Аарон Исаак
Аарон Исаак (также известный как Арон Исак; иврит : אהרון יצחק ; 16 сентября 1730 - 21 октября 1816) был еврейским гравером печатей и торговцем галантереей. [ 1 ] Он приехал из шведской Померании , немецкоязычной области, которая тогда входила в состав Шведской империи, во время правления Густава III , и его уговорили приехать в Швецию, где в то время не было граверов печатей. Он сделал это при условии, что сможет привести с собой не менее десяти евреев, чтобы иметь миньян (кворум) для молитвы. Его родным языком был идиш .
Фон
[ редактировать ]Это была эпоха Просвещения , возглавляемая философами, чьи работы произвели революцию в социальной структуре Европы. Некоторые либерально настроенные монархи, такие как Густав III , ослабили ограничения на еврейские поселения. «В 1781 году, противодействуя шведскому духовенству, он протолкнул первый закон, гарантирующий определенные религиозные свободы. Этот закон давал иностранцам право исповедовать свою религию, но запрещал им заниматься прозелитизмом и побуждать лютеран оставить свою веру». [ 2 ] Густав III в письме своей матери, вдовствующей королеве Ловисе Ульрике, писал: «...Несомненно, что для страны было бы очень выгодно, если бы здесь поселился такой трудолюбивый народ, как евреи.. ." [ 3 ]
Биография
[ редактировать ]
Сын купца из Тройенбрицена , Бранденбург , [ 4 ] Исаак сначала зарабатывал на жизнь разносчиком, но в юном возрасте пошел учеником на гравера и поселился в университетском городке Бютцов в герцогстве Мекленбург-Шверин . Он работал там помощником гравера по печатям и попутно торговал галантерейными товарами. В 1750 году он женился на Саре Хендель Левин, дочери школьного учителя Левина Самуэля и Маргареты Лёзерн. [ 1 ] Во время Семилетней войны он зарабатывал деньги, продавая свои товары как шведам, так и пруссакам. [ 5 ] Он вступил в контакт со шведскими офицерами и получил от них множество заказов на гравировку печатей, и ему сказали, что в Швеции не хватает людей с его навыками. Офицеры, в свою очередь, связали его с Карлом Спарре , губернатором Стокгольма. В 1774 году Исаак получил разрешение и переехал в Стокгольм . [ 5 ] [ 6 ] Однако его единоверцы считали, что он сошел с ума, подвергаясь такой опасности. Пока был виден корабль, на котором он переправился из Штральзунда, они стояли на берегу и читали над ним благословения. [ 5 ]
Исаак, пользующийся благосклонностью Спарра, получил разрешение поселиться там и привезти с собой жену и детей. Мировой судья чувствовал себя неспособным предоставить ему право оставаться в королевстве, пока он не будет крещен (это было до принятия Закона о толерантности ), но Исаак заявил, что отказывается изменить свою религию. С помощью Спарре ему удалось убедить Густава III сделать исключение для него и некоторых его собратьев-евреев. Король немедленно отдал ему приказ, и двор и аристократия последовали его примеру. [ 5 ] В 1775 году он, его брат Маркус Исаак и их компаньон Авраам Пах получили лицензию на работу граверами печатей и каменщиками.
Хотя их право поселиться в Швеции и исповедовать свою религию было гарантировано, они не были приняты в общество и были изолированы из-за страха подвергнуться нападению. Позже Исаак написал в своих мемуарах: «...Если бы я написал полную историю того, как они преследовали меня и мою семью, эта книга была бы слишком маленькой, чтобы вместить ее. Но я ясно видел, что Бог всегда был на моей стороне и одержали победу над моими врагами, и мне не пришлось поднять на них руку».
Исаак приступил к широкомасштабным экономическим предприятиям после того, как завоевал доверие властей. Его знакомство с бароном Спарре и бароном Йоханом Лильенкранцом , глава управления национальных финансов, имел для Исаака большое значение. Глава монетного двора Густав фон Энгестрём во время своих заграничных поездок заметил, как евреи с большим умением добывали серебро для монетных дворов разных стран, и во время реорганизации шведской денежной системы в то время внимание было сосредоточено на Исааке. как возможный поставщик серебра. [ 7 ]
Барон Лильенкранц также вступил в переговоры с Исааком, которому вскоре было поручено приобрести за шведские монеты в течение трех лет серебро на сумму не менее одиннадцати миллионов риксдалеров металлического серебра по ставке на четыре процента выше, чем уплаченная в Гамбург. Кроме того, серебро бесплатно перевозили крестьяне от имени государства ( кроноскюты ). В связи с этим соглашением Исааку также было поручено попытаться продать крупную партию меди в 100 000 судовых фунтов ( скеппунд ), которая хранилась в Риксбанке без процентов. Ему обещали комиссию в размере одного риксдалера за фунт. Однако сделка не была завершена, поскольку брат и партнер Исаака колебались по поводу этого предприятия. [ 7 ]
Репутация Исаака росла из года в год. Этому также способствовал его сын Натаниэль, которого Густав III назначил придворным ювелиром. [ 5 ]
(парламент) 1778–1779 годов Риксдаг разрешил евреям иметь синагогу в Стокгольме и не более чем в трех других городах. В 1782 году были изданы так называемые Judereglementet («Еврейские правила»), которые регулировали, какими промыслами евреям разрешалось заниматься и в каких городах им разрешалось жить. [ 8 ] Исаак оказал значительное влияние на власти при разработке Judereglementet . Его знание обстоятельств евреев считалось очень ценным. [ 7 ]
В 1788 году Исаак, который помимо гравюры занимался еще и торговлей, был назначен армейским поставщиком в войне против России ( королевский ордер на назначение он получил в 1789 году) и отправился в Финляндию. Из-за нехватки денег во время войны военный комиссар Пер Георг Фахнехильм выпускал банкноты или жетоны для полевой казны, называемой Фахельмаре , которые должны были быть эквивалентны национальным банкнотам. В то же время Густав III основал фабрику по производству банкнот для производства фальшивых русских денег, тем самым сея беспорядки в российской экономике. Во время обменной сделки с графом Адольфом Фредриком Мунком Мунк затем обманул Исаака с поддельным Fahnehjelmare , которое Мунк напечатал по собственной инициативе. Он был на время арестован в Турку , но был оправдан, а Мунк был вынужден покинуть страну в 1792 году.
Доверие властей к Исааку было настолько велико, что ему было предоставлено право как главе еврейской общины Стокгольма осуществлять определенный контроль над евреями в Швеции, чтобы в страну допускались не менее авторитетные евреи. Таким образом, Исаак стал воротами, через которые прошла еврейская иммиграция. Он был осторожен с тем, кому будет разрешено иммигрировать, поскольку репутация еврейской общины Стокгольма зависела от полезности еврейской помощи национальной экономике. Таким образом, иммиграция сосредоточилась на родственниках Исаака и еврейских семьях из Германии, которые могли привезти собственный капитал и начать собственный бизнес. Исаак обладал сильной способностью склонять на свою сторону высших чиновников, и особенно лорда-камергера барона Спарра. [ 7 ] Исаак также пользовался большим уважением во дворце, где у него был покровитель и друг, особенно в лице герцога Карла , который часто исполнял его желания. Однако такое положение власти было связано с некоторым дискомфортом для Исаака, поскольку иногда вызывало у него зависть и негодование со стороны других евреев, что в ряде случаев приводило к раздорам внутри общины. [ 7 ]
С самого начала своего пребывания в Стокгольме Исаак собрал небольшой круг друзей и родственников, которые вложили значительные усилия в развитие вновь основанной еврейской общины. Среди них были его брат Маркус, Авраам Бах, Гумперт Хирш, Авраам Фердан и сын Исаака Натан. [ 7 ]
В последние годы жизни Исаак записывал свои воспоминания на западном идише . Его мемуары были опубликованы в нескольких изданиях и в переводах на стандартный немецкий и восточный или стандартный идиш. Среди прочего, мемуары раскрывают конфликты Исаака с другими членами стокгольмской еврейской общины, где его лидерство вызывало споры. Он лично купил кладбище для евреев Стокгольма, которое до сих пор носит его имя, Аронсберг на Кунгсхольмене , в то время как другая группа общины основала собственное кладбище Кроноберг на территории нынешнего Кронобергспаркен на Кунгсхольмене. .
Исаак умер в Стокгольме в 1816 году. [ 4 ]
Наследие
[ редактировать ]До Исаака и Густава III евреи в Швеции должны были либо принять христианство, либо вести нелегальный и кочевой образ жизни. Создав условия для того, чтобы еврейские семьи остались еврейскими и стали частью шведской нации, они заложили основу современной еврейской общины Швеции.
С 1989 года Премия Аарона Исаака ежегодно вручается еврейской общиной Стокгольма . [ 9 ]
См. также
[ редактировать ]- История евреев в Швеции
- Стокгольмская синагога (отсылка к оригинальной синагоге в Стокгольме, в Тыске Бруннсплан , 1790–1870 гг.)
- Свободный порт Марстранд
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Бьоркман, Ган. «Аарон Исаак» . Шведский биографический лексикон (на шведском языке). Архивировано из оригинала 4 июня 2022 г. Проверено 17 марта 2023 г.
- ^ Еврейские правила , § 32
- ^ Линдквист, Марит (4 ноября 2014 г.). «Шведская история успеха в Еврейском музее» . Юле (на шведском языке). Архивировано из оригинала 17 марта 2023 г. Проверено 17 марта 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б Линдаль, Карл Фредрик (1905). Шведские миллионеры: воспоминания и заметки (на шведском языке). Том. 10. Стокгольм: П. А. Хульдберг. стр. 153–166. OCLC 62608386 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и Гримберг, Карл (1921). «Густав III как социальный реформатор» . Прекрасные судьбы шведского народа (на шведском языке). Том. VII. Время Густава III и Густава IV Адольфа 1772–1809 гг. П. А. Норстедт и сыновья. стр. 85. ISBN 9118534422 . Архивировано из оригинала 17 марта 2023 г. Проверено 17 марта 2023 г. - через Project Runeberg .
- ^ «Исаак, Аарон» . Скандинавская семейная книга (на шведском языке). Том. 12. Гиперемия – Йохан (изд. Угглупплагана). 10 марта 1910 г. с. 891–892. Архивировано из оригинала 5 октября 2022 года . Проверено 17 марта 2023 г. - через Project Runeberg .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Олан, Эскил (10 марта 1924 г.). Евреи на шведской земле. История иммиграции израильтян в Швецию (на шведском языке). стр. 55–56. Архивировано из оригинала 17 марта 2023 года . Проверено 17 марта 2023 г. - через Project Runeberg .
- ^ Валентин, Гюго (1924). Записи по истории евреев Швеции (на шведском языке). Стокгольм: Боннье. стр. 10. Архивировано из оригинала 5 марта 2016 г. Проверено 17 марта 2023 г. - через Project Runeberg .
- ^ «Аарон Исаак-присет» . Minoritet.se (на шведском языке). Архивировано из оригинала 17 марта 2023 г. Проверено 17 марта 2023 г.
Источники
[ редактировать ]- Евреи Швеции: их история и традиции, Judiska Museet Stockholm, ISBN 91-974363-3-Х
- Этот буклет содержит английский перевод первой главы из книги Дэвида Глюка, Арона Ноймана и Жаклин Стар под названием Sveriges judar, deras historia, tro och традиционный [Евреи Швеции, их история, вера и традиции]. Эта книга была опубликована в 1997 году Еврейским музеем в Стокгольме.