Антисемитизм в Российской империи
Часть серии о |
Антисемитизм |
---|
Категория |
Антисемитизм в Российской империи включал многочисленные погромы и определение черты оседлости , из которой евреям было запрещено мигрировать в глубь России, если они не перешли в русскую православную государственную религию .
Россия осталась незатронутой либерализирующими тенденциями той эпохи в отношении статуса евреев. До XVIII века Россия проводила политику исключения евреев в соответствии с антиеврейскими установками Русской Православной Церкви. [1] Когда его спросили о приеме евреев в Империю, Петр Великий заявил: «Я предпочитаю видеть среди нас нации, исповедующие магометанство и язычество, а не евреев. Они мошенники и обманщики. Я стремлюсь искоренить зло, а не умножать его». [2]
Черта расселения [ править ]
Более активная дискриминационная политика началась с раздела Польши в 18 веке Австрией , Пруссией (Германией) и Россией , в результате чего впервые в российской истории оказались во владении земли с большим еврейским населением в составе российского раздела. . [3] Эта земля была обозначена как черта оседлости, из которой евреям было запрещено мигрировать в глубь России. [3] В 1772 году Екатерина II заставила евреев черты оседлости оставаться в своих местечках и запретила им возвращаться в города, которые они занимали до раздела Польши. [4] Черта оседлости была официально утверждена в 1791 году с целью избавления Москвы от евреев . [5] Его границы были окончательно определены в 1812 году с присоединением Бессарабии . [5]
Принудительный призыв [ править ]
Царь Николай I стремился разрушить еврейскую жизнь, и его правление запомнилось как один из самых болезненных эпизодов для европейского еврейства . [6] В 1827 году царь Николай приказал призывать всех евреев мужского пола в российскую императорскую армию, начиная с 12 лет. [6] [7] [8] [9] [10] В еврейских диаспорах, происходящих из Российской империи, XIX век часто вспоминают как время, когда евреев загоняли на передовую линию армии и использовали в качестве «пушечного мяса». [11] Евреям было запрещено становиться офицерами. [6] Многие из мальчиков, призванных в армию, были схвачены «похитителями» ( хаперами ). [6] Еврейские сельскохозяйственные общины в более южных регионах часто освобождались от уплаты налога, поскольку российское правительство любило поощрять земледелие среди евреев, в то время как другие освобожденные общины часто изгонялись из своих городов и деревень. [6]
Крымская война привела к увеличению числа похищений еврейских детей мужского пола и молодых людей для участия в боях на фронте. [6]
В 1912 году был принят закон, запрещавший быть офицерами даже тем, кто был внуками евреев, несмотря на большое количество евреев и лиц еврейского происхождения в армии. [12]
Попытки ассимиляции [ править ]
В 1840-х годах российское императорское правительство обложило евреев специальным налогом и использовало деньги для создания сети «еврейских школ» с целью ассимилировать их с русской культурой . Было постановлено, что учителя в этих школах должны быть христианами и что «цель образования евреев состоит в том, чтобы приблизить их к христианам и искоренить их вредные убеждения, находящиеся под влиянием Талмуда». [6]
В 1844 году общины польского типа были насильственно расформированы и заменены новыми поселенческими структурами. Рост зарплат был официально запрещен, и царь Николай официально разделил всех евреев на две категории: «полезных» и «бесполезных», при этом купцы считались «полезными», а другие - «бесполезными». [6]
Во время правления царя Александра II были отменены некоторые антисемитские юридические преследования, но были усилены меры, направленные на растворение еврейской культуры в национальной русской культуре. При Александре евреям, окончившим среднюю школу, разрешалось жить за чертой оседлости. В результате этих мер многие евреи добились коммерческого успеха; однако против увеличения присутствия евреев выступили различные слои российского общества. [12]
Погромы [ править ]
серия геноцидных преследований или погромов В России произошла против евреев. Они возникли по разным мотивам, не все из которых были связаны с христианским антисемитизмом , который возник из представления о том, что евреи несут ответственность за распятие Иисуса . [13] [14] Однако основным поводом для погромов было убийство царя Александра II . [15]
Первым погромом часто считают антиеврейские беспорядки 1821 года в Одессе (современная Украина ) после смерти греко-православного патриарха Константинопольского Григория V , в ходе которых было убито 14 евреев. [16] Виртуальная еврейская энциклопедия утверждает, что инициаторами погромов 1821 года были местные греки, имевшие значительную диаспору в портовых городах так называемой Новороссии . [17]
Царь Александр III (1881-1894) [ править ]
Давняя репрессивная политика и отношение к евреям усилились после убийства царя Александра II 13 марта 1881 года. Это событие было ошибочно [12] возложили вину на евреев и спровоцировали массовые антиеврейские погромы в Российской империи , которые длились три года, с 27 апреля 1881 по 1884 год. [18]
Варшавский погром 1881 года, ухудшивший польско-еврейские отношения, подвергся критике со стороны некоторых представителей польской элиты. [19] Историк Майкл Окс отмечает, что в период с 1863 по 1881 год наблюдался рост антисемитизма в управляемой Россией Польше . [19]
Царь Александр III (1881-1894) враждебно относился к евреям; его правление привело к резкому ухудшению экономического, социального и политического положения евреев. Его политика была с энтузиазмом реализована царскими чиновниками в « Майских законах » 1882 года. [20] Они официально обвинили евреев в смерти царя. Они запретили евреям заселять сельские районы и местечки (даже в черте оседлости ) и ограничили занятия, которыми они могли заниматься. [21] [22] Российская имперская полиция строго применяла антисемитские дискриминационные законы, в то время как российские СМИ занимались безудержной антисемитской пропагандой. [12] В 1891 году все евреи были систематически изгнаны из Москвы. [12] Эти репрессии убедили многих евреев, что Россия больше не может быть их домом.
Царский министр Константин Петрович Победоносцев заявил, что цель правительства в отношении евреев заключалась в том, что «одна треть вымрет, одна треть покинет страну и одна треть полностью растворится в окружающем населении». [23] Погромы и репрессивное законодательство привели к массовой эмиграции евреев в Западную Европу и Америку . Между 1881 годом и началом Первой мировой войны Россию покинуло около 2,5 миллионов евреев – это была одна из крупнейших групповых миграций в зарегистрированной истории. [24]
После Песахского погрома 1903 года погромы стали официальной политикой Российской империи, а своего пика антисемитский террор достиг в октябре 1905 года. [12]
Jan Gotlib Bloch confronts antisemitism [ edit ]
Ян Готлиб Блох (1836-1901), богатый железнодорожный магнат и исследователь войны и общества, обратился в кальвинизм , религию небольшого меньшинства в Российской империи. Таким образом, он смог избежать юридических ограничений, наложенных на евреев при царском правлении, особенно географического ограничения чертой оседлости , запрещающего евреям жить в главных городах Империи - без необходимости регулярно посещать церковь и явно исповедовать христианство. . Как стало особенно очевидно в конце его жизни, он сохранял сильную озабоченность положением евреев, хотя формально уже не был одним из них. После волны погромов 1880-х и начала 1890-х годов комиссия, возглавляемая громогласным антисемитом, министром внутренних дел Вячеславом фон Плеве, рекомендовала дальнейшее ухудшение правового положения евреев. В ответ Блох направил правительству серию аргументированных меморандумов, призывающих положить конец дискриминации евреев. Блох приступил к обширному исследованию социально-экономических условий еврейских подданных Российской империи. Для этой цели он создал коллектив научных исследователей во главе с российским экономистом А. П. Суботиным, на работу которого потратил сотни тысяч рублей. Результатом, законченным только в 1901 году, за год до смерти Блоха, стал пятитомный труд под названием «Сравнение материального и нравственного уровня в западно-великорусской и польской областях». На основе обширных статистических данных, собранных главным образом в черте оседлости, он дал исчерпывающий отчет о роли евреев в экономической жизни Империи, в ремеслах, торговле и промышленности. Исследование показало, что евреи были благом для российской экономики, а не вредили ей и угрожали ей, как в то время регулярно заявляли антисемиты. Однако большие усилия Блоха оказались напрасными. Совет Министров России запретил эту работу, а почти все экземпляры были конфискованы и сожжены. Лишь несколько сохранившихся экземпляров остались в обращении как большая редкость. Однако позже Суботину удалось опубликовать резюме под названием «Еврейский вопрос в правильном свете». [25]
Подделка «Протоколов сионских мудрецов» [ править ]
В конце 1890-х годов агент русской разведки в Париже подделал «Протоколы сионских мудрецов» . Опубликованная в 1903 году, она была широко переведена и стала мощным пропагандистским оружием для антисемитских элементов во всем мире. Генри Форд спонсировал ее распространение в Соединенных Штатах. Он утверждал, что тайная еврейская клика захватила мир. [26]
ответ Еврейский
Во второй половине XIX века в ответ на широкомасштабные и систематические преследования евреев многие евреи бежали из Российской империи, но с распространением грамотности многие из тех, кто остался, были втянуты в радикальные и реформистские идеологии, привлеченные перспектива освобождения еврейских общин от навязанных им условий, а также отвращение к политической системе Российской империи. Российская социал-демократическая рабочая партия включала в свое руководство многих евреев, таких как Юлий Мартов и Лев Троцкий , как и Социал-революционная партия России . [12] В тот же период возникли и быстро росли бундовские и сионистские движения с их обещаниями положить конец преследованию евреев, но их рост привел к поляризации еврейских общин из-за их расходящихся политических целей. В то время как бундисты провозглашали превосходство языка идиш , сионисты продвигали иврит как лингва-франка для евреев различного географического происхождения. [12] Сионистское движение в России официально началось с движения «Хиббат-Цион» в 1881–1883 годах в ответ на растущие погромы против евреев. [12] В то время как бундисты видели дом для российского еврейства в России, сионисты стремились создать еврейское государство, свободное от правления иностранцев. [12] Хотя сионистское движение было впервые организовано в Западной Европе, большинство его приверженцев были выходцами из Восточной Европы, в частности из Российской империи. [12] Русские евреи были основателями лейбористского сионизма . [12] Несмотря на свою популярность, а может быть, благодаря ей, все сионистские организации были объявлены в России вне закона. [12] Бундовцы, с другой стороны, провозгласили идиш национальным языком евреев и выступали за создание отдельной группы еврейских школ. [12]
Сионизм подчеркивал самоуважение и самозащиту еврейских общин, и к 1900-м годам, несмотря на идеологические разногласия, бундисты, лейбористские сионисты и другие сионисты объединились, чтобы сформировать организации самозащиты от русских погромов. [12]
Соединенных Ответ Штатов
Повторяющиеся крупномасштабные кровавые погромы в конце 19-го и начале 20-го века все больше возмущали американское общественное мнение. [27] прочно обосновавшиеся Немецкие евреи, в Соединенных Штатах, хотя и не пострадали напрямую от российских погромов, были хорошо организованы и убедили Вашингтон поддержать дело евреев в России. [28] [29] Под руководством Оскара Штрауса , Джейкоба Шиффа , Майера Сульцбергера и раввина Стивена Сэмюэля Уайза они организовали митинги протеста, выпустили рекламные материалы и встретились с президентом Теодором Рузвельтом и госсекретарем Джоном Хэем . Стюарт Э. Ни сообщает, что в апреле 1903 года Рузвельт получил 363 обращения, 107 писем и 24 петиции, подписанные тысячами христианских ведущих общественных и церковных деятелей - все они призывали царя прекратить преследования евреев. Публичные митинги прошли во множестве городов и завершились в Карнеги-холле в Нью-Йорке в мае . Царь немного отступил и уволил одного местного чиновника после кишиневского погрома , который Рузвельт открыто осудил. Но Рузвельт выступал посредником в русско-японской войне и не мог публично принять чью-либо сторону. Поэтому госсекретарь Хэй взял на себя инициативу в Вашингтоне. В конце концов Рузвельт направил петицию царю, который отклонил ее, заявив, что виноваты евреи. Рузвельт завоевал поддержку американских евреев во время своего убедительного переизбрания в 1904 году . Погромы продолжались, сотни тысяч евреев бежали из России, большинство из них направились в Лондон или Нью-Йорк . Когда американское общественное мнение повернулось против России, Конгресс Соединенных Штатов официально осудил ее политику в 1906 году. Рузвельт вел себя сдержанно, как и его новый государственный секретарь Элиху Рут . Однако в конце 1906 года Рузвельт все же назначил первого еврея в кабинет министров США , Оскара Штрауса, ставшего министром торговли и труда . [30] [31]
Суд над Бейлисом [ править ]
Менахем Мендель Бейлис был русским евреем, обвиненным в ритуальном убийстве в Киеве в Российской империи в ходе печально известного процесса 1913 года, известного как «суд над Бейлисом» или «дело Бейлиса». Этот процесс вызвал международную критику антисемитской политики Российской империи. Суд над Бейлисом проходил в Киеве с 25 сентября по 28 октября 1913 года. Дело Бейлиса сравнивали с делом Лео Франка , по которому американский еврей был признан виновным в убийстве 13-летней девочки в Атланте . После оправдания Бейлис стал огромным героем и знаменитостью.
Первая мировая война [ править ]
Во время Первой мировой войны многие евреи чувствовали, что смогут улучшить свое положение в обществе, если внесут вклад в защиту России. Было мобилизовано более 400 000 человек, 80 000 служили на передовой. [12] Несмотря на это, когда Российская императорская армия потерпела поражение, антисемитские командиры обвинили в этом еврейское население. Хотя грабежи со стороны русских солдат в целом стали проблемой во время Великого отступления , евреи часто подвергались нападениям. [32] Евреев обвинили в государственной измене и шпионаже в пользу немцев, а некоторых евреев похитили и судили за шпионаж. [12] После судов над ними были организованы массовые изгнания евреев, живших вблизи линии фронта, в 1915 году евреи были изгнаны из Курляндии и северной Литвы . [12] Месяц спустя печать еврейских букв была запрещена. [12]
Февральская революция [ править ]
Когда Временное правительство России , все антисемитские меры были отменены, и евреи заняли важные государственные должности. 16 марта 1917 года было создано [12] В результате революция получила восторженную поддержку со стороны евреев, а евреи сыграли важную роль в различных политических партиях. [12] По всей стране были сформированы сионистские молодежные группы, сионисты проводили праздничные митинги в ответ на декларацию Бальфура , а сионисты сформировали еврейские батальоны самообороны. [12] Однако всего через несколько месяцев после своего основания временное правительство было свергнуто большевиками в результате Октябрьской революции , и в результате последовавшей за этим анархии в Россию вернулся жестокий антисемитизм со спорадическими погромами. Антона Деникина была Белая армия оплотом антисемитизма, используя лозунг «Ударь по евреям и спаси Россию!» как его девиз. [12] Большевистская Красная Армия , хотя и совершала антисемитские злоупотребления, проводила политику противодействия антисемитизму, и в результате она завоевала большую поддержку большей части еврейского населения, хотя советская политика антирелигиозной пропаганды и национализации частной собственности оказалась непопулярной и предвещала Будущий антисемитизм в Советском Союзе . [12]
Участие Русской Православной Церкви [ править ]
Антиеврейская политика Российского государства была поддержана Духовной коллегией при Петре Великом , а затем и Священным Синодом . Эти институты Церкви служили по существу государственными ведомствами. [33] Русское православное население в целом «сохраняло более или менее нейтральное отношение» к евреям в периоды затишья, при этом под поверхностью тлела «смесь страха и ненависти к евреям, характерная для средневекового христианского сознания». Однако социальные, экономические, религиозные или политические изменения время от времени выносили на поверхность этот скрытый антисемитизм, превращая христианское население в «фанатическую толпу, способную на убийства и грабежи». [33] Все «антиеврейские решения принимались государственными административными органами, действующими на основании полномочий императоров, государственных комитетов и министерств». [33] но «в отличие от Западной церкви, Русская Православная Церковь не предприняла никаких шагов для защиты евреев». [33] Более того, несмотря на отсутствие официальной церковной позиции по еврейскому вопросу, священники и даже епископы Русской Православной Церкви были уязвимы, веря антисемитской пропаганде, распространяемой царской государственной службой и крайними националистическими военизированными организациями, такими как « Черная сотня» и «Союз». русского народа . По этой причине бунтовщиками первого кишиневского погрома 1903 года руководили православные священники. [34]
См. также [ править ]
- Антисемитизм в России
- Антисемитизм в Украине
- Антисемитизм в Советском Союзе
- История евреев в России
- История евреев в Польше
- История евреев в Польше XIX века.
- История евреев в Советском Союзе
- История евреев в Украине
- Расизм в Польше
- Расизм в России
- Расизм в Советском Союзе
- Расизм в Украине
- Отношения восточного православия и иудаизма
Ссылки [ править ]
- ^ Стивен Беллер (2007) Антисемитизм: очень краткое введение : 14
- ^ Левитац, Исаак (1943). Еврейская община в России, 1772-1844 гг . Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета. стр. 20–21.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Стивен Беллер (2007) Антисемитизм: очень краткое введение : 28
- ^ Вайнер, Ребекка. «Виртуальный тур по еврейской истории» .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Виртуальный тур по еврейской истории России» . Проверено 21 апреля 2018 г.
Указ 1791 г. подтвердил право русских евреев проживать на аннексированной у Польши территории и разрешил евреям селиться там. Последующие завоевания и аннексии способствовали брожению территории, известной как «черта оседлости», созданной в 1791 году для избавления Москвы от евреев. Его границы были окончательно определены в 1812 году с присоединением Бессарабии.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час «Виртуальный тур по еврейской истории России» . Проверено 21 апреля 2018 г.
Царь Николай I (годы правления: 1825-1855) стремился уничтожить всю еврейскую жизнь в России, и его правление представляет собой болезненную часть еврейской истории Европы. В 1827 году он приказал призывать еврейскую молодежь в российскую армию, начиная с 12 лет. Многие молодые люди были похищены «похитителями» («хаперами»), чтобы заставить их провести годы своего становления в российской армии. Это оказало существенное влияние на снижение морального духа российской еврейской общины. Евреев, которых не заставляли десятилетиями служить в армии, часто изгоняли из своих городов и деревень. Однако некоторым евреям удалось избежать этого преследования, поскольку правительство поощряло поселение евреев в сельском хозяйстве. Эти евреи были освобождены от принудительной воинской повинности. Многие еврейские земледельческие поселения были созданы на юге России и в остальной части черты оседлости. В 1840-е годы для евреев была создана сеть специальных школ, хотя с 1804 года евреям было разрешено учиться в обычных школах. Эти еврейские школы финансировались за счет специального налога, взимаемого с евреев. В 1844 году был установлен указ, что учителями будут как христиане, так и евреи. Еврейская община рассматривала попытку правительства создать эти школы как способ секуляризации и ассимиляции молодого поколения. Их опасения не были беспочвенными, поскольку указ о требовании христианских учителей сопровождался заявлением о том, что «цель образования евреев состоит в том, чтобы приблизить их к христианам и искоренить их вредные убеждения, находящиеся под влиянием Талмуда». В 1844 году общины польского типа были распущены, но на смену им пришла новая общинная организационная структура. Был принят закон, запрещающий евреям выращивать пеот («пейсы») и носить традиционную одежду. Николай I разделил евреев на две группы – «полезных» и «неполезных». Богатые купцы и люди, необходимые для торговли, считались «полезными», все остальные — «бесполезными». Приказ встретил сопротивление со стороны еврейских общин Западной Европы и всего мира, но был учрежден в 1851 году. Крымская война задержала выполнение приказа, но война привела только к увеличению количества похищений детей и молодых людей на военную службу; часто их больше никогда не увидят.
- ^ Теодор Р. Уикс, «Йоханан Петровский-Штерн, Евреи в русской армии, 1827-1917: призваны в современность», Журнал институтов власти в постсоветских обществах [онлайн], выпуск 10 | 2009 г., онлайн с 7 декабря 2009 г., подключение 8 апреля 2023 г. URL: http://journals.openedition.org/pipss/2313 ; DOI: https://doi.org/10.4000/pipss.2313 )
- ^ Эдвардс, Дэвид В. «Николай I и еврейское образование». Ежеквартальный журнал истории образования, том. 22, нет. 1, 1982, стр. 45–53. JSTOR, https://doi.org/10.2307/367832 . По состоянию на 7 апреля 2023 г.
- ^ Розенталь. Герман. Александр II, Николаевич, император России: его реформы; Благоприятное обращение с евреями; Эффект более мягкого законодательства. Проверено 4/723 https://www.jewishencyclepedia.com/articles/1131-alexander-ii-nikolaievich-emperor-of-russia.
- ^ Домнич, Ларри. Кантонисты: Еврейская детская армия издательства «Царь Девора»; Иерусалим; Нью-Йорк. 2003. Глава I.
- ^ «Одинокие звезды Давида: «Иммигрант»: от царской России до маленького городка Техаса» . Техасская еврейская почта. 14 августа 2008 г. Архивировано из оригинала 19 декабря 2019 г. Проверено 21 апреля 2018 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х «www.jewishvirtuallibrary.org/russia-virtual-jewish-history-tour» . Проверено 21 апреля 2018 г.
- ^ Вольф, Мирослав (2008). «Христианство и насилие». В Гессе, Ричард С.; Мартенс, Э.А. (ред.). Война в Библии и терроризм в XXI веке . Айзенбрауны. п. 13. ISBN 978-1-57506-803-9 . Проверено 1 июня 2010 г.
- ^ Ламброза, Шломо (1992). Клиер, Джон Д.; Ламброза, Шломо (ред.). Погромы: антиеврейское насилие в современной российской истории . Издательство Кембриджского университета. п. 205 . ISBN 0-521-40532-7 .
погромы Пасха.
- ^ Еврейские хроники , 6 мая 1881 г., цитируется в Бенджамине Блехе, очевидце еврейской истории.
- ^ Одесские погромы. Архивировано 21 января 2007 г. в Wayback Machine Центра еврейского самообразования "Мория".
- ^ Погром (Виртуальная еврейская энциклопедия) (на русском языке)
- ^ Ричард Рубинштейн и Джон Рот. Подходы к Освенциму . (Лондон, SCM Press, 2003) с. 96
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Джон Дойл Клиер, Шломо Ламброза, Погромы: антиеврейское насилие в современной истории России , Cambridge University Press, 2004, ISBN 0-521-52851-8 , стр.182.
- ^ I. Майкл Аронсон, «Отношение российских чиновников в 1880-х годах к еврейской ассимиляции и эмиграции». Славянское обозрение 34.1 (1975): 1-18. онлайн
- ^ «Этот день, 15 мая, в еврейской истории» . Кливлендские еврейские новости . Архивировано из оригинала 19 мая 2014 г. Проверено 28 июля 2019 г.
- ^ I. Майкл Аронсон, «Перспективы эмансипации российского еврейства в 1880-е годы». Славянское и восточноевропейское обозрение (1977): 348-369. онлайн
- ^ А. Дирк Мозес (2008). Империя, колония, геноцид: завоевание, оккупация и сопротивление подчиненных в мировой истории . Книги Бергана. п. 364. ИСБН 978-1-84545-452-4 .
- ^ Ронни С. Ландау (1992) Нацистский Холокост . IB Tauris, Лондон и Нью-Йорк: 57
- ^ Эла Бауэр, «Ян Готлиб Блох: польский космополитизм против еврейского универсализма». European Review of History – Revue européenne d'histoire 17.3 (2010): 415–429.
- ^ Ричард С. Леви, Ложь и клевета: История протоколов сионских мудрецов (U of Nebraska Press, 1995).
- ^ Тейлор Стултс, «Рузвельт, российское преследование евреев и американское общественное мнение», Еврейские социальные исследования (1971) 33 № 3, стр. 13-22.
- ^ Джеральд Сорин, Время строительства: Третья миграция, 1880–1920 (1995), стр. 200–206, 302–303.
- ^ Алан Дж. Уорд, «Дипломатия иммигрантского меньшинства: американские евреи и Россия, 1901–1912». Бюллетень Британской ассоциации американских исследований 9 (1964): 7-23.
- ^ Стюарт Э. Ни, «Дипломатия нейтралитета: Теодор Рузвельт и русские погромы 1903-1906 годов», Presidential Studies Quarterly (1989), 19 № 1, стр. 71-78.
- ^ Энн Э. Хили, «Царский антисемитизм и российско-американские отношения». Славянское обозрение 42.3 (1983): 408-425.
- ^ Файджес, Орландо (1996). Народная трагедия: Русская революция, 1891-1924 гг . Лондон: Джонатан Кейп. стр. 267. ISBN 0-224-04162-2 . OCLC 35657827 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Табак, Юрий. «Отношения Русской Православной Церкви и иудаизма: прошлое и настоящее» .
- ^ «Осуждение еврейской резни», New York Times, 28 апреля 1903 г., стр. 6.