История евреев в Швеции
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( март 2023 г. ) |
Общая численность населения | |
---|---|
15,000 | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Стокгольм , Гетеборг , Мальмё , Хельсингборг , Норчёпинг | |
Языки | |
шведский , идиш , иврит | |
Религия | |
иудаизм | |
Родственные этнические группы | |
другие евреи-ашкенази |
Часть серии о |
Евреи и иудаизм |
---|
Часть серии о |
Культура Швеции |
---|
Люди |
Языки |
Мифология и фольклор |
Кухня |
Фестивали |
Искусство |
Литература |
Музыка |
Спорт |
Часть серии о |
Скандинавия |
---|
Историю евреев Швеции в можно проследить с 17 века, когда их присутствие подтверждено в записях о крещении Стокгольмского собора . Несколько еврейских семей были крещены в лютеранской церкви, что было необходимым условием для получения разрешения на поселение в Швеции. В 1681 году, например, 28 членов семей Исраэля Манделя и Моисея Якоба были крещены в Стокгольмской немецкой церкви в присутствии короля Швеции Карла XI , вдовствующей королевы Хедвиг Элеоноры Гольштейн-Готторпской и ряда других высоких государственных чиновников. .
Король Карл XII (1697–1718) пять лет провел стоянком в турецком городе Бендеры и накопил там большое количество долгов перед своим окружением. Еврейские и мусульманские кредиторы последовали за ним в Швецию, и шведский закон был изменен, чтобы они могли проводить религиозные службы и обрезать своих детей мужского пола.
Ранняя история [ править ]
В 1680 году евреи Стокгольма обратились к королю с просьбой разрешить им проживать там, не отказываясь от своей веры, но это заявление было отклонено, поскольку местная консистория отказалась одобрить его. 3 декабря 1685 года Карл XI приказал столичному генерал-губернатору следить за тем, чтобы евреям не разрешалось селиться в Стокгольме или в любой другой части страны «из-за опасности возможного влияния Еврейская религия на чистой евангелической вере». В случае обнаружения евреев в какой-либо шведской общине их должны были уведомить о необходимости покинуть страну в течение четырнадцати дней. [1] [2]
Разрешение на поселение [ править ]
Благодаря покровительству суда еврейские купцы иногда назначались королевскими поставщиками. Король Карл XII (по-шведски Карл XII ) обычно сопровождал одного или нескольких богатых евреев в качестве казначея своей армии за рубежом. [3] В 1718 году евреи получили разрешение поселиться в королевстве без необходимости отрекаться от своей религии.
Карл XII провел пять лет в Бендерах , Бессарабия (в то время входившая в состав Османской империи ), со своей армией и имел значительные долги перед еврейскими и мусульманскими купцами, которые снабжали армию оборудованием и продовольствием. По его возвращению в Швецию прибыли несколько кредиторов-мусульман и евреев, и в шведское законодательство были внесены изменения, позволяющие им проводить религиозные службы и обрезать своих сыновей.
После смерти Карла XII в 1718 году шведское правительство испытывало финансовые затруднения, и королевский дом часто освобождался от денежных затруднений благодаря еврейским купцам Стокгольма, которые в обмен настаивали на предоставлении дополнительных гражданских прав себе и своим единоверцам. Как следствие, концессия 1718 года была возобновлена и дополнена королевскими указами 1727, 1746 и 1748 годов, но разрешение было ограничено поселениями в небольших городах и сельских общинах. Одним из самых выдающихся евреев Швеции того времени была новообращенная Ловиса Аугусти , ставшая одной из самых популярных певиц на сцене Стокгольма.
В 1782 году был издан указ ( judereglementet ). [4] – в частности, благодаря усилиям видного либерала Андерса Худениуса – согласно которому евреям было запрещено проживать в одном из трех городов: Стокгольме, Гетеборге и Норчёпинге . К ним был добавлен город Карлскруна , где еврейский купец Фабиан Филип основал там фабрику по производству парусов и военно-морской униформы. Им не разрешалось торговать на других рынках или владеть собственностью. Евреи не имели права занимать государственные должности и избираться в парламент . Им было запрещено обращать лютеран в иудейскую религию.
Ограничено городами тремя
Правительство стремилось привлечь в страну богатых евреев, но в равной степени старалось не допускать бродячих продавцов безделушек, некоторые из которых в предыдущие годы прибыли в Швецию из Германии. Соответственно, любой иностранный еврей, приземлившийся в Швеции, должен был в течение восьми дней после прибытия явиться местным властям и предъявить свой паспорт и удостоверение личности, а также заявление о цели своего прибытия в страну. Эти сертификаты выдавались старейшинами общины, к которой принадлежал иммигрант, в его родной стране и должны были быть проверены муниципальными властями того места, где иммигрант последний раз проживал. Если сертификаты были неудовлетворительными, власти имели право выслать владельца, но в случае признания его направляли в Стокгольм , Гетеборг или Норчёпинг . Евреям, которые проживали в стране до обнародования этого постановления, было предложено представить свои удостоверения личности соответствующим властям вместе с заявлением, в котором указывалось, в каком городе они хотели бы поселиться и зарабатывать на жизнь. В постановлении перечислялись различные профессии, которыми разрешалось заниматься евреям, а также предусматривалось, что они должны отдавать своих сыновей в ученики шведским торговцам в одном из трех городов. Чтобы предотвратить перенаселение торговой сферы, было предписано, чтобы ни одному еврею иностранного происхождения не разрешалось начинать бизнес, если он не владел по крайней мере 2000 шведский риксдалер наличными или оборотными ценными бумагами; коренному еврею достаточно иметь всего 1000 риксдалеров. Раввины были освобождены от уплаты налога, а согласно предыдущим постановлениям бедные евреи подлежали депортации из страны.
Что касается розничной торговли, евреям было запрещено продавать продукты питания, спиртные напитки и наркотики, и им разрешалось продавать в розницу свои особые продукты питания, вино, кошерное мясо, мацу и т. д. только между собой. Кроме того, еврейскому розничному торговцу не разрешалось предлагать свои товары для продажи на рынках за пределами города, в котором он находился (разрешение было дано только на проживание в Стокгольме, Гетеборге, Карлскруне и Норчёпинге), и он был вынужден вести свой бизнес. в открытых магазинах и запрещалось торговать от дома к дому или по улицам.
Евреям было разрешено основывать синагоги в трех вышеупомянутых городах, а также содержать раввинов и других священнослужителей. Смешанные браки между евреями и христианами были запрещены. За каждый заключенный еврейский брак в приют королевской гвардии должна была выплачиваться плата в размере шести риксдалеров, причем это условие было задумано как компенсация армии за освобождение евреев от военной службы. Чтобы защитить интересы потомков евреев-иммигрантов, государство предписывало, чтобы в случае смерти еврея старейшины общины провели инвентаризацию его имущества и представили отчет либо в сиротский суд, либо в муниципальный суд. власти. Однако евреи имели право назначать опекунов несовершеннолетних; и раввинский суд обладал юрисдикцией по делам о наследстве. В судебных процессах между евреями и христианами, когда факты не могли быть установлены иначе, как под присягой, еврею могло быть приказано принести обычную еврейскую присягу в синагоге в присутствии судьи. Еврей, осужденный за лжесвидетельство, подлежал высылке из страны.
В 1774 году Аарон Исаак переехал из Бютцова в Стокгольм и начал работать гравером печатей, а позже перешел в галантерейный бизнес . Шведский риксдаг сословий дал разрешение в 1779 году на создание синагоги в Стокгольме , которую основал Исаак. Позже он стал поставщиком шведской армии, особенно во время русско-шведской войны 1788–1790 годов .
Постановление 1782 года содержало отдельный пункт, относящийся к «особо богатым евреям или к таким, которые владеют каким-либо ремеслом, почти или совершенно неизвестным в стране». Такие люди могли через Министерство торговли подать прошение королю о привилегиях и уступках, помимо тех, которые предоставлены общим постановлением. Якобу Маркусу в Норчёпинге были предоставлены такие привилегии, и он построил первую в городе синагогу, которая открылась в 1796 году. Евреи Стокгольма пригласили Леви Хирша из Альт-Стрелица , Мекленбург , выполнять обязанности своего раввина. Первая шведская синагога располагалась на Кёпманторгет (Торговая площадь) в Стокгольме, в доме Сьёбергов. Через несколько лет это место оказалось слишком маленьким, и евреи в столице выбрали старую аукционную палату на Тыска Брунн большая Стокгольмская синагога. (Немецкий колодец), где они поклонялись до 1870 года, когда на Варендорфсгатан (улица Варендорф) была открыта ). В 1905 году Еврейская энциклопедия сообщила, что синагоги были во всех крупных шведских городах, в которых евреи поселились в значительном количестве.
- Аарон Исаак из Стокгольма
- Якоб Маркус из Норчёпинга
- Еврейский указ 1782 г.
- Литография 1860 года синагоги Гетеборга.
- Еврейское кладбище в Карлскруне
на указ 1838 г. Реакция
После 1782 года евреи постепенно добились от правительства смягчения ограничений, но многие евреи, особенно те, кто жил в Стокгольме, желали еще больших возможностей и не хотели оказаться в невыгодном положении из-за своей религии. Среди населения в целом возникло чувство негодования против амбициозных евреев Стокгольма, многие из которых были преуспевающими финансистами; население стало свидетелем того, как другая, небольшая и обездоленная община евреев процветала в большей степени, чем население в целом. Гнев рос из-за разницы в богатстве между евреями и другими людьми; такой гнев достиг апогея в 1838 году. После обнародования нового постановления, отменившего почти все ограничения гражданских прав евреев (в этом постановлении евреи впервые были названы мозаитерами , т. е. приверженцами Моисеевой веры ), В столице произошло серьезное восстание , и правительству были представлены многочисленные жалобы, осуждающие якобы «неоправданное предпочтение», оказываемое евреям. 21 сентября того же года правительство было вынуждено отменить новое постановление.
В последующие годы книжный рынок был наводнен брошюрами за и против Мозайтера . Этот спор между сторонниками и противниками евреев продолжался до 1840 года, когда некоторые члены сословий крестьян и бюргеров внутри риксдага обратились к правительству с просьбой восстановить постановление 1782 года в его первоначальной форме. Друзья евреев пытались показать, что петиционеры руководствовались религиозной нетерпимостью, но их противники открыто заявляли, что вопрос стоит не о религии, а о расе. Те, кто выступал против евреев в риксдаге, пытались доказать, что евреи сильно злоупотребляли правами и привилегиями, предоставленными им в 1782 году, и что они делали это за счет и в ущерб местным лютеранским купцам и торговцам. Однако попытки создать антиеврейские настроения в риксдаге не увенчались успехом, и на более поздней сессии этого органа (1853 г.), когда общественное мнение больше склонилось в пользу евреев, им были предоставлены дополнительные привилегии. В 1852 году Амалия Ассур (1803–1889) стала первой женщиной-дантистом в Швеции.
Во второй половине XIX века немногие оставшиеся недуги у евреев были устранены. По закону от 26 октября 1860 г. им было предоставлено право приобретать недвижимость в сельских общинах, тогда как ранее им разрешалось владеть недвижимостью только в городах. 20 января 1863 года другой указ отменил запрет на смешанные браки между евреями и христианами, которые были объявлены законными при условии, что они заключаются с соблюдением надлежащих церемоний. Более поздний указ (31 октября 1873 г.) предусматривал, что вопрос о браках между членами Шведской государственной церкви и евреями должен подниматься в лютеранской вере. Однако, если договор о религии их будущих детей был заключен родителями в письменной форме до их брака и представлен священнослужителю или другому органу власти, проводившему церемонию бракосочетания, такое соглашение должно оставаться в силе.
Конечно, существовали различные привилегии, которые евреи, как и любые другие нелютеране, не могли получить, пока действующая на тот момент конституция Шведского королевства оставалась в силе. Таким образом, они не могли стать членами кабинета министров; они также не могли как судьи или члены комитетов принимать участие в дискуссиях по религиозным вопросам. В остальном они пользовались теми же правами и несли те же обязанности, что и шведские граждане лютеранского вероисповедания.
По статистике 1890 года во всем Шведском королевстве проживало 3402 еврея. С тех пор, однако, их число значительно увеличилось, и в 1905 году Еврейская энциклопедия определила численность еврейского населения в «консервативную оценку» в 4000 человек.
20 век [ править ]
Закон, гарантировавший евреям равенство перед законом, был принят шведским риксдагом в 1910 году.
Между 1850 и 1920 годами произошла большая волна иммиграции ашкеназов в Швецию из России и Польши , и к 1920 году еврейское население Швеции выросло до 6500 человек. После Первой мировой войны еврейская иммиграция регулировалась, хотя небольшим группам евреев немецкого , датского, чешского и австрийского происхождения было разрешено приехать в Швецию.
Холокост [ править ]
В предвоенные годы власти Гитлера (1933–1939) около 3000 евреев мигрировали в Швецию, спасаясь от нацистских преследований. Поскольку Швеция была нейтральной во время Второй мировой войны, она помогла облегчить спасение относительно большого числа евреев из Норвегии и Дании: в 1942 году 900 норвежских евреев получили убежище от нацистских преследований в своей родной стране, и, что самое важное, почти все Датская еврейская община, насчитывавшая около 8000 человек, была перевезена в Швецию в октябре 1943 года ( см. Спасение датских евреев ). Шведский дипломат Рауль Валленберг также спас тысячи венгерских евреев в Будапеште, предоставив им «защитные паспорта». Он также арендовал тридцать два здания, финансируемых Соединенными Штатами, и объявил их дипломатическими объектами Швеции, тем самым поставив их под защиту дипломатического иммунитета.
С другой стороны, немецким компаниям было разрешено увольнять еврейских сотрудников в Швеции. [ нужна ссылка ] Кроме того, шведская иммиграционная политика в 1930-е годы была ограничительной в отношении приема еврейских беженцев, пытавшихся избежать нацистского террора и массовых убийств, в Швецию до начала депортации норвежских евреев в 1942 году. [5] Еврейские беженцы могли подвергаться дискриминации со стороны иммиграционных властей по сравнению с другими беженцами. [6] В конце войны и в дебатах после Холокоста шведские политики и чиновники защищали свою прежнюю ограничительную политику в отношении еврейской иммиграции, ссылаясь на еврейское меньшинство в стране, утверждая, что стокгольмская еврейская община или «определенные еврейские круги» были даже более ограничительный, чем шведское государство. [7]
В течение последних нескольких недель войны и после освобождения Шведский Красный Крест предпринял программу, известную как « Белые автобусы» , направленную на спасение узников скандинавских концлагерей. После переговоров под руководством графа Фольке Бернадота в последние месяцы войны было эвакуировано около 15 000 заключенных – половина из них скандинавы, в том числе 423 датских еврея. Помимо «Белых автобусов», 2 мая в Падборг , Дания, прибыл поезд с примерно 2000 женщинами-заключёнными, 960 из которых были евреями, а затем перевезён в Копенгаген и Мальмё, Швеция.
В годы после Второй мировой войны многие еврейские беженцы из стран Балтии , Румынии и Польши переехали в Швецию. После войны еврейское население только Стокгольма составляло 7000 человек, включая детей. [8] Например, карикатурист Арт Шпигельман родился в Стокгольме , куда переехал его отец Владек Шпигельман после того, как пережил концлагерь. В последующие десятилетия из Венгрии в 1956 и 1968 годах пришли новые волны еврейских беженцев, бежавших от коммунистического правительства . В период с 1968 по 1970 год из Польши прибыло еще больше беженцев. С 1945 по 1970 год еврейское население Швеции удвоилось.
Один из последних запретов в отношении евреев в Швеции – запрет евреям занимать политические посты – был снят только в 1951 году. [9] [10]
Современная ситуация [ править ]
Швеции Современное население еврейское
В Швеции нет этнической регистрации, поэтому еврейское население можно оценить лишь приблизительно. По оценкам Официального совета шведских еврейских общин, галахическим критериям соответствуют около 20 000 человек. Из них около 7000 являются членами общины. [11] По оценкам Всемирного еврейского конгресса на 2023 год, в Швеции проживает 15 000 евреев. [12] В Швеции пять еврейских общин: Стокгольм (около 4500 членов), Гетеборг (около 1000 членов), Мальмё (около 500 членов), Северо-Западная Скания (около 100 членов) и Норчёпинг (формально независимый, но управляемый как часть Стокгольмской общины из-за из-за его небольшого размера). Небольшие организованные еврейские общины также имеются в Уппсале , Лунде , Боросе и Вестеросе . Синагоги можно найти в Стокгольме (в котором есть две православные и одна консервативная синагога), Гетеборге (православная и консервативная синагоги), Мальмё (православная и эгалитарная синагоги), Хельсингборге (ортодоксальная синагога) и в Норчёпинге (консервативная синагога). синагогу, хотя община Норчёпинга слишком мала, чтобы проводить регулярные службы). Стокгольмская община также может похвастаться начальной школой, детским садом, библиотекой, изданием, выходящим два раза в месяц ( Judisk Krönika ) и еженедельной еврейской радиопрограммой.
о антисемитизма Сообщения росте
В 2014 году глобальное исследование антисемитизма , проведенное ADL , определило Швецию как одну из наименее антисемитских стран в мире, где только 4% населения придерживаются антисемитских настроений. [13] В том же исследовании 2019 года Швеция признана наименее антисемитской страной в мире. [14]
Однако в октябре 2010 года газета The Forward сообщила о нынешнем положении евреев и уровне антисемитизма в Швеции. Хенрик Бахнер, писатель и профессор истории Лундского университета, заявил, что члены шведского риксдага присутствовали на антиизраильских митингах, на которых сжигался израильский флаг и развевались флаги ХАМАС и Хезболлы, а риторика часто была антисемитской. — не только антиизраильские. Чарльз Смолл, бывший директор Инициативы Йельского университета по изучению антисемитизма, заявил, что «Швеция — это микрокосм современного антисемитизма. Это форма молчаливого согласия с радикальным исламом, который диаметрально противоположен всему, за что выступает Швеция. " Пер Гудмундсон, главный автор редакционной статьи Svenska Dagbladet и известный своей произраильской позицией на протяжении десятилетий, резко раскритиковал политиков, которые, по его словам, предлагают «слабые оправдания» мусульманам, обвиняемым в антисемитских преступлениях. «Политики говорят, что эти дети бедны и угнетены, а мы заставили их ненавидеть. По сути, они говорят, что поведение этих детей в некотором смысле является нашей ошибкой». [15] Большая часть антисемитизма в стране объясняется ростом числа иммигрантов-мусульман . [16]
По данным Шведского национального совета по предупреждению преступности, в 2012 году в Мальмё было зарегистрировано 66 преступлений на почве ненависти против евреев, по сравнению с 31 в Стокгольме. В 2013 году в Мальмё было зарегистрировано 35 таких преступлений на почве ненависти. [17] Эти цифры показывают рост числа антисемитских инцидентов за последние годы: в 2010 и 2011 годах вместе взятых было зарегистрировано 44 сообщения.
В январе 2015 года полиция Сконе , самой южной шведской губернии, опубликовала отчет, посвященный антисемитизму. По его данным, в 2013–2014 годах было совершено 137 антисемитских преступлений на почве ненависти, причем половина преступлений на почве ненависти в крупнейшем городе Сконе, Мальмё , была направлена против отдельных евреев. [18] В феврале, после перестрелок в Копенгагене, в результате которых погибли кинорежиссер и еврейский охранник, шведская общественная телекомпания Sveriges Radio спросила израильского посла, несут ли евреи ответственность за антисемитизм. [19] Позже они извинились за вопрос.
В 2015 году журнал «Этнические и расовые исследования» опубликовал исследование, проведенное в период с 2003 по 2009 год среди учащихся средних школ Швеции. Его целью было изучить изменения в антисемитских настроениях среди молодежи. Результаты не показали существенных изменений в общем уровне антисемитизма между двумя группами молодежи (группы 2003 и 2009 годов). Однако результаты показали, что как в 2003, так и в 2009 году студенты, родившиеся за пределами Швеции или чьи родители родились за пределами Швеции, демонстрируют более высокий уровень антисемитизма по сравнению со студентами, родившимися в Швеции. [20]
Сиавош Дерахти , шведский общественный деятель, родившийся из иранских иммигрантов, основал организацию « Молодые люди против антисемитизма и ксенофобии» . В знак признания его активности по уменьшению предрассудков и ксенофобии правительство Швеции в 2013 году вручило ему Премию Рауля Валленберга — награду, названную в честь шведского дипломата, спасшего тысячи евреев из нацистских лагерей смерти во время Второй мировой войны. Отборочная комиссия заявила, что Дерахти подал «положительный пример» в своем родном городе Мальмё и по всей Швеции. «Он является образцом для подражания для других», — написал комитет по премии Валленберга, — «своими действиями и решимостью показывая, что один человек может изменить ситуацию». [21] 8 ноября 2012 года Шведский комитет по борьбе с антисемитизмом вручил Дерахти свою первую премию «Эльза», учрежденную членом комитета Хенриком Френкелем в память о его родителях, чтобы побудить молодых людей включить социальные сети в борьбу со шведским антисемитизмом. [22] Дерахти считает, что важно устанавливать ограничения и поощрять иммигрантов принимать ценности своей новой шведской родины. [23]
В 2024 году The Times of Israel сообщила, что в период с 7 октября 2023 года по конец декабря 2023 года было зарегистрировано 110 антисемитских инцидентов, что более чем в четыре раза больше, чем в предыдущем году. Около 20% содержали ссылки на войну между Израилем и Хамасом , обвиняя отдельных шведских евреев в действиях Израиля в секторе Газа . Один из таких инцидентов включает сожжение израильского флага возле единственной синагоги Мальмё. [24]
Ситуация в Мальмё [ править ]
Этот раздел дублирует объем других статей , в частности «Антисемитизм в Швеции#Ситуация в Мальмё» . ( август 2014 г. ) |
В 2010 году международные СМИ сообщили о росте уровня антисемитских преступлений на почве ненависти в Мальмё, третьем по величине городе страны, на юге Швеции. В сообщениях упоминались осквернения, поджоги часовни и насмешки над верующими выкриками «Гитлер». В 2009 году полиция Мальмё получила сообщения о 79 антисемитских инцидентах, что вдвое больше, чем в предыдущем году (2008). [25] Например, 13 января 2009 года бутылки с зажигательной смесью были брошены внутрь и снаружи погребальной часовни на старом еврейском кладбище в городе Мальмё, что было расценено как антисемитский акт. Это был третий случай нападения на часовню за несколько недель до этого инцидента. [26] 28 сентября 2012 г. в здании еврейской общины Мальмё произошел взрыв, что снова представляется антисемитским актом. [27] Фредрик Серадзки, представитель еврейской общины Мальмё, подсчитал, что и без того небольшое еврейское население сокращается на 5% в год. «Мальмё — это место, из которого стоит уехать», — сказал он, назвав основной причиной антисемитизм. [15]
В статье, опубликованной в журнале The Forward в октябре 2010 года, Джудит Попински, 86-летняя женщина, пережившая Холокост, заявила, что ее больше не приглашают в школы, где проживает большое количество мусульман, чтобы рассказать свою историю выживания в Холокосте. Попински, которая нашла убежище в Мальмё в 1945 году, заявила, что до недавнего времени она рассказывала свою историю в школах Мальмё в рамках программы изучения Холокоста, но теперь многие школы больше не просят людей, переживших Холокост, рассказывать свои истории, потому что учащиеся-мусульмане относитесь к ним с таким неуважением, либо игнорируя говорящих, либо выходя из класса. Далее она заявила, что «Мальмё напоминает мне об антисемитизме, который я чувствовал в детстве в Польше перед войной... Я больше не в безопасности как еврей в Швеции». [15]
В июле 2014 года в Мальмё произошло два антисемитских нападения: еврея избили железными трубами за то, что он вывешивал израильский флаг из окна; [28] а некоторые окна в синагоге Мальмё были разбиты камнями. [29] В конце 2014 года раввин еврейской общины Гетеборга получил по электронной почте угрозы убийством. В письме говорилось: «...Но скоро наступит время, когда синагога Гетеборга будет разрушена дотла вместе с тобой внутри, а затем и ты, свинья, погибнешь в вечном огне». Это шестое электронное письмо с угрозами, которое раввин получил в этом году, и все от одного и того же анонима. [30]
В ноябре 2023 года антиизраильские протестующие сожгли израильский флаг возле синагоги Мальме , единственной синагоги Мальмё, скандируя «бомбите Израиль». Европейский еврейский конгресс заявил, что «запугивание еврейской общины и обвинение ее в событиях на Ближнем Востоке является вопиющим антисемитизмом». [31]
вокруг Ильмара Споры Реепалу
Шведские газеты и политические лидеры, а также израильские СМИ раскритиковали тогдашнего мэра Мальмё Ильмара Рипалу ( социал-демократа ) за неоднократное «объяснение» антиеврейских инцидентов реакцией на политику Израиля в отношении палестинцев . [32] [33] [34] [35] [36]
В январе 2010 года Рипалу подвергся критике за свои заявления о том, что «мы не принимаем ни сионизм, ни антисемитизм. Это крайности, которые ставят себя выше других групп и считают, что они имеют более низкую ценность». Он также раскритиковал еврейскую общину Мальме за ее поддержку Израиля, заявив: «Я бы хотел, чтобы еврейская община осудила нарушения Израилем гражданского населения в Газе. Вместо этого она решает провести [произраильскую] демонстрацию на Большой площади. [Мальмё], что может послать неправильные сигналы». [37] Еврейские лидеры ответили, что демонстрация, о которой говорил Рипалу, была «митингом в поддержку мира», организованным еврейской общиной Мальмё, «который подвергся нападению со стороны участников жестокой контрдемонстрации», и обвинили Рипалу в том, что он «предполагает, что насилие, направленное против нас это наша собственная вина просто потому, что мы не выступили против Израиля». [38]
В начале 2010 года шведское издание The Local опубликовало серию статей о растущем антисемитизме в Мальмё, Швеция . В интервью в январе 2010 года Фредрик Серадзки из еврейской общины Мальмё заявил, что «угрозы против евреев в Мальмё в последние годы неуклонно возрастают, и многие молодые еврейские семьи решают покинуть город. Многие считают, что община и местные политики продемонстрировал непонимание того, как еврейские жители города оказались в маргинальном положении». Он также добавил, что «сейчас многие евреи Мальмё действительно обеспокоены ситуацией здесь и не верят, что у них есть здесь будущее». The Local также сообщила, что еврейские кладбища и синагоги неоднократно были испорчены антисемитскими граффити, а в 2009 году взорвалась зажигательная бомба в часовне на другом еврейском месте захоронения в Мальмё. [39]
The Local сообщила, что Рипалу «отрицает какие-либо нападения на евреев в городе, несмотря на данные полиции, показывающие, что за последний год число инцидентов с применением насилия против евреев удвоилось». [40] В январе, когда его попросили объяснить, почему еврейским религиозным службам часто требуются охранники и даже защита со стороны полиции, Рипалу ответил, что насилие, направленное против еврейской общины Мальмё, исходит от правых экстремистов. [39]
В интервью The Sunday Telegraph в феврале 2010 года Рипалу спросили о сообщениях о том, что антисемитизм в Мальмё возрос до такой степени, что некоторые из его еврейских жителей переезжают (или рассматривают возможность переезда) в Израиль . Рипалу снова отрицает наличие какого-либо насилия в отношении евреев в Мальмё, заявив, что «не было никаких нападений на евреев, и если евреи из города захотят переехать в Израиль, это не касается Мальмё». [33]
Тогдашний лидер Шведской социал-демократической партии Мона Сахлин назвала комментарии Рипалу «прискорбными». [33] Заявления Рипалу подверглись резкой критике со стороны Серадзка, который заявил, что «чаще всего крайне левые обычно используют евреев в качестве боксерской груши за свое презрение к политике Израиля, даже если евреи в Мальмё не имеют никакого отношения к израильской политике. " [39]
Позже Рипалу признал, что он не был достаточно информирован об уязвимом положении, в котором оказались евреи, после встречи с лидерами общины. Затем Рипалу заявил, что Skånska Dagbladet , газета, которая первоначально опубликовала многие противоречивые заявления Рипалу, исказила его как антисемита; Впоследствии газете запретили проводить пресс-конференцию в мэрии, как сообщается, по просьбе Рипалу. В ответ Skånska Dagbladet опубликовала на своем сайте полные записи интервью с Ильмаром Рипалу, а также все тексты, опубликованные в серии статей об угрозах и преследованиях, с которыми сталкиваются евреи Мальмё, а также обмен электронными письмами между газетой и мэром города. офис. [32] [41]
Споры о Рипалу были рассмотрены в подписанной редакционной статье «Охота на Рипалу», которая была опубликована в независимом социал-демократическом таблоиде Aftonbladet . Редакционную статью написал Кеннет Андреассон, редактор журнала Aftonbladet . Андреассон заявил, что у него «не было причин полагать, что Рипалу - ненавистник евреев - возможно, неосведомленный, неосведомленный об исторических цепочках мыслительных фигур, которые, возможно, приводят к антисемитизму - но в основном наивный и честный - и подчеркнутый». Характеристика, которую дала репортер Skånska Dagbladet , назвав Рипалу более заинтересованным в разговорах об агрессивной политике Израиля, чем о существующих проблемах, была несправедливой, продолжил он. «Любой, кто прислушивается к вопросам и ответам, получает более детальную картину. Больше всего Рипалу говорит о борьбе с расизмом, где бы он ни проявлялся и на кого бы он ни был направлен. Он неоднократно подчеркивает, что международную политику не следует втягивать в местная политика». Это могло закончиться статьей для Sydsvenska Dagbladet 30 января, где Рипалу назвал «совершенно неприемлемым» возлагать на евреев Мальмё ответственность за то, что происходит в Израиле, заметил Андреассон. «Когда этого не произошло, Рипалу должен положить этому конец сейчас, проглотив осуждение. Тогда он имеет право на собственное осуждение израильских зверств в секторе Газа. санитарии антисемитизма, временами чувствуется самодовольство, скорее всего, согласятся, поскольку должна быть возможность выражать эту критику, не подвергаясь автоматически обвинениям в ненависти к евреям, что часто происходит. , против убийств, совершенных правительством, против стены, против поселений - эта критика вполне оправдана - и законна, а также морально и политически респектабельна". [42]
идиша Статус Швеции в
Волны ашкеназской иммиграции в Швецию также принесли с собой язык идиш , преобладающий язык среди восточноевропейских евреев. Идиш — официально признанный нетерриториальный язык меньшинства в Швеции. [43] Как и во всей Европе, использование идиша в еврейской общине сократилось. По состоянию на 2009 год еврейское население Швеции оценивалось примерно в 20 000 человек. Из них, согласно различным отчетам и опросам, 2000-6000 утверждают, что хотя бы немного знают идиш. Число носителей языка среди них оценивается лингвистом Микаэлем Паркваллом в 750–1500 человек. Считается, что практически все носители идиша в Швеции сегодня взрослые, и большинство из них пожилые. [44]
В некоторых общинах предпринимаются попытки возродить идиш. Организация Sveriges Jiddischförbund (Шведский союз идиш), ранее называвшаяся Sällskapet för Jiddisch och Jiddischkultur i Sverige («Общество идиша и идишской культуры в Швеции»), насчитывает более 200 членов, многие из которых являются носителями идиша, и организует регулярные мероприятия. для речевого сообщества и во внешней пропаганде языка идиш.
Известные люди [ править ]
См. также [ править ]
Ссылки [ править ]
- ^ Статья Густава Линдера, Библиотека Астора, Нью-Йорк, Швеция, в Еврейской энциклопедии 1906 г.
- ^ Майкл Буш: Евреи в Швеции с 1685 по 1838 год, Ганновер, 2020, с. 26–28 ISBN 9783865257437
- ^ Статья Шведская еврейская энциклопедия, 1906 г.
- ^ «Свобода религии» . Стокгольмскяллан (на шведском языке) . Проверено 16 марта 2023 г.
- ^ Левин, Пол А., От безразличия к активизму: шведская дипломатия и Холокост; 1938-1944, Упсала, 1996.
- ^ Квист Гевертс, Карин, Иностранный элемент в нации. Шведская политика в отношении беженцев и еврейские беженцы 1938-1944 гг., Уппсала, 2008 г.
- ^ Рудберг, Понтус, «'Запись позора': использование и злоупотребление изображением шведского еврейского ответа на Холокост» , Скандинавский журнал истории, том 36, выпуск 5, специальный выпуск: Истории и воспоминания о Холокост в Скандинавии (2011 г.).
- ^ «Еврейская община Стокгольма» . Музей еврейского народа в Бейт-Хатфуцот.
- ^ Еврейская история Европы
- ^ Герман Фридлендер: Шведская еврейская история, Йохан Шуек.
- ^ «Число евреев» Еврейского центрального совета (на шведском языке), посещение 21 февраля 2010 г.
- ^ «Швеция» . Всемирный еврейский конгресс . Проверено 11 июня 2024 г.
- ^ ADL Global 100 , Швеция
- ↑ Польша, Южная Африка, Украина и Венгрия входят в список самых антисемитских стран по данным исследования ADL , «Гаарец», 21 ноября 2019 г., 7:00.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Для евреев шведский город — это «место, от которого нужно уйти», Дональд Снайдер, The Forward, опубликовано 7 июля 2010 г., выпуск от 16 июля 2010 г.).
- ↑ The Tablet Magazine: «Проблема шведского «проклятого еврея» — носить ермолку в городе Мальмё больше небезопасно. Мэр винит евреев, в то время как другие шведские политики указывают на «социальное неравенство»» Паулина Нойдинг , 5 апреля 2012 г.
- ^ «Антисемитизм омрачает самый мультикультурный город Швеции | GlobalPost» . Архивировано из оригинала 5 августа 2013 г. Проверено 3 августа 2013 г.
- ^ «В центре внимания преступления на почве ненависти в шведском Сконе» . Местный . 21 января 2015 г. Проверено 27 января 2015 г.
- ^ «Шведское радио читает рэп по «еврейскому вопросу»» . TheLocal.se . 18 февраля 2015 г.
- ^ Бевеландер, Питер; Хьерм, Микаэль (20 июля 2015 г.). «Религиозная принадлежность и антисемитизм шведской молодежи среднего школьного возраста: анализ данных опроса 2003 и 2009 годов». Этнические и расовые исследования . 38 (15): 2705–2721. дои : 10.1080/01419870.2015.1042893 . S2CID 145258782 .
- ↑ Сиавош Дерахти, молодой мусульманин, защищает евреев и других людей, ставших жертвами преступлений на почве ненависти. The Christian Science Monitor, 15 ноября 2013 г.
- ↑ Махзорим для Лунда: луч надежды The Baltimore Jewish Times, 14 июля 2013 г.
- ↑ Рост антисемитизма бросает вызов гордому и толерантному самооценке Швеции The Washington Post, 4 марта 2015 г.
- ^ «Швеция сообщает о резком росте числа антисемитских преступлений на почве ненависти после нападения ХАМАС на Израиль» . Таймс Израиля . Проверено 11 июня 2024 г.
- ↑ Евреи покидают шведский город после резкого роста числа антисемитских преступлений на почве ненависти Sunday Telegraph. 21 февраля 2010 г.
- ^ Симпсон, Питер Винтаген (12 января 2009 г.). «Нападение на еврейскую часовню-погребение в Мальмё» . Местный . Проверено 27 июля 2012 г.
- ^ «Взрыв в здании еврейской общины Мальмё» . ЦФКА . Проверено 28 сентября 2012 г.
- ^ «Мужчина избит железной трубой за развевающийся израильский флаг» . Новости местной шведской газеты на английском языке . 7 июля 2014 года . Проверено 30 июля 2014 г.
- ^ «Камни, брошенные в синагогу» . ЦФКА . Проверено 31 июля 2014 г.
- ^ «Шведскому раввину угрожает известный антисемит» . ЦФКА . Проверено 27 января 2015 г.
- ^ Лидор, Ханаан. «Протестующие скандируют «бомбите Израиль» и сжигают флаг возле синагоги в Швеции» . Таймс Израиля . Проверено 11 июня 2024 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Мэр Мальмё говорит, что не знает об уровне нападений на евреев со стороны Питера Винтагена Симпсона, The Local , 26 февраля 2010 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Сахлин отчитывает мэра Мальмё за комментарии евреев , The Local , 25 февраля 2010 г.
- ^ Шведский мэр раскритиковал сионизм Y Net news. 28 января 2010 г.
- ↑ Колонка первая: Выполнение обещания сионизма «Джерузалем Пост» . 29 января 2010 г.
- ↑ Шведский мэр называет антисемитизм и сионизм формами «неприемлемого экстремизма» Haaretz . 29 января 2010 г.
- ↑ Мэр Швеции Ильмар Рипалу называет сионизм расизмом , Кристоффер Ларссон, Аль-Джазира, 31 января 2010 г.
- ↑ Евреи бегут из Мальмё по мере роста антисемитизма. Архивировано 14 апреля 2010 г. в Wayback Machine Дэвидом Ландесом, Jewish Tribune, 3 февраля 2010 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Ландес, Дэвид (27 января 2010 г.). «Евреи бегут из Мальмё по мере роста антисемитизма» . Местный . Архивировано из оригинала 5 февраля 2010 года.
- ^ «Мэр Мальмё раскритиковал комментарий «израильского лобби»» . The Local (новости Швеции на английском языке) . 4 марта 2010 г. Архивировано из оригинала 29 октября 2013 г.
- ↑ Еврейский центр США добивается запрета мэру Мальмё , The Local (Новости Швеции на английском языке), 14 октября 2010 г.
- ^ «Охота на Рипалу» Кеннета Андреассона, Aftonbladet , 5 марта 2010 г. (на шведском языке)
- ^ «Европейская хартия региональных языков и языков меньшинств», Второй периодический отчет Генеральному секретарю Совета Европы, 30 июня 2004 г.
- ^ Микаэль Парквалл, язык Швеции. Кто что и где говорит? . РЭППЛИНГ 1. Доклады факультета лингвистики Стокгольмского университета. 2009 [1] , стр. 68-72
Дальнейшее чтение [ править ]
- Карлссон, Карл Хенрик (2021), История евреев в Швеции (на шведском языке), Природа и культура
- Олан, Эскил (1924), Евреи на шведской земле: история иммиграции израильтян в Швецию (на шведском языке)
Внешние ссылки [ править ]
- Еврейское наследие Европы – Швеция
- В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Певец, Исидор ; и др., ред. (1901–1906). «Швеция» . Еврейская энциклопедия . Нью-Йорк: Фанк и Вагналлс.
- Виртуальный тур по еврейской истории Швеции
- Идиш, Восточная