Анан бен Давид
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( январь 2024 г. ) |
Анан Бен Давид ( иврит : ענן בן דוד , ок. 715 — ок. 795) широко считается крупным основателем караимского иудаизма . Его последователей называли ананитами, и они, как современные караимы, не считали раввинистическую еврейскую Устную Тору , такую как Мишна , авторитетной.
История
[ редактировать ]Со второй трети VII века и до середины VIII века в результате огромного интеллектуального волнения, вызванного по всей Западной Азии быстрыми ранними мусульманскими завоеваниями и столкновением ислама с религиями и культурами мира, возникло большое количество религиозных сект, особенно в Персии , Ираке , Сирии . Иудаизм не избежал этого всеобщего возбуждения; остатки сект Второго Храма обрели новую жизнь и снова замерцали перед своим окончательным исчезновением, а также возникли новые секты.
« Анан », что означает «Облако», никогда не было очень распространенным именем среди евреев, но оно засвидетельствовано в Библии: первоначальный Анан был одним из израильтян, скрепивших завет после возвращения из вавилонского плена в Неемии 10 . [ 1 ] ( Неемия 10:26 ).
Некоторые полемические отчеты дают Анану типичную предысторию, часто используемую в отношении «еретиков», а именно, что он потерпел неудачу в борьбе за власть внутри религиозного сообщества и в результате откололся. Согласно этим сообщениям, эксиларх или вождь евреев в Месопотамии , вероятно, Исаак Искави, умер около 760 года. Два брата из его ближайших родственников, вероятно, его племянники, Анан и Иосия (Хасан), были следующими в порядке преемственности возвышенного офис. В конце концов, Иосия был избран эксилархом геонимами или руководителями талмудических академий в Вавилонии , а также знатными людьми главных еврейских общин. Выбор подтвердил аббасидский халиф аль-Мансур (754–775).
История продолжается тем, что Анан был провозглашен эксилархом своими последователями, что было истолковано мусульманскими властями как восстание против власти халифа, который формально наделил Иосию этой должностью. Он был арестован властями в одно воскресенье 767 года и должен был быть казнен в следующую пятницу за государственную измену .
К счастью для Анана, как гласит история, он встретил в тюрьме известного сокамерника, основателя ханафитской школы ислама Абу Ханифу . Он дал Анану совет, который спас ему жизнь: он должен поставить перед собой цель изложить все двусмысленные предписания Торы в манере, противоположной традиционной интерпретации, и сделать этот принцип основой новой религиозной секты. Затем он должен был заставить своих сторонников обеспечить присутствие самого халифа на суде, что не было чем-то необычным для важных судебных процессов. Анан должен был заявить, что его религия отличается от раввинистического иудаизма и что его последователи полностью совпадают с ним в вопросах религиозного учения. Анану было легко сказать это, потому что большинство из них были против раввинов . Следуя этому совету, Анан защищался в присутствии халифа Аль-Мансура, оказавшего ему благосклонность.
Эта история настолько соответствует полемическим клише о личных мотивах «еретиков», что вызывает серьезные сомнения. Более того, Леон Немой отмечает: « Натронай , спустя всего лишь девяносто лет после отделения Анана, ничего не говорит нам о своем аристократическом (Давидовом) происхождении или о борьбе за должность эксиларха, которая якобы послужила непосредственной причиной его отступничества». Позже он отмечает, что Натронай, набожный еврей-раввинист, жил там, где происходила деятельность Анана, и что караимский мудрец Яаков Киркисани никогда не упоминал предполагаемое происхождение Анана или кандидатуру на пост эксиларха. (См. Караимская антология ; Йельская иудаика, серия 7.)
Книга Анана бен Давида «Сефер ха- Мишвот» , или «Книга заповедей», была опубликована около 770 года. Он перенял многие принципы и мнения других антираввинских форм иудаизма. Было высказано предположение, что он многое позаимствовал у саддукеев и ессеев , чьи сочинения (или, по крайней мере, приписываемые им сочинения) все еще находились в обращении. Например, эти старые секты запрещали зажигание любых огней и выход из жилища в субботу ; они также предписывали фактическое соблюдение новолуния для назначения фестивалей и праздновали Шавуот , один из трех праздников паломничества , в воскресенье.
Основные принципы ананизма
[ редактировать ]Абу Ханифа имел обыкновение в определенных случаях понимать слова Корана не в буквальном, а в символическом смысле . Анан применил аналогичный метод к еврейскому тексту Библии. Иллюстрацию этого метода нередко можно найти в самом Талмуде . Таким образом, он истолковал запрет пахать в субботу (Исх. 34:21) как применимый к супружеским отношениям; слово «братья» (ахим, Второзаконие, XXV, 5) в связи с левиратным браком, который он интерпретировал как «родственники» и т. д. Метод интерпретации Анана, однако, отличался от своего мусульманского аналога тем, что он в первую очередь основывался на аналогии выражения (похожие на мусульманский кияс ), слова (раввинистическое «гезера шава ») и отдельные буквы.
Некоторые источники утверждают, что веру в переселение души ( метемпсихоз ) Анан позаимствовал у мусульманских сектантов. Это учение, представленное в греческой древности, особенно Эмпедоклом и пифагорейцами , всегда было широко распространено в Индии, и хотя оно встречалось среди некоторых мусульманских сект, таких как последователи ибн ар-Раванди , оно также было центральным догматом манихейства. , который во времена Анана переживал своего рода ренессанс в регионе. Говорят, что он написал специальную работу в ее защиту. Вера в переселение людей также встречается в Каббале .
Ананизм на практике
[ редактировать ]Ряд учений бен-Давида отличаются от учений евреев-раввинов и большинства современных караимов. Анан отверг размеры, установленные раввинами ( шиурим ); и вместо любого допустимого минимума для запрещенных вещей — что допускает Талмуд, как, например, шишим (одна шестидесятая часть), или ке-заит («размер оливки») и т. д. — он настаивал на том, что даже самый маленький атом чего-либо запрещенного, смешанного с бесконечно большим количеством разрешенной вещи, было достаточно, чтобы сделать всю последнюю запрещенной.
Кроме того, он утверждал, что, пока Израиль находится в изгнании, мясо животных, за исключением оленя, голубя и горлицы, запрещено употреблять в пищу (хотя разрешенных животных можно есть с молочными продуктами). В иудаизме ограничения на употребление мяса и птицы, выходящие за рамки раввинистической концепции кашрута, не являются уникальными для ананизма; Талмуд сообщает, что после разрушения Второго Храма некоторые аскеты, такие как Абу Иса, пытались запретить мясо и вино, поскольку они использовались в храмовом ритуале, и что Иисус Навин бен Ханания подавил это движение. В наше время раввин Авраам Исаак Кук , первый главный ашкеназский раввин Британской подмандатной Палестины , утверждал, что вегетарианство поддерживается в Танахе как еврейский идеал. [ 2 ]
Правила убоя
[ редактировать ]К этому ограничению употребления мяса следует также добавить его правила, касающиеся личности человека, убивающего животных ради еды; Анан отверг общую заповедь Талмуда о том, что «забой разрешен каждому», потребовал определенного достоинства за это действие и потребовал от убийцы полного исповедания веры. С этого времени возник караимский обычай читать статьи веры перед забоем. Наконец, не удовлетворившись талмудическим изречением о том, что в процессе забоя достаточно перерезать два протока — пищевод и трахею, — Анан потребовал, чтобы вдобавок были перерезаны еще два — артерии или вены. В дополнение к законным дням поста, назначенным Библией, Анан посредством словесных аналогий установил следующие: седьмой день каждого месяца; 14 и 15 адара вместо раввинского поста 13 числа, включая, таким образом, праздник Пурим; также семидесятидневный пост с 13 нисана по 23 сивана; включая Песах и Шавуот как времена поста, когда днем нельзя было ни есть, ни пить.
Правила субботы
[ редактировать ]В субботу запрещалось выходить за пределы жилища, кроме как для молитвы или по необходимости. Все, что обычно носят на плечах, из-за своего размера или веса нельзя носить даже в комнате. Законодатель Анана настаивает на том, что вечер субботы (пятницы) необходимо проводить во тьме: огни, зажженные днем в пятницу, должны гаситься с наступлением темноты, ибо запрещено проводить субботу в месте, искусственно освещенном. Приготовление пищи и выпечка должны производиться в пятницу, причем не только в пятницу и субботу, но и в субботу вечером, чтобы предотвратить нетерпеливую жажду окончания субботы. Уже приготовленные блюда нельзя хранить в тепле, а употреблять в пищу холодными. Пресный хлеб ( Мацха ) должен готовиться исключительно из ячменной муки, и тот, кто готовит его из пшеничной муки, подвергается наказанию, назначенному для тех, кто ест настоящую закваску (хамех). И этот пресный хлеб нельзя печь в печи, но, как и пасхального агнца, его нужно поджаривать на углях.
Наука
[ редактировать ]Анан бен Давид, в прямом противоречии с караимами, такими как Даниэль аль-Кумиси , мало уважал науку, как это часто показано в его своде законов. Он запрещает употребление лекарств и врачебную помощь вообще, ибо написано, говорит: «Я, Бог, врач твой» (Исх. 15:26); считается, что это запрещает лекарства и врачей. Его несогласие с астрономическим определением праздников, которым он хвастался перед халифом, побудило его объявить астрономию отраслью астрологии и гадания, запрещенной в Библии, тем самым подрывая саму основу раввинского календаря.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Певец, Исидор ; и др., ред. (1901–1906). «Анан бен Давид» . Еврейская энциклопедия . Нью-Йорк: Фанк и Вагналлс.