Jump to content

От каждого по способностям, каждому по потребностям

« От каждого по способностям, каждому по в » потребностям лозунг , популяризированный Карлом Марксом его «Критике Готской программы» 1875 года . [1] [2] Этот принцип относится к свободному доступу и распределению товаров, капитала и услуг. [3] С марксистской точки зрения , такое устройство станет возможным благодаря изобилию развитая коммунистическая система товаров и услуг, которые будет способна производить ; идея состоит в том, что при полном развитии социализма и освобождении производительных сил их будет достаточно, чтобы удовлетворить потребности каждого. [4] [5]

Происхождение фразы

[ редактировать ]

Полный параграф, содержащий изложение Марксом своего кредо в «Критике Готской программы», выглядит следующим образом:

На более высокой фазе коммунистического общества, после того как исчезло кабальное подчинение личности разделению труда, а вместе с тем и антитеза между умственным и физическим трудом; после того, как труд стал не только средством жизни, но и первой жизненной потребностью; после того, как вместе с всесторонним развитием личности увеличились и производительные силы, и все источники кооперативного богатства потекут обильнее, — только тогда можно будет полностью пересечь узкий горизонт буржуазного права и общество начертает на своих знаменах : От каждого по способностям, каждому по потребностям! [6]

Хотя Маркс широко считается автором этой фразы, этот лозунг был распространен в социалистическом движении. Происхождение этой формулировки также приписывают французскому утописту Этьену-Габриэлю Морелли . [7] [8] который предложил в своем Кодексе природы 1755 года «Священные и фундаментальные законы, которые вырвут корни порока и всех зол общества», в том числе: [9]

I. Ничто в обществе не будет принадлежать никому ни в качестве личной собственности, ни в качестве капитального блага, за исключением вещей, которые человек имеет непосредственное использование для своих нужд, удовольствий или своей повседневной работы.
II. Каждый гражданин будет общественным деятелем, поддерживаемым и поддерживаемым за государственный счет.
III. Каждый гражданин будет вносить свой особый вклад в деятельность общества в соответствии со своими способностями, талантом и возрастом; именно на этой основе и будут определяться его обязанности в соответствии с распределительными законами.

Подобную фразу можно найти в Гилфордском завете 1639 года:

Мы, чьи имена здесь подписаны, намереваемся с милостивого разрешения Бога обосноваться в Новой Англии и, если возможно, в южной части Квиннипиака, честно обещаем каждому за себя, свои семьи и тех, кто принадлежит нам, что мы, с помощью Господа, сядем и объединимся на одной плантации и будем помогать друг другу в любом общем деле, по способностям каждого человека и по мере необходимости, и обещаем не оставлять и не оставлять покинуть друг друга или плантацию, но с согласия остальных или большей части общества, вступивших в это обязательство. [10]

Некоторые ученые связывают эту фразу с Новым Заветом. [11] [12] В Деяниях Апостолов образ жизни общины верующих в Иерусалиме описывается как общинный (без индивидуального владения) и употребляется фраза « каждому человеку было дано распределение по мере его » нужды :

Деяния 4:32–35: ³² У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто из имеющих должное из того, что имел, не говорил, что он принадлежит ему; но все у них было общее. ³³ И с великой силой дал Апостолам свидетельство о воскресении Господа Иисуса: и великая благодать была на всех них. 3⁴ И не было среди них ни одного нуждающегося: ибо все, кто владел землями и домами, продавали их и приносили цену за продаваемые вещи, 3⁵ и клали к ногам Апостолов, и производилась раздача каждый человек по мере своей нужды.

Другие ученые находят его истоки в «римской правовой концепции обязательства in Solidum». [13] в котором «каждый берет на себя ответственность за любого, кто не может выплатить свой долг, и, наоборот, несет ответственность за всех остальных». [14] Джеймс Фернер утверждает: [13]

Если x = недостаток, а y = действие по устранению этого недостатка, принцип солидарности таков: если какой-либо член группы приобретает x , каждый член обязан выполнить y (если он может помочь). Все, что нам тогда нужно добавить, чтобы добраться до основного принципа развитого коммунизма, — это предположить, что неудовлетворение потребности является недостатком. Соответствующий принцип солидарности в отношении потребностей гласит: если у какого-либо члена общества имеется неудовлетворенная потребность, каждый член обязан произвести свой предмет (если может). А ведь именно в этом и заключается принцип «от каждого по способностям, каждому по потребностям!» диктует. По мнению Маркса, основным принципом развитого коммунизма является принцип солидарности в отношении потребностей.

Споры об идее

[ редактировать ]

Маркс очертил конкретные условия, при которых такое кредо было бы применимо: общество, в котором технология и социальная организация существенно устранили потребность в физическом труде при производстве вещей, где «труд стал не только средством жизни, но и главной жизненной потребностью». ". [15] Маркс объяснил свою веру в то, что в таком обществе каждый человек будет мотивирован работать на благо общества, несмотря на отсутствие социального механизма, принуждающего его к труду, потому что работа стала бы приятной и творческой деятельностью. Маркс намеревался в первой части своего лозунга «от каждого по способностям» предположить, что не просто каждый человек должен работать изо всех сил, но и что каждый человек должен наилучшим образом развивать свои особые таланты. [16] [17]

Утверждая, что они находятся на «низшей стадии коммунизма» (т.е. «социализма», по терминологии Владимира Ленина ), [18] Советский Союз адаптировал формулу так: «От каждого по способностям, каждому по труду (вложению труда)». [19] Это было включено в статью 12 Конституции Советского Союза 1936 года , но описано Львом Троцким как «внутренне противоречивая, если не сказать бессмысленная, формула». [20]

Еще в 1900 году Фредерик Чарльз Хикс раскритиковал концепцию «в соответствии со своими потребностями» следующим образом. С этим принципом проблем нет, пока всего хватает на всех. Но это не так и, вероятно, никогда не произойдет, потому что «потребности человека всегда имеют тенденцию превосходить его способность их удовлетворить... [Поэтому] необходимо будет иметь орган для определения относительных объемов человеческих потребностей». Что в конечном итоге приведет к «абсолютизму и рабству». [21]

[ редактировать ]

В Айн Рэнд прокапиталистическом романе 1957 года «Атлант расправил плечи» крупная и прибыльная автомобильная компания использовала этот лозунг в качестве метода определения вознаграждения работникам. Система быстро стала жертвой коррупции и жадности, заставляя наиболее способных сотрудников работать сверхурочно, чтобы удовлетворить потребности наименее компетентных и переправить деньги владельцам. В результате компания обанкротилась в течение четырех лет.

В романе Маргарет Этвуд 1985 года «Рассказ служанки» члены общества- антиутопии повторяли эту фразу трижды в день. [22] Примечательно, что фраза изменена на «От каждого по способностям; каждому по потребностям», что демонстрирует извращение первоначального замысла фразы вымышленным обществом Этвуда.

Отражая мнение Фредерика Хикса, в романе Владимира Войновича 1986 года «Москва 2042» этот лозунг был пародирован в контексте « коммунизма в одном городе ». В Москорепе (Московская Коммунистическая Республика) Войнович изображает разные веселые нелепости, связанные с реализацией понятия «потребности». Понятие было введено следующим образом: «Понимаю, — сказал я. — Но кто определяет его потребности? Он сам?» — «Но это была бы метафизика , гегельянство и кантианство !» - воскликнула Пропаганда Парамоновна. Далее главному герою объяснили, что человек недостаточно квалифицирован, чтобы определять свои потребности и этим занимаются специальные комитеты «Пентаграммы».

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Маркс 1875 .
  2. ^ Фернбах 2010 , с. 347.
  3. ^ Баски, Дональд Ф. (20 июля 2000 г.). Демократический социализм: глобальный обзор . Прегер. п. 4. ISBN  978-0275968861 . Коммунизм будет означать свободное распространение товаров и услуг. Тогда господствовал коммунистический лозунг «От каждого по способностям, каждому по потребностям» (в отличие от «труда»).
  4. ^ Шафф 2001 , с. 224.
  5. ^ Валицкий 1995 , стр. 95.
  6. ^ Маркс (1875) ; Фернбах (2010) , стр. 347; Шафф (2001) , стр. 224; Валицкий (1995) , стр. 95.
  7. ^ Гребер, Дэвид (2013). Проект демократии: история, кризис, движение . Нью-Йорк: Шпигель и Грау . стр. 293–294 . ISBN  9780812993561 . OCLC   810859541 .
  8. ^ Боуи, Норман Э. (1971). На пути к новой теории распределительной справедливости . Издательство Массачусетского университета . п. 82. ИСБН  978-0870230851 .
  9. ^ Тительман, Грегори, изд. (1996). Словарь Random House популярных пословиц и поговорок . Случайный дом . п. 108. ИСБН  978-0679445548 .
  10. ^ «Гилфордский завет» . Усадьба Бушнелла .
  11. ^ Бэрд, Джозеф Артур (1989). Синдром жадности: этическая болезнь американского капитализма . Книги Хэмпшира. п. 32. ISBN  978-1877674020 .
  12. ^ Берман, Маршалл (2000). Приключения в марксизме . Книги Версо . п. 151. ИСБН  978-1859843093 .
  13. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Фернер, Джеймс (2018). Маркс о капитализме: тезис взаимодействия-признания-антиномии . Лейден, Нидерланды: Брилл . п. 113. ИСБН  978-90-04-38480-4 .
  14. ^ Брунхорст, Хауке (2005). Солидарность: от гражданской дружбы к глобальному юридическому сообществу . МТИ Пресс . п. 2. ISBN  978-0262025829 .
  15. ^ Маркс, Карл . «Часть 1» . Критика Готской программы – через Интернет-архив марксистов . от Маркс, Карл ; Энгельс, Фридрих . Маркс/Энгельс Избранные произведения . Том. Три. стр. 13–30.
  16. ^ БЛИШАХМАН Леонид Соломонович; Шкаратан, Овсей Ирмович (1977). Человек за работой: научно-техническая революция, советский рабочий класс и интеллигенция . Прогресс. п. 155 . Проверено 24 июня 2014 г.
  17. ^ Джонсон, Хьюлетт (1968). В поисках света: автобиография . Джозеф . Проверено 24 июня 2014 г.
  18. ^ Пост, Кен; Райт, Фил (1989). Социализм и отсталость . Рутледж . п. 11 . ISBN  978-0-415-01628-5 – через Google Книги .
  19. ^ Джукс, Джеффри (1973). Советский Союз в Азии . Издательство Калифорнийского университета . п. 225 . ISBN  978-0-520-02393-2 – через Google Книги .
  20. ^ Троцкий, Леон (1936). «Глава 10 Советский Союз в зеркале новой Конституции (раздел 1)». Преданная революция – через Интернет-архив марксистов .
  21. ^ Фредерик Чарльз Хикс , Распределение богатства , с. 449
  22. ^ Этвуд, Маргарет (1985). «Глава двадцатая». Рассказ служанки . п. 135 . ISBN  0-7710-0855-4 .

Библиография

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: f1decbd0a09cac6d792d7c6a115e2958__1720913520
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/f1/58/f1decbd0a09cac6d792d7c6a115e2958.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
From each according to his ability, to each according to his needs - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)