востоке . Лондон. п. 46 . Проверено 12 июля 2016 г.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Роланд, Джоан Г. (1989). Еврейские общины Индии: идентичность в колониальную эпоху . Издатели транзакций. ISBN 9781412837484 .
- ^ Перейти обратно: а б Бен-Джейкоб, Авраам (1965). История евреев в Ираке (на иврите). Институт Бен-Цви Еврейского университета, Кириат-Сефер.
- ^ Кюине, Виталь (1894). Азиатская Турция (на французском языке). Полет. 3. Париж. п. 66 . Проверено 11 июля 2016 г.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Кюине, Виталь (1894). Азиатская Турция (на французском языке). Полет. 3. Париж. п. 97 . Проверено 11 июля 2016 г.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Кюине, Виталь (1894). Азиатская Турция (на французском языке). Полет. 3. Париж. п. 104 . Проверено 11 июля 2016 г.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Слонимский, Хайим Селиг , изд. (12 июля 1876 г.). «Ха-Цефира» сирена (на иврите). 3 (26). Варшава: 202 . Проверено 15 июля 2016 г.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Слонимский, Хайим Селиг , изд. (30 мая 1877 г.). «Ха-Цефира» сирена (на иврите). 4 (20). Варшава: 157 . Проверено 15 июля 2016 г.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Слонимский, Хайим Селиг , изд. (27 июня 1877 г.). «Ха-Цефира» сирена (на иврите). 4 (24). Варшава: 188 . Проверено 15 июля 2016 г.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Слонимский, Хайим Селиг , изд. (25 июля 1877 г.). «Ха-Цефира» сирена (на иврите). 4 (28). Варшава: 221 . Проверено 15 июля 2016 г.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Фархи, Исаак (1892). Лечит кость (на иврите). Багдад: Соломон Бехор Хусейн . Проверено 19 июля 2016 г.
- ^ Сассон Мордехай Моисей (1892 г.). Слава Дэвиду (на иврите). Багдад . Проверено 19 июля 2016 г.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Хусейн, Соломон Бехор. Чудо (на иврите) . Проверено 19 июля 2016 г.
- ^ Давид Салих Якоб (1867 г.). Книга о праведных деньгах (на иврите). Багдад: Рахамим Рубен Мордехай и компания . Проверено 19 июля 2016 г.
- ^ Берехия ха-Накдан (1874 г.). Книга пословиц лисиц (на иврите). Багдад: Иуда Моисей Джошуа . Проверено 19 июля 2016 г.
- ^ Готлиб, Ш. Н. (1912). Схема Охоле я там . Пинск. п. 479 . Проверено 23 июня 2016 г.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Перейти обратно: а б с д Готлиб, Ш. Н. (1912). Схема Охоле я там . Пинск. п. 480 . Проверено 23 июня 2016 г.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )