Народный дом
Часть серии о |
Социал-демократия |
---|
![]() |
Народный дом ( Шведский: [ˈfɔ̂lkˌhɛmːɛt] , « народный дом ») — политическая концепция, сыгравшая важную роль в истории Шведской социал-демократической партии и шведского государства всеобщего благосостояния . Его также иногда используют для обозначения длительного периода между 1932 и 1976 годами, когда социал-демократы находились у власти (за исключением короткого периода в 1936 году, когда Аксель Перссон-Брамсторп из Фермерской лиги был премьер-министром ), и эта концепция была внедрена в практика, но также служит поэтическим названием шведского государства всеобщего благосостояния. который иногда называют «шведским срединным путем», Фолькхеммет, рассматривался как нечто среднее между капитализмом и социализмом . В основе фолкхемического видения лежит то, что все общество должно быть похоже на семью, в которой каждый вносит свой вклад, но также и где все заботятся друг о друге. Успехи шведских социал-демократов в послевоенный период часто объясняют тем, что партии удалось мотивировать крупные социальные реформы идеей фолькхема и совместной деятельности национальной семьи. [1] [2]
Лидеры социал-демократов Эрнст Вигфорсс , страстный кейнсианец , Густав Мёллер и Пер Альбин Ханссон , социальный корпоративист , считаются главными архитекторами фолкхеммета Карлом , вдохновленные консерватором Рудольфом Челленом и датскими социал-демократами К.В. Брамснесом и Кристианом Штайнке . [3] Позже она была разработана премьер-министрами Таге Эрландером и Улофом Пальме , пока Социал-демократическая партия не потеряла власть в 1976 году. Другим важным сторонником был Ялмар Брантинг , который познакомился с этой концепцией, будучи студентом Уппсальского университета , и впоследствии стал первым Премьер-министр Швеции от социалистов.
История
[ редактировать ]Эта статья является частью серии, посвященной |
Консерватизм в Швеции |
---|
![]() |
Консервативный корпоративизм
[ редактировать ]Считается, что этот термин уходит своими корнями в Рудольфа Челлена видение о корпоративистском обществе, основанном на классовом сотрудничестве в национальных интересах, в значительной степени основанном на немецким движением Verein für Socialpolitik. сопоставлении консервативной стабильности и преемственности с социальными реформами, которые в противном случае ассоциировались бы с с социалистическими партиями, такими как всеобщее здравоохранение и пособия по безработице , а также идеи Британского Фабианского общества и американского прогрессивизма . [4]
Социал-демократия
[ редактировать ]
Пер Альбин Ханссон представил эту концепцию 18 января 1928 года, заявив, что Швеция должна стать больше похожей на «хороший дом», отмеченный равенством и взаимопониманием. Ханссон выступал за то, чтобы традиционное классовое общество было заменено «народным домом» ( фолькхеммет ). В своей знаменитой речи 18 января 1928 года Ханссон выразил взгляд социал-демократов на общество: [5]
Хороший дом не знает привилегированных и несчастных, любимых и нежеланных. Там никто не смотрит сверху вниз на другого. Там никто не пытается получить выгоду за счет других, сильные не угнетают и не грабят слабых. В хорошем доме царит равенство, доброта, сотрудничество, отзывчивость.
После Ханссона ту же политику до конца 1960-х годов продолжал премьер-министр Таге Эрландер . По мнению социал-демократов, народный дом — это демократическое общество всеобщего благосостояния, действующее на принципах общего духа и общности. Для этого, по их словам, необходима социальная политика, такая как всеобщее медицинское страхование, детские пособия, профессиональная пенсионная схема и начальная школа. Политические оппоненты часто не выступали против этих реформ как таковых, но предупреждали об их стоимости и ужесточении налогов. [6]
Эта концепция возникла в то время, когда национализация подвергалась сомнению, и ознаменовала отказ партии от идеи классовой борьбы , концепции, фундаментальной для раннего социал-демократического движения . Вместо этого они адаптировали плановую экономику под то, что позже будет названо функциональным социализмом , где бизнес контролировался посредством регулирования, а не государственной собственности. Тогда правительство также будет иметь больший контроль над человеком, однако в той степени, которая необходима для повышения благосостояния граждан.
Хорошее и легкодоступное образование, даже на более высоком уровне, считалось особенно важным для построения нового общества. В результате Швеция стала одной из первых стран в мире, предложившей бесплатное образование на всех уровнях, включая все государственные университеты, а также несколько новых университетов, основанных в 1960-х годах. Бесплатная всеобщая медицинская помощь предоставлялась государством, как это было принято в 1947–1955 годах, наряду с многочисленными другими социальными услугами.
Влияние Мюрдаля
[ редактировать ]В 1930-е годы социальная инженерия стала важной частью фолкхеммета . Книга Альвы и Гуннара Мюрдала 1934 года «Кризис в вопросе народонаселения» вдохновила на разработку радикальной и прогрессивной политики борьбы с сокращением численности населения. В этот период произошел ряд изменений, включая расширение государственного сектора , экономическую политику Вигфорсса, системы Густава Мёллера реформу пенсионной и жилищную политику Гуннара Мюрдала.
В 1940-50-е годы были снесены старые, ветхие дома, служившие перенаселенным жилищем низшего сословия. Вместо этого людям предлагалось современное жилье с ванными комнатами и окнами, пропускающими свет в каждую комнату, так называемая архитектура фанкис . Точно так же новые жилищные проекты – или «рабочие пригороды» – были построены в 1960-х и 70-х годах для удовлетворения потребностей растущего населения в Miljonprogrammet («Программа на миллион»).
Альва и Гуннар Мюрдал предложили серию программ, призванных помочь семьям.
В популярной культуре
[ редактировать ]- В 1983 году Магнус Уггла записал альбом Välkommen до фолкхеммета . [7]
См. также
[ редактировать ]- Благосостояние в Швеции
- национальное сообщество [8] [9]
- Нильсйохан , шведский производитель, продукция которого была связана с движением Фолькхеммет.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Норберт Гётц. «Современный дом, милый дом». Шведская история успеха? Курт Альмквист и Кей Гланс (редакторы). Стокгольм: Фонд Акселя и Маргарет Экс:сон Джонсон, 2004. 97–107, 300–302.
- ^ Норберт Гётц. Неравные братья и сестры: Строительство национал-социалистической народной общины и дома шведского народа . Баден-Баден: Номос, 2001.
- ↑ Государство всеобщего благосостояния и его механизмы управления, 1977, в Per Nyström: I Folkets tjänst , Ordfront 1983.
- ^ Стен О. Карлссон: Интеллектуальное общество, Carlsson Bokförlag (20019).
- ^ Олле Лённеус (21 сентября 2009 г.). «В предвыборной кампании каждый становится народным домохозяином» (на шведском языке). Южная Швеция . Проверено 1 августа 2015 г.
- ^ Большая энциклопедия Отавы, том 2 (Сид-Харви) . Большая Медведица. 1977. стр. 1176. ISBN. 951-1-04170-3 .
- ^ «Добро пожаловать в народный дом» (на шведском языке). База данных шведских СМИ. 1983 год . Проверено 24 августа 2011 г.
- ^ Бедурфтиг, Фридеманн (2008). Третий Рейх от взлета до падения: Справочник. Стокгольм: Эрзац. Страница. 125–126. ISBN 978-91-88858-32-0
- ^ Гетц. Неравные братья и сестры: строительство национал-социалистической народной общины и дома шведского народа