АК Куза
Александру К. Куза | |
---|---|
Президент-основатель Лиги национально-христианской защиты | |
В офисе 4 марта 1923 г. - 16 июля 1935 г. | |
Преемник | Октавиан Гога (партия объединилась в Национальную христианскую партию ) |
Член Королевского совета | |
В офисе 16 июня 1939 г. - 6 сентября 1940 г. | |
Монарх | Карл II |
Государственный министр | |
В офисе 29 декабря 1937 г. - 10 февраля 1938 г. | |
премьер-министр | Октавиан Гога |
Предшественник | Ион Манолеску-Струнга |
Солидер Национальной христианской партии | |
В офисе 16 июля 1935 г. - 10 февраля 1938 г. Служение с Октавианом Гогой и Никифором Крайником. | |
Предшественник | Сам (как президент Лиги национально-христианской защиты ) Октавиан Гога (как президент Национальной аграрной партии ) |
Преемник | Нет (партия запрещена Конституцией 1938 года ) |
Соучредитель Демократической националистической партии | |
В офисе 6 мая 1910 г. - 26 апреля 1920 г. Служение с Николае Йоргой | |
Преемник | Николас Йорга |
Личные данные | |
Рожденный | Яссы , Молдова | 8 ноября 1857 г.
Умер | 3 ноября 1947 г. Сибиу , Румыния | (89 лет)
Национальность | румынский |
Политическая партия | Демократическая националистическая партия (1910–1920) Народная партия (1920–1923) Национально-христианская лига защиты (1923–1935) Национальная христианская партия (1935–1938) Фронт национального возрождения ( 1938–1940 ) |
Занятие | Политик, Теоретик |
Часть серии о |
Фашизм в Румынии |
---|
Часть серии о |
Антисемитизм |
---|
Категория |
Александру К. Куза (8 ноября 1857 — 3 ноября 1947), также известный как А. С. Куза , был румынским крайне правым политиком и экономистом.
Ранний период жизни
[ редактировать ]Куза родился в Яссах в семье смешанного армяно - греческого происхождения. [1] [2] Он был внуком молдавского помещика Георгия Кузы (1780–1835), князя Александра Иоанна Кузы . дяди [3] Он учился в средней школе в своем родном городе и в Дрездене , Саксония , Германия , затем изучал право в Парижском университете , Берлинском университете имени Фридриха Вильгельма и Свободном университете Брюсселя . Он получил докторскую степень по политологии и экономике (1881 г.), а также юриспруденции (1882 г.).
Активизм и развивающийся антисемитизм
[ редактировать ]По возвращении в Румынию Куза стал активным участником социалистического кружка, сформировавшегося вокруг Константина Милле . [ нужна ссылка ] Он посещал заседания «Юнимеа» литературного общества , сотрудничал с его журналом «Convorbiri Literare» . В 1890 году он занимался политическим аспектом Джунимеа , некоторое время занимая должность заместителя мэра Ясс; в 1892 г. он был избран в Палату депутатов (работал до 1895 г.). Куза перешел к консерваторам и снова был депутатом – до тех пор, пока не произошел раскол, вызванный его яростным антисемитизмом .
Румыния во времена Кузы была одной из самых франкофильских стран в мире, и румынская интеллигенция, как правило, находилась под сильным влиянием интеллектуальных течений из Франции. Один французский интеллектуал очаровал Кузу, а именно Артюр де Гобино , чьи теории о древней арийской «расе господ», создавшей европейскую цивилизацию, и о последующем расовом вырождении, вызванном смешанным браком, легли в основу всех размышлений Кузы о расе. [4] Тезис Куза о евреях как «чуме» для Румынии был основан на теориях Гобино, но Куза развил их, представив евреев как биологически иную «расу», которая отравляла Румынию самим своим существованием. [4] Куза создал совершенно новый антисемитизм, который объединил традиционный восточно-православный антисемитизм с современным псевдонаучным антисемитизмом, чтобы создать новый тип антисемитизма, который израильский историк Жан Ансель назвал «христианским расистским» антисемитизмом. [5] В отличие от völkisch антисемитов в Германии, многие из которых, но не все, были безразличны, а то и активно враждебны христианству, Куза подчеркивал, что основа его идеологии лежит в учении Православной Церкви. В то же время настойчивость Кузы в том, что евреи представляют собой биологически отдельную «расу», означала, что он отверг обращение в православие как решение «еврейского вопроса», поскольку он утверждал, что обращенные евреи по-прежнему остаются евреями в расовом отношении, и побудило его защищать полное изгнание всех евреев из Румынии как единственное решение «еврейского вопроса». [6] В эссе 1899 года Куза писал, что евреи «инстинктивно» работали над разрушением Румынии, под этим Куза имел в виду, что зло заложено в генах евреев, и что из-за этих предполагаемых генетических причин евреи не перестанут пытаться уничтожить Румыния. [6] Постоянной темой в произведениях Кузы было то, что евреи коллективно работали над разрушением христианских наций, особенно Румынии, из-за того, что Куза считал еврейским «генетическим кодом». [6]
С Ксенополом и Йоргой
[ редактировать ]Он решил основать собственное движение, направленное на неприятие евреев из общественной жизни. Его первая попытка заключалась в том, что он объединил усилия с историком А. Д. Ксенополем , создав Liga contra alcoolismului («Лига против алкоголизма ») и ее журнал Biblioteca Ligii contra alcoolismului . Масштабы этого движения выходили далеко за рамки борьбы с наркозависимостью: Куза и Ксенополь видели корень этого социального зла в еврейских предпринимателях в сельской местности. Лига утверждала, что евреи поощряли румынских крестьян пить, чтобы обеспечить себе рынок сбыта и даже извлечь выгоду из самого их разорения (заставляя их списывать активы, чтобы удовлетворить свою привычку). Это предубеждение приобрело традицию на рубеже веков – однако такое отношение игнорировало тот факт, что для евреев, которым было предоставлено полное гражданство только после 1923 года, оставалось мало других вакансий.
В 1901 году Куза стал профессором Ясского университета . Поскольку его предыдущая инициатива угасла, он связался с Николае Йоргой : после периода публикации статей в изданной последним газете Neamul Românesc он присоединился к Йорге в создании Демократической националистической партии (1910). В 1912 году он стал редактором официального голоса партии, газеты «Униря» . Куза выступил за замену ограничительных рамок румынского государства принятием всеобщего избирательного права для мужчин и предложил земельную реформу , в которой он видел конец аренде поместий , от которых евреи получали бы незаслуженную прибыль. Последняя цель привела Кузу в союз с Александру Авереску генерала Народной лигой , популистским движением, имевшим огромную, хотя и кратковременную популярность (он сам записал учредительный документ Лиги).
известность
[ редактировать ]Он порвал с Йоргой и в 1922 году основал более радикальный Национальный христианский союз (новая партия черпала вдохновение в фашизме и чернорубашечниках , но сама не была военизированной ). В качестве своего символа он использовал свастику , уже связанную с антисемитскими движениями в Германии , и заявил о себе, поддержав еврейскую квоту в высшем образовании (требование, которое вызвало противостояние с правительством во время националистической студенческой забастовки в 1923 году). . [ нужна ссылка ]
С 1921 года свастика стала отличительным символом движения Кузы, появляясь в его публикациях, буклетах и предвыборных программах. Куза заявлял о приоритете и чисто румынском характере этого символа, никоим образом не ссылаясь на распространение свастики в Германии. [7] : 27
Свастика культом связана с Солнца . Он появляется в странах, населенных пеласгической расой, которую мы с самого начала находим на наших землях. Вообще свастика является отличительным знаком арийской расы , знаки были найдены на нашей земле... Находясь здесь с древнейших времен, свастика поэтому является, в первую очередь, нашей, румынской по своему происхождению от фракийских ариев... Свастика это наша национальная эмблема. Крест . является эмблемой нашей веры, как и у всех христианских народов Только вместе Свастика и Крест отображают всё наше существо, наше тело и душу. Мы арийцы и христиане. [8] : 33–34
Движение Кузы оформилось в том же году, когда оно превратилось в « яростно антисемитское ». [9] Лига национально-христианской защиты с помощью молодого Корнелиу Зеля Кодряну (уже хорошего друга Кузы). Целью Национальной лиги защиты христиан было «бороться всеми законными средствами, чтобы поддержать экономические, политические и социальные интересы против евреев». [6] Куза был яростным противником Договора о меньшинствах, который, наконец, вынудил Румынию предоставить гражданство евреям в 1923 году. Именно после 1923 года Куза отказался от своей поддержки всеобщего избирательного права для мужчин, поскольку он заявил, что предоставление евреям права голоса неприемлемо. [6] Куза заявил, что решение «еврейского вопроса» заключалось в «удалении их из страны после переходного этапа, в течение которого их влияние на румынскую жизнь будет устранено». [6] Шаги, за которые выступал Куза, находились на «переходной стадии» перед изгнанием и включали деэмансипацию, запрет евреям работать в государственном секторе, отдельные школы для еврейских детей и запрет всем евреям жить в сельской местности. [6] В отличие от Кодряну, Куза отверг насилие и хотел использовать только законные средства. Отказ Кузы превратить движение в ополчение оттолкнул Кодряну: в конце 1927 года, после нескольких попыток навязать свою линию, Кодряну ушел, чтобы основать движение, которое впоследствии стало известно как « Железная гвардия» . «Христианский расистский» антисемитизм Кузы был идеологической основой «Железной гвардии», но Кодряну добавил к «христианскому расизму» свои собственные идеи, такие как сильный элемент ортодоксального мистицизма и превращение «Железной гвардии» в культ смерти, отвергающий все ценности современного общества. [10] Для Железной Гвардии убивать и/или быть убитым на службе делу было единственной положительной ценностью, а для Кодряну все остальное не имело значения. [10] В этом Кодряну сильно отличался от Кузы, который предпочитал решать «еврейский вопрос» правовыми мерами, а не насилием.
Конфликт между ними принял резкий характер. Во всех крупных конфликтах 1930-х годов между Кодряну и истеблишментом Куза был на стороне последнего, стремясь вернуть своему движению место ведущего антисемитского голоса. В 1935 году он объединил усилия с Октавиана Гоги , Национальной аграрной партией сформировав новую Национальную христианскую партию . [ нужна ссылка ] В 1936 году Куза был избран титулярным членом Румынской академии . [11] После выборов 1937 года вмешательство короля Кароля II (сторонника фашистов, который, однако, опасался Железной гвардии) привело к приходу в правительство национальных христиан с Гогой в качестве премьер-министра и Куза в качестве государственного министра . Наряду с открытым преследованием евреев правительство приняло корпоративизм . Парадоксальным образом Куза согласился на то, чтобы партия развернулась к военизированной активности: его правительство создало ответ вооруженной Железной гвардии, Лансьери (« Копьеносцы »). [ нужна ссылка ]
Правительство Гоги-Кузы не смогло вывести Румынию из кризиса: будучи правлением меньшинства, которое должно было удовлетворить короля, ему удалось лишь оттолкнуть общественность. В феврале 1938 года, после нескольких попыток сформировать национальное правительство , Кэрол распустила его и заменила личной диктатурой. В 1939 году Куза занял свой последний политический пост в качестве члена Королевского совета. [ нужна ссылка ]
Галерея
[ редактировать ]- Триколор со свастикой – флаг-штандарт Национальной христианской партии Кузы.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Пандреа, Петре (2001). Железная гвардия: журнал политической философии: пенитенциарные мемуары (на румынском языке). Издательство Время. стр. 20. ISBN 978-973-9423-99-1 .
...греком (Иорга), армянином-греком (А.К. Куза)
- ^ Никулеску, Татьяна (2018). Мистика молитвы и револьвера: Жизнь Корнелиу Зеля Кодряну . Хуманитас С.А. стр. 11. ISBN 978-973-50-6030-5 .
А. С. Куза был ксенофобом, но французом, яростным антисемитом, но вежливым, особенно с евреями, и отличался безумным национализмом, вызывавшим многие симпатии, хотя по своему происхождению он был скорее греко-армянином, чем румыном.
- ^ Буду-Гика, Мона; Буду-Гика, Флориан (март 2021 г.). «Генеральная ветвь семьи Куза» (PDF) . ghika.net (на французском языке) . Проверено 28 декабря 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Турда, Мариус (апрель 2003 г.). «Фантазии вырождения: некоторые замечания о расовом антисемитизме в межвоенной Румынии» . Институт гуманитарных наук. Архивировано из оригинала 23 декабря 2015 года . Проверено 22 декабря 2015 г.
- ^ Ансель, Жан История Холокоста в Румынии , Линкольн: University of Nebraska Press, 2011, страницы 10–11.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Ансель, Жан История Холокоста в Румынии , Линкольн: Университет Небраски, 2011, стр. 11.
- ^ Воловичи, Леон (1991). Националистическая идеология и антисемитизм: случай румынских интеллектуалов в 1930-е годы . Пергамон Пресс. ISBN 0-08-041024-3 .
- ^ Куза, AC Учение Иисуса .
- ^ Раду Иоанид, Холокост в Румынии: уничтожение евреев и цыган при режиме Антонеску, 1940–1944, Иван Р. Ди, 2008, с. 63, ISBN 9781461694908
- ^ Jump up to: а б Ансель, Жан История Холокоста в Румынии , Линкольн: Университет Небраски, 2011, стр. 12.
- ^ (на румынском языке) Члены Румынской академии с 1866 года по настоящее время на сайте Румынской академии.
Библиография
[ редактировать ]- Николас М. Надь-Талавера , Зеленые рубашки и другие: история фашизма в Венгрии и Румынии (1970, ISBN 0-8179-1851-5 , ISBN 973-9432-11-5 )
- (на румынском языке) Иоан Скурту, «Миф и реальность. Александру Авереску» («Александру Авереску. Миф и реальность»), в журнале «Исторический ».
- Отчет Международного комитета по изучению Холокоста в Румынии (на сайте президентства Румынии) – обзор нескольких антисемитских доктрин, включая доктрины Кузы, которые способствовали геноциду Холокоста .
- (на румынском языке) Учредительный документ Народной лиги Авереску.
- 1857 рождений
- 1947 смертей
- Политики из Ясс
- Люди из Княжества Молдавия
- Политики Консервативной партии (Румыния, 1880–1918)
- Политики Демократической националистической партии (Румыния)
- Политики Народной партии (межвоенная Румыния)
- Политики Лиги национально-христианской защиты
- Политики Национальной христианской партии
- Политики Фронта национального возрождения
- Члены Палаты депутатов (Румыния)
- Румынские эссеисты
- румынские фашисты
- Румынские журналисты
- Румынские националисты
- Лидеры политических партий Румынии
- Титульные члены Румынской Академии
- Академический состав Университета Александру Иоана Кузы
- Члены кабинета министров Румынии
- Антисемитизм в Румынии