Кристофер Джейкоб Бострём

Кристофер Якоб Бострем (1 января 1797, Питео , Норрботтен — 22 марта 1866, Уппсала ) — шведский философ. Его идеи доминировали в шведской философии до начала двадцатого века. [ 1 ] Он также оказал большое влияние на шведскую культурную жизнь. [ нужна ссылка ]
Биография
[ редактировать ]Будучи студентом, он кратко изучал теологию, и религия оставалась его главным интересом на протяжении всей его жизни. [ 1 ] Во время учебы в области богословия он был одноклассником лютеранского проповедника-возрожденца Пера Бранделла . [ 2 ]
Большую часть жизни провёл преподаванием в Уппсальском университете , где получил в 1838 году должность адъюнкт-профессора философии, а в 1840–63 был профессором практической философии. [ 3 ] Он был учителем и наставником Йохана Якоба Борелиуса . В течение четырех лет он обучал королевскую семью в Стокгольме . [ 1 ] Там ему было поручено воспитание цесаревича. [ нужна ссылка ] позже Оскар II Швеции .
Философия
[ редактировать ]Эта статья является частью серии, посвященной |
Консерватизм в Швеции |
---|
![]() |
По словам Ричарда Фалькенберга, он был «самым важным систематическим мыслителем своей страны». Его философия, философия «рационального идеализма», как он ее называл, имела большое влияние в Швеции. [ 3 ]
Реальность представляется только как духовная: Бог как абсолютное, самосознательное единство, в котором вечно и неизменно содержатся все живые существа, в зависимости от степени. Высшей целью человечества должно быть поведение и поведение согласно разуму в гармонии с Божественным; государство, как и личность, должно существовать исключительно в Боге и в своей наиболее совершенной форме должно состоять в гармоничном подчинении всех его членов конституционному монарху ; тогда как окончательное совершенство должно быть всеобъемлющей системой таких состояний, управляемых в соответствии с Универсальным Разумом. [ 3 ] [ 4 ]
Согласно философии Бострема, истинная философия — это такое знание или осознание, которое является полным по форме, содержанию и степени и, таким образом, идентично всеведению Бога. Однако философия, насколько люди могут ее достичь, идентична человеческому сознанию, поскольку она причастна этому божественному всеведению: это полностью ясное и отчетливое (формально совершенное) осознание человеком истинной, абсолютной божественной реальности. Первой задачей философской науки должно быть создание наиболее общих понятий, с помощью которых можно было бы определить абсолютную реальность. Характер философии Бострема зависит от того, как он решил эту задачу.
Лично Бострём характеризует свою философию как последовательное исполнение принципа рационального идеализма — т. е. принципа того världsåsikt (мировоззрения или метафизики), согласно которому абсолютная реальность свободна от всех несовершенств пространственно-временного существования (конечности, делимости, быстротечности, изменять). Как таковое, оно духовно, вечно и, в силу своего собственного нечувственного содержания, а не из-за изменчивых и несовершенных определений, полностью детерминировано или полностью реально.
Бострем утверждает, что Платон является источником этих метафизических предпосылок. Бострём интерпретирует Платона как задумавшего ограниченного предшественника своей собственной философии, ограниченной его язычеством. У Платона идеи составляют абсолют, тогда как Бострем подчеркивает необходимость выйти за пределы идей к тому существу, чьими ощущениями они являются. Бострём пытается показать, что вся духовная реальность обязательно относится к самосознанию как к своему принципу, и он утверждает, что истинная реальность личностна и, следовательно, что философия является наукой о личных существах как таковых, поскольку такая вещь, как чистое самосознание, является лишь существует абстрактно, тогда как все реальное есть индивидуальное или вполне определенное самосознание (сознание чего-либо), или, другими словами, чувственное существо или личность. Философия может иметь дело с импрессионной реальностью лишь постольку, поскольку эта реальность мыслится как определение (ощущение) личного существа и объясняется через него.
Что касается различных способов, которыми эти существа представляются существующими для людей и определяющими их деятельность, Бострём разделяет философию на теоретическую философию , науку об этих существах, понимаемую как определяющую теоретические способности человека, т. е. понимаемую как во всех отношениях истинную и оригинальную. существование; и практическая философия , наука об этих существах, понимаемая как определяющая практическую способность или волю человека, т. е. понимаемая как то, что должно быть безусловно и при всех обстоятельствах. В соответствии с различными видами личностей, которые нам известны, теоретическая философия подразделяется далее на спекулятивную теологию, спекулятивную этнологию и спекулятивную антропологию ; практическую философию на философию религии , философию права и этику, что соответствует условиям разделения теоретической философии.
Теоретическая философия
[ редактировать ]Спекулятивная теология
[ редактировать ]В спекулятивной теологии, науке об абсолютной личности, или Боге, Бострем дает более детальное обоснование принципа своей системы. Там прежде всего утверждается, что независимая реальность обязательно должна быть духовной (или, как мы сказали бы сегодня, ментальной) и как таковая - независимым сознанием или самосознанием. Это единственное, что просто. Поскольку сложное предполагает простое, самосознание также должно быть конечным принципом всей реальности. Это самосознание, которое Бострём отождествляет с жизнью, таким образом, не может быть понято как привязанное к субстрату или субстанции, но именно оно является первичным и оригинальным во всем.
Бострём далее объясняет факторы, составляющие индивидуальное самосознание или личность. В отличие от гегелевского понятия об изначальном абстрактном, пустом самосознании, которое через чувственную реальность реализуется в полностью сознательный и определенный (конкретный) дух, Бострём утверждает, что абсолютная личность изначальна и вечно полностью определена. Оно полностью предстает перед собой своими ощущениями и не требует для своего совершенного определения несовершенного мира. Между ощущениями и идеями Бога не существует исключения или противоречия, но между ними существует полное согласие, так что невозможно совершенно представить себе ни Бога, ни какую-либо из Его идей, не представив также совершенно и других. Тем самым Бострём показал, что абсолютная реальность — это абсолютная система, духовный организм в самом сильном смысле этого слова.
Поскольку в каждом организме органы должны обладать характером целого, отсюда следует, что идеи Бога также являются личными или воспринимающими существами. Хотя эти существа в Боге и для Бога, как его органы, абсолютно совершенны в себе и для себя, как воспринимающие существа, они обладают известным несовершенством именно потому, что свою истинную жизнь и самосознание они имеют не в себе самих, а в Боге. . Поэтому истинная реальность, реальность Божия, без которой ничего не существует, представляется им в низшей форме, как мир явлений, присущих каждому из них. По отношению к этим существам Бог есть, с одной стороны, нечто большее, чем все они вместе взятые, или некий аспект или атрибут, общий для них всех; он — независимое и вполне конкретное существо. С другой стороны, Он также — в силу совершенной органической связи, имеющейся в абсолютном мире, — полностью присутствует в них, ни в малейшей степени не препятствуя их самостоятельной жизни. Тем самым разрешается противоречие между конечным и бесконечным.
Бесконечное присутствует в конечном, полностью сохраняя свою бесконечность (и, следовательно, не посредством какого-либо «андерссейна» или чего-то подобного). Бог одновременно трансцендентен и имманентен для конечного мира, и поскольку этот мир, как конечный, претерпевает процесс развития, он является основой, законом и конечной точкой этого развития, творцом и хранителем конечного мира. , его провидение и спасение. В связи с этим Бострем развивает теодицею , в которой он учит, что все несовершенство и все зло полностью зависят от конечных существ, тогда как Бог, как совершенное существо, не может быть основой чего-либо, кроме вечной жизни и спасения этих меньших существ.
Работает
[ редактировать ]Его основной работой была «Философия религии» . [ 1 ] Его сравнительно немногочисленные сочинения под редакцией Эдфельта были опубликованы в Упсале в 1883 году. [ 3 ]
Семья
[ редактировать ]Он был дядей по отцовской линии Эрика Густава Бострема . [ нужна ссылка ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д Рецензия на книгу Кристофера «Философия религии» Джейкоба Бострома , пер. Виктор Э. Бек и Роберт Н. Бек. Философский ежеквартальный журнал , Vol. 14, № 57. (Октябрь 1964 г.) с. 381.
- ^ Эдквист, Карл. «Пер Брандель» . Шведский биографический лексикон (на шведском языке) . Проверено 08 апреля 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Райнс, Джордж Эдвин, изд. (1920). . Американская энциклопедия .
- ^ свободном доступе : Чисхолм, Хью , изд. (1911). « Бострём, Кристоффер Джейкоб ». Британская энциклопедия . Том. 4 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 297. Одно или несколько предыдущих предложений включают текст из публикации, которая сейчас находится в