Евреи
Общая численность населения | |
---|---|
2,500 [1] [2] | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Уганда | |
Языки | |
английский , французский , , иврит | |
Религия | |
иудаизм | |
Родственные этнические группы | |
Братья , Гвере , Сога |
Абайудая Абайудая ( , - это Луганда что означает «народ Иуды »). [3] [4] — еврейская община на востоке Уганды , недалеко от города Мбале . Они набожны в своей практике, соблюдают кашрут и Шаббат . Есть несколько разных деревень, где живут абайудайи. Сообщество, принявшее иудаизм в 20 веке. Большинство членов сообщества связаны с реформистским и консервативным движениями иудаизма. [5] В июне 2016 года раввин Шломо Рискин возглавил Бейт-Дин, который осуществил обращение в православие общины путти в Абайудайе. [6] [7]
По оценкам, население Абайудайи составляет от 2000 до 3000 человек; [1] как и их соседи, они занимаются натуральным хозяйством. Большинство абайудайя имеют происхождение из багвере . Некоторые из Намутумбы — Басога . Они говорят на луганде , соге или гвере выучили иврит . , а некоторые также [8]
История [ править ]
Своим происхождением группа обязана Муганды военачальнику Семею Какунгулу . Первоначально Какунгулу был обращен в христианство британскими миссионерами примерно в 1880 году. Он считал, что британцы позволят ему стать королем территорий Букеди и Бугису , которые он завоевал в битве за них. Однако, когда британцы ограничили его территорию значительно меньшими размерами и отказались признать его королем, как они обещали, Какунгулу начал дистанцироваться от них. В 1913 году он стал членом секты Бамалаки , которая следовала системе верований, сочетавшей в себе элементы иудаизма, христианства и христианской науки , в первую очередь отказа от использования западной медицины (основанной на нескольких предложениях, взятых из Ветхого Завета ). . Это привело к конфликту с британцами, когда бамалаки отказались вакцинировать свой скот. Однако при дальнейшем изучении Библии Какунгулу пришел к выводу, что обычаи и законы, описанные в Пятикнижии Моисея ( Торе ), действительно верны. Когда в 1919 году Какунгулу настоял на обрезание , как предписано в еврейской Библии, бамалаки отказался и сказал ему, что, если он будет практиковать обрезание, он будет подобен евреям . Какунгулу ответил: «Тогда я еврей!» Он обрезал своих сыновей и себя и объявил, что его община еврейская. По словам Генри Любеги, [9] «Он бежал к подножию горы Элгон и поселился в месте под названием Гангама, где основал сепаратистскую секту, известную как Кибина Кья Баюдая Абесига Катонда (Община евреев, уповающих на Господа)». Британцы были возмущены этим действием и фактически разорвали все связи с ним и его последователями.
Приезд иностранного еврея, известного как «Йосеф», предположительно ашкеназского происхождения, в 1920 году во многом способствовал приобретению общиной знаний о временах года, в которые еврейские праздники , такие как Песах , Шавуот , Рош ха-Шана , Йом Кипур и Суккот , иметь место. Источник в общине Абайудайя подтверждает, что первым евреем, посетившим общину, был Йосеф, который оставался в общине и обучал ее около шести месяцев и, судя по всему, первым принес еврейский календарь общине Абайудайя. [7]
Более того, законы, касающиеся кашрута, были впервые представлены обществу Йосефом. Община продолжает практиковать кашрут и сегодня. Учение Йосефа побудило Семея Какунгулу основать школу, которая действовала как своего рода ешива , с целью передачи и обучения навыкам и знаниям, впервые полученным от Йосефа.
После смерти Какунгулу от столбняка в 1928 году, Самсон Мугомбе Исраэль, один из его учеников, стал духовным лидером общины, изолировавшей себя в целях самозащиты.
В 1962 году Арье Одед , израильтянин, обучающийся в Университете Макерере , посетил Абаюдаю и встретил Самсона Мугомбе. Это был первый раз, когда абайудайя встретилась с израильтянином, и впервые со времен Йосефа община встретилась с иностранным евреем. Одед провел много длинных интервью с Мугомбе и другими лидерами и объяснил им, как евреи в Израиле исповедуют иудаизм. Затем Одед написал книгу («Религия и политика в Уганде») и многочисленные статьи об этой общине и ее обычаях, которые познакомили их с мировым еврейством.
Однако в 1970-х годах они подверглись преследованиям со стороны Иди Амина , который объявил еврейские ритуалы вне закона и разрушил синагоги . Некоторые представители общины абайудайя обратились либо в христианство, либо в ислам перед лицом религиозных преследований . Однако основная группа из примерно 300 членов осталась приверженной иудаизму, тайно поклоняясь и опасаясь, что соседи обнаружат их и доложат властям. Эта группа позже назвала себя « Шеэрит Исраэль ». [10] — Остаток Израиля — имеется в виду выжившие (угандийские) евреи.
Сообщество пережило возрождение в 1980-х годах. Около 400 членов общины Абайудайя были официально обращены пятью раввинами консервативной ветви иудаизма в феврале 2002 года. [11] и обращение консервативных раввинов продолжалось в последующие годы. [12] В 1990-е годы они были связаны с мессианской (христианской) еврейской общиной, возглавляемой Дэвидом Финкельштейном.
Сегодня [ править ]
, Бусете, Нанголо , округе Паллиса имеется множество различных типов синагог В Насеньи, Налюбембе . Восьмая деревня, Намутумба , расположена в деревне Магада, примерно в 70 км к югу. [7] Наконец, девятая деревня, Апак , находится к северу от Мбале. Перепись населения, проведенная в 2015 году жителями села, показала, что общая численность населения составила 1067 человек.
Намутумба, самая большая деревня, представляет собой процветающую еврейскую общину, насчитывающую около 244 членов, с действующей синагогой. Сообщество построило межконфессиональную начальную школу - начальную школу Тиккун Олам (TOPS), которая служит более широкому сообществу, имеет активное молодое лидерство в экономическом развитии и стремится улучшить жизнь всех членов своего сообщества. Йоаш Майенде — директор TOPS, кампуса, полностью работающего на солнечной энергии. Раввин Леви Шадрах Мугоя — их нынешний духовный лидер. Старший раввин Эри назначил Седраха своим преемником, что является «большой честью и большой ответственностью». Шадрах учился в Христианском университете Уганды и окончил его по специальности «Планирование проектов и предпринимательство» в 2013 году. Он учился в ешиве главного раввина Абаюдаи Гершома Сизому. Сейчас Шадрах продолжает обучение в АЛЕФ (Альянсе за еврейское обновление), чтобы он мог хорошо руководить своим народом в качестве своего раввина. Консервативная ешива в Израиле приняла его на обучение на 2017–2018 годы.
Гершом Сизому , духовный лидер Абайудайи и Рош-ешивы, был зачислен в Школы раввинистических исследований Циглера пятилетнюю аспирантуру в Американском еврейском университете в Лос-Анджелесе, штат Калифорния , где он изучал иврит, раввинскую литературу , Библию, еврейскую литературу. философия и другие предметы. По завершении этой программы Сизому получил рукоположение в сан раввина под эгидой консервативного движения 19 мая 2008 года и вернулся в Уганду, чтобы возглавить ее еврейскую общину. Он первый чернокожий раввин, родившийся в Африке к югу от Сахары . [13] Он также является первым главным раввином Уганды. [14] В феврале 2016 года он был избран членом парламента Уганды, представляющим Северный Бунгохо за пределами Мбале. [15]
Новая синагога, Stern Synagogue, названная в честь Ральфа и Сью Стерн, американских евреев, внесших 100 000 долларов, теперь заменила небольшую синагогу Моисея на холме Набугое с 2017 года. Другими ключевыми донорами являются Эяль, Яэль, Лея и Эйли Аронофф. Фонд Джулиуса и Рэя Чарльштейнов. Нэйти и Дебби Саидофф. По словам раввина Сизому, синагога является самой большой в странах Африки к югу от Сахары.
Еще одним событием является возможное признание Путти Абаюдайи Израилем и ортодоксальным еврейским миром благодаря усилиям раввина Шломо Рискина, основателя главного раввина Ефрата и канцлера института Камня Ор Торы , в координации с Организацией помощи деревням Путти (PVAO). ). Этот план потерпел неудачу в 2018 году, когда Министерство внутренних дел Израиля постановило, что Путти Абаюдайя не являются признанной еврейской общиной, и поэтому их обращение «не признается с целью получения статуса в Израиле». [16] Сообществом управляет избранный совет, который в настоящее время возглавляет Тарфон Камья. Деревня Путти получает внешнюю поддержку от ПВАО. [17]
Помимо пяти синагог, при внешней помощи частных лиц и организаций были созданы еврейские школы, где преподаются светские и еврейские предметы. В отличие от многих христианских школ, изучение иврита и иудаизма не является обязательным для учащихся-неевреев. Эти школы посещают христианские, мусульманские и еврейские студенты. Стипендии, предоставленные внешними источниками, позволили некоторым студентам также поступить в университеты. В настоящее время существуют следующие общественные учреждения:
- Начальная школа Хадасса, расположенная между Набугое и Наманьони.
- Средняя школа Семей Кангкугулу (холм Набугое)
- Начальная школа Тиккун Олам
- Иешива программы Объединенной синагоги для (холм Набугое) Строительство ешивы финансируется за счет гранта молодежи « Тикун Олам» .
- Новая еврейская больница (Кампала) Общинная больница общего профиля Галилеи
- Новая еврейская ортодоксальная синагога расположена прямо в центре Кампалы.
- Медицинский центр Тобин расположен в Мбале. [18]
Отношения с общественностью [ править ]
Их соседи-христиане и мусульмане когда-то смотрели на абайудайю с презрением и ненавистью, но отношения значительно улучшились, и некоторые относятся к членам абайудайи с уважением и восхищением. [19] Следует также отметить, что сообщество стабильно растет. Насчитывая всего 300 человек на момент падения Иди Амина, с тех пор абайудайя выросла до 2000 человек.
В 2002 году история Абаюдайи была рассказана в книге «Абаюдайя: евреи Уганды» с фотографиями и текстом фотожурналиста Ричарда Собола, а также музыкальными записями, произведенными Джеффри Саммитом и опубликованными Abbeville Press. Соболь продолжает путешествовать и читать лекции с мультимедийными слайдами, чтобы помочь евреям Уганды выйти из изоляции.
В 2007 году независимая продюсерская группа Marion Segal Productions сняла документальный фильм об Абайюдае от имени Южноафриканской радиовещательной корпорации (SABC-TV). Его название «Жемчужины Африки» является отсылкой к тому факту, что этот регион Африки также известен как жемчужина Африки. Документальный фильм был снят и озвучен режиссером Гаем Либерманом в сотрудничестве с продюсером Мэрион Сигал, оба южноафриканскими евреями. В документальный фильм включены интервью с Аароном Кинту Мозесом, Дж. Дж. Кеки, Еношем К. Майной и другими лидерами Абаюдайи, как из общины Набугойе-Хилл, так и из общины Путти. Он также включает в себя интервью с двумя женами, которые показывают свои приготовления к субботе, рассказывают об образовании своих детей и обсуждают интимную сторону еврейского брака и необходимость миквы. Документальный фильм вызвал значительный интерес среди еврейской общины Южной Африки и вдохновил ее членов делать финансовые и другие пожертвования (например, книги) в пользу Абайудайи. После этого документального фильма южноафриканская еврейская община также приняла двух представителей молодого поколения Абаюдайи, чтобы они поделились своими историями на местных еврейских мероприятиях.
В 2003 году Джей Джей Кеки, член общины Абайудайя, возглавил усилия по созданию кооператива производителей кофе в регионе, включая не только еврейских производителей кофе, но также христианских и мусульманских производителей кофе. Результатом стала Мирембе Каомера , Луганда за «Вкусный мир». [20] В партнерстве с компанией Valentine Coffee Company из Форт-Брэгга, штат Калифорния , кооператив работает над тем, чтобы принести новое процветание представителям всех религий. [21]
Религиозная жизнь и обычаи [ править ]
По мере того как община расширяла свои связи и взаимодействие с внешними еврейскими общинами , а именно в Соединенных Штатах и Израиле, ее религиозная идеология и обычаи смещались в сторону основного иудаизма. Члены церкви регулярно посещают субботние службы как по вечерам в пятницу, так и по субботам. [7] Прихожане снимают обувь перед входом в синагогу. [7] Считается, что этот обычай практиковался евреями в библейские времена и до сих пор практикуется некоторыми еврейскими общинами. Абаюдайя следуют кашруту и соответственно забивают своих животных. [7] [22]
Музыка [ править ]
Музыка была важным аспектом в жизни абайудайи. За последние годы сообщество выпустило два компакт-диска, посвященных религиозной тематике. Один из альбомов, озаглавленный «Абаюдайя: Музыка еврейского народа Уганды», был спродюсирован Джеффри Саммитом и номинирован на премию « Лучший альбом традиционной мировой музыки» на 47-й церемонии вручения премии «Грэмми» . [ нужна ссылка ]
Сообщество Абайудайя получило дальнейшее признание и уважение в еврейской общине благодаря работе Ноама Каца, американского музыканта-еврея. Его компакт-диск 2005 года «Мирембе» («мир» в Луганде) содержал абайудайю в большинстве песен. Помимо учебы в семинарии, Кац путешествует по Северной Америке и дает слайд-шоу/концерт, демонстрирующий музыку Абаюдайи. [ нужно обновить ]
Музыка Абаюдайи отчетливо африканская, но в то же время еврейская. Многие песни сочетают в себе слова как на лугандском, так и на иврите. Кроме того, псалмы и молитвы настроены на отчетливо африканскую мелодию и ритм. Музыка рассматривается сообществом как важная вещь по ряду причин. Некоторые старейшины общины утверждают, что именно музыка позволила общине выстоять в суровых условиях, которые ей пришлось пережить во время правления Иди Амина.
См. также [ править ]
Ссылки [ править ]
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Шадрах Леви, Мугоя (6 ноября 2017 г.). «Мы евреи Уганды. Это наша история» . Форвард . Рэйчел Фишман Феддерсен . Проверено 26 августа 2018 г.
- ^ Орнштейн, Дэн (2 апреля 2023 г.). «На Песах я отправил мацу евреям Уганды. Они мне тоже подарили» . Козы и газировка . ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ЯДЕРНЫЙ РЕАКТОР . Проверено 2 апреля 2023 г.
- ^ Берг, Ирвин М. (январь 1997 г.) «Среди абайудайи». Комментарий Том. 103(1) стр. 52-4.
- ^ «Померанс, Рэйчел. «Евреи Уганды наконец-то провели свой день в Микве» . Архивировано из оригинала 16 августа 2002 г. Проверено 25 января 2006 г.
- ^ Мальц, Джуди (05 января 2020 г.). «Во-первых, угандийско-еврейская свадьба в Израиле» . Гаарец . Проверено 7 января 2020 г.
- ^ Абайудай: Возникновение иудаизма, духовное путешествие в Африку, Менахем Кучар.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж Комитет по спасению угандийского еврейства - рассказ об истории абайудайи из первых рук, заархивированный 11 декабря 2007 г. в Wayback Machine.
- ^ Годфри Мвакикагиле, Этническая принадлежность и национальная идентичность в Уганде: Земля и ее народ (New Africa Press, 2009), стр. 56.
- ↑ «Евреи Мбале», Генри Любега. Архивировано 17 мая 2004 г. в Wayback Machine.
- ^ «Создание евреев шомер-мицвот в Уганде | Новости Израиля, информация, сионизм и алия» . Архивировано из оригинала 6 октября 2007 г. Проверено 30 августа 2007 г.
- ^ «Иудаизм: абайудайя Уганды наконец признаны евреями - Религиоскоп» . www.religion.info . Проверено 10 октября 2022 г.
- ↑ «Джерузалем Пост», РУТ ЭГЛАШ, 3 августа 2008 г., Консервативное движение открывает первый в истории Африки .
- ^ «Спутниковые новости и последние новости | Иерусалим Пост» . fr.jpost.com . Проверено 15 марта 2024 г.
- ^ http://fr.jpost.com/servlet/Satellite?cid=1215331079553&pagename=JPost/JPArticle/ShowFull [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Кестенбаум, Сэм (27 февраля 2016 г.) [последнее обновление 10 апреля 2018 г.]. «Раввин из крошечной еврейской общины Уганды получил место в парламенте» . Гаарец . Архивировано из оригинала 26 января 2021 г.
- ^ Джуди Мальц (31 мая 2018 г.). «Израиль запрещает признавать еврейскую общину Уганды» . Гаарец .
- ^ :[://puttivillage.org]
- ^ «Б'чол Лашон» . Архивировано из оригинала 5 мая 2017 г. Проверено 7 июня 2020 г.
- ^ "BBC NEWS - Фотожурнал - Еврейская община Уганды - Уверенно" . Проверено 24 февраля 2016 г. .
- ^ «История Мирембе Каомера» . Кофе на День Благодарения . Проверено 24 февраля 2016 г. .
- ^ Кофе «Мирембе Кавомера «Вкусный мир» » Рассказ › Кооператив» . Архивировано из оригинала 20 сентября 2008 г. Проверено 7 сентября 2008 г.
- ^ «История евреев Абуюдайя Уганды» . www.jewishvirtuallibrary.org . Проверено 03 апреля 2023 г.
Дальнейшее чтение [ править ]
- Соболь, Ричард, и Саммит, Джеффри А.: Абаюдая: Евреи Уганды ISBN 978-0-7892-0776-0
- Одед, Арье: «Религия и политика в Уганде: исследование ислама и иудаизма» 1995, East African Educational Publishers, Найроби.
- Одед, Арье: «Абаюдайя Уганды», IAFA, Иерусалим, 2003 г. (на иврите).
- Парфитт, Тюдор: «Черные евреи в Африке и Америке», издательство Гарвардского университета, 2013 г.
Внешние ссылки [ править ]
- Абайудайя: евреи Уганды Еврейский музей, Лондон, 2019 г.
- Организация помощи деревне Путти Включает множество проектов помощи абайудайе, а также сотни видео и фотографий.
- Фотожурнал BBC с участием евреев
- Абайудайя: евреи Уганды. Фотографии Ричарда Собола из его книги.
- Гершом Сизому, первый абайудайя из Уганды, рукоположенный в Школе раввинистических исследований Зиглера Американского еврейского университета, 2007 г.
- Ортодоксальная община Мбале (Абаюдайя) Община Абаюдайя в Кампале. Сайт еврейской общины Кампалы, 2013 г.
- Потерянные евреи Уганды Ким Харрисберг. Daily Maverick, 14 апреля 2014 г.
- Кто такие евреи-абаюдайя Уганды? История общины, вспоминаемая раввином Гершомом Сизому, и подробная информация о проектах здравоохранения и экономического развития Бехол Лашона с общиной Абайудайя (со старого сайта Бехол Лашон)
- Статьи об Абаюдае на текущем сайте Бе'чола Лашона
- Ссылки на Абаюдая на сайте Кулану