Скамейки гетто
Скамейки гетто | |
---|---|
Расположение | Варшавский университет , Львовская политехника , Вильнюсский университет |
Период | 1935–1939 |
Часть серии о |
Дискриминация |
---|
Скамейки в гетто (известные на польском языке как getto ławkowe ) [1] [2] была формой официальной сегрегации при рассадке студентов университетов, введенной в 1935 году во Львовской политехнике . [3] Ректоры других высших учебных заведений Второй Польской Республики приняли эту форму сегрегации , когда к 1937 году эта практика была условно легализована. [4] Согласно системе гетто «Лавкове» , еврейские студенты университетов под угрозой исключения должны были сидеть в левой части лекционных залов, отведенной исключительно для них. Эта официальная политика принудительной сегрегации часто сопровождалась актами насилия, направленными против еврейских студентов со стороны членов ОНР (запрещенной через три месяца в 1934 году).
сидение на скамейках ознаменовало пик антисемитизма в Польше между мировыми войнами По словам Ежи Яна Лерского, . [5] Это вызвало недовольство не только евреев, но и многих поляков. [5] Еврейские студенты протестовали против этой политики вместе с некоторыми поляками, которые поддержали ее, стоя, а не сидя. [6] Сегрегация продолжалась до вторжения в Польшу во Второй мировой войне . Оккупация Польши нацистской Германией подавила всю польскую систему образования . В восточной половине Польши, аннексированной Советским Союзом , такая дискриминационная политика в сфере образования была отменена. [7]
Предыстория [ править ]
Процент еврейского населения Польши значительно увеличился во время Гражданской войны в России . После возвращения Польши к независимости несколько сотен тысяч евреев присоединились к и без того многочисленному польскому еврейскому меньшинству, проживающему преимущественно в городах. [8] [9] Новоприбывшие были наименее ассимилированными из всех европейских еврейских общин того периода. [10] Евреи составляли второе по величине меньшинство после украинцев , составляя около 10 процентов всего населения Второй Польской Республики . Еврейское представительство в высших учебных заведениях начало увеличиваться уже во время Первой мировой войны . К началу 1920-х годов еврейские студенты составляли более трети всех студентов польских университетов. [11] [12] Сложная ситуация в частном секторе, усугубленная Великой депрессией , [13] привело к массовому поступлению в университеты. В 1923 году во всех польских университетах студенты-евреи составляли 63 процента всех студентов стоматологических факультетов , 34 процентов медицинских наук, 29 процентов философских, 25 процентов химических и 22 процентов юридических факультетов (26 процентов к 1929 году). Гнев по поводу их численности, которая оставалась непропорциональной численности преимущественно нееврейского населения Польши во время Межвоенного периода , способствовал негативной реакции. [14]
Предложения о восстановлении numerus clausus , которое ограничило бы набор евреев 10 процентами студенческого контингента (примерно процент евреев, живущих в Польше), были сделаны еще в 1923 году. Однако эти предложения были отклонены, поскольку они нарушили бы Маленькую Версальский договор . Несмотря на эти прежние возражения, Польша позже отказалась от Договора в 1934 году. [15] Польский национализм и враждебность по отношению к меньшинствам, особенно евреям, возросли. [16] Дискриминационная политика в отношении евреев в сфере образования в Польше продолжала практику политики Российской империи « numerus clausus» , реализованной Империей во время разделов Польши , которая ограничивала посредством квот участие евреев в общественной жизни. [5] Вопросы, которые раньше решались Российской империей , теперь решались на местах, объединяя поляков и разделяя нацию в целом. [17]
Были приняты различные меры по ограничению числа еврейских студентов с целью уменьшить роль евреев в экономической и социальной жизни Польши. [18] Положение евреев улучшилось при Юзефе Пилсудском . [15] [19] но после его смерти в 1935 году национал-демократы вернули себе большую часть своей власти, и статус еврейских студентов ухудшился. В 1931 году была организована студенческая лига «Зеленая лента»; ее члены распространяли антисемитские материалы и призывали к бойкоту еврейского бизнеса и обеспечению соблюдения numerus clausus . [20] [21] В 1934 году группа раввинов обратилась к архиепископу Варшавскому Александру Каковскому с просьбой остановить «юношеские порывы»; Каковски ответил, что эти инциденты достойны сожаления, но также заявил, что еврейские газеты «заражают общественную культуру атеизмом». [15]
Агитация против еврейских студентов усилилась во время экономического спада 1930-х годов и впоследствии, когда безработица начала затрагивать польские интеллектуальные слои. [18] Растут требования сократить число евреев в науке и бизнесе, чтобы поляки-христиане могли занять их позиции. [16] В ноябре 1931 года насилие сопровождалось требованиями сократить число еврейских студентов в нескольких польских университетах. [18] Этому способствовал автономный статус университетов. [11] [18] университетов, поскольку ректоры как правило, не вызывали полицию для защиты еврейских студентов от нападений в кампусах, [18] и никаких мер не было принято против студентов, причастных к антиеврейскому насилию. [22] [23]
легализовать раздельное Попытки размещение
В 1935 году студенты, связанные с Национальной демократией и Национальным радикальным лагерем , находящиеся под влиянием нацистских Нюрнбергских законов , [22] потребовал разделения евреев на отдельные секции в классах, известные как «скамьи гетто». [22] Большинство еврейских студентов отказались принять такую систему рассадки, посчитав ее нарушением своих гражданских прав . [24] В некоторых университетах польские студенты даже пытались насильно переселить евреев на скамьи гетто. [22] [24]
После смерти Пилсудского вспыхнули антиеврейские беспорядки в 1935 году в Варшавском университете и Варшавском политехническом институте . Насилие распространилось из кампусов на улицы Варшавы. [22] Впоследствии насилие вспыхнуло и в других университетах Польши. [22] Однако студенческие беспорядки и насилие были взаимными. В насилии против польских студентов особенно участвовали еврейские студенты из Академической сионистской ассоциации «Кадима» (Akademicki Związek Syjonistyczny «Kadimah»). [25] Непрекращающаяся волна антиеврейского насилия в конечном итоге привела к временному закрытию всех высших учебных заведений Варшавы в ноябре 1935 года. Пресса Национальной демократии возложила вину за беспорядки на евреев, отказывающихся соблюдать специальные условия рассадки, установленные польскими студентами. [22]
скамеек Введение в гетто
Хотя польское правительство изначально выступало против политики сегрегации, университеты пользовались значительным уровнем автономии и могли навязывать свои местные правила. Скамейки в гетто впервые были официально разрешены в декабре 1935 года во Львовском политехническом институте . [22] После нескольких жестоких нападений на еврейских учеников руководство школы приказало им сидеть в отдельных секциях под угрозой исключения. [11] Штрафы были наложены на тех, кто не посещал занятия в знак протеста против разделения мест. [23] Решение легализовать скамейки в гетто было оспорено еврейской общиной, которая увидела в этом опасный прецедент. Скамейки в гетто подверглись критике со стороны еврейских членов Сейма . В январе 1936 года делегация представителей еврейской общины Львова встретилась с министром образования Польши , который пообещал обсудить этот вопрос с администрацией школ, а в феврале 1936 года приказ о создании гетто был отменен академическим сенатом Львовского политехнического института . [23]
Эта неудача в деле сегрегации не остановила попытки создать скамейки-гетто в других польских университетах. Требования о раздельном размещении вновь выдвинул OZON возглавляемый Союз молодой Польши ( Związek Młodej Polski ), [26] НД Всепольская молодежь и другие националистические молодежные организации. [24] Министерство образования в Варшаве выступило против скамеек в гетто, объявив numerus clausus нарушением конституции, а министр образования Польши заявил, что: «Студенческие гетто не будут вводиться в польских университетах». [11] Однако в свете продолжающихся серьезных беспорядков в университете, которые министерство осудило как «зоологический патриотизм», министерство медленно сдалось и решило отказаться от своей оппозиции, надеясь, что создание гетто положит конец беспорядкам. [11] Этнонационалисты наконец выиграли свою кампанию за скамейки в гетто в 1937 году, когда решением министерства университетам было предоставлено право регулировать рассадку польских и еврейских студентов. [24] 5 октября 1937 года ректор Варшавского политехнического института распорядился создать в лекционных залах институт скамеек гетто. [11] В течение нескольких дней аналогичные приказы были отданы и в других университетах Польши. [27]
Более 50 известных польских профессоров (в том числе Марчели Хандельсман , Станислав Оссовский , Тадеуш Котарбинский и Манфред Кридл ) раскритиковали введение скамеек в гетто. [11] и отказались ввести в действие ни квоту, ни систему скамей в гетто, но их голоса были проигнорированы вместе с теми студентами-неевреями, которые возражали против этой политики; [28] они протестовали, стоя в классе и отказываясь садиться. [6] Ректор Владислав Мариан Яковицкий из Университета Стефана Батория в Вильно (Вильнюс) подал в отставку со своей должности в знак протеста против введения скамеек. [29] Другим ректором, который отказался установить в своем университете скамьи гетто, был профессор Станислав Кульчинский из Львовского университета . Столкнувшись с решением подписать указ о введении раздельного размещения, профессор Кульчинский подал в отставку со своей должности вместо того, чтобы подписать его. [11] [27] Тем не менее, на следующее утро проректор Львовского университета все же издал указание о специальных «обязательных местах» для всех еврейских студентов. [27] Единственным факультетом в Польше, на котором не были установлены скамейки из гетто, была детская клиника Варшавского университета Пилсудского, которой руководил профессор Мечислав Михалович , который отказался подчиниться приказу ректора. [11] Около пятидесяти шести профессоров университетов Варшавы, Познани и Вильно подписали протест против скамеек в гетто в декабре 1937 года. В список входили «элита польской науки», такая как Тадеуш Котарбинский ; социологи Юзеф Халасинский , Станислав , Мария Оссовская и Ян Станислав Быстронь ; биологи Станислав Кульчинский и Ян Дембовский ; психолог Владислав Витвицкий ; физик Константин Закшевский ; а также историки Северин Выслох и Тадеуш Мантейфель . [30]
Введение скамеек в гетто подверглось критике со стороны англоязычных стран на международном уровне. Более 300 британских профессоров подписали манифест скамьи против гетто. В Нью-Йорке Лига академической свободы опубликовала открытое письмо, подписанное 202 профессорами, осуждающее скамейки в гетто как «чуждые духу академической свободы». [11]
Несмотря на аргументы правительства Санации о том, что введение скамеек в гетто остановит беспорядки, столкновения между еврейской и нееврейской молодежью привели к гибели двух еврейских студентов. [16] [24] и дальнейшие нападения или даже покушения на польского профессора Конрада Гурского, критикующего политику сегрегации. [30] [16]
Последствия [ править ]
Система скамеек в гетто и другие антисемитские демонстрации студенческой молодежи вызвали месть среди некоторых еврейских студентов Львовского политехнического института после прихода советских властей после советского вторжения в Польшу . [31]
Практика раздельного размещения еврейских студентов в Польше закончилась с распадом польского государства в начале Второй мировой войны . После этого большинство польских учебных заведений было закрыто (см. « Образование в Польше во время Второй мировой войны »), хотя Львовский политехнический институт остался. Большинство польских евреев в конечном итоге погибли во время немецкой оккупации Польши и Холокоста .
См. также [ править ]
Ссылки [ править ]
- ^ Антидиффамационная лига Бнай-Брит. Польша: демократия и вызов экстремизма. Архивировано 1 октября 2008 г. в Wayback Machine. Специальный отчет Антидиффамационной лиги, 2006 г.
- ^ Литман Мор (Муравчик): Война за жизнь. Глава 5: Бакалавр. В «Антисемитизме» (1935–1940) : «На польском сленге мы называли это место «Гетто Lawkowe» (Гетто скамеек)».
- ^ Роберт Блобаум (2005). Антисемитизм и его противники в современной Польше . Корнельского университета Издательство . ISBN 978-0-8014-8969-3 .
Первыми сегрегационистским требованиям студентов-националистов подчинились советы факультетов инженерно-механического факультета Львовского политехнического института, которые 8 декабря 1935 г. приняли соответствующие постановления; их быстро скопировали в других местах.
- ^ Анализ высказываний Ганса-Вильгельма Штайнфельда о польско-еврейских отношениях во Львове.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Ежи Ян Лерский , Исторический словарь Польши, 966-1945 гг ., Greenwood Press, 1996, ISBN 0-313-26007-9 , Google Print, стр. 22.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б (на польском языке) Ghetto ławkowe . Архивировано 11 марта 2007 г. в Wayback Machine , на основе Алины Кала , Ханны Венгжинек и Габриэлы Залевской, История и культура польских евреев. Словарь , WSiP
- ^ Томаш Камуселла, Кшиштоф Яскуловский (2009). Национализм сегодня . Питер Ланг АГ, Международное академическое издательство. п. 203. ИСБН 9783039118830 .
- ^ Шарман Кадиш, большевики и британские евреи: англо-еврейская община, Великобритания и русская революция. Опубликовано Routledge, стр. 87 [1]
- ^ «История евреев» Пола Джонсона, Лондон, 1987, стр.527, см. также: История евреев в России.
- ^ Селия Стопника Хеллер, На грани разрушения... , 1993, издательство Wayne State University Press, 396 страниц ISBN 0-8143-2494-0
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Рабинович, Гарри (октябрь 1964 г.). «Битва на скамейках гетто». Еврейский ежеквартальный обзор . Новая серия, том. 55, нет. 2 (2): 151–59. дои : 10.2307/1453795 . JSTOR 1453795 .
- ^ Эдвард Х. Фланнери, Муки евреев: двадцать три века антисемитизма , Paulist Press, 2005, ISBN 0-8091-4324-0 , Google Print. стр.200
- ^ Снайдер, Тимоти (11 июля 2004 г.). Реконструкция наций: Польша, Украина, Литва, Беларусь, 1569–1999 гг . Издательство Йельского университета. п. 144. ИСБН 0-300-10586-Х .
- ^ Анна Яскула, Вроцлавский университет (2010). «Правовой статус еврейского меньшинства во Второй республике» ( PDF) . Глава 3: Еврейское образование . Вроцлав: Факультет права, управления и экономики. Институт истории государства и права (факультет права, управления и экономики). стр. 65–66 (20/38 в формате PDF) – можно напрямую скачать с BibliotekaCyfrowa.pl.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Цеплински, Фейг (18 сентября 2002 г.). «Поляки и евреи: поиски самоопределения, 1919–1934» . Бингемтонский исторический журнал (осень 2002 г.). Архивировано из оригинала 18 сентября 2002 г. Проверено 2 июня 2006 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д (на польском языке) Антисемитизм 1930-х годов , Диа-позитив. Информационная служба.
- ^ Стопницка Хеллер, Селия (1993). На грани разрушения: евреи Польши между двумя мировыми войнами . Издательство Государственного университета Уэйна . стр. 77–78. ISBN 978-0-8143-2494-3 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Мельцер, Эммануэль (1997). Выхода нет: Политика польского еврейства, 1935-1939 гг . Издательство колледжа Еврейского союза. стр. 71–73. ISBN 978-0-87820-418-2 – через books.google.com, без предварительного просмотра.
- ^ Паулссон, Гуннар С., Тайный город: Скрытые евреи Варшавы, 1940-1945 , Издательство Йельского университета , 2003, ISBN 0-300-09546-5 , Интернет-архив, стр. 37
- ^ Джоанна Б. Михлик. Польша угрожает другим: образ еврея с 1880 года по настоящее время. Университет Небраски Press, 2006. Страница 113.
- ^ Эмануэль Мельцер. Выхода нет: политика польского еврейства, 1935–1939. Издательство Еврейского союза колледжа, 1997. Страница 6.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час Мельцер, с. 72
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Мельцер, с. 73
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Джоанна Беата Михлич. Угрожающие другим Польши: образ еврея с 1880 года по настоящее время , University of Nebraska Press , 2006, стр. 113–114.
- ^ Кулинска, Люцина (2000). Академическое объединение «Молодежь Вшехпольска» и «Молодежь Великой Польши» в 1922–47 годах . Краков: Абрис. стр. 38–39. ISBN 83-85827-56-0 .
- ^ Мельцер, стр.74
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Мельцер, стр.76
- ^ Ричард М. Ватт, Горькая слава: Польша и ее судьба, 1918–1939 , Hippocrene Books, 1998, ISBN 0-7818-0673-9 , с. 363
- ^ Людвик Хасс (1999). Польские масоны в стране и в мире 1821–1999: Биографический словарь . Ритм. стр. 183. ISBN 978-83-87893-52-1 . Проверено 11 марта 2011 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Коннелли, Джон (2000). Пленный университет: советизация восточногерманского, чешского и польского высшего образования . УНК Пресс. п. 82. ИСБН 0-8078-4865-4 .
- ^ (на польском языке) «Львовский технологический университет 1844-1945». Издательство Вроцлавского университета науки и техники, 1993, ISBN 83-7085-058-8 . Редакционный комитет: Ян Боберский, Станислав Мариан Бжозовский, Конрад Дыба, Збислав Поплавский, Ежи Шредер, Роберт Шевальский (главный редактор), Ежи Венгерский «Отрывок онлайн» . Архивировано из оригинала 9 июня 2008 года . Проверено 9 июня 2008 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: bot: исходный статус URL неизвестен ( ссылка )
Дальнейшее чтение [ править ]
- (на польском языке) Моника Натковска, «Закрытый номер», «гетто ławkowe», «нулевой номер»: Антисемитизм na uniwersytecie Warszawskim 1931–39 («Закрытый номер», «скамьи гетто», «нулевой номер»: Антисемитизм в Варшавском университете) 1931–39), Варшава, 1999.
- (на польском языке) Збислав Поплавский, «История Львовского технологического университета 1844–1945», Вроцлав, 1992.
- Х. Рабинович. «Битва на скамейках гетто». Еврейское ежеквартальное обозрение , новая серия, том. 55, № 2 (октябрь 1964 г.), стр. 151–159.
- (на польском языке) А. Сребраковский, Sprawa Wacławskiego, "Przegląd Wschodni" 2004, том IX, выпуск 3 (35), стр. 575-601.