Капиталистический реализм
Автор | Марк Фишер |
---|---|
Предмет | |
Жанр | Политическая философия |
Издатель | Ноль книг |
Дата публикации | 2009 |
Страницы | 81 |
ISBN | 9781846943171 |
Часть серии о |
Антропология природы, наука и технология |
---|
Социальная и культурная антропология |
Капиталистический реализм: нет ли альтернативы? — книга британского философа Марка Фишера , вышедшая в 2009 году . В нем исследуется концепция Фишера « капиталистического реализма », которую он описывает как «широко распространенное представление о том, что капитализм не только является единственной жизнеспособной политической и экономической системой, но и что сейчас невозможно даже представить себе последовательную альтернативу ему». [1]
В книге исследуется то, что Фишер описывает как широко распространенное влияние неолиберальной идеологии на популярную культуру, работу, образование и психическое здоровье в современном обществе. Подзаголовок отсылает к премьер-министра Великобритании Маргарет Тэтчер прорыночному лозунгу « Альтернативы нет ». Капиталистический реализм имел неожиданный успех и оказал влияние на ряд писателей. [2]
Определение
[ редактировать ], широко известный как самая влиятельная идея Марка Фишера, Капиталистический реализм представляет собой идеологическую основу для рассмотрения капитализма и его влияния на политику, экономику и общественную мысль. Само название представляет собой игру на термине « социалистический реализм ». Фишер много писал на эту тему и часто давал интервью политическим блоггерам и теоретикам по этой теме, в которых расширял свое определение этой концепции. [3]
По словам Фишера, цитата «легче представить конец света, чем конец капитализма», приписываемая Фредрику Джеймсону и Славою Жижеку , отражает суть капиталистического реализма. Капиталистический реализм в общих чертах определяется как преобладающая концепция, согласно которой капитализм является единственной жизнеспособной экономической системой и, следовательно, не может быть никакой альтернативы. Фишер сравнивает капиталистический реализм с «всепроникающей атмосферой», которая влияет на области культурного производства, политико-экономической деятельности и общей мысли. [3]
Капиталистический реализм, как я его понимаю, не может ограничиваться искусством или квазипропагандистским способом функционирования рекламы. Это больше похоже на всепроникающую атмосферу, обусловливающую не только производство культуры, но и регулирование труда и образования, и действующую как своего рода невидимый барьер, ограничивающий мысли и действия. [4]
Капиталистический реализм пропагандирует идею постполитического, согласно которой падение Советского Союза одновременно укрепило капитализм как единственную эффективную политико-экономическую систему и устранило вопрос о распаде капитализма из любого политического рассмотрения. Это изменило арену политической дискуссии с той, где капитализм является одним из многих потенциальных средств управления экономикой, на ту, где политические соображения действуют исключительно в рамках капиталистической системы. Точно так же в рамках капиталистического реализма основные антикапиталистические движения перешли от продвижения альтернативных систем к смягчению худших последствий капитализма.
Сторонники капиталистического реализма не утверждают, что капитализм — это совершенная система, а утверждают, что это единственная система, которая может действовать способами, совместимыми с человеческой природой и экономическим законом. [5] Продвигая идею о том, что врожденные человеческие желания совместимы только с капитализмом, любая другая система, которая не основана на личном накоплении богатства и капитала, рассматривается как противоречащая человеческой природе и, как следствие, невозможная для реализации в условиях капиталистического реализма. [6]
Фишер утверждает, что помощь банкам после экономического кризиса 2008 года была типичным примером капиталистического реализма в действии, аргументируя это тем, что помощь произошла в основном потому, что идея допустить крах банковской системы была невообразимой как для политиков, так и для населения в целом. Фишер предполагает, что из-за внутренней ценности банков для капиталистической системы влияние капиталистического реализма означало, что такой крах никогда не рассматривался как вариант. В результате, как отмечает Фишер, неолиберальная система выжила, а капиталистический реализм получил дальнейшее подтверждение. [7] Фишер классифицирует нынешнее состояние капиталистического реализма в неолиберальной системе следующим образом:
Единственными мощными агентами, влияющими на политиков и менеджеров в сфере образования, являются интересы бизнеса. Стало слишком легко игнорировать работников, и отчасти из-за этого рабочие чувствуют себя все более беспомощными и бессильными. Согласованная атака на профсоюзы со стороны неолиберальных групп интересов, а также переход от фордистской к постфордистской организации экономики – движение к неформальному производству , производству «точно в срок» , глобализации – подорвали базу власти профсоюзов [и таким образом, рабочая сила]. [7]
Фишер считает, что капиталистический реализм возник в результате целенаправленного толчка неолиберальных правых, направленных на изменение отношения как населения в целом, так и левых к капитализму и, в частности, к постфордистской форме капитализма, которая преобладала на протяжении 1980-х годов. Относительная неспособность левых политических сил придумать альтернативную экономическую модель в ответ на рост неолиберального капитализма и сопутствующую ему эпоху рейганомики создала вакуум, который способствовал рождению капиталистической реалистической системы. [8] Распад Советского Союза, который, по мнению Фишера, представлял собой единственный реальный пример работающей некапиталистической системы, еще больше укрепил место капиталистического реализма как в политическом плане, так и среди населения в целом, и был провозглашен решающей окончательной победой капитализма. По мнению Фишера, в постсоветскую эпоху бесконтрольный капитализм смог переосмыслить историю в капиталистическую историю, в которой неолиберализм был результатом естественного развития истории и даже олицетворял кульминацию человеческого развития. [3]
Несмотря на то, что возникновение капиталистического реализма связано с рождением неолиберализма, Фишер ясно заявляет, что капиталистический реализм и неолиберализм — это отдельные сущности, которые просто усиливают друг друга. По мнению Фишера, капиталистический реализм имеет потенциал пережить упадок неолиберального капитализма, хотя Фишер утверждает, что обратное неверно. [8] Капиталистический реализм по своей сути антиутопичен, поскольку он утверждает, что, независимо от недостатков или внешних эффектов , капитализм является единственным возможным средством функционирования. Неолиберализм, наоборот, прославляет капитализм, изображая его как обеспечивающего средства, необходимые для достижения почти утопических социально-экономических условий. Таким образом, капиталистический реализм умиротворяет оппозицию чрезмерно позитивным прогнозам неолиберализма, в то время как неолиберализм противодействует отчаянию и разочарованию, центральным для капиталистического реализма с его утопическими притязаниями. [6]
Эффекты
[ редактировать ]По мнению Фишера, капиталистический реализм настолько овладел общественной мыслью, что идея антикапитализма больше не выступает в качестве антитезы капитализму. Вместо этого антикапитализм используется как средство укрепления капитализма. Это делается с помощью современных средств массовой информации, целью которых является обеспечение безопасных средств распространения антикапиталистических идей без фактического вызова системе. Отсутствие последовательных альтернатив, представленных через призму капиталистического реализма, приводит к тому, что многие антикапиталистические движения перестают ставить своей целью конец капитализма, а вместо этого стремятся смягчить его худшие последствия, часто посредством деятельности, основанной на индивидуальном потреблении, такой как « Красный продукт» . [3]
Что касается общественных взглядов на капитализм, Фишер ввел термин «рефлексивная импотенция», который описывает феномен, когда люди признают ошибочную природу капитализма, но верят, что нет средств для осуществления изменений. По словам Фишера, такое бездействие приводит к самоисполняющемуся пророчеству , а также отрицательно сказывается на их психическом здоровье. [3]
Фишер отмечает широко распространенное стремление населения к созданию публичной сферы , действующей за пределами государства и свободной от нежелательных «дополнений капитала». [9] Однако он утверждает, что только государство способно поддерживать общественную деятельность против капиталистического стремления к массовой приватизации. Популярная неолиберальная мысль поддерживает разрушение общественной сферы в пользу приватизации государственных учреждений, таких как образование и здравоохранение, исходя из предположения, что рынок лучше всего служит общественным потребностям. В этом ключе Фишер также выдвигает идею « онтологии бизнеса », которая представляет собой капиталистическую идеологию, в которой цели и задачи понимаются исключительно в терминах бизнеса. [10] Далее он постулирует, что в случае единообразно ориентированных на бизнес социальных условий для общества нет места, и его единственный шанс на выживание - это уничтожение бизнес-структуры в сфере государственных услуг, добавляя, что «если бизнес не может управляться как предприятиям, зачем государственным службам?» [10] Таким образом, частой темой сочинений Фишера является будущее публичной сферы перед лицом неолиберальной онтологии бизнеса и то, как оно могло бы выглядеть в отсутствие централизованной государственной промышленности. [9] [10]
Реализм
[ редактировать ]Аспект «реализма» капиталистического реализма и его вдохновителя — социалистического реализма — основан на Жака Лакана различении между Реальным и «реальностью», например, капиталистический реализм, который представляет собой идеологически обоснованное понимание мира, отвергающее факты, лежащие снаружи. их интерпретаций. Фишер утверждает, что обращение к Реальному, подавляемое капиталистическим реализмом, может начать деконструировать распространенность идеологии. Фишер указывает на такие области, как изменение климата, психическое здоровье и бюрократия, которые можно выделить, чтобы показать слабости и пробелы в капиталистическом реализме. [11]
Прием
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в расширении . Вы можете помочь, добавив к нему . ( сентябрь 2023 г. ) |
Житель Нью-Йорка отметил, что капиталистический реализм стал «фаворитом культа» из-за «неустанной энергии» Фишера и его «воодушевляющего призыва к оружию». [12]
После работы Фишера другие критические теоретики в академических кругах и политической блогосфере использовали капиталистический реализм в качестве теоретической основы. [13] [14]
См. также
[ редактировать ]- Профессиональное выгорание
- Социалистический коллектив пациентов , западногерманский марксистский коллектив с девизом «Преврати болезнь в оружие».
- Капитализм и шизофрения
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Фишер, Марк (2010). Капиталистический реализм: нет ли альтернативы? . Винчестер, Великобритания: Zero Books . стр. 2 . ISBN 9781846943171 .
- ^ Рейнольдс, Саймон (18 января 2017 г.). «К-панк-блоги Марка Фишера были обязательными для прочтения на протяжении целого поколения» . Хранитель . Проверено 19 января 2017 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Марк, Фишер (2010). Капиталистический реализм: нет ли альтернативы? . Ноль книг. ISBN 9781846943171 . OCLC 699737863 .
- ^ Марк Фишер, Капиталистический реализм: нет ли альтернативы? (Винчестер, Великобритания; Вашингтон [округ Колумбия]: Ноль, 2009 г.).
- ^ Фишер, Марк (5 января 2014 г.). «Выход за пределы земли» . к-панк . Проверено 2 марта 2017 г.
- ^ Jump up to: а б Шонквилер, Элисон; Ла Берж, Ли Клэр (2014). Читая капиталистический реализм . Университет Айовы Пресс. ISBN 9781609382346 . OCLC 863196248 .
- ^ Jump up to: а б «Марк Фишер: «Кризисы капитализма сами по себе не сделают мир лучше» » . Журнал «Перемирие» . 30 сентября 2010 г. Проверено 2 марта 2017 г.
- ^ Jump up to: а б Капиталистический реализм: интервью с Марком Фишером . Проверено 2 марта 2017 г. - через archive.org.
- ^ Jump up to: а б «The Quietus | Особенности | Фолиант на полигоне | «Мы должны изобрести будущее»: невидимое интервью с Марком Фишером» . Квиетус . Проверено 2 марта 2017 г.
- ^ Jump up to: а б с капитализм, Мэтью Фуллер Темы; экология (январь 1970 г.). «Под сомнение капиталистический реализм: интервью с Марком Фишером | MR Online» . Проверено 2 марта 2017 г.
- ^ Фишер, Марк (5 мая 2015 г.). «Коммунистический реализм» . к-панк . Проверено 2 марта 2017 г.
- ^ Сюй, Хуа (11 декабря 2018 г.). «К-панк» Марка Фишера и будущее, которого так и не наступило . Житель Нью-Йорка . ISSN 0028-792X . Проверено 15 октября 2023 г.
- ^ Заметно Фишер, Марк; Гилберт, Джереми (зима 2013 г.). «Капиталистический реализм и неолиберальная гегемония: диалог». Новые формирования (80–81): 89–101. дои : 10.3898/neWF.80/81.05.2013 . S2CID 142588084 . ; Чтение капиталистического реализма , изд. Элисон Шонквилер и Ли Клэр Ла Берж (Айова-Сити: University of Iowa Press, 2014).
- ^ «Капиталистический реализм | Стив Гросси» . www.stevegrossi.com . 28 апреля 2011 года . Проверено 3 марта 2017 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Баун, Алфи (12 апреля 2017 г.). «Открытие капиталистического реализма» . ЛСЭ .