Jump to content

Антисемитизм в Российской империи

Антисемитизм в Российской империи включал многочисленные погромы и определение черты оседлости , из которой евреям было запрещено мигрировать в глубь России, если они не перешли в русскую православную государственную религию .

Россия осталась незатронутой либерализирующими тенденциями той эпохи в отношении статуса евреев. До XVIII века Россия проводила политику исключения евреев в соответствии с антиеврейскими установками Русской Православной Церкви. [1] Когда его спросили о приеме евреев в Империю, Петр Великий заявил: «Я предпочитаю видеть среди нас нации, исповедующие магометанство и язычество, а не евреев. Они мошенники и обманщики. Я стремлюсь искоренить зло, а не умножать его». [2]

Черта расселения [ править ]

Карта черты оседлости с указанием плотности еврейского населения

Более активная дискриминационная политика началась с раздела Польши в 18 веке Австрией , Пруссией (Германией) и Россией , в результате чего впервые в российской истории оказались во владении земли с большим еврейским населением в составе российского раздела. . [3] Эта земля была обозначена как черта оседлости, из которой евреям было запрещено мигрировать в глубь России. [3] В 1772 году Екатерина II заставила евреев черты оседлости оставаться в своих местечках и запретила им возвращаться в города, которые они занимали до раздела Польши. [4] Черта оседлости была официально утверждена в 1791 году с целью избавления Москвы от евреев . [5] Его границы были окончательно определены в 1812 году с присоединением Бессарабии . [5]

Принудительный призыв [ править ]

Царь Николай I стремился разрушить еврейскую жизнь, и его правление запомнилось как один из самых болезненных эпизодов для европейского еврейства . [6] В 1827 году царь Николай приказал призывать всех евреев мужского пола в российскую императорскую армию, начиная с 12 лет. [6] [7] [8] [9] [10] В еврейских диаспорах, происходящих из Российской империи, XIX век часто вспоминают как время, когда евреев загоняли на передовую линию армии и использовали в качестве «пушечного мяса». [11] Евреям было запрещено становиться офицерами. [6] Многие из мальчиков, призванных в армию, были схвачены «похитителями» ( хаперами ). [6] Еврейские сельскохозяйственные общины в более южных регионах часто освобождались от уплаты налога, поскольку российское правительство любило поощрять земледелие среди евреев, в то время как другие освобожденные общины часто изгонялись из своих городов и деревень. [6]

Крымская война привела к увеличению числа похищений еврейских детей мужского пола и молодых людей для участия в боях на фронте. [6]

В 1912 году был принят закон, запрещавший быть офицерами даже тем, кто был внуками евреев, несмотря на большое количество евреев и лиц еврейского происхождения в армии. [12]

Попытки ассимиляции [ править ]

В 1840-х годах российское императорское правительство обложило евреев специальным налогом и использовало деньги для создания сети «еврейских школ» с целью ассимилировать их с русской культурой . Было постановлено, что учителя в этих школах должны быть христианами и что «цель образования евреев состоит в том, чтобы приблизить их к христианам и искоренить их вредные убеждения, находящиеся под влиянием Талмуда». [6]

В 1844 году общины польского типа были насильственно расформированы и заменены новыми поселенческими структурами. Рост зарплат был официально запрещен, и царь Николай официально разделил всех евреев на две категории: «полезных» и «бесполезных», при этом купцы считались «полезными», а другие - «бесполезными». [6]

Во время правления царя Александра II были отменены некоторые антисемитские юридические преследования, но были усилены меры, направленные на растворение еврейской культуры в национальной русской культуре. При Александре евреям, окончившим среднюю школу, разрешалось жить за чертой оседлости. В результате этих мер многие евреи добились коммерческого успеха; однако против увеличения присутствия евреев выступили различные слои российского общества. [12]

Погромы [ править ]

серия геноцидных преследований или погромов В России произошла против евреев. Они возникли по разным мотивам, не все из которых были связаны с христианским антисемитизмом , который возник из представления о том, что евреи несут ответственность за распятие Иисуса . [13] [14] Однако основным поводом для погромов было убийство царя Александра II . [15]

Первым погромом часто считают антиеврейские беспорядки 1821 года в Одессе (современная Украина ) после смерти греко-православного патриарха Константинопольского Григория V , в ходе которых было убито 14 евреев. [16] Виртуальная еврейская энциклопедия утверждает, что инициаторами погромов 1821 года были местные греки, имевшие значительную диаспору в портовых городах так называемой Новороссии . [17]

Царь Александр III (1881-1894) [ править ]

Давняя репрессивная политика и отношение к евреям усилились после убийства царя Александра II 13 марта 1881 года. Это событие было ошибочно [12] возложили вину на евреев и спровоцировали массовые антиеврейские погромы в Российской империи , которые длились три года, с 27 апреля 1881 по 1884 год. [18]

Варшавский погром 1881 года, ухудшивший польско-еврейские отношения, подвергся критике со стороны некоторых представителей польской элиты. [19] Историк Майкл Окс отмечает, что в период с 1863 по 1881 год наблюдался рост антисемитизма в управляемой Россией Польше . [19]

Царь Александр III (1881-1894) враждебно относился к евреям; его правление привело к резкому ухудшению экономического, социального и политического положения евреев. Его политика была с энтузиазмом реализована царскими чиновниками в « Майских законах » 1882 года. [20] Они официально обвинили евреев в смерти царя. Они запретили евреям заселять сельские районы и местечки (даже в черте оседлости ) и ограничили занятия, которыми они могли заниматься. [21] [22] Российская имперская полиция строго применяла антисемитские дискриминационные законы, в то время как российские СМИ занимались безудержной антисемитской пропагандой. [12] В 1891 году все евреи были систематически изгнаны из Москвы. [12] Эти репрессии убедили многих евреев, что Россия больше не может быть их домом.

Царский министр Константин Петрович Победоносцев заявил, что цель правительства в отношении евреев заключалась в том, что «одна треть вымрет, одна треть покинет страну и одна треть полностью растворится в окружающем населении». [23] Погромы и репрессивное законодательство привели к массовой эмиграции евреев в Западную Европу и Америку . Между 1881 годом и началом Первой мировой войны Россию покинуло около 2,5 миллионов евреев – это была одна из крупнейших групповых миграций в зарегистрированной истории. [24]

После Песахского погрома 1903 года погромы стали официальной политикой Российской империи, а своего пика антисемитский террор достиг в октябре 1905 года. [12]

Jan Gotlib Bloch confronts antisemitism [ edit ]

Ян Готлиб Блох (1836-1901), богатый железнодорожный магнат и исследователь войны и общества, обратился в кальвинизм , религию небольшого меньшинства в Российской империи. Таким образом, он смог избежать юридических ограничений, наложенных на евреев при царском правлении, особенно географического ограничения чертой оседлости , запрещающего евреям жить в главных городах Империи - без необходимости регулярно посещать церковь и явно исповедовать христианство. . Как стало особенно очевидно в конце его жизни, он сохранял сильную озабоченность положением евреев, хотя формально уже не был одним из них. После волны погромов 1880-х и начала 1890-х годов комиссия, возглавляемая громогласным антисемитом, министром внутренних дел Вячеславом фон Плеве, рекомендовала дальнейшее ухудшение правового положения евреев. В ответ Блох направил правительству серию аргументированных меморандумов, призывающих положить конец дискриминации евреев. Блох приступил к обширному исследованию социально-экономических условий еврейских подданных Российской империи. Для этой цели он создал коллектив научных исследователей во главе с российским экономистом А. П. Суботиным, на работу которого потратил сотни тысяч рублей. Результатом, законченным только в 1901 году, за год до смерти Блоха, стал пятитомный труд под названием «Сравнение материального и нравственного уровня в западно-великорусской и польской областях». На основе обширных статистических данных, собранных главным образом в черте оседлости, он дал исчерпывающий отчет о роли евреев в экономической жизни Империи, в ремеслах, торговле и промышленности. Исследование показало, что евреи были благом для российской экономики, а не вредили ей и угрожали ей, как в то время регулярно заявляли антисемиты. Однако большие усилия Блоха оказались напрасными. Совет Министров России запретил эту работу, а почти все экземпляры были конфискованы и сожжены. Лишь несколько сохранившихся экземпляров остались в обращении как большая редкость. Однако позже Суботину удалось опубликовать резюме под названием «Еврейский вопрос в правильном свете». [25]

Подделка «Протоколов сионских мудрецов» [ править ]

В конце 1890-х годов агент русской разведки в Париже подделал «Протоколы сионских мудрецов» . Опубликованная в 1903 году, она была широко переведена и стала мощным пропагандистским оружием для антисемитских элементов во всем мире. Генри Форд спонсировал ее распространение в Соединенных Штатах. Он утверждал, что тайная еврейская клика захватила мир. [26]

ответ Еврейский

Во второй половине XIX века в ответ на широкомасштабные и систематические преследования евреев многие евреи бежали из Российской империи, но с распространением грамотности многие из тех, кто остался, были втянуты в радикальные и реформистские идеологии, привлеченные перспектива освобождения еврейских общин от навязанных им условий, а также отвращение к политической системе Российской империи. Российская социал-демократическая рабочая партия включала в свое руководство многих евреев, таких как Юлий Мартов и Лев Троцкий , как и Социал-революционная партия России . [12] В тот же период возникли и быстро росли бундовские и сионистские движения с их обещаниями положить конец преследованию евреев, но их рост привел к поляризации еврейских общин из-за их расходящихся политических целей. В то время как бундисты провозглашали превосходство языка идиш , сионисты продвигали иврит как лингва-франка для евреев различного географического происхождения. [12] Сионистское движение в России официально началось с движения «Хиббат-Цион» в 1881–1883 ​​годах в ответ на растущие погромы против евреев. [12] В то время как бундисты видели дом для российского еврейства в России, сионисты стремились создать еврейское государство, свободное от правления иностранцев. [12] Хотя сионистское движение было впервые организовано в Западной Европе, большинство его приверженцев были выходцами из Восточной Европы, в частности из Российской империи. [12] Русские евреи были основателями лейбористского сионизма . [12] Несмотря на свою популярность, а может быть, благодаря ей, все сионистские организации были объявлены в России вне закона. [12] Бундовцы, с другой стороны, провозгласили идиш национальным языком евреев и выступали за создание отдельной группы еврейских школ. [12]

Сионизм подчеркивал самоуважение и самозащиту еврейских общин, и к 1900-м годам, несмотря на идеологические разногласия, бундисты, лейбористские сионисты и другие сионисты объединились, чтобы сформировать организации самозащиты от русских погромов. [12]

Соединенных Ответ Штатов

Герман С. Шапиро. «Кишиневская шехита, элегия» (Кишинёвская погромная элегия). Музыкальная композиция в Нью-Йорке, посвященная кишиневскому погрому, 1904 год.

Повторяющиеся крупномасштабные кровавые погромы в конце 19-го и начале 20-го века все больше возмущали американское общественное мнение. [27] прочно обосновавшиеся Немецкие евреи, в Соединенных Штатах, хотя и не пострадали напрямую от российских погромов, были хорошо организованы и убедили Вашингтон поддержать дело евреев в России. [28] [29] Под руководством Оскара Штрауса , Джейкоба Шиффа , Майера Сульцбергера и раввина Стивена Сэмюэля Уайза они организовали митинги протеста, выпустили рекламные материалы и встретились с президентом Теодором Рузвельтом и госсекретарем Джоном Хэем . Стюарт Э. Ни сообщает, что в апреле 1903 года Рузвельт получил 363 обращения, 107 писем и 24 петиции, подписанные тысячами христианских ведущих общественных и церковных деятелей - все они призывали царя прекратить преследования евреев. Публичные митинги прошли во множестве городов и завершились в Карнеги-холле в Нью-Йорке в мае . Царь немного отступил и уволил одного местного чиновника после кишиневского погрома , который Рузвельт открыто осудил. Но Рузвельт выступал посредником в русско-японской войне и не мог публично принять чью-либо сторону. Поэтому госсекретарь Хэй взял на себя инициативу в Вашингтоне. В конце концов Рузвельт направил петицию царю, который отклонил ее, заявив, что виноваты евреи. Рузвельт завоевал поддержку американских евреев во время своего убедительного переизбрания в 1904 году . Погромы продолжались, сотни тысяч евреев бежали из России, большинство из них направились в Лондон или Нью-Йорк . Когда американское общественное мнение повернулось против России, Конгресс Соединенных Штатов официально осудил ее политику в 1906 году. Рузвельт вел себя сдержанно, как и его новый государственный секретарь Элиху Рут . Однако в конце 1906 года Рузвельт все же назначил первого еврея в кабинет министров США , Оскара Штрауса, ставшего министром торговли и труда . [30] [31]

Суд над Бейлисом [ править ]

Менахем Мендель Бейлис был русским евреем, обвиненным в ритуальном убийстве в Киеве в Российской империи в ходе печально известного процесса 1913 года, известного как «суд над Бейлисом» или «дело Бейлиса». Этот процесс вызвал международную критику антисемитской политики Российской империи. Суд над Бейлисом проходил в Киеве с 25 сентября по 28 октября 1913 года. Дело Бейлиса сравнивали с делом Лео Франка , по которому американский еврей был признан виновным в убийстве 13-летней девочки в Атланте . После оправдания Бейлис стал огромным героем и знаменитостью.

Первая мировая война [ править ]

Во время Первой мировой войны многие евреи чувствовали, что смогут улучшить свое положение в обществе, если внесут вклад в защиту России. Было мобилизовано более 400 000 человек, 80 000 служили на передовой. [12] Несмотря на это, когда Российская императорская армия потерпела поражение, антисемитские командиры обвинили в этом еврейское население. Хотя грабежи со стороны русских солдат в целом стали проблемой во время Великого отступления , евреи часто подвергались нападениям. [32] Евреев обвинили в государственной измене и шпионаже в пользу немцев, а некоторых евреев похитили и судили за шпионаж. [12] После судов над ними были организованы массовые изгнания евреев, живших вблизи линии фронта, в 1915 году евреи были изгнаны из Курляндии и северной Литвы . [12] Месяц спустя печать еврейских букв была запрещена. [12]

Февральская революция [ править ]

Когда Временное правительство России , все антисемитские меры были отменены, и евреи заняли важные государственные должности. 16 марта 1917 года было создано [12] В результате революция получила восторженную поддержку со стороны евреев, а евреи сыграли важную роль в различных политических партиях. [12] По всей стране были сформированы сионистские молодежные группы, сионисты проводили праздничные митинги в ответ на декларацию Бальфура , а сионисты сформировали еврейские батальоны самообороны. [12] Однако всего через несколько месяцев после своего основания временное правительство было свергнуто большевиками в результате Октябрьской революции , и в результате последовавшей за этим анархии в Россию вернулся жестокий антисемитизм со спорадическими погромами. Антона Деникина была Белая армия оплотом антисемитизма, используя лозунг «Ударь по евреям и спаси Россию!» как его девиз. [12] Большевистская Красная Армия , хотя и совершала антисемитские злоупотребления, проводила политику противодействия антисемитизму, и в результате она завоевала большую поддержку большей части еврейского населения, хотя советская политика антирелигиозной пропаганды и национализации частной собственности оказалась непопулярной и предвещала Будущий антисемитизм в Советском Союзе . [12]

Участие Русской Православной Церкви [ править ]

Антиеврейская политика Российского государства была поддержана Духовной коллегией при Петре Великом , а затем и Священным Синодом . Эти институты Церкви служили по существу государственными ведомствами. [33] Русское православное население в целом «сохраняло более или менее нейтральное отношение» к евреям в периоды затишья, при этом под поверхностью тлела «смесь страха и ненависти к евреям, характерная для средневекового христианского сознания». Однако социальные, экономические, религиозные или политические изменения время от времени выносили на поверхность этот скрытый антисемитизм, превращая христианское население в «фанатическую толпу, способную на убийства и грабежи». [33] Все «антиеврейские решения принимались государственными административными органами, действующими на основании полномочий императоров, государственных комитетов и министерств». [33] но «в отличие от Западной церкви, Русская Православная Церковь не предприняла никаких шагов для защиты евреев». [33] Более того, несмотря на отсутствие официальной церковной позиции по еврейскому вопросу, священники и даже епископы Русской Православной Церкви были уязвимы, веря антисемитской пропаганде, распространяемой царской государственной службой и крайними националистическими военизированными организациями, такими как « Черная сотня» и «Союз». русского народа . По этой причине бунтовщиками первого кишиневского погрома 1903 года руководили православные священники. [34]

См. также [ править ]

Ссылки [ править ]

  1. ^ Стивен Беллер (2007) Антисемитизм: очень краткое введение : 14
  2. ^ Левитац, Исаак (1943). Еврейская община в России, 1772-1844 гг . Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета. стр. 20–21.
  3. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Стивен Беллер (2007) Антисемитизм: очень краткое введение : 28
  4. ^ Вайнер, Ребекка. «Виртуальный тур по еврейской истории» .
  5. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Виртуальный тур по еврейской истории России» . Проверено 21 апреля 2018 г. Указ 1791 г. подтвердил право русских евреев проживать на аннексированной у Польши территории и разрешил евреям селиться там. Последующие завоевания и аннексии способствовали брожению территории, известной как «черта оседлости», созданной в 1791 году для избавления Москвы от евреев. Его границы были окончательно определены в 1812 году с присоединением Бессарабии.
  6. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час «Виртуальный тур по еврейской истории России» . Проверено 21 апреля 2018 г. Царь Николай I (годы правления: 1825-1855) стремился уничтожить всю еврейскую жизнь в России, и его правление представляет собой болезненную часть еврейской истории Европы. В 1827 году он приказал призывать еврейскую молодежь в российскую армию, начиная с 12 лет. Многие молодые люди были похищены «похитителями» («хаперами»), чтобы заставить их провести годы своего становления в российской армии. Это оказало существенное влияние на снижение морального духа российской еврейской общины. Евреев, которых не заставляли десятилетиями служить в армии, часто изгоняли из своих городов и деревень. Однако некоторым евреям удалось избежать этого преследования, поскольку правительство поощряло поселение евреев в сельском хозяйстве. Эти евреи были освобождены от принудительной воинской повинности. Многие еврейские земледельческие поселения были созданы на юге России и в остальной части черты оседлости. В 1840-е годы для евреев была создана сеть специальных школ, хотя с 1804 года евреям было разрешено учиться в обычных школах. Эти еврейские школы финансировались за счет специального налога, взимаемого с евреев. В 1844 году был установлен указ, что учителями будут как христиане, так и евреи. Еврейская община рассматривала попытку правительства создать эти школы как способ секуляризации и ассимиляции молодого поколения. Их опасения не были беспочвенными, поскольку указ о требовании христианских учителей сопровождался заявлением о том, что «цель образования евреев состоит в том, чтобы приблизить их к христианам и искоренить их вредные убеждения, находящиеся под влиянием Талмуда». В 1844 году общины польского типа были распущены, но на смену им пришла новая общинная организационная структура. Был принят закон, запрещающий евреям выращивать пеот («пейсы») и носить традиционную одежду. Николай I разделил евреев на две группы – «полезных» и «неполезных». Богатые купцы и люди, необходимые для торговли, считались «полезными», все остальные — «бесполезными». Приказ встретил сопротивление со стороны еврейских общин Западной Европы и всего мира, но был учрежден в 1851 году. Крымская война задержала выполнение приказа, но война привела только к увеличению количества похищений детей и молодых людей на военную службу; часто их больше никогда не увидят.
  7. ^ Теодор Р. Уикс, «Йоханан Петровский-Штерн, Евреи в русской армии, 1827-1917: призваны в современность», Журнал институтов власти в постсоветских обществах [онлайн], выпуск 10 | 2009 г., онлайн с 7 декабря 2009 г., подключение 8 апреля 2023 г. URL: http://journals.openedition.org/pipss/2313 ; DOI: https://doi.org/10.4000/pipss.2313 )
  8. ^ Эдвардс, Дэвид В. «Николай I и еврейское образование». Ежеквартальный журнал истории образования, том. 22, нет. 1, 1982, стр. 45–53. JSTOR, https://doi.org/10.2307/367832 . По состоянию на 7 апреля 2023 г.
  9. ^ Розенталь. Герман. Александр II, Николаевич, император России: его реформы; Благоприятное обращение с евреями; Эффект более мягкого законодательства. Проверено 4/723 https://www.jewishencyclepedia.com/articles/1131-alexander-ii-nikolaievich-emperor-of-russia.
  10. ^ Домнич, Ларри. Кантонисты: Еврейская детская армия издательства «Царь Девора»; Иерусалим; Нью-Йорк. 2003. Глава I.
  11. ^ «Одинокие звезды Давида: «Иммигрант»: от царской России до маленького городка Техаса» . Техасская еврейская почта. 14 августа 2008 г. Архивировано из оригинала 19 декабря 2019 г. Проверено 21 апреля 2018 г.
  12. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х «www.jewishvirtuallibrary.org/russia-virtual-jewish-history-tour» . Проверено 21 апреля 2018 г.
  13. ^ Вольф, Мирослав (2008). «Христианство и насилие». В Гессе, Ричард С.; Мартенс, Э.А. (ред.). Война в Библии и терроризм в XXI веке . Айзенбрауны. п. 13. ISBN  978-1-57506-803-9 . Проверено 1 июня 2010 г.
  14. ^ Ламброза, Шломо (1992). Клиер, Джон Д.; Ламброза, Шломо (ред.). Погромы: антиеврейское насилие в современной российской истории . Издательство Кембриджского университета. п. 205 . ISBN  0-521-40532-7 . погромы Пасха.
  15. ^ Еврейские хроники , 6 мая 1881 г., цитируется в Бенджамине Блехе, очевидце еврейской истории.
  16. ^ Одесские погромы. Архивировано 21 января 2007 г. в Wayback Machine Центра еврейского самообразования "Мория".
  17. ^ Погром (Виртуальная еврейская энциклопедия) (на русском языке)
  18. ^ Ричард Рубинштейн и Джон Рот. Подходы к Освенциму . (Лондон, SCM Press, 2003) с. 96
  19. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Джон Дойл Клиер, Шломо Ламброза, Погромы: антиеврейское насилие в современной истории России , Cambridge University Press, 2004, ISBN   0-521-52851-8 , стр.182.
  20. ^ I. Майкл Аронсон, «Отношение российских чиновников в 1880-х годах к еврейской ассимиляции и эмиграции». Славянское обозрение 34.1 (1975): 1-18. онлайн
  21. ^ «Этот день, 15 мая, в еврейской истории» . Кливлендские еврейские новости . Архивировано из оригинала 19 мая 2014 г. Проверено 28 июля 2019 г.
  22. ^ I. Майкл Аронсон, «Перспективы эмансипации российского еврейства в 1880-е годы». Славянское и восточноевропейское обозрение (1977): 348-369. онлайн
  23. ^ А. Дирк Мозес (2008). Империя, колония, геноцид: завоевание, оккупация и сопротивление подчиненных в мировой истории . Книги Бергана. п. 364. ИСБН  978-1-84545-452-4 .
  24. ^ Ронни С. Ландау (1992) Нацистский Холокост . IB Tauris, Лондон и Нью-Йорк: 57
  25. ^ Эла Бауэр, «Ян Готлиб Блох: польский космополитизм против еврейского универсализма». European Review of History – Revue européenne d'histoire 17.3 (2010): 415–429.
  26. ^ Ричард С. Леви, Ложь и клевета: История протоколов сионских мудрецов (U of Nebraska Press, 1995).
  27. ^ Тейлор Стултс, «Рузвельт, российское преследование евреев и американское общественное мнение», Еврейские социальные исследования (1971) 33 № 3, стр. 13-22.
  28. ^ Джеральд Сорин, Время строительства: Третья миграция, 1880–1920 (1995), стр. 200–206, 302–303.
  29. ^ Алан Дж. Уорд, «Дипломатия иммигрантского меньшинства: американские евреи и Россия, 1901–1912». Бюллетень Британской ассоциации американских исследований 9 (1964): 7-23.
  30. ^ Стюарт Э. Ни, «Дипломатия нейтралитета: Теодор Рузвельт и русские погромы 1903-1906 годов», Presidential Studies Quarterly (1989), 19 № 1, стр. 71-78.
  31. ^ Энн Э. Хили, «Царский антисемитизм и российско-американские отношения». Славянское обозрение 42.3 (1983): 408-425.
  32. ^ Файджес, Орландо (1996). Народная трагедия: Русская революция, 1891-1924 гг . Лондон: Джонатан Кейп. стр. 267. ISBN   0-224-04162-2 . OCLC   35657827 .
  33. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Табак, Юрий. «Отношения Русской Православной Церкви и иудаизма: прошлое и настоящее» .
  34. ^ «Осуждение еврейской резни», New York Times, 28 апреля 1903 г., стр. 6.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 4cfd0aa53d3b8d25182c7f38fb7359ee__1719018060
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/4c/ee/4cfd0aa53d3b8d25182c7f38fb7359ee.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Antisemitism in the Russian Empire - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)