Jump to content

Скамейки гетто

Скамейки гетто
Указатель польско-еврейского студента медицинского факультета Варшавского университета за 1934 год с печатью: Miejsce w ławkach nieparzystych (Сидение на скамейках с нечетным номером).
Расположение Варшавский университет , Львовская политехника , Вильнюсский университет
Период 1935–1939

Скамейки в гетто (известные на польском языке как getto ławkowe ) [1] [2] была формой официальной сегрегации при рассадке студентов университетов, введенной в 1935 году во Львовской политехнике . [3] Ректоры других высших учебных заведений Второй Польской Республики приняли эту форму сегрегации , когда к 1937 году эта практика была условно легализована. [4] Согласно системе гетто «Лавкове» , еврейские студенты университетов под угрозой исключения должны были сидеть в левой части лекционных залов, отведенной исключительно для них. Эта официальная политика принудительной сегрегации часто сопровождалась актами насилия, направленными против еврейских студентов со стороны членов ОНР (запрещенной через три месяца в 1934 году).

сидение на скамейках ознаменовало пик антисемитизма в Польше между мировыми войнами По словам Ежи Яна Лерского, . [5] Это вызвало недовольство не только евреев, но и многих поляков. [5] Еврейские студенты протестовали против этой политики вместе с некоторыми поляками, которые поддержали ее, стоя, а не сидя. [6] Сегрегация продолжалась до вторжения в Польшу во Второй мировой войне . Оккупация Польши нацистской Германией подавила всю польскую систему образования . В восточной половине Польши, аннексированной Советским Союзом , такая дискриминационная политика в сфере образования была отменена. [7]

Предыстория [ править ]

Процент еврейского населения Польши значительно увеличился во время Гражданской войны в России . После возвращения Польши к независимости несколько сотен тысяч евреев присоединились к и без того многочисленному польскому еврейскому меньшинству, проживающему преимущественно в городах. [8] [9] Новоприбывшие были наименее ассимилированными из всех европейских еврейских общин того периода. [10] Евреи составляли второе по величине меньшинство после украинцев , составляя около 10 процентов всего населения Второй Польской Республики . Еврейское представительство в высших учебных заведениях начало увеличиваться уже во время Первой мировой войны . К началу 1920-х годов еврейские студенты составляли более трети всех студентов польских университетов. [11] [12] Сложная ситуация в частном секторе, усугубленная Великой депрессией , [13] привело к массовому поступлению в университеты. В 1923 году во всех польских университетах студенты-евреи составляли 63 процента всех студентов стоматологических факультетов , 34 процентов медицинских наук, 29 процентов философских, 25 процентов химических и 22 процентов юридических факультетов (26 процентов к 1929 году). Гнев по поводу их численности, которая оставалась непропорциональной численности преимущественно нееврейского населения Польши во время Межвоенного периода , способствовал негативной реакции. [14]

Предложения о восстановлении numerus clausus , которое ограничило бы набор евреев 10 процентами студенческого контингента (примерно процент евреев, живущих в Польше), были сделаны еще в 1923 году. Однако эти предложения были отклонены, поскольку они нарушили бы Маленькую Версальский договор . Несмотря на эти прежние возражения, Польша позже отказалась от Договора в 1934 году. [15] Польский национализм и враждебность по отношению к меньшинствам, особенно евреям, возросли. [16] Дискриминационная политика в отношении евреев в сфере образования в Польше продолжала практику политики Российской империи « numerus clausus» , реализованной Империей во время разделов Польши , которая ограничивала посредством квот участие евреев в общественной жизни. [5] Вопросы, которые раньше решались Российской империей , теперь решались на местах, объединяя поляков и разделяя нацию в целом. [17]

Были приняты различные меры по ограничению числа еврейских студентов с целью уменьшить роль евреев в экономической и социальной жизни Польши. [18] Положение евреев улучшилось при Юзефе Пилсудском . [15] [19] но после его смерти в 1935 году национал-демократы вернули себе большую часть своей власти, и статус еврейских студентов ухудшился. В 1931 году была организована студенческая лига «Зеленая лента»; ее члены распространяли антисемитские материалы и призывали к бойкоту еврейского бизнеса и обеспечению соблюдения numerus clausus . [20] [21] В 1934 году группа раввинов обратилась к архиепископу Варшавскому Александру Каковскому с просьбой остановить «юношеские порывы»; Каковски ответил, что эти инциденты достойны сожаления, но также заявил, что еврейские газеты «заражают общественную культуру атеизмом». [15]

Агитация против еврейских студентов усилилась во время экономического спада 1930-х годов и впоследствии, когда безработица начала затрагивать польские интеллектуальные слои. [18] Растут требования сократить число евреев в науке и бизнесе, чтобы поляки-христиане могли занять их позиции. [16] В ноябре 1931 года насилие сопровождалось требованиями сократить число еврейских студентов в нескольких польских университетах. [18] Этому способствовал автономный статус университетов. [11] [18] университетов, поскольку ректоры как правило, не вызывали полицию для защиты еврейских студентов от нападений в кампусах, [18] и никаких мер не было принято против студентов, причастных к антиеврейскому насилию. [22] [23]

легализовать раздельное Попытки размещение

В 1935 году студенты, связанные с Национальной демократией и Национальным радикальным лагерем , находящиеся под влиянием нацистских Нюрнбергских законов , [22] потребовал разделения евреев на отдельные секции в классах, известные как «скамьи гетто». [22] Большинство еврейских студентов отказались принять такую ​​систему рассадки, посчитав ее нарушением своих гражданских прав . [24] В некоторых университетах польские студенты даже пытались насильно переселить евреев на скамьи гетто. [22] [24]

После смерти Пилсудского вспыхнули антиеврейские беспорядки в 1935 году в Варшавском университете и Варшавском политехническом институте . Насилие распространилось из кампусов на улицы Варшавы. [22] Впоследствии насилие вспыхнуло и в других университетах Польши. [22] Однако студенческие беспорядки и насилие были взаимными. В насилии против польских студентов особенно участвовали еврейские студенты из Академической сионистской ассоциации «Кадима» (Akademicki Związek Syjonistyczny «Kadimah»). [25] Непрекращающаяся волна антиеврейского насилия в конечном итоге привела к временному закрытию всех высших учебных заведений Варшавы в ноябре 1935 года. Пресса Национальной демократии возложила вину за беспорядки на евреев, отказывающихся соблюдать специальные условия рассадки, установленные польскими студентами. [22]

скамеек Введение в гетто

Демонстрация польских студентов с требованием установить во Львовском политехническом институте скамейки из гетто , 1930-е годы.

Хотя польское правительство изначально выступало против политики сегрегации, университеты пользовались значительным уровнем автономии и могли навязывать свои местные правила. Скамейки в гетто впервые были официально разрешены в декабре 1935 года во Львовском политехническом институте . [22] После нескольких жестоких нападений на еврейских учеников руководство школы приказало им сидеть в отдельных секциях под угрозой исключения. [11] Штрафы были наложены на тех, кто не посещал занятия в знак протеста против разделения мест. [23] Решение легализовать скамейки в гетто было оспорено еврейской общиной, которая увидела в этом опасный прецедент. Скамейки в гетто подверглись критике со стороны еврейских членов Сейма . В январе 1936 года делегация представителей еврейской общины Львова встретилась с министром образования Польши , который пообещал обсудить этот вопрос с администрацией школ, а в феврале 1936 года приказ о создании гетто был отменен академическим сенатом Львовского политехнического института . [23]

Эта неудача в деле сегрегации не остановила попытки создать скамейки-гетто в других польских университетах. Требования о раздельном размещении вновь выдвинул OZON возглавляемый Союз молодой Польши ( Związek Młodej Polski ), [26] НД Всепольская молодежь и другие националистические молодежные организации. [24] Министерство образования в Варшаве выступило против скамеек в гетто, объявив numerus clausus нарушением конституции, а министр образования Польши заявил, что: «Студенческие гетто не будут вводиться в польских университетах». [11] Однако в свете продолжающихся серьезных беспорядков в университете, которые министерство осудило как «зоологический патриотизм», министерство медленно сдалось и решило отказаться от своей оппозиции, надеясь, что создание гетто положит конец беспорядкам. [11] Этнонационалисты наконец выиграли свою кампанию за скамейки в гетто в 1937 году, когда решением министерства университетам было предоставлено право регулировать рассадку польских и еврейских студентов. [24] 5 октября 1937 года ректор Варшавского политехнического института распорядился создать в лекционных залах институт скамеек гетто. [11] В течение нескольких дней аналогичные приказы были отданы и в других университетах Польши. [27]

Более 50 известных польских профессоров (в том числе Марчели Хандельсман , Станислав Оссовский , Тадеуш Котарбинский и Манфред Кридл ) раскритиковали введение скамеек в гетто. [11] и отказались ввести в действие ни квоту, ни систему скамей в гетто, но их голоса были проигнорированы вместе с теми студентами-неевреями, которые возражали против этой политики; [28] они протестовали, стоя в классе и отказываясь садиться. [6] Ректор Владислав Мариан Яковицкий из Университета Стефана Батория в Вильно (Вильнюс) подал в отставку со своей должности в знак протеста против введения скамеек. [29] Другим ректором, который отказался установить в своем университете скамьи гетто, был профессор Станислав Кульчинский из Львовского университета . Столкнувшись с решением подписать указ о введении раздельного размещения, профессор Кульчинский подал в отставку со своей должности вместо того, чтобы подписать его. [11] [27] Тем не менее, на следующее утро проректор Львовского университета все же издал указание о специальных «обязательных местах» для всех еврейских студентов. [27] Единственным факультетом в Польше, на котором не были установлены скамейки из гетто, была детская клиника Варшавского университета Пилсудского, которой руководил профессор Мечислав Михалович , который отказался подчиниться приказу ректора. [11] Около пятидесяти шести профессоров университетов Варшавы, Познани и Вильно подписали протест против скамеек в гетто в декабре 1937 года. В список входили «элита польской науки», такая как Тадеуш Котарбинский ; социологи Юзеф Халасинский , Станислав , Мария Оссовская и Ян Станислав Быстронь ; биологи Станислав Кульчинский и Ян Дембовский ; психолог Владислав Витвицкий ; физик Константин Закшевский ; а также историки Северин Выслох и Тадеуш Мантейфель . [30]

Введение скамеек в гетто подверглось критике со стороны англоязычных стран на международном уровне. Более 300 британских профессоров подписали манифест скамьи против гетто. В Нью-Йорке Лига академической свободы опубликовала открытое письмо, подписанное 202 профессорами, осуждающее скамейки в гетто как «чуждые духу академической свободы». [11]

Несмотря на аргументы правительства Санации о том, что введение скамеек в гетто остановит беспорядки, столкновения между еврейской и нееврейской молодежью привели к гибели двух еврейских студентов. [16] [24] и дальнейшие нападения или даже покушения на польского профессора Конрада Гурского, критикующего политику сегрегации. [30] [16]

Последствия [ править ]

Система скамеек в гетто и другие антисемитские демонстрации студенческой молодежи вызвали месть среди некоторых еврейских студентов Львовского политехнического института после прихода советских властей после советского вторжения в Польшу . [31]

Практика раздельного размещения еврейских студентов в Польше закончилась с распадом польского государства в начале Второй мировой войны . После этого большинство польских учебных заведений было закрыто (см. « Образование в Польше во время Второй мировой войны »), хотя Львовский политехнический институт остался. Большинство польских евреев в конечном итоге погибли во время немецкой оккупации Польши и Холокоста .

См. также [ править ]

Ссылки [ править ]

  1. ^ Антидиффамационная лига Бнай-Брит. Польша: демократия и вызов экстремизма. Архивировано 1 октября 2008 г. в Wayback Machine. Специальный отчет Антидиффамационной лиги, 2006 г.
  2. ^ Литман Мор (Муравчик): Война за жизнь. Глава 5: Бакалавр. В «Антисемитизме» (1935–1940) : «На польском сленге мы называли это место «Гетто Lawkowe» (Гетто скамеек)».
  3. ^ Роберт Блобаум (2005). Антисемитизм и его противники в современной Польше . Корнельского университета Издательство . ISBN  978-0-8014-8969-3 . Первыми сегрегационистским требованиям студентов-националистов подчинились советы факультетов инженерно-механического факультета Львовского политехнического института, которые 8 декабря 1935 г. приняли соответствующие постановления; их быстро скопировали в других местах.
  4. ^ Анализ высказываний Ганса-Вильгельма Штайнфельда о польско-еврейских отношениях во Львове.
  5. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Ежи Ян Лерский , Исторический словарь Польши, 966-1945 гг ., Greenwood Press, 1996, ISBN   0-313-26007-9 , Google Print, стр. 22.
  6. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б (на польском языке) Ghetto ławkowe . Архивировано 11 марта 2007 г. в Wayback Machine , на основе Алины Кала , Ханны Венгжинек и Габриэлы Залевской, История и культура польских евреев. Словарь , WSiP
  7. ^ Томаш Камуселла, Кшиштоф Яскуловский (2009). Национализм сегодня . Питер Ланг АГ, Международное академическое издательство. п. 203. ИСБН  9783039118830 .
  8. ^ Шарман Кадиш, большевики и британские евреи: англо-еврейская община, Великобритания и русская революция. Опубликовано Routledge, стр. 87 [1]
  9. ^ «История евреев» Пола Джонсона, Лондон, 1987, стр.527, см. также: История евреев в России.
  10. ^ Селия Стопника Хеллер, На грани разрушения... , 1993, издательство Wayne State University Press, 396 страниц ISBN   0-8143-2494-0
  11. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Рабинович, Гарри (октябрь 1964 г.). «Битва на скамейках гетто». Еврейский ежеквартальный обзор . Новая серия, том. 55, нет. 2 (2): 151–59. дои : 10.2307/1453795 . JSTOR   1453795 .
  12. ^ Эдвард Х. Фланнери, Муки евреев: двадцать три века антисемитизма , Paulist Press, 2005, ISBN   0-8091-4324-0 , Google Print. стр.200
  13. ^ Снайдер, Тимоти (11 июля 2004 г.). Реконструкция наций: Польша, Украина, Литва, Беларусь, 1569–1999 гг . Издательство Йельского университета. п. 144. ИСБН  0-300-10586-Х .
  14. ^ Анна Яскула, Вроцлавский университет (2010). «Правовой статус еврейского меньшинства во Второй республике» ( PDF) . Глава 3: Еврейское образование . Вроцлав: Факультет права, управления и экономики. Институт истории государства и права (факультет права, управления и экономики). стр. 65–66 (20/38 в формате PDF) – можно напрямую скачать с BibliotekaCyfrowa.pl.
  15. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Цеплински, Фейг (18 сентября 2002 г.). «Поляки и евреи: поиски самоопределения, 1919–1934» . Бингемтонский исторический журнал (осень 2002 г.). Архивировано из оригинала 18 сентября 2002 г. Проверено 2 июня 2006 г.
  16. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д (на польском языке) Антисемитизм 1930-х годов , Диа-позитив. Информационная служба.
  17. ^ Стопницка Хеллер, Селия (1993). На грани разрушения: евреи Польши между двумя мировыми войнами . Издательство Государственного университета Уэйна . стр. 77–78. ISBN  978-0-8143-2494-3 .
  18. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Мельцер, Эммануэль (1997). Выхода нет: Политика польского еврейства, 1935-1939 гг . Издательство колледжа Еврейского союза. стр. 71–73. ISBN  978-0-87820-418-2 – через books.google.com, без предварительного просмотра.
  19. ^ Паулссон, Гуннар С., Тайный город: Скрытые евреи Варшавы, 1940-1945 , Издательство Йельского университета , 2003, ISBN   0-300-09546-5 , Интернет-архив, стр. 37
  20. ^ Джоанна Б. Михлик. Польша угрожает другим: образ еврея с 1880 года по настоящее время. Университет Небраски Press, 2006. Страница 113.
  21. ^ Эмануэль Мельцер. Выхода нет: политика польского еврейства, 1935–1939. Издательство Еврейского союза колледжа, 1997. Страница 6.
  22. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час Мельцер, с. 72
  23. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Мельцер, с. 73
  24. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Джоанна Беата Михлич. Угрожающие другим Польши: образ еврея с 1880 года по настоящее время , University of Nebraska Press , 2006, стр. 113–114.
  25. ^ Кулинска, Люцина (2000). Академическое объединение «Молодежь Вшехпольска» и «Молодежь Великой Польши» в 1922–47 годах . Краков: Абрис. стр. 38–39. ISBN  83-85827-56-0 .
  26. ^ Мельцер, стр.74
  27. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Мельцер, стр.76
  28. ^ Ричард М. Ватт, Горькая слава: Польша и ее судьба, 1918–1939 , Hippocrene Books, 1998, ISBN   0-7818-0673-9 , с. 363
  29. ^ Людвик Хасс (1999). Польские масоны в стране и в мире 1821–1999: Биографический словарь . Ритм. стр. 183. ISBN  978-83-87893-52-1 . Проверено 11 марта 2011 г.
  30. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Коннелли, Джон (2000). Пленный университет: советизация восточногерманского, чешского и польского высшего образования . УНК Пресс. п. 82. ИСБН  0-8078-4865-4 .
  31. ^ (на польском языке) «Львовский технологический университет 1844-1945». Издательство Вроцлавского университета науки и техники, 1993, ISBN   83-7085-058-8 . Редакционный комитет: Ян Боберский, Станислав Мариан Бжозовский, Конрад Дыба, Збислав Поплавский, Ежи Шредер, Роберт Шевальский (главный редактор), Ежи Венгерский «Отрывок онлайн» . Архивировано из оригинала 9 июня 2008 года . Проверено 9 июня 2008 г. {{cite web}}: CS1 maint: bot: исходный статус URL неизвестен ( ссылка )

Дальнейшее чтение [ править ]

  • (на польском языке) Моника Натковска, «Закрытый номер», «гетто ławkowe», «нулевой номер»: Антисемитизм na uniwersytecie Warszawskim 1931–39 («Закрытый номер», «скамьи гетто», «нулевой номер»: Антисемитизм в Варшавском университете) 1931–39), Варшава, 1999.
  • (на польском языке) Збислав Поплавский, «История Львовского технологического университета 1844–1945», Вроцлав, 1992.
  • Х. Рабинович. «Битва на скамейках гетто». Еврейское ежеквартальное обозрение , новая серия, том. 55, № 2 (октябрь 1964 г.), стр. 151–159.
  • (на польском языке) А. Сребраковский, Sprawa Wacławskiego, "Przegląd Wschodni" 2004, том IX, выпуск 3 (35), стр. 575-601.

Внешние ссылки [ править ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 7c6bfbcac88bd33239dd537adb932301__1711649280
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/7c/01/7c6bfbcac88bd33239dd537adb932301.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Ghetto benches - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)