Фарсис
Фарсис ( финикийский: 𐤕𐤓𐤔𐤔 ТРШШ ; Иврит : תַּרְשִׁישׁ Таршиш ; Греческое : Θαρσεῖς , Фарсеида ) встречается в еврейской Библии в нескольких неопределенных значениях, чаще всего как место (вероятно, большой город или регион) далеко за морем от Финикии (современный Ливан ) и Земли Израиля . Говорят, что Фарсис экспортировал огромное количество важных металлов в Финикию и Израиль. Этот же топоним встречается в аккадских надписях ассирийского царя Асархаддона (умер в 669 г. до н. э.), а также в финикийской надписи Норского камня (около 800 г. до н. э.) на Сардинии ; его точное местоположение никогда не было широко известно и в конечном итоге было потеряно в древности. Со временем вокруг него возникли легенды, так что его личность была предметом научных исследований и комментариев на протяжении более двух тысяч лет.
Его важность частично проистекает из того факта, что еврейские библейские отрывки склонны понимать Фарсис как источник огромного богатства царя Соломона металлами – особенно серебром, но также золотом, оловом и железом ( Иезекииль 27 ). Сообщается, что металлы были получены в сотрудничестве с царем Хирамом Тира . в Финикии ( Исайя 23 ) и флотом кораблей из Фарсиса
Фарсис — это также название современной деревни в районе Горного Ливана в Ливане , а Фарсис — современная деревня на юге Испании.
Согласно еврейской энциклопедии Даат , библейская фраза «корабли Фарсиса» относится не к кораблям из определенного места, а к классу кораблей: большие суда для дальней торговли. [1]
Еврейская Библия
[ редактировать ]Фарсис встречается 25 раз в масоретском тексте еврейской Библии . Ссылки на Фарсис как на место или нацию включают:
- В Бытии 10:4 Фарсис появляется среди сыновей Ноя : «И сыновьями Иавана [были] Елисей , Фарсис, Киттим и Доданим ». Это очень точно повторяется в 1 Паралипоменон 1:7 . В следующем отрывке подробно рассказывается, что эти потомки рассеяли многочисленные народы по всему « архипелагу », каждый со своим языком, со своей особой родословной и культурой .
- В 3 Царств 10:22 отмечается, что у царя Соломона был «фарсисский флот» в море вместе с флотом его союзника, Хирама Тира царя : «Раз в три года приходил флот Фарсиса, привозивший золото, серебро, слоновая кость, обезьяны и павлины». Это повторяется (с некоторыми заметными изменениями) во 2 Паралипоменон 9:21 .
- В 3 Царств 22:48 говорится, что « Иосафат повелел фарсисские корабли идти в Офир за золотом, но они не пошли, потому что корабли разбились в Ецион-Гавере ». Это повторяется во 2 Паралипоменон 20:37 , которому предшествует информация о том, что корабли действительно были построены в Ецион-Гевере, и подчеркивается пророчество Елиезера, сына Додавагу из Мареши, против Иосафата: «За то, что ты соединился с Охозией , Господь разрушь то, что ты создал». И корабли потерпели крушение и не смогли идти в Фарсис. Об этом можно упомянуть в Псалмах 48:7 : «Ветром восточным ты разбил корабли Фарсиса». Из этих стихов комментаторы делают вывод, что «корабли Фарсиса» использовались для обозначения любых крупных торговых кораблей, предназначенных для дальних плаваний, независимо от их назначения. [2] а некоторые переводы Библии, включая NIV , доходят до перевода фразы « корабль(а) Фарсиса» как «торговый корабль(а)».
- В Псалме 72:10 , который в еврейской и христианской традиции часто интерпретируется как мессианский , говорится: «Пусть цари Фарсиша и прибрежных земель воздадут ему дань; пусть цари Савы и Севы принесут дары!» Этот стих является исходным текстом литургического антифона Регес Тарсис в христианской соборной музыке. В этом псалме «цепочка масштабных коррелятов», состоящая из «гор и холмов», «дождя и ливней», «морей и рек», приводит к фразе «Фарсис и острова», указывающей на то, что Фарсис был большим островом. [3]
- Исайя содержит три пророчества, в которых упоминается Фарсис. Сначала, в 2:16, «против всех кораблей Фарсиса и против всех прекрасных кораблей», затем Фарсис подробно упоминается в главе 23 против Тира: «Рыдайте, корабли Фарсиса, ибо Тир опустошен, без дома или гавань!" (23:1 и 23:14) и «Перейдите в Фарсис; рыдайте, жители побережья!» (23:6). В 23:10 Тир назван «дочерью Фарсиша». Эти пророчества перевернуты в Исаии 60:9: «Ибо острова будут надеяться на меня, корабли Фарсиса прежде всего, чтобы привести детей ваших издалека»; и 66:19: «И поставлю среди них знамение. И из них пошлю выживших к народам, в Фарсис, Пул и Луд, которые натягивают лук, в Тувал и Иаван, в дальние побережья, которые не слышали славы Моей и не видели славы Моей, и возвестят славу Мою среди народов».
- Иеремия лишь вскользь упоминает Фарсис как источник серебра : «Чеканное серебро привозят из Фарсиса, а золото из Уфаза » (10:9).
- Иезекииль описывает торговые отношения Тира с Фарсисом: «Фарсис вел с вами дела из-за вашего огромного разнообразного богатства; серебро, железо, олово и свинец они обменивали на ваши товары» ( 27:12 ) и «Корабли Фарсиса шел за тобой с товарами твоими, и ты был наполнен и обременен в сердце морей» ( 27:25 ). Металлы из Фарсиса хранились в Тире и перепродавались, вероятно, в Месопотамию. В пророчестве против Гога Иезекииль предсказывает: «Савва и Дедан, и купцы Фарсиса, и все вожди его скажут тебе: «Ты пришел захватить добычу? Ты собрал свое войско, чтобы унести добычу, унести серебро и золото, чтобы увести скот и добро, захватить большую добычу » ( 38:13 )?
- В Иона 1:3 и 4:2 Фарсис упоминается как отдаленное место: «Но Иона встал, чтобы бежать в Фарсис от лица Господа. Он спустился в Яффо и нашел корабль, идущий в Фарсис». Бегство Ионы в Фарсис, возможно, следует понимать как «очень далекое место», а не как точный географический термин. В Средиземном море корабли, использовавшие только паруса, часто оставались на мели без ветра, тогда как корабли с веслами могли продолжать плавание. [4]
Другие источники древней и классической эпохи
[ редактировать ]- Асархаддон, Ашшур Вавилон E (AsBbE) [5] сохраняет «Все цари из земель, окруженных морем, – от страны Иадананы (Кипра) и Иамана, до Тарсиси (Фаршиша) – поклонились моим ногам». Здесь Фарсис, безусловно, является большим островом, и его нельзя спутать с Тарсом (Томпсон и Скэггс, 2013).
- Флавий Иосиф Флавий [6] (I век) читается как «Таршуш», идентифицируя его как город Тарс на юге Малой Азии , который некоторые позже приравняли к Тарсиси, упомянутому в ассирийских записях времен правления Асархаддона. Финикийские надписи были найдены в Каратепе в Киликии. [7] Бунзен и Сейс [8] кажется, были согласны с Иосифом Флавием, но финикийцы действовали во многих регионах, где были доступны металлы, и классические авторы, некоторые библейские авторы и, конечно же, Камень Нора, в котором упоминается Фарсис, обычно помещают финикийскую экспансию, направленную на приобретение металлов, на западе Средиземноморья. .
- Септуагинта Таргуме и Вульгата в нескольких отрывках переводят его с помощью Карфагена , очевидно, следуя еврейской традиции, обнаруженной в Ионафана («Африки», т. е. Карфаген). [2]
Идентификации и интерпретации
[ редактировать ]Согласно нескольким библейским отрывкам, Фарсис находится на берегу Средиземного моря. [9] а точнее: к западу от Израиля . [10] [11] Он описывается как источник различных металлов: «чеканное серебро привозят из Фарсиса» (Иеремия 10:9), а финикийцы из Тира привозили оттуда серебро, железо, олово и свинец (Иезекииль 27:12). [11]
Контекст в Исаии 23:6 и 66:19, кажется, указывает на то, что это остров, и из Израиля до него можно было добраться на корабле, как это попыталось Иона (Иона 1:3) и осуществил флот Соломона (2 Паралипоменон 9: 21). [11] Некоторые современные ученые отождествляют Фарсис с Тартессом , портом на юге Испании, описанным классическими авторами как источник металлов для финикийцев, в то время как отождествление Фарсиса Иосифом Флавием с городом Тарс в Киликии (юг-центральная Турция) имеет еще более широкое распространение. принял. [11] Однако четкая идентификация невозможна, поскольку с добычей различных металлов связан целый ряд средиземноморских стоянок с похожими названиями. [11]
Средиземное море
[ редактировать ]По словам Раши , средневекового раввина и комментатора Библии, цитирующего Трактат Хуллина 9lb, «таршиш» означает Средиземное море . [12]
Карфаген
[ редактировать ]Таргум Септуагинты Ионафана, а также несколько отрывков из и Вульгаты изображают Фарсис как Карфаген . [2] Еврейско-португальский ученый, политик, государственный деятель и финансист Исаак Абарбанель (1437–1508 гг. Н.э.) описал Фарсис как «город, известный в прежние времена как Карфаген, а сегодня называемый Тунисом». [13]
Сардиния
[ редактировать ]Томпсон и Скэггс [3] утверждают, что аккадские надписи Асархаддона (AsBbE) указывают на то, что Фарсис был островом (а не прибрежной полосой) далеко к западу от Леванта. В 2003 году Кристин Мари Томпсон обнаружила Сисджорданский корпус, скопление кладов хаки в Израиле и Палестине (Сисиордания). Этот Корпус датируется периодом между 1200 и 586 годами до нашей эры, и все клады в нем преимущественно состоят из серебра. Самый большой клад был найден в Эштемоа , современный Ас-Саму , и содержал 26 кг серебра. Внутри него, а именно в географическом регионе, входившем в состав Финикии, сосредоточены клады, датированные между 1200 и 800 годами до нашей эры. В современном Средиземноморье нет другой известной такой концентрации серебряных кладов, и ее диапазон дат совпадает с правлением царя Соломона (990–931 до н.э.) и Хирама Тирского (980–947 до н.э.).
Американские ученые Уильям Ф. Олбрайт (1891–1971) и Фрэнк Мур Кросс (1921–2012) предположили, что Фарсис был Сардинией из-за открытия камня Нора , в финикийской надписи на котором упоминается Фарсис. [14] Кросс прочел надпись, чтобы понять, что Фарсис именуется Сардинией. [15] Недавние исследования кладов серебра также позволили предположить, что это Сардиния. [16]
Предметы из хак-серебра в этих финикийских кладах имеют соотношение изотопов свинца, такое же, как в рудах производящих серебро регионов Сардинии и Испании, только один из которых представляет собой большой остров, богатый серебром. переводят ассирийский тар-си-си Вопреки переводам, которые до настоящего времени как «Тарс», Томпсон утверждает, что ассирийские таблички, написанные на аккадском языке, указывают на то, что тар-си-си (Фарсис) был большим островом в западном Средиземноморье. и что поэтическая конструкция Псалма 71:10 также показывает, что это был большой остров на очень далеком западе от Финикии. Остров Сардиния в древности всегда был известен как центр торговли металлами, а древние греки называли его Argyróphleps nésos «островом серебряных жил».
Говорят, что те же данные о хакерском серебре согласуются с тем, что древнегреческие и римские авторы записали о том, что финикийцы эксплуатировали многие источники серебра в западном Средиземноморье для питания развивающихся экономик в Израиле и Финикии вскоре после падения Трои и других дворцовых центров в Восточное Средиземноморье около 1200 г. до н. э. Классические источники, начиная с Гомера (8 век до н. э.), а также греческих историков Геродота (484–425 до н. э.) и Диодора Сицилийского (ум. 30 до н. э.), говорят, что финикийцы эксплуатировали металлы Запада для этих целей, прежде чем они создали постоянные колонии в богатых металлами регионах Средиземноморья и Атлантики. [13] [3]
Либо Сардиния, либо Испания.
[ редактировать ]Редакторы Новой Оксфордской Аннотированной Библии , впервые опубликованной в 1962 году, предполагают, что Фарсис — это либо Сардиния , либо Тартесс. [17]
Испания
[ редактировать ]Руфус Фест Авиен, латинский писатель IV века нашей эры, идентифицировал Фарсис как Кадис . [18] Эту теорию поддержал отец Мэппл в девятой главе «Моби Дика» . [19]
Некоторые комментаторы Библии еще в 1646 году ( Самуэль Бошар ) читали его как Тартесс в древней Испании (Пиренейский полуостров), недалеко от Уэльвы и сегодняшней Севильи. [2] Бошар , французский протестантский пастор 17 века, в своем «Фалеге» (1646) предположил, что Фарсис — это город Тартесс на юге Испании . За ним последовали другие, в том числе Герц (1936).
Финикийское побережье
[ редактировать ]Сэр Питер ле Паж Ренуф (1822–1897) [20] считали, что «Фарсис» означает побережье, и, поскольку это слово часто встречается в связи с Тиром, следует понимать финикийское побережье.
Тирсенцы или этруски
[ редактировать ]Т. К. Чейн (1841–1915) считал, что «Фарсис» из Бытия 10:4 и « Тирас » из Бытия 10:2 на самом деле являются двумя названиями одного народа, полученными из двух разных источников, и могут указывать на тирсенцев или этрусков . [21]
Британия
[ редактировать ]Некоторые комментаторы 19-го века полагали, что Фарсис был Британией , в том числе Альфред Джон Данкин , который сказал, что «Фарсис продемонстрировал, что это Британия» (1844 г.), Джордж Смит (1850 г.), [22] Джеймса Уоллиса и Дэвида Кинга «Британский предвестник тысячелетия» (1861 г.), Джона Алджернона Кларка (1862 г.) и Джонатана Перкинса Уити из Огайо (1887 г.). [23] Эта идея основана на том факте, что Фарсис, как записано, торговал оловом, серебром, золотом и свинцом. [24] все они были добыты в Корнуолле . Некоторые до сих пор называют это «торговцами Фарсиса». [ нужны разъяснения ] Христианские секты. [ нужна ссылка ]
Юго-Восточная Африка
[ редактировать ]Огастес Генри Кин (1833–1912) считал, что Фарсис — это Софала , а центр библейской земли Хавила находился в соседнем Великом Зимбабве . [25]
Южная Индия и Шри-Ланка
[ редактировать ]Бохарт, помимо Испании (см. Там), также предложил восточные места для портов Офира и Фарсиса во время правления царя Соломона, в частности, континент Тамилаккам (современная Южная Индия и Северный Цейлон), где дравиды были хорошо известны своим золотом и жемчугом. , торговля слоновой костью и павлинами. Он установил, что «Фаршиш» — это место Кудирамалай , возможное искажение Тирукетишварама . [26] [27] [28] [29] [30] [31]
Киликия
[ редактировать ]Однако это может относиться к Тарсу в Киликии , откуда родом Савл, позже Павел (Деяния 9:11, 21:39, 22:3).
Тарксиен
[ редактировать ]Есть несколько указаний на то, что Фарсис мог располагаться на Мальте , где до сих пор местный совет называется Тарксиен . Произношение на семитском языке мальтийского народа довольно похоже на еврейское произношение Фаршиша ( Мальтийское произношение: [tɐrˈʃɪːn] ). Все мегалитические храмы эпохи неолита на Мальте относятся к фазе Таксиен на острове. Жители утверждают, что Тарксиен был основан карфагенянами . [32]
Споры
[ редактировать ]Существование Фарсиса в западном Средиземноморье, а также любое присутствие финикийцев в западном Средиземноморье до ок. 800 г. до н.э., в наше время подвергается сомнению некоторыми учеными, поскольку прямых доказательств нет. Вместо этого отсутствие доказательств богатства Израиля и Финикии во время правления Соломона и Хирама соответственно побудило некоторых ученых полагать, что археологический период в предыстории Средиземноморья между 1200 и 800 годами до нашей эры был «Темным веком». [33]
Другое использование
[ редактировать ]- Еврейский термин имеет омоним «таршиш» , который встречается семь раз и переводится как «берилл» . в старых английских версиях [34] Согласно Исходу 28:20 , это один из драгоценных камней, вставленных в священнический нагрудник («четвертый ряд [будет] берилл [таршиш] и…»). Он связан с коленом Ашера и был идентифицирован Септуагинтой и Иосифом Флавием как «золотой камень» χρυσόλιθος (идентификация которого остается спорной, возможно, топаз , вероятно, не современный хризолит ), а позже как аквамарин .
- В 1 Паралипоменон 7:10 , части генеалогии, мимоходом упоминается еврей по имени Фарсис, сын Билхана.
- В Есфири 1:14 мимоходом упоминается персидский принц по имени Фарсис среди семи персидских князей.
- Фаршиш — название деревни в Ливане , примерно в 50 км (31 миле) от Бейрута . Он расположен в Баабда Кадаа на высоте 1400 м (4600 футов) над уровнем моря. [35]
- Фаршиш — фамилия, встречающаяся среди евреев ашкеназского происхождения. Вариант имени Таршиши встречается среди ливанцев и, вероятно, указывает на семейную связь с ливанской деревней Таршиш.
- Фарсис также был названием недолговечной политической партии. [36] Основан Моше Двеком , потенциальным убийцей премьер-министра Израиля Давида Бен-Гуриона .
- Греческая региону форма названия, Фарсис , была дана Джованни Скиапарелли на Марсе .
- Классический рассказ Джона Бьюкена «Корабль Фарсис» относится к Книге Ионы .
- Около 1665 года некоторые последователи Саббатая Цви в Измире предсказывали, что « корабли Фаршиса , то есть с голландскими экипажами», перевезут их в Святую Землю . [37]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Еврейская энциклопедия Даат - Фарсис
- ^ Перейти обратно: а б с д Певец, Исидор ; Селигсон, М. (ред.). «Фаршиш» . Еврейская энциклопедия .
- ^ Перейти обратно: а б с Томпсон, CM; Скэггс, С. (2013). «Серебро царя Соломона?: Южно-финикийские клады хаксильбера и местонахождение Фарсиса » . Интернет-археология (35). дои : 10.11141/ia.35.6 . 35.
- ^ Торр, Сесил (1895). Древние корабли . Издательство Кембриджского университета. стр 1–3 . . Проверено 18 февраля 2010 г.
тема: корабли.
- ^ = K18096 и EŞ6262 в Британском музее и Стамбульском археологическом музее соответственно.
- ^ Еврейские древности 1:6§1
- ^ Пфайффер, Чарльз Ф. (1966). «Каратепе». Словарь библейской археологии . Библейский мир. Нэшвилл, Теннесси: Broadman Press. п. 336.
- ^ Бунзен, CCJ ; Сейс (1902). Разъяснительные времена . п. 179.
- ^ Исаия 23 , Иеремия 10:9 , Иезекииль 27:12 , Иона 1:3, 4:2.
- ^ Бытие 10:4 , 1 Паралипоменон 1:7.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Негев, Авраам; Гибсон, Шимон (2001). «Фаршиш». Археологическая энциклопедия Святой Земли . Нью-Йорк и Лондон: Континуум. п. 494. ИСБН 0-8264-1316-1 .
- ^ «Хабад Танах: комментарий Раши к Даниилу 10:6» .
- ^ Перейти обратно: а б Томпсон, CM (2003). «Запечатанное серебро в Присиордании и «изобретение» чеканки». Оксфордский журнал археологии . 22 (1): 67–107. дои : 10.1111/1468-0092.00005 .
- ^ Олбрайт, ВФ (1941). «Новый свет на раннюю историю финикийской колонизации». Бюллетень американских школ восточных исследований . 83 (83). Американские школы восточных исследований : 14–22. дои : 10.2307/3218739 . JSTOR 3218739 . S2CID 163643292 .
- ^ Кросс, FM (1972). «Интерпретация Норы Стоуна». Бюллетень американских школ восточных исследований . 208 (208). Американские школы восточных исследований : 13–19. дои : 10.2307/1356374 . JSTOR 1356374 . S2CID 163533512 .
- ^ «Фаршиш: клады Хаксилбера указывают на источник серебра Соломона - Общество библейской археологии» . Общество библейской археологии . 11 июля 2017 г. Проверено 28 мая 2018 г.
- ^ Мецгер, Брюс М .; Мерфи, Роланд Э., ред. (1991). Новая Оксфордская аннотированная Библия . аннотация к Иеремии 10:9.
- ^ Уильям Паркин - 1837 г. "Фест Авинус прямо говорит, что Кадис был Фаршишем. Это прекрасно согласуется с заявлением Ибн Ханкала, который, без сомнения, передает мнение арабских географов, что Финикия в дальнейшем поддерживала прямые сношения с Британией..."
- ^ «Глава 9: Проповедь | Моби Дик | Герман Мелвилл | Lit2Go и т. д.» .
- ^ Труды Общества библейской археологии , xvi. 104 и последующие, Ле Паж Ренуф
- ^ Восточная литературная газета , iii. 151, Чейн
- ^ Смит, Джордж (1856). Священные Анналы; Или «Исследования истории и религии человечества» . Карлтон и Портер. п. 557.
Хирен полностью подтверждает эту точку зрения; показывает у Страбона, что финикийцы не только торговали с Испанией и Британией, но и фактически вели горные работы в бывшей стране; и настолько полностью удовлетворен тождеством Фарсиса и Испании...
- ^ Уити, Джонатан Перкинс (1887). Восточный вопрос в его различных фазах . п. 293.
Выражение таково: « торговцы Фарсиса с молодыми львами Фарсиса ». Предположим, что мы доказали, что Англия была древним Фарсисом, а Великобритания — Фарсисом Эзским. XXXVIII. 13, или начальник того и другого...
- ^ Иез 27:12
- ^ Кин, AH (1901). Золото Офира – откуда и кем добыто? .
- ^ Бройе Ричард Лесли (1934). Древние ирригационные сооружения на Цейлоне . Том. 1–3. п. 36.
- ^ Смит, Уильям, сэр (1863). Библейский словарь .
автор отмечает, что еврейское слово «павлин» — «Тхукки» , происходящее от классического тамильского слова «павлин» — « Тогкай».
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Рамасвами, Шастри (1967). Тамилы и их культура . Аннамалайский университет. п. 16.
- ^ Грегори, Джеймс; Нимейер, М. (1991). Тамильская лексикография . п. 10.
- ^ Фернандес, Эдна (2008). Последние евреи Кералы . Портобелло. п. 98.
- ^ Смит, Уильям, изд. (1870) [1863]. Библейский словарь . Херд и Хоутон. п. 1441.
{{cite encyclopedia}}
: Отсутствует или пусто|title=
( помощь ) - ^ «Небесная табличка Тал-Кади/Тарксиена – Wikibooks, коллекция бесплатных учебников, научно-популярной и специальной литературы» . de.wikibooks.org (на немецком языке) . Проверено 1 июня 2023 г.
- ^ Мухли, JD (1998). «Медь, олово, серебро и железо: поиск металлических руд как стимул для зарубежной экспансии». [В] Гитин и др. [Ред.] Средиземноморские народы в переходный период: с 13 по начало 10 веков до нашей эры. В честь профессора Труде Дотан . Иерусалим: Израильское исследовательское общество. стр. 314–329. ОКЛК 233987610 ?
- ^ "таршийш". Еврейский лексикон Стронга (KJV) . Х8658 . Проверено 20 августа 2016 г. - через Blueletterbible.org.
- ^ Берк, Аарон (2006). «Фарсис в горах Ливана: Свидетельства библейского топонима» . Маарав .
- ^ Райх, Бернард; Голдберг, Дэвид Х. (2008). Исторический словарь Израиля (2-е изд.). Лэнхэм, Мэриленд: Scarecrow Press. п. 488. ИСБН 9780810855410 .
- ^ Шолем, Гершом Герхард; Вербловски, Р. Дж. Цви (1973). Саббатай Севи: Мистический Мессия, 1626-1676 гг . Издательство Принстонского университета. п. 419. ИСБН 978-0-691-01809-6 . Проверено 25 февраля 2021 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Обе, Мэн (2001). Финикийцы и Запад: политика, колонии, торговля . 2-е издание, Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
- Бейтцль, Б. (2010). Было ли совместное морское предприятие по Средиземному морю тирских финикийцев и ранних израильтян?' Бюллетень американских школ восточных исследований , 360, 37–66.
- Серкейро, Даниэль. Корабли Таршиса или кем были финикийцы . ISBN 987923913X . Издательство «Маленькая Венеция». Буэнос-Айрес, 2002 год.
- Эйлат, М. (1982). Фарсис и проблема финикийской колонизации западного Средиземноморья. Orientalia Lovaniensia Periodica , 13, 55–69.
- Гонсалес де Каналес, Ф.; Серрано, Л.; И Лломпарт, Дж. (2010). Фарсис и Объединенная монархия Израиля. Древние ближневосточные исследования , 47, 137–164.
- Герц Дж. Х. (1936). Пятикнижие и Гафтор . Второзаконие. Издательство Оксфордского университета, Лондон.
- Джонгблуд, Д. (2009). Допотопные цивилизации . Эд Кэп Приключения
- Кох, М. (1984). Фарсис и Испания . Берлин, Вальтер де Грюйтер и Ко.
- Липинский, Э. (2002). Семитские языки: очерк сравнительной грамматики. Orientalia Lovaniensia Analecta , 80, Левен. Питерс.
- Липинский, Э. (2004). Маршрут по Финикии. Studia Phenicia , XVIII, Левен: Петерс.
- Шмидт, Б. (ред.) (2007). В поисках исторического Израиля: обсуждение археологии и истории раннего Израиля . Атланта: Общество библейской литературы.
- Томпсон, К.М. и Скэггс, С. (2013). Серебро царя Соломона?: Южно-финикийские клады хасилбера и местонахождение Фарсиса. Интернет-археология , (35). doi:10.11141/ia.35.6
- Томпсон, CM (2003). Запечатанное серебро в Прииордании железного века и «изобретение» чеканки монет. Оксфордский журнал археологии , 22 (1), 67–107.