История евреев в Москве.
История евреев в Москве восходит к 17 веку, в Москве проживало 175 000 евреев от нацистов, хотя Москва не становилась важным еврейским центром до конца 19 века, когда на законных основаниях было разрешено селиться большему количеству евреев. До XIX века евреи приезжали в город в качестве пленников русско-польской войны или после 1790 года, поскольку купцы разрешали пребывание в городе на один месяц. В конце 1800-х годов еврейское население резко возросло, но затем резко сократилось после изгнания евреев из города в 1891 году. Население снова выросло после Первой мировой войны он был еврейским и сионистским , и до конца революции культурным центром, после чего на какое-то время стал советским еврейским центром. Еврейская община Москвы пережила ряд взлетов и падений при Советском Союзе, поскольку еврейская идентичность становилась все более табуированной в глазах правительства. После краха советского правительства и массовой миграции огромной части российских евреев из страны в Москве все еще сохраняется значительное еврейское население.
Императорская Россия
[ редактировать ]С начала XVI до середины XVII века евреи были изгнаны из Москвы в России по причине религиозной вражды к ним. Условия претерпели изменение в царствование Екатерины II . С отделением Белой России от Польши и присоединением ее к собственно России (1772 г.) многочисленное еврейское население Белой России перешло под власть России. Они были первыми русско-еврейскими подданными. В Москву стали приезжать еврейские купцы из Белоруссии, особенно из города Шклова , но оставались они лишь на короткое время. С дальнейшим присоединением к России польских территорий в Москву приезжали евреи из других государств. Всем этим временным посетителям разрешалось останавливаться только в определенном трактире «Глебовское подворье», известном также как «Еврейский трактир». [ 1 ] Поскольку гостиница была единственным местом, где могли остановиться эти евреи, цены были чрезвычайно высокими. [ 2 ]
Начиная со второго десятилетия XIX века еврейское население Москвы стало увеличиваться. С 1827 года, при Николае I , евреи были обязаны служить в армии в течение 25 лет. Многие такие еврейские солдаты были отправлены в Москву». [ 1 ] Большинство первых евреев, поселившихся в Москве, были кантонистами , евреями, которые были призваны в армию в детстве и теперь закончили свою военную службу. Некоторые из них женились на еврейках из черты оседлости , где подавляющее большинство евреев были вынуждены жить. В 1858 году еврейское население Московской губернии составляло 340 мужчин и 104 женщины. [ 2 ] Во времена правления царя Александра II в городе разрешалось жить евреям, отвечающим определенным критериям. Это были евреи, имевшие высшее образование, прошедшие военную службу или работавшие фармацевтами, дантистами, акушерками или купцами первой гильдии. [ 3 ] По мере увеличения еврейского населения многие приехавшие евреи не соответствовали критериям и были нелегальными и незарегистрированными. Либеральные городские администраторы в то время по большей части смотрели в другую сторону. В 1871 году еврейское население составляло около 8000 человек. [ 2 ] В это время были заложены основы общины, включая создание первого еврейского кладбища в 1860-х годах и открытие еврейской школы и первой официальной синагоги в 1871 году. [ 3 ]
Когда Александр III стал царем в 1881 году, он занял более жесткую позицию в отношении евреев в России. К этому моменту, в 1882 году, еврейское население города выросло до 12 000 человек. [ 2 ] -16,000 [ 3 ] из которых большинство не были зарегистрированы юридически. Евреи вносили большой вклад в экономику, владели 29,3 процентами капитала, заявленного купцами первой гильдии, и были одними из самых важных банкиров и предпринимателей. [ 3 ] Однако этот успех вызвал у некоторых русских беспокойство по поводу нового еврейского влияния в городе, и в 1890 году община насчитывала 35 000 человек (3% от общей численности населения). Когда великий князь Сергей Александрович стал генерал-губернатором Москвы в 1891 году, он назвал одной из своих целей «спасти Москву от евреев». [ 2 ] Был издан императорский указ (28 марта 1891 г.) об изгнании из города и Московской губернии всех еврейских ремесленников, пивоваров и винокуренных предприятий. Лица, родившиеся в Москве и не знавшие другого места жительства, были обязаны отправиться на поиски нового дома. " [ 1 ] Около 20 000 евреев были изгнаны из города в короткие сроки, и эти события потрясли всю еврейскую общину России. Бедных евреев отправляли в черту оседлости на криминальных транспортах, а тем, кто ловил евреев, скрывавшихся в городе, предлагались большие награды. Недавно построенную Хоральную синагогу, открытую годом ранее, приказали закрыть в дополнение к восьми другим из четырнадцати синагог в городе. В 1897 году еврейское население составляло 8095 человек, что составляло менее четверти того, что было до изгнания. [ 2 ]
Первая мировая война вызвала волну еврейской миграции в Москву и помогла еврейской общине снова возродиться до состояния процветания. Кроме того, в течение многих лет в город приезжало все больше еврейских студентов, чтобы учиться в университете. Некоторые недавно поселившиеся евреи также принимали участие в военной промышленности и накопили небольшие состояния. Москва стала центром еврейской и сионистской культуры, процветали еврейские и еврейские типографии, театр, а также социальные и политические дела. [ 2 ]
Евреи в Москве были активны на всех сторонах русской революции , и некоторые боролись за, а некоторые против большевиков .
Постреволюция и Советский Союз
[ редактировать ]Исторический этнический состав Москвы
| |||||||
Этническая группа
|
1939 [ 5 ]
|
1959 [ 6 ]
|
1970 [ 7 ]
|
1979 [ 8 ]
|
1989 [ 9 ]
|
2002 [ 10 ]
| |
русские | 987,044 | 3,614,430 | 4,507,899 | 6,301,247 | 7,146,682 | 7,963,246 | 8,808,009 |
украинцы | 4,478 | 90,479 | 115,489 | 184,885 | 206,875 | 252,670 | 253,644 |
татары | 4,288 | 57,687 | 80,489 | 109,252 | 131,328 | 157,376 | 166,083 |
Армяне | 1,604 | 13,682 | 18,379 | 25,584 | 31,414 | 43,989 | 124,425 |
азербайджанцы | 677 | 2,528 | 9,563 | 7,967 | 20,727 | 95,563 | |
евреи | 5,070 | 250,181 | 239,246 | 251,350 | 222,900 | 174,728 | 79,359 |
белорусы | 1,016 | 24,952 | 34,370 | 50,257 | 59,193 | 73,005 | 59,353 |
грузины | 4,251 | 6,365 | 4,195 | 12,180 | 19,608 | 54,387 | |
ОБЩИЙ | 1,038,591 | 4,137,018 | 7,061,008 | 7,931,602 | 8,875,579 | 10,382,754 | |
---|---|---|---|---|---|---|---|
^ а На родном языке |
Хотя культурная деятельность на иврите продолжалась на протяжении всей революции, когда боевые действия закончились, новый советский режим в последующие годы закрыл большинство таких культурных учреждений, за заметным исключением театра Хабима . В то же время деятельность сионистов находилась в глубокой депрессии: в 1920-х - середине 1930-х годов Москва была центром советской еврейской культуры и общественной активности. Еврейская секция Коммунистической партии Советского Союза , Евсекция, имела штаб-квартиру в Москве и с 1920 по 1938 год издавала ежедневную идишскую газету «Дер Эмес» («Правда»). период времени. После того, как население сократилось во время гражданской войны, оно быстро увеличилось: с 28 000 в 1920 году до 86 000 в 1923 году и до 131 000 к 1926 году (6,5% от общей численности населения города). [ 2 ]
Культурный бум закончился в середине 1930-х годов после начала новой государственной антирелигиозной кампании, начавшейся в 1929 году. К 1936 году была закрыта последняя еврейская школа, а к 1937 и 1938 годам закрылось большинство идишских школ и культурных учреждений. Великая чистка также затронула ряд еврейских представителей московской элиты и привела к их аресту. [ 2 ]
В 1940 году еврейское население города оценивалось в 400 000 человек. [ 2 ]
Во время Второй мировой войны Еврейский антифашистский комитет 1943 году в Москве был организован в . помощь и издавали газету «Эйникайт» . После войны ряд членов основного комитета были арестованы по сфабрикованным ложным обвинениям по . приказу Сталина, а 10 человек в конечном итоге были казнены [ 2 ]
После войны Сталин предпринял ряд антисемитских кампаний и заговоров . Многие из них напрямую повлияли на московскую еврейскую общину, и многие московские евреи были уволены из университетов, больниц, прессы и правительства или арестованы и даже казнены в результате ложных обвинений Сталина и правительства в последние годы его жизни. . [ 2 ] Одной из особых мотиваций для Сталина была реакция евреев на визит Голды Меир в Москву в 1948 году в качестве первого дипломатического представителя Государства Израиль . Стихийное массовое собрание в ее честь произошло возле Хоральной синагоги во время ее визита на Рош ха-Шана, к неудовольствию Сталина. После этого был предпринят ряд попыток искоренить еврейскую культуру и чувства и стимулировать антисемитизм в советском блоке. [ 11 ]
Хотя перепись 1959 года показала, что в муниципальном районе Москвы было зарегистрировано 239 246 евреев (4,7% населения), многие считают, что это число сильно занижено, а некоторые полагают, что еврейское население Москвы в то время достигало 500 000 человек. [ 2 ]
В 1950-х и 60-х годах Хоральная синагога получила разрешение распространять еврейский календарь среди других синагог Советского Союза. Начиная с 1961 года в Хоральной синагоге было установлено и введено в действие разделение, чтобы иностранные посетители, а также израильские дипломаты не могли общаться с местной общиной. В 1962 году выпечка и распространение мацы были ограничены в Москве и на крупных территориях Советского Союза. Московский еврейский драматический ансамбль был основан в 1962 году и начал собирать большие толпы людей, исполняя фольклорные пьесы на идиш, например, пьесы Шолом-Алейхема . [ 2 ]
После Шестидневной войны в Израиле ряд евреев подали заявки на эмиграцию из Советского Союза в Еврейское государство, и большому числу из них было отказано, так называемых отказников . Тем временем еврейские националистические группы набирали обороты, работая подпольно в атмосфере репрессий. Они протестовали, издавали самиздат , проводили семинары по еврейской истории и основали еврейские ульпаны . некоторые из этих активистов, такие как Натан Щаранский , Йосеф Бегун и Ида Нудель, были арестованы. В результате [ 3 ]
В годы гласности и перестройки еврейская жизнь в Москве расширялась и формировались новые культурные организации. В то же время усилились антисемитские организации и появились слухи о том, что погром во время московских празднований тысячелетия христианства в России может произойти в Москве были брошены зажигательные бомбы . В 1992 году в синагогу Марьина Роща , а в 1999 году произошел неудавшийся взрыв в синагоге на Большой Бронной в городе. [ 3 ]
После распада СССР и сегодня
[ редактировать ]Хотя значительная часть евреев покинула Советский Союз в конце 1980-х и 1990-х годах и перебралась в Израиль и США , московская еврейская община остается большой. После распада Советского Союза в Москве открылось больше религиозных учреждений, школ и синагог. Еврейское население Москвы также поддерживается евреями, переезжающими в Москву из других советских губерний и штатов. Перепись 2002 года показала, что в Москве проживает 148 000 евреев, что делает ее крупнейшей еврейской общиной в России. [ 3 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с Москва , Еврейская энциклопедия.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н «Еврейская община Москвы» . Музей еврейского народа в Бейт-Хатфуцот . Проверено 26 июня 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Прайсман, Леонид. "Москва" . Энциклопедия евреев Восточной Европы YIVO . ЙИВО . Проверено 26 июня 2018 г.
- ^ (in Russian) Первая всеобщая перепись населения Российской Империи 1897 г.
- ^ (in Russian) Всесоюзная перепись населения 1939 года
- ^ (in Russian) Всесоюзная перепись населения 1959 года
- ^ (in Russian) Всесоюзная перепись населения 1970 года
- ^ (in Russian) Всесоюзная перепись населения 1979 года
- ^ (in Russian) Всесоюзная перепись населения 1989 года
- ↑ НАЦИОНАЛЬНЫЙ СОСТАВ НАСЕЛЕНИЯ РЕГИОНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Архивировано 17 февраля 2007 г., на Wayback Machine.
- ^ Сталин и антисемитизм