Диалектический и исторический материализм
Часть серии о |
Марксизм–ленинизм |
---|
![]() |
Dialectical and Historical Materialism ( Russian : О диалектическом и историческом материализме ), by Joseph Stalin , is a central text within the Soviet Union 's political theory Marxism–Leninism .
Работа впервые появилась как глава в « Краткой истории Коммунистической партии Советского Союза», которая во многом опиралась на философские труды Георга Вильгельма Фридриха Гегеля , Карла Маркса , Фридриха Энгельса и Владимира Ленина . [1] В нем изложена большевистской партии официальная доктрина о диалектическом материализме и историческом материализме .
Фон
[ редактировать ]Эта глава была написана секретарями Сталина под его личным руководством во время консолидации власти в партии путем чистки членов партии и осуществления структурных изменений путем принятия новой конституции в 1936 году. [2] После этих мер Сталин решил разработать новую историю большевистской партии, соответствующую повествованию о Московском процессе , чтобы еще больше консолидировать и легитимизировать свой режим. [3] В то время как другие главы « Краткой истории Коммунистической партии Советского Союза» были написаны комитетом под руководством Сталина, Антон Доносо утверждает, что абсолютно необходимо, чтобы Сталин сам написал главу о диалектическом и историческом материализме, поскольку «это были самой опасной частью истории, когда ее доверили подчиненному». [4]
Вклад Сталина в марксистскую философию до появления этой главы был скудным. Его предыдущими известными работами были «Анархизм или социализм?». в 1906/7 году, а также его более популярный «Марксизм и национальный вопрос» , также известный как «Национальный вопрос и социал-демократия» в 1913 году. [5] После смерти Ленина Сталин также читал лекции по ленинизму в 1924 году, которые затем развились в работу «Основы ленинизма» . [6]
В 1929 году Сталин впервые занялся интерпретацией диалектического материализма, когда, по словам Доносо, он в своей речи пожаловался, что теоретики «не поспевают за практическим развитием марксизма в Советском Союзе» и «обвинил философов в целом в затягивают борьбу на два фронта против правого и левого уклонов». [7] В 1931 году Сталину удалось заставить ЦК осудить различные интерпретации марксистской философии, что стало решающим поворотным моментом в советской философии и, таким образом, устранило любую оппозицию официальной линии партии. [8] Кроме того, в конституцию 1936 года была включена критика философии как устаревшей, абстрактной и слишком «загрязненной» цитатами «уклонистов», таких как Троцкий . [9]
Краткое содержание
[ редактировать ]Сочинения Сталина систематически изложены и разделены на три части: [10]
Часть I: Очерк марксистского диалектического метода в отличие от метафизики
[ редактировать ]а) Природа – единое целое.
б) Природа находится в вечном движении.
в) Естественные количественные изменения приводят к качественным изменениям.
г) Природные явления в своей борьбе обладают внутренними противоречиями, ведущими к революционным, а не реформистским изменениям. Он связывает это с капитализмом, заявляя, что «переход от капитализма к социализму и освобождение рабочего класса от ига капитализма не могут быть осуществлены медленными изменениями, реформами, а только качественным изменением капиталистической системы, революцией». ". [10]
Часть II: Очерк марксистского философского материализма в отличие от идеализма
[ редактировать ]а) Мир материалистичен по своей природе.
б) Бытие — это объективная реальность, потому что оно материально, поэтому мышление — это отражение материи, возвращающее идеи в бытие.
в) Мир и его законы познаваемы, поскольку их можно исследовать на практике, бросая вызов Канта идее о «вещах в себе». Поэтому Сталин утверждает, что существуют законы общественного развития и что социализм — это наука.
Часть III: Исторический материализм
[ редактировать ]а) В этом разделе он спрашивает, что является «главной определяющей силой» в обществе? Это способ производства материальных благ, а не географическая среда или рост населения. По его словам, «эта сила, утверждает исторический материализм, есть способ добывания средств жизни, необходимых для человеческого существования, способ производства материальных ценностей — продуктов питания, одежды, обуви, домов, топлива, орудий производства и т. д. – которые необходимы для жизни и развития общества». Он называет также два аспекта производства, которыми являются орудия производства и «отношения людей друг к другу в процессе производства, человеческие производственные отношения ». [10]
б) Первая особенность производства: «оно никогда не остается надолго в одной точке и всегда находится в состоянии изменения и развития и что, кроме того, изменения способа производства неизбежно вызывают изменения во всем общественном строе». , социальные идеи, политические взгляды и политические институты — они вызывают реконструкцию всего социального и политического порядка». Таким образом, партия пролетариата должна изучить законы развития производства, чтобы «исходить прежде всего из законов развития производства, из законов экономического развития общества». [10]
в) Во второй особенности производства Сталин утверждает, что «его изменения и развитие всегда начинаются с изменения и развития производительных сил, и в первую очередь с изменения и развития орудий производства» и намечает этапы производства. истории, которые являются первобытным коммунизмом , рабством , феодализмом , капитализмом и социализмом . Кроме того, капиталистические производственные отношения перестают соответствовать состоянию производительных сил общества, создавая непримиримые противоречия. [10]
г) Третья особенность производства: «возникновение новых производительных сил и соответствующих им производственных отношений происходит не отдельно от старого строя, после исчезновения старого строя, а внутри старого строя; место не в результате сознательной и сознательной деятельности человека, а стихийно, бессознательно, независимо от воли человека». Однако этот стихийный процесс развития не означает, что переход от старых отношений к новым отношениям произойдет плавно. Скорее, утверждает Сталин, это приведет к революции. [10]
Реакция и критика
[ редактировать ]После публикации его хвалили в Советском Союзе за то, что он поднял диалектический материализм на «новый и более высокий уровень» и считали «одной из вершин марксистско-ленинской мысли». [4] Его также хвалили за ясность и доступность, и его называли «первым точным и доктринально надежным трудом в этой области». [3] Репутация Сталина также росла, поскольку его считали лидером и философом. [11] Однако больше его хвалили за то, что он вообще что-либо написал по диалектическому и историческому материализму, так как до этой работы не было полного изложения этих философских понятий. [12]
Хотя некоторые считают, что Сталин не добавил какой-либо оригинальной мысли к концепциям диалектического или исторического материализма, Доносо утверждал, что Сталин внес некоторые новшества, значительно отходя от оригинальных марксистских взглядов. [13] Этими тремя примерами являются его «больший акцент, который он придает «обратному» влиянию надстройки», тем самым подчеркивая важность партии, его «разработку законов развития в социалистическом бесклассовом обществе» и «огромное внимание, которое он придавал на «национальном» факторе». [13] Однако Э. Ван Ри оспаривает это, утверждая, что они были скопированы или находились под влиянием Георгия Плеханова . [14] Было также отмечено, что Сталин не включил предыдущий закон диалектического материализма, «отрицание отрицания», и что он переформулировал закон качественного изменения в количественное. [15]
По словам философа-марксиста Хелены Шихан , книга была представлена как ясная и краткая для масс, но оказала «сильно отупляющее влияние на философское творчество». [16] Она уточнила, что философское наследие Сталина почти повсеместно оценивается негативно, причем большинство советских источников считают, что его влияние отрицательно повлияло на творческое развитие советской философии. [17] Шиэн обсудил пробелы в своих взглядах на диалектику и отметил, что большинство советских философов отвергли его характеристику . философии Гегеля [18]
См. также
[ редактировать ]- Идеология Коммунистической партии Советского Союза
- Ай Сыки Диалектический материализм и исторический материализм
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Немецкий (1949) , стр. 381–382.
- ^ Немецкий (1949) , стр. 380–381.
- ^ Jump up to: а б Немецкий (1949) , с. 382.
- ^ Jump up to: а б Доносо (1965) , с. 276.
- ^ Доносо (1965) , с. 272.
- ^ Доносо (1965) , с. 273.
- ^ Доносо (1965) , стр. 273–274.
- ^ Доносо (1965) , с. 274.
- ^ Доносо (1965) , с. 275.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Сталин (1938) .
- ^ Немецкий (1949) , стр. 382–383.
- ^ Доносо (1965) , с. 282.
- ^ Jump up to: а б Доносо (1965) , с. 283.
- ^ Ван Ри (2000) , с. 296.
- ^ Ван Ри (2000) , с. 260.
- ^ Шихан, Хелена (23 января 2018 г.). Марксизм и философия науки: критическая история . Книги Версо. п. 229. ИСБН 978-1-78663-428-3 .
- ^ Шихан, Хелена (23 января 2018 г.). Марксизм и философия науки: критическая история . Книги Версо. п. 230. ИСБН 978-1-78663-428-3 .
- ^ Шихан, Хелена (23 января 2018 г.). Марксизм и философия науки: критическая история . Книги Версо. п. 230. ИСБН 978-1-78663-428-3 .
Библиография
[ редактировать ]- Дойчер, Исаак (1949). Сталин: Политическая биография . Лондон: Издательство Оксфордского университета.
- Доносо, А. (1965). «Вклад Сталина в советскую философию». Международный философский ежеквартальный журнал . 5 (2): 267–303. дои : 10.5840/ipq19655239 .
- Сталин, Я. (1938). «Диалектический и исторический материализм» . Марксисты.орг .
- Ван Ри, Э. (2000). «Сталин как философ-марксист» . Исследования восточноевропейской мысли . 52 (4): 259–308. дои : 10.1023/а:1008778427629 . S2CID 189779727 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Диалектический и исторический материализм на сайте marxists.org.