Jump to content

Евреи

Евреи
ِМестные и иностранные раввины молятся в синагоге Пути рядом с Мбале.
Общая численность населения
2,500 [1] [2]
Регионы со значительной численностью населения
Уганда
Языки
английский , французский , , иврит
Религия
иудаизм
Родственные этнические группы
Братья , Гвере , Сога

Абайудая Абайудая ( , - это Луганда что означает «народ Иуды »). [3] [4] — еврейская община на востоке Уганды , недалеко от города Мбале . Они набожны в своей практике, соблюдают кашрут и Шаббат . Есть несколько разных деревень, где живут абайудайи. Сообщество, принявшее иудаизм в 20 веке. Большинство членов сообщества связаны с реформистским и консервативным движениями иудаизма. [5] В июне 2016 года раввин Шломо Рискин возглавил Бейт-Дин, который осуществил обращение в православие общины путти в Абайудайе. [6] [7]

По оценкам, население Абайудайи составляет от 2000 до 3000 человек; [1] как и их соседи, они занимаются натуральным хозяйством. Большинство абайудайя имеют происхождение из багвере . Некоторые из Намутумбы Басога . Они говорят на луганде , соге или гвере выучили иврит . , а некоторые также [8]

История [ править ]

Своим происхождением группа обязана Муганды военачальнику Семею Какунгулу . Первоначально Какунгулу был обращен в христианство британскими миссионерами примерно в 1880 году. Он считал, что британцы позволят ему стать королем территорий Букеди и Бугису , которые он завоевал в битве за них. Однако, когда британцы ограничили его территорию значительно меньшими размерами и отказались признать его королем, как они обещали, Какунгулу начал дистанцироваться от них. В 1913 году он стал членом секты Бамалаки , которая следовала системе верований, сочетавшей в себе элементы иудаизма, христианства и христианской науки , в первую очередь отказа от использования западной медицины (основанной на нескольких предложениях, взятых из Ветхого Завета ). . Это привело к конфликту с британцами, когда бамалаки отказались вакцинировать свой скот. Однако при дальнейшем изучении Библии Какунгулу пришел к выводу, что обычаи и законы, описанные в Пятикнижии Моисея ( Торе ), действительно верны. Когда в 1919 году Какунгулу настоял на обрезание , как предписано в еврейской Библии, бамалаки отказался и сказал ему, что, если он будет практиковать обрезание, он будет подобен евреям . Какунгулу ответил: «Тогда я еврей!» Он обрезал своих сыновей и себя и объявил, что его община еврейская. По словам Генри Любеги, [9] «Он бежал к подножию горы Элгон и поселился в месте под названием Гангама, где основал сепаратистскую секту, известную как Кибина Кья Баюдая Абесига Катонда (Община евреев, уповающих на Господа)». Британцы были возмущены этим действием и фактически разорвали все связи с ним и его последователями.

Приезд иностранного еврея, известного как «Йосеф», предположительно ашкеназского происхождения, в 1920 году во многом способствовал приобретению общиной знаний о временах года, в которые еврейские праздники , такие как Песах , Шавуот , Рош ха-Шана , Йом Кипур и Суккот , иметь место. Источник в общине Абайудайя подтверждает, что первым евреем, посетившим общину, был Йосеф, который оставался в общине и обучал ее около шести месяцев и, судя по всему, первым принес еврейский календарь общине Абайудайя. [7]

Более того, законы, касающиеся кашрута, были впервые представлены обществу Йосефом. Община продолжает практиковать кашрут и сегодня. Учение Йосефа побудило Семея Какунгулу основать школу, которая действовала как своего рода ешива , с целью передачи и обучения навыкам и знаниям, впервые полученным от Йосефа.

После смерти Какунгулу от столбняка в 1928 году, Самсон Мугомбе Исраэль, один из его учеников, стал духовным лидером общины, изолировавшей себя в целях самозащиты.

В 1962 году Арье Одед , израильтянин, обучающийся в Университете Макерере , посетил Абаюдаю и встретил Самсона Мугомбе. Это был первый раз, когда абайудайя встретилась с израильтянином, и впервые со времен Йосефа община встретилась с иностранным евреем. Одед провел много длинных интервью с Мугомбе и другими лидерами и объяснил им, как евреи в Израиле исповедуют иудаизм. Затем Одед написал книгу («Религия и политика в Уганде») и многочисленные статьи об этой общине и ее обычаях, которые познакомили их с мировым еврейством.

Однако в 1970-х годах они подверглись преследованиям со стороны Иди Амина , который объявил еврейские ритуалы вне закона и разрушил синагоги . Некоторые представители общины абайудайя обратились либо в христианство, либо в ислам перед лицом религиозных преследований . Однако основная группа из примерно 300 членов осталась приверженной иудаизму, тайно поклоняясь и опасаясь, что соседи обнаружат их и доложат властям. Эта группа позже назвала себя « Шеэрит Исраэль ». [10] Остаток Израиля — имеется в виду выжившие (угандийские) евреи.

Сообщество пережило возрождение в 1980-х годах. Около 400 членов общины Абайудайя были официально обращены пятью раввинами консервативной ветви иудаизма в феврале 2002 года. [11] и обращение консервативных раввинов продолжалось в последующие годы. [12] В 1990-е годы они были связаны с мессианской (христианской) еврейской общиной, возглавляемой Дэвидом Финкельштейном.

Сегодня [ править ]

, Бусете, Нанголо , округе Паллиса имеется множество различных типов синагог В Насеньи, Налюбембе . Восьмая деревня, Намутумба , расположена в деревне Магада, примерно в 70 км к югу. [7] Наконец, девятая деревня, Апак , находится к северу от Мбале. Перепись населения, проведенная в 2015 году жителями села, показала, что общая численность населения составила 1067 человек.

Намутумба, самая большая деревня, представляет собой процветающую еврейскую общину, насчитывающую около 244 членов, с действующей синагогой. Сообщество построило межконфессиональную начальную школу - начальную школу Тиккун Олам (TOPS), которая служит более широкому сообществу, имеет активное молодое лидерство в экономическом развитии и стремится улучшить жизнь всех членов своего сообщества. Йоаш Майенде — директор TOPS, кампуса, полностью работающего на солнечной энергии. Раввин Леви Шадрах Мугоя — их нынешний духовный лидер. Старший раввин Эри назначил Седраха своим преемником, что является «большой честью и большой ответственностью». Шадрах учился в Христианском университете Уганды и окончил его по специальности «Планирование проектов и предпринимательство» в 2013 году. Он учился в ешиве главного раввина Абаюдаи Гершома Сизому. Сейчас Шадрах продолжает обучение в АЛЕФ (Альянсе за еврейское обновление), чтобы он мог хорошо руководить своим народом в качестве своего раввина. Консервативная ешива в Израиле приняла его на обучение на 2017–2018 годы.

Гершом Сизому , духовный лидер Абайудайи и Рош-ешивы, был зачислен в Школы раввинистических исследований Циглера пятилетнюю аспирантуру в Американском еврейском университете в Лос-Анджелесе, штат Калифорния , где он изучал иврит, раввинскую литературу , Библию, еврейскую литературу. философия и другие предметы. По завершении этой программы Сизому получил рукоположение в сан раввина под эгидой консервативного движения 19 мая 2008 года и вернулся в Уганду, чтобы возглавить ее еврейскую общину. Он первый чернокожий раввин, родившийся в Африке к югу от Сахары . [13] Он также является первым главным раввином Уганды. [14] В феврале 2016 года он был избран членом парламента Уганды, представляющим Северный Бунгохо за пределами Мбале. [15]

Новая синагога, Stern Synagogue, названная в честь Ральфа и Сью Стерн, американских евреев, внесших 100 000 долларов, теперь заменила небольшую синагогу Моисея на холме Набугое с 2017 года. Другими ключевыми донорами являются Эяль, Яэль, Лея и Эйли Аронофф. Фонд Джулиуса и Рэя Чарльштейнов. Нэйти и Дебби Саидофф. По словам раввина Сизому, синагога является самой большой в странах Африки к югу от Сахары.

Еще одним событием является возможное признание Путти Абаюдайи Израилем и ортодоксальным еврейским миром благодаря усилиям раввина Шломо Рискина, основателя главного раввина Ефрата и канцлера института Камня Ор Торы , в координации с Организацией помощи деревням Путти (PVAO). ). Этот план потерпел неудачу в 2018 году, когда Министерство внутренних дел Израиля постановило, что Путти Абаюдайя не являются признанной еврейской общиной, и поэтому их обращение «не признается с целью получения статуса в Израиле». [16] Сообществом управляет избранный совет, который в настоящее время возглавляет Тарфон Камья. Деревня Путти получает внешнюю поддержку от ПВАО. [17]

Помимо пяти синагог, при внешней помощи частных лиц и организаций были созданы еврейские школы, где преподаются светские и еврейские предметы. В отличие от многих христианских школ, изучение иврита и иудаизма не является обязательным для учащихся-неевреев. Эти школы посещают христианские, мусульманские и еврейские студенты. Стипендии, предоставленные внешними источниками, позволили некоторым студентам также поступить в университеты. В настоящее время существуют следующие общественные учреждения:

  • Начальная школа Хадасса, расположенная между Набугое и Наманьони.
  • Средняя школа Семей Кангкугулу (холм Набугое)
  • Начальная школа Тиккун Олам
  • Иешива программы Объединенной синагоги для (холм Набугое) Строительство ешивы финансируется за счет гранта молодежи « Тикун Олам» .
  • Новая еврейская больница (Кампала) Общинная больница общего профиля Галилеи
  • Новая еврейская ортодоксальная синагога расположена прямо в центре Кампалы.
  • Медицинский центр Тобин расположен в Мбале. [18]

Отношения с общественностью [ править ]

Их соседи-христиане и мусульмане когда-то смотрели на абайудайю с презрением и ненавистью, но отношения значительно улучшились, и некоторые относятся к членам абайудайи с уважением и восхищением. [19] Следует также отметить, что сообщество стабильно растет. Насчитывая всего 300 человек на момент падения Иди Амина, с тех пор абайудайя выросла до 2000 человек.

В 2002 году история Абаюдайи была рассказана в книге «Абаюдайя: евреи Уганды» с фотографиями и текстом фотожурналиста Ричарда Собола, а также музыкальными записями, произведенными Джеффри Саммитом и опубликованными Abbeville Press. Соболь продолжает путешествовать и читать лекции с мультимедийными слайдами, чтобы помочь евреям Уганды выйти из изоляции.

В 2007 году независимая продюсерская группа Marion Segal Productions сняла документальный фильм об Абайюдае от имени Южноафриканской радиовещательной корпорации (SABC-TV). Его название «Жемчужины Африки» является отсылкой к тому факту, что этот регион Африки также известен как жемчужина Африки. Документальный фильм был снят и озвучен режиссером Гаем Либерманом в сотрудничестве с продюсером Мэрион Сигал, оба южноафриканскими евреями. В документальный фильм включены интервью с Аароном Кинту Мозесом, Дж. Дж. Кеки, Еношем К. Майной и другими лидерами Абаюдайи, как из общины Набугойе-Хилл, так и из общины Путти. Он также включает в себя интервью с двумя женами, которые показывают свои приготовления к субботе, рассказывают об образовании своих детей и обсуждают интимную сторону еврейского брака и необходимость миквы. Документальный фильм вызвал значительный интерес среди еврейской общины Южной Африки и вдохновил ее членов делать финансовые и другие пожертвования (например, книги) в пользу Абайудайи. После этого документального фильма южноафриканская еврейская община также приняла двух представителей молодого поколения Абаюдайи, чтобы они поделились своими историями на местных еврейских мероприятиях.

В 2003 году Джей Джей Кеки, член общины Абайудайя, возглавил усилия по созданию кооператива производителей кофе в регионе, включая не только еврейских производителей кофе, но также христианских и мусульманских производителей кофе. Результатом стала Мирембе Каомера , Луганда за «Вкусный мир». [20] В партнерстве с компанией Valentine Coffee Company из Форт-Брэгга, штат Калифорния , кооператив работает над тем, чтобы принести новое процветание представителям всех религий. [21]

Религиозная жизнь и обычаи [ править ]

По мере того как община расширяла свои связи и взаимодействие с внешними еврейскими общинами , а именно в Соединенных Штатах и ​​Израиле, ее религиозная идеология и обычаи смещались в сторону основного иудаизма. Члены церкви регулярно посещают субботние службы как по вечерам в пятницу, так и по субботам. [7] Прихожане снимают обувь перед входом в синагогу. [7] Считается, что этот обычай практиковался евреями в библейские времена и до сих пор практикуется некоторыми еврейскими общинами. Абаюдайя следуют кашруту и ​​соответственно забивают своих животных. [7] [22]

Музыка [ править ]

Музыка была важным аспектом в жизни абайудайи. За последние годы сообщество выпустило два компакт-диска, посвященных религиозной тематике. Один из альбомов, озаглавленный «Абаюдайя: Музыка еврейского народа Уганды», был спродюсирован Джеффри Саммитом и номинирован на премию « Лучший альбом традиционной мировой музыки» на 47-й церемонии вручения премии «Грэмми» . [ нужна ссылка ]

Сообщество Абайудайя получило дальнейшее признание и уважение в еврейской общине благодаря работе Ноама Каца, американского музыканта-еврея. Его компакт-диск 2005 года «Мирембе» («мир» в Луганде) содержал абайудайю в большинстве песен. Помимо учебы в семинарии, Кац путешествует по Северной Америке и дает слайд-шоу/концерт, демонстрирующий музыку Абаюдайи. [ нужно обновить ]

Музыка Абаюдайи отчетливо африканская, но в то же время еврейская. Многие песни сочетают в себе слова как на лугандском, так и на иврите. Кроме того, псалмы и молитвы настроены на отчетливо африканскую мелодию и ритм. Музыка рассматривается сообществом как важная вещь по ряду причин. Некоторые старейшины общины утверждают, что именно музыка позволила общине выстоять в суровых условиях, которые ей пришлось пережить во время правления Иди Амина.

См. также [ править ]

Ссылки [ править ]

  1. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Шадрах Леви, Мугоя (6 ноября 2017 г.). «Мы евреи Уганды. Это наша история» . Форвард . Рэйчел Фишман Феддерсен . Проверено 26 августа 2018 г.
  2. ^ Орнштейн, Дэн (2 апреля 2023 г.). «На Песах я отправил мацу евреям Уганды. Они мне тоже подарили» . Козы и газировка . ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ЯДЕРНЫЙ РЕАКТОР . Проверено 2 апреля 2023 г.
  3. ^ Берг, Ирвин М. (январь 1997 г.) «Среди абайудайи». Комментарий Том. 103(1) стр. 52-4.
  4. ^ «Померанс, Рэйчел. «Евреи Уганды наконец-то провели свой день в Микве» . Архивировано из оригинала 16 августа 2002 г. Проверено 25 января 2006 г.
  5. ^ Мальц, Джуди (05 января 2020 г.). «Во-первых, угандийско-еврейская свадьба в Израиле» . Гаарец . Проверено 7 января 2020 г.
  6. ^ Абайудай: Возникновение иудаизма, духовное путешествие в Африку, Менахем Кучар.
  7. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж Комитет по спасению угандийского еврейства - рассказ об истории абайудайи из первых рук, заархивированный 11 декабря 2007 г. в Wayback Machine.
  8. ^ Годфри Мвакикагиле, Этническая принадлежность и национальная идентичность в Уганде: Земля и ее народ (New Africa Press, 2009), стр. 56.
  9. «Евреи Мбале», Генри Любега. Архивировано 17 мая 2004 г. в Wayback Machine.
  10. ^ «Создание евреев шомер-мицвот в Уганде | Новости Израиля, информация, сионизм и алия» . Архивировано из оригинала 6 октября 2007 г. Проверено 30 августа 2007 г.
  11. ^ «Иудаизм: абайудайя Уганды наконец признаны евреями - Религиоскоп» . www.religion.info . Проверено 10 октября 2022 г.
  12. «Джерузалем Пост», РУТ ЭГЛАШ, 3 августа 2008 г., Консервативное движение открывает первый в истории Африки .
  13. ^ «Спутниковые новости и последние новости | Иерусалим Пост» . fr.jpost.com . Проверено 15 марта 2024 г.
  14. ^ http://fr.jpost.com/servlet/Satellite?cid=1215331079553&pagename=JPost/JPArticle/ShowFull [ постоянная мертвая ссылка ]
  15. ^ Кестенбаум, Сэм (27 февраля 2016 г.) [последнее обновление 10 апреля 2018 г.]. «Раввин из крошечной еврейской общины Уганды получил место в парламенте» . Гаарец . Архивировано из оригинала 26 января 2021 г.
  16. ^ Джуди Мальц (31 мая 2018 г.). «Израиль запрещает признавать еврейскую общину Уганды» . Гаарец .
  17. ^ :[://puttivillage.org]
  18. ^ «Б'чол Лашон» . Архивировано из оригинала 5 мая 2017 г. Проверено 7 июня 2020 г.
  19. ^ "BBC NEWS - Фотожурнал - Еврейская община Уганды - Уверенно" . Проверено 24 февраля 2016 г. .
  20. ^ «История Мирембе Каомера» . Кофе на День Благодарения . Проверено 24 февраля 2016 г. .
  21. ^ Кофе «Мирембе Кавомера «Вкусный мир» » Рассказ › Кооператив» . Архивировано из оригинала 20 сентября 2008 г. Проверено 7 сентября 2008 г.
  22. ^ «История евреев Абуюдайя Уганды» . www.jewishvirtuallibrary.org . Проверено 03 апреля 2023 г.

Дальнейшее чтение [ править ]

  • Соболь, Ричард, и Саммит, Джеффри А.: Абаюдая: Евреи Уганды ISBN   978-0-7892-0776-0
  • Одед, Арье: «Религия и политика в Уганде: исследование ислама и иудаизма» 1995, East African Educational Publishers, Найроби.
  • Одед, Арье: «Абаюдайя Уганды», IAFA, Иерусалим, 2003 г. (на иврите).
  • Парфитт, Тюдор: «Черные евреи в Африке и Америке», издательство Гарвардского университета, 2013 г.

Внешние ссылки [ править ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 8c59d7d3756a0c80cc9a922e079d4489__1718311860
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/8c/89/8c59d7d3756a0c80cc9a922e079d4489.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Abayudaya - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)