Джейкоб Киркисани
Иаков Киркисани (ок. 890 – ок. 960) ( арабский : ابو یوسف یعقوب القرقسانی Абу Юсуф Якуб аль-Киркисани , иврит : перевод слова Яков бен Йишак ха Qarqesani ) — караимский догматик и экзегет , расцвет которого пришелся на первую половину десятый век. Его происхождение неизвестно. Его отчество «Исаак» и техноним «Иосиф» отражают не более чем генеалогию библейских патриархов (см. Кунья ), в то время как его фамилия была воспринята как относящаяся либо к древнему Циркезию в восточной Сирии, либо к Каркасану, недалеко от Багдада, но не к караимскому. сообщество известно в любом месте, [ 1 ] или как « Черкес ». [ 2 ] Судя по всему, он путешествовал по всему Ближнему Востоку , посещая центры исламского образования, в которых он был хорошо сведущ.
В 937 году Киркисани написал арабский труд по еврейским заповедям под названием «Китаб аль-Анвар валь-Маракиб» ( Китаб аль-Анвар валь-Маракиб , известный на иврите как Сефер ха-Меорот или Сефер ха-Маор ). , [ 3 ] с подзаголовком «Китаб аль-Шараи» ( Сефер Мицвот Гадол ) — и комментарием под названием «аль-Рияд валь-Хадаик» ( Сефер ха-Ганним ве-Пардесим, или Сефер ха-Ниццаним ) к тем частям Торы , которые не занимайтесь законами.
Китаб аль-Анвар
[ редактировать ]Первый том книги Киркисани « Китаб аль-Анвар валь-марракиб» является наиболее важным, поскольку он не только дает ценную информацию о развитии караизма , но и проливает свет на многие вопросы раввинистического иудаизма . Он состоит из тринадцати трактатов, каждый из которых разделен на главы, и первые четыре трактата представляют собой введение ко всему труду. В первом трактате, состоящем из восемнадцати глав, Киркисани дает всесторонний обзор развития еврейских религиозных движений , материал для которого он черпал не только из работ своих предшественников, таких как Давид ибн Мерван аль-Муккамас , о котором он упоминает, но также из своего личного опыта в научных кругах, в которых он вращался. Перечисление сект дано в хронологическом порядке, начиная с самаритян и заканчивая сектой, основанной Даниилом аль-Кумиси .
Киркисани объявляет раввинитов еврейской сектой, основанной Иеровоамом, хотя она появилась только во времена Второго Храма . В противовес им Садок , ученик Антигона Сохо и основатель секты (то ли саддукеев , то ли ессеев ), раскрыл часть истины по религиозным вопросам, а Анан бен Давид раскрыл всю. Однако, несмотря на восхищение Ананом, Киркисани часто не соглашается с ним в объяснении заповедей.
Взгляд на христианство
[ редактировать ]Киркисани относит христианство к еврейским сектам. В третьем трактате (гл. XVI) он говорит, что «религия христиан, как она практикуется в настоящее время, не имеет ничего общего с учением Иисуса ». По словам Киркисани, христианство его времени зародилось от апостола Павла , который приписывал божественность Иисусу и пророческое вдохновение себе. Именно Павел отрицал необходимость исполнения 613 заповедей и учил, что религия состоит в смирении; и Первый Никейский собор принял заповеди, которых нет в Законе , Евангелиях и Деяниях апостолов .
Философия и теология
[ редактировать ]Киркисани посвящает большую часть первого трактата нападкам на раввинистический иудаизм . В последней главе он также рисует печальную картину духовного состояния караизма своего времени. «Вряд ли можно найти двух караимов, придерживающихся одного и того же мнения по всем вопросам; почти по любому вопросу каждый имеет мнение, отличное от мнения всех остальных». [ нужна ссылка ] Он сожалеет о пренебрежении караимами изучением раввинской литературы, что, по его мнению, могло бы дать им оружие для полемики с раббанитами. Здесь Киркисани имеет в виду расхождения, часто встречающиеся в агадической литературе и литературе хехалот , такой как Шиур Кома , которую он действительно часто использует в своих нападках на раббанитов.
Второй трактат, состоящий из двадцати восьми глав, обсуждает необходимость применения критических методов к изучению религиозных вопросов. Киркисани - первый караим, который, как известно, твердо верил в изучение наук, и он критикует тех, кто, хотя и принимает фундаментальный принцип независимого исследования и исследования, выступает против демонстративных наук диалектики и философии. Разум — это фундамент, на котором основан каждый предмет веры и из которого вытекает все знание.
Третий трактат, состоящий из двадцати трех глав, представляет собой критический обзор враждебных религиозных сект и христианства. В семнадцатой и восемнадцатой главах Киркисани опровергает учение о метемпсихозе , хотя среди его сторонников был Анан, написавший работу на эту тему. По мнению Киркисани, решение вопроса, широко обсуждаемого мутазилитами мутакаллимуном относительно наказаний, применяемых к детям, следует искать не в доктрине метемпсихоза, а в вере в то, что в будущем мире детям будет предоставлена компенсация за их страдания в будущем. этот.
В четвертом трактате Киркисани в шестидесяти восьми главах излагает фундаментальные принципы, ведущие к пониманию конкретных религиозных предписаний. Остальные трактаты посвящены самим заповедям, которые расположены в систематическом порядке. Киркисани цитирует взгляды первых караимских авторитетов, таких как Анан, Бенджамин Нахаванди и Даниэль аль-Кумиси, которые он часто опровергает. Принадлежащий к Баале хаРиккуб или караимским толкователям Закона, [ 4 ] он особенно суров в своих взглядах на законы инцеста и борется с мнением своего современника раббанита Якоба бен Эфраима аль-Шами, который разрешал брак с дочерью своего брата или сестры. [ 5 ]
Сохранившиеся рукописи
[ редактировать ]Большая часть « Китаб аль-Анвара» и начало « Ар-Рияд валь-Хадаик» до сих пор сохранились в рукописном виде в коллекции Авраама Фирковича в Российской национальной библиотеке (№№ 1142-1444). Первый трактат «Китаб аль-Анвар» , посвященный еврейским сектам, был опубликован Авраамом Гаркави в мемуарах Восточной секции Археологического общества (viii. 1849). Различные фрагменты семи трактатов (ii.-vi., viii., ix.-xii.) находятся в Британском музее (Восточные рукописи №№ 2524, 2526, 2578-2582). Их проанализировал Самуил Авраам Познаньский , опубликовавший текст XVIII глав. и восемнадцатый. третьего трактата, посвященного учению о метемпсихозе, и главы xxxv. пятого трактата, в котором Киркисани обсуждает вопрос, разрешено ли в субботу читать книги, написанные не на еврейском алфавите (Kohut Memorial Volume, стр. 435–462; Steinschneider Festschrift , стр. 195 и след.).
Текст шестнадцатой главы третьего трактата, посвященной критике христианства, был опубликован Хартвигом Гиршфельдом в его хрестоматии ( «Арабская хрестоматия еврейскими буквами» (1892)). Диссертация Киркисани о Десяти заповедях , которую Штейншнейдер считает первой главой шестого трактата, начинающейся с доказательств существования Бога, находится в Национальной библиотеке (№ 755).
И «Китаб аль-Анвар» , и « Ар-Рияд валь-Хадаик» были сокращены, первый - неким Моисеем бен Соломоном ха-Леви. Харкави делает вывод из цитат, что Киркисани перевел Библию на арабский язык, написал комментарии к Книге Иова и Экклезиасту , а также написал труд о таухиде «единство Бога», Китаб ат-Таухид .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Леон Немой, Караимская антология: отрывки из древнейшей литературы . Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета, 1952, 42.
- ^
Певец, Исидор ; и др., ред. (1901–1906). «ХИРКИСАНИ, АБУ ЮСУФ ЯКУБ АЛЬ-». Еврейская энциклопедия . Нью-Йорк: Фанк и Вагналлс.
- ^ Немой, Леон, изд. (1939–1943). Китаб аль-анвар валь-маракиб, Кодекс караимского права Якуба аль-Киркисани . Том. 1–5. Нью-Йорк: Мемориальный фонд Александра Когута. ОСЛК 614641958 .
- ^ «Инцест» . www.jewishencyclepedia.com .
- ^ Джейкоб, Уолтер ; Земер, Моше (1999). Брак и его препятствия в еврейском законе: очерки и ответы . Книги Бергана. п. 148. ИСБН 978-0-929699-10-3 .
В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Певец, Исидор ; и др., ред. (1901–1906). «ХИРКИСАНИ, АБУ ЮСУФ ЯХУБ» . Еврейская энциклопедия . Нью-Йорк: Фанк и Вагналлс.