Jump to content

Евреи Билад-эль-Судана

Империя Сонгай, ок. 1500

Сахельские евреи, исторически известные как евреи Билад аль-Судана ( иудео-арабский : אַהַל יַהוּדּ בִּלַדּ אַל סוּדָּן , латинизированный: ʾahal yahūd bilad al-sūdān ) описывает западноафриканских евреев общины, связанные с известными еврейскими общинами, которые мигрировали в Западную Африку в качестве торговцев для торговые возможности. В различных исторических записях говорится, что в свое время они присутствовали в Империи Гана , Империи Мали , Королевствах Мосси и Империи Сонгай , которая тогда называлась Билад аль-Судан «Земля черных » .

В последующие годы евреи, изгнанные из Испании и Португалии , а также марокканские евреи мигрировали в общины у побережья Сенегала и на островах Кабо-Верде . Эти еврейские общины продолжали существовать сотни лет, но в конечном итоге исчезли в результате изменения социальных условий, преследований, миграции и ассимиляции. Сегодня лишь несколько тысяч сохранили свою идентичность.

Ранняя история [ править ]

Согласно большинству источников, самые ранние еврейские поселения в Африке находились в таких местах, как Египет , Тунис и Марокко . Евреи поселились вдоль Верхнего Нила на острове Элефантина в Египте . Эти общины пополнились последующим прибытием евреев после разрушения Второго Храма в Иерусалиме в 70 г. н.э., когда 30 000 еврейских рабов были расселены по всему Карфагену римским императором Титом .

Африка упоминается в различных еврейских источниках в связи с Фарсисом и Офиром . [1] Септуагинта , [2] и Джером , [3] которого учили евреи, и очень часто арамейский Таргум о Пророках отождествляют библейский Фаршиш с Карфагеном, который был родиной ряда раввинов , упоминаемых в Талмуде . Африка , в более широком смысле, ясно обозначена там, где упоминаются Десять племен , которые были изгнаны ассирийцами и отправились в Африку. [4] С этим связано представление о том, что река Самбатион находится в Африке. Арабы, которым также известна легенда о Бану Муса («Сыновьях Моисея»), согласны с евреями в размещении своей земли в Африке.

Страница из «Тарих эс-Судан», на которой описывается За/Зува Альяман, пришедший из Йемена и поселившийся в Кукие.

Еще во времена Римской империи марокканские евреи начали путешествовать вглубь страны, чтобы торговать с группами берберов , большинство из которых были кочевниками , жившими в отдаленных районах Атласских гор . Евреи жили бок о бок с берберами, налаживая как экономические, так и культурные связи; некоторые берберы даже начали практиковать иудаизм . В ответ духовность берберов изменила еврейские ритуалы, наполнив их верой в силу демонов и святых . Когда мусульмане пронеслись по северу Африки, евреи и берберы совместно бросили им вызов. Через Атласские горы легендарная королева Кахина возглавила племя берберов, евреев и других североафриканских этнических групп седьмого века, сражавшихся против вторгшихся исламских воинов.

В 10 веке, когда социальная и политическая среда в Багдаде становилась все более враждебной по отношению к евреям, многие еврейские торговцы, жившие и работавшие там, переехали в Магриб , особенно в Тунис . В течение следующих двух-трех столетий особая социальная группа торговцев, действовавших по всему Средиземноморскому миру, стала известна как Магриби , передавая этот термин идентификации от отца к сыну.

Согласно некоторым местным малийским историям, в отчете « Тарих аль-Судан» , возможно, записано первое еврейское присутствие в Западной Африке, которое совпало с прибытием первого правителя Зувы Кукии и его брата, которые поселились недалеко от реки Нигер . Он был известен только как За/Зува Альяман (что означает «Он родом из Йемена»). Местные традиции гласят, что Зува Альяман был членом одной из йеменских еврейских общин , которые были либо перевезены, либо добровольно переселены из Химьяритского королевства эфиопским Аксумским королевством в шестом веке после поражения Зу Нуваса . В «Тарих аль-Судан» говорится, что до прихода ислама в регионе после Зувы Альямана в Кукии было 14 правителей Зува. [5] Ведутся споры о том, можно ли понимать Тариха аль-Судана таким образом.

Еврейская история Мали начинается в VIII веке, когда многоязычные афро-евреи-радханиты впервые поселились в Тимбукту в империи Сонгай. Эти средневековые купцы основали в городе торговый центр, от которого через пустыню была создана сеть торговых путей.

создание сообществ и Торговля

Страницы из Тарих аль-Фатташ, Рукопись C, описывающие евреев/бани Исраэль из Тирдирмы.

Рукопись C Тариха аль-Фатташа описывает общину под названием Бани Исраэль, которая в 1402 году н.э. существовала в Тиндирме , имела 333 колодца и имела семь лидеров:

  • Джабрут бин-Хашим
  • Тоеляман бин Абдул Хаким
  • Зеор бин-Салам
  • Абдель Латиф бин Солейман
  • Малик бин Аюб
  • Фадил бин-Мзар
  • Шалеб бин-Юсеф

Также сообщается, что у них была армия в 1500 человек. [6] Другие источники сообщают, что другие еврейские общины в регионе были сформированы миграциями из Марокко, Египта и Португалии. Когда шотландский исследователь Мунго Парк путешествовал по Западной Африке в конце 18 века, араб, которого он встретил недалеко от Валаты, сообщил ему , что в Тимбукту живет много арабоязычных евреев, чьи молитвы были похожи на молитвы мавров . [7] Говорят, что некоторые общины были населены определенными берберскими евреями, такими как группа Кал Тамашек, известная как Иддао Исхаак , которая путешествовала из Северной Африки в Западную Африку для торговли, а также те, кто спасался от исламских вторжений в Северную Африку. [8]

Исламская editэпоха

В 14 веке многие мавры и евреи, спасавшиеся от преследований в Испании, мигрировали на юг, в район Тимбукту входил в состав империи Сонгай , который в то время . Среди них была семья Кехат (Кати), которая происходила от Исмаэля Джана Кота Аль-Яхуди из Шейды , Марокко. Сыновья этой известной семьи основали три деревни, которые до сих пор существуют недалеко от Тимбукту – Киршамба , Хайбомо и Конгугара . В 1492 году Аския Мухаммад I пришел к власти в ранее толерантном регионе Тимбукту и постановил, что евреи должны принять ислам или уйти; Иудаизм стал незаконным в Мали, как и в католической Испании в том же году. Это было основано на совете Мухаммада аль-Магили . Это привело бы к ассимиляции многих из этих евреев с западноафриканскими племенами, среди которых многие из них жили. такие как этнические группы фулани , волофы и сонинке . В частности, [9] Это также привело бы к массовому обращению в ислам, поскольку коренное население, среди которого они жили, было преимущественно мусульманским.

Как писал историк Лео Африканский в 1526 году:

В Гаруре было несколько очень богатых евреев. Вмешательство проповедника (Мухаммида аль-Магили) из Тлемсена привело к разграблению их товаров, и большинство из них было убито населением. Это событие произошло в том же году, когда евреи были изгнаны из Испании и Сицилии королем -католиком .

Лев Африканский далее писал:

Царь (Аския) является заклятым врагом евреев. Он не позволит никому жить в городе. Если он услышит, что берберский купец часто посещает их или ведет с ними дела, он конфискует его товары. [ нужна ссылка ]

Евреи Сахары [ править ]

Кажется, нет никаких сомнений в том, что евреи в основном смешаны с берберами, живущими в марокканской и алжирской Сахаре . Считается, что некоторые берберские кланы могли когда-то быть евреями, а по другой традиции они произошли от филистимлян, изгнанных из Ханаана. [10] Существует традиция, согласно которой Моисей был похоронен в Тлемсене , и о присутствии большого количества евреев в этой части Африки свидетельствуют не только многочисленные священные места и святыни, носящие библейские имена, которые являются священными как для мусульман, так и для евреев, но и наличием там большого количества еврейских саг. [10] Л. Ринн говорит: «Некоторые берберские племена в течение длительного времени исповедовали еврейскую религию, особенно в ( Алжир ) полукочевое Амесе; и даже сегодня мы видим среди ханенша Сукахраса племя израильтян, полностью посвятивших себя сельское хозяйство». [11]

Кроме того, можно заметить, что евреев можно найти в берберских « ксурах » (укрепленных деревнях) по всему южному Марокко и в прилегающей Сахаре. Так, в Аутате близ Тафилальта есть мелла , в которой проживает около 500 евреев; [12] и в Фигиге — мелла со 100 евреями. [12] Если идти дальше на юг, к Туату , то в оазисе Альхамада проживает большая еврейская община ; а в Таментите , в двух неделях пути от Тафилальта, 6000 или 8000 жителей, как говорят, являются потомками евреев, обращенных в ислам. [12] Еще гораздо западнее, в провинции Сус, находится Огулмин с 3000 жителей, из которых, как говорят, 100 — евреи.

Связь с Даггатуном [ править ]

Караван приближается к Тимбукту в 1853 году (из «Путешествий и открытий в Северной и Центральной Африке профессора доктора Генриха Барта», том IV, Лондон, 1858 г.)

Даггатуны — кочевое племя еврейского происхождения, жившее в окрестностях Таментита, в оазисе Туат в алжирской Сахаре . Отчет о Даггатуне был впервые сделан раввином Мордехаем Аби Серуром из Акки (Марокко), который в 1857 году путешествовал через Сахару в Тимбукту и чей отчет о его путешествиях был опубликован в «Бюллетене географического общества». [13] напоминали берберов кель-тамешеков По словам раввина Сарура, даггатун жили в палатках и по языку, религии и общим обычаям (туарегов), среди которых они живут. Они подчиняются туарегам, которые не вступают с ними в брак. Раввин Сарур также утверждает, что их поселение в Сахаре датируется концом VII века (мусульманская хронология), когда Абд аль-Малик взошел на трон и завоевал Марокко. В Таментите он пытался обратить жителей в ислам; и поскольку евреи оказали сильное сопротивление, он сослал их в пустыню Аджадж, как он сделал и с туарегами, которые лишь частично приняли ислам. Отрезанные от каких-либо связей со своими братьями, эти евреи в Сахаре постепенно утратили свои еврейские обычаи и номинально стали мусульманами .

По другим данным, группа «арабов», прибывшая в Аджадж, отождествлялась с Мечагрой, упомянутой Эрвином фон Бари. [14] среди которых, как говорят, все еще живут несколько евреев. Виктор Дж. Горовиц [15] говорит также о многих свободных племенах в пустынных областях, которые по происхождению являются евреями, но постепенно отказались от еврейских обычаев и, по-видимому, приняли ислам . Среди этих племен, говорит он, есть даггатун, насчитывающий несколько тысяч и разбросанный по нескольким оазисам в Сахаре, вплоть до реки Диалива (Джолиба?) или Нигера . Он также говорит, что они очень воинственны и находятся в постоянном конфликте с туарегами. По мнению Горовица, упомянутые выше мехагры также следует причислить к одному из этих еврейских племен. Горовиц никогда не был в Африке, но полагался главным образом на слухи, распространявшиеся в европейской еврейской общине.

последняя община Тимбукту Раввин Мордехай и Абу Серур

Раввин Мордехай Абу Серур около 1870-х – 1880-х годов. Последний раввин Тимбукту.
Бывший дом Тимбукту и синагога раввина Мордехая Абу Серура использовались примерно в 1870-1880-х годах.

Раввин Мордехай Аби Серур со своим братом Ицхаком приехали из Марокко в 1859 году, чтобы работать торговцами в Тимбукту . Во времена смелого предприятия раввина Серура прямые торговые отношения с внутренней частью Западной Африки (известной тогда как Судан) были монополизированы мусульманскими купцами. Немусульмане были исключены из этой торговли, поскольку арабские купцы были полны решимости предотвратить посягательства на их прибыльный бизнес. [16]

Будучи человеком с космополитическим опытом, он хорошо подходил для работы купцом в то время и в том месте. Он был умен, проницателен, красноречив, смел и, что самое важное, знал законы Корана так же хорошо, как большинство образованных мусульман. [17] Во время своих путешествий в Тимбукту раввин Серур предпочитал, чтобы большая часть его товаров перевозилась через Сахару на беджауи . Термин « беджауи » относится к одиночным или небольшим группам верблюдов, которые перевозили путешественников иногда без товаров и багажа и сопровождались местными проводниками. [18]

Будучи евреем, он не мог организовать свой торговый бизнес, поэтому обратился к региональному правителю, который в то время был эмиром Фулани, и договорился о статусе зимми , или статуса защищенного народа. Между 1860 и 1862 годами раввин Серур и его брат Ицхак добились успеха и стали хорошо известны в этом районе. Заработав небольшое состояние, раввин Серур вернулся в Марокко в 1863 году. [19] Он дал отцу большую сумму денег и уговорил других братьев присоединиться к нему в его следующем путешествии в Тимбукту. В 1864 году еврейская колония в Тимбукту имела повод для радости, поскольку к концу года в ней проживало одиннадцать взрослых евреев мужского пола. Это было важно, поскольку означало, что они могли сформировать миньян и основать синагогу. Они были: [20] [21]

  • Раввин Мордехай Аби Серур
  • Братья Мордехая Исав, Авраам и Ицхак
  • Сыновья Исава Аарон и Давид
  • сын Аарона Ицхак
  • Мусса (зять Мордехая)
  • Мусса - его Давид
  • Раввин Рафаэль
  • Шимон Бен-Яаков

Кабо-Верде [ править ]

Мануэль I в 1496 году решил сослать тысячи евреев в Сан-Томе , Принсипи и Кабо-Верде . Число изгнанных в то время было настолько велико, что термин «португальцы» почти подразумевал лиц еврейского происхождения. Те, кто не был изгнан, были обращены в веру силой или казнены. В начале 19 века евреи также поселились в Санту-Антане , где до сих пор сохранились следы их притока в названии деревни Синагога, расположенной на северном побережье между Рибейра-Гранде и Джанелой, а также на еврейском кладбище в городе. Понта-да-Соль. Последняя глава еврейской истории в Кабо-Верде произошла в 1850-х годах, когда прибыли марокканские евреи, особенно в Боа-Виста и Майо, для торговли шкурами. [22]

Похожие тексты [ править ]

Записи еврейской истории Мали до сих пор можно найти в библиотеке Кати Андалуси. Исмаэль Диади Хайдара , историк из Тимбукту, располагает старыми текстами на арабском и иврите среди исторических записей города. [23] Он также исследовал свое прошлое и обнаружил, что происходит от марокканских еврейских торговцев из семьи Абана. Опрашивая старейшин в деревнях своих родственников, он обнаружил, что сведения о еврейской идентичности семьи сохранялись в тайне из-за страха преследования.

Недавно была обнаружена личная библиотека первого Махмуда Кати , которая передавалась через его потомков и пополнялась, по крайней мере, в середине 17 века. Это необычное «открытие» было сделано молодым малийским историком Исмаэлем Диади Хайдара, членом клана Кати и автором нескольких книг, в том числе «L'Espagne musulmane et l'Afrique subsaharienne» (1997) и «Les Juifs de Tombouctou». (1999). В настоящее время библиотека принадлежит двум ветвям клана Кати в деревне Киршамба, примерно в 160 километрах (100 миль) к западу от Тимбукту. До 1700 из примерно 2000 рукописей в библиотеке были изучены и оценены Абдулом Кадером Хайдарой, экспертом по арабским рукописям из Тимбукту и хранителем Мемориальной библиотеки Мамы Хайдара, которая в настоящее время восстанавливается за счет гранта Фонда Меллона. [24]

В торговых документах, в частности, упоминаются три семьи: семья Кехат (Кати), пришедшая из южного Марокко и принявшая ислам вместе с остальным населением в 1492 году; семья Коэнов происходила от марокканского еврейского торговца аль-Хаджа Абд аль-Салама аль-Кухина , прибывшего в район Тимбукту в XVIII веке; и семья Абана, приехавшая в первую половину XIX века. [25]

См. также [ править ]

Ссылки [ править ]

  1. ^ Тамид, 32б, и параллельный отрывок, где «африканская земля», очевидно, то же самое, что и Карфаген.
  2. ^ Исаия 23:1
  3. ^ Иезекииля 25:7
  4. ^ Мек., Бо, 17; Тосеф., Шаб. VII. 25; Втор. Р. т. 14; и особенно Сан. 94а
  5. ^ Тарих эс-Судан , Париж, 1900, автор Абдеррахман бен-Абдалл эс-Сади (трад. О. Худас), страницы 5-10
  6. ^ Тарих аль-Фатташ , Махмуд Кати бин Эль-Хадж Эль Мотауккал Кати, 1657 г., страницы 62-63
  7. ^ Евреи сахарского оазиса: ликвидация общины тамантит , Markus Wiener Publishers, Принстон, Нью-Джерси, 2006, Джон Ханвик. стр. 67
  8. ^ Примак, Карен. Евреи в местах, о которых вы никогда не думали . Издательство Ктав. ISBN  0-88125-608-0 .
  9. ^ Палмер, HR (1914). «Отчет г-на Делафосса о фулани» . Журнал Королевского африканского общества . 13 (50): 195–203. ISSN   0368-4016 .
  10. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Бассет, «Недрома», с. 13
  11. ^ «Происхождение берберов», с. 406 (см. «Преподобный арх. Константин», 1867, стр. 102)
  12. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Горовиц, lcp 202 204 205
  13. ^ Декабрь 1895 г.; см. «Бюллетень Альянса Израильтян», том. ii. 42, 1880 г.; «Большая энциклопедия», xxiii. 254; Джеймс Эдвард Бюджет-Микин , Земля мавров , стр.17
  14. ^ "Ghat et les Tuareg de l'Air", с. 181
  15. ^ Марокко. , Лейпциг, 1887 г., стр. 58 след.
  16. ^ Божья воля. Путешествия раввина Мордохая Аби Серура , доктор Сэнфорд Х. Бедерман, Серия исследований факультета географии GSU, 1980, стр. 9.
  17. ^ Ибед. страница 7
  18. ^ Ибед. стр. 10
  19. ^ Ибед. стр. 14
  20. ^ Ибед. стр. 15
  21. ^ Евреи в Тимбукту, или евреи Тимбукту , Сборник письменных источников, касающихся еврейской торговли в Тимбукту в 19 веке, Издания Донния, Бамако, 1999 г., профессор Исмаэль Диади Хайдара, стр. 31
  22. Евреи в Кабо-Верде и на побережье Гвинеи , Доклад, представленный Ричардом Лоббаном в Массачусетском университете в Дартмуте, 11 февраля 1996 г.
  23. «Обновление еврейской идентичности в Тимбукту» , Карен Примак. Архивировано 29 октября 2005 г. в Wayback Machine.
  24. ^ « Библиотека Кати , Ассоциация исследований Сахары» . Архивировано из оригинала 11 июня 2007 г. Проверено 11 июня 2007 г.
  25. ^ « Евреи Тимбукту , Рик Голд, Вашингтонская еврейская неделя, 30 декабря 1999 г.» . Архивировано из оригинала 19 октября 2012 г. Проверено 15 марта 2012 г.

Дальнейшее чтение [ править ]

Общие [ править ]

  • Войны евреев: военная история от Библии до наших дней , Hipporcrene Books, Нью-Йорк, 1990, Монро Розенталь и Исаак Мозесон
  • Еврейские общины в экзотических местах , Джейсон Аронсон Инк., Иерусалим, Кен Блади
  • Евреи в Африке: древние отношения с чернокожими африканцами , информационный документ 19-II, Сэмюэл Курински
  • Еврейизмы Западной Африки: от Нила до Нигера с евреями , The Dial Press , Нью-Йорк, 1931, Джозеф Дж. Уильямс
  • Евреи сахарского оазиса: ликвидация общины тамантит , Markus Wiener Publishers, Принстон, Нью-Джерси, 2006, Джон Ханвик.
  • Забытая диаспора: еврейские общины в Западной Африке и создание атлантического мира . Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета, 2011, Питер Марк и Хосе да Силва Орта.

Мали и Сонгай [ править ]

  • Евреи в Африке: Часть 1 Берберы и евреи , Сэм Тиминский (Федерация истории иврита)
  • «Евреи Тимбукту», Вашингтонская еврейская неделя , 30 декабря 1999 г., автор Рик Голд.
  • Евреи в Тимбукту, или евреи Тимбукту , Сборник письменных источников, касающихся еврейской торговли в Тимбукту в 19 веке, Издания Донния, Бамако, 1999 г., профессор Исмаэль Диади Хайдара

Гвинеи Верде и побережье Кабо -

  • Евреи в Кабо-Верде и на побережье Гвинеи , Доклад, представленный Ричардом Лоббаном в Массачусетском университете в Дартмуте, 11 февраля 1996 г.
  • Евреи Кабо-Верде: Краткая история . Бруклин, Нью-Йорк: Sepher-Hermon Press, 1997, М. Митчелл Серелс.

Внешние ссылки [ править ]

Тимбукту [ править ]

Северная Африка [ править ]

Кабо-Верде [ править ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: acf95b89b4bc3fc9e49fc28015f87803__1718924400
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ac/03/acf95b89b4bc3fc9e49fc28015f87803.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Jews of Bilad el-Sudan - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)