Антисемитизм в Швеции
этой статьи Начальный раздел может быть слишком коротким, чтобы адекватно суммировать ключевые моменты . ( апрель 2022 г. ) |
Часть серии о |
Антисемитизм |
---|
Категория |
Еврейская община в Швеции преобладает с 18 века. Сегодня в Швеции есть еврейская община, насчитывающая около 20 000 человек. [1] что делает его седьмым по величине в Европейском Союзе . Антисемитизм в исторической Швеции прежде всего проявлялся в конфискации имущества, ограничениях на передвижение и трудоустройство, а также принудительном обращении в христианство. Антисемитизм в современной Швеции в основном совершают крайне правые политики, неонацисты и исламисты .
История
[ редактировать ]Ранняя история евреев в Швеции
[ редактировать ]Евреям разрешено проживать в Швеции с конца 18 века. До этого евреи претендули на должности преподавателей иврита в университетах, но условием назначения на преподавательскую должность было их обращение в лютеранство . [2] Лютеранский протестантизм был государственной религией (с 16 века) и единственной признанной религией. Оппозиция была сильной против других конфессий, особенно католицизма.
Евреям требовался капитал в 2000 риксдалеров , чтобы получить охранное письмо ( skyddsbrev ). [3] Сюда входила стоимость одежды, бытовых приборов и инвентаря, регулярные платежи за содержание, денежные средства и векселя. После того, как заявление будет подано магистрату, заявителю будет предоставлен статус Хусбонда , и он сможет на законных основаниях поддерживать себя в выбранной им торговле или бизнесе.
Статус skyddsjude, полученный из немецкого schutzjude и законодательства XVIII века, регулирующего евреев в Швеции, был составлен после того, как Парламентский конституционный комитет ( Konstitutionsuttskottet ) получил копии немецких законов, регулирующих евреев в Саксонии , Пруссии и других немецких королевствах и герцогствах. В комитете обсуждалось, должны ли евреи носить отличительный знак при ходьбе по улице – возможно, красную или желтую повязку на шляпе, но эта идея была отклонена. [4] Бедные евреи подлежали депортации в соответствии с законом, запрещающим цыганам, канатоходцам и продавцам барометров.
На евреев было наложено большое количество ограничений, в том числе ограничения на города: Стокгольм , Гетеборг , Норчёпинг и Ландскрона : евреи не могли проживать или владеть собственностью в сельской местности: это ограничение было впервые снято в 1854 году. [5] В 1870 году евреи получили полные гражданские права, а в 1872 году были избраны первые еврейские члены риксдага Арон Филипсон и Мориц Рубенсон. [6] Однако шведским непротестантам, большинство из которых были католиками и евреями, по-прежнему не разрешалось преподавать предмет христианства в государственных школах или быть министрами кабинета министров ( statsråd ) (эти ограничения не были сняты до 1 января 1953 года).
В начале 1900-х годов журналист Мауриц Ридгрен планировал антисемитскую листовку . Бартольд Лунден издавал такую газету под названием «Види » в период с 1919 по 1931 год. В 1923 году Лунден также основал Шведский антисемитский союз ( Svenska Antisemitiska Föreningen ; SAF ). [7]
Фашисты, нацисты и Холокост
[ редактировать ]Несколько шведских фашистских и нацистских партий, сформированных в 1920-х и 1930-х годах, в целом были резко антисемитскими и/или выросли из среды Антисемитского союза (хотя он был формально распущен в 1931 году). [7]
22 января 1932 года крупнейшая из этих партий, Шведская национал-социалистическая партия (Шведская национал-социалистическая партия), провела свой первый публичный митинг, когда Биргер Фуругорд обратился к 6000 аудитории на Хеймаркете в Стокгольме. [8] Пик популярности шведских нацистов пришелся на муниципальные выборы 1934 года, когда нацистские партии одержали победу в более чем 100 избирательных состязаниях. [9]
В 1933–1939 годах около 3000 евреев мигрировали в Швецию, спасаясь от преследований в нацистской Германии . [ нужна ссылка ] Поскольку Швеция была нейтральной во время Второй мировой войны , она стала местом убежища для евреев из оккупированной Европы : в 1942 году 900 норвежских евреев получили убежище от преследований нацистов , а в октябре 1943 года почти вся датская еврейская община, около 8000 человек, получила убежище от нацистских преследований. был перевезен в Швецию (см. Спасение датских евреев ). [ нужна ссылка ] Шведский дипломат Рауль Валленберг также спас тысячи венгерских евреев в Будапеште, предоставив им «защитные паспорта». Он также арендовал 32 здания, финансируемые Соединенными Штатами, и объявил их дипломатическими объектами Швеции, тем самым поставив их под защиту дипломатического иммунитета. [ нужна ссылка ]
После войны шведские нацисты оставались ярыми антисемитами; еще в мае 1945 года стали одними из первых сторонников отрицания Холокоста . [10] В первый послевоенный период крайне правые партии были относительно неактивны в политическом отношении. Фашистская Нисвенска Рёрельсен (НШР, Новое шведское движение, образованное в 1941 году как Свенская оппозиция ) пыталась дистанцироваться от своей собственной истории и нацистской Германии. НСР наладил связи с аналогичными организациями в других странах и открыл в Мальмё бюро по трудоустройству для датчан и норвежцев-эмигрантов, бежавших в Швецию после сотрудничества с немецкими оккупационными силами во время войны.
В 1956 году была сформирована новая шведская нацистская партия — Нордиска Рикспартиет ( НРП ; «Партия Северного рейха»). В нем существовала военизированная фракция под названием «Группа национального действия» (RAG, Riksaktiongruppen), и несколько ее членов были осуждены за нападения и угрозы (в конце 1980-х годов один из активистов RAG был выбран председателем недавно сформированной партии « Шведские демократы» ).
В 1960 году произошла так называемая «свастичная эпидемия», когда изображение свастики быстро распространилось во многих странах. Американский раввин Макс Нуссбаум утверждал, что кампанию по рисованию свастики возглавил из Мальмё Пер Энгдал . Энгдаль отрицал это и утверждал, что СМП стал жертвой заговора Всемирного еврейского конгресса и что за свастиками стояли сами евреи. [11] С середины 1960-х годов членство и взносы в ССР упали, и партия пришла в упадок (за исключением нескольких громких событий).
Неонацисты, сторонники превосходства белой расы и белые националисты
[ редактировать ]С конца 1980-х годов в Швеции появились новые крайне правые группы, исповедующие антисемитские убеждения. Эти группы в основном связаны НРП. В своем журнале Storm партия заявила о стремлении собрать всех «белых, сознающих расовую принадлежность». В число этих групп входили Белое арийское сопротивление (1991–93), Национал-социалистический фронт (распущенный в 2008 году) и Легион Васа (бездействующий примерно с 2010 года).
Швеция по-прежнему является домом для активных неонацистских организаций или организаций, выступающих за превосходство белой расы, исповедующих антисемитские убеждения, включая Северное движение сопротивления .
Разработки с 2000 года
[ редактировать ]Многие комментаторы рассматривают современный антисемитизм в Швеции как продукт массовой миграции мусульман, которые принесли в Швецию антиеврейские настроения из стран своего происхождения. [12] [13] Швеция занимает третье место по уровню антисемитских инцидентов в Европе после Германии и Австрии, хотя Нидерланды . в некоторые годы на третьем месте были [14] По данным правительственного исследования 2006 года, 15% шведов согласны с утверждением: «Евреи сегодня имеют слишком большое влияние в мире». [15] 5% всего взрослого населения и 39% взрослых мусульман «привержены систематическим антисемитским взглядам». [15] Бывший премьер-министр Йоран Перссон назвал эти результаты «удивительными и пугающими». Однако раввин ортодоксальной еврейской общины Стокгольма Меир Хорден заявил: «Неверно говорить, что шведы являются антисемитами. Некоторые из них враждебно относятся к Израилю, потому что они поддерживают слабую сторону, которую они считают . палестинцами ." [16]
В 2010 году предполагаемый антисемитизм среди мусульман Мальмё привлек внимание средств массовой информации после скандального интервью с тогдашним мэром города Ильмаром Рипалу . В марте того же года Фредрик Серадзк из еврейской общины Мальмё сообщил австрийской газете Die Presse , что евреи «преследуются и подвергаются физическим нападениям» со стороны «людей с Ближнего Востока», хотя он добавил, что лишь небольшое число из 90 000 мусульман Мальмё «проявляют ненависть к евреям». [17]
Население Мальмё начало сокращаться в 1970-х годах из-за упадка некогда доминирующей судостроительной и текстильной промышленности. Это также привело к уменьшению еврейского населения. Серадзк заявил, что около 30 еврейских семей эмигрировали из Мальмё в Израиль в прошлом году специально, чтобы спастись от притеснений, и, по оценкам, и без того небольшое еврейское население сокращается на 5% в год. «Мальмё — это место, из которого нужно уехать. Сейчас многие евреи в Мальмё действительно обеспокоены ситуацией и не верят, что у них есть здесь будущее», — сказал он, назвав антисемитизм основной причиной. [18] Синагога Мальмё пострадала от поджогов в 2010 и 2012 годах.
Шведская газета Skånska Dagbladet сообщила, что в 2009 году в Мальмё было совершено 79 нападений на евреев, что примерно вдвое больше, чем в предыдущем году, согласно статистике полиции. [19] В декабре 2010 года еврейская правозащитная организация Центр Симона Визенталя опубликовала рекомендации для туристов, касающиеся Швеции, советуя евреям проявлять «крайнюю осторожность» при посещении южных частей страны из-за увеличения словесных и физических притеснений еврейских граждан в городе. Мальмё. [20] Однако лидер еврейской общины хотел бы, чтобы центр проконсультировался с ними, прежде чем выносить предупреждение. Фред Хан, председатель конгрегации, сообщил Sydvenska Dagbladet , что рост статистики преступности может не отражать фактическое увеличение количества преступлений, с которыми столкнулось сообщество за прошедший год. Члены общины действительно подвергаются преследованиям, но о значительной части инцидентов в полицию не сообщается . В прошлом году членам общины настоятельно рекомендовали сообщать обо всех злоупотреблениях в полицию. [21] [22] 8 июня 2012 года антисемитские граффити были нарисованы аэрозольной краской на внешней стене старого еврейского кладбища в Мальмё. Граффити гласит: «СВИНЬЯ» на шведском языке (en gris) и свастика. [23] 28 сентября того же года произошел взрыв в здании еврейской общины Мальмё. [24]
С 2014 года несколько членов « Шведских демократов» , политической партии, представленной в шведском риксдаге , были обвинены в выражении антисемитских взглядов. Хотя партия (основанная в 1988 году) называет себя социально-консервативной и националистической , [25] Первоначально он был связан с фашистами, сторонниками превосходства белой расы и другими крайне правыми группами. [26] [27] [28]
Современные акты антисемитизма
[ редактировать ]По данным CFCA (Координационного форума по противодействию антисемитизму), антисемитизм в Швеции в настоящее время сосредоточен на израильско-палестинском конфликте . Опрос, проведенный Агентством ЕС по основным правам, показал, что в 2012 году 40–50% шведских евреев часто слышали обвинения в том, что «израильтяне ведут себя с палестинцами так же, как нацисты с евреями». [29] Более того, ряд предложенных в Швеции мер, запрещающих кошерный убой , ритуальное обрезание и, возможно, даже ввоз кошерного мяса, заставили шведскую еврейскую активистку подать заявление о предоставлении убежища в ее собственной стране. [30]
Также в 2012 году президент Европейского еврейского конгресса осудил поведение правительства Швеции, которое , Моше Кантор по его словам, является «единственной европейской страной, которая отказывается обсуждать проблему антисемитизма, преобладающего в ее границах». [31]
В 2013 году было зарегистрировано в общей сложности десять антисемитских инцидентов, включая антисемитские заявления, сделанные публично шведскими политиками, свастики, нарисованные на еврейской собственности, и лозунг «Сожги Израиль, гори», напечатанный на футболках. [32]
В 2015 году журнал «Этнические и расовые исследования» опубликовал исследование, проведенное в период с 2003 по 2009 год среди учащихся средних школ Швеции. Его целью было изучить изменения в антисемитских настроениях среди самых молодых. Результаты опроса не выявили существенного изменения общего уровня антисемитизма между двумя группами молодежи (группой 2003 г. и группой 2009 г.). Однако результаты сложения подразумевают и другие различия: в 2003 году студенты, живущие в крупных городах Стокгольм, Гетеборг и Мальмё, имели самый высокий уровень антисемитизма по сравнению с 2009 годом, когда студенты, живущие в небольших муниципалитетах и сельской местности, имели самый высокий уровень антисемитизма. . Дополнительные результаты показали, что как в 2003, так и в 2009 году студенты, родившиеся за пределами Швеции, или их родители родились за пределами Швеции, демонстрировали более высокий уровень антисемитизма по сравнению со студентами, родившимися в Швеции. [33]
В декабре 2017 года дюжина мужчин швырнула бутылки с зажигательной смесью в синагогу в Гетеборге . О пострадавших не сообщалось, а находившиеся в здании спрятались в подвале. Инцидент произошел после пропалестинской акции протеста. [34] Два дня спустя произошел поджог на еврейском кладбище. [35]
Ситуация в Мальмё с 2009 года
[ редактировать ]13 января 2009 года бутылки с зажигательной смесью были брошены внутри и снаружи погребальной часовни на старом еврейском кладбище в городе Мальмё на юге Швеции, что выглядело как антисемитский акт. Это был третий случай нападения на часовню за несколько недель до этого инцидента. [36]
В марте 2010 года Фредрик Серадзк из еврейской общины Мальмё сообщил австрийской газете Die Presse , что евреи подвергаются «притеснениям и физическим нападениям» со стороны «людей с Ближнего Востока», хотя он добавил, что лишь небольшое количество из 40 000 жителей Мальмё Мусульмане «проявляют ненависть к евреям». [17] Леа Гляйтман, пережившая Освенцим и посвятившая свою жизнь преподаванию темы Холокоста , заявила, что ее называли лгуньей, когда она преподавала тему Холокоста в школах с мусульманским большинством. [37] Серадзк также заявил, что около тридцати еврейских семей эмигрировали из Мальмё в Израиль в прошлом году специально, чтобы спастись от притеснений, при этом, по оценкам, и без того небольшое еврейское население сокращалось на 5 процентов в год. «Мальмё — это место, из которого нужно уехать. Сейчас многие евреи в Мальмё действительно обеспокоены ситуацией и не верят, что у них есть здесь будущее», — сказал он, назвав антисемитизм основной причиной. [18]
В 2010 году The Forward сообщил о нынешнем положении евреев и уровне антисемитизма в Швеции. Хенрик Бахнер, писатель и профессор истории Лундского университета , утверждал, что члены шведского парламента присутствовали на антиизраильских митингах, на которых сжигался израильский флаг и развевались флаги Хамаса и Хезболлы, а риторика часто была антисемитской. — не только антиизраильские. Однако такая публичная риторика не была названа ненавистной и осужденной. Чарльз Смолл, директор Инициативы Йельского университета по изучению антисемитизма, заявил, что «Швеция — это микрокосм современного антисемитизма. Это форма молчаливого согласия с радикальным исламом, который диаметрально противоположен всему, за что выступает Швеция». Пер Гудмундсон, главный автор редакционной статьи Svenska Dagbladet , резко раскритиковал политиков, которые, по его словам, предлагают «слабые оправдания» мусульманам, обвиняемым в антисемитских преступлениях. «Политики говорят, что эти дети бедны и угнетены, а мы заставили их ненавидеть. По сути, они говорят, что поведение этих детей в некотором смысле является нашей виной». [18]
По состоянию на 2010 год еврейская община Мальмё насчитывала около 700 человек, большинство из которых были потомками беженцев из Польши и Германии во время Второй мировой войны . [38] Шведская газета Skånska Dagbladet сообщила, что в 2009 году в Мальмё произошло 79 нападений на евреев, что примерно в два раза больше, чем в предыдущем году, согласно статистике полиции. [19] Джудит Попински, 86-летняя женщина, пережившая Холокост, рассказала The Daily Telegraph , что ее больше не приглашают в школы с большим количеством мусульман, чтобы рассказать свою историю выживания в Холокосте. Попински, нашедшая убежище в Мальмё в 1945 году, заявила, что до недавнего времени она рассказывала свою историю в школах Мальмё в рамках программы изучения Холокоста, но теперь многие школы больше не просят людей, переживших Холокост, рассказывать свои истории, потому что Студенты-мусульмане относились к ним с таким неуважением, либо игнорируя их, либо выходя из класса. Далее она заявила, что «Мальмё напоминает мне об антисемитизме, который я чувствовал в детстве в Польше перед войной. Как еврей, я больше не в безопасности в Швеции». [39]
В декабре 2010 года Центр Симона Визенталя , еврейская правозащитная организация, опубликовал рекомендации для туристов, касающиеся Швеции, советуя евреям проявлять «крайнюю осторожность» при посещении южных частей страны из-за увеличения количества словесных, физических и насильственных притеснений. евреев в городе Мальмё. [20]
6 сентября 2012 года международная организация United Nations Watch обсудила антисемитские нападения в Мальмё и заявила, что считает это явление чрезвычайно серьезным, учитывая кандидатуру Швеции в члены Совета ООН по правам человека. [40] Организация призвала Швецию обеспечить адекватную защиту еврейской общины и разработать специальные инициативы, направленные на противодействие антисемитизму. Он также сделал выговор Рипалу за его многочисленные клеветнические и подстрекательские высказывания в отношении еврейской общины Мальмё и антисемитизма, с которым она сталкивается. Более того, недавние статьи о надвигающихся нападениях на еврейскую общину Мальмё были опубликованы в шведских СМИ также в течение 2012 года, в частности о нападении на еврейский центр 28 сентября 2012 года. [41] После доклада, в котором Мальмё был отмечен как центр антисемитских действий в Швеции, дискуссия далее затронула вопрос о причинах этого антисемитизма, связанного ли с классической ненавистью к евреям или усугубленного затяжным арабо-израильским конфликтом. [42]
В 2013 году Сиавош Дерахти , уроженец Швеции, сын родителей иранских иммигрантов и основатель организации « Молодые люди против антисемитизма и ксенофобии» , получил первую премию Рауля Валленберга , награду, названную в честь шведского дипломата, спасшего тысячи евреев из нацистских лагерей смерти. во время Второй мировой войны. Отборочная комиссия заявила, что из-за его общественной активности, направленной на снижение антисемитизма и ксенофобии, Дерахти подал "положительный пример" в своем родном городе Мальмё и во всей Швеции. [44] 8 ноября 2012 года Шведский комитет по борьбе с антисемитизмом вручил Дерахти свою первую премию «Эльза», учрежденную членом комитета Хенриком Френкелем в память о его родителях, «чтобы побудить молодых людей включить социальные сети в борьбу со шведским антисемитизмом». [45]
В декабре 2017 года, после того как президент Дональд Трамп объявил, что Соединённые Штаты признают Иерусалим столицей Израиля прошла стихийная демонстрация , на центральной площади Мёллевангсторгет , на которой около 200 человек кричали, что «в Мальмё и Израиле объявлена интифада». мы будем расстреливать евреев». На следующий день собралась еще одна толпа, чтобы кричать: «Евреи должны помнить, что армия Мухаммеда вернется». Организатора толпы установить не удалось. [46]
В этом разделе отсутствует информация о В 2021 году в СМИ появилось несколько сообщений о притеснениях еврейских учеников в школах Мальмё. ( май 2021 г. ) |
Кубок Дэвиса 2009
[ редактировать ]В 2009 году в Мальмё состоялся теннисный матч между Израилем и Швецией во время Кубка Дэвиса после конфликта между Израилем и сектором Газа 2008–2009 годов . Политики муниципалитета Мальмё были обеспокоены экстремистами и решили по соображениям безопасности впускать лишь небольшую аудиторию. [47] Однако многие шведские политики призвали отменить матч из-за их пропалестинских взглядов и последствий войны в Газе , при этом эта идея была отвергнута, поскольку шведская сторона автоматически получила бы техническое поражение и, следовательно, вылет команды. , с турнира Кубка. План перенести матч из Мальмё в Стокгольм провалился из-за логистических проблем и нехватки времени. В конце концов, Израиль победил и выбил шведскую команду со счетом 3–2. В матче приняли участие более 6000 пропалестинских протестующих, что сделало его одной из крупнейших демонстраций против Израиля в истории Швеции . Более 100 протестующих были задержаны во время столкновения нескольких сотен арабских националистов и сторонников крайне левых сил с более чем 1000 полицейских, охранявших стадион. [48] Мальмё запретили принимать дальнейшие матчи Кубка Дэвиса после беспорядков. [49] Международная федерация тенниса также оштрафовала город на 25 000 долларов. [50] (снижено до 5000 долларов по апелляции) и вынужден заплатить дополнительно 15 000 долларов для возмещения доходов, потерянных, когда зрителям запретили присутствовать на матче.
Ильмар Репалу
[ редактировать ]Шведские газеты и политические лидеры, а также израильские СМИ раскритиковали мэра Мальмё Ильмара Рипалу ( социал-демократа ) за отрицание роста антисемитизма в Мальмё. [51] [52] [53] [54] [55]
Столкнувшись с этой проблемой во время интервью в 2010 году с Андреасом Ловеном , журналистом Skånska Dagbladet , Рипалу заявил: «Мы не принимаем ни сионизм, ни антисемитизм. Это крайности, которые ставят себя выше других групп и считают, что они имеют более низкую ценность». ." Он также раскритиковал еврейскую общину Мальмё за ее поддержку Израиля, заявив: «Я бы хотел, чтобы еврейская община осудила нарушения Израилем гражданского населения в секторе Газа. Вместо этого она решает провести [произраильскую] демонстрацию на Большой площади. [Мальмё], что может послать неправильные сигналы». [56]
Еврейские лидеры ответили, что демонстрация, о которой говорил Рипалу, была «митингом в поддержку мира», организованным еврейской общиной Мальмё, «который подвергся нападению со стороны участников жестокой контрдемонстрации», и обвинили Рипалу в том, что он «предполагает, что насилие, направленное против нас, является наша собственная вина просто в том, что мы не выступили против Израиля». [57]
Со ссылкой на данные полиции, Рипалу заявил, что, за исключением демонстрации, в городе не было никаких жестоких нападений на евреев. Однако те же данные полиции показывают, что за последний год количество преступлений на почве ненависти против евреев удвоилось. [58] [59] [60] В январе, когда Рипалу попросили объяснить, почему еврейским религиозным службам часто требуются охранники и даже защита со стороны полиции, Рипалу заявил, что насилие, направленное против еврейской общины Мальмё, исходит от правых экстремистов, а не от мусульман. [61]
В интервью Sunday Telegraph в феврале 2010 года Рипалу спросили о сообщениях о том, что антисемитизм в Мальмё возрос до такой степени, что некоторые из его еврейских жителей переезжают (или рассматривают возможность переезда) в Израиль. Рипалу снова отрицает наличие какого-либо насилия в отношении евреев в Мальмё, заявив, что:
«Никаких нападений на евреев не было, и если евреи из города захотят переехать в Израиль, это не вопрос Мальмё». [52]
Рипалу добавил в эфире датского телевидения, что критика его заявления является продуктом произраильского лоббизма . [37]
Тогдашний лидер Шведской социал-демократической партии Мона Сахлин назвала комментарии Рипалу «прискорбными». [52] Заявления Рипалу подверглись резкой критике со стороны Серадзка, который заявил, что «чаще всего крайне левые обычно используют евреев в качестве боксерской груши за свое презрение к политике Израиля, даже если евреи в Мальмё не имеют никакого отношения к израильской политике. " [18]
Позже Рипалу признал, что он не был достаточно информирован об уязвимом положении, в котором оказались евреи, после встречи с лидерами общины. Затем Рипалу заявил, что Skånska Dagbladet , газета, которая первоначально опубликовала многие противоречивые заявления Рипалу, исказила его как антисемита; Впоследствии газете запретили проводить пресс-конференцию в мэрии, как сообщается, по просьбе Рипалу. В ответ Skånska Dagbladet опубликовала на своем сайте полные записи интервью с Рипалу, а также все тексты, опубликованные в серии статей об угрозах и преследованиях, с которыми сталкиваются евреи Мальмё, а также обмен электронными письмами между газетой и мэрией. . [51] [62]
В марте 2012 года Рипалу снова подвергся критике со стороны еврейской общины, когда он рассказал шведскому журналу, что антииммигрантская и антимусульманская партия [Шведские демократы] «внедрилась» в еврейскую общину города, чтобы настроить ее против мусульман. Позже Рипалу заявил, что у него нет оснований для своих замечаний и что ему «не следовало выражаться таким образом». Представители еврейской общины впоследствии направили письмо лидеру социал-демократов Стефану Лёвену , осуждая слова Рипалу. В письме говорилось: «Независимо от того, что он говорит и делает с этого момента, мы ему не доверяем». Лофвен и секретарь Социал-демократической партии Карин Ямтин впоследствии согласились встретиться с лидерами еврейской общины, чтобы обсудить комментарии и действия Рипалу, которого критиковали члены его собственной партии.
Рипалу ответил на этот спор , заявив в интервью газете «Гаарец» , что «я никогда не был антисемитом и никогда им не буду». [63]
Антисемитские заявления членов Шведских демократов с 2014 года
[ редактировать ]В интервью газете Dagens Nyheter , в 2014 году Бьорн Сёдер в то время секретарь партии Шведских демократов и второй заместитель спикера риксдага , заявил, что, по его мнению, люди с двойной национальной идентичностью не обязательно будут идентифицировать себя как шведы, и иммигранты должны иметь пройти культурную ассимиляцию . [64] [65] Сёдер заявил, что официально признанные меньшинства, в том числе евреи, саамы и торнедалцы, во многих случаях имеют двойную культурную идентичность и, вероятно, будут гордиться обоими наследиями. [64] Однако высказывания Седера были широко истолкованы как означающие, что евреи не смогут быть шведами, если они не откажутся от своей еврейской идентичности. [66] [67] Эти комментарии побудили другие парламентские партии потребовать отставки Седера. [68] Центр Симона Визенталя поместил это заявление на шестое место в своем списке десяти самых антисемитских событий 2014 года. [69] [70] [71] В интервью газете «Джерузалем Пост» Седер отверг обвинения в антисемитизме и заявил, что газета «Dagens Nyheter» вырвала его высказывания из контекста. [72]
видео, на котором парламентарий и официальный представитель экономической политики Оскар Шёстедт отпускает антисемитские В октябре 2016 года было опубликовано шутки. На вечеринке, предположительно состоявшейся в 2011 году, он со смехом рассказал историю о бывших коллегах, симпатизировавших нацистам, издевавшихся над евреями и сравнивавших их с овцами. [73] В том же месяце парламентарий и второй вице-лидер партии Карина Херрштедт была обвинена в том, что в 2011 году она отправила своему тогдашнему супругу якобы расистское , антисемитское , гомофобное и антироманийское электронное письмо. Электронное письмо, которое попало в сеть с внутренних серверов партии. , например, содержали фразы, в которых чернокожие футболисты из команды Landskrona BoIS назывались неграми, изображались а цыгане ворами. [74]
В декабре 2016 года парламентарий Анна Хагвалл была исключена из партии после того, как использовала аргументы, связанные с антисемитизмом, для продвижения внесенного ею в парламент законопроекта, направленного на снижение концентрации собственности СМИ в Швеции. [75]
В сентябре 2017 года выяснилось, что 14 действующих или бывших муниципальных представителей партии поддерживали Северное движение сопротивления , неонацистскую организацию, финансово посредством членства или покупки антисемитской и расистской литературы или сувениров. [76] [77]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Спектор, Мордехай. «Стокгольмская конференция привлекает внимание к евреям Швеции». Архивировано 8 июня 2007 года в Wayback Machine , Американский еврейский мир . Получено 17 декабря 2006 г. из журнала «Евреи Швеции», Стокгольмский международный форум на веб-сайте Холокоста (26–28 января 2000 г.).
- ^ Хьюго Валентин История евреев в Швеции
- ^ «Judereglementet § 8 (шведский)» . Архивировано из оригинала 4 декабря 2019 года . Проверено 4 декабря 2019 г.
- ^ упоминается в автобиографии Аарона Исаака (на идише) и цитируется в Хьюго Валентине Джударнасе Historia i Sverige (История евреев в Швеции)
- ^ Нордическая семейная книга / Uggleupplagan. 13. Йохан – Бинокль / 229–230 (1910). Архивировано 25 октября 2012 года в Wayback Machine . Рунеберг.орг. Проверено 1 июня 2012 г.
- ^ Svenska judarnas historia. Архивировано 19 декабря 2005 года в Wayback Machine (История шведского еврейства), еврейская община Гетеборга.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Лёв (2004), стр. 13.
- ^ Алсинг, Рольф (1999). Лунд, Йонас (ред.). 20 век: книга от Aftonbladet . Aftonbladet при поддержке Норвежского школьного совета. стр. 102. ISBN 978-91-630-8939-8 .
- ^ Лёв (2004), стр. 244.
- ^ Лёв (2004), стр. 108.
- ^ Лёв (2004), стр. 57.
- ^ Кирчик, Швеция (11 декабря 2017 г.). «Последняя ночь в Швеции» . Таблетка (журнал). Архивировано из оригинала 16 ноября 2018 года . Проверено 12 декабря 2017 г.
- ^ Ньюдинг, Полинг (5 апреля 2012 г.). «Проблема шведского проклятого еврея» . Таблетка (журнал). Архивировано из оригинала 8 мая 2019 года . Проверено 12 декабря 2017 г.
- ^ Отчет Госдепартамента США о глобальном антисемитизме за 2005 год.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Хенрик Бахнер и Йонас Ринг. «Антисемитские образы и настроения в Швеции» (PDF) . Архивировано из оригинала 21 февраля 2007 года . Проверено 21 февраля 2007 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: bot: статус исходного URL неизвестен ( ссылка ) . levandehistoria.se - ^ Антисемитизм в Швеции? Зависит от того, кого вы спрашиваете . Архивировано 18 апреля 2009 г. в Wayback Machine , «Гаарец», 9 ноября 2007 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Евреи Скандинавии больше не чувствуют себя в безопасности» . Diepresse.com. 16 марта 2010 года. Архивировано из оригинала 13 ноября 2013 года . Проверено 29 мая 2012 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д «Для евреев шведский город — это «место, от которого нужно уехать»» . Еврейская ежедневная газета Форвард . 8 июля 2010 года. Архивировано из оригинала 6 марта 2012 года . Проверено 29 мая 2012 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Отчет: В Скандинавии растет число антисемитских атак. Архивировано 25 марта 2010 г. в Wayback Machine , Еврейское телеграфное агентство (JTA), 22 марта 2010 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Центр Симона Визенталя выпустит туристические рекомендации для Швеции – официальные лица совещаются с министром юстиции Швеции Беатрис Спросите | Центр Симона Визенталя» . Визенталь.com. 14 декабря 2010 года. Архивировано из оригинала 18 декабря 2010 года . Проверено 29 мая 2012 г.
- ^ Олоф Вестерберг. «Продолжение предупреждений расстраивает Рипалу» . Сканска Дагбладет. Архивировано из оригинала 28 июня 2012 года . Проверено 13 июля 2012 г.
- ^ Матильда Лундал. «Рипалу расстроен предупреждением о поездках» . Сидсвенска Дагбладет. Архивировано из оригинала 25 мая 2013 года . Проверено 13 июля 2012 г.
- ^ «Антисемитские граффити на еврейском кладбище» . CFCA. Архивировано из оригинала 4 мая 2015 года . Проверено 27 июля 2012 г.
- ^ «Взрыв в здании еврейской общины Мальмё» . CFCA. Архивировано из оригинала 29 апреля 2014 года . Проверено 28 сентября 2012 г.
- ^ «Принциппрограмма» (на шведском языке). С.Э.: Сверигедемократерна. 2011. Архивировано из оригинала 25 июня 2014 года.
- ^ Ридгрен, 2006, стр. 108–109.
- ^ Даунс, Уильям М. (2012), Политический экстремизм в демократиях: борьба с нетерпимостью , Пэлгрейв Макмиллан, стр. 33, 149.
- ^ Саймонс, Джейк Уоллис (14 мая 2014 г.), «Выборы в ЕС 2014 г.: «Я слышу, как ботинки 1930-х годов маршируют по Европе» , The Telegraph , заархивировано из оригинала 8 ноября 2022 г. , получено 2 апреля 2018 г.
- ^ Швамменталь, Дэниел. «Новое лицо европейского антисемитизма» . CFCA. Архивировано из оригинала 26 июня 2015 года . Проверено 10 декабря 2013 г.
- ^ «Шведская еврейка просит убежища… в своей стране» . CFCA. Архивировано из оригинала 14 декабря 2013 года . Проверено 10 декабря 2013 г.
- ^ «Швеция – новый центр антисемитизма» . CFCA. Архивировано из оригинала 29 ноября 2014 года . Проверено 10 декабря 2013 г.
- ^ «Антисемитские инциденты в Швеции» . CFCA. Архивировано из оригинала 13 декабря 2013 года . Проверено 10 декабря 2013 г.
- ^ Бевеландер, Питер; Хьерм, Микаэль (20 июля 2015 г.). «Религиозная принадлежность и антисемитизм шведской молодежи среднего школьного возраста: анализ данных опроса 2003 и 2009 годов». Этнические и расовые исследования . 38 (15): 2705–2721. дои : 10.1080/01419870.2015.1042893 . S2CID 145258782 .
- ^ Зажигательные бомбы были брошены в синагогу в Швеции после протестов против Иерусалима. Архивировано 17 декабря 2017 г. в Wayback Machine , Гаарец, 10 декабря 2017 г.
- ↑ После второго инцидента шведская организация по борьбе с антисемитизмом предупреждает о волне нападений. Архивировано 7 февраля 2018 г. в Wayback Machine , JTA, 11 декабря 2017 г.
- ^ Симпсон, Питер Винтаген (12 января 2009 г.). «Нападение на еврейскую часовню-погребение в Мальмё» . Местный . Архивировано из оригинала 20 июля 2012 года . Проверено 27 июля 2012 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б ВЫКЛ: половина зарплаты. «В Мальмё всплыл семитизм» . Афтенпостен . Архивировано из оригинала 9 октября 2012 года . Проверено 29 мая 2012 г.
- ^ ВЫКЛ: половина зарплаты. «Евреи бегут из Мальмё» . Афтенпостен . Архивировано из оригинала 1 марта 2010 года . Проверено 29 мая 2012 г.
- ^ Мео, Ник (21 февраля 2010 г.). «Евреи покидают шведский город после резкого роста числа преступлений на почве антисемитской ненависти» . Телеграф . Лондон. Архивировано из оригинала 4 июля 2012 года . Проверено 29 мая 2012 г.
- ↑ sverige-infor-fn-om-antisemitismen-i-malmo. Архивировано 10 сентября 2012 г. в Wayback Machine от 6 сентября 2012 г.
- ^ «Город Мальмё продолжает способствовать антисемитизму – статья Ардавана Хошнуда – Newsmill» . Архивировано из оригинала 13 мая 2013 года . Проверено 16 марта 2013 г. [1] Архивировано 25 января 2013 г. в Wayback Machine.
- ^ антисемитизм в мальм-с-мусульманском населении. Архивировано 12 мая 2013 г. в Wayback Machine.
- ↑ Сиавош Дерахти из Мальмё получил первую премию Рауля Валленберга. Архивировано 3 марта 2014 г. в Wayback Machine. Правительство Швеции, 28 августа 2013 г.
- ↑ Сиавош Дерахти, молодой мусульманин, защищает евреев и других людей, ставших жертвами преступлений на почве ненависти. Архивировано 10 февраля 2022 г. в Wayback Machine The Christian Science Monitor , 15 ноября 2013 г.
- ↑ Махзорим для Лунда: луч надежды. Архивировано 29 сентября 2020 г. в Wayback Machine The Baltimore Jewish Times , 14 июля 2013 г.
- ^ Радио Швеции (8 декабря 2017 г.). «Злобное и угрожающее настроение по отношению к евреям на демонстрации – P4 Мальмёхус» . Шведское радио . Архивировано из оригинала 9 декабря 2017 года . Проверено 9 декабря 2017 г.
- ↑ Запрет толпы «рискует поддержать экстремистов». Архивировано 3 октября 2012 года в Wayback Machine . Местное издание, 7 марта 2009 г.
- ^ «Антиизраильский протест устроил теннисный матч в Швеции» . Рейтер. 7 марта 2009 г. Архивировано из оригинала 15 декабря 2010 г. Проверено 29 мая 2012 г.
- ^ «Мальме внесен в черный список из-за локаута в теннисе Израиля» . Местный . 20 мая 2012 года. Архивировано из оригинала 7 октября 2012 года . Проверено 29 мая 2012 г.
- ^ «Теннисный гуру: матч Кубка Дэвиса между Швецией и Израилем пройдет без зрителей» . Архивировано из оригинала 27 декабря 2013 года . Проверено 21 ноября 2012 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Мэр Мальмё говорит, что не знает об уровне нападений на евреев. Архивировано 1 апреля 2010 года в Wayback Machine Питером Винтагеном Симпсоном, The Local , 26 февраля 2010 года.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Сахлин отчитывает мэра Мальмё за комментарии евреев. Архивировано 1 апреля 2010 года в Wayback Machine , The Local , 25 февраля 2010 года.
- ^ Шведский мэр критикует сионизм. Архивировано 31 января 2010 года в новостях Wayback Machine Y Net. 28 января 2010 г.
- ↑ Колонка первая: Выполнение обещания сионизма. Архивировано 2 февраля 2010 года в Wayback Machine , The Jerusalem Post . 29 января 2010 г.
- ↑ Шведский мэр называет антисемитизм и сионизм формами «неприемлемого экстремизма» Haaretz . 29 января 2010 г.
- ^ «Паула Нойдинг, «Проклятая еврейская проблема Швеции», табличка , 5 апреля 2012 г.» . Архивировано из оригинала 8 мая 2019 года . Проверено 28 апреля 2013 г.
- ↑ Евреи бегут из Мальмё по мере роста антисемитизма. Архивировано 14 апреля 2010 года в Wayback Machine , Дэвидом Ландесом, Jewish Tribune , 3 февраля 2010 года.
- ^ «Илмар Рипалу о преступлениях на почве ненависти в Мальмё – Утренние новости – клипы, блоги и дополнительные материалы» . tv4.se. 5 марта 2010 года. Архивировано из оригинала 22 марта 2012 года . Проверено 29 мая 2012 г.
- ^ «Полиция: количество преступлений на почве ненависти против евреев удвоилось – Мальмё – Skånskan.se» . Skanskan.se. 25 января 2010 года. Архивировано из оригинала 9 марта 2012 года . Проверено 29 мая 2012 г.
- ↑ Мэр Мальмё подвергся критике за комментарий «израильского лобби». Архивировано 29 октября 2013 года в Wayback Machine , The Local (Новости Швеции на английском языке) , 4 марта 2010 года.
- ^ «Евреи бегут из Мальмё по мере роста антисемитизма» . Местная Швеция . 27 января 2010 года. Архивировано из оригинала 6 октября 2012 года . Проверено 31 марта 2010 г.
{{cite news}}
: CS1 maint: bot: исходный статус URL неизвестен ( ссылка ) , Дэвид Ландес, The Local, 27 января 2010 г. - ↑ Еврейский центр США добивается запрета мэру Мальмё. Архивировано 20 октября 2010 г. в Wayback Machine , The Local (Новости Швеции на английском языке) , 14 октября 2010 г.
- ↑ Еврейские лидеры в Швеции и партийные чиновники встретятся по поводу риторики мэра Мальмё , Еврейское телеграфное агентство (JTA), 27 марта 2012 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Ден леенде национализм» . Dagens Nyheter (на шведском языке). 14 декабря 2014 г. Архивировано из оригинала 26 декабря 2014 г. Проверено 27 декабря 2014 г.
- ^ «Sverigedemokraternas Principprogram 2011» (PDF) (на шведском языке). sverigedemokraterna.se. 23 апреля 2014 г. с. 15. Архивировано (PDF) из оригинала 13 февраля 2015 года . Проверено 1 января 2015 г.
- ^ Дэвид Крауч (17 декабря 2014 г.). «Шведский ультраправый лидер: евреи должны отказаться от религиозной идентичности, чтобы стать шведами» . Хранитель . Архивировано из оригинала 23 февраля 2015 года . Проверено 24 февраля 2015 г.
- ^ «Крайне правый шведский лидер: у евреев двойная идентичность, и поэтому они не могут быть по-настоящему шведами, но это не обязательно будет негативным моментом» . Haaretz.com . 18 декабря 2014 года. Архивировано из оригинала 10 марта 2015 года . Проверено 24 февраля 2015 г.
- ^ «Требования сторон к Бьёрну Седеру: уйти с поста спикера» . Dagens Nyheter (на шведском языке). дн.се. 15 декабря 2014 года. Архивировано из оригинала 16 апреля 2015 года . Проверено 27 декабря 2014 г.
- ^ «Десять крупнейших антисемитских/антиизраильских инцидентов в мире в 2014 году» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 20 октября 2017 года . Проверено 31 января 2018 г.
- ^ «Заявление Юга вошло в десятку худших за 2014 год» . ДН.СЭ. 6 января 2015 года. Архивировано из оригинала 13 января 2015 года . Проверено 24 февраля 2015 г.
- ^ «Южное шестое место среди антиеврейских событий» . Экспресс . Архивировано из оригинала 4 июля 2015 года . Проверено 20 июня 2015 г.
- ^ «Шведские демократы отвергают антисемитизм» . Jpost.com . Архивировано из оригинала 9 января 2015 года . Проверено 4 ноября 2015 г.
- ^ «Здесь Шёстедт (СД) грубо шутит о евреях» . Expressen.se . Архивировано из оригинала 7 сентября 2018 года . Проверено 14 февраля 2017 г.
- ^ «Шутка СД-топа о евреях и цыганах» . Aftonbladet.se . Архивировано из оригинала 4 июля 2018 года . Проверено 14 февраля 2017 г.
- ^ «Sverigedemokraterna utesluter Анна Хэгвалл – DN.SE» . DN.SE (на шведском языке). 5 декабря 2016 г. Архивировано из оригинала 1 февраля 2018 г. Проверено 15 января 2017 г.
- ^ «СД-топп медлем и нацистгрупп: «Эн год сак» » . И Т. Д . Архивировано из оригинала 2 сентября 2018 года . Проверено 14 сентября 2017 г.
- ^ «Вот политики СД, поддержавшие нацистскую группировку НМР» . И Т.Д. Архивировано из оригинала 2 сентября 2018 года . Проверено 14 сентября 2017 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Микаэль Тоссавайнен рецензирует (на английском языке) «Judefrågan» Хенрика Бахнера : Debatt om antisemitism i 1930-talets Sverige (Еврейский вопрос: Дебаты об антисемитизме в Швеции 1930-х годов) Обзор еврейских политических исследований 22: 3–4 (осень 2010 г.)
- Микаэль Тоссавайнен. Арабский и мусульманский антисемитизм в Швеции. Обзор политических исследований 17:3–4 (осень 2005 г.) https://journal.fi/nj/article/view/67611
- Ларс Денчик, Карл Марози. Различные антисемитизмы: о трех различных формах антисемитизма в современной Европе. Особое внимание уделяется Швеции.