Jump to content

Шведская социал-демократическая партия

Шведская социал-демократическая рабочая партия
Социал-демократическая рабочая партия Швеции
Аббревиатура С или SAP
Председатель Магдалена Андерссон
Генеральный секретарь Тобиас Боден
Лидер парламентской группы Лена Халленгрен
Основан 23 апреля 1889 г .; 135 лет назад ( 1889-04-23 )
Штаб-квартира Свеавеген 68, Стокгольм
Студенческое крыло Социал-демократические студенты Швеции
Молодёжное крыло Шведская социал-демократическая молодежная лига
Женское крыло Социал-демократические женщины в Швеции
Религиозное крыло Религиозные социал-демократы Швеции
ЛГБТ-крыло ЛГБТ-социал-демократы Швеции
Членство (2023) Увеличивать 80,000 [1]
Идеология
Политическая позиция левоцентристский [2]
Европейская принадлежность Партия европейских социалистов
Группа Европейского парламента Прогрессивный альянс социалистов и демократов
Международная принадлежность Прогрессивный Альянс [3]
Северная принадлежность САМАК
Социал-демократическая группа
Цвета   Красный
Парламент
107 / 349
Европейский парламент
5 / 21
Советы графств [4]
576 / 1,720
Муниципальные советы [4]
3,771 / 12,614
Веб-сайт
социал-демократы .se

Шведская социал-демократическая партия , официально Шведская социал-демократическая рабочая партия. [5] ( Шведский : Социал-демократическая рабочая партия Швеции [ˈsvæ̌rjɛs sʊsɪˈɑ̂ːldɛmʊˌkrɑːtɪska ˈârːbeːtarɛpaˌʈiː] , S или SAP ), обычно называемые социал-демократами (шведский: Socialdemokraterna [sʊsɪˈɑ̂ːldɛmʊˌkrɑːtɛɳa] ), является социал-демократической [6] политическая партия в Швеции . В мировом масштабе она является полноправным членом Прогрессивного альянса и Партии европейских социалистов .

САП, основанная в 1889 году, является старейшей и на данный момент крупнейшей партией страны. С середины 1930-х по 1980-е годы Социал-демократическая партия набирала более 40% голосов. С 1932 по 1976 год САП постоянно находилась в правительстве. С 1982 по 2022 год партия находилась в правительстве, за исключением периодов 1991–1994 и 2006–2014 годов. С 2022 года партия вышла из правительства. Она участвует в выборах как «Рабочая партия – Социал-демократы» (шведский: Arbetarepartiet – Socialdemokraterna [ˈârːbeːtarɛpaˌʈiːɛt sʊsɪˈɑ̂ːldɛmʊˌkrɑːtɛɳa] ). Первая женщина-премьер-министр в истории Швеции Магдалена Андерссон является нынешним лидером Социал-демократической партии.

Основанная в 1889 году как член Второго Интернационала , раскол произошел в 1917 году, когда левые социалисты отделились от социал-демократов и образовали Шведскую социал-демократическую левую партию (позже Коммунистическую партию Швеции, а теперь Левую партию ). Почетные слова, зафиксированные в программе партии 2001 года, — «свобода, равенство и солидарность ». В первые дни своего существования партия имела влияние марксизма , но оно постепенно исчезло в годы, предшествовавшие расколу в 1917 году. [7] В период с 1923 по 1940 год партия была членом Лейбористского и Социалистического Интернационала . [8]

Шведская социал-демократия выросла благодаря распространению избирательного права на рабочий класс и организации профсоюзов и других гражданских ассоциаций. [9] В отличие от многих других европейских стран, шведские левые социалисты смогли сформировать стабильную коалицию большинства в начале 20 века. [10] Вначале, во многом благодаря руководству Ялмара Брантинга , шведские социалисты приняли гибкое и прагматичное понимание марксизма. [10] Они также были готовы сформировать межклассовые коалиции с либералами и фермерами. [11] [10] Политолог Шери Берман также связывает успех шведской социал-демократической партии в межвоенные годы с принятием партией кейнсианства во время Великой депрессии (которое она противопоставляет нежеланию Социал-демократической партии Германии проводить кейнсианскую политику в то же время и немецкой Социал-демократической партии в то же время). последующий упадок демократов). [10]

В 2007 году социал-демократы избрали Мону Сахлин своей первой женщиной-лидером партии. 7 декабря 2009 года социал-демократы создали политическую и избирательную коалицию с « Зелеными» и Левой партией, известную как « Красно-зеленые» . Партии участвовали в выборах 2010 года с помощью совместного манифеста, но проиграли выборы действующей правоцентристской коалиции «Альянс» . 26 ноября 2010 года Красно-Зеленый альянс был распущен. [12] Партия является членом Прогрессивного альянса , Партии европейских социалистов. [13] и САМАК . Партия была членом Социалистического Интернационала до марта 2017 года. [14] [15]

Партийная организация и избирательная база

[ редактировать ]

SAP является крупнейшей партией в риксдаге с 1914 года. Членская база разнообразна, но в ней заметно представлены организованные рабочие и служащие государственного сектора . [ нужна ссылка ] Партия имеет тесные исторические отношения со Шведской конфедерацией профсоюзов (LO). Как корпоративистский орган, он также формировал политику компромиссного посредничества с ассоциациями работодателей (в первую очередь с Конфедерацией шведских предприятий и ее предшественниками), а также с профсоюзами.

К организациям шведского социал-демократического движения относятся:

Золотой век САП пришелся на середину 1930-х - середину 1980-х годов, когда на половине всех всеобщих выборов она получила от 44,6% до 46,2% (в среднем 45,3%) голосов, что сделало ее одной из самых успешных партий в истории. либерально -демократического мира. [16]

На двух всеобщих выборах в 1940 и 1968 годах она получила более 50% голосов, хотя в обоих случаях были особые обстоятельства. В 1940 году все существующие шведские партии, за исключением Коммунистической партии Швеции (SKP), участвовали в коалиционном правительстве из-за давления Второй мировой войны , и это привело к тому, что избиратели, скорее всего, хотели, чтобы одна партия была в большинстве, чтобы дать парламент, который нельзя было повесить . В 1944 году ход войны изменился, и страны-союзники надеялись на победу, что дало избирателям больше уверенности в голосовании по предпочтениям и объяснило более нормальный результат выборов в 46,6%. Ранее исключенная СКП также добилась на этих выборах результата в 10,3%. В 1968 году признанные коммунисты, скорее всего, из-за плохой прессы о Советским Союзом захвате Чехословакии ( «Пражская весна» ), получили исторически плохой результат в 3% голосов, в то время как SAP получила 50,1% и абсолютное большинство в парламенте. Лишь в довольно короткий период между выборами 1973–1979 гг. САП опустилась ниже нормального интервала в 44,6–46,2%, вместо этого набрав в среднем 43,2%, проиграв в 1976 г. (впервые за 44 года) и снова всего лишь едва в 1979 году. Однако социал-демократы вернули себе власть в 1982 году с нормальным результатом в 45,6%.

Избирательная база состоит из самых разных слоев шведского общества, хотя она особенно сильна среди организованных рабочих. [17]

Снижение с 2006 г.

[ редактировать ]

На всеобщих выборах в Швеции в 2006 году SAP получила наименьшую долю голосов (34,99%) за всю историю шведских всеобщих выборов с всеобщим избирательным правом , что привело к потере поста оппозиции, правоцентристской коалиции «Альянс за Швецию» . [18] Среди поддержки, которую потеряла SAP, были голоса пенсионеров (снижение на 10% по сравнению с 2002 годом ) и профсоюзных деятелей (снижение на 5%). Совокупное количество за SAP и Левой партией голосов граждан нескандинавского происхождения упало с 73% в 2002 году до 48% в 2006 году. Округ Стокгольм обычно голосует за правоцентристские партии, и только 23% жителей Стокгольма проголосовали за SAP в 2006. [19]

С 2006 по 2014 год SAP проиграла два срока подряд правоцентристскому Альянсу из-за центристско - либеральных взглядов тогдашнего премьер-министра Фредрика Рейнфельдта, привлекших часть избирателей SAP. В 2010 , 2014 и 2018 годах доля голосов SAP резко снизилась, при этом часть этих голосов была потеряна правой популистской партией «Шведские демократы» . [20] [21] [22]

На всеобщих выборах в Швеции в 2018 году доля голосов социал-демократов упала до 28,3 процента, что является самым низким уровнем поддержки с 1908 года . [23]

На всеобщих выборах в Швеции 2022 года социал-демократы остались крупнейшей партией Швеции с 30,3% голосов, однако правый блок получил незначительное большинство в парламенте. [24]

Избирательная история

[ редактировать ]

Статистические изменения в избирательной базе

[ редактировать ]

По данным Шведского телевидения экзитполов .

Социально-экономические группы и пол избирателей
Процент голосовавших за социал-демократов
Группа/Пол 2002 2006 2010 2014 2018 2022
Рабочие 50 45 41 39 34 32
Белые воротнички 32 24 20 24 27 32
Бизнесмены и фермеры 18 13 16 15 13 19
Мужской 38 30 25 30 25 26
Женский 37 31 29 32 31 34
Источник: [25]

Парламент

[ редактировать ]

В 1890-х годах социал-демократы обычно стояли в одном списке с либералами.

Выборы Голоса % Сиденья +/– Правительство
1896 206 0.1 (#5)
1 / 230
Увеличивать 1 Оппозиция
1899 313 0.2 (#5)
1 / 230
Устойчивый 0 Оппозиция
1902 6,321 3.5 (#3)
4 / 230
Увеличивать 3 Оппозиция
1905 20,677 9.5 (#3)
13 / 230
Увеличивать 9 Оппозиция
1908 45,155 14.6 (#3)
34 / 230
Увеличивать 21 Оппозиция
1911 172,196 28.5 (#3)
64 / 230
Увеличивать 30 Оппозиция
Мар
1914
228,712 30.1 (#3)
73 / 230
Увеличивать 9 Оппозиция
Сентябрь
1914
266,133 36.4 (#2)
87 / 230
Увеличивать 14 Оппозиция
1917 228,777 31.1 (#1)
87 / 230
Снижаться 1 Коалиция
1920 195,121 29.6 (#1)
75 / 230
Снижаться 11 Оппозиция
1921 630,855 36.2 (#1)
93 / 230
Увеличивать 18 Меньшинство (1921–1923)
Оппозиция (1923–1924)
1924 725,407 41.1 (#1)
104 / 230
Увеличивать 11 Меньшинство (1924–1926)
Оппозиция (1926–1928)
1928 873,931 37.0 (#1)
90 / 230
Снижаться 14 Оппозиция
1932 1,040,689 41.7 (#1)
104 / 230
Увеличивать 14 Меньшинство (1932–1936)
Оппозиция (1936)
1936 1,338,120 45.9 (#1)
112 / 230
Увеличивать 9 Коалиция
1940 1,546,804 53.8 (#1)
134 / 230
Увеличивать 22 Коалиция
1944 1,436,571 46.6 (#1)
115 / 230
Снижаться 19 Большинство
1948 1,789,459 46.1 (#1)
112 / 230
Снижаться 3 Меньшинство
1952 1,729,463 46.1 (#1)
110 / 230
Снижаться 2 Коалиция
1956 1,729,463 44.6 (#1)
106 / 231
Снижаться 4 Коалиция
1958 1,776,667 46.2 (#1)
111 / 231
Увеличивать 5 Меньшинство
1960 2,033,016 47.8 (#1)
114 / 232
Увеличивать 3 Меньшинство
1964 2,006,923 47.3 (#1)
113 / 233
Снижаться 1 Меньшинство
1968 2,420,242 50.1 (#1)
125 / 233
Увеличивать 12 Большинство
1970 2,256,369 45.3 (#1)
163 / 350
Увеличивать 38 Меньшинство
1973 2,247,727 43.6 (#1)
156 / 350
Снижаться 7 Меньшинство
1976 2,324,603 42.7 (#1)
152 / 349
Снижаться 4 Оппозиция
1979 2,356,234 43.2 (#1)
154 / 349
Увеличивать 2 Оппозиция
1982 2,533,250 45.6 (#1)
166 / 349
Увеличивать 12 Меньшинство
1985 2,487,551 44.7 (#1)
159 / 349
Снижаться 7 Меньшинство
1988 2,321,826 43.2 (#1)
156 / 349
Снижаться 3 Меньшинство
1991 2,062,761 37.7 (#1)
138 / 349
Снижаться 18 Оппозиция
1994 2,513,905 45.2 (#1)
161 / 349
Увеличивать 23 Меньшинство
1998 1,914,426 36.4 (#1)
131 / 349
Снижаться 30 Меньшинство
2002 2,113,560 39.9 (#1)
144 / 349
Увеличивать 13 Меньшинство
2006 1,942,625 35.0 (#1)
130 / 349
Снижаться 14 Оппозиция
2010 1,827,497 30.7 (#1)
112 / 349
Снижаться 18 Оппозиция
2014 1,932,711 31.0 (#1)
113 / 349
Увеличивать 1 Коалиция
2018 1,830,386 28.3 (#1)
100 / 349
Снижаться 13 Коалиция (2018–2021 гг.)
Меньшинство (2021–2022 гг.)
2022 1,964,474 30.3 (#1)
107 / 349
Увеличивать 7 Оппозиция

Европейский парламент

[ редактировать ]
Выборы Голоса % Сиденья +/−
1995 752,817 28.1 (#1)
7 / 22
1999 657,497 26.0 (#1)
6 / 22
Снижаться 1
2004 616,963 24.6 (#1)
5 / 19
Снижаться 1
2009 773,513 24.4 (#1)
5 / 18
6 / 20
  • Устойчивый 0
  • Увеличивать 1
2014 899,074 24.2 (#1)
5 / 20
Снижаться 1
2019 974,589 23.5 (#1)
5 / 20
Устойчивый 0
2024 1,037,090 24.8 (#1)
5 / 20
Устойчивый 0

Идеология, политическое влияние и история

[ редактировать ]
Ялмар Брантинг , первый избранный премьер-министром SAP в 1920 году.

В первой главе устава партии говорится, что «намерением Шведской социал-демократической рабочей партии является борьба за демократический социализм », то есть общество с демократической экономикой, основанной на социалистическом принципе: « От каждого по способностям, каждому по способностям ». его потребность ». [26] Поскольку партия находилась у власти в течение большинства сроков после своего основания в 1889–2003 годах, идеология и политика SAP оказали сильное влияние на шведскую политику. [27] Шведская социал-демократическая идеология частично является результатом сильных и хорошо организованных в 1880-х и 1890-х годах усилий по освобождению рабочего класса, воздержанию и религиозным фолькрёльсерам (народным движениям), благодаря которым крестьянские и рабочие организации на раннем этапе проникли в государственные структуры и проложили путь к избирательным процессам. политика. Таким образом, шведская социал-демократическая идеология отражает социалистическую традицию, выдвигающую на первый план широкомасштабное и индивидуальное человеческое развитие. [28]

В 1967 году Гуннар Адлер-Карлссон уверенно сравнил социал-демократический проект с успешной социал-демократической попыткой лишить короля всей власти, кроме формального величия: «Без опасных и разрушительных внутренних распрей... Через несколько десятилетий они [капиталисты] тогда они останутся, может быть, формально как короли, но на самом деле как голые символы ушедшего и низкоразвитого государства». [29]

Социал-демократы являются решительными сторонниками эгалитаризма и решительно противостоят дискриминации и расизму . Партия поддерживает предоставление социальных пособий , оплачиваемых за счет прогрессивного налогообложения . Партия также поддерживает социальную корпоративистскую экономику, предполагающую институционализацию системы социального партнерства между группами капитала и трудовых экономических интересов, с надзором правительства за разрешением споров между двумя фракциями. [30] Что касается конституционных вопросов, социал-демократы выступают за отмену монархии . [31]

Либерализм

[ редактировать ]
Премьер-министр Таге Эрландер на теледебатах в 1967 году.

Либерализм также сильно повлиял на социал-демократическую идеологию. Либерализм ориентировал социал-демократические цели на безопасность . Таге Эрландер , премьер-министр с 1946 по 1969 год, охарактеризовал безопасность как «слишком большую проблему, которую человек может решить только своими силами». [32] Вплоть до 1980-х годов, когда неолиберализм начал предлагать альтернативную, агрессивно-прокапиталистическую модель обеспечения социального спокойствия, SAP смогла обеспечить сотрудничество капитала, убедив капитал в том, что он разделяет цели увеличения экономического роста и уменьшения социальных трений. Многие социал-демократы считают марксизм ценным из-за его акцента на изменении мира для более справедливого и лучшего будущего. [33] В 1889 году Ялмар Брантинг , лидер САП с момента ее основания до своей смерти в 1925 году, утверждал: «Я считаю, что рабочие получают гораздо больше пользы, проталкивая реформы, которые облегчают и укрепляют их положение, чем говоря, что только революция может помочь им». [34]

Некоторые наблюдатели утверждают, что этот либеральный аспект перерос во все более неолиберальную идеологию и политику, постепенно расширяя свободу действий влиятельных участников рынка. [35] Конечно, экономисты -неоклассики настойчиво подталкивали Социал-демократическую партию к капитуляции перед большинством традиционных предпочтений и прерогатив капитала, которые они называют «современными производственными отношениями ». [36] Как социалистические, так и либеральные аспекты партии находились под влиянием двойных симпатий раннего лидера Ялмара Брантинга и проявились в первых действиях партии, а именно: сокращении рабочего дня до восьми часов и предоставлении избирательных прав представителям рабочего класса.

Хотя некоторые комментаторы считают, что партия теряет фокус с появлением неолиберальных исследовательских групп SAP, Шведская социал-демократическая партия на протяжении многих лет апеллировала к шведам как к инновационным, способным и достойным управлять государством. [37] Социал-демократы стали одной из самых успешных политических партий в мире, обладая некоторыми структурными преимуществами в дополнение к своему благоприятному рождению в энергичной фольклорной среде . В конце XIX века либералам и социалистам пришлось объединиться, чтобы усилить демократию истеблишмента , которая на тот момент в Швеции досадно отставала, и они могли указать на формальные демократические достижения в других странах, чтобы мотивировать политические действия. [38] Помимо того, что Швеция была небольшой, в начале 20-го века она была полупериферийной страной, считавшейся неважной для конкурирующих мировых политических фракций, поэтому ей было разрешено больше независимости, а вскоре существование коммунистических и капиталистических сверхдержав позволило социал-демократии процветать в стране. геополитические промежутки. [39] У SAP есть возможность обмениваться идеями и опытом, а также работать со своими родственными партиями во всех странах Северной Европы . Швеция также могла заимствовать и внедрять инновации на основе идей англоязычных экономистов, что было преимуществом для социал-демократов во время Великой депрессии , но более выгодно для буржуазных партий в 1980-х годах и позже.

Ревизионизм

[ редактировать ]
Алексис Бьоркман

Среди тактик общественного движения Шведской социал-демократической партии в 20 веке было новое определение « социализации » от « общей собственности на средства производства » к усилению «демократического влияния на экономику». [40] Начав с социалистически-либеральной коалиции, борющейся за голоса избирателей, шведские социал-демократы определили социализм как развитие демократии – политической и экономической. [41] На этой основе они могли формировать коалиции, внедрять инновации и управлять там, где другие европейские социал-демократические партии были искалечены и распались под властью правых режимов. Шведские социал-демократы могли бы причислить средний класс к своему солидарному рабочему электорату, признав средний класс «экономически зависимыми», «трудящимися» или «прогрессивными гражданами», а не субкапиталистами. [42] Конгресс социал-демократов 1932 года установил, что «партия не стремится поддерживать и помогать [одному] рабочему классу за счет других». Фактически, благодаря социал-демократической политике, которая воздерживалась от поддержки неэффективного и низкорентабельного бизнеса в пользу создания более качественных условий труда, а также твердой приверженности государственному образованию , средний класс в Швеции стал настолько большим, что класс капиталистов остался концентрированный. [43] SAP не только объединила растущий средний класс со своими избирателями, но и изобретательно создавала периодические коалиции с мелкими фермерами (как членами «эксплуатируемых классов») с большим стратегическим эффектом. [44] Версия социалистической идеологии SAP позволила им сохранить дальновидный взгляд на рабочий класс. В предвыборном манифесте партии 1932 года утверждалось, что «[SAP] не задается вопросом, являются ли те, кто стал жертвами капитализма, промышленными рабочими, фермерами, сельскохозяйственными рабочими, лесными рабочими, продавцами, государственными служащими или интеллектуалами ». [45]

В то время как SAP более или менее конструктивно работала с более радикальными левыми партиями в Швеции, социал-демократы позаимствовали у социалистов часть их дискурса и, в меньшей степени, социалистическое понимание структурно скомпрометированного положения труда при капитализме. Еще более творчески социал-демократы использовали избранные, трансцендентальные образы таких националистов , как Рудольф Челлен в 1912 году, весьма эффективно подорвав . привлекательность фашизма в Швеции [46] Таким образом, Пер Альбин Ханссон заявил, что «нет более патриотической партии, чем [SAP, поскольку] самым патриотичным актом является создание земли, на которой все будут чувствовать себя как дома», что, как известно, разожгло сокровенное стремление шведов к трансцендентности с помощью партии 1928 года. идея Фольхема, или Народного дома. Социал-демократическая партия продвигала Фолькхеммет как социалистический дом в тот момент, когда партия отвернулась от классовой борьбы и политического инструмента национализации . [47] Ханссон успокоил, что «расширение партии до народной партии не означает и не должно означать смягчение социалистических требований». [48] Далее он заявил:

Основа дома – общность и единение. Хороший дом не признает ни привилегированных, ни пренебрегаемых членов, ни любимых, ни пасынков. В хорошем доме царит равенство , внимание, сотрудничество и помощь. Применительно к дому великих людей и граждан это означало бы разрушение всех социальных и экономических барьеров, которые сейчас разделяют граждан на привилегированных и пренебрегаемых, на правителей и зависимых, на богатых и бедных, имущих и бедных. нищие, грабители и ограбленные. Шведское общество еще не является домом для народа. Есть формальное равенство, равенство политических прав, но с социальной точки зрения сохраняется классовое общество, а с экономической точки зрения преобладает диктатура немногих. [49]

Социал-демократия

[ редактировать ]

Социал-демократическая партия общепризнана как главный архитектор основанного на прогрессивном налогообложении , справедливой торговле , низком уровне безработицы и активной политике рынка труда ( ALMP ), шведского государства всеобщего благосостояния, которое было разработано в годы после Второй мировой войны . Швеция вышла из Великой депрессии здоровой благодаря краткой и успешной экономической программе « Кейнсианство – до Кейнса », которую пропагандировал Эрнст Вигфорсс , видный социал-демократ, получивший экономическое образование, изучая работы британских радикальных экономистов -либералов . Социал-демократическая политика на рынке труда, или ALMP, была разработана в 1940-х и 1950-х годах экономистами LO ( Landsorganisationen i Sverige , федерация профсоюзов «синих воротничков») Гёстой Реном и Рудольфом Мейднером . [50] Модель Рена-Мейднера представляла собой централизованную систему переговоров о заработной плате, направленную как на установление заработной платы на справедливом уровне, так и на повышение эффективности и производительности бизнеса. Благодаря сотрудничеству федераций капитала и труда, которые вели переговоры независимо от государства до 1983 года, государство определило, что заработная плата будет выше, чем установит рынок, в фирмах, которые были неэффективными или неконкурентоспособными, и ниже, чем рынок установит в фирмах, которые были высокоэффективными. продуктивный и конкурентоспособный. Рабочие получили компенсацию в виде финансируемой государством переподготовки и переезда. В то же время государство реформировало заработную плату с целью «равной оплаты за равный труд», устранило безработицу, также известную как (« резервная армия труда »), в качестве дисциплинарного механизма и обеспечило постоянный рост доходов, постепенно облагая налогами и объединяя их. социальное богатство для предоставления услуг через местные органы власти. [51] Политика социал-демократов традиционно делает упор на структуру государственных расходов, при которой государственные услуги предоставляются через местные органы власти, а не на трансферты по программе социального страхования . [52]

Эта социал-демократическая политика имела международное влияние. Первая шведская красно-зеленая коалиция призвала социалистов Северных стран в штате Миннесота направить усилия на создание столь же мощного союза трудовых фермеров, который поставил социалистов на пост губернатора и реализовал в масштабах штата инновационные антирасистские программы в первые годы правления Швеции. 20-го века и позволили федеральным управляющим лесами в штате Миннесота практиковать ранний эколого-социализм до того, как реформаторы Демократической партии США присвоили Фермерско-лейбористской партии Миннесоты инфраструктуру либеральной Демократической партии в 1944 году. [53]

Лидер социал-демократов и премьер-министр Улоф Пальме в 1970-е годы.
Логотип партии с 1967 по 1987 год.

Под руководством социал-демократов Швеция сохраняла нейтралитет в качестве ориентира внешней политики во время войн 20-го века, включая холодную войну . Нейтралитет сохранил шведскую экономику и повысил экономическую конкурентоспособность Швеции в первой половине 20-го века, поскольку экономики других европейских стран были опустошены войной. [54] Под руководством социал-демократов Улофа Пальме Швеция еще больше обострила враждебность политических консерваторов Соединенных Штатов , когда Пальме открыто осудил американскую агрессию во Вьетнаме . Президент Ричард Никсон приостановил дипломатические отношения с социал-демократической страной из-за ее осуждения войны. [55] была публично убита высокопоставленный политик Социал-демократической партии Анна Линд , которая критиковала возглавляемое Америкой вторжение в Ирак, а также зверства Израиля и Палестины и была ведущей фигурой в продвижении Европейского Союза в Швеции В 2003 году в Стокгольме . Поскольку Линд должна была стать преемником Йорана Перссона в руководстве партии, ее смерть нанесла серьезный ущерб партии, а также кампании по содействию принятию ЕВС (евро) в Швеции. Политика нейтралитета изменилась с приходом к власти правоцентристской коалиции , поскольку Швеция выделила войска для поддержки предыдущих интервенций США и Великобритании в Афганистане .

От Рена-Мейднера к неолиберализму

[ редактировать ]

Поскольку модель Рена-Мейднера позволяла капиталистам, владеющим очень производительными и эффективными фирмами, сохранять сверхприбыли за счет работников фирм, тем самым усугубляя неравенство, рабочие в этих компаниях начали просить долю прибыли в 1970-х годах, точно так же, как и в 1970-х годах. женщины, работающие в государственном секторе, начали требовать повышения заработной платы. Мейднер создал исследовательский комитет, который в 1976 году выступил с предложением, предполагавшим перевод сверхприбылей в инвестиционные фонды, контролируемые работниками фирм, с намерением увеличить занятость в компаниях и, таким образом, платить большему количеству рабочих более высокую заработную плату, а не увеличивать заработную плату. богатство владельцев и менеджеров компании. [56] Капиталисты сразу же назвали это предложение социализмом и начали беспрецедентную оппозицию, включая отмену классового компромисса, установленного в Сальтшёбаденском соглашении 1938 года . [57]

1980-е годы были очень неспокойным временем в Швеции, которое время от времени приводило к упадку правления Социал-демократической партии. В 1980-е годы основные элементы шведской промышленности подверглись масштабной реструктуризации. Судостроение было прекращено, древесная целлюлоза была интегрирована в модернизированное производство бумаги, сталелитейная промышленность была сконцентрирована и специализирована, а машиностроение было переведено на цифровые технологии. [58] В 1986 году Улоф Пальме в Социал-демократической партии , один из самых ярых поборников демократии и эгалитаризма был убит . Шведский капитал все активнее перемещал шведские инвестиции в другие европейские страны по мере объединения Европейского Союза и гегемонистского формирования консенсуса среди элитного финансового сообщества, в то время как прогрессивное налогообложение и проэгалитарное перераспределение стали экономической ересью. [59] ведущий сторонник капитализма того времени, Министр финансов социал-демократ Кьель-Олоф Фельдт, вспоминал в интервью: «Отрицательное наследие, которое я получил от своего предшественника Гуннара Стрэнга (министра финансов, 1955–1976 гг.), представляло собой сильно прогрессивную налоговую систему с высокие предельные налоги . Предполагалось, что это приведет к созданию справедливого и равноправного общества. Но в конце концов я пришел к выводу, что это просто не сработало. Вместо этого прогрессивные налоги создали общество спорщиков, мошенников, своеобразных манипуляций и ложных амбиций. и новая несправедливость. Мне потребовалось не менее десяти лет, чтобы заставить часть партии увидеть это». [60] С выходом капиталистической конфедерации из Сальтшёбаденского соглашения 1938 года и инвестициями шведского капитала в другие европейские страны, а не в Швецию, а также с глобальным ростом неолиберальной политико-экономической гегемонии , Социал-демократическая партия отступила от прогрессивной реформы Мейднера. [61]

Экономический кризис 1990-х годов широко упоминался в англо-американской прессе как социал-демократический провал, но важно отметить, что после 1960-х годов во всем мире не только начали падать нормы прибыли, но и [62] В этот период также наблюдалось усиление неолиберализма в социал-демократической идеологии и политике, а также возникновение правления буржуазной коалиции вместо социал-демократов. В 1980-х годах неолиберальные меры Социал-демократической партии, такие как депрессия и дерегулирование валюты для поддержки шведского экспорта во время экономической реструктуризации и переходного периода, снижение корпоративного налогообложения и налогообложения лиц с высокими доходами, а также переход от политики борьбы с безработицей к политике борьбы с безработицей. инфляционная политика — были усугублены международной рецессией , неконтролируемыми валютными спекуляциями и правительством Умеренной партии во главе с Карлом Бильдтом (1991–1994), что привело к финансовому кризису начала 1990-х годов. [63] По мнению Серры и Саксены (2005), почти все снижение существенного превышения ВВП на душу населения над средним показателем по ОЭСР, которое наблюдалось в Швеции в период 1960-1990 годов, можно объяснить шведским финансовым кризисом, и нет никаких доказательств существенного превышения среднего показателя по ОЭСР. негативное влияние на рост эгалитарной политики, как в гипотезе «евросклероза». [64] Финансовый кризис, в свою очередь, можно объяснить политическими ошибками. [65] Например, в конце 1980-х годов высокая инфляция в сочетании с налоговым кодексом привела к отрицательным реальным процентным ставкам и инвестиционному буму. Тем не менее, в 1990-1991 годах шведская экономика, сильно подверженная торговле, пострадала от глобального экономического спада, но приверженность фиксированному обменному курсу теперь потребовала быстрого перехода к высоким реальным процентным ставкам, чтобы защитить привязку, что привело к коллапсу рынков активов и инвестиций в основной капитал. . Уровень сбережений домохозяйств заметно вырос, что усугублялось опасениями по поводу сокращения государственных расходов, что усугубляло падение совокупного спроса. Безработица быстро росла, и банковский сектор впал в кризис, поскольку уровень необслуживаемых банков резко вырос, что повлекло за собой масштабную программу финансовой помощи. По мнению Серры и Саксены, глубокая рецессия оказала сильное и постоянное негативное воздействие на ВВП Швеции, что согласуется с другими исследованиями, предполагающими, что финансовый кризис может иметь чрезвычайно стойкие последствия. [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74]

Йоран Перссон , плодовитый лидер социал-демократов, занимавший пост премьер-министра в течение десяти лет.

Когда социал-демократы вернулись к власти в 1994 году, они отреагировали на финансовый кризис. [75] путем стабилизации валюты, а также путем сокращения государства всеобщего благосостояния и приватизации государственного сектора и товаров, как это сделали правительства во многих странах, находящихся под влиянием консерватора Милтона Фридмана , Чикагской школы политической и экономической мысли и глобального неолиберального движения. Лидеры Социал-демократической партии, в том числе Йоран Перссон , Мона Сахлин и Анна Линд, выступали за членство в Европейском Союзе (ЕС), и 14 августа 1994 года на референдуме в Швеции 52–48% голосов было принято в пользу присоединения к ЕС. Лидер либералов Ларс Лейонборг на своем посту в 2007 году Выход на пенсию может напомнить 1990-е годы как золотой век либерализма, когда социал-демократы находились под растущим влиянием либералов и их партнеров по правоцентристской политической коалиции. Лейонборг рассказал о неолиберальных победах, таких как рост частного школьного образования и распространение частного коммерческого радио и телевидения. [76] Утверждалось, что пенсионные реформы «Третьего пути » шведских социал-демократов оказались более успешными, чем реформы, проведенные немецкими социал-демократами . [77]

В XXI веке многие аспекты социал-демократического государства всеобщего благосостояния продолжали функционировать на высоком уровне, во многом благодаря высокому уровню профсоюзного движения в Швеции, независимости профсоюзов в установлении заработной платы и образцовому компетентность женской рабочей силы в государственном секторе , а также широкая общественная поддержка социального обеспечения. [78] Социал-демократы инициировали исследования последствий неолиберальных изменений, и картина, возникшая в результате этих результатов, позволила партии сократить многие налоговые расходы , немного повысить налоги на лиц с высокими доходами и значительно снизить налоги на продукты питания. Министр финансов Социал-демократической партии увеличил расходы на алименты и продолжил погашение приобретенного государственного долга. [79] К 1998 году шведская макроэкономика оправилась от промышленной реструктуризации 1980-х годов и эксцессов валютной политики. [58] На рубеже 21-го века Швеция имела уважаемую, в целом устойчивую экономику, и среднее качество жизни после государственных трансфертов было очень высоким, неравенство было низким, а ( коэффициент Джини составлял 0,28) и социальная мобильность были высокими (по сравнению с в богатые англо-американские и центральноевропейские страны). [59]

Социал-демократическая партия проводит экологическую и феминистскую политику, которая способствует созданию здоровых и гуманных условий. Феминистская политика, сформированная и реализуемая Социал-демократической партией вместе с Партией зеленых и Левой партией (которая договорилась с социал-демократами о поддержке правительства, не формируя коалицию), включает оплачиваемый отпуск по беременности и родам и отцовству, высокий уровень занятости для женщин. в государственном секторе, сочетая гибкий график работы с прожиточным минимумом и льготами, обеспечивая общественную поддержку женщин в их традиционных обязанностях по уходу и политику, стимулирующую участие женщин в политической жизни и лидерство. Анализ политики и институциональной практики на предмет их воздействия на женщин стал обычным явлением в социал-демократическом управлении. [80]

В 2006 году Социал-демократическая партия потерпела поражение от правоцентристской коалиции «Альянс за Швецию» . пейзаж на рубеже новых 2004 и 2005 годов. Эти катастрофы в просторечии известны как Цунами в День подарков 2004 года и Шторм Гудрун (Эрвин) 2005 года. В частности, Центристская партия добилась больших успехов в своей оппозиции SAP по вопросу плохой реакции партии на эти бедствия. [81] Мона Сахлин сменила Йорана Перссона на посту лидера партии в 2007 году, став первой женщиной-лидером партии. Перед всеобщими выборами в Швеции 2010 года Социал-демократическая партия наладила сотрудничество с Партией зеленых и Левой партией, кульминацией которого стал Красно-зеленый альянс. Сотрудничество было расторгнуто после очередного поражения в 2010 году, что привело к самому продолжительному периоду оппозиции партии с момента до 1936 года. Сахлин объявила о своей отставке после поражения в 2010 году, и в 2011 году ее сменил Хокан Юхольт. Первоначально его руководство привело к росту опросы общественного мнения, прежде чем он оказался вовлеченным в скандал вокруг льгот от парламента, который через некоторое время завершился его отставкой. Сахлин и Юхольт становятся первыми лидерами партии СПА после Класа Толина , который был лидером партии в 1896–1907 годах, не ставшими премьер-министрами Швеции .

Стефан Лёфвен , избранный партийным советом, сменил Юхольта на посту лидера партии. Лёфвен возглавил Социал-демократическую партию на выборах в Европейский парламент в 2014 году , которые привели к худшим результатам партии на выборах на национальном уровне с момента всеобщего избирательного права введения в 1921 году. Затем он возглавил партию на всеобщих выборах в Швеции в 2014 году, которые привели к вторым худшим выборам партии. результат в риксдаге с момента введения всеобщего избирательного права в 1921 году. После подвешивания парламента Лёвен сформировал меньшинства коалиционное правительство с Партией зеленых. 2 октября 2014 года риксдаг утвердил Лёвена на пост премьер-министра страны, и он вступил в должность 3 октября 2014 года вместе со своим кабинетом министров . [82] Социал-демократическая партия и Партия зеленых проголосовали за то, чтобы Лёвен стал премьер-министром, а Левая партия, близкий союзник SAP, воздержалась. Оппозиционные партии Альянса также воздержались, тогда как шведские демократы проголосовали против.

На всеобщих выборах в Швеции в 2018 году доля голосов социал-демократов упала до 28,3 процента, что является самым низким уровнем поддержки с 1911 года . Социал-демократов и Партии зеленых. коалиционное правительство Тем не менее, в январе 2019 года было сформировано Опираясь на поддержку Центристской партии и либералов, это было одно из самых слабых правительств в истории Швеции. [83]

В августе 2021 года премьер-министр Стефан Лёвен объявил о своей отставке, а в ноябре 2021 года министр финансов Магдалена Андерссон была избрана новым главой правящей партии социал-демократов Швеции. [84] 30 ноября 2021 года Магдалена Андерссон стала первой женщиной-премьер-министром Швеции. Она сформировала правительство меньшинства, состоящее только из ее социал-демократов. Ее план по формированию нового коалиционного правительства с Партией зеленых оказался неудачным, поскольку ее предложение по бюджету не было принято. [85] [86]

18 октября 2022 года лидер консерваторов Ульф Кристерссон стал новым премьер-министром, сменив Магдалену Андерссон, а это означает, что Социал-демократическая партия, хотя и остается крупнейшей партией Швеции, будет в оппозиции. [87]

Лидеры партии

[ редактировать ]
Лидер партии Период секретарь партии
Клаас Толин
1896
1907
Карл Магнус Цисниц
Карл Густав Викман
Первый партийный лидер после коллективного руководства.
Ялмар Брантинг
1907
1925
Карл Густав Викман
Фредрик Стром
Густав Мёллер
Премьер-министр (1920, 1921–1923 и 1924–1925). Умер в офисе.
Пер Альбин Ханссон
1925
1946
Густав Мёллер
Торстен Нильссон
Свен Андерссон
Премьер-министр (1932–1936 и 1936–1946). Умер в офисе.
Возьмите Эрландера
1946
1969
Свен Андерссон
Свен Асплинг
Стен Андерссон
Премьер-министр (1946–1969). Самый долгий срок пребывания на посту премьер-министра в истории Швеции.
Улоф Пальме
1969
1986
Стен Андерссон
Бо Торессон
Премьер-министр (1969–1976 и 1982–1986 годы). Убит .
Ингвар Карлссон
1986
1996
Бо Торессон
Мона Салин
Лейф Линде
Премьер-министр (1986–1991 и 1994–1996 годы).
Горан Перссон
1996
2007
Ингела Тален
Ларс Стьернквист
Марита Ульвског
Премьер-министр (1996–2006).
Мона Салин
2007
2011
Марита Ульвског
Ибрагим Байлан
Первая женщина-лидер партии.
Хокан Юхольт
2011
2012
Карин Ямтин
Ушел в отставку после скандала .
Стефан Лёвен
2012
2021
Карин Ямтин
Лена Родстрем Баастад
Премьер-министр (2014–2021 гг.)
Магдалена Андерссон
2021
Тобиас Боден
Премьер-министр (2021–2022 гг.)

Известные люди

[ редактировать ]
  • Хильдур Хумла (1889–1969), шведский политик, член Социал-демократической партии Швеции. [88]

См. также

[ редактировать ]

Литература

[ редактировать ]
  • Андерссон, Дженни (2006). Между ростом и безопасностью: шведская социал-демократия от сильного общества к третьему пути . Издательство Манчестерского университета.
  • Йоханссон, Карл Магнус; Фон Сюдов, Горан (2011). Шведская социал-демократия и европейская интеграция: непреходящие разногласия . Рутледж. стр. 157–187.
  • Терборн, Йоран и Чельберг, Андерс и Марклунд, Стаффан и Олунд, Ульф (1978) «Швеция до и после социал-демократии: первый обзор» , Acta Sociologica 1978 – приложение , стр. 37–58.
  • Терборн, Йоран (1984) «Приход шведской социал-демократии», в книге Э. Коллотти (ред.) Рабочее движение между двумя войнами , Милан: Анналы Фонда Джанджакомо Фельтринелли 1983/84, стр. 527–593.
  • Эстберг, Кьелл (2012). Шведская социал-демократия после холодной войны: что случилось с движением? . Издательство Университета Атабаски. стр. 205–234.
  1. ^ «Мы — 80 000 членов партии во всех муниципалитетах Швеции , которые страстно желают справедливости». Социал-демократы (на шведском языке). 9 декабря 2023 года. Архивировано из оригинала 9 декабря 2023 года . Проверено 29 февраля 2024 г.
  2. ^ Лейн, Ян-Эрик; Эрссон, Сванте (25 июля 2008 г.). «Северные страны: компромисс и корпоративизм в государстве всеобщего благосостояния». В Коломере, Хосеп М. (ред.). Сравнительная европейская политика (3-е изд.). Рутледж . п. 261 . ISBN  978-1-134-07354-2 .
  3. ^ «Партии и организации» . Прогрессивный альянс . Проверено 22 июля 2019 г.
  4. ^ Перейти обратно: а б «Распределение мандатов» . Избирательная власть (на шведском языке). 8 марта 2024 г. Проверено 8 марта 2024 г.
  5. ^ «Конституция» (PDF) . Socialdemokraterna.se .
  6. ^ Эгл, Кристоф; Хенкес, Кристиан; Меркель, Вольфганг; Петринг, Александр (2008). Социал-демократия у власти: способность к реформам . Лондон: Тейлор и Фрэнсис. стр. 8–9. ISBN  978-0415438209 .
  7. ^ Энгштерм, Кристер (май 1995 г.). Национальная энциклопедия . Хёганес: Хорошие книги. стр. 544–545. ISBN  91-7024-621-1 . Немецкая Готская программа с ее смесью лазеллианских и марксистских элементов рассматривалась как программа партии, но постепенно на нее также повлияли рабочие движения в других странах.
  8. ^ Ковальский, Вернер (1985). История Социалистического рабочего интернационала: 1923–1919 . Берлин: Немецкое издательство Д. науки на немецком языке). п. 322.
  9. ^ Буа, Карлес; Мадьяр, Жужанна (2022). «Подъем шведской социал-демократии» . Британский журнал политической науки . 53 : 281–296. дои : 10.1017/S0007123422000102 . ISSN   0007-1234 . S2CID   248275268 .
  10. ^ Перейти обратно: а б с д Берман, Шери (2006). «Шведское исключение» . Примат политики . стр. 152–176. дои : 10.1017/cbo9780511791109.007 . ISBN  9780511791109 . Проверено 18 апреля 2020 г.
  11. ^ Эспинг-Андерсен, Госта. (29 мая 2013 г.). Три мира капитализма благосостояния . Джон Уайли и сыновья. ISBN  978-0-7456-6675-4 . OCLC   930601033 .
  12. ^ Стенберг, Ева (26 ноября 2012 г.). «Должны были быть только мы и С.» . Dagens Nyheter (на шведском языке). Архивировано из оригинала 18 октября 2012 года . Проверено 21 января 2012 г.
  13. ^ «Вечеринки» . Партия европейских социалистов. Архивировано из оригинала 3 мая 2013 года . Проверено 13 сентября 2014 г.
  14. ^ «Лёфвен в совете директоров новой организации | Вестерботтен-Курирен» . Вк.се. Архивировано из оригинала 10 марта 2017 года . Проверено 11 июля 2018 г.
  15. ^ «Сноб Социалистического Интернационала» . Ди.се. 27 февраля 2017 г. Проверено 11 июля 2018 г.
  16. ^ Йоран Терборн , «Уникальная глава в истории демократии: шведские социал-демократы», в книге К. Мисгельд и др. (ред.), Создание социал-демократии , Университет Парк, Пенсильвания, Penn State University Press, 1996
  17. ^ Как голосовали члены LO? Архивировано 5 августа 2012 года в Wayback Machine , Социальное происхождение - занятость, связанная с партийным голосованием SVT Valu ( Экзит-полл на парламентских выборах ). Архивировано 30 сентября 2007 года в Wayback Machine.
  18. Историческая статистика за выборы 1910–2006 гг. Архивировано 14 сентября 2010 г. в Wayback Machine , Статистическое управление Швеции , по состоянию на 14 июня 2007 г. (на шведском языке).
  19. ^ «Эрик Сундстрем: сентябрь 2006 г.» . ericsundstrom.blogspot.com . Проверено 1 января 2017 г.
  20. ^ Келли, Бен (8 сентября 2018 г.). «Шведские демократы: как националистическая антииммигрантская партия укоренилась в либеральной северной гавани» . Независимый . Архивировано из оригинала 26 мая 2022 года.
  21. ^ Ахландер, Йохан (7 февраля 2019 г.). «Популистские шведские демократы отказываются от «Swexit» перед выборами в ЕС» . Рейтер.
  22. ^ Оранж, Ричард (15 ноября 2018 г.). «Совет, возглавляемый шведскими умеренными, запретит халяльное мясо в борьбе с популистами» . Местный.
  23. ^ «Швеция подводит окончательные итоги выборов на фоне политической неопределенности» . VOA .
  24. ^ «Премьер-министр Швеции подал в отставку после признания поражения на выборах правому блоку» . Хранитель . 14 сентября 2022 г.
  25. ^ «Избирательные округа». Новости SVT Получено 21 сентября 2022 г.
  26. ^ «Устав Социал-демократической рабочей партии Швеции (Глава 1, Цель партии)» (PDF) . Социал-демократы . 2017 . Проверено 21 ноября 2020 г.
  27. ^ Самуэльссон, Курт. 1968. От великой державы к государству всеобщего благосостояния: 300 лет социального развития Швеции . Лондон: Джордж Аллен и Анвин.
  28. ^ Алапуро, Ристо. 1999. «О репертуаре коллективных действий во Франции и странах Северной Европы». Будет определено позднее.
  29. ^ Адлер-Карлссон, Гуннар. 1967. Функциональный социализм . Стокгольм: Призма, стр. 101–2. Цитируется на стр. 196 в Бермане, Шери. 2006. Примат политики: социал-демократия и становление Европы в двадцатом веке . Издательство Кембриджского университета: Кембридж, Массачусетс.
  30. ^ Герассимос Мошонас, Грегори Эллиот (переводчик). Во имя социал-демократии: Великая трансформация, с 1945 года по настоящее время . Лондон, Великобритания; Нью-Йорк, США: Verso, 2002. стр. 64–69.
  31. ^ ПРОГРАММА ПЕРЕМЕН (2019) https://www.socialdemokraterna.se/download/18.12ce554f16be946d046409fd/1568881603569/ett-program-for-forandring.pdf
  32. ^ стр. 258–259 в Эрландере, Таге. Протоколы Конгресса SAP 1956 года, в книге «От пальмы к пальме: программа шведской социал-демократии». Стокгольм: Рабен и Шегрен. Цитируется по Berman 2006: 196. Абрахамсон, Питер. «Скандинавская модель благосостояния». подлежит уточнению
  33. ^ Берман 2006: 153.
  34. В письме Акселю Даниэльссону в тюрьме (1889 г.), перепечатано на стр. 189 в книге «Фрон Пальм к Пальме: Программа Den Svenska Socialdemokratins». Стокгольм: Рабен и Шегрен. Цитируется по Берману 2006:156.
  35. ^ Корпи, Уолтер и Стерн. 2004. «Женская занятость в Швеции: глобализация, деиндустриализация и опыт шведских женщин на рынке труда 1950–2000». Рабочий документ Globalife № 51. Корпи, Вальтер и Йоаким Пальме. 2003. «Новая политика и классовая политика в условиях жесткой экономии и глобализации: регресс государства всеобщего благосостояния в 18 странах, 1975–1995 годы». Стокгольм: Стокгольмский университет. Корпи, Уолтер. 2003. «Регресс государства всеобщего благосостояния в Западной Европе: политика, институты, глобализация и европеизация». Ежегодный обзор социологии 29: 589–609. Корпи, Уолтер. 1996. «Евросклероз и склероз объективности: о роли ценностей среди экспертов по экономической политике». Экономический журнал 106: 1727–1746. Нотерманс, Тон. 1997. «Социал-демократия и внешние ограничения», стр. 201–39 в книге «Пространства глобализации: подтверждение силы местного» , под редакцией К. Р. Кокса. Нью-Йорк: Гилдорд Пресс. Олсен, Грегг. 2002. Политика государства всеобщего благосостояния: Канада, Швеция и США . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. Пред, Алан. 2000. Даже в Швеции: расизм, расовые пространства и популярное географическое воображение . Беркли: Издательство Калифорнийского университета. Райнер, Магнус. Будет определено позднее. САФ. 1993. Конфедерация работодателей Швеции: влиятельный голос в связях с общественностью . Стокгольм: СВФ. Стивенс, Джон Д. 1996. «Скандинавские государства всеобщего благосостояния: достижения, кризис и перспективы». стр. 32–65 в книге «Государства всеобщего благосостояния в переходный период: национальная адаптация в глобальной экономике » под редакцией Госты Эспинг-Андерсон. Веннерберг, Тор. 1995. «Подрыв государства всеобщего благосостояния в Швеции». Журнал Z , июнь. Доступ по адресу «Подрыв государства всеобщего благосостояния в Швеции» . Архивировано из оригинала 1 октября 2009 года . Проверено 7 февраля 2016 г.
  36. ^ Вартиайнен, Юхана. 2001. «Понимание шведской социал-демократии: жертвы успеха?» стр. 21–52 в журнале «Социал-демократия в неолиберальные времена» под редакцией Эндрю Глина. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.
  37. ^ Берман 2006: 153–154, 156.
  38. ^ Берман 2006: 159.
  39. ^ Берман 2006: 152.
  40. ^ Берман 2006: 196.
  41. ^ Берман 2006: 153, 155.
  42. ^ Берман 2006: 157.
  43. ^ Стивенсон, Пол. 1979. «Шведский капитализм: обзор эссе». Преступность, закон и социальные изменения 3(2).
  44. ^ Берман 2006: 158–159; 166–167
  45. ^ Перепечатано в Håkansson, edl, Шведская избирательная программа, Vol. 2, цитируется по Берману 2006: 173.
  46. ^ Берман 2006: 163–164; 170
  47. ^ Мейднер, Рудольф. 1993. «Почему шведская модель потерпела неудачу?» Социалистический регистр 29: 211–228. https://socialistregister.com/index.php/srv/article/view/5630
  48. ^ Ханссон, Пер Альбин. «Люди и класс»: 80. Цитируется в Berman 2006: 166.
  49. ^ Берклинг. От До Фолкхеммета: 227–230; Тилтон. Политическая теория шведской социал-демократии : 126–127.
  50. ^ Кэрролл, Ээро. 2003. «Международные организации и государства всеобщего благосостояния в разногласиях? Случай Швеции». стр. 75–88 в ОЭСР и европейских государствах всеобщего благосостояния под редакцией Клауса Армингона и Мишель Бейелер. Нортгемптон, Массачусетс: Эдвард Элгар; Эспинг-Андерсон, Гёста. 1985. Политика против рынков: социал-демократический путь к власти . Принстон: Издательство Принстонского университета; Корпи, Уолтер. 1992. Халкар Свериге после? Sveriges ekonomiskatilväxt 1820–1990 i jämförande belysning , Стокгольм: Carlssons; Олсен, Грегг М. 1999. «Наполовину пусто или наполовину полно? Шведское государство всеобщего благосостояния в переходный период». Канадский обзор социологии и антропологии , 36 (2): 241–268; Олсен, Грегг. 2002. Политика государства всеобщего благосостояния: Канада, Швеция и США . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета; Самуэльссон, Курт. 1968. От великой державы к государству всеобщего благосостояния: 300 лет социального развития Швеции . Лондон: Джордж Аллен и Анвин.
  51. ^ Берман, Шери (2006). Примат политики: социал-демократия и становление Европы в двадцатом веке . Кембридж, Массачусетс: Издательство Кембриджского университета. ISBN  978-0521817998 .
  52. ^ Абрахамсон, Питер. 1999. «Скандинавская модель благосостояния». подлежит уточнению
  53. ^ Делтон, Дженнифер А. 2002. Делая Миннесоту либеральной . Миннеаполис: Университет Миннесоты; Хадсон, Марк. 2007. Медленное совместное производство катастроф: Wildfire, Timber Capital и Лесная служба США . Юджин, Орегон: Университет Орегона.
  54. ^ Эспинг-Андерсон, Госта. 1985. Политика против рынков: социал-демократический путь к власти . Принстон: Издательство Принстонского университета; Самуэльссон, Курт. 1968. От великой державы к государству всеобщего благосостояния: 300 лет социального развития Швеции . Лондон: Джордж Аллен и Анвин.
  55. ^ Андерссон, Стеллан. «Улоф Пальме и вьетнамский вопрос 1965–1983» (на шведском языке). olofpalme.org . Проверено 27 февраля 2008 г.
  56. ^ Майкл Ньюман (25 июля 2005 г.), Социализм: очень краткое введение , Oxford University Press
  57. ^ Берман 2006
  58. ^ Перейти обратно: а б Кранц, Олле и Леннарт Шен. 2007. Шведские исторические национальные отчеты, 1800–2000 гг . Лунд: Альмквист и Wiksell International.
  59. ^ Перейти обратно: а б Стейнмо, Свен. 2001. «Противостояние тенденции? Государство всеобщего благосостояния и глобальная экономика: пример Швеции». Университет Колорадо, 18 декабря.
  60. ^ Сьоберг, Т. (1999). Интервью: Кьель-Олоф Фельдт [Интервью: Кьель-Олоф Фельдт]». Playboy Скандинавия (5): 37–44.
  61. ^ Берман 2006: 198.
  62. ^ МакНелли, Дэвид. 1999. "Турбулентность в мировой экономике". Ежемесячный обзор 51(2). https://monthlyreview.org/1999/06/01/turbulence-in-the-world-economy/ . Боулз, Сэмюэл, Дэвид М. Гордон и Томас Э. Вайскопф. 1989. «Восхождение бизнеса и экономический тупик: структурная ретроспектива консервативной экономики, 1979–87». Журнал экономических перспектив 3 (1): 107–134.
  63. ^ Энглунд, П. 1990. «Финансовое дерегулирование в Швеции». Европейский экономический обзор 34 (2–3): 385–393. Корпи подлежит уточнению. Мейднер, Р. 1997. «Шведская модель в эпоху массовой безработицы». Экономическая и промышленная демократия 18 (1): 87–97. Олсен, Грегг М. 1999. «Наполовину пусто или наполовину полно? Шведское государство всеобщего благосостояния в переходный период». Канадский обзор социологии и антропологии , 36 (2): 241–268.
  64. ^ Серра, Валери и Света К. Саксена. 2005. «Евросклероз или финансовый коллапс: почему доходы Швеции упали?» Рабочий документ МВФ WP/05/29. Рабочие документы МВФ. МВФ. https://papers.ssrn.com/abstract=680924 .
  65. ^ Дрис, Буркхард и Джейла Пазарбашиоглу. 1995. «Банковский кризис в странах Северной Европы: подводные камни финансовой либерализации?» Рабочий документ МВФ 883209. Рабочие документы МВФ: МВФ. https://www.imf.org/en/Publications/WP/Issues/2016/12/30/The-Nordic-Banking-Crises-Pitfalls-in-Financial-Liberalization-1138 .
  66. ^ Валери Серра и Света Чаман Саксена, «Бумы, кризисы и восстановление: новая парадигма делового цикла и ее политические последствия», рабочий документ МВФ, Рабочие документы МВФ (МВФ, ноябрь 2017 г.), https://www.imf .org/en/Publications/WP/Issues/2017/11/16/Booms-Crises-and-Recoveries-A-New-Paradigm-of-the-Business-Cycle-and-its-Policy-Implications-45368 .
  67. ^ Кармен М. Рейнхарт и Кеннет С. Рогофф, «Восстановление после финансовых кризисов: данные из 100 эпизодов», Рабочий документ (Национальное бюро экономических исследований, январь 2014 г.), https://doi.org/10.3386/w19823
  68. ^ Кармен М. Рейнхарт и Кеннет С. Рогофф, «Последствия финансовых кризисов», рабочий документ (Национальное бюро экономических исследований, январь 2009 г.), https://doi.org/10.3386/w14656
  69. ^ Валери Серра и Света Чаман Саксена, «Динамика роста: миф об экономическом восстановлении», American Economic Review 98, вып. 1 (2008): 439–57.
  70. ^ Валери Серра и Света Чаман Саксена, «Восстановился ли объем производства после азиатского кризиса?», Документы персонала МВФ 52, вып. 1 (2005): 1–23
  71. ^ А. Фатас, г-жа Валери Серра и г-жа Света Чаман Саксена, «Гистерезис и деловые циклы», Рабочие документы МВФ, Рабочие документы МВФ (Международный валютный фонд, 29 мая 2020 г.), https://ideas.repec.org/ p/imf/imfwpa/2020-073.html
  72. ^ Антонио Фатас, «Отбрасывают ли бизнес-циклы длинные тени? Краткосрочная устойчивость и экономический рост», Журнал экономического роста 5, вып. 2 (1 июня 2000 г.): 147–62, https://doi.org/10.1023/A:1009885203490.
  73. ^ Оскар Хорда, Мориц Х.П. Шуларик и Алан М. Тейлор, «Когда кредит отступает: кредитное плечо, деловые циклы и кризисы», Рабочий документ (Национальное бюро экономических исследований, ноябрь 2011 г.), https://doi.org/ 10.3386/w17621 .
  74. ^ Джейн Халтмайер, «Влияет ли рецессия на потенциальный объем производства?», Документы для обсуждения международных финансов (Совет управляющих Федеральной резервной системы (США), 2012 г.), https://ideas.repec.org/p/fip/fedgif/1066 .html
  75. ^ (дата архива: 27 июня 2007 г.) В период с 1990 по 1994 год доход на душу населения снизился примерно на 10%. hdr.undp (исходный URL-адрес: [1] ) (дата доступа: 5 июля 2007 г.) (неактивный URL-адрес)
  76. ^ The Local , 13 июня 2007 г. https://www.thelocal.se .
  77. ^ Андерсон, Карен; Мейер, Траут (2003). «Третий путь реформы государства всеобщего благосостояния? Социал-демократическая пенсионная политика в Германии и Швеции» (PDF) . В Боноли, Джулиано; Пауэлл, Мартин (ред.). Политика социал-демократической партии в современной Европе . Исследования Routledge/ECPR в европейской политической науке. Абингдон, Англия: Рутледж. стр. 141–160. ISBN  9780415304252 . Проверено 5 апреля 2020 г.
  78. ^ Олсен, 2002.
  79. ^ Стейнмо, Свен. 2001. «Противостояние тенденции? Государство всеобщего благосостояния и глобальная экономика: пример Швеции». Университет Колорадо, 18 декабря. Кэрролл, Ээро. 2004. «Международные организации и государства всеобщего благосостояния в разногласиях? Случай Швеции». ОЭСР и европейские государства всеобщего благосостояния . Под редакцией Клауса Армингона и Мишель Бейер. Нортгемптон, Массачусетс: Эдвард Игар.
  80. ^ Акер, Джоан. Хобсон, Барбара. Сейнсбери, Дайан. 1999. «Гендер и создание норвежских и шведских государств всеобщего благосостояния». стр. 153–168 в «Сравнении систем социального обеспечения в странах Северной Европы и Франции» . Нант: Дом наук о человеке Анж-Гепене. Элунд, Александра и Карл-Ульрик Ширупы. 1991. Парадоксы мультикультурализма. Олдершот: Эйвбери.
  81. ^ Стихийные бедствия и национальные выборы - О цунами в День подарков в Индийском океане в 2004 году, шторме Гудрун в 2005 году и сдвиге исторического режима в 2006 году. Цифровые всеобъемлющие резюме диссертаций Уппсалы факультета социальных наук. ЛИНА М. ЭРИКССОН.
  82. ^ «В Швеции новый премьер-министр» . дн.се . 2 октября 2014 года . Проверено 2 октября 2014 г.
  83. ^ «Швеция получит новое правительство через четыре месяца после выборов» . Хранитель . 18 января 2019 г.
  84. ^ «Шведские социал-демократы избирают лидером Магдалену Андерссон» . Франция 24 . 4 ноября 2021 г.
  85. ^ Джонсон, Саймон; Поллард, Никлас (29 ноября 2021 г.). «Первая женщина-премьер-министр Швеции возвращается через несколько дней после ухода» . Рейтер .
  86. ^ «Магдалена Андерссон: первая женщина-премьер-министр Швеции возвращается после отставки» . Новости Би-би-си . 29 ноября 2021 г.
  87. ^ «Шведский Ульф Кристерссон избран премьер-министром при поддержке крайне правых» . Франция 24 . 17 октября 2022 г.
  88. ^ Анника Н. Линдквист (2018). «Каникулы домохозяйки». История.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: a9c96b7b2e0e770da664324dcca0ffae__1721755620
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/a9/ae/a9c96b7b2e0e770da664324dcca0ffae.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Swedish Social Democratic Party - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)