От каждого по способностям, каждому по потребностям
Часть серии о |
марксизм |
---|
« От каждого по способностям, каждому по — в » потребностям лозунг , популяризированный Карлом Марксом его «Критике Готской программы» 1875 года . [1] [2] Этот принцип относится к свободному доступу и распределению товаров, капитала и услуг. [3] С марксистской точки зрения , такое устройство станет возможным благодаря изобилию товаров и услуг, которые развитая коммунистическая система сможет производить ; идея состоит в том, что при полном развитии социализма и освобождении производительных сил их будет достаточно, чтобы удовлетворить потребности каждого. [4] [5]
Происхождение фразы
[ редактировать ]Полный параграф, содержащий изложение Марксом своего кредо в «Критике Готской программы», выглядит следующим образом:
На более высокой фазе коммунистического общества, после того как исчезло кабальное подчинение личности разделению труда, а вместе с тем и антитеза между умственным и физическим трудом; после того, как труд стал не только средством жизни, но и первой потребностью жизни; после того, как вместе с всесторонним развитием личности увеличились и производительные силы, и все источники кооперативного богатства потекут более обильно, — только тогда можно будет полностью пересечь узкий горизонт буржуазного права и общество начертает на своих знаменах : От каждого по способностям, каждому по потребностям! [6]
Хотя Маркс широко считается автором этой фразы, этот лозунг был распространен в социалистическом движении. Происхождение этой формулировки также приписывают французскому утописту Этьену-Габриэлю Морелли . [7] [8] который предложил в своем Кодексе природы 1755 года «Священные и фундаментальные законы, которые вырвут корни порока и всех зол общества», в том числе: [9]
I. Ничто в обществе не будет принадлежать никому ни в качестве личной собственности, ни в качестве капитального блага, за исключением вещей, которые человек имеет непосредственное использование для своих нужд, удовольствий или своей повседневной работы.
II. Каждый гражданин будет общественным деятелем, поддерживаемым и поддерживаемым за государственный счет.
III. Каждый гражданин будет вносить свой особый вклад в деятельность общества в соответствии со своими способностями, талантом и возрастом; именно на этой основе и будут определяться его обязанности в соответствии с распределительными законами.
Подобную фразу можно найти в Гилфордском завете 1639 года:
Мы, чьи имена здесь подписаны, намереваемся с милостивого разрешения Бога обосноваться в Новой Англии и, если возможно, в южной части Квиннипиака, честно обещаем каждому за себя, свои семьи и тех, кто принадлежит нам, что мы, с помощью Господа, сядем и объединимся на одной плантации и будем помогать друг другу в любом общем деле, по способностям каждого человека и по мере необходимости, и обещаем не оставлять и не оставлять покинуть друг друга или плантацию, но с согласия остальных или большей части общества, вступивших в это обязательство. [10]
Некоторые ученые связывают эту фразу с Новым Заветом. [11] [12] В Деяниях Апостолов образ жизни общины верующих в Иерусалиме описывается как общинный (без индивидуального владения) и употребляется фраза « каждому человеку раздавалось по мере его нужды » ( διεδίδετο δὲ ἑκάστῳ καθότι ἄν τις χρείαν εἶχεν ):
Деяния 4:32–35: ³² У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто из имеющих должное из того, что имел, не говорил, что он принадлежит ему; но все у них было общее. ³³ И с великой силой дал Апостолам свидетельство о воскресении Господа Иисуса: и великая благодать была на всех них. 3⁴ И не было среди них ни одного нуждающегося: ибо все, кто владел землями и домами, продавали их и приносили цену за продаваемые вещи, 3⁵ и клали к ногам Апостолов, и производилась раздача каждый человек по мере своей нужды.
Другие ученые находят его истоки в «римской правовой концепции обязательства in Solidum». [13] в котором «каждый берет на себя ответственность за любого, кто не может выплатить свой долг, и, наоборот, несет ответственность за всех остальных». [14] Джеймс Фернер утверждает: [13]
Если x = недостаток, а y = действие по устранению этого недостатка, принцип солидарности таков: если какой-либо член группы приобретает x , каждый член обязан выполнить y (если он может помочь). Все, что нам тогда нужно добавить, чтобы добраться до основного принципа развитого коммунизма, — это предположить, что неудовлетворение потребности является недостатком. Соответствующий принцип солидарности в отношении потребностей гласит: если у какого-либо члена общества имеется неудовлетворенная потребность, каждый член обязан произвести свой предмет (если может). А ведь именно в этом и заключается принцип «от каждого по способностям, каждому по потребностям!» диктует. По мнению Маркса, основным принципом развитого коммунизма является принцип солидарности в отношении потребностей.
Споры об идее
[ редактировать ]Маркс очертил конкретные условия, при которых такое кредо было бы применимо: общество, в котором технология и социальная организация существенно устранили потребность в физическом труде при производстве вещей, где «труд стал не только средством жизни, но и главной жизненной потребностью». ". [15] Маркс объяснил свою веру в то, что в таком обществе каждый человек будет мотивирован работать на благо общества, несмотря на отсутствие социального механизма, принуждающего его к труду, потому что работа стала бы приятной и творческой деятельностью. Маркс намеревался в первой части своего лозунга «от каждого по способностям» предположить, что не просто каждый человек должен работать изо всех сил, но и что каждый человек должен наилучшим образом развивать свои особые таланты. [16] [17]
Утверждая, что они находятся на «низшей стадии коммунизма» (т.е. «социализма», по терминологии Владимира Ленина ), [18] Советский Союз адаптировал формулу так: «От каждого по способностям, каждому по труду (вложению труда)». [19] Это было включено в статью 12 Конституции Советского Союза 1936 года , но описано Львом Троцким как «внутренне противоречивая, если не сказать бессмысленная, формула». [20]
Еще в 1900 году Фредерик Чарльз Хикс раскритиковал концепцию «в соответствии со своими потребностями» следующим образом. С этим принципом проблем нет, пока всего хватает на всех. Но это не так и, вероятно, никогда не будет, потому что «потребности человека всегда имеют тенденцию превосходить его способность их удовлетворить... [Поэтому] необходимо будет иметь орган для определения относительных объемов человеческих потребностей». Что в конечном итоге приведет к «абсолютизму и рабству». [21]
В популярной культуре
[ редактировать ]В Айн Рэнд прокапиталистическом романе 1957 года «Атлант расправил плечи» крупная и прибыльная автомобильная компания использовала этот лозунг в качестве метода определения вознаграждения работникам. Система быстро стала жертвой коррупции и жадности, заставляя наиболее способных сотрудников работать сверхурочно, чтобы удовлетворить потребности наименее компетентных и переправить деньги владельцам. В результате компания обанкротилась в течение четырех лет.
В романе Маргарет Этвуд 1985 года «Рассказ служанки» члены антиутопического общества повторяли эту фразу трижды в день. [22] Примечательно, что фраза изменена на «От каждого по способностям; каждому по потребностям», что демонстрирует извращение первоначального замысла фразы вымышленным обществом Этвуда.
Отражая настроения Фредерика Хикса, в романе Владимира Войновича 1986 года «Москва 2042» этот лозунг был пародирован в контексте « коммунизма в одном городе ». В Москорепе (Московская коммунистическая республика) Войнович изображает разные уморительные нелепости, связанные с реализацией понятия «потребности». Понятие было введено следующим образом: «Понимаю, — сказал я. — Но кто определяет его потребности? Он сам?» — «Но это была бы метафизика , гегельянство и кантианство !» - воскликнула Пропаганда Парамоновна. Далее главному герою объяснили, что человек недостаточно квалифицирован, чтобы определять свои потребности и этим занимаются специальные комитеты «Пентаграммы».
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Маркс 1875 .
- ^ Фернбах 2010 , с. 347.
- ^ Баски, Дональд Ф. (20 июля 2000 г.). Демократический социализм: глобальный обзор . Прегер. п. 4. ISBN 978-0275968861 .
Коммунизм будет означать свободное распространение товаров и услуг. Тогда господствовал бы коммунистический лозунг «От каждого по способностям, каждому по потребностям» (в отличие от «труда»).
- ^ Шафф 2001 , с. 224.
- ^ Валицкий 1995 , стр. 95.
- ^ Маркс (1875) ; Фернбах (2010) , стр. 347; Шафф (2001) , стр. 224; Валицкий (1995) , стр. 95.
- ^ Гребер, Дэвид (2013). Проект демократии: история, кризис, движение . Нью-Йорк: Шпигель и Грау . стр. 293–294 . ISBN 9780812993561 . OCLC 810859541 .
- ^ Боуи, Норман Э. (1971). На пути к новой теории распределительной справедливости . Издательство Массачусетского университета . п. 82. ИСБН 978-0870230851 .
- ^ Тительман, Грегори, изд. (1996). Словарь Random House популярных пословиц и поговорок . Случайный дом . п. 108. ИСБН 978-0679445548 .
- ^ «Гилфордский завет» . Усадьба Бушнелла .
- ^ Бэрд, Джозеф Артур (1989). Синдром жадности: этическая болезнь американского капитализма . Книги Хэмпшира. п. 32. ISBN 978-1877674020 .
- ^ Берман, Маршалл (2000). Приключения в марксизме . Книги Версо . п. 151. ИСБН 978-1859843093 .
- ^ Jump up to: а б Фернер, Джеймс (2018). Маркс о капитализме: тезис взаимодействия-признания-антиномии . Лейден, Нидерланды: Брилл . п. 113. ИСБН 978-90-04-38480-4 .
- ^ Брунхорст, Хауке (2005). Солидарность: от гражданской дружбы к глобальному юридическому сообществу . МТИ Пресс . п. 2. ISBN 978-0262025829 .
- ^ Маркс, Карл . «Часть 1» . Критика Готской программы – через Интернет-архив марксистов . от Маркс, Карл ; Энгельс, Фридрих . Маркс/Энгельс Избранные произведения . Том. Три. стр. 13–30.
- ^ БЛИШАХМАН, Леонид Соломонович; Шкаратан, Овсей Ирмович (1977). Человек за работой: научно-техническая революция, советский рабочий класс и интеллигенция . Прогресс. п. 155 . Проверено 24 июня 2014 г.
- ^ Джонсон, Хьюлетт (1968). В поисках света: автобиография . Джозеф . Проверено 24 июня 2014 г.
- ^ Пост, Кен; Райт, Фил (1989). Социализм и отсталость . Рутледж . п. 11 . ISBN 978-0-415-01628-5 – через Google Книги .
- ^ Джукс, Джеффри (1973). Советский Союз в Азии . Издательство Калифорнийского университета . п. 225 . ISBN 978-0-520-02393-2 – через Google Книги .
- ^ Троцкий, Леон (1936). «Глава 10 Советский Союз в зеркале новой Конституции (раздел 1)». Преданная революция – через Интернет-архив марксистов .
- ^ Фредерик Чарльз Хикс , Распределение богатства , с. 449
- ^ Этвуд, Маргарет (1985). «Глава двадцатая». Рассказ служанки . п. 135 . ISBN 0-7710-0855-4 .
Библиография
[ редактировать ]- Фернбах, Дэвид, изд. (2010). Маркс: Первый Интернационал и после него . Книги Версо . п. 347.
- Маркс, Карл (1875). «Часть I» . Критика Готской программы . Проверено 15 июля 2008 г. - из Интернет-архива марксистов .
- Шафф, Кори (2001). Философия и проблемы труда: чт . Лэнхэм, Мэриленд: Роуман и Литтлфилд . стр. 224 . ISBN 978-0-7425-0795-1 .
- Валицкий, Анджей (1995). Марксизм и прыжок в царство свободы: взлет и падение коммунистической утопии . Стэнфорд, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета . п. 95. ИСБН 978-0-8047-2384-8 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Каренс, Джозеф (2003). «Интерпретация социалистического принципа распределения» . Социальная философия и политика . 20 (1): 145–77. дои : 10.1017/S0265052503201072 . S2CID 145468454 .
- Коэн, Джорджия (1995). «Собственность, коммунизм и равенство: против марксистских технологических решений». Самопринадлежность, свобода и равенство . Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета . ISBN 978-0-521-47751-2 .
- Гилаберт, Пабло (2015). «Социалистический принцип: «От каждого по способностям, каждому по потребностям » . Журнал социальной философии . 46 (2): 197–225. дои : 10.1111/josp.12096 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Критика Готской программы (включая оригинальное использование этого лозунга Марксом)
- Марксизм и этика
- Встреча с коммунизмом: теории Карла Маркса