Jump to content

История евреев в Перу

Перуанские евреи
Евреи Перу
Расположение Перу в Южной Америке
Общая численность населения
3,000 [1]
Языки
Перуанский испанский , иврит , идиш , ладино
Религия
иудаизм
Родственные этнические группы
Чилийские евреи , Боливийские евреи

История евреев в Европы Перу начинается с приходом миграционных потоков из , Ближнего Востока и Северной Африки .

История [ править ]

Некоторые еврейские конверсос прибыли в Перу во время испанского завоевания . Тогда только христианам разрешалось принимать участие в экспедициях в Новый Свет . Поначалу они жили без ограничений, поскольку инквизиция не действовала в Перу (в начале вице-королевства ). Затем, с приходом инквизиции, « новых христиан » начали преследовать, а в некоторых случаях казнить. В этот период этих людей иногда называли « марранами » («свиньями»), новообращенными («конверсос») и «Кристианос нуэвос» (новые христиане), даже если они с рождения воспитывались католиками.

Чтобы избежать преследований, эти колониальные евреи-сефарды -конверсо поселились в основном в северных высокогорьях и северных высоких джунглях . В некоторых областях они вступали в брак с коренными жителями и нееврейскими европейцами (в основном испанцами и португальцами), ассимилируясь с местным населением: в Кахамарке , северных высокогорьях Пьюры ( Аябака и Уанкабамба ), среди других, благодаря культурным и этническим контактам с жители южных гор Эквадора. Их потомки смешанной расы были воспитаны в условиях синкретических католических, еврейских, европейских и андских ритуалов и верований.

По данным Еврейской виртуальной библиотеки , первоначальной причиной приезда евреев в Перу был потенциал полезных ископаемых. Многие евреи приехали в Португалию, игнорируя установленные в то время иммиграционные ограничения. [2] Это действие затем будет использовано в судебных процессах против некоторых из этих криптоевреев, которые предстанут перед трибуналом в Лиме , ​​что еще больше увеличит наказание за их действия. [3]

В первые десятилетия XIX века многие евреи-сефарды из Марокко эмигрировали в Перу в качестве торговцев и охотников, работая с местными жителями. К концу века каучуковый бум Амазонии привлек еще большее число евреев-сефардов из Северной Африки, а также европейцев. Многие поселились в Икитосе , который был перуанским центром экспорта каучука вдоль реки Амазонки . Они создали вторую после Лимы организованную еврейскую общину в Перу, основав еврейское кладбище и синагогу . После того, как бум сорвался из-за конкуренции со стороны Юго-Восточной Азии, многие европейские и североафриканские евреи покинули Икитос. Те, кто остался на протяжении нескольких поколений, в конечном итоге женились на местных женщинах; их потомки смешанной расы или метисы выросли в местной культуре, представляющей собой смесь еврейских и амазонских влияний и вероисповеданий. [4]

В наше время, до и после Второй мировой войны , некоторые евреи-ашкенази , в основном из западных и восточных славянских регионов и из Венгрии, мигрировали в Перу, главным образом в столицу Лиму . Ашкенази игнорировали перуанских евреев Амазонии, исключая их из рассмотрения как своих собратьев-евреев согласно своему ортодоксальному закону, поскольку их материнская линия не была еврейской. [ нужна ссылка ]

Во время Холокоста нацистской Хосе Мария Баррето якобы тайно выдавал паспорта евреям, находящимся под оккупацией , чтобы спасти их. [5] Хотя правительство Перу в то время запретило европейским посольствам выдавать визы еврейским беженцам, Баррето проигнорировал эти приказы. По данным Всемирного еврейского конгресса , 650 евреев бежали в Перу во время и после Холокоста. [5]

В конце 20-го века некоторые потомки Икитоса начали изучать иудаизм и в конечном итоге официально обратились в религию в 2002 и 2004 годах с помощью сочувствующего американского раввина из Бруклина, Нью-Йорк. Несколько сотен получили разрешение совершить алию в Израиль. К 2014 году еще почти 150 евреев Икитоса эмигрировали в Израиль . [4]

Лимская инквизиция [ править ]

С 9 января 1570 года по 1820 год Священная канцелярия инквизицией располагала в Лиме для выявления евреев , лютеран и мусульман посредством власти церкви и вице-королевства Перу . [3] Это вынудило криптоевреев , еврейский народ, который тайно придерживался иудаизма , публично исповедуя другую веру, стать мишенью трибунала и привести к наказанию, пыткам или убийствам за их веру. [6] Некоторые криптоевреи избежали трибуналов, иммигрировав из испанских колоний, таких как Перу. [3] Целью инквизиции было контролировать христианское население определенных колоний и наказывать тех, кто исповедовал нехристианскую веру . [3] Поскольку в то время Перу находилось под колониальным господством Испании, Перу было вынуждено следовать религиозным верованиям испанцев. [7] Следовать иудаизму на любой территории Испании было незаконно. Первыми целями инквизиции были криптоевреи, а позже, в 17 и 18 веках, инквизиция начала преследовать больше людей, которые, казалось, представляли угрозу религиозной целостности Испании. Однако Еврейская виртуальная библиотека утверждает, что к началу 17 века трибунал начал сосредоточивать свое внимание на криптоевреях, которые были богатыми и состоятельными, поскольку священная канцелярия могла конфисковать их собственность после осуждения. [2] По словам Шапошника , этапы судебного процесса следовали «последовательности: донос, показания, тюремное заключение, слушания, обвинение, пытки, признание, защита, публикация, приговор и авто». [3] Ауто де Фе — это периодические публичные церемонии наказаний, совершаемые инквизицией. Наказания включали сожжение на костре, порку и ссылку. Суд начался с признания обвиняемых виновными в совершении преступления. [6] [8] Трибунал часто использовал свои связи с наместничеством для получения информации о « новых христианах» и об их прошлых действиях в других испанских колониях. [3] Так было с Жоаном Винсенте, португальским новым христианином, который ранее отрекся, но предстал перед судом в 1603 году. Его предыдущие действия в Бразилии , Потоси и Тукумане разделялись вице-королевствами в этих регионах. [3] Благодаря этой связи были доступны генеалогии . криптоевреев, что позволяло точно определить, кто такие новые христиане [3] Поскольку действия обвиняемых зачастую не документировались, обвиняемые «Новые христиане» в суде не могли доказать свои утверждения, в то время как наместничество могло получить всю необходимую в суде документацию. [3] В большинстве судебных процессов обвиняемые «новые христиане» не называли имена других людей, которые также известны как иудействующие , пока их не подвергли пыткам. После нескольких дней или недель пыток большинство криптоевреев выдавали других криптоевреев трибуналу. [7] Например, Менсия де Луна заявила во время суда: «Скажите нотариусам трибунала, чтобы они написали в ее декларации все, что они хотят, чтобы ее страдания прекратились». [3] Шапошник также утверждает, что, согласно зарегистрированным отчетам новых португальцев-христиан с 1635 по 1639 год, 110 человек были арестованы из-за их предполагаемой связи с Великим еврейским заговором, причем многим пришлось примирить свою веру с христианством, а также быть сосланными и столкнуться с конфискацией имущества. [3] [7] Он заявляет: «В результате Auto General de Fe община португальских новых христиан в Лиме была уничтожена». [3] Сообщается, что 11 человек были сожжены на кострах, поскольку они не признались в совершении каких-либо иудаистских действий. [3] [6] По словам Сильверблатта, хотя неясно, исповедовали ли те, кого преследовала инквизиция, иудаизм, большинство новых христиан в Лиме считались «испорченными» даже после крещения. Многие новые христиане в то время считались хуже старых христиан, которым было запрещено заниматься определенными профессиями, поступать в университеты и на государственные должности. [6] Инквизиция заставила тех, кого вызвали, признаться в своих грехах и поделиться информацией о других, кто практиковал иудаизм в Лиме.

Заметной фигурой среди преследуемых в Лиме был Мануэль Батиста Перес , человек, которого считали «одним из самых влиятельных людей в мире в международной торговле». [7] Перес был арестован однажды в 1620 году, когда был найден широкий листок, в котором утверждалось, что Перес был одним из главных учителей иудаизма в Лиме. Свидетели и инквизиторы считали Переса «оракулом» из-за его обширных знаний и богатства. [7] Хотя Перу боролся изо всех сил во время слушаний, накопилось неопровержимое количество доказательств против. Инквизиторы столкнулись с некоторыми трудностями при проведении судебного процесса, поскольку Перес был членом наместничества, и многие священнослужители и высокопоставленные деятели свидетельствовали о его невиновности. [7] Некоторые из доказательств, представленных на суде, включали в себя множество новых христиан, выступавших в качестве свидетелей, называвших его Великим капитаном евреев в Перу, а также его зятя, осуждавшего его. [7]

Еще одним известным криптоевреем, присутствовавшим в трибунале, был Антонио Кордеро, клерок из Севильи . Первоначально на него обвинили в 1634 году при наличии слабых доказательств, таких как воздержание от работы по субботам и отказ от употребления свинины. [9] Трибунал решил провести тайный арест Кордеро, чтобы никто не заподозрил причастность инквизиции. Его не арестовали, и он признался, что был криптоевреем. [9] После того, как Кордеро подвергли пыткам, он назвал имя своего работодателя и двух других, которые затем назвали имена других криптоевреев в Лиме. В конечном итоге это привело к аресту семнадцати человек, а многие известные торговцы предстали перед Трибуналом как криптоевреи. [9] По словам Леа, это привело к тому, что многие напуганные португальцы попытались бежать из Лимы. [9]

Евреи Икитоса [ править ]

Евреи Икитоса, или амазонские евреи , являются евреями смешанного марокканского сефардского происхождения. [10] Ашкенази и/или коренные жители Перу, и/или те, кто живет в Икитосе и соблюдает ту или иную форму еврейских традиций и обычаев. [11]

Их уникальные практики основаны на смешении перуанской и еврейской культур. Некоторый [12] утверждали, что на эту общину оказывается своего рода давление, чтобы она придерживалась обычаев, которые являются нормативными для более широкой еврейской общины; хотя эти обычаи характеризуются как специфически ашкеназские, [12] на самом деле зачастую это вопросы еврейского закона, признанные евреями-неашкенази во всем мире как обязательные. Обычаи евреев Икитоса в разной степени синкретичны и находятся под влиянием католицизма и местных традиционных духовных традиций. [10]

Община Икитос довольно изолирована от остальной части перуанской еврейской общины, которая сосредоточена в Лиме. Во время поездки в Икитос в 1948 и 1949 годах аргентинско-израильский геолог Альфредо Розенсвейг отметил, что евреи Икитоса представляли собой «почти скрытую общину» из-за их географического отделения от евреев Лимы и расположения Икитоса на крайнем северо-востоке Икитоса. Страна, недоступная из Лимы по дороге. На момент визита Розенсвейга в общине не было ни еврейской школы, ни раввина, ни синагоги. [4] Большинство амазонских евреев в Икитосе имеют христианское происхождение и считают себя смесью христиан и евреев. [11] Считается, что это произошло из-за того, что большинство евреев-иммигрантов, приехавших в Икитос в 19 веке, были одинокими мужчинами, которые затем женились на христианках Икитоса. [4] В 1950-х и 60-х годах евреи Икитоса практически исчезли из-за массовой эмиграции в Лиму. [4] Сообщество евреев Икитоса не признавалось остальной частью Перу до 1980-х годов, когда раввин Гильермо Бронштейн, который в то время был главным раввином Ассоциации иудеев Перу в Лиме, ​​связался с евреями Икитоса и посетил общину в 1991 году. , впоследствии отправляя такие ресурсы, как молитвенники и другие еврейские тексты. [4] В 1991 году было основано Sociedad Israelita de Iquitos.

Заявления общины Икитос о еврейском статусе были подвергнуты некоторым сомнениям со стороны ортодоксальных еврейских лидеров Лимы, поскольку единственные люди, которых еврейский закон считает евреями, - это те, кто рожден от матери-еврейки или официально принял христианство . Поскольку сама община заявляет, что ее членами-основателями были евреи-мужчины и неевреи-женщины, их потомки не всегда считаются евреями евреями, которые придерживаются еврейского закона. По оценкам, 80% евреев Икитоса совершили алию и эмигрировали в Израиль, и сейчас община насчитывает всего 50 человек. [13]

Сегодня [ править ]

Сегодня в Перу проживает около 3000 евреев. [14] только с двумя организованными общинами: Лимой и Икитосом. [15] Они внесли значительный вклад в экономику и политику Перу; большинство жителей Лимы (и страны) — евреи-ашкенази . Некоторые семьи потеряли часть своего богатства и членов семьи из-за нацистов во время Холокоста во время Второй мировой войны.

Некоторые из них занимали заметные посты:

Представление в СМИ [ править ]

«Внутренний огонь: евреи в тропических лесах Амазонки» (2008) рассказывает о потомках евреев в Икитосе и их усилиях по возрождению иудаизма и эмиграции в Израиль в конце 20 века. Автор сценария, режиссер и продюсер Лорри Сальседо Митрани.

См. также [ править ]

Ссылки [ править ]

  1. ^ Латиноамериканский еврейский конгресс. «Еврейские общины: Перу» . Архивировано из оригинала 21 декабря 2014 года . Проверено 13 декабря 2015 г.
  2. Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Перу» . www.jewishvirtuallibrary.org . Проверено 24 мая 2022 г.
  3. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м Шапошник, Ана Э. Инквизиция Лимы: тяжелое положение криптоевреев в Перу семнадцатого века . ISBN  978-0-299-30610-6 . OCLC   904756025 .
  4. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж Рита Саккаль, «Евреи Икитоса (Перу)»
  5. Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Всемирный еврейский конгресс» . Всемирный еврейский конгресс . Проверено 24 мая 2022 г.
  6. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Сильверблатт, Ирен (июль 2000 г.). «Новые христиане и страхи перед новым миром в Перу семнадцатого века» . Сравнительные исследования в обществе и истории . 42 (3): 524–546. дои : 10.1017/S0010417500002929 .
  7. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г Сильверблатт, Ирен (2005). Современные инквизиции: Перу и колониальные истоки цивилизованного мира . Издательство Университета Дьюка. ISBN  0-8223-3417-8 . OCLC   1056017758 .
  8. ^ «Три обвиняемых еретика» , Modern Inquisitions , Duke University Press, стр. 29–53, 2004 г., doi : 10.1215/9780822386230-001 , ISBN  978-0-8223-3406-4 , получено 24 мая 2022 г.
  9. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Леа, Генри Чарльз (2010). Инквизиция в испанских владениях: Сицилия, Неаполь, Сардиния, Милан, Канарские острова, Мексика, Перу, Новая Гранада . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. дои : 10.1017/cbo9780511709807 . ISBN  978-0-511-70980-7 .
  10. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Седака, Январь (12 декабря 2002 г.). «Кто такой еврей в Перу» . ДТА. Еврейское телеграфное агентство . Проверено 7 июля 2022 г.
  11. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Сигал, Ариэль (1999). Евреи Амазонии: самоизгнание в земной рай . Еврейское издательское общество. ISBN  0-8276-0669-9 . OCLC   469648338 .
  12. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Шарлотта, Уотерхаус, Беатрис (01 января 2020 г.). Диаспора, транснационализм и расизация: евреи и еврейство между Перу и Израилем . Электронная стипендия Калифорнийского университета. OCLC   1287375865 . {{cite book}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  13. ^ «Энциклопедия иудаики: Икитос, Перу» . Энциклопедия иудаики . Группа Гейл . Проверено 7 июля 2022 г.
  14. ^ «Еврейская ассоциация Перу» . Архивировано из оригинала 21 декабря 2014 г. Проверено 5 июля 2015 г.
  15. ^ Ариэль Сегал Фрейлих, Евреи Амазонки: Самоизгнание в земном раю , Еврейское издательское общество, 1999, стр. 1-5.

Внешние ссылки [ править ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 2c341e3047f67065390941820eef8cea__1716463440
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/2c/ea/2c341e3047f67065390941820eef8cea.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
History of the Jews in Peru - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)