Реконструктивистский иудаизм
Реконструктивистский иудаизм [а] [б] — еврейское движение, основанное на концепциях, разработанных раввином Мордехаем Капланом (1881–1983), который рассматривает иудаизм как прогрессивно развивающуюся цивилизацию, а не просто религию. [2] [3] [4] Движение зародилось как полуорганизованное течение внутри консервативного иудаизма , развивавшееся между концом 1920-х и 1940-ми годами, а затем отделившееся в 1955 году. [5] [6] и основал раввинский колледж в 1967 году. [7] Реконструктивистский иудаизм признается многими учеными как одно из пяти основных течений иудаизма в Америке наряду с ортодоксальным , консервативным, реформистским и гуманистическим . [8] [9] [10] [11] [12]
Внутри движения существует значительное богословское разнообразие. Галаха (еврейский закон) не считается нормативным и обязательным, а вместо этого рассматривается как основа для продолжающейся эволюции значимой еврейской практики. В отличие от позиции реформистского движения в то время, когда он писал, Каплан считал, что «еврейская жизнь [не имеет] смысла без еврейского закона», и в одной из досок, которые он написал для прото-реконструкционистского общества еврейского Возрождения, говорилось: «Мы принимаем Галаха , как норма еврейской жизни, в то же время пользуясь заложенным в ней , уходящая корнями в Талмуд методом для интерпретации и развития корпуса еврейского закона с учетом реальных условий и духовных потребностей современной жизни. " [13] Движение также подчеркивает позитивные взгляды на современность и придерживается подхода к еврейским обычаям, который направлен на коллективное принятие решений посредством процесса образования и дистилляции ценностей из традиционных еврейских источников. [14] [15]
движения В опубликованном в 2011 году «Руководстве по еврейской практике» реконструктивистский подход к еврейской практике описывается как «постгалахический », поскольку в современном мире невозможно обеспечить соблюдение еврейского закона. Обязательства и духовная дисциплина существуют без обеспечения соблюдения действующей правовой системы. Таким образом, евреи-реконструктивисты серьезно относятся к еврейскому закону как к источнику и ресурсу, который может формировать ожидания, но при этом не обязательно считают себя связанными унаследованными требованиями обязательств. Таким образом, практики в руководстве не являются монолитными, и комментаторы предоставляют дополнительные идеи, аргументы и альтернативные подходы, охватывающие широкий спектр взглядов, которые отстаивают раввины-реконструктивисты и ученые. В руководстве говорится, что оно «предполагает, что вдумчивые люди и преданные своему делу сообщества смогут справиться с разнообразием и обязательно придут к своим собственным выводам». [16]
Происхождение [ править ]
Часть серии о |
Евреи и иудаизм |
---|
Реконструкционизм был разработан раввином Мордехаем Капланом (1881–1983) и его зятем раввином Ирой Эйзенштейном (1906–2001) в период с конца 1920-х по 1940-е годы. После того, как ортодоксальные раввины отвергли его за внимание к проблемам общества и социально-политической среды, Каплан и группа последователей в 1922 году основали Общество содействия развитию иудаизма (SAJ). Его цель заключалась в том, чтобы дать раввинам возможность формировать новые взгляды на иудаизм в более прогрессивном ключе. Каплан был лидером SAJ, пока Эйзенштейн не сменил его в 1945 году. В 1935 году Каплан опубликовал свою книгу « Иудаизм как цивилизация: на пути к реконструкции американской еврейской жизни» . Именно эта книга, по утверждению Каплана, положила начало реконструктивистскому движению. Иудаизм как цивилизация предлагал дать историческому иудаизму «переоценку... с точки зрения современной мысли». [17] Реконструкционизм смог распространиться вместе с несколькими другими формами литературы, в первую очередь с Новой Агадой (1941 г.), которая впервые смешала идеологию Каплана с еврейской церемониальной литературой.
Хотя Каплан не хотел, чтобы реконструкционизм разветвлялся на другую еврейскую конфессию, стало очевидно, что такой исход неизбежен. На конференции в Монреале в 1967 году лидеры реконструктивистов призвали к созданию раввинской школы, в которой раввины могли бы быть рукоположены в соответствии с реконструктивистской идеологией и возглавлять реконструктивистские общины. [18] Осенью 1968 года в Филадельфии был открыт Реконструктивистский раввинский колледж. Одновременно с созданием колледжа сформировалась Реконструктивистская раввинская ассоциация, которая дала раввинам прочную сеть в религиозном руководстве реконструкционизма. [19] Основание этих институтов стало большим шагом на пути к тому, чтобы они стали четвертым движением в североамериканском иудаизме ( ортодоксальное , консервативное и реформистское остальные три — ).
Реконструктивистский иудаизм — первое крупное движение иудаизма, зародившееся в Северной Америке; второе — движение гуманистического иудаизма , основанное в 1963 году раввином Шервином Вином .
Теология [ править ]
Каплан считал, что в свете достижений философии, науки и истории современные евреи не смогут продолжать придерживаться многих традиционных богословских утверждений иудаизма. [20] Каплан утверждал, что Бог ни в коем случае не антропоморфен , и эта позиция была сформулирована выдающимися средневековыми еврейскими мыслителями, такими как Маймонид , и согласовывалась с остальной частью раввинистического иудаизма . Все антропоморфные описания Бога понимаются как метафорические. [21]
Теология Каплана пошла дальше и заявила, что Бог не является ни личным , ни сознательным существом; Бог не может каким-либо образом относиться к человечеству или общаться с ним. [22] Теология Каплана определяет Бога как сумму всех естественных процессов, которые позволяют людям самореализоваться. [23]
Верить в Бога — значит принимать жизнь, исходя из предположения, что она таит в себе условия внешнего мира и движущие силы человеческого духа, которые вместе побуждают человека превзойти самого себя. Верить в Бога — значит считать само собой разумеющимся, что судьба человека — подняться над животными и искоренить все формы насилия и эксплуатации в человеческом обществе. Короче говоря, Бог — это Сила во Вселенной, которая придает человеческой жизни направление, позволяющее человеку отражать образ Божий. [24]
Большинство «классических» евреев-реконструктивистов (то есть тех, кто согласен с Капланом) отвергают традиционные формы теизма , хотя это ни в коем случае не является универсальным. [25] Многие евреи-реконструктивисты являются деистами , но в движение также входят евреи, придерживающиеся каббалистических , пантеистических , личных и/или панентеистических взглядов на Бога. [25] [26]
Богословие Каплана, как он прямо заявил, не представляет собой единственное реконструктивистское понимание богословия, и богословие не является краеугольным камнем реконструктивистского движения. Гораздо более важной является идея о том, что иудаизм — это цивилизация и что еврейский народ должен играть активную роль в обеспечении своего будущего, участвуя в его продолжающейся эволюции.
Следовательно, существует разновидность реконструкционизма, которая явно не является каплановской. С этой точки зрения утверждения Каплана относительно веры и практики в значительной степени отвергаются, в то время как принципы «развивающейся религиозной цивилизации» поддерживаются. Основанием для такого подхода является то, что Каплан говорил от имени своего поколения; он также писал, что каждому поколению необходимо будет определить себя и свою цивилизацию для себя. По мнению этих реконструктивистов, сказанное Капланом о вере и практике сегодня неприменимо. Этот подход может включать веру в личного Бога, принятие концепции « избранности », веру в некоторую форму воскресения или продолжения существования мертвых, а также существование обязательной формы галахи . В последнем, в частности, была разработана более широкая концепция галахи такие понятия, как « Эко-кашрут ». , в которую включены [ нужна ссылка ]
и традиции закон Еврейский
Реконструкционистский иудаизм считает, что традиционная галахическая система неспособна создать кодекс поведения, который был бы значимым и приемлемым для подавляющего большинства современных евреев, и поэтому его необходимо по-новому интерпретировать в каждый новый период времени. [13] В отличие от классического реформистского иудаизма , реконструкционизм считает, что позиция человека по умолчанию должна состоять в том, чтобы включить еврейские законы и традиции в свою жизнь, если у него нет особой причины поступать иначе. Однако некоторые реконструктивисты считают, что Галаха не является ни нормативной, ни обязательной, а представляет собой общие рекомендации.
Реконструкционизм продвигает многие традиционные еврейские обычаи. Таким образом, заповеди были заменены «народными обычаями», необязывающими обычаями, которые могут быть демократически приняты или отвергнуты общинами. Пропагандируемые народные обычаи включают соблюдение иврита во время молебна , изучение Торы , ежедневную молитву, ношение кипы ( ермолок ), талитота и тфилина во время молитвы, а также соблюдение еврейских праздников .
Реконструктивисты могут использовать отдельные молитвенники, такие как Кол ханешама молитвенник реконструктивистов на иврите и английском языке . Марк Шапиро обратил внимание на то, что реконструктивист Кол ханешама допускает вольности с текстом, иногда с английским переводом, «настолько явно неточным, что у нас нет другого выбора, кроме как рассматривать его как сознательное изменение». [27]
Убеждения [ править ]
На практике книги Каплана, особенно «Значение Бога в современной еврейской религии» и «Иудаизм как цивилизация», представляют собой де-факто изложение принципов. В 1986 году Реконструктивистская раввинская ассоциация (RRA) и Федерация реконструктивистских конгрегаций и Хавурот (FRCH) приняли официальную «Платформу реконструкционизма». Это не обязательное изложение принципов, а скорее консенсус текущих убеждений. [28] Основные положения платформы гласят, что:
Иудаизм является результатом естественного развития человека. Не существует такой вещи, как божественное вмешательство; Иудаизм – это развивающаяся религиозная цивилизация; сионизм и алия Поощряются (иммиграция в Израиль); Реконструктивистский иудаизм основан на демократическом сообществе, в котором решения могут принимать миряне, а не только раввины; Тора не была вдохновлена Богом; оно исходит только из социального и исторического развития еврейского народа; Классический взгляд на Бога отвергается. Бог по-новому определяется как сумма природных сил или процессов, которая позволяет человечеству достичь самореализации и морального совершенствования; Идея о том, что Бог избрал еврейский народ для каких-либо целей и в любом случае, «морально несостоятельна», поскольку любой, кто имеет такие убеждения, «подразумевает превосходство избранной общины и неприятие других».
Большинство реконструкционистов не верят в откровение (идею о том, что Бог открывает свою волю людям). Это отвергается как сверхъестественное . Каплан утверждает, что откровение «состоит в выделении из традиционного контекста тех элементов в нем, которые отвечают постоянным постулатам человеческой природы, и в интеграции их в нашу собственную идеологию… остальное можно отнести к археологии». [23]
Многие писатели критиковали наиболее широко распространенную теологию движения — религиозный натурализм . Дэвид Рэй Гриффин и Луи Джейкобс возражали против новых определений терминов «откровение» и «Бог» как интеллектуально нечестных и как форма «обращения по определению»; в своей критике эти переопределения берут нетеистические убеждения и присоединяют к ним теистические термины. Аналогичную критику высказал раввин Нил Гиллман . [29] Милтон Стейнберг , [30] и Майкл Сэмюэлс. [31]
Реконструктивистский иудаизм является эгалитарным в отношении гендерных ролей . Все должности открыты для представителей всех полов; они также открыты для лесбиянок, геев и лиц, идентифицирующих себя как трансгендеров.
Еврейская идентичность [ править ]
Реконструктивистский иудаизм позволяет своим раввинам определять свою собственную политику в отношении заключения смешанных браков . Некоторые общины признают как отцовское, так и матрилинейное происхождение, и дети одного родителя-еврея любого пола считаются евреями по рождению, если они воспитаны как евреи. Это контрастирует с традиционными интерпретациями еврейского закона как раввинистического иудаизма , согласно которым ребенок является евреем по рождению, если его мать была еврейкой; и караимского иудаизма , в котором ребенок является евреем по рождению, если его отец был евреем.
Роль неевреев в реконструктивистских общинах является предметом постоянных дискуссий. В разных синагогах практика различается. Большинство общин стремятся найти баланс между инклюзивностью и целостностью границ. Еврейская реконструктивистская федерация (JRF) опубликовала необязательное заявление, пытаясь описать процесс, посредством которого общины определяют политику по этим вопросам, и излагает примеры рекомендаций. Эти вопросы в конечном итоге решаются местными мирскими лидерами. [32]
В 2015 году Реконструктивистский раввинский колледж проголосовал за прием студентов-раввинов, состоящих в межконфессиональных отношениях, что сделало реконструктивистский иудаизм первым типом иудаизма, официально разрешающим раввинам вступать в отношения с партнерами-неевреями. [33] Принимая решение, движение учитывало, что «многие молодые прогрессивные евреи, в том числе многие раввины и студенты-раввины, теперь воспринимают ограничения, налагаемые на тех, кто состоит в смешанных браках, как усиление трайбализма, который в 21 веке кажется лично отчуждающим и морально тревожным». [34] В апреле 2016 года девятнадцать раввинов-реконструктивистов объявили, что сформируют ответвленную группу, отчасти в знак протеста против решения разрешить раввинам иметь партнеров-неевреев. [35]
Организации [ править ]
Всемирный союз Прогрессивный иудаизм |
---|
Региональные филиалы |
|
Более 100 синагог и хавурот , в основном в США и Канаде, были связаны с Еврейской реконструктивистской федерацией . По состоянию на 3 июня 2012 года Реконструктивистское движение подверглось реструктуризации. Совместное учреждение, состоящее из Реконструктивистского раввинского колледжа (RRC) и конгрегационной организации, теперь является основной организацией движения. [36] [37]
Новое название движения сначала было «Еврейские реконструктивистские общины», а в 2018 году стало называться «Реконструирующий иудаизм» . [38] 26 октября 2014 года раввин Дебора Ваксман вступила в должность президента РРК и еврейских реконструктивистских общин. [39] Как президент RRC, она считается первой женщиной и первой лесбиянкой, возглавившей еврейский общинный союз, и первой лесбиянкой, возглавившей еврейскую семинарию; RRC является одновременно союзом прихожан и семинарией. [40] [41] Ваксман — выпускник RRC 1999 года. [40] [42] [43]
RRC обучает раввинов. Реконструктивистская раввинская ассоциация — профессиональная организация раввинов-реконструктивистов. Молодёжная еврейская реконструктивистская организация носит название «Ноар Хадаш» . Лагерь Хавайя (бывший лагерь JRF) в Южном Стерлинге, штат Пенсильвания , — это летний лагерь для ночлега реконструктивистского движения. [44]
, по состоянию на 2020 год По оценкам Исследовательского центра Пью реконструктивистский иудаизм вместе с гуманистическим иудаизмом и другими более мелкими конфессиями составлял 4% из 7,5 миллионов евреев Соединенных Штатов. [45]
к другим движениям Отношение еврейским
Первоначально ответвление консервативного иудаизма , реконструкционизм сохраняет теплые отношения с реформистским иудаизмом; однако ортодоксальный иудаизм считает, что реконструкционизм и любая другая неправославная конфессия нарушают правильное соблюдение интерпретации еврейского закона. [46] Еврейская реконструктивистская федерация является членом Всемирного союза прогрессивного иудаизма , в котором получила статус наблюдателя в 1990 году.
См. также [ править ]
Примечания [ править ]
- ^ Иврит : Реконструкционистский иудаизм , латинизированный : yahadút rekonstruktsyonistit или обновленный иудаизм yahadút mitkhadéshet
- ↑ В 2018 году центральная организация движения переименовала себя в «Реконструкцию иудаизма», но название идеологии осталось неизменным. [1]
Ссылки [ править ]
- ^ Ваксман, Дебора. «О нашем новом имени» . Реконструкция иудаизма . Проверено 15 мая 2020 г.
(Для ясности: мы переименовали центральную организацию реконструктивистского движения, но не движение в целом.)
- ^ Кареш и Гурвиц 2005 , с. 416.
- ^ «Реконструкционизм: предыстория и обзор» . Еврейская виртуальная библиотека: проект AICE . Проверено 13 декабря 2020 г.
- ^ Альперт, Ребекка. «Реконструктивистский иудаизм в США» . Энциклопедия еврейских женщин . Проверено 13 декабря 2020 г.
- ^ Нойснер 1993 .
- ^ Каплан 2010 , стр. i–viii.
- ^ Кареш и Гурвиц 2005 , с. 417.
- ^ Нойснер 1975 .
- ^ Рудавский 1979 .
- ^ Рафаэль 1984 .
- ^ Миттлман 1993 , с. 169.
- ^ Мендес-Флор, Поль (2005). «Иудаизм» . В Томасе Риггсе (ред.). Энциклопедия религиозных практик Worldmark . Том. 1. Фармингтон-Хиллз, Мичиган: Томсон Гейл. ISBN 9780787666118 – через энциклопедию.com .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Седарбаум, Дэниел (6 мая 2016 г.). «Реконструкция Галахи» . Реконструкция иудаизма . Проверено 30 января 2020 г.
- ^ Тойч, Дэвид. «Принятие решений на основе ценностей» . Реконструкция иудаизма . Реконструкция иудаизма . Проверено 2 марта 2020 г.
- ^ Шварц, Джереми. «Процесс Торы: как евреи принимают решения» . Реконструкция иудаизма . Реконструкция иудаизма . Проверено 2 марта 2020 г.
- ^ Тойч, Дэвид (2011). Руководство по еврейской практике . Винкот, Пенсильвания: Издательство реконструктивистского раввинского колледжа. стр. XXIV. ISBN 978-0-938945-18-5 . Проверено 2 марта 2020 г.
- ^ Рафаэль 1984 , стр. 180–181 .
- ^ Мушер, Дебора Энн (1998). «Реконструктивистский иудаизм в сознании Мордехая Каплана: трансформация из философии в религиозную деноминацию» . Американская еврейская история . 86 (4): 397–417. ISSN 0164-0178 .
- ^ Рафаэль 1984 , стр. 192–193 .
- ^ Сахар, Абрам (5 августа 1934 г.). «Доктор Каплан в своем «Руководстве» по-новому интерпретирует иудаизм как цивилизацию » . Еврейское телеграфное агентство . Проверено 2 мая 2023 г.
- ^ Скульт, Мел (2014). Радикальный американский иудаизм Мордехая М. Каплана . Блумингтон: Издательство Университета Индианы. стр. 71–73. ISBN 978-0-253-01711-6 . OCLC 907086625 .
- ^ Кауфман, Уильям (1991). «Мордехай М. Каплан и теология процесса: метафизические и прагматические перспективы» . религия-онлайн.org . Проверено 2 мая 2023 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Каплан 1994 .
- ^ Сонсино, Рифат. Многоликий Бог: читатель современной еврейской теологии . 2004, стр. 22–23.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Фукс, Нэнси (2006). «Семьдесят лет спустя иудаизм как цивилизация: теология Мордехая Каплана и реконструктивистское движение» . Еврейские социальные исследования . 12 (2): 127–142. дои : 10.1353/jss.2006.0014 . ISSN 1527-2028 .
- ^ «BBC – Религии – Иудаизм: реконструктивистский иудаизм» . Проверено 7 ноября 2018 г.
- ^ Шапиро, Марк Б. (2015). Изменение неизменного: как ортодоксальный иудаизм переписывает свою историю . Литтманская библиотека еврейской цивилизации. п. 53. ИСБН 9781904113607 . В футах 225 Шапиро приводит пример из Кол ханешама, стр. 54, в котором Псалмы 147:20 рассматриваются как универсалистские утверждения, а не как свидетельство уникальной связи Бога конкретно с евреями.
- ^ См. Информационный бюллетень FRCH, сентябрь 1986 г., страницы D, E.
- ^ Священные фрагменты , с. 200
- ^ Милтон Стейнберг: Портрет раввина Саймона Новека, Ктав, 1978, с. 259–260М
- ^ Господь - мой пастырь: Богословие заботливого Бога , 1996 г.
- ^ Может ли Галаха жить? раввин Эдвард Фельд , Реконструкционист , Том 59(2), осень 1994 г., стр. 64-72
- ^ Лиза Хостейн (1 октября 2015 г.). «Реконструкционисты дают зеленый свет смешанным студентам-раввинам» . Еженедельно . Проверено 17 марта 2015 г.
- ↑ 7 раввинов-реконструктивистов ушли, поскольку в синагогах обсуждаются смешанные раввины The Forward, 8 января 2016 г.
- ↑ Реконструктивистское ответвление формируется из-за смешанных раввинов, BDS JTA, 8 апреля 2016 г.
- ^ «Часто задаваемые вопросы о реструктуризации движения» , Реконструктивистский раввинский колледж, 4 июня 2012 г.
- ^ «Есть ли будущее у еврейских потоков?» . Еврейский представитель . 9 мая 2012 г. Архивировано из оригинала 14 мая 2012 г. Проверено 5 июня 2012 г.
- ^ «Реконструктивистская раввинская школа меняет название на реконструирующий иудаизм» . Еврейское телеграфное агентство . 30 января 2018 г.
- ^ «Ваксман вступил в должность главы реконструктивистского раввинского колледжа» . Еврейский представитель .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Реконструктивисты выбирают первую женщину-лесбиянку лидером конфессии - Еврейская неделя» . Еврейская неделя . Проверено 29 октября 2014 г.
- ^ «RRC объявляет о новом избрании президента» (PDF) (пресс-релиз). Винкот, Пенсильвания (США): Реконструктивистский раввинский колледж. 09.10.2013 . Проверено 16 октября 2013 г.
- ^ «Первопроходец-реконструктивист Дебора Ваксман наслаждается проблемами иудаизма» . Форвард.com. Проверено 12 октября 2013 г.
- ^ «Смена высшего руководства в разведывательном движении» Еврейский представитель. Проверено 30 октября 2013 г.
- ^ "О нас" . Лагерь Хавая . Проверено 28 апреля 2020 г.
- ^ «Американские евреи в 2020 году» . Проверено 30 мая 2022 г.
- ^ Робинсон, Джордж (2000). Основы иудаизма: полное руководство по верованиям, обычаям и ритуалам . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Саймон и Шустер. п. 232 . ISBN 0-671-03480-4 .
Библиография [ править ]
- Первоисточники
- Каплан, Мордехай М. (2010) [1934]. Иудаизм как цивилизация: на пути к реконструкции американо-еврейской жизни . Филадельфия, Пенсильвания: Еврейское издательское общество JPS. ISBN 978-0-8276-1050-7 .
- Каплан, Мордехай Менахем (1994) [1937]. Значение Бога в современной еврейской религии . Детройт, Мичиган: Издательство Государственного университета Уэйна. ISBN 978-0-8143-3992-3 . OCLC 868218906 .
- Платформа реконструкционизма , Информационный бюллетень FRCH, сентябрь 1986 г., стр. D, E.
- Исследование иудаизма: реконструктивистский подход , Ребекка Альперт и Джейкоб Дж. Стауб, The Reconstructionist Press, 1988.
- Вторичные источники
- Статья Дэвида Гриффина в «Еврейской теологии и процессуальной мысли» , под ред. Сандра Б. Любарски и Дэвид Рэй Гриффин, SUNY Press, 1996.
- Джейкобс, Луи (1990). Бог, Тора, Израиль: традиционализм без фундаментализма . Цинциннати: Издательство Еврейского союзного колледжа.
- Кареш, Сара Э.; Гурвиц, Митчелл М. (2005). «Реконструктивистский иудаизм» . Энциклопедия иудаизма . Энциклопедия мировых религий. Дж. Гордон Мелтон , редактор серии. Нью-Йорк: факты в архиве. стр. 416–418. ISBN 0-8160-5457-6 .
- Либман, Чарльз С. (1970). «Реконструкционизм в американской еврейской жизни» (PDF) . Американский еврейский ежегодник 1971 : 3–99.
- Миттлман, Алан (1993). «Современные еврейские религиозные движения» . В Вертхаймере, Джек (ред.). Современный еврейский опыт: Руководство для читателя . Нью-Йорк; Лондон: Нью-Йоркский университет Пресс. стр. 169–180. ISBN 0-8147-9261-8 .
- Нойснер, Джейкоб , изд. (1975). Секторы американского иудаизма: реформа, православие, консерватизм и реконструкционизм . Понимание американского иудаизма: к описанию современной религии, том. 2. Нью-Йорк: Издательство КТАВ. Дом. ISBN 0870682792 .
- Нойснер, Джейкоб , изд. (1993). Сохранение консервативного иудаизма: реконструктивистский иудаизм . Иудаизм в Америке времен холодной войны, 1945–1990, т. 1, с. 7. Нью-Йорк; Лондон: Garland Publ. ISBN 9780815300786 .
- Рафаэль, Марк Ли (1984). Профили американского иудаизма: реформистские, консервативные, ортодоксальные и реконструктивистские традиции в исторической перспективе . Сан-Франциско, Калифорния: Харпер и Роу. ISBN 0-06066801-6 .
- Рудавский, Дэвид (1979) [1967]. Современные еврейские религиозные движения: история эмансипации и унижения (3-е изд.). Нью-Йорк: Дом Бермана. стр. 347–366. ISBN 0-87441-286-2 .