Jump to content

Диалектический и исторический материализм

Dialectical and Historical Materialism ( Russian : О диалектическом и историческом материализме ), by Joseph Stalin , is a central text within the Soviet Union 's political theory Marxism–Leninism .

Работа впервые появилась как глава в « Краткой истории Коммунистической партии Советского Союза», которая во многом опиралась на философские труды Георга Вильгельма Фридриха Гегеля , Карла Маркса , Фридриха Энгельса и Владимира Ленина . [1] В нем изложена большевистской партии официальная доктрина о диалектическом материализме и историческом материализме .

Эта глава была написана секретарями Сталина под его личным руководством во время консолидации власти в партии путем чистки членов партии и осуществления структурных изменений путем принятия новой конституции в 1936 году. [2] После этих мер Сталин решил разработать новую историю большевистской партии, соответствующую повествованию о Московском процессе , чтобы еще больше консолидировать и легитимизировать свой режим. [3] В то время как другие главы « Краткой истории Коммунистической партии Советского Союза» были написаны комитетом под руководством Сталина, Антон Доносо утверждает, что абсолютно необходимо, чтобы Сталин сам написал главу о диалектическом и историческом материализме, поскольку «это были самой опасной частью истории, когда ее доверили подчиненному». [4]

Вклад Сталина в марксистскую философию до появления этой главы был скудным. Его предыдущими известными работами были «Анархизм или социализм?». в 1906/7 году, а также его более популярный «Марксизм и национальный вопрос» , также известный как «Национальный вопрос и социал-демократия» в 1913 году. [5] После смерти Ленина Сталин также читал лекции по ленинизму в 1924 году, которые затем развились в работу «Основы ленинизма» . [6]

В 1929 году Сталин впервые занялся интерпретацией диалектического материализма, когда, по словам Доносо, он в своей речи пожаловался, что теоретики «не поспевают за практическим развитием марксизма в Советском Союзе» и «обвинил философов в целом в затягивают борьбу на два фронта против правого и левого уклонов». [7] В 1931 году Сталину удалось заставить ЦК осудить различные интерпретации марксистской философии, что стало решающим поворотным моментом в советской философии и, таким образом, устранило любую оппозицию официальной линии партии. [8] Кроме того, в конституцию 1936 года была включена критика философии как устаревшей, абстрактной и слишком «загрязненной» цитатами «уклонистов», таких как Троцкий . [9]

Краткое содержание

[ редактировать ]

Сочинения Сталина систематически изложены и разделены на три части: [10]

Часть I: Очерк марксистского диалектического метода в отличие от метафизики

[ редактировать ]

а) Природа – единое целое.

б) Природа находится в вечном движении.

в) Естественные количественные изменения приводят к качественным изменениям.

г) Природные явления в своей борьбе обладают внутренними противоречиями, ведущими к революционным, а не реформистским изменениям. Он связывает это с капитализмом, заявляя, что «переход от капитализма к социализму и освобождение рабочего класса от ига капитализма не могут быть осуществлены медленными изменениями, реформами, а только качественным изменением капиталистической системы, революцией». ". [10]

Часть II: Очерк марксистского философского материализма в отличие от идеализма

[ редактировать ]

а) Мир материалистичен по своей природе.

б) Бытие — это объективная реальность, потому что оно материально, поэтому мышление — это отражение материи, возвращающее идеи в бытие.

в) Мир и его законы познаваемы, поскольку их можно исследовать на практике, бросая вызов Канта идее о «вещах в себе». Поэтому Сталин утверждает, что существуют законы общественного развития и что социализм — это наука.

Часть III: Исторический материализм

[ редактировать ]

а) В этом разделе он спрашивает, что является «главной определяющей силой» в обществе? Это способ производства материальных благ, а не географическая среда или рост населения. По его словам, «эта сила, утверждает исторический материализм, есть способ добывания средств жизни, необходимых для человеческого существования, способ производства материальных ценностей — продуктов питания, одежды, обуви, домов, топлива, орудий производства и т. д. – которые необходимы для жизни и развития общества». Он называет также два аспекта производства, которыми являются орудия производства и «отношения людей друг к другу в процессе производства, человеческие производственные отношения ». [10]

б) Первая особенность производства: «оно никогда не остается надолго в одной точке и всегда находится в состоянии изменения и развития и что, кроме того, изменения способа производства неизбежно вызывают изменения во всем общественном строе». , социальные идеи, политические взгляды и политические институты — они вызывают реконструкцию всего социального и политического порядка». Таким образом, партия пролетариата должна изучить законы развития производства, чтобы «исходить прежде всего из законов развития производства, из законов экономического развития общества». [10]

в) Во второй особенности производства Сталин утверждает, что «его изменения и развитие всегда начинаются с изменения и развития производительных сил, и в первую очередь с изменения и развития орудий производства» и намечает этапы производства. истории, которые являются первобытным коммунизмом , рабством , феодализмом , капитализмом и социализмом . Кроме того, капиталистические производственные отношения перестают соответствовать состоянию производительных сил общества, создавая непримиримые противоречия. [10]

г) Третья особенность производства: «возникновение новых производительных сил и соответствующих им производственных отношений происходит не отдельно от старого строя, после исчезновения старого строя, а внутри старого строя; место не в результате сознательной и сознательной деятельности человека, а стихийно, бессознательно, независимо от воли человека». Однако этот стихийный процесс развития не означает, что переход от старых отношений к новым отношениям произойдет плавно. Скорее, утверждает Сталин, это приведет к революции. [10]

Реакция и критика

[ редактировать ]

После публикации его хвалили в Советском Союзе за то, что он поднял диалектический материализм на «новый и более высокий уровень» и считали «одной из вершин марксистско-ленинской мысли». [4] Его также хвалили за ясность и доступность, и его называли «первым точным и доктринально надежным трудом в этой области». [3] Репутация Сталина также росла, поскольку его считали лидером и философом. [11] Однако больше его хвалили за то, что он вообще что-либо написал по диалектическому и историческому материализму, так как до этой работы не было полного изложения этих философских понятий. [12]

Хотя некоторые считают, что Сталин не добавил какой-либо оригинальной мысли к концепциям диалектического или исторического материализма, Доносо утверждал, что Сталин внес некоторые новшества, значительно отходя от оригинальных марксистских взглядов. [13] Этими тремя примерами являются его «больший акцент, который он придает «обратному» влиянию надстройки», тем самым подчеркивая важность партии, его «разработку законов развития в социалистическом бесклассовом обществе» и «огромное внимание, которое он придавал на «национальном» факторе». [13] Однако Э. Ван Ри оспаривает это, утверждая, что они были скопированы или находились под влиянием Георгия Плеханова . [14] Было также отмечено, что Сталин не включил предыдущий закон диалектического материализма, «отрицание отрицания», и что он переформулировал закон качественного изменения в количественное. [15]

По словам философа-марксиста Хелены Шихан , книга была представлена ​​​​как ясная и краткая для масс, но оказала «сильно отупляющее влияние на философское творчество». [16] Она уточнила, что философское наследие Сталина почти повсеместно оценивается негативно, причем большинство советских источников считают, что его влияние отрицательно повлияло на творческое развитие советской философии. [17] Шиэн обсудил пробелы в своих взглядах на диалектику и отметил, что большинство советских философов отвергли его характеристику . философии Гегеля [18]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Немецкий (1949) , стр. 381–382.
  2. ^ Немецкий (1949) , стр. 380–381.
  3. ^ Jump up to: а б Немецкий (1949) , с. 382.
  4. ^ Jump up to: а б Доносо (1965) , с. 276.
  5. ^ Доносо (1965) , с. 272.
  6. ^ Доносо (1965) , с. 273.
  7. ^ Доносо (1965) , стр. 273–274.
  8. ^ Доносо (1965) , с. 274.
  9. ^ Доносо (1965) , с. 275.
  10. ^ Jump up to: а б с д и ж Сталин (1938) .
  11. ^ Немецкий (1949) , стр. 382–383.
  12. ^ Доносо (1965) , с. 282.
  13. ^ Jump up to: а б Доносо (1965) , с. 283.
  14. ^ Ван Ри (2000) , с. 296.
  15. ^ Ван Ри (2000) , с. 260.
  16. ^ Шихан, Хелена (23 января 2018 г.). Марксизм и философия науки: критическая история . Книги Версо. п. 229. ИСБН  978-1-78663-428-3 .
  17. ^ Шихан, Хелена (23 января 2018 г.). Марксизм и философия науки: критическая история . Книги Версо. п. 230. ИСБН  978-1-78663-428-3 .
  18. ^ Шихан, Хелена (23 января 2018 г.). Марксизм и философия науки: критическая история . Книги Версо. п. 230. ИСБН  978-1-78663-428-3 .

Библиография

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: f4b14c292c011a329155dee7638b3ee7__1722054720
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/f4/e7/f4b14c292c011a329155dee7638b3ee7.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Dialectical and Historical Materialism - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)