Антимаори настроения
Часть серии о |
Антимаори настроения |
---|
![]() |
Часть серии о |
Дискриминация |
---|
![]() |
Настроения против маори в широком смысле представляют собой неприязнь, недоверие, дискриминацию и расизм , направленные против народа маори как этнической принадлежности и культуры маори . Различные ученые охарактеризовали настроения против маори как возникшие в результате Новой Зеландии Великобританией колонизации . [ 1 ] [ 2 ]
Политика ассимиляции, проводимая сменявшими друг друга ранними правительствами Новой Зеландии, была отмечена антимаори-настроениями, которые часто оправдывались ложными заявлениями о том, что маори «вымирают». Настроения против маори развивались по мере того, как взгляды на маори среди пакеха развивались: от самых ранних представлений о « благородных дикарях » до стереотипов 20-го века о маори как о толстых, ленивых, грязных, беспечных и неразумных или преступниках. [ 3 ] Хотя расовая сегрегация никогда не была санкционирована законом в Новой Зеландии, в некоторых городах она все равно практиковалась до 1960-х годов. Предвзятость в отношении маори в средствах массовой информации широко документирована и широко распространена. [ 4 ] В 2020 году медиа-гигант Stuff , владеющий газетами Dominion Post и The Press , официально извинился за освещение антимаори в своих газетах на протяжении 160 лет. [ 5 ] [ 6 ]
В 21 веке настроения против маори стали более заметными и получили широкое признание, поскольку культура маори стала более активна в общественной жизни, а проблемы маори вызывают большую озабоченность среди немаори. По данным переписи 2023 года , каждый пятый житель Новой Зеландии имеет происхождение маори. [ 7 ] Споры 2004 года о прибрежной полосе и морском дне привели к возрождению протестного движения маори , которое, в свою очередь, было использовано политическими правыми, чтобы бросить вызов тино рангатиратанга , или суверенитету маори, как нелегитимному или расистскому само по себе. [ 8 ] К таким движениям относятся Hobson's Pledge , антидоговорная лоббистская группа, основанная бывшим Национальной партии лидером Доном Брашем для противодействия урегулированию договоров маори и позитивным действиям , а также Tross Publishing, Whale Oil и элементы новозеландской политической партии ACT. [ 9 ] [ 10 ] Это часть более широкой тенденции против Трибунала Вайтанги и усиления политической активности маори и бикультурализма , включая стереотипы о «привилегиях маори». [ 10 ] [ 11 ] [ 3 ] [ 12 ] Другие примеры включают более широкую негативную реакцию на возрождение языка маори , предполагаемую «маорификацию» европейских социальных норм и инициативы совместного управления , направленные на соблюдение Договора Вайтанги . [ 13 ] [ 14 ] В преддверии всеобщих выборов в Новой Зеландии в 2023 году сообщалось о росте настроений против маори, особенно в отношении женщин-маори . [ 15 ] [ 16 ]
Существуют также маргинальные экстремистские группы, такие как несуществующий Новозеландский национальный фронт и активная организация Action Zealandia , которые являются белыми националистами по своему характеру и отрицают, что маори являются коренными народами . [ 17 ]
История
[ редактировать ]Настроения против маори возникли с приходом европейцев. Когда Новая Зеландия перешла от совокупности самоуправляющихся государств маори к британскому колониальному владению , а затем к самоуправляющейся стране, антимаорийские настроения вскоре стали присутствовать как в администрации, так и среди пакеха ( европейских новозеландцев ). Хотя маори пользуются большим уважением в массовой культуре, поскольку к ним относятся лучше, чем к другим коренным народам, [ 18 ] Настроения против маори были постоянной чертой новозеландского общества со времен колонизации. [ 2 ]
Очернение законов и обычаев маори
[ редактировать ]Некоторые законы XIX века признавали традиционную практику и обычаи маори. [ 19 ] Одним из законов маори, который подорвала Корона, был принцип коллективной собственности на землю. Первой попыткой обойти закон маори в отношении собственности была оговорка о преимущественном праве покупки в статье второй Договора Вайтанги . Это давало Короне право преимущественной покупки , чтобы предотвратить продажу земель маори кому-либо, кроме Короны. Британские официальные лица оправдывали это необходимостью защиты интересов маори в земельных отношениях с поселенцами и другими колониальными державами, такими как Франция. [ 20 ] [ 21 ] Преимущественное право покупки позволило Короне приобрести племенные земли, подорвать культуру и закон маори и помогло добиться реального британского суверенитета. Это было особенно актуально в «золотой век предприятий маори», период, когда маори превосходили численностью первых пакеха , контролировали экономику и в целом находились в сильной позиции. [ 22 ] [ 23 ]
Маори также подвергались дискриминации при избирательном праве. Хотя маорийская версия Договора Вайтанги давала Короне право управлять британскими подданными, маори, которые хотели принять участие в ранней новозеландской демократии, в значительной степени избегали из-за франшизы землевладения , которая ограничивала право голоса мужчинами в возрасте. 21 год и старше, владеющие имуществом стоимостью не менее 25 фунтов. Поскольку большая часть земель маори находилась в общественной собственности, очень немногие маори имели право голоса. [ 24 ] Ситуация изменилась в 1867 году, когда были учреждены места маори , но их было только четыре, тогда маори по квоте населения имели право на число от 14 до 16 мест. Маори не могли переключаться между маори и общими избирательными списками до 1975 года, то есть они были недостаточно представлены на протяжении более столетия. [ 25 ]
Закон о землях коренных народов 1865 года , преемник закона 1852 года, учредил Земельный суд коренных народов , основной целью которого было агрессивное расширение покупок земли для британских и ирландских поселенцев на Северном острове посредством индивидуализации права собственности на землю маори в английском законодательстве . Этот метод объявления коллективной собственности вне закона путем отказа признать нескольких владельцев собственности был оправдан министром юстиции (и первым премьер-министром) Генри Сьюэллом как необходимый для « детрайбализации маори – чтобы разрушить, если это было возможно, принцип коммунизма на на которой основана их социальная система и которая является барьером на пути всех попыток объединить расу маори в нашу социальную и политическую систему». Это проявилось в конфискации земель ( раупату ) во время одновременных новозеландских войн . за В отчете Таранаки Трибунала Вайтанги 1996 год подчеркивалось, что раупату Таранаки «несли в себе зародыш культурного геноцида». [ 26 ] В 1867 году колониальный политик Исаак Фезерстон заявил: «Маори быстро вымирают, ничто не может их спасти; наша простая обязанность как сострадательных колонистов — разгладить умирающую подушку маори; тогда истории не в чем будет нас упрекнуть». [ 3 ]
Вскоре последовал Закон о школах для коренных народов 1867 года , призванный решительно препятствовать использованию языка маори в школах Новой Зеландии. Хотя детей нужно было поощрять говорить по-английски, не существовало официальной политики, запрещающей детям говорить на языке маори. Однако некоторые местные школьные комитеты установили правила, запрещающие это. [ 27 ] и детей маори иногда подвергали физическому наказанию за то, что они говорили в школе на своем родном языке. [ 28 ] Эта практика, которая сохранялась в течение десятилетий после принятия закона в 1867 году, способствовала резкому упадку языка маори и дальнейшему отчуждению маори от культуры маори .
Меняющиеся взгляды на маори
[ редактировать ]
Маори подвергались покровительственному анализу со стороны этнографов Пакеха, которые считали их « благородными дикарями ». [ 29 ] которые «вымирали». Это была ошибочная, а иногда и приветствуемая интерпретация сокращения численности населения маори, вызванного появлением европейских болезней, к которым у них не было иммунитета, а также Мушкетными войнами и новозеландскими войнами . [ 30 ] [ 31 ] [ 32 ] В 1898 году новозеландский политик Уильям Пембер Ривз писал, что «средний колонист относится к монголу с отвращением, к негру с презрением и смотрит на чернокожего австралийца как на дикого зверя; но ему нравятся маори, и он сожалеет, что они вымирают». В результате более мягкого взгляда на неполноценность маори расовые смешанные браки были приняты и широко распространены. [ 29 ]
Хотя вера в превосходство белых была широко распространена, она основывалась не на предположении о генетическом превосходстве, а на предположении о британском культурном превосходстве. Считалось, что если культура маори будет подавлена и люди маори будут насильственно ассимилированы, они будут равны британским поселенцам. [ 32 ]
В воображении пакеха маори все чаще превращались в комические фигуры. Историк Питер Гиббонс описал, как «Сами маори и их культура были текстуализированы Пакехой, чтобы колонисты могли «знать» людей, которых они вытесняли. Не будет преувеличением сказать, что колонисты создали (или изобрели) «маори». , делая их живописными, причудливыми, в значительной степени антиисторическими и управляемыми с помощью печатных материалов». [ 33 ] Примером могут служить расовые оскорбления, такие как хори , причем этот термин первоначально относился к обычному характеру необразованного и ленивого мужчины-маори. [ 34 ]
Открытая дискриминация в обществе
[ редактировать ]
В отличие от США и Южной Африки , Новая Зеландия никогда не применяла формальную расовую сегрегацию . Однако в некоторых местах на формальном или местном уровне действительно существовала расовая сегрегация против маори в пользу пакеха и азиатов . С 1925 по начало 1960-х годов в Пукекохе , небольшом городке, ныне находящемся в Южном Окленде , маори выделяли отдельные части кинотеатров для сидения, отказывались от услуг таксистов , парикмахеров и владельцев большинства пабов , не допускали доступа к плавательным бассейнам, кроме пятницы, заставляли стоять за пассажиров автобуса Пакеха и были вынуждены жить в трущобах , где распространены предотвратимые болезни. Зафиксировано, что более 200 младенцев и детей маори умерли от кори , дифтерии , коклюша и туберкулеза , связанных с условиями жизни в трущобах, в том числе 29 только в 1938 году. Пукекохе также был домом для единственной в стране школы с расовой сегрегацией, которая действовала с ок. С 1952 года до закрытия в 1964 году. В других городах применялась незначительная сегрегация, например отдельные общественные туалеты в Тауранге. в 1940-х годах и библиотеки Кайтайи . [ нужна ссылка ]
Битва на Маннерс-стрит в 1943 году была одним из памятных событий протеста Пакеха против сегрегации против маори, в котором солдаты новозеландской армии сражались с солдатами американской армии, которые якобы пытались помешать военнослужащим маори войти в Клуб союзных служб на Маннерс-стрит, Те Аро. , Веллингтон . [ 35 ]
Современный день
[ редактировать ]Отношение к совместному управлению
[ редактировать ]В последние годы разницу между антимаори-настроениями и оппозицией совместному управлению стало различить все труднее, поскольку видные деятели правого толка маори, такие как Уинстон Питерс и Дэвид Сеймур , являются одними из самых видных оппонентов. В марте 2024 года Питерс скандально сравнил совместное управление с нацистской Германией и нацистскими расовыми теориями . Его высказывания были названы оскорбительными Беном Кепесом, представителем Центра Холокоста Новой Зеландии, и лидером Лейбористской партии Крисом Хипкинсом . [ 36 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Пак С., Таффин К. и Лайонс А. (2016) Учет расизма в отношении маори в Аотеароа / Новая Зеландия: дискурс-аналитическое исследование взглядов взрослых маори. J. Приложение сообщества. Соц. Психол. , 26: 95–109. дои: 10.1002/касп.2235.
- ^ Jump up to: а б Спунли, Пол (7 июня 2018 г.). «Этническая и религиозная нетерпимость - Нетерпимость к маори» . Те Ара – Энциклопедия Новой Зеландии . Проверено 24 августа 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с Мэтьюз, Филип (3 июня 2018 г.). « Хитрые, лживые дикари»: 200 лет плохой прессы маори» . Вещи . Проверено 24 августа 2024 г.
- ^ Моевака Барнс, Анджела и др., «Темы против маори в новозеландской журналистике — к альтернативной практике», Pacific Journalism Review , Том 18, № 1, 2012 г.
- ^ «Stuff приносит извинения за освещение проблем маори» . РНЗ . 30 ноября 2020 г. Проверено 2 июня 2024 г.
- ^ «Наша правда, Та Мату Поно: извинения вещей приветствуются, но запоздали - помощник комиссара по делам детей маори» . Вещи . 4 декабря 2020 г. Проверено 2 июня 2024 г.
- ^ «Около миллиона идентифицируют себя как выходцы из маори – перепись 2023 года» . 1Новости . Проверено 1 июня 2024 г.
- ^ Мейхана, Питер, «Антидоговорный ответ на признание договорных прав маори», стр. 267–282, в: Ла Рой, Маринус и др., «Истории ненависти: радикальные правые в Аотеароа, Новая Зеландия» (Дунедин: Otago University Press, 2022);
- ^ Саймон, Хемопереки Хоани, ВЫ ДАЕТЕ МЕНЯ ГОЛОВНУЮ БОЛЬ: Политико-культурная текстовая критика альтернативных / крайне правых антикоренных мыслей по вопросам коренных народов в Аотеароа, Новая Зеландия (Сайты: новая серия · Том 17 № 2 · 2020)
- ^ Jump up to: а б «Договор о партнерстве Вайтанги является «неверным толкованием», считает Дэвид Сеймур» . Вестник Новой Зеландии . 2 июня 2024 г. Проверено 1 июня 2024 г.
- ^ Саймон, стр. 98, 115–118.
- ^ «Вы хотите экономику рок-звезды? Маори сделали это» . www.thepress.co.nz . Проверено 1 июня 2024 г.
- ^ «Эксклюзив: новый отчет показывает рост настроений против маори» . 1Новости . Проверено 1 июня 2024 г.
- ^ « Не нужно нас бояться»: родители Нгапухи бросают вызов роуд-шоу против совместного управления» . Вестник Новой Зеландии . 2 июня 2024 г. Проверено 1 июня 2024 г.
- ^ «Женщины-маори — «знакомая мишень» для атак и дезинформации против маори – доклад» . Новости Те Ао Маори . Проверено 2 июня 2024 г.
- ^ «Эксклюзив: новый отчет показывает рост настроений против маори» . 1Новости . Проверено 2 июня 2024 г.
- ^ Даалдер, Марк (10 августа 2019 г.). «Сторонники превосходства белой расы все еще активны в Новой Зеландии» . Отдел новостей . Архивировано из оригинала 11 ноября 2020 года . Проверено 6 ноября 2022 г.
- ^ Мейхана, Питер, «Антидоговорный ответ на признание договорных прав маори», стр. 267–275, в: Ла Рой, Маринус и др., «Истории ненависти: радикальные правые в Аотеароа, Новая Зеландия» (Дунедин: Otago University Press, 2022);
- ^ Таонуи, Равири (20 июня 2012 г.). «Тетура – маори и законодательство – традиционное право маори» . Те Ара — Энциклопедия Новой Зеландии . Проверено 24 августа 2024 г.
- ^ Трибунал Вайтанги, Отчет о земле Муривенуа за 1997 год , Веллингтон, GP Publications, 1997, стр. 5, в деле Даамен, Роуз, Преимущественное право Короны и отказ от покупок Фицроя , Трибунал Вайтанги (август 1998 г.)
- ^ * Оранжевый, Клаудия (1987). Договор Вайтанги (второе изд.). Веллингтон: Аллен и Анвин . п. 20. ISBN 9781877242489 . Архивировано из оригинала 4 мая 2020 года . Проверено 27 мая 2020 г.
- ^ Кин, Бэзил (11 марта 2010 г.). «Te Māori i te ohanga — Маори в экономике» . Те Ара — Энциклопедия Новой Зеландии . Проверено 24 августа 2024 г.
- ^ Андерсон, А., Бинни, Дж., Харрис, А., Тангата Венуа: Иллюстрированная история (Веллингтон: Книги Бриджит Уильямс, 2015), Глава восьмая: «Суверенитет и правительство», стр. 227–245
- ^ Маклин, Гэвин (2006). Губернаторы: губернаторы и генерал-губернаторы Новой Зеландии . Данидин: Издательство Университета Отаго. п. 46. ИСБН 1-877372-25-0 . Архивировано из оригинала 24 июня 2013 года . Проверено 23 мая 2020 г.
- ^ Таонуи, Равири (15 июля 2016 г.). «Представители – представительство маори – влияние мест маори» . Те Ара — Энциклопедия Новой Зеландии . Проверено 24 августа 2024 г.
- ^ Трибунал Вайтанги, Первый проект отчета Таранаки , стр.139
- ^ «Образование маори: система коренных школ» . Новозеландский Вестник . 29 января 1908 года. Архивировано из оригинала 5 мая 2022 года . Проверено 6 мая 2022 г. - через Paperspast.
Комитеты маори иногда проявляют большой энтузиазм. Они устанавливают такие правила, как «На детской площадке можно говорить только по-английски».
- ^ «Изуродованный язык» . Окленд Стар . 24 мая 1933 года. Архивировано из оригинала 1 августа 2022 года . Проверено 25 июля 2019 г.
- ^ Jump up to: а б https://teara.govt.nz/en/european-ideas-about-maori/page-1
- ^ Пул, Ян, и Джексон, Натали, «Изменение населения - изменение населения маори», Те Ара - Энциклопедия Новой Зеландии, http://www.TeAra.govt.nz/en/population-change/page-6 ( по состоянию на 1 июня 2024 г.)
- ^ Смейл, Аарон (27 ноября 2023 г.). «От вымирающей расы к городской сегрегации» . Отдел новостей . Проверено 1 июня 2024 г.
- ^ Jump up to: а б «Численность коренного и европейского населения, 1838–1901 гг.» . Министерство культуры и наследия — Министерство культуры и наследия. 28 мая 2024 г.
- ^ Питер Гиббонс, «Культурная колонизация и национальная идентичность», Новозеландский исторический журнал, Vol. 36, нет. 1, 2002, с.13
- ^ «Сбросить водородную бомбу?» . Лингвистика и преподавание второго языка, Университет Мэсси. 5 июня 2008 г. Архивировано из оригинала 3 апреля 2015 г. . Проверено 2 апреля 2015 г.
- ^ Бэннинг, Уильям (1988). Годы наследия: Памятная антология Второй морской дивизии, 1940–1949, Том 1 (изд. 1988 г.). Издательская компания Тернер. п. 40. ИСБН 9780938021582 .
- ^ Пирс, Адам (17 марта 2024 г.). «Лидер Новой Зеландии Уинстон Питерс сравнивает совместное управление с нацистской Германией и говорит, что обещанное снижение налогов «не невозможно» » . Новозеландский Вестник . Архивировано из оригинала 17 марта 2024 года . Проверено 19 марта 2024 г.