История евреев в Перу
Общая численность населения | |
---|---|
3,000 [1] | |
Языки | |
Перуанский испанский , иврит , идиш , ладино | |
Религия | |
иудаизм | |
Родственные этнические группы | |
Чилийские евреи , Боливийские евреи |
Часть серии о |
Евреи и иудаизм |
---|
История Перу |
---|
Портал Перу |
История евреев в Европы Перу начинается с приходом миграционных потоков из , Ближнего Востока и Северной Африки .
История [ править ]
Некоторые еврейские конверсос прибыли в Перу во время испанского завоевания . Тогда только христианам разрешалось принимать участие в экспедициях в Новый Свет . Поначалу они жили без ограничений, поскольку инквизиция не действовала в Перу (в начале вице-королевства ). Затем, с приходом инквизиции, « новых христиан » начали преследовать, а в некоторых случаях казнить. В этот период этих людей иногда называли « марранами » («свиньями»), новообращенными («конверсос») и «Кристианос нуэвос» (новые христиане), даже если они с рождения воспитывались католиками.
Чтобы избежать преследований, эти колониальные евреи-сефарды -конверсо поселились в основном в северных высокогорьях и северных высоких джунглях . В некоторых областях они вступали в брак с коренными жителями и нееврейскими европейцами (в основном испанцами и португальцами), ассимилируясь с местным населением: в Кахамарке , северных высокогорьях Пьюры ( Аябака и Уанкабамба ), среди других, благодаря культурным и этническим контактам с жители южных гор Эквадора. Их потомки смешанной расы были воспитаны в условиях синкретических католических, еврейских, европейских и андских ритуалов и верований.
По данным Еврейской виртуальной библиотеки , первоначальной причиной приезда евреев в Перу был потенциал полезных ископаемых. Многие евреи приехали в Португалию, игнорируя установленные в то время иммиграционные ограничения. [2] Это действие затем будет использовано в судебных процессах против некоторых из этих криптоевреев, которые предстанут перед трибуналом в Лиме , что еще больше увеличит наказание за их действия. [3]
В первые десятилетия XIX века многие евреи-сефарды из Марокко эмигрировали в Перу в качестве торговцев и охотников, работая с местными жителями. К концу века каучуковый бум Амазонии привлек еще большее число евреев-сефардов из Северной Африки, а также европейцев. Многие поселились в Икитосе , который был перуанским центром экспорта каучука вдоль реки Амазонки . Они создали вторую после Лимы организованную еврейскую общину в Перу, основав еврейское кладбище и синагогу . После того, как бум сорвался из-за конкуренции со стороны Юго-Восточной Азии, многие европейские и североафриканские евреи покинули Икитос. Те, кто остался на протяжении нескольких поколений, в конечном итоге женились на местных женщинах; их потомки смешанной расы или метисы выросли в местной культуре, представляющей собой смесь еврейских и амазонских влияний и вероисповеданий. [4]
В наше время, до и после Второй мировой войны , некоторые евреи-ашкенази , в основном из западных и восточных славянских регионов и из Венгрии, мигрировали в Перу, главным образом в столицу Лиму . Ашкенази игнорировали перуанских евреев Амазонии, исключая их из рассмотрения как своих собратьев-евреев согласно своему ортодоксальному закону, поскольку их материнская линия не была еврейской. [ нужна ссылка ]
Во время Холокоста нацистской Хосе Мария Баррето якобы тайно выдавал паспорта евреям, находящимся под оккупацией , чтобы спасти их. [5] Хотя правительство Перу в то время запретило европейским посольствам выдавать визы еврейским беженцам, Баррето проигнорировал эти приказы. По данным Всемирного еврейского конгресса , 650 евреев бежали в Перу во время и после Холокоста. [5]
В конце 20-го века некоторые потомки Икитоса начали изучать иудаизм и в конечном итоге официально обратились в религию в 2002 и 2004 годах с помощью сочувствующего американского раввина из Бруклина, Нью-Йорк. Несколько сотен получили разрешение совершить алию в Израиль. К 2014 году еще почти 150 евреев Икитоса эмигрировали в Израиль . [4]
Лимская инквизиция [ править ]
С 9 января 1570 года по 1820 год Священная канцелярия инквизицией располагала в Лиме для выявления евреев , лютеран и мусульман посредством власти церкви и вице-королевства Перу . [3] Это вынудило криптоевреев , еврейский народ, который тайно придерживался иудаизма , публично исповедуя другую веру, стать мишенью трибунала и привести к наказанию, пыткам или убийствам за их веру. [6] Некоторые криптоевреи избежали трибуналов, иммигрировав из испанских колоний, таких как Перу. [3] Целью инквизиции было контролировать христианское население определенных колоний и наказывать тех, кто исповедовал нехристианскую веру . [3] Поскольку в то время Перу находилось под колониальным господством Испании, Перу было вынуждено следовать религиозным верованиям испанцев. [7] Следовать иудаизму на любой территории Испании было незаконно. Первыми целями инквизиции были криптоевреи, а позже, в 17 и 18 веках, инквизиция начала преследовать больше людей, которые, казалось, представляли угрозу религиозной целостности Испании. Однако Еврейская виртуальная библиотека утверждает, что к началу 17 века трибунал начал сосредоточивать свое внимание на криптоевреях, которые были богатыми и состоятельными, поскольку священная канцелярия могла конфисковать их собственность после осуждения. [2] По словам Шапошника , этапы судебного процесса следовали «последовательности: донос, показания, тюремное заключение, слушания, обвинение, пытки, признание, защита, публикация, приговор и авто». [3] Ауто де Фе — это периодические публичные церемонии наказаний, совершаемые инквизицией. Наказания включали сожжение на костре, порку и ссылку. Суд начался с признания обвиняемых виновными в совершении преступления. [6] [8] Трибунал часто использовал свои связи с наместничеством для получения информации о « новых христианах» и об их прошлых действиях в других испанских колониях. [3] Так было с Жоаном Винсенте, португальским новым христианином, который ранее отрекся, но предстал перед судом в 1603 году. Его предыдущие действия в Бразилии , Потоси и Тукумане разделялись вице-королевствами в этих регионах. [3] Благодаря этой связи были доступны генеалогии . криптоевреев, что позволяло точно определить, кто такие новые христиане [3] Поскольку действия обвиняемых зачастую не документировались, обвиняемые «Новые христиане» в суде не могли доказать свои утверждения, в то время как наместничество могло получить всю необходимую в суде документацию. [3] В большинстве судебных процессов обвиняемые «новые христиане» не называли имена других людей, которые также известны как иудействующие , пока их не подвергли пыткам. После нескольких дней или недель пыток большинство криптоевреев выдавали других криптоевреев трибуналу. [7] Например, Менсия де Луна заявила во время суда: «Скажите нотариусам трибунала, чтобы они написали в ее декларации все, что они хотят, чтобы ее страдания прекратились». [3] Шапошник также утверждает, что, согласно зарегистрированным отчетам новых португальцев-христиан с 1635 по 1639 год, 110 человек были арестованы из-за их предполагаемой связи с Великим еврейским заговором, причем многим пришлось примирить свою веру с христианством, а также быть сосланными и столкнуться с конфискацией имущества. [3] [7] Он заявляет: «В результате Auto General de Fe община португальских новых христиан в Лиме была уничтожена». [3] Сообщается, что 11 человек были сожжены на кострах, поскольку они не признались в совершении каких-либо иудаистских действий. [3] [6] По словам Сильверблатта, хотя неясно, исповедовали ли те, кого преследовала инквизиция, иудаизм, большинство новых христиан в Лиме считались «испорченными» даже после крещения. Многие новые христиане в то время считались хуже старых христиан, которым было запрещено заниматься определенными профессиями, поступать в университеты и на государственные должности. [6] Инквизиция заставила тех, кого вызвали, признаться в своих грехах и поделиться информацией о других, кто практиковал иудаизм в Лиме.
Заметной фигурой среди преследуемых в Лиме был Мануэль Батиста Перес , человек, которого считали «одним из самых влиятельных людей в мире в международной торговле». [7] Перес был арестован однажды в 1620 году, когда был найден широкий листок, в котором утверждалось, что Перес был одним из главных учителей иудаизма в Лиме. Свидетели и инквизиторы считали Переса «оракулом» из-за его обширных знаний и богатства. [7] Хотя Перу боролся изо всех сил во время слушаний, накопилось неопровержимое количество доказательств против. Инквизиторы столкнулись с некоторыми трудностями при проведении судебного процесса, поскольку Перес был членом наместничества, и многие священнослужители и высокопоставленные деятели свидетельствовали о его невиновности. [7] Некоторые из доказательств, представленных на суде, включали в себя множество новых христиан, выступавших в качестве свидетелей, называвших его Великим капитаном евреев в Перу, а также его зятя, осуждавшего его. [7]
Еще одним известным криптоевреем, присутствовавшим в трибунале, был Антонио Кордеро, клерок из Севильи . Первоначально на него обвинили в 1634 году при наличии слабых доказательств, таких как воздержание от работы по субботам и отказ от употребления свинины. [9] Трибунал решил провести тайный арест Кордеро, чтобы никто не заподозрил причастность инквизиции. Его не арестовали, и он признался, что был криптоевреем. [9] После того, как Кордеро подвергли пыткам, он назвал имя своего работодателя и двух других, которые затем назвали имена других криптоевреев в Лиме. В конечном итоге это привело к аресту семнадцати человек, а многие известные торговцы предстали перед Трибуналом как криптоевреи. [9] По словам Леа, это привело к тому, что многие напуганные португальцы попытались бежать из Лимы. [9]
Евреи Икитоса [ править ]
Евреи Икитоса, или амазонские евреи , являются евреями смешанного марокканского сефардского происхождения. [10] Ашкенази и/или коренные жители Перу, и/или те, кто живет в Икитосе и соблюдает ту или иную форму еврейских традиций и обычаев. [11]
Их уникальные практики основаны на смешении перуанской и еврейской культур. Некоторый [12] утверждали, что на эту общину оказывается своего рода давление, чтобы она придерживалась обычаев, которые являются нормативными для более широкой еврейской общины; хотя эти обычаи характеризуются как специфически ашкеназские, [12] на самом деле зачастую это вопросы еврейского закона, признанные евреями-неашкенази во всем мире как обязательные. Обычаи евреев Икитоса в разной степени синкретичны и находятся под влиянием католицизма и местных традиционных духовных традиций. [10]
Община Икитос довольно изолирована от остальной части перуанской еврейской общины, которая сосредоточена в Лиме. Во время поездки в Икитос в 1948 и 1949 годах аргентинско-израильский геолог Альфредо Розенсвейг отметил, что евреи Икитоса представляли собой «почти скрытую общину» из-за их географического отделения от евреев Лимы и расположения Икитоса на крайнем северо-востоке Икитоса. Страна, недоступная из Лимы по дороге. На момент визита Розенсвейга в общине не было ни еврейской школы, ни раввина, ни синагоги. [4] Большинство амазонских евреев в Икитосе имеют христианское происхождение и считают себя смесью христиан и евреев. [11] Считается, что это произошло из-за того, что большинство евреев-иммигрантов, приехавших в Икитос в 19 веке, были одинокими мужчинами, которые затем женились на христианках Икитоса. [4] В 1950-х и 60-х годах евреи Икитоса практически исчезли из-за массовой эмиграции в Лиму. [4] Сообщество евреев Икитоса не признавалось остальной частью Перу до 1980-х годов, когда раввин Гильермо Бронштейн, который в то время был главным раввином Ассоциации иудеев Перу в Лиме, связался с евреями Икитоса и посетил общину в 1991 году. , впоследствии отправляя такие ресурсы, как молитвенники и другие еврейские тексты. [4] В 1991 году было основано Sociedad Israelita de Iquitos.
Заявления общины Икитос о еврейском статусе были подвергнуты некоторым сомнениям со стороны ортодоксальных еврейских лидеров Лимы, поскольку единственные люди, которых еврейский закон считает евреями, - это те, кто рожден от матери-еврейки или официально принял христианство . Поскольку сама община заявляет, что ее членами-основателями были евреи-мужчины и неевреи-женщины, их потомки не всегда считаются евреями евреями, которые придерживаются еврейского закона. По оценкам, 80% евреев Икитоса совершили алию и эмигрировали в Израиль, и сейчас община насчитывает всего 50 человек. [13]
Сегодня [ править ]
Сегодня в Перу проживает около 3000 евреев. [14] только с двумя организованными общинами: Лимой и Икитосом. [15] Они внесли значительный вклад в экономику и политику Перу; большинство жителей Лимы (и страны) — евреи-ашкенази . Некоторые семьи потеряли часть своего богатства и членов семьи из-за нацистов во время Холокоста во время Второй мировой войны.
Некоторые из них занимали заметные посты:
- Саломон Лернер Гитис занимал пост премьер-министра Перу в 2011 году, во время Ольянты Умалы . президентства
- Эфраин Гольденберг занимал посты премьер-министра (1994–1995), министра иностранных дел (1993–1995) и министра финансов (1999–2000) в правительстве Альберто Фухимори .
- Антрополог французского происхождения Элиан Карп была первой леди Перу.
- Саломон Либман , футболист.
- Дэвид Вайсман был вторым вице-президентом Перу в Алехандро Толедо с 2001 по 2006 год. правительстве
Представление в СМИ [ править ]
«Внутренний огонь: евреи в тропических лесах Амазонки» (2008) рассказывает о потомках евреев в Икитосе и их усилиях по возрождению иудаизма и эмиграции в Израиль в конце 20 века. Автор сценария, режиссер и продюсер Лорри Сальседо Митрани.
См. также [ править ]
- Амазонские евреи
- Бней Моше
- Иммиграция в Перу
- Религия в Перу
- История евреев в Латинской Америке и Карибском бассейне
- Перуанские евреи в Израиле
Ссылки [ править ]
- ^ Латиноамериканский еврейский конгресс. «Еврейские общины: Перу» . Архивировано из оригинала 21 декабря 2014 года . Проверено 13 декабря 2015 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Перу» . www.jewishvirtuallibrary.org . Проверено 24 мая 2022 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м Шапошник, Ана Э. Инквизиция Лимы: тяжелое положение криптоевреев в Перу семнадцатого века . ISBN 978-0-299-30610-6 . OCLC 904756025 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж Рита Саккаль, «Евреи Икитоса (Перу)»
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Всемирный еврейский конгресс» . Всемирный еврейский конгресс . Проверено 24 мая 2022 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Сильверблатт, Ирен (июль 2000 г.). «Новые христиане и страхи перед новым миром в Перу семнадцатого века» . Сравнительные исследования в обществе и истории . 42 (3): 524–546. дои : 10.1017/S0010417500002929 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г Сильверблатт, Ирен (2005). Современные инквизиции: Перу и колониальные истоки цивилизованного мира . Издательство Университета Дьюка. ISBN 0-8223-3417-8 . OCLC 1056017758 .
- ^ «Три обвиняемых еретика» , Modern Inquisitions , Duke University Press, стр. 29–53, 2004 г., doi : 10.1215/9780822386230-001 , ISBN 978-0-8223-3406-4 , получено 24 мая 2022 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Леа, Генри Чарльз (2010). Инквизиция в испанских владениях: Сицилия, Неаполь, Сардиния, Милан, Канарские острова, Мексика, Перу, Новая Гранада . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. дои : 10.1017/cbo9780511709807 . ISBN 978-0-511-70980-7 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Седака, Январь (12 декабря 2002 г.). «Кто такой еврей в Перу» . ДТА. Еврейское телеграфное агентство . Проверено 7 июля 2022 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Сигал, Ариэль (1999). Евреи Амазонии: самоизгнание в земной рай . Еврейское издательское общество. ISBN 0-8276-0669-9 . OCLC 469648338 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Шарлотта, Уотерхаус, Беатрис (01 января 2020 г.). Диаспора, транснационализм и расизация: евреи и еврейство между Перу и Израилем . Электронная стипендия Калифорнийского университета. OCLC 1287375865 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ «Энциклопедия иудаики: Икитос, Перу» . Энциклопедия иудаики . Группа Гейл . Проверено 7 июля 2022 г.
- ^ «Еврейская ассоциация Перу» . Архивировано из оригинала 21 декабря 2014 г. Проверено 5 июля 2015 г.
- ^ Ариэль Сегал Фрейлих, Евреи Амазонки: Самоизгнание в земном раю , Еврейское издательское общество, 1999, стр. 1-5.