Марксистская этика
Часть серии о |
марксизм |
---|
Марксистская этика — это доктрина морали и этики , основанная на марксистской философии или вытекающая из нее . Маркс не писал напрямую об этических проблемах, и последующие марксисты часто изображали его как описательного философа, а не моралиста . [1] Несмотря на это, многие теоретики марксизма стремились разработать часто противоречивые системы нормативной этики, основанные на принципах исторического и диалектического материализма и анализе Маркса капиталистического способа производства .
По школе мысли
[ редактировать ]Марксизм-ленинизм
[ редактировать ]Официальная советская трактовка сочинений Маркса гласит, что мораль, как и другие формы идеологии , носит классовый характер и проявляется в поведении людей по-разному в разных исторических условиях в соответствии с интересами того, какие классы или социальные слои занимает человек. [2] : 47
Основными методологическими принципами марксистско-ленинской этики являются материализм и диалектика . Марксистско-ленинская этика материалистична: господствующие в обществе идеалы, нормы и добродетели трактуются как отражение реально существующих межличностных (ценностных) отношений, выражение интересов и потребностей социальных групп и классов. Мораль не сводится к этической идеологии, изолирующей себя от мира и претендующей на абсолютную ценность. Марксистская этика описывает мораль как свойство поведения человека, обусловленное социальным и историческим существованием, как те моральные ценности, которые объединяют (или разъединяют) живых индивидов.
Марксистско-ленинская этика диалектична: она утверждает, что, как и мораль в целом, каждое ее проявление, каждая норма и добродетель находятся в постоянном движении, возникая, развиваясь, исчезая, переходя из одного качественного состояния в другое. Вырванная из конкретного исторического процесса мораль вообще просто не существует. Каждый тип морали социально и исторически обусловлен — это основное положение марксистской этики. Объективное ядро морали выражает характер определенных общественных отношений — отношений собственности на средства производства , взаимодействия различных классов и социальных групп, форм распределения и обмена. Отсюда следует, что мораль имеет классовое содержание. Если характер общественных связей определяет сущность морали (а в классовом обществе эти связи проявляются прежде всего в отношениях между классами), то отражающая их мораль имеет классовую печать.
Любая концепция прав человека для марксистов-ленинцев рассматривается как концептуальные конструкции, предоставленные личности возникающей идеологией коллектива. В результате отношение советского государства к правам человека сильно отличалось от представлений, преобладающих на Западе . Государство считалось источником прав человека , условно предоставленных личности, тогда как западное право утверждало обратное. [3] Таким образом, советская правовая система рассматривала право как инструмент политики, а суды как органы власти. [4] широкие внесудебные полномочия были предоставлены Советским органам тайной полиции практически не было , и на практике разделения властей .
Троцкизм
[ редактировать ]Средство может быть оправдано только своей целью. Но цель, в свою очередь, должна быть оправдана. С марксистской точки зрения, выражающей исторические интересы пролетариата, цель оправдана, если она ведет к усилению власти человека над природой, к отмене власти человека над человеком.
— Сочинения Троцкого о «Диалектической взаимосвязи целей и средств». [5]
В 1938 году Троцкий написал «Их мораль и наша» , которая состояла из этической полемики в ответ на критику его действий в отношении Кронштадтского восстания и более широкие вопросы, поставленные вокруг предполагаемых « аморальных » методов большевиков. Критики считали, что эти методы, похоже, подражают иезуитской максиме о том, что « цель оправдывает средства ». Троцкий утверждал, что марксизм положил в основу морали продукт общества, служащий социальным интересам, а не «вечные моральные истины», провозглашаемые институциональными религиями. [6] С другой стороны, он считал фарсом утверждение, что цель может оправдать любые преступные средства, и считал это искаженным представлением иезуитской максимы. Вместо этого Троцкий считал, что средства и цели часто «меняются местами», например, когда демократию рабочий класс ищет как инструмент для реализации социализма. Он также считал, что революция выводится из законов развития и прежде всего из классовой борьбы , но это не означало, что все средства допустимы. [7]
Марксистский гуманизм
[ редактировать ]Напротив, приверженцы марксистского гуманизма считают марксизм нормативной философией, основанной на моральных чувствах светского гуманизма . Они отвергают позитивистскую интерпретацию марксизма как объективной социальной науки и вместо этого рассматривают его как идеологический продукт классовых интересов сам по себе с мотивированной целью человеческого освобождения и примирения с отчуждением . Марксистские гуманисты черпают многие философские основы, которые они используют для ориентации отношения человеческого субъекта к истории, из « Экономических и философских рукописей 1844 года» , которые не были опубликованы до 1932 года, то есть намного позже канонизации работ Маркса советскими властями. Эти тексты представляют собой критику капитализма на основе его свойств, отличающих статическое представление о человеческой сущности . Многие гуманисты также подчеркивают учение Маркса о единстве теории и практики и, следовательно, отвергают механистический детерминизм советского марксизма, предоставляющего пространство человеческой деятельности в развитии истории, и рассматривают социалистическую революцию как «осуществление философии ». Для марксистских гуманистов Маркс формулирует концепцию видового бытия (Gattungswesen), согласно которой сущностная природа человека есть природа свободного производителя, занимающегося трудом для воспроизводства собственных условий жизни. В экономических устройствах свобода личности сдерживается наемным трудом и выхолащиванием производственных отношений , которые можно преодолеть только путем участия в классовой борьбе и, в конечном итоге, в революции . Для гуманистов история — это процесс, посредством которого человек приобретает все больший контроль над миром. Таким образом, в бесклассовом обществе этика теряет свою классовую природу, а широкие интересы становятся едиными среди всех людей, создавая, таким образом, идеологически однородную систему. этики, которая способствует максимизации человеческого процветания посредством принципа взаимности , а также нематериальной цели материального освобождения.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ "Этика - Маркс | Британника" . www.britanica.com . Проверено 2 июня 2022 г.
- ^ «Что есть что? Краткий словарь социальных и политических терминов». Перевод с русского Маргарет Уэбли. Составила София Холод. Москва: Прогресс , 1988, ISBN 5-01-000448-8 .
- ^ Ламбелет, Дориан. «Противоречие между советской и американской доктриной прав человека: примирение через перестройку и прагматизм». 7 Журнал международного права Бостонского университета . 1989. стр. 61–62.
- ^ Ричард Пайпс Россия при большевистском режиме , Винтажные книги, Random House Inc., Нью-Йорк, 1995, ISBN 0-394-50242-6 , страницы 402–403.
- ^ Кней-Пас, Барух (1978). Общественно-политическая мысль Льва Троцкого . Оксфорд [Англия]: Clarendon Press. п. 559. ИСБН 978-0-19-827233-5 .
- ^ Кней-Пас, Барух (1978). Общественно-политическая мысль Льва Троцкого . Оксфорд [Англия]: Clarendon Press. стр. 556–560. ISBN 978-0-19-827233-5 .
- ^ Кней-Пас, Барух (1978). Общественно-политическая мысль Льва Троцкого . Оксфорд [Англия]: Clarendon Press. стр. 556–560. ISBN 978-0-19-827233-5 .
Библиография
[ редактировать ]- Говард Селсам . Социализм и этика . Нью-Йорк: Международные издательства . 1943 год.
- Говард Селсам . Этика и прогресс: новые ценности в революционном мире . Нью-Йорк: Международные издательства. 1965.
- Этика . Эд. А.И. Титаренко. Перевод с русского Натальи Бельской. Москва: Прогресс , 1989, ISBN 5-01-001098-4 .
- Галина Кириленко и Лидия Коршунова. Что такое личность? Москва: Издательство «Прогресс» . 1989.
- Словарь этики . Москва: Издательство Прогресс. 1990.