Мозаичный приход в Карлскруне
Мозаичный приход в Карлскруне , Mosaiska församlingen i Karlskrona , основанный в 1785 году, был четвёртым еврейским приходом в Швеции . В 1994 году его перевели в режим покоя.
Фон
[ редактировать ]Евреям не разрешалось проживать в Швеции до 1779 года, и когда во время правления Густава III первым евреям из шведской Померании было предложено приехать, чтобы стимулировать торговлю во время правления Густава III, Парламентский конституционный комитет ( Konstitutionsutskottet ) отправлен в немецкие земли Саксонию и Пруссию за копиями кодексов, регулирующих защиту евреев ( нем. schutzjude, шведский: skyddsjude pl. skyddsjudar ), и составил шведскую версию: Правила для евреев: Judereglementet , где аналогичные ограничения и ограничения были наложены на евреев. как в немецких землях. Среди них была инвалидность по месту жительства, которая должна была быть ограничена только тремя городами: Стокгольмом, столицей; Гетеборг — самый оживленный военно-морской и торговый порт и крупнейший торговый город: Норчёпинг .
Другие положения Juderegelemente заключались в том, что евреям не разрешалось вступать в брак с христианами; работать или торговать золотом (из-за давления со стороны гильдий); может продавать еду другим евреям, но не христианам; не могли обращать христиан, а поскольку предыдущие законы запрещали евреям-бродячим разносчикам и изгоняли их из страны вместе с цыганами и циркачами - «канатоходцами и продавцами барометров», допускались только богатые евреи, имеющие минимальный капитал в два доллара. тысяч риксдалеров. Этим евреям было запрещено предоставлять бедным евреям возможность получить место жительства.
Фундамент
[ редактировать ]Мозаичный приход в Карлскруне, Mosaiska församlingen i Karlskrona , был основан в 1785 году еврейским купцом и фабрикантом Фабианом Филиппом . Он прибыл в Карлскруну в 1780 году через Стокгольм из своего родного города Бютцов в Германии. [ 1 ]
Фабиан Филипп жил в Карлскруне, главной военно-морской базе и втором по величине городе Швеции. Он сделал предложение Хенрику аф Тролле, адмиралу флота, построить фабрику по производству ткани для парусов, чтобы снизить цену на паруса, закупаемые военно-морским флотом в Гетеборге. Тролле понравилось это предложение, и он представил его королю Густаву III , который дал разрешение еврею Фабиану Филиппу проживать в Карлскруне, хотя Judereglementet не разрешал этого. Хенрик аф Тролле умер в 1784 году, и купцы в Карлскруне попытались избавиться от мельницы под названием Фабиан Филипп, написав королю, но преемник Тролле, адмирал флота Карл Август Эренсвард, придерживался того же мнения, что и его покойный предшественник.
С 1785 года, благодаря тому, что Фабиан Филипп выполнил свое соглашение с военно-морским флотом и основал и построил парусную фабрику в Карлскруне, точнее в Ликкебю, в 10 километрах к северу от города, для Фабиана Филиппа и его семьи было сделано публичное исключение на пребывание в Карлскруна из Коммерческого колледжа: заявление о том, где евреям разрешено оставаться в Швеции. [ 2 ]

Мозаичный приход Карлскруны был четвертым еврейским приходом в Швеции после трех первых утвержденных городов-поселений. Первым названием прихода было Еврейский приход, но когда евреи, живущие в Швеции, стали шведскими гражданами Моисеевой веры, правительство больше не считало их евреями, все еврейские приходы в Швеции были переименованы в Мозаичные приходы. В 1951 году, когда в Швеции по закону было разрешено быть неорганизованным по вероисповеданию, большинство мозаичных приходов в Швеции были по собственному желанию переименованы в еврейские приходы, но не приход в Карлскруне, который сохранил старое название Мозаичного прихода в Карлскруне. [ 3 ]
Подарок
[ редактировать ]В 1994 году было решено, что Мозаичный приход в Карлскруне не следует закрывать, а перевести в режим покоя. Члены группы постарели, и было трудно собрать миньян . В начале 1900-х годов приход насчитывал около 50 членов. [ 4 ]
Литература
[ редактировать ]Свенссон, Гарри Р:сон. 2001. Мозаичная община в Карлскруне во второй половине XIX века – община в переменах . Магистерская диссертация, Технологический институт Блекинге. Карл Великий.
Свенссон, Гарри Р:сон. 2007. Семья никогда не была ассимилирована, она всегда была частью Карлскруны' - Общество Карлскруны и его жители еврейского происхождения 1779-1945 - еще одна история ассимиляции . Бакалаврская диссертация, Теологический институт Лундского университета. Роща.
Валентин, Хьюго. 1924. Judarnas historia i Sverige . Стокгольм.
Ссылки
[ редактировать ]- ↑ Страницы 224ff «История евреев в Швеции» , Хьюго Валентин, 1924 г.
- ↑ Страницы 9ff Семья никогда не была ассимилирована, она всегда была частью Карлскруны »- Общество Карлскруны и его жители еврейского происхождения 1779-1945 гг. - еще одна история ассимиляции (бакалаврская диссертация, Теологический институт Лундского университета)
- ^ Страницы 49ff Мозаичная община в Карлскруне во второй половине XIX века - община в переменах.
- ^ «Мозаичная община в Карлскруне (1785–1994)» . riksarkivet.se . Национальный архив Швеции . Архивировано из оригинала 30 октября 2020 года.