Дэвид Элрой
Дэвид Алрой или Альруи ( араб . Давид, сын Ар-Рухи , [ 1 ] Иврит : Дэвид Элрой , Флорида. 1160), также известный как Ибн ар-Рухи и Давид Эль-Давид , был еврейским претендентом на Мессию, родившимся в Амадии , Ирак, под именем Менахем бен Соломон ( иврит : מנחם бен Шломо ). Дэвид Элрой изучал Тору и Талмуд под руководством и Али Хасдая Эксиларха , главы Академии в Багдаде . [ 2 ] Он также хорошо разбирался в мусульманской литературе и был известен как маг.
Историческая справка
[ редактировать ]Халифат во времена Алроя находился в хаотическом состоянии. Крестовые походы вызвали общее волнение и ослабление власти султанов Малой Азии и Персии . Непокорные вожди основали небольшие независимые государства, и высокие подушные налоги были введены со всех мужчин старше пятнадцати лет. [ 3 ]
Мессианские претензии
[ редактировать ]Дэвид Элрой возглавил восстание против сельджукского султана Муктафи и призвал еврейскую общину последовать за ним в Иерусалим , где он станет их королем и освободит евреев из рук мусульман. Элрой набрал сторонников в горах Чафтан и отправил письма в Мосул , Багдад и другие города, провозглашая свою божественную миссию. Он родился Менахемом бен Соломоном, но принял имя «Дэвид Элрой» («Элрой», возможно, означает «богодухновенный»), когда начал утверждать, что он Мессия. [ 4 ]
Ему удалось убедить многих евреев присоединиться к нему, и вскоре у Элроя появилось немало последователей. Он решил напасть на цитадель своего родного города Амадии и приказал своим сторонникам собраться в этом городе, с мечами и другим оружием, спрятанными под одеждами, и дать предлог для своего присутствия своим желанием изучить Талмуд. . [ 5 ]
Что последовало за этим, неизвестно, поскольку каждый источник из жизни Элроя рассказывает разные истории, в которых события переплетаются с легендами. Считается, что Элрой и его последователи потерпели поражение, а сам Элрой был казнен. несмотря на смерть Элроя, еврейские общины в Иране, особенно в Тебризе , Хое и Мараге, продолжали считать Дэвида Элроя своим мессией. По словам математика и историка Аль-Самавала аль-Магриби , [ 6 ]
Рассказ Бенджамина Туделы
[ редактировать ]Бенджамин Туделский рассказывает, что известие о восстании Алроя достигло ушей султана , который послал за ним. «Ты царь иудейский?» — спросил мусульманский государь, на что Элрой ответил: «Да». [ 7 ] После этого султан бросил его в тюрьму в Табаристане . Три дня спустя, пока султан и его совет обсуждали восстание Элроя, он внезапно появился среди них, чудесным образом сбежав из тюрьмы. Султан немедленно приказал повторно арестовать Элроя; но, используя магию, он сделался невидимым и покинул дворец. Ведомые голосом Алроя, султан и его знать последовали за ним к берегу реки, где, сделав себя видимым, было замечено, как он пересек воду на шали и легко сбежал. В тот же день он вернулся в Амадию , путешествие, которое обычно занимало десять дней, и рассказал эту историю своим последователям.
Султан угрожал предать мечу евреев своего владения, если Элрой не сдастся, а еврейские власти в Багдаде потребовали от Элроя отказаться от своих мессианских устремлений. Из Мосула к нему также обратились Заккай и Джозеф Барихан Альфалах, лидеры еврейской общины; но все напрасно. Губернатор Амадии Саиф ад-Дин подкупил своего тестя, чтобы тот убил его, и восстание было подавлено. Евреям Персии было очень трудно успокоить гнев султана, и они были вынуждены выплатить крупную контрибуцию.
Смерть Элроя не разрушила полностью веру в его миссию. Два самозванца прибыли в Багдад и объявили, что в определенную ночь им всем было приказано начать бегство по воздуху из Багдада в Иерусалим, а тем временем последователи Элроя должны были передать свое имущество под опеку этих двух посланников. от их мертвого лидера. В течение многих лет после этого секта менахемитов, как их называли, продолжала чтить память Элроя.
Исторические источники
[ редактировать ]Основным источником жизни Элроя является Бенджамин из «Путешествий Туделы» . [ 8 ] Этой версии в основных чертах придерживается Соломон ибн Верга в своей книге «Шебет Йехуда» . [ 9 ] Ибн Верга утверждает, со ссылкой на Маймонида , что, когда его спросили о доказательствах того, что он действительно был Мессией, Алрой (или Давид Эль-Давид, как его называют Ибн Верга и Дэвид Ганс в его «Шемах Давиде ») ответил: «Отрежьте моего голову, и я еще буду жить». Давид Ганс, Гедалия ибн Яхья (в его «Шалшелет ха-Каббала» ), который называет его Давидом Альмусаром, и Р. Джозеф бен Исаак Самбари внимательно следуют версии Бенджамина из Туделы. [ 10 ] Имя Менахем ибн Альрухи («Вдохновленный») и заключительный эпизод о багдадских самозванцах взяты из современной хроники отступника Самуила ибн Аббаса. [ 11 ] Имя Менахем (т. е. «Утешитель») было распространенным мессианским наименованием. Имя Алрой, вероятно, идентично имени Алрухи. [ 12 ]
Наследие
[ редактировать ]Премьер-министр Великобритании Бенджамин Дизраэли написал в 1833 году роман «Чудесная история Элроя», основанный на Дэвиде Элрое и его восстании.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Аль-Магриби, ас-Самауал Ибн-Яхья (2006). Приложите усилия, чтобы победить евреев (на арабском языке). Отто Харрасовиц Верлаг. ISBN 9783447052849 .
- ^ Дизраэли, Бенджамин (28 сентября 2015 г.). Элрой: Принц плена . Независимая издательская платформа CreateSpace. ISBN 978-1-5175-4967-1 .
- ^ Лебрехт, Государство Багдадского халифата в издании Ашера «Биньямина Туделского» , стр. 318.
- ^ Маркус, Джейкоб Рейдер (1999). Еврей в средневековом мире: Справочник, 315–1791, переработанное изд . Издательство колледжа Еврейского союза. ISBN 9780878202171 . Проверено 13 сентября 2009 г.
- ^ Адлер, Сайрус; Певец, Исидор (1925). Еврейская энциклопедия: описательный отчет об истории, религии, литературе и обычаях еврейского народа с древнейших времен до наших дней . Компания Фанк и Вагналлс.
- ^ Павлин, САУ (2015). Великая империя Сельджуков . Издательство Эдинбургского университета. ISBN 978-0-7486-3825-3 .
- ^ Ленвиц, Харрис (1998). Еврейские мессии: от Галилеи до Краун-Хайтс . Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780195348941 . Проверено 13 сентября 2009 г.
- ^ ред. А. Ашер, стр. 122-127.
- ^ ред. Винер, текст на иврите, с. 50.
- ^ см. А. Нойбауэр, Средневековый еврей. Хрон. я. 123.
- ^ Винера См. «Эмек ха-Бака» , стр. 168.
- ^ см. Вену, ЖК; Грец, Геш. д. Евреи , с. 269 и последующие, 426; Баснаж , История евреев , VII. 9.
- В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Певец, Исидор ; и др., ред. (1901–1906). «Элрой, или Альруи, Дэвид» . Еврейская энциклопедия . Нью-Йорк: Фанк и Вагналлс.