История евреев на Ямайке
Общая численность населения | |
---|---|
100,000+ [1] | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Ямайка | |
Языки | |
Английский , ямайский английский , ямайский патуа , иудео-испанский , иврит | |
Религия | |
иудаизм | |
Родственные этнические группы | |
Гершкович из Санока, Польша. |
Часть серии о |
Евреи и иудаизм |
---|
История евреев на Ямайке преимущественно восходит к мигрантам из Испании и Португалии . Начиная с 1509 года многие евреи начали бежать из Испании из-за преследований Святой инквизиции. [2] Когда в 1655 году англичане захватили Ямайку у Испании, евреи, жившие как конверсос, начали открыто исповедовать иудаизм. [3] К 1611 году население острова Ямайка достигло примерно 1500 человек. [2] По оценкам, 75 из этих людей были названы «иностранцами», среди которых, возможно, были некоторые португальские евреи. [2] Многие ямайские евреи были вовлечены в работорговлю в Атлантике , владея и торговая порабощенными чернокожими людьми. [2]
История [ править ]
Первые евреи прибыли на остров во время испанской оккупации острова в 1494–1655 годах. С притоком евреев на Ямайку в 17 веке по всему острову было построено множество синагог в таких городах, как Монтего-Бей, Спэниш-Таун, Порт-Рояль и Кингстон. Синагога, построенная в Спэниш-Тауне, сефардский Кахал Кадош Неве Шалом («Обитель мира»), была освящена в 1704 году.Евреи прибыли из Испании и Португалии, спасаясь от испанской инквизиции. Во время испанской инквизиции испанское правительство требовало, чтобы евреи покинули страну или обратились в католицизм . [4] Наказанием за непослушание была смерть. [4] Чтобы скрыть свою личность, они называли себя «португальцами» или «испанцами» и тайно исповедовали свою религию. Во время завоевания острова англичанами в 1655 году генерал Роберт Венейблс зафиксировал присутствие на Ямайке множества «португальцев». Подробности о том, сколько раз или кто-либо из этих португальцев были евреями или новыми христианами , неизвестны. [3] Кроме того, неясно, сколько из этих возможных новых христиан обратились в иудаизм. [3] Португальцы на острове часто подвергались преследованиям со стороны испанцев, и многие из них помогали англичанам в их вторжении. [3] Евреям разрешили остаться после завоевания, и они начали открыто исповедовать свою религию. Им было предоставлено английское гражданство Оливером Кромвелем , которое было подтверждено в 1660 году королем Англии Карлом II . Для многих евреев Ямайка стала безопасным местом, где они могли жить, не опасаясь преследований. [2] Евреи из Амстердама, Бордо и Байонны переехали на Ямайку, в основном проживая в Порт-Рояле . [3] В Порт-Рояле даже была так называемая Еврейская улица. [4] В 1672 году тридцать один купец Порт-Рояля обратился к губернатору с петицией, жалуясь на большое количество еврейских розничных торговцев, действующих на острове. [5]
Авраам Блаувельт был голландско - еврейским пиратом , капером и исследователем Центральной Америки и западной части Карибского бассейна , в честь которого были названы города Блуфилдс и в Никарагуа Блуфилдс на Ямайке . [6]
В 1719 году была построена синагога Кахал Кадош Неве Цедек. [2] Первоначально планировалось превратить Ямайку в сельскохозяйственный центр, но этот план провалился. [3] Однако для местных купцов Порт-Рояль стал успешным центром торговли. [3] Порт-Рояль стал привлекательным местом для торговли такими товарами, как золото, серебро, фарфор, вышивка и шелк. [3] Евреи также участвовали, особенно в торговле серебром и золотом, а также в обмене денег. [3] Однако этот успех привел к негативной реакции. Англо-ямайские купцы обвинили ямайских евреев в обрезке монет — методе сбривания драгоценного металла с денег и возвращения их в обращение по номинальной стоимости. [3] Подобные обвинения звучали неоднократно. [3] Это недовольство привело к созданию в 1691 году коалиции Законодательного совета, который представлял англо-ямайских купцов и плантаторов. [3] Например, Совет подал прошение Короне о том, что ямайские евреи уклоняются от уплаты налогов. [3] Некоторые сочли эти обвинения ложными или преувеличенными, поскольку евреи не играли большой роли в экономике Порт-Рояля. [2]
В 1815 году пожар почти уничтожил весь Порт-Рояль. [2] Многие евреи покинули Порт-Рояль и перебрались в другой ямайский город под названием Кингстон , где новая экономика процветала и имела коммерческий успех. [2] Евреи Кингстона предоставили четыре мэра, множество мировых судей, членов парламента и бесчисленное количество строителей, дантистов, врачей, учителей, юристов и актеров. [2] Община евреев-ашкенази в Кингстоне называлась «Англо-немецкая конгрегация». [3] В 1787 году они построили синагогу Шангаре Йошер. [3] В девятнадцатом веке существовала ашкеназская синагога под названием Родфей Задек, но позже, в 1850 году, она была объединена с сефардской общиной. [3] К 1720 году 18 процентов населения Кингстона составляли евреи. [3] По большей части евреи соблюдали православные ритуалы и обычаи. [3] Еврейское население также входило в класс рабовладельцев и владело черными рабами, которых иногда завещали их синагогам в своих завещаниях. [7]
Среди религиозных лидеров еврейской общины в начале 1800-х годов был преподобный доктор Исаак Лопес (1780-1854). Родившийся на Кюрасао, он приехал в Кингстон, где служил там общине, которому какое-то время помогал Авраам Перейра Мендес, которого позже призвали на должность служителя общины Монтего.
В начале двадцатого века еврейское население начало внедрять прогрессивный иудаизм в свои ритуалы. [3] Прогрессивный иудаизм сочетал реформы и консервативные ритуалы. [3] Поскольку инквизиция проникла во многие части Нового Света , Ямайка стала своеобразным убежищем для евреев. [4] Евреи на Ямайке чувствовали себя в мире с жизнью, хотя они все еще сталкивались с определенными ограничениями, такими как невозможность голосовать или занимать должности. [3] Однако в 1826 году свободные цветные люди были на пути к получению равных прав с другими на Ямайке, и еврейская община заметила возможную угрозу стать единственной группой на Ямайке, не имеющей права голоса. [3]
Таким образом, евреи решили бороться за свои права посредством петиций к английскому правительству. [3] Они получили полные политические права в 1831 году. Статус британского гражданства позволял евреям владеть собственностью.
Эта победа оказалась значимой не только для евреев Ямайки, но и других стран. [2] В 1832 году евреи в Лондоне использовали победу на Ямайке как аргумент в пользу своих прав на такие свободы. [2] В том же году в Канаде развернулась похожая история: евреям были предоставлены те же политические права, что и их христианским коллегам. [2]
Еврейское население Ямайки никогда не было большим. Однако их вклад в экономическую и коммерческую жизнь страны был значителен. [ нужна ссылка ]
Новое время [ править ]
На Ямайке всего 506 человек являются религиозными евреями, и большинство евреев мигрировали с Ямайки. [8] Хотя многие из них не практикуют, зарегистрировано, что более 2000 ямайцев религиозно идентифицируют себя как евреи. [ нужна ссылка ]
Распространенные еврейские фамилии на Ямайке преимущественно португальского происхождения: Абрахамс, Александр, Андраде, Барретт, Бабб, Бенджамин, Бент, Карвальо , Коднер, Д'Агилар, ДеКоста, Де Ла Рош, Да Силва, Де Соуза, Де Коэн , Де Леон, Делиссер, ДеМеркадо, Эбен, Фуэртадо, Энрикес , Ибаньес, Айзекс, Леви , Линдо , Лион, Мачадо, Мариш, Маталон, Мендес, Майерс, Магнус, Нуньес, Пиментель, Рубен, Родрикес, Сангстер. Некоторые из этих фамилий затем были изменены на более английские, чтобы «слиться» с британско-ямайским сообществом. Примером может служить изменение имени Де Ла Рош на Роуч(е), а имя Эбен/Ибанез — на Эбанкс. [ нужна ссылка ]
В 2014 году движение Хабад-Любавич открыло филиал на Ямайке, обслуживающий местных жителей, а также центр приема иностранных гостей. [9]
Учреждения [ править ]
Синагога Шаарей Шалом в Кингстоне , построенная в 1885 году, была единственной синагогой в стране до 2014 года, когда Хабад открыл вторую синагогу в Монтего-Бей. У конгрегации есть свой собственный сидур , сочетающий в себе испано-португальскую традицию и британских либералов и американских реформ литургию . Академия «Гилель», частная школа, основанная еврейской общиной, сегодня не является конфессиональной, но по-прежнему служит местом встреч для детей еврейской общины. Центр еврейского наследия Ямайки открылся в 2006 году в честь 350-летия евреев, живущих на Ямайке. В стране также существует как минимум 21 еврейское кладбище. [10]
люди ямайского происхождения Известные еврейского
- Иван Барроу - игрок в крикет-испытатель [11]
- Гарри Белафонте - американский певец, автор песен и актер (дедушка-еврей)
- Крис Блэквелл - основатель и владелец звукозаписывающей компании (мать еврейка)
- Джейкоб Де Кордова - основатель Jamaica Daily Gleaner газеты
- Герберт де Лиссер , CMG — известный писатель и журналист, редактор Jamaica Daily Gleaner. газеты
- Р. Джеймс де Ру - ямайский бизнесмен и Custos Rotulorum из Кларендона
- Мозес Коэн Энрикес - пират, беглец от испанской инквизиции
- Бланш Блэквелл - наследница Ямайки
- Майер Лайон — хазан и оперный тенор
- Шарль Палаш - минералог, потомок ямайского землевладельца и деда Джона Палаша.
- Шон Пол Фрэнсис Энрикес - ямайский певец танцевального зала / регги (дедушка-еврей)
- Джордж Штибель - трейдер, предприниматель и черный миллионер
- Иеошуа Софер - еврейский мастер боевых искусств и хип-хопа. исполнитель
- Дженна Вулф - американский журналист, выросший на Гаити и родившийся на Ямайке в семье пуэрториканского еврея по отцу и американской еврейской матери из Нью-Джерси.
- Ричард Энрикес - архитектор
- Глория Рубен
- Николь Лин
См. также [ править ]
Ссылки [ править ]
- ^ «Религия и перепись 2011 года» . 4 ноября 2012 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м Мэрилин., Делеванте (2006). Остров одного народа: рассказ об истории евреев Ямайки . Альберга, Энтони. Кингстон: Ян Рэндл. ISBN 9789766376932 . OCLC 854586578 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В Мордехей., Арбелл (2000). Португальские евреи Ямайки . Кингстон, Ямайка: Canoe Press. ISBN 9768125691 . ОСЛК 45701914 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Крицлер, Эдвард (2008). Еврейские пираты Карибского моря: как поколение отважных евреев создало империю в Новом Свете в поисках сокровищ, религиозной свободы и мести (Первое изд.). Нью-Йорк: Даблдей. ISBN 9780385513982 . OCLC 191922741 .
- ^ «Америка и Вест-Индия: июнь 1672 года». Календарь государственных документов Колониальной Америки и Вест-Индии: Том 7, 1669–1674 гг . Эд. В. Ноэль Сейнсбери. Лондон: Канцелярия Ее Величества, 1889. 364–381. Веб-сайт British History Online, 26 сентября 2023 г.
- ^ Цвик, Кристиан (2019). «Перемещенные меньшинства: народы вайю и мискито» . Справочник Пэлгрейва по этнической принадлежности . стр. 1593–1609. дои : 10.1007/978-981-13-2898-5_117 . ISBN 978-981-13-2897-8 . S2CID 239122464 .
- ^ Андраде, Джейкоб А.П.М. «Записи евреев на Ямайке: выдержки из завещаний» . Поиск семьи на Ямайке . Проверено 24 июня 2020 г.
- ^ «Религия и перепись 2011 года» . 4 ноября 2012 г.
- ^ «Как раз к праздникам, на Ямайке появляется постоянное присутствие Хабада» .
- ^ Ух ты. «Евреи Ямайки» . Музей еврейского народа в Бейт-Хатфуцот.
- ^ Мелвин Барнетт (2010). «История еврейских первоклассных игроков в крикет» - Маккаби Австралия. Проверено 11 июня 2015 г.