Jump to content

Стигма проказы

Стигма проказы — это разновидность социальной стигмы , сильное негативное чувство по отношению к человеку, больному проказой, связанное с его моральным статусом в обществе. [1] Его также называют стигмой, связанной с проказой , лепростигмой и стигмой проказы . [2] С древних времен проказа прививала практику страха и избегания во многих обществах из-за связанных с ней физических уродств и непонимания ее причин. Из-за исторической травмы, которую вызывает слово «проказа», болезнь теперь называют болезнью Хансена , названной в честь Герхарда Армауэра Хансена, который открыл Mycobacterium leprae , бактериальный агент, вызывающий болезнь Хансена. [3] Те, кто пострадал от болезни Хансена, описывают воздействие социальной стигмы как гораздо более серьезное, чем физические проявления, несмотря на то, что она лишь слегка заразна и фармакологически излечима. [4] [5] Это мнение разделяют Вейс и Рамакришна, которые отметили, что «воздействие значения болезни может быть более серьезным источником страданий, чем симптомы болезни». [5]

Определение стигмы

[ редактировать ]

Слово « стигма » произошло от греков, которые использовали его для обозначения «телесных знаков, призванных выявить что-то необычное и плохое в моральном статусе» человека. [1] Эти телесные признаки можно рассматривать как поражения, вызывающие физические деформации кожи человека при проказе.

Американский социолог Эрвинг Гоффман определяет «стигму» как атрибут, глубоко дискредитирующий; [1] стигматизированный человек — это человек, которого не принимают и не пользуются уважением и уважением своих сверстников, который лишен права полного социального признания. Это связано с 1) физическими деформациями, такими как бляшки на лице, паралич лицевого нерва , деформация когтистых рук или свисающая стопа ; 2) пороки характера, например связанные с алкоголизмом, наркоманией или проказой; или 3) раса, нация, социальный класс, сексуальная ориентация и религия, которые другая группа считает второсортными. [6] [7] Сама стигма построена на основе «исторических процессов, межкультурных различий и структурного неравенства», которые определяют социальные нормы. [8]

Средневековый прокаженный колокол

Стигма проказы ассоциировалась с этим заболеванием на протяжении большей части его истории и была повсеместной. В Западной Европе она достигла своего пика в Средние века, в то время, когда считалось, что болезнь делает человека «нечистым». Было построено множество «лазарных домов». Пациентам приходилось нести колокольчики, чтобы сигнализировать о своем присутствии, а также для привлечения благотворительных подарков.

Открытие Хансеном в 1873 году того, что проказа заразна и передается бактериями, усугубило стигму проказы. Это заболевание уже давно стало ассоциироваться с заболеваниями, передающимися половым путем , а в девятнадцатом веке его даже считали стадией сифилиса . [9] Стигма этой болезни возобновилась среди европейцев в имперскую эпоху, когда они обнаружили, что она была «гиперэпидемией в регионах, которые были колонизированы». Он стал ассоциироваться с бедными развивающимися странами, жители которых, по мнению европейцев, во многих отношениях были неполноценными.

С конца двадцатого века, благодаря усилиям Всемирной организации здравоохранения по борьбе с этой болезнью посредством раздачи бесплатных лекарств, многие международные организации работают над тем, чтобы положить конец стигме, связанной с проказой. Они работают над просвещением людей и повышением осведомленности о фактах о проказе, в частности о том, что она заразна лишь в легкой форме; около 95% людей имеют иммунитет к вызывающей его бактерии. [10]

Случаи стигмы проказы

[ редактировать ]

Стигма, окружающая болезнь Хансена, часто благоприятствовала обществу и приносила в жертву индивидуальные права тех, кто пострадал. [11] Многие общества в средние века, а также в девятнадцатом и двадцатом веках требовали отделения больных проказой от населения в целом. В некоторых странах все еще широко распространена стигма в отношении людей, больных проказой. [12]

В Японии правительство потребовало изоляции больных проказой, и это разделение усилило социальную стигму против них. В средние века больные проказой жили обособленно, селясь вокруг храмов или святилищ, где выпрашивали милостыню у прохожих. Начиная с 1909 года правительство требовало госпитализации больных проказой в лепрозории, полагая, что это предотвратит передачу болезни. В некоторых случаях больных насильно вывозили в санатории, а их дома дезинфицировали в присутствии соседей. Их семьи также пострадали от стигмы проказы. Некоторые пациенты пытались покончить жизнь самоубийством. Закон действовал до 1996 года. [13]

  • В Кумамото, Япония, больного проказой по имени Мацуо Фудзимото судили по обвинению во взрыве в 1951 году и убийстве в 1952 году. В ходе допроса и суда он подвергся дискриминации как больной проказой. Он был осужден и казнен в 1962 году.
  • Губернатор префектуры Кумамото Ёсико Сиотани сообщил в 2003 году, что отель отклонил бронирование для бывших пациентов санатория Кикучи Кейфуэн, которые участвовали в программе префектуры по посещению на дому. Многие люди протестовали против отеля. Когда пациенты отвергли извинения отеля, против пациентов начались бурные протесты. Отель снес это здание в июне 2004 года. [14]

В японском драматическом фильме « Сладкие бобы » режиссера Наоми Кавасе (2015) проблема стигмы проказы, затрагивающей характер Токуэ, оказывается главной темой истории и приводит к краткому описанию существующего сообщества бывших пациентов.

Скандинавия

[ редактировать ]

В первоначальном отчете Джоплинга он процитировал Хансена, сказавшего, что «норвежское государство всегда гуманно обращалось со своими жертвами проказы». Госпитализированные пациенты могли свободно выходить в течение дня, чтобы продавать свои изделия на рынке, и им разрешалось принимать посетителей. Свидетельств стигмы было мало. Многие пациенты иммигрировали в Соединенные Штаты, но это произошло из-за стремления избежать бедности.

Концепция наследственности имела глубокие корни, и когда считалось, что проказа передается по наследству, людей с этим заболеванием (и их детей) избегали. Поскольку уродство считалось божественным наказанием, с ним ассоциировалась стигма. [15] По состоянию на 2016 год в некоторых штатах проказа является законным основанием для лишения избирательных прав; во всех личных статусах проказа является поводом для развода . [16] По состоянию на 2021 год 106 дискриминационных законов затрагивают прокаженных. [17] [18]

Лозунг кампании по борьбе со стигматизацией проказы в сельском медицинском центре в Кайли , Гуйчжоу

Свидетельства существования проказы можно проследить еще в китайской литературе 500–300 гг. до н.э., когда она считалась наказанием за аморальные поступки. [11] Стигматизация проказы была значительной, хотя с конца двадцатого века она снизилась. В результате этого возникли опасения по поводу обезображивания лица и увечий конечностей. Длительный инкубационный период болезни привел к тому, что ее происхождение на протяжении веков оставалось загадкой, внушая ужас, страх и отвращение.

В современном Китае проказа тесно связана с бедностью, а стигма остается серьезным препятствием на пути к эффективному лечению. [19]

Соединенные Штаты

[ редактировать ]

В 1865 году поселение проказы Калаупапа на острове Молокаи, географически изолированном полуострове, ограниченном высокими горами («пали») с одной стороны и бурными морскими водами и коралловыми рифами с другой, было основано . болезнью Хансена на Гавайских островах. [4] К 1865 году рост числа больных болезнью Хансена уже нельзя было игнорировать, был принят «Закон о предотвращении распространения проказы в стране Гавайи», который криминализировал проказу и приговаривал жертв к постоянной ссылке. [20] Карантин прокаженных был основан на новом предположении, что проказа является очень заразной болезнью. Стигматизация проказы началась как «относительно неизвестное заболевание [превратившееся] в социально и морально угрожающее явление». [4] Те, у кого были тяжелые случаи, были отправлены в Калавао , изолированное поселение на острове Молокаи. Позже второе, более крупное поселение было построено в Калаупапе . Пиковая численность населения этого поселения составляла около 1100 человек вскоре после начала двадцатого века; Всего за десятилетия до 1965 года здесь находилось на карантине около 8500 человек. Оба поселения находятся в округе Калавао. Весь округ теперь находится на территории так называемого Национального исторического парка Калаупапа , который сохраняет как основные структуры поселений, так и связанную с ними окружающую среду этого района.

Для коренных жителей Гавайских островов, которые составляли большинство пациентов с болезнью Хансена, изгнание было разрушительным. В культурном отношении они считали, что их самоидентичность неразрывно связана с их землей. Переселить их в Калаупапу в качестве изгнанников было все равно, что лишить их личности. Клеймо болезни Хансена также привело к отсутствию медицинской помощи в Калаупапе в период с 1865 по 1873 год. Врачей туда не посылали, потому что они боялись заразиться. Только кокуа, члены семьи и отец Дэмиен ухаживали за жертвами болезни Хансена на Молокаи. Калаупапа представлял собой новаторский подход жителей Запада к решению проблемы проказы, который стал образцом борьбы с болезнями во всем мире: это был первый случай, когда подвергшихся остракизму и избеганию людей отрывали от семей и отправляли на отдаленный остров-тюрьму. [4]

После окончания карантина в 1960 году те люди, которые решили это сделать, могли оставаться там до конца своей жизни. Однако дегуманизирующие медицинские правила и положения, касающиеся физического контакта с жителями Калаупапы, сохранялись даже в 1980-е годы, несмотря на открытие сульфоновых препаратов, способных лечить заболевания . [11]

Myobacterium leprae , скорее всего, была завезена на остров жителями Запада, несмотря на обвинения китайских работников плантации. В 1886 году больница проказы Молокаи сообщила, что миссионеры распознали проказу еще в 1823 году, до какой-либо китайской иммиграции. Врач также обнаружил подобные симптомы в 1840 году, то есть еще до того, как китайские рабочие прибыли на Гавайи. Китайцы смогли распознать болезнь, потому что видели ее в Китае, но не они привезли ее на остров. Скорее всего, это был житель Запада, поскольку гавайцы не распознали эту болезнь, и до прибытия жителей Запада среди гавайцев не было никаких документов о болезни Хансена. Кроме того, в период с 1866 по 1885 год из 3076 пациентов 2997 были коренными жителями Гавайских островов, 57 европейцев и 22 китайца. [4]

Луизиана

[ редактировать ]

В 1884 году законодательный орган Луизианы учредил Совет штата по борьбе с проказой, поскольку в штате было множество случаев заболевания проказой. Некоторые говорят, что это напряжение связано с историей работорговли в Западной Африке.

В 1917 году Конгресс США принял законопроект о создании национального лепрозория, который был построен в Карвилле , штат Луизиана, и находился в ведении Службы общественного здравоохранения , сегодня известной как Национальный музей болезни Хансена . В 1941 году пациент Стэнли Стейн основал журнал The Star, посвященный борьбе со стигматизацией проказы. Исследователи в 1940-х годах из Национального лепрозория США доказали клиническую эффективность внутривенного сульфона Промина, первого широко эффективного лечения этого заболевания. Его использовали как для лечения проказы, так и для смягчения причиненного ею ущерба. В конце двадцатого века исследователи разработали множественную лекарственную терапию (MDT), чтобы компенсировать устойчивость к антибиотикам, развивающуюся у болезнетворной бактерии.

Лепрозорий Карвилла стал инициатором новых методов лечения больных проказой и первым изменил восприятие людей, страдающих этой болезнью. Больным проказой не давалось право вступать в брак до 1952 года. Тем, кто состоял в браке до поступления в Карвилл, не разрешалось жить со своими супругами, если только супруги сами не были больными. Пациентам не разрешалось покидать территорию больницы, им не разрешалось голосовать на национальных выборах, а любые исходящие посты стерилизовались путем обжига. При выписке пациентам выдавалась справка, в которой указывалось, что они были «прокаженными из службы общественного здравоохранения», с добавлением комментария «Больше не представляет угрозы для общественного здравоохранения» под причиной выписки. [21] [22]

Родственники больных и работники лепрозория

[ редактировать ]

Из-за сопутствующих представлений о наследственности и заражении дети и семьи больных проказой также страдают от стигмы. Исследования показали, что только около 5% супругов, живущих с людьми с этим заболеванием, заразились этим заболеванием, что дает понять, что проказа не является очень заразной.

Факторы, способствующие стигматизации проказы

[ редактировать ]

Библейские ссылки

[ редактировать ]

В Книге Левит в 13-й главе книги Левит говорится: «Но если светлое пятно будет белым на коже тела его и не будет казаться глубже кожи, и волосы на нем не побелеют, то священник должен изолировать заразившегося на семь дней».

Заблуждения широкой публики

[ редактировать ]

Широкая общественность до сих пор имеет неверные представления о проказе и упорно верит, что она очень заразна. В двадцать первом веке такие организации, как «Миссия по борьбе с проказой», проводят кампанию по искоренению этих заблуждений и работают над просвещением людей о проказе, ее причинах и путях ее передачи. Они хотят, чтобы люди с этим заболеванием были идентифицированы, чтобы их можно было вылечить и ограничить физический ущерб, а также контролировать заражение. В XXI веке эффективное бесплатное лечение дапсоном , рифампицином и клофазимином стало доступно через ВОЗ . Однако во многих частях мира миряне по-прежнему считают эту болезнь неизлечимой. Комплексная лекарственная терапия, бесплатно предоставляемая странам, где это заболевание является эндемичным , обеспечивает надежное лекарство от лепры. [23]

Это заблуждение также проистекает из разрыва между наукой и государственной политикой. Хотя медицинское сообщество на протяжении десятилетий соглашалось с тем, что болезнь Хансена является лишь легкой заразностью, она по-прежнему остается в списке «инфекционных заболеваний, имеющих значение для общественного здравоохранения» по причинам недопустимости, связанным со здоровьем, на веб-сайте Службы гражданства и иммиграции США, даже несмотря на то, что ВИЧ был удален в 2010 году. [24] По состоянию на 2018 год болезнь Хансена по-прежнему внесена в список «инфекционных заболеваний общественного значения» и, следовательно, проверяется в рамках иммиграционного медицинского осмотра. [25]

Лепрозария

[ редактировать ]

Лазаревские больницы, лепрозории и колонии были построены для карантина лиц, больных проказой и связанных с ее стигмой. Некоторые из лепрозариев и колоний расположены в отдаленных землях или на островах.

В прошлом пресса способствовала стигматизации проказы, отражая социальные ценности во многих областях.

В программе Лу Добба «Сегодня вечером» от 7 мая 2007 года Мадлен Косман, ученый и юрист, а не врач, ложно заявила, что «за последние 3 года было зарегистрировано 7000 случаев». [26] В более позднем интервью программе «60 минут» Доббса спросили о цифре в 7000 случаев за 3 года, но он сказал: «Если мы сообщили об этом, это факт». Напротив, Национальная программа по борьбе с болезнью Хансена представила это число за 30 лет, а не за 3 года. Хотя Доббс признал ошибку в более поздней статье в New York Times , последствия ложного заявления остались. [26]

В 2012 году организации поддержки больных проказой успешно лоббировали Aardman Animations, чтобы они включили сцену из фильма «Пираты!». В «Приключениях с учеными» удалено из-за опасений по поводу изображенного на нем изображения. [27] В этой сцене задействован «корабль прокаженных» и больной проказой, у которого во время сцены отваливается рука. Поскольку вокруг проказы уже существует множество мифов, защитники, работающие над искоренением стигмы, считали, что эта сцена бесполезна. Аардман согласился удалить его. Некоторые утверждали, что шутка безобидна и ее следует сохранить. [28]

Кампании против стигматизации проказы

[ редактировать ]

Стэнли Стейн, слепой пациент национального лепрозория в Карвилле, основал The Star , международный журнал, борющийся против стигмы проказы. Журнал повысил осведомленность о фактах о болезни Хансена. Полный текст информационного бюллетеня STAR за 1941–2001 гг. доступен в Интернете. [29]

«Звезда» продолжает выходить два раза в год. Новые экземпляры публикуются на веб-сайте 40 и 8 La Societe des Quarante Hommes et Huit Chevaux . [30] На задней обложке по-прежнему представлены факты о болезни Хансена. [31]

Организация Объединенных Наций

[ редактировать ]

С 1995 года ВОЗ поддерживает ликвидацию болезни Хансена посредством проведения бесплатного лечения несколькими лекарственными средствами во всем мире и содействия просвещению о болезни Хансена с целью устранения стигмы в отношении болезни Хансена. Хотя цель полного искоренения лепры в 2020 году кажется недостижимой для «нулевых пациентов» из-за длительного периода покоя M. leprae , ВОЗ перешла к стратегии «Последнего рывка», сосредоточив внимание на раннем выявлении для снижения инвалидности. Более того, большинство пациентов умирают не от проказы, а от других заболеваний и осложнений, а не от самой бактериальной инфекции. Кроме того, люди могут выжить в течение многих лет, но все равно болеть проказой или оставаться инвалидами. [32]

В июне 2015 года Совет ООН по правам человека принял резолюцию о ликвидации дискриминации в отношении лиц, больных проказой, и членов их семей. [33] В июне 2017 года Совет по правам человека проголосовал за учреждение мандата специального докладчика по этому вопросу сроком на три года. Впоследствии, в ноябре 2017 года, Алиса Крус из Португалии была назначена Специальным докладчиком ООН по вопросу ликвидации дискриминации в отношении лиц, больных проказой, и членов их семей. [34] 16 августа 2018 года Элис Круз выступила с заявлением, в котором говорилось, что «Использование проказы в качестве уничижительной метафоры проистекает из длительных стигматизирующих коннотаций, порождаемых различными культурными традициями, социальными правилами и правовыми рамками. Использование ее в качестве метафоры приводит к неправомерные стереотипы, которые подпитывают общественную стигму, повседневную дискриминацию и препятствуют осуществлению прав человека и основных свобод пострадавшими лицами и их семьями». [35] Примерами политиков, которые упомянули проказу, говоря об оппозиционных партиях, являются премьер-министр Португалии Антониу Кошта и Бангладеш министр судоходства Шаджахан Хан . [ нужна ссылка ]

Национальный музей болезни Хансена (Япония) в Токио, Япония, является репрезентативным музеем, демонстрирующим историю проказы в Японии и направленный на искоренение стигмы проказы. Он расположен рядом с санаторием Тама Дзеншоен . Меньшие музеи связаны с другими санаториями Японии, например, в санатории Тохоку Синсэйэн , санатории Курю Ракусен-эн , санатории Нагасима Айсэйен и санатории Кикучи Кэйфуэн .

Национальный музей болезни Хансена в Карвилле, штат Луизиана, собирает, сохраняет и интерпретирует медицинские и культурные артефакты исторического района Карвилла. Он способствует пониманию, выявлению и лечению болезни Хансена (проказы) путем создания и поддержания музейных экспозиций, передвижных выставок, публикаций и веб-сайта с целью обучения и информирования общественности. [36]

Удали слово на букву L / Не называй меня прокаженным

[ редактировать ]

Международная миссия по борьбе с проказой выступает за прекращение использования термина «прокаженный» для описания человека, больного проказой . Этот термин имеет негативный оттенок для больных и из-за множества исторических ссылок уже давно используется для обозначения кого-то как «нечистого» в ритуальном смысле или для обозначения кого-то, кого нельзя трогать или с кем нельзя общаться. TLM в Англии и Уэльсе запустила кампанию «Не называй меня прокаженным» в 2010 году. [37] в то время как TLM Scotland запустила программу «Удалить слово на букву L» в 2012 году. [38]

Обе организации отметили, что слово «прокаженный» является «уничижительным, подвергающим остракизму и устаревшим». Они выступают за использование термина «человек/человек, больной проказой». Для тех, кто проходит лечение, «больной проказой» также будет приемлемым. TLM регулярно связывалась с прессой, чтобы препятствовать использованию слова «прокаженный», и успешно лоббировала BBC, чтобы она добавила его в руководство по словам, которые не следует использовать. [37]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с Гоффман, Ирвинг (1986). Стигма: заметки о борьбе с испорченной идентичностью . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Simon & Schuster Inc., стр. 1–3 . ISBN  9780671622442 .
  2. ^ «Клеймо проказы» (PDF) .
  3. ^ Уайт, Кассандра (2017). «Клинические и социальные аспекты лепры (болезни Хансена) и современные проблемы ее ликвидации» (PDF) . Журнал дерматологии и клинических исследований . 5 : 1097. S2CID   42414763 . Архивировано из оригинала (PDF) 4 ноября 2018 г.
  4. ^ Jump up to: а б с д и Нэнси, Вакслер (1981). Учимся быть прокаженными: пример социального конструирования болезни . Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
  5. ^ Jump up to: а б «Вейс М. и Рамахришна Дж. «Вмешательства в отношении стигмы и исследования в интересах международного здравоохранения». 2001» . Архивировано из оригинала 18 марта 2013 г. Проверено 28 августа 2017 г.
  6. ^ Эрвинг Гоффман : Стигма: Заметки об управлении испорченной идентичностью. Энглвудские скалы. Прентис-Холл, Инк., 1963 г.
  7. ^ Уильям Джоплинг . «Стигма проказы», ​​в Leprosy Review (1991), Vol. 62, 1-12.
  8. ^ Уайт, Кассандра (2011). «Проказа и стигма в контексте международной миграции» . Обзор проказы . 82 (2): 147–154. дои : 10.47276/lr.82.2.147 . ПМИД   21888139 .
  9. ^ «Блаженный Дэмиен с Молокаи». Архивировано 17 ноября 2016 г. в Wayback Machine.
  10. ^ «Что такое проказа? :: Миссия по борьбе с проказой в Шотландии» . Архивировано из оригинала 10 июля 2015 г. Проверено 9 июля 2015 г.
  11. ^ Jump up to: а б с Магистр права Skinsnes Law, Анвэй (февраль 1988 г.). «Бросая вызов стигме: роль Гавайев в развенчании мифов о проказе». Гавайский медицинский журнал . 47 (2): 75–7, 80. PMID   3284842 .
  12. ^ «О проказе - Миссия по борьбе с проказой в Шотландии» . 5 июля 2016 г.
  13. ^ «Японские больные проказой вспоминают десятилетия боли» . Хранитель . 13 апреля 2016 г.
  14. ^ Hyakunen no seisou (100 лет санатория Кикути Кэйфуэн) , 2009 (яп.)
  15. ^ «Борьба Индии с проказой – Пионер» .
  16. ^ Диллон, Амрит (10 ноября 2015 г.). «Люди, страдающие проказой в Индии, сталкиваются со стигматизацией, усиленной жестокими колониальными законами» . Хранитель . Проверено 29 декабря 2022 г.
  17. ^ Пераппадан, Бинду Шаджан (30 января 2019 г.). «114 дискриминационных законов в Индии против людей, страдающих проказой: лауреат Премии мира Ганди Сасакава» . Индус . ISSN   0971-751X . Проверено 28 ноября 2021 г.
  18. ^ Дидьяла, Амрита (16 февраля 2021 г.). «Люди, больные проказой, борются со 106 дискриминационными законами» . Хайдарабадские новости — Таймс оф Индия . Проверено 28 ноября 2021 г.
  19. ^ «Дискриминация по-прежнему преследует жертв проказы в материковом Китае» . 27 января 2013 г.
  20. ^ Уитли, Маргарет Энн (1985). Проказа: болезнь, не считая исторического и межкультурного анализа стигмы (тезис). ПроКвест   303370993 .
  21. ^ Добсон, Мэри (2013) [2007]. Болезнь: необычайные истории самых смертоносных убийц в истории . Великобритания: Кверкус. стр. 26–27. ISBN  978-1-4351-5166-6 .
  22. ^ Штейн, Стэнли; Блохман, Лоуренс Г. (1963). Больше не один: история человека, который отказался быть одним из живых мертвецов! . Нью-Йорк: Funk & Wagnalls Company, Inc.
  23. ^ «Множественная лекарственная терапия ВОЗ (MDT)» . Всемирная организация здравоохранения . Архивировано из оригинала 17 сентября 2006 года.
  24. ^ Сутар, Дуглас (2010). «Иммиграция и права человека при проказе» . Обзор проказы . 81 (1): 3–4. дои : 10.47276/lr.81.1.3 . ПМИД   20496564 . S2CID   12055859 .
  25. ^ «Инфекционные болезни, имеющие значение для общественного здравоохранения» . 2017.
  26. ^ Jump up to: а б Уайт, Кассандра (2010). «Дежа вю: проказа и иммиграционный дискурс в Соединенных Штатах XXI века» . Обзор проказы . 81 (1): 17–26. дои : 10.47276/lr.81.1.17 . ПМИД   20496566 .
  27. ^ Чайлд, Бен (25 января 2012 г.). «Аардман выбрасывает за борт кляп Пиратов от проказы» . Хранитель .
  28. ^ Кокс, Дэвид (2 апреля 2012 г.). «Пираты Аардмана! и шутка о безруком прокаженном» . Хранитель .
  29. ^ Информационный бюллетень STAR через Цифровую библиотеку Луизианы. [1] Архивировано 16 июля 2012 г. на Wayback Machine. Проверено 6 февраля 2012 г.
  30. ^ 40 и 8 Общество сорока мужчин и восьми лошадей. http://www.fortyandeight.org/the-star/ Проверено 6 февраля 2012 г.
  31. ^ «Факты о болезни Хансена». The Star (июль – декабрь 2011 г.) 63 (12): 16. http://www.fortyandeight.org/storage/The%20Star%20July-December%202011%2012-20-2011.pdf Проверено 6 февраля 2012 г.
  32. ^ «Проказа» . Всемирная организация здравоохранения . Проверено 3 ноября 2018 г.
  33. ^ "A/HRC/RES/29/5-E" . undocs.org .
  34. ^ «УВКПЧ – СР Лепра» . www.ohchr.org .
  35. ^ «УВКПЧ – Политические лидеры должны прекратить злоупотреблять проказой как метафорой вредных стереотипов, - говорит эксперт ООН» . www.ohchr.org .
  36. ^ Национальный музей болезни Хансена. http://www.hrsa.gov/hansensdisease/museum/index.html Проверено 6 февраля 2012 г.
  37. ^ Jump up to: а б «Не называйте меня прокаженным - Кампания с нами - Присоединяйтесь к нам - Миссия против проказы» . www.leprosymission.org.uk .
  38. ^ «Удалите слово на букву L :: Миссия по борьбе с проказой в Шотландии» . Архивировано из оригинала 10 июля 2015 г. Проверено 9 июля 2015 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: e8c71d4816bbf5e29b3f42b6e4973cba__1719119880
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/e8/ba/e8c71d4816bbf5e29b3f42b6e4973cba.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Leprosy stigma - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)