Георге А. Лазэряну-Лэзурица
Георге А. Лазэряну-Лэзурица | |
---|---|
![]() Марта и Георге Лазурики в Каунасе , 1936 год. | |
Лидер Всеобщего союза ромов Румынии. | |
В офисе Сентябрь 1933 г. - май 1934 г. | |
Предшественник | нет (должность установлена) |
Преемник | Георге Николеску |
Личные данные | |
Рожденный | Георге Лазареску 1892 |
Умер | дата неизвестна |
Национальность | румынский |
Другие политические принадлежность | Национальная христианская партия |
Профессия | Бизнесмен, журналист, прозаик, поэт, государственный служащий |
Георге А. Лазаряну-Лазурикэ или Джордж Лазурикэ , также известный как Лазареску-Лазурикэ или Лазарикэ (1892 –?), Был лидером цыганской общины в Румынии , также известный своей поддержкой крайне правых румынских межвоенных сил. Первоначально музыкант и предприниматель с формальным образованием из ассимилированной среды, он осознал свои этнические корни во время службы в румынских сухопутных войсках во время Первой мировой войны. Пионер литературы на цыганскую тематику, он стал активным членом Генеральной ассоциации цыган Румынии. в 1933 году, но в том же году откололся, чтобы создать (в конечном итоге более мощный) Всеобщий союз цыган в Румынии. С сентября 1933 по май 1934 года Лазурикэ также был « цыганским воеводой », признанным таковым различными местными племенами. Он и его последователи возмутились этническим обозначением «цыгане» и выступали за использование слова «цыгане», впервые предложенного им Николае Константином Бацарией . Сам Лазурикэ пытался ввести термин Згрипцы как ссылку на легендарных предков народа.
Хотя Лазурике и его последователям приписывают изобретение цыганской политической символики и известность тем, что они ссылаются на всемирную племенную идентичность, они воздерживались от цыганского националистического активизма, предпочитая сосредоточиться на социальных реформах, и приняли некоторую степень интеграции с основным румынским обществом. Всеобщий союз сотрудничал с Румынской православной церковью , распространяя христианство среди кочевников, которым помогал расселяться, и конкурируя за крещение с румынскими греко-католиками . С 1933 года Лазурикэ смешал свою цыганскую идентичность с румынским национализмом и, наконец, с фашизмом: он проводил кампанию за Национальную аграрную партию и поддерживал контакты с « Железной гвардией» , якобы подражая Адольфу Гитлеру в своем публичном образе. Он был отстранен Всеобщим союзом в 1934 году после ожесточенного конфликта, в ходе которого он был вынужден отрицать свою принадлежность к цыганской национальности.
Лазурикэ вскоре отказался от своих показаний и включился в другие проекты, в сообщениях говорилось, что он планировал исследовательскую поездку в британское владычество или что он объявил себя «президентом» румынских цыган. Он все еще пытался заручиться поддержкой своей политики и в 1937 году стал лидером Ассоциации граждан рома в Румынии. Эта новая группа была более явно крайне правой, антисемитской и ассимиляционистской, рассматривая румын и цыган как людей с «общей судьбой», которым в равной степени угрожают иностранцы; последовала обширная полемика с другими цыганами, а также с румынскими левыми, среди которых Лазурикэ стал жертвой смертельной мистификации . К 1938 году Ассоциация открыто поддерживала фашистскую Национальную христианскую партию , членом которой стал сам Лазурикэ. На последних известных этапах своей карьеры Лазурикэ стал критиком православия, сообщая о его предыдущей практике рабовладения и вызывая подозрения, что он обратился в католицизм. После начала Второй мировой войны он предложил колонизировать цыган на границах Румынии.
Деятельность
[ редактировать ]Подняться к славе
[ редактировать ]Сообщается, что Георгий Лазэреску родился в 1892 году. [ 1 ] будущий активист принадлежал к племени музыкантов цыганской общины, или лэутари ; один отчет 1934 года предполагает, что он все еще оставался выдающимся исполнителем. [ 2 ] Хотя иногда его называют «г-ном Лазуриком, адвокатом», [ 3 ] деле он окончил Высшую коммерческую школу Бухареста на самом и к 1933 году управлял собственным лесным складом в том же городе. [ 4 ] [ 5 ] Как сообщил румынский писатель Цезарь Петреску , изначально он пренебрежительно относился к своей этнической принадлежности, будучи «сыном людей, забывших свое происхождение». Он был призван в кампанию Первой мировой войны и участвовал в боевых действиях при Топрайсаре в Северной Добрудже . Раненого и оставленного умирать в окопах, «он был поднят и вытащен оттуда цыганом Шамбаладжиу Ионице Георге, и именно тогда, под пулеметным огнем, он поклялся, что посвятит свою жизнь спасению его порода». [ 6 ] В речи 1934 года, призывающей «общественных деятелей цыганского происхождения придерживаться своей расы», он выдвинул утверждение, что существует «более двухсот тысяч» цыганских государственных служащих, перечислив «большое количество высокопоставленных чиновников, военных офицеров». и другие известные интеллектуалы, которые, занимая хорошие должности, теперь называются румынами». [ 7 ]
Основной деятельностью Лазурика была журналистская деятельность, публиковавшаяся как в Universul , так и в Adevărul . [ 8 ] хотя он также писал стихи - в 1936 году газета «Аз Эст» назвала его «превосходным цыганским поэтом». [ 9 ] Описанный обозревателем Dreptatea как «выразительно талантливый рассказчик», [ 10 ] он написал и опубликовал ряд «цыганских исторических романов». [ 5 ] Лазурикэ по-прежнему использовал румынский язык , но теперь выразил гордость тем, что имеет цыганское наследие, и через некоторое время после 1930 года изменил свое имя на форму, написанную через дефис, при этом Лазурикэ больше походил на его цыганский разговорный язык. [ 1 ] (как сообщил социолог Ион Думиникэ, изначально это прозвище использовал его дедушка-цыган). [ 5 ] Георге также женился на чехословацкой цыганке Марте. О ее происхождении мало что известно, кроме ее этнического происхождения, ее заявлений о свободном владении пятью языками и квалификации стенографистки . [ 11 ]
Жизнь и карьера Лазурики совпали с самыми ранними попытками создать цыганское политическое собрание. Некоторые из первых шагов в этом направлении были сделаны в 1919 году в Трансильвании , которая находилась в процессе объединения с Румынией . «Цыганские сходки», требовавшие расширения прав и оседлости цыган в пределах Великой Румынии , тем не менее были забыты общественностью, поскольку даже некоторые активные участники воздерживались от их обсуждения в межвоенный период. [ 12 ] Первая задокументированная попытка объединить цыган в политическое тело произошла в 1926 году, когда Лазэр Нафтанаилэ (или Нафтаноилэ), «богатый крестьянин цыганского происхождения», [ 13 ] основал Нео-Деревенское Братство с центром в Калборе . [ 14 ] Нафтанаилэ был одним из первых активистов, выступавших за создание другого этнонима для замены цыгани («цыгане» от Атинганой ) и пытался навязать «неорустиков» или «новых крестьян» в качестве недискриминационной альтернативы. [ 15 ]
В следующем году лаутский синдикат Junimea Muzicală подал заявку на регистрацию в уезде Илфов . Это стало ядром гораздо более крупной Генеральной ассоциации цыган Румынии (AGŚR), неофициально созданной Калиником Шербояну , священником Румынской православной церкви , в апреле 1933 года. [ 4 ] [ 16 ] В колонке новостей от 21 мая Лазурикэ упоминается как генеральный секретарь AGRT и «несет исключительную ответственность» за его действия. Эта статья также призывает «всех друзей ассоциации» сплотиться в знак протеста Universul против венгерского ирредентизма , «так что чтобы доказать, что цыгане — хорошие румыны, [и] преданные своей родине». [ 17 ] Тогда же в журнале Adevărul Literar şi Artistic была опубликована рецензия Лазурики на «интересную книгу» Шербояну « Les Tziganes » . В то время он не возражал против того, чтобы Шербояну был нецыганом (или гаджо ), высоко оценив его способность разговаривать на «высшем цыганском языке». Лазурикэ оценил общее количество цыган в Румынии в 800 000 человек и упрекнул автора за то, что он оценил их менее чем в половину этого числа; однако сам он отмечал, что «наше цыганское меньшинство настолько ассимилировалось с коренным населением, что вот-вот потеряет свой язык и обычаи». [ 18 ]
Привлечение Лазурики к власти в АГСР было частью попытки Шербояну развивать подлинно «цыганский» активизм. По словам историка Петре Матея, «Шербояну заявил, что, хотя он и не был цыганом, он притворялся им, потому что хотел таким образом завоевать доверие людей, которых он надеялся организовать. На первой встрече с Г.А. Лазурицэ [он] сделал это. не притворяйся чем-то большим, чем просто сторонником цыган». [ 19 ] Лазурикэ и Георге Николеску (или Никулеску) оба записаны как боевики AGŚR, а вскоре после этого как лидеры фракций; раскол между ними и Шербояну точнее всего датируется сентябрем того же года. [ 20 ] Как сообщила этнолог Габриэла Боангиу, это был пик вражды между Шербояну и одним из «главных лидеров» АГСР, Лазурикэ. [ 21 ] Шербояну продолжал возглавлять одну из этих организаций, которая до сих пор использовала название AGŚR. Большая часть его членов была поглощена более конкурентоспособным Всеобщим союзом рома в Румынии (UGRR) Лазурики. [ 22 ] Он управлялся из однокомнатной квартиры Лазурика на улице Сырбеаска в Бухаресте, и его жена Марта была вице-президентом женского отдела. [ 23 ]
Первые конгрессы
[ редактировать ]
По мнению Боангиу, Лазурика был «настолько же причудливой фигурой, насколько он был важен для ассоциативного феномена цыганской [ sic ] этнической принадлежности». [ 24 ] Также известный как Всеобщий союз румынских цыган. [ 25 ] Группа Лазурика провела съезд 8 октября в Илеана-холле в бухарестском районе Мошилор . [ 4 ] [ 26 ] [ 27 ] [ 28 ] Эта встреча между различными группами (включая сообщество в Брэиле , представленное Петре Башно) выразила недовольство общими проблемами. В список входила безработица, в которой Лазурикэ возложил вину на «модернизм» и его безразличие к цыганскому декоративно-прикладному искусству, а также эндемичный характер туберкулеза и инфекций, передающихся половым путем, в племенных общинах. [ 27 ] Лазурикэ поблагодарил румынскую полицию за то, что его съезд состоялся, и похвалил префекта Гаврилэ Маринеску за его терпимость. [ 27 ]
Тогда же Лазурикэ заявил, что Шербояну был лишен сана ; на конгрессе выступил другой священник, Дионисие Лунгу. [ 27 ] Этот политический дебют и связанные с ним скандалы были освещены в юмористическом журнале «Веселия »: «Появилось много очень приличных интеллектуалов, таких как врачи, инженеры, профессора и студенты, которые открыто заявляли о своем происхождении, движимые только возможностью улучшить свое кин. И тогда, вот так, «вожди» начинают свою работу по объединению цыган, сначала исключая друг друга. Совсем цыганское дело!» [ 29 ] Одним из тех, кто присутствовал на съезде, был Илие Рэдулеску, член Национальной аграрной партии (ПНА), правой румынской националистической группы, возглавляемой поэтом Октавианом Гогой . Рэдулеску якобы заявил, что он цыган по происхождению, но попросил Лазурику не предавать огласке этот факт; последний, однако, хвастался этим перед прессой, сообщая, что быть цыганом не стыдно, поскольку это также подтверждает принадлежность человека к « арийской расе ». [ 30 ]
В ноябре Лазурикэ подал заявку на признание UGRR в качестве юридического лица в соответствии с румынским законодательством, но этот процесс застопорился после того, как выяснилось, что шесть из ее членов-основателей были либо зарегистрированы по вымышленным адресам, либо имели судимости. [ 4 ] Исследователь Илона Климова-Александр пишет, что Лазурику удалось «похитить» планы Шербояну, «путешествуя по всей стране, открывая местные филиалы и подчеркивая их связь с центром; он также посещал университеты и убеждал цыганских студентов посещать их». [ 31 ] Заявив, что это первое собрание цыган в Румынии, это собрание провозгласило Лазурику своим «Воеводой»; [ 32 ] Шербояну оказался в маргинальном положении, а его сторонникам, в основном проживающим в Трансильвании, было запрещено присутствовать на заседании UGRR. [ 26 ] Веселия сообщает, что Нафтанаилэ, «скромный цыган, только что избавившийся от своей анонимности», был делегатом съезда УГРР, но также и то, что он сфотографировал себя с Шербояну, надев румынский триколор на пояс . [ 29 ]
В июле 1934 года УГРР вошла в феодальное владение Шербояну в уезде Тырнава-Микэ , открыв свое собственное отделение праздником на поле Свободы . [ 3 ] [ 33 ] В октябре Союз организовал международный конгресс цыган. [ 34 ] [ 35 ] [ 36 ] Сообщается, что акция, проведенная под открытым небом в одном из цыганских пригородов Бухареста, использовала лозунг «Цыгане мира, объединяйтесь», призывая всех кочевников «организоваться в расово сознательное и стабильное сообщество». Его организаторы пообещали, что цыганская община вступила в эпоху «национального достоинства». [ 34 ] Затем Лазурике было поручено представлять Всеобщий союз на любой будущей международной встрече. [ 37 ] И он, и Шербояну были членами Общества цыганских знаний . [ 38 ] который к 1935 году признал его единственным известным цыганским писателем. [ 6 ]
Историк Виорел Ахим подчеркивает долг Лазурика перед «романтической литературой», что отражено в использовании им слова «Воевода». На этот титул никогда не претендовал ни один вождь цыганских племен в Румынии, где предпочтение отдавалось меньшим, включая Булибаша и Ватаф . [ 39 ] То же самое утверждают исследователи Даниэль Дьякону и Сильвиу Костачи, которые считают, что Лазурика приняла «романтический миф» чисто западноевропейского происхождения. [ 40 ] Варианты названия появлялись для различных вождей цыганских племен в средневековом Венгерском королевстве , которое охватывало Трансильванию и другие регионы, населенные румынами и цыганами. Сбор налогов и судебные воеводы также вновь появились в венгерских государствах-преемниках: waywoda cziganorum была создана в Восточно-Венгерском королевстве в 1541 году, а затем сохранена как таковая в Княжестве Трансильвания . В 1557 году он достался Гаджо Ференцу Баладфи, а в 1600 году его узурпировал Матей Бихари. [ 41 ] Банате Лугоша также сохранило эту должность, среди ее владельцев были такие владельцы, как Лазар Карансебесский (1572 г.) и Николае Феча (1645 г.). [ 42 ]
лишь на короткое время подражала этому обычаю Габсбургская монархия в таких местах, как графство Сёрень (1699 г.), хотя такие офисы были очищены в эпоху просвещенного абсолютизма , в 18 веке. [ 43 ] Незадолго до 1800 года в Габсбургской Трансильвании Ион Будай-Деляну представил цыганских воевод и аристократов, в том числе честолюбивого Тандалера, в своей пародийной эпопее «Циганиада» . [ 44 ] Одно настоящее воеводство было возрождено для «золотомытых цыган» в некоторых частях княжества, но только к 1832 году. [ 45 ] К 1900 году существование «цыганского воеводы» было засвидетельствовано как перформативная функция в румынском фольклоре вокруг Клужа : румын, использующий этот псевдоним, был хранителем деревенских тайн, а также ритуальным карателем ее грехов. [ 46 ] В апреле 1925 года газета Clujul Românesc сообщила: «Новым воеводой цыган в Америке стал Фрэнк Митчелл, чьим предком был румынский цыган». [ 47 ]
Ученый Михаэла Мудуре отмечает, что упоминание о воеводах в 1930-х годах было призвано вызвать «романтизированную версию цыганского руководства» и вызвать «феодальную» лояльность со стороны членов УГРР; «демократическая практика», утверждает она, «была очень ограниченной». [ 48 ] В то время как исполнительный комитет, состоящий из 28 членов, работал на общественных началах, Лазурикэ, как исполняющий обязанности президента СГРР, получил безоговорочное возмещение всех своих расходов. [ 31 ] Лазурикэ окружил себя выдающимися членами общины: скрипач Григораш Динику помогал ему в качестве почетного председателя, хотя поначалу он сопротивлялся своему назначению; [ 35 ] историк Джордж Потра и музыкант Д. Панайтеску были членами комитета УГРР. [ 26 ] Лазурикэ сделал предложение действующему президенту Булибаше , который жил «где-то в Бессарабии » и не смог найтися вовремя для отбора. [ 35 ] Воевода также увеличил представительство на низовом уровне, став первым цыганским лидером, который поощрял участие женщин, которые сформировали свой собственный корпус в рамках УГРР. [ 49 ] Лазурикэ теперь утверждал, что является лидером более 1 миллиона цыган, что, вероятно, вдвое превышало количество цыган, существующих в Великой Румынии. [ 50 ]
Легитимность воеводы все еще подвергалась сомнению со стороны других цыганских групп, возникших в результате раскола AGŚR, хотя, по словам Мудуре: «повестка дня этих организаций была практически одинаковой. Они были заинтересованы в создании образовательных возможностей для цыган, социальных пособий, расселения уничтожение кочевых цыган и улучшение имиджа цыган в средствах массовой информации». [ 48 ] У этих двух органов были практически идентичные уставы, хотя и с некоторыми существенными различиями в политической лексике. [ 51 ] В Олтении третья группа, возглавляемая Аурелом Манолеску-Долем, сотрудничала с обеими национальными организациями для достижения непосредственных целей. [ 52 ] Манолеску-Долж, который также называл себя «воеводой», сплотился с УГРР; его соратник Константин С. Николаеску-Плопшор опубликовал сборник цыганской мифологии для газеты Союза O Ròm . [ 53 ]
Интеграция и национализм
[ редактировать ]
Одной из ключевых целей UGRR было убедить членов и посторонних использовать слово «роми» («цыгане») вместо «Цигани» , что оно считало уничижительным. [ 54 ] В новостях о конгрессе 1933 года и его последствиях этот термин использовался, но часто в кавычках, что указывает на то, что он «не был полностью принят румынским общественным мнением». [ 55 ] Сам Лазурикэ расширил этот неологизм до значения «свободолюбивый человек», а не просто «человек», и утверждал, что он имеет этимологическую связь с Рамаяной . [ 56 ] Как утверждает Матей, он не возражал против использования Цыгани в качестве эндонима во время своего сотрудничества с Шербояну и оставил несколько письменных заявлений, назвав себя «цыганом». [ 57 ] Матей отмечает, что новый термин, скорее всего, предложил ему Николае Константин Бацария , главный редактор румынского издания Adevărul . В своей колонке от 5 сентября 1933 года Бацария упрекнул Шербояну за использование неявно унизительного и враждебного термина, утверждая, что роми одновременно подлинный и предпочтительный. [ 58 ] Первое задокументированное использование Лазуричэ роми датируется Матеем октябрем 1933 года в манифесте, который повторяет нападение Бацарии на Шербояну. [ 59 ] Его вновь обретенное понимание этого термина было оспорено более высокопоставленным активистом Нафтанаилэ, который к 1934 году смирился со словом «Цигани» и использовал его в названии своей конкурирующей газеты «Нямул Циганеск» . [ 60 ] Тем не менее Нафтанайлэ также упоминался как лидер отделения УГРР в Трансильвании. [ 61 ]
Дрептатея , как орган левой Национальной крестьянской партии Лазурикэ и Шербояну , дал положительную оценку политике идентичности : «Этническая гордость цыган – это похвальная психологическая терапия, служащая для заживления и залечивания ран, нанесенных несправедливым насилием». прошлое, время преследований и бедности». [ 10 ] В целом Лазурика и его последователи в первую очередь интересовались культурными, духовными и особенно социальными целями, которые преобладали над проявлениями цыганского национализма; историки описывают точку зрения УГРР как смесь социальной интеграции и культурного сепаратизма. [ 62 ] Он дистанцировался от цыганского интернационализма, попросив румынские власти запретить «иностранным» цыганским оркестрам выступать в стране, надеясь на монополизацию торговли Лаутари . [ 63 ] На баннере UGRR были изображены символы цыганских промыслов, которые Лазурикэ хотел защитить и продвигать, рядом с гербом Румынии ; существовало как минимум 36 других баннеров, каждый из которых представлял филиальную группу UGRR. [ 64 ] Были приняты предложения о создании национального флага цыган. Историк Ян Хэнкок утверждает, что это был горизонтальный двухцветный флаг и как таковой предшественник нынешнего цыганского флага . Однако эта интерпретация остается спорной. [ 65 ]
Газета УГРР «Гласул Ромилор » заявила, что община будет защищать румынское государство и его королей «до самой смерти. В нашем брате Роме [ни] мы никогда не находили предателя государства». Последующие статьи «сосредоточены на тех же трех главных темах: Бог, Король и Страна». [ 66 ] В своей программе Союз обязался поддерживать Румынскую Православную Церковь в борьбе с прозелитизмом «сект» и пообещал наблюдать за цыганскими шествиями в праздник Успения Пресвятой Богородицы ( 15 августа , выбранный УГРР «Национальным днем»). [ 67 ] Эта цель была смягчена другими публичными заявлениями: Лазурикэ заверил своих последователей, что у них будет свобода вероисповедания. [ 3 ] [ 33 ] Как отметила Климова-Александр, другие цыгане ложно обвинили воеводу в желании сделать свою общину придатком официального православия; на самом деле, он «мог бы использовать поддержку и ресурсы Церкви для достижения [своих] собственных мобилизационных целей». [ 68 ]
6 февраля 1934 года Лазурике была выдана миссионерская карта, которую он использовал в качестве удостоверения личности, особенно во время поездок в округ Хунедоара в октябре 1934 года. [ 69 ] Ему удалось расселить некоторых кочевников на землях, купленных УГРР, убедить их пройти крещение и церковный брак, а также создать рабочий кооператив и школы с цыганским персоналом. [ 70 ] Несмотря на тесную связь с православием, Шербояну также регулярно обвинял УГРР в том, что она является доверенным лицом Румынской греко-католической церкви . [ 71 ] Подозреваемый в том, что он является прокатоликом и поддерживает «католицизацию цыган», Шербояну потерял поддержку православных, что позволило печатать манифесты УГРР в официальной церковной прессе. [ 72 ] Церковь также предоставила Лазурику финансирование его Конгресса 1933 года. [ 73 ]
Часть серии о |
Фашизм в Румынии |
---|
![]() |
Уже в 1933 году в комментариях в западной прессе Лазурикэ описывался как квазифашист и «исключительно хороший имитатор» Адольфа Гитлера . [ 34 ] В декабре того же года Calendarul журналист Н. Креведия утверждал, что Лазурикэ тайно желал «хорошей диктатуры в этой стране чистой цыганской морали». [ 74 ] Хотя программа также обещала, что цыгане будут оставаться «в стороне от всех экстремистских партий» и «политически неприсоединившимися», [ 75 ] на практике УГРР была тесно связана с крайне правыми радикалами румынского национализма , включая фашистов. Сообщается, что на первом съезде группы присутствовали 20 членов « Железной гвардии» . [ 76 ] Румынская полиция сообщила о переписке между воеводой и «капитаном» гвардии Корнелиу Зеля Кодряну , а также отметила, что Лазурикэ заручился поддержкой префекта Маринеску. [ 77 ]
Матей предполагает, что антироманизм не имел никакого значения для крайне правых в Румынии в межвоенный период, поскольку «румынские националисты определяли себя через антисемитизм». Как он отмечает, румынские правые радикалы того времени могли быть одновременно антисемитскими и процыганскими. [ 78 ] Кодряну лично пообещал поддержать Всеобщий союз, [ 79 ] и помог изолировать Шербояну. [ 80 ] Затем UGRR предоставил почетное членство Кодряну и другим деятелям крайне правых, в том числе Наэ Ионеску и Памфилу Шейкару . [ 81 ] Однако аналогичных почестей удостоились и аполитичные деятели, в том числе писатели Адриан Маниу и Михай Тикан Румано . [ 82 ]
УГРР и ее соперники в равной степени участвовали в избирательной кампании за румынские партии. За несколько месяцев до всеобщих выборов 1933 года Лазурикэ был агентом ПНА Гоги, поручая цыганам отдать свои голоса за ее кандидатов. [ 83 ] AGGR заметил такое развитие событий, опубликовав утверждения о том, что Лазурикэ был инструментом Гоги. В свою очередь, Лазурикэ изобразил Шербояну отступником православия, переведя обвинения в греко-католическом прозелитизме на саму АГСР. [ 80 ] Однако к моменту фактического голосования он сам перешел на другую сторону, отдав предпочтение более массовой Национал-либеральной партии и попросив всех цыган сделать то же самое. [ 84 ] Лазурикэ был назначен возглавить делегацию UGRR, выразившую поддержку премьер-министру Иону Г. Дуке , а также оказавшую ему давление на то, чтобы он положительно отреагировал на требования цыган. [ 85 ] В то же время Манолеску-Доль и его последователи пошли другим путем и агитировали за грузинских либералов . [ 86 ] По мнению Мудуре, эти стратегии означали «предложение некоторым основным румынским политикам поддержки голосов цыган в обмен на политику позитивных действий в отношении цыган». [ 48 ]
Увольнение и возвращение
[ редактировать ]18–25 марта 1934 года Лазурикэ организовал в кинотеатре Omnia Cinema в Бухаресте Фестиваль искусства и культуры рома в Европе, где сам читал лекции на тему «Происхождение, история и эмиграция цыган в Европе». [ 87 ] Его последней работой в рамках Всеобщего союза была масштабная попытка привлечь цыган Трансильвании в православную церковь, что включало в себя обращение вспять их мадьяризации . Кульминацией этого стало массовое крещение в Блаже 28 мая 1934 года. [ 88 ] Сразу после этого, 29 мая. [ 4 ] [ 89 ] или 31 мая, [ 90 ] Лазурикэ был свергнут с поста председателя СГРР, а затем и вовсе исключен. Его падение было ускорено распространением слухов, называвших его «мошенником» и «евреем» и утверждавших, что «бывший воевода» обманул ветеринарного врача. [ 91 ] Лазурикэ также завербовал братьев Георге и Николае Николеску в качестве спонсоров УГРР, но затем увидел, что они отвернулись от него. [ 92 ] Николеску спровоцировал падение Лазурики, как сообщается, жестоко обращался с ним, пока он не подписал документ, в котором ложно отрицал, что он цыган. Лишение его этнической принадлежности было уловкой, которую не предвидел их соперник, который в противном случае сделал бы должность председателя нематериальной. [ 90 ]
Заменой Лазуричэ на посту лидера УГРР, а также на посту воеводы стал Георге Николеску, который прослужил до 1941 года. [ 93 ] Несмотря на это изменение, группа продолжала демонстрировать фашистские симпатии: согласно одному из отчетов, цыганский конгресс 1935 года в Бухаресте под председательством Георге Николеску проводился в зале, украшенном портретами Гитлера. [ 94 ] Согласно сообщению в газете Unirea Poporului , Лазурикэ якобы был приглашен на эту встречу, что также компенсировало бы любой спор между двумя основными фракциями, позволив участникам выбрать свое руководство. [ 95 ] Николеску удалось получить официальное признание со стороны румынского правительства, которого Лазурикэ не смог добиться, и к 1939 году ему подчинялись от 400 000 до 800 000 цыган, сгруппированных в 40 региональных отделений. [ 96 ]
По словам Петреску, Лазурикэ терпел унижения, потому что он отказался объединить свое движение с какой-либо основной партией и в целом за то, что «осмелился продвинуть свой народ в человеческую расу». Его маргинализация сильно сократила его доходы: он «умирал от голода» в «маленькой квартирке махалы » . [ 6 ] Несмотря на свои неудачи, Лазурикэ оставался активным в обществе. В конце июня 1934 года, все еще представляясь лидером УГРР, он объявил, что заказал бюст Григоре Александру Гике (ключевой фигуре в отмене цыганского рабства в 1850-х годах ), «который будет помещен в центре деревни, включающей наибольшее число цыган». [ 97 ] В отчете за август говорилось, что цыгане Блай, «проверенные и проинструктированные Лазурикой», требовали расовых квот «в городских и церковных делах» и не будут посещать церковь, пока не получат такие уступки. [ 98 ] Также в том же месяце Лазурикэ и Шербояну согласились объединить свои организации, образовав новую UGRR, в которой они были соответственно «председателем-организатором» и «активным председателем». Им помогало исполнительное бюро, в состав которого входили Испас Борбели, Николае Георге Лаке, Апостол Матей, Василе Мурешану и Николае И. Сарру. [ 99 ] Несколько недель спустя Лазурикэ пытался получить обвинительное заключение Никулеску по обвинению в нанесении побоев, в то время как сам Никулеску заявил о мошенничестве; оба обвинения рассматривал один и тот же прокурор Бенедикт Стоэнеску. [ 100 ]
10 сентября 1934 года воевода председательствовал на своем цыганском конгрессе в Сибиу ; в серии «10 заповедей» делегатов просили подчиняться как ему, так и Православной церкви, любить Румынию и ее короля, а также не воровать и не заниматься сексом вне брака. Комментируя этот документ, журналист В. Мунтяну предположил, что Лазурикэ прибег к диктаторским методам, не обладая необходимой харизмой, и что его пропаганда православия естественным образом оттолкнет цыган другого религиозного происхождения. [ 101 ] За конгрессом Сибиу вскоре последовали митинги в Дичиосанмартине (октябрь 1934 г.) и Плоешти (апрель 1935 г.). [ 102 ] Как отмечает газета «Эллензек» , он сформировал новый круг лоялистов, в том числе архитектора Андрея (Андраша) Зима из Блай, «который изложил самоотверженную работу великого воеводы Г. А. Лазурика по объединению всех цыган»; другими учениками были Адам Буначу из Тырнава-Мицэ и Георге Сикра из Тырнава-Маре . Эллензек сообщил, что новая организация Лазурики встречает некоторую оппозицию со стороны мадьярских цыган, которые были раздражены тем, что все речи, произнесенные в Дичосанмартине, были на румынском языке. [ 103 ] В этом контексте Петреску похвалил Лазурику за повторную румынизацию «20 000 трансильванских цыган». [ 6 ] [ 104 ] Левая газета «Лупта» назвала это утверждение парадоксальным, поскольку предполагало, что румынские националисты были слепы к расовым различиям только тогда, когда дело касалось цыган. [ 104 ]
К тому времени Лазурикэ преследовал свои собственные идеи о цыганском происхождении. Как отмечает Матей, он создал « национальную цыганскую мифологию » с отголосками « индианизма », [ 59 ] сосредоточено на псевдоисторической этнической принадлежности и предке цыганских племен, называемых Згрипцы . В августе 1934 года к нему обратились английские и американские цыганские ассоциации с просьбой присоединиться к антропологической экспедиции по изучению происхождения людей на Индийском субконтиненте . Сообщается, что он согласился, заявив, что такие расследования дадут цыганам « собственную Палестину ». [ 2 ] [ 105 ] Историк Ралука Бьянка Роман заключает, что и Згрипцы , и история экспедиции были «мистификацией, появившейся в 1934 году в международной прессе», возможно, придуманной самим Лазурицэ. [ 106 ] Год спустя он заявил о своем намерении объединить цыган мира в единую нацию , объявив, что создаст свою газету для продвижения своей цели. Он также заявил о своем новом убеждении, а именно о том, что цыганское «племя» имеет древнеегипетское происхождение. [ 107 ] Az Est цитирует его слова: «Я требую прав и родины для цыган [...] на территории Румынии. Здесь проживает почти миллион цыган, поэтому Румыния является наиболее подходящей для создания цыганской родины. на новой родине цыган цыганский язык станет официальным языком». [ 9 ] Репортер L'Intransigeant Рене Беназек утверждал, что в 1935 году Лазурикэ уже называл себя «президентом Республики цыган», но этот титул также был узурпирован третьим цыганским лидером, который также украл и использовал визитную карточку Лазурика. [ 108 ]
Альянс ПНК
[ редактировать ]
Также в 1935 году газета «Виаса Басарабей» сообщила, что «очаровательные зарисовки» Лазурика были переведены на чешский язык и что он по-прежнему является достойным пропагандистом цыганской литературы. [ 109 ] К тому времени Лазурикэ сформировал «Гражданскую организацию цыган в Румынии», президентом которой он также был; Затем он снова присоединился к AGŚR, которая теперь называется «Всеобщей ассоциацией цыган», а Марта входит в ее Центральный комитет. [ 110 ] 3 сентября 1935 года, когда Ассоциация организовала митинг цыганских рабочих из Флореаски , Рахова и Тей , Лазурика и Шербояну были представлены в качестве сопредседателей; Зима был провозглашен лидером трансильванского регионального крыла. По этому случаю они потребовали, чтобы все общественные работы выполнялись бригадами, состоящими не менее чем на 70% из румынских и цыганских рабочих. [ 111 ] Как сообщила ежедневная газета Curentul в октябре 1936 года, предвыборная агитация как его, так и Николеска была неубедительной для массы цыган во Флореаске, которые жили в ужасных условиях. Флореаски Он цитировал слова Старосты : «Они борются друг с другом изо всех сил за право собственности на цыганские души [...]. Вы должны быть здесь, потому что, когда они приходят в район во время выборов, собакам есть на что лаять! ... Я бы нисколько не удивился, если бы на днях обнаружил, что Лазурикэ избран депутатом - ведь он точно умеет говорить, но точно не умеет работать!" [ 112 ]
цыганском конгрессе 1936 года Лазурикэ и его жена присутствовали на Каунасском в качестве делегатов от Румынии и предложили основать международную цыганскую газету. [ 113 ] Георге по-прежнему поддерживал православную миссионерскую работу и снова был связан с крайне правыми, участвуя в собраниях Национальной христианской партии Гоги (ННК) и сотрудничая с ее газетой «Цара Ноастра» . [ 114 ] Доктрины PNC подразумевали, что цыгане были традиционным и ассимилируемым меньшинством, которое, в отличие от румынских евреев , не представляло угрозы для «румынской буржуазии» и даже было «полезным для румынской нации»; [ 115 ] он далее утверждал, что «из всех иностранцев только цыганская нация [...] пожертвовала собой ради [Румынии] и ни разу не предала ее, в отличие от многих представителей иудейской нации». [ 116 ] В обмен на такое признание Лазурикэ заявил, что ННК заслуживает электоральной силы Ассоциации, и пообещал «построить гранитную стену» для защиты своих румынских союзников. [ 117 ] Манолеску-Доля В статье в феврале 1937 года для газеты Тимпул он изложил пересмотренный отчет о происхождении Згрипти , изображая их как бактрийцев, которые отвергли обычаи брахманов , чтобы продолжить свой кочевой образ жизни, и которые прославились во всей Азии своей военной доблестью и храбростью. Они были изгнаны со своей родины только в результате монгольского нашествия , разделившись на три группы, только одна из которых была египетской. [ 118 ]
С 5 августа 1936 года Лазурикэ был почетным председателем новой группы Апостола Матея под названием «Искупление цыганских мужчин и женщин в Румынии»; [ 4 ] он был там коллегой Мирона Кристя , Патриарха всея Румынии . «Искупление» расширило цели УГРР, обещая протекционизм цыганским торговцам, отдавая предпочтение «иностранным», а также предусматривая полное равенство обращения между цыганами и румынами. [ 119 ] Лазурикэ также был в состоянии дестабилизировать отношения Николеску с Церковью, добившись лишения людей УГРР своих должностей христианских миссионеров. [ 120 ] Тем не менее, Николеску смог привлечь на свою сторону Церковь, постепенно отталкивая ее от поддержки Лазурики. [ 121 ]
Лазурикэ подчеркнул свой «национальный и христианский» политический поворот в сентябре 1936 года, когда он решил подать в суд на Михаила Садовяну и Михаила Севастоса , редакторов левой газеты Adevărul , за публикацию его Poveste igănească («Цыганская история») без его согласия. Как он тогда отметил, из-за этого романа у него возникли финансовые проблемы: более правый Universul «больше не принимает моего сотрудничества», а общественное мнение считает его «отступником». [ 122 ] В июле 1937 года Лазурикэ опубликовал в цыганском издании « Сара Ноастра» свою атаку на румынских евреев, которых он называл «жидами» и считал «чужими проблемам и национальным интересам румынской нации, играющими коммунистическую мелодию»; С другой стороны, цыгане были лояльны. [ 123 ] Он подробно остановился на своем утверждении, что все евреи «практикуют коммунизм» : «В зависимости от того, как дует ветер, иногда они притворяются ассимилированными , а иногда и национальными евреями, [но] все они хотят объединить народный фронт , поэтому они приходят под защитой Международного еврейского альянса и угрожать Румынии вмешательством иностранных форумов». [ 117 ]
В то время Лазурикэ и его последователи осудили других цыган, принявших левый национализм . Он был знаком с «Нево Дром» , журналом для цыган-коммунистов Советского Союза . Он заявил, что советское государство полностью находится «в руках жидов», а это означает, что все другие советские национальности подвергаются угнетению; он пренебрежительно отнесся к заявлению Нево Дрома о создании советской «цыганской республики». [ 124 ] Другой цыганский автор журнала «Цара Ноастра» , К. Мирмилло, заявил: «Любой цыган, который не поддерживает [КПН], является врагом страны и румынской нации. Он – черный еврей, и поэтому его постигла судьба вечно странствующий еврей ». [ 117 ] [ 116 ] Это утверждение было встречено с насмешкой в Лупте , обозреватель которого отметил, что музыкант Фаника Лука поддерживал Французский народный фронт , несмотря на то, что он был «более квалифицированным« цыганом », чем [...] Лазурикэ». [ 116 ]
Тогда же Лазурикэ объявил о создании Ассоциации граждан рома в Румынии (ACRR), которая, как он настаивал, не является отдельной этнической партией. Он немедленно сформировал картель с ННК для местных выборов тем летом , пообещав, что в каждой коммуне будет хотя бы один советник-цыган. [ 125 ] Этот союз высмеивали соперники ННК из Национальной крестьянской партии , но Кара Ноастра защищал его как естественный результат: цыгане и румыны «формировали друг друга посредством общей судьбы». [ 126 ] В статье для Adevărul в августе 1937 года Тудор Теодореску-Браниште отметил, что Лазурика был самопровозглашенным «врагом демократии», и утверждал, что это парадокс, поскольку цыгане обязаны своим освобождением демократам. По словам Теодореску-Браниште, решение о включении ACRR в PNC было признаком того, что последняя «отказывается от расистских принципов», добавив: «Мы получили множество писем с вопросом, был ли этот [альянс] реальным, если это не была наша выдумка». [ 127 ]
Тем временем венгерский журналист Эндре Какасси заметил, что в «броне принципов» ННК была дыра, «а именно та, через которую теперь могли пролезть цыгане». Какасси заподозрил чистый оппортунизм со стороны Лазурики: «Цыганские лидеры выходят за рамки объявления Гоги святым. Они едва разбили палатки под сенью свастики [ПНК] и уже ругают еврея. Вот настоящая правда: цыган — великий психолог, он знает, какую ноту следует ударить, чтобы открыть сердца и карманы». [ 117 ] В том же месяце газета La Tribune Juive сообщила, что PNC «сделала новое приобретение», утверждая, что «чрезвычайно многочисленные румынские цыгане» будут непосредственно полезны в применении антиеврейского террора. Как отмечается в газете, цыганский протекционизм теперь был явно направлен против еврейских музыкантов, и «впервые в истории появился антиеврейский журнал на цыганском языке». [ 128 ]
Мистификация смерти и ее последствия
[ редактировать ]
В начале 1937 года Лазурикэ работал государственным служащим в Бухаресте, пока его не уволил мэр Александру Донеску . [ 116 ] Сообщается, что он готовился возглавить христианское паломничество цыган в Святую Землю и надеялся получить личное благословение от Тимофея , Патриарха Иерусалимского ; Делегация также должна была посетить Королевство Египет . [ 129 ] К тому времени членство ACRR воссоединило свергнутого воеводу как с Шербояну, так и с Манолеску-Долем; все трое были обвинены UGRR в попытке выставить себя кандидатами от PNC на всеобщих выборах в декабре . [ 130 ] ACRR набрала своих членов в Долже и Яломице ; [ 131 ] бывший филиал находился под непосредственным руководством Лазурика. [ 132 ] В исторической заметке в национал-либеральной газете Românul он описывался как «низкий блондин, беззубый и шепелявый цыган», который «скакал в эти последние дни со свастикой, приколотой к груди». Согласно тому же источнику, предвыборный посыл Лазурики заключался в том, что цыгане должны брать взятки «от всех партий, но голосовать только за господина Гогу». [ 133 ] Он также оказался вовлеченным в спор с бывшим идеологом ПНК Никифором Крайником . По данным газеты «Железная гвардия» Buna Vestire , Лазурикэ предположил, что Крайник был таким же цыганом, а также что он когда-то участвовал в проигрышной драке в Бухаресте. [ 134 ]
Пресса УГРР отреагировала на этого нового конкурента, возобновив утверждения о том, что Лазурикэ был криптокатоликом, который лично обещал Папе Пию XI , что он обратит румынских цыган. [ 135 ] В сентябре 1937 года информационные агентства сообщили, что Лазурикэ был отравлен болиголовом « левыми цыганами» за то, что он был «ярым нацистом ». [ 136 ] Эта деталь не присутствовала в отчетах, опубликованных в нацистской Германии , в которых вместо этого отмечалось: «Кандидат на престол румынских цыган, «принц» Георг Лазурица, потерпел поражение от политических оппонентов. [...] Считается, что на свадьбе ему в вино подлили смертельный яд». [ 137 ] Лазурикэ вновь появился на публике, чтобы отвергнуть это утверждение, отметив, что оно «распространялось только его политическими оппонентами». Он не смог предотвратить «большое количество скорбящих цыган», [ 138 ] включая «всех цветочниц Бухареста», [ 139 ] от посещения, по их мнению, его запланированных похорон. Журналист Штефан Менгони утверждал, что был свидетелем этого шествия, проходившего на кладбище Янкул Ноу, а также яростной ярости цыган, обнаруживших, что их обманули. [ 139 ] Этот вопрос также был освещен на юмористической странице « Рампа» , где отмечалось, что «смуглый блондин» Лазурикэ совершил поездку по редакциям румынских газет, чтобы заверить их, что он жив. Обозреватель также отметил: «Мы знали, что г-н Лазурикэ был королем цыган. Вот он и сейчас, понижен в звании до принца цыган». [ 140 ]
В конце того же месяца газета Opinia заявила, что «Лэзурика, знаменитый вождь цыган», был препровожден в 21-й полицейский участок после того, как не смог оплатить счет в салуне на Деалул-Спирии . [ 141 ] Боангиу пишет, что, поскольку конфликт между двумя воеводами становился все более ожесточенным, оба деятеля занимались «очевидной манипуляцией» правдой. [ 142 ] После мистификации со смертью Лазурикэ и его последователи объявили, что они перейдут в наступление против «некоторых левых газет», поскольку они отрицали «ассимиляцию цыган в румынский элемент». Чтобы продемонстрировать свою известность и приверженность « интегральному национализму », они устроили митинг в Иепурешть , на котором выступили Лазурикэ, Шербояну, Зима, Георге Башуд, Гицэ Слобозяну и другие представители общественности. [ 143 ]
К октябрю 1937 года ННК получила реальные шансы сформировать румынский кабинет министров. Этот вопрос был рассмотрен в сатирической колонке Ионом Анестином , который высмеивал «блондинка Лазурику» как создателя королей; Анестин также пошутил над использованием Гогой синего цвета в качестве цвета вечеринки, высмеивая его цыганский союз как Baniera albastră cu tuciuriu («сине-грязное знамя»). [ 144 ] В своей первой редакционной статье в «Цара Ноастра » Шербояну, выдавая себя за члена цыганской общины, сообщил, что он всегда воевал плечом к плечу с «ромским товарищем Г.А. Лазуриком, которого не одолели ни интриги, ни приманки, ни трусость некоторых наших братьев». [ 145 ] Их платформа, которую также подхватил Мирмилло, просто отрицала, что цыгане являются этническим меньшинством, обычно описывая их как разновидность румынского народа; они также утверждали, что, будучи «слишком хорошими румынами», они ограничат содержание цыганского языка всего одной страницей газеты. [ 146 ] Как отметил Матей, Лазурикэ и Шербояну полностью примирились и «могли сойти за цыганских лидеров» во время переговоров со своими коллегами из ПНК, Гогой и А.С. Кузой ; вместо этого УГРР оставалась привязанной к основным национал-либералам. [ 147 ]
Газета Еврейской партии Új Kelet сообщила во время декабрьских выборов, что Лазурицэ возмущался тем, что ННК ведет переговоры с национал-либералами за его спиной, а также что, в отличие от Гоги, он теперь не доверяет Антикоминтерновскому пакту . Согласно этому источнику, он попросил своих сторонников проголосовать за «Железную гвардию» (или «Все за партию графства»), но обнаружил, что Кодряну отверг его поддержку как «шутку». [ 148 ] Буна Вестире также объявила, что предложение Лазурика баллотироваться на выборах в качестве гвардейца было категорически отклонено как фарс. [ 149 ] Правительство PNC, назначенное Кэролом после подвешенного парламента , ввело законы для «румынизации» экономики Румынии, включая изгнание «расовых» меньшинств; однако цыгане были полностью избавлены. [ 150 ] На митинге ACRR, состоявшемся в Крайове 2 февраля 1938 года, Лазурикэ объявил, что присоединился к PNC и, опять же, поддерживает ее антисемитские доктрины. [ 151 ] Он описал Румынию как страну, захваченную еврейскими «вшами», и похвалил руководство ННК за подавление «жидовских газет». [ 152 ] В конце 1937 года пакт ACRR-PNC оказался под пристальным вниманием национал-либеральной прессы, которая отметила, что крайне правые цыганские активисты призывали мусульман сохранять свою религию: «Это то, что публикует цыганская газета г-на Гоги; и это национальная и христианская цель [его] партии: она создает румынство с цыганами и христианство с мусульманами » (курсив в оригинале). [ 153 ]
Упадок и депортации
[ редактировать ]Вскоре после этого деятельность всех цыганских групп была ограничена введением авторитарной конституции и однопартийного правления Фронта национального возрождения (ФРН). [ 154 ] Тем не менее, к УГРР по-прежнему относились терпимо, поскольку режим пришел к выводу, что она «не делала ничего, что угрожало бы безопасности государства». [ 155 ] Все ее руководство, включая Николеску, присоединилось к фронту еще в марте 1938 года; [ 132 ] затем они совместно с румынскими ремесленниками направили усилия по вербовке членов различных племенных групп в свои соответствующие гильдии ФРС. [ 156 ] В том же месяце Марта Лазурикэ опубликовала в «Тимпуле» свое открытое письмо «К цыганским женщинам», призывая их сохранить структуры AGŚR–ACRR и поддержать усилия ее Георге: «Я обращаюсь к вам, мои цыганские сестры, с призывом мужей, ваших сыновей и дочерей, чтобы поддержать моего мужа, чтобы доказать, что цыганам не хватает солидарности, дисциплины и преданности». [ 157 ]
Авторитарный подход оттолкнул Лазурику от Патриарха Кристя, который был назначен премьер-министром после отзыва ННК. И он, и Шербояну пришли продемонстрировать свои католические симпатии. В одной из таких демонстраций поддержки католицизма Лазурикэ отказался от упоминаний об Успении как о цыганском празднике и провозгласил праздник Святых Петра и Павла новой датой отсчета. [ 158 ] В статьях в Śara Noastră и Timpul Лазурикэ подтвердил утверждения о том, что православие было традиционным преследователем згрипцев и цыган, которых оно держало в качестве церковных рабов . [ 159 ] Кристя отреагировала удалением Лазурики из рядов своих миссионеров, сославшись на опасения, что он обратился. Лазурикэ сообщил своим читателям, что он сам сдал свою визитку и что ему «тошно» от этого дела. [ 160 ] Еще в июле 1940 года православные сановники все еще жаловались властям на то, что Лазурикэ и ACRR «оскорбили Церковь». Их отчеты, скорее всего, были анахронизмом, поскольку к тому времени ни группа, ни ее лидер еще не действовали. [ 160 ] В июне 1938 года газета Dreptatea сообщила своим читателям, что нацистская расовая политика явно повлияла на их ромафобию и что австрийские цыгане были главными объектами такого преследования. Вспоминая эксперимент ACRR с « флагом с крючком-крестом », он отметил: «Возможно, сейчас настало время нашим цыганам осознать, насколько фатальным было это действие, предпринятое бессмертным Лазуриком». [ 161 ]
Социолог Золтан Барани писал в 2002 году, что «установление диктатуры фактически остановило цыганскую мобилизацию. Неспокойность, неэффективное финансовое управление и недальновидность этих ранних цыганских политических институтов нанесли вред не только им самим, но и делу тех, кого они якобы представляли. это были важные начинания, которые укрепили уверенность цыган и поощрили их политические амбиции». [ 162 ] В середине ноября 1938 года рупор ФРС Румыния узнал о том, что Николеску подал в суд на Лазурику и Шербояну за клевету. Его репортер высмеял продолжающийся спор по поводу титула «цыганский воевода», предположив, что один из двух соперников может выбрать «более ароматный» (и одноименный на румынском языке) титул «Ямайский ромовый воевода». [ 163 ] Единственная мера Фронта против цыган была принята в декабре 1939 года, когда кочевники были вынуждены подчиняться проверкам со стороны органов здравоохранения. [ 164 ] Однако продолжались попытки перевести все племена на оседлый образ жизни, и их «бродяжничество» было официально запрещено правительственным актом в феврале 1940 года. Лазурикэ приветствовал этот шаг статьей в Curentul , в которой он также предлагал превратить бывших кочевников в промышленные рабочие. Он предложил колонизировать их в Бессарабию и Южную Добруджу : «Попробовать стоит. Кочевники плодовиты и жизнеспособны и с подозрением относятся к любым подрывным течениям. Они могут оказаться полезными элементами там, на пограничье, и достаточно умелы, чтобы их могли использовать окружающие Румынские деревни». [ 165 ]
Хотя оно и запретило все цыганские организации, Национальное легионерское государство , созданное Железной гвардией в сентябре того же года, также в целом оставалось терпимым к цыганам как к группе. Однако влияние нацистской теории начало просачиваться в официальную пропаганду. [ 166 ] В последующий период в румынском обществе возникла сильная ромафобия и ухудшились отношения между цыганскими активистами и румынскими крайне правыми. Вскоре после столкновения с «Железной гвардией » диктатор Ион Антонеску назвал цыган принципиально антисоциальными. [ 167 ] По словам Мудуре, деятельность Лазурики и то влияние, которое она оказала на известность цыган, невольно способствовали такой концептуализации «цыганской проблемы». [ 48 ] Этот дискурс в конечном итоге был принят режимом Антонеску и привел к депортации более 20 000 цыган в Приднестровье , к востоку от Бессарабии. [ 168 ] Для тех цыган, которых считали более сговорчивыми, депортация рекламировалась как колонизационная работа, предоставляющая каждой семье участок земли и готовый дом. [ 169 ]
В разгар депортаций представительство некоторых цыганских корпораций все еще было разрешено. В апреле 1942 года UGRR опубликовала объявление о том, что она отмечает праздник Святого Георгия как дня своего покровителя церемонией в церкви Куртя-Веке в Бухаресте. [ 170 ] В ноябре «Ассоциация цыган Румынии», возглавляемая Николеску, предприняла усилия по сдерживанию приднестровских депортаций, обратившись непосредственно к королю Михаилу . [ 171 ] Примерно в 1943 году румынские власти начали распространять идею о том, что использование и признание роми является ответственностью, поскольку оно приводит к путанице между румынами и «цыганами». [ 172 ] После свержения Антонеску в августе 1944 года UGRR снова активизировалась под руководством Николеску и с конкретной целью - помочь депортированным вернуться домой. [ 173 ] Были также сформированы и другие организации, в том числе Союз ромов округа Сибиу , который был тесно связан с Румынской коммунистической партией и выступал против «предательства империалистическому капитализму». Он выразил желание отомстить за депортацию 150 000 цыган как Румынией, так и Германией, «рядом с нашими страдающими еврейскими братьями». [ 174 ]
Переименованная в Союз цыганского народа, УГРР просуществовала менее пяти лет. В 1949 году новый коммунистический режим начал расследование его деятельности, отметив, что, хотя он и был полезен в борьбе с «попрошайничеством и воровством со стороны некоторых цыган», он был политически подозрительным: один из членов правления предположительно принимал активное участие в «Железной гвардии». [ 173 ] Николеску к тому времени был скомпрометирован из-за того, что связал УГРР с Национал-либеральной партией-Бежан . В январе 1949 года он был свергнут и заменен Петре Рэдицэ, бывшим членом Демократической националистической партии . [ 175 ] В том же году УГРР и все другие общественные организации были объявлены вне закона в рамках процесса, который закончился отказом режима даже признать цыган в качестве отдельного меньшинства. [ 176 ] В январе 1953 года Коммунистической партии Румынии из Петре Борилэ все еще называл цыган существующей этнической группой, отмечая при этом, что их численность трудно оценить. [ 177 ] Судьба Лазурики в тот период неизвестна: в своем словаре псевдонимов 1973 года историк литературы Михаил Страе указывает только дату его рождения (1893 год). [ 178 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Уильямс, г-н. 23
- ^ Jump up to: а б Мишель Кондрус, «Миссия будет искать в Индии истоки цыганской расы», в Le Journal , 27 августа 1934 г., стр. 4
- ^ Jump up to: а б с "Маленькие новости. Местные", в Унире. Церковно-политический бюллетень , выпуск 29/1934, с. 4
- ^ Jump up to: а б с д и ж (на румынском языке) «27 августа – День цыганского движения в Румынии. День цыганского активиста» , в Пата-Клуже. Информационный бюллетень , 18 июля 2016 г.
- ^ Jump up to: а б с Марушьякова и др. , с. 332
- ^ Jump up to: а б с д Цезарь Петреску , «Лэзурица, римский мученик», в Курентуле , 22 февраля 1935 г., с. 1
- ^ «Двести тысяч государственных служащих в Румынии имеют цыганское происхождение», в Magyarság , 24 мая 1934 г., стр. 11
- ^ Уильямс, с. 23. См. также Марушякова и др. , с. 332; Мэтью (2012), с. 57
- ^ Jump up to: а б «И это произошло сегодня», в Az Est , 9 июня 1936 г., с. 4
- ^ Jump up to: а б «Записки. Цыгане и этническое самосознание», в Дрептатее , 11 октября 1933 г., с. 1
- ^ Марушьякова и др. , стр. 451–452
- ^ Петре Матей, «Собрания цыган из Трансильвании с 1919 года», в Revista Istorică , Часть I: Том. XXI, выпуски 5–6, 2010 г., с. 467–487; Часть II: Том. XXII, выпуски 1–2, 2011 г., с. 135–152. См. также Матей (2012), стр. 30–31, 56
- ^ Барани, с. 101
- ^ Ахим (2004), с. 154; Дьякон и Костачи, с. 184; Климова-Александр, с. 168–169, 201; Марушьякова и др. , стр. 326, 393, 430–431; Смерть (2012), стр. 31, 56–57, 66; Уильямс, с. 23
- ^ Мэтью (2012), стр. 56–57
- ^ Матей (2012), с. 57; Марушьякова и др. , стр. 327, 330
- ^ «От Всеобщей ассоциации цыган Румынии», в Universul , 21 мая 1933 г., стр. 12
- ^ Марушьякова и др. , стр. 329–330
- ^ Марушьякова и др. , с. 331
- ^ Климова-Александр, стр. 169, 201; Марушьякова и др. , стр. 330, 367
- ^ Боангиу, стр. 100-1. 712–713
- ^ Климова-Александр, с. 204
- ^ Марушьякова и др. , стр. 332, 362
- ^ Боангиу, стр. 100-1. 712
- ^ Мудуре, стр. 64–65.
- ^ Jump up to: а б с «А у цыган есть свое объединение. — Однако вместо одного у них двое, но они не могут ужиться», в Unirea Poporului , выпуск 40/1933, с. 7
- ^ Jump up to: а б с д РА, «Последний час. Первый съезд цыган (цыган) Румынии. Кто присутствовал и что было сказано. Почему скрипачи, цветоводы и гадалки безработные...», в Кувантуле , 10 октября, 1933, с. 4
- ^ Марушьякова и др. , стр. 343, 349
- ^ Jump up to: а б Парамон, «Pe foi de Calendar», в «Веселии », том XLII, выпуск 43, октябрь 1933 г., с. 2
- ^ Скорпион и Comp., «Несчастья и неосмотрительность», в Cuvântul , 11 октября 1933 г., стр. 2
- ^ Jump up to: а б Климова-Александр, г. 169
- ^ Ахим (2004), с. 155; Климова-Александр, г. 169; Марушьякова и др. , стр. 367, 368; Мудуре, с. 64–65
- ^ Jump up to: а б «Цыгане в Блаже», в Unirea Poporului , выпуск 29/1934, с. 4
- ^ Jump up to: а б с «Уникальный конгресс цыган призывает всех кочевников объединиться», в The Laredo Times , 19 ноября 1933 г., стр. 2
- ^ Jump up to: а б с Алекс Ф. Михаил, «Загадочные люди. Кто такие цыгане, откуда они и какие у них обычаи?», в Illustrated Reality , Vol. VII, выпуск 351, октябрь 1933 г., с. 352
- ^ Климова-Александр, стр. 172–173, 203–204; Мудуре, г-н. 65
- ^ Климова-Александр, с. 173
- ^ Климова-Александр, стр. 203–204; Уильямс, стр. 23, 25–26
- ^ Ахим (2004), стр. 64, 157–158; Марушьякова и др. , с. 368
- ^ Диакону и Костачи, с. 184
- ^ Цигэу, стр. 42, 44, 46–48. См. также Ахим (2004), стр. 19, 43–45, 59–65, 77, 83–84.
- ^ Цигау, стр. 44, 48
- ^ Ахим (2004), стр. 64–65, 71–73; Цигау, с. 49
- ^ Пол Корнеа , « Цыган Иона Будай-Делеану (I). Произведение раннего Возрождения в позднем Возрождении», в Viaa Romînească , Vol. XI, выпуск 2, февраль 1958 г., с. 106
- ^ Ахим (2004), с. 51
- ^ Елена Никулица-Воронка, Исследования по фольклору , Том. I, стр. 135–136, 283. Бухарест: Типография Г. А. Лазаряну, 1908 г.
- ^ «Информация», в Клужуле , выпуск 14/1925, стр. 2
- ^ Jump up to: а б с д Мудуре, с. 65
- ^ Климова-Александр, стр. 170, 202
- ^ Диакону и Костачи, с. 181. См. также воскресенье, с. 95
- ^ Климова-Александр, стр. 171; Матей (2012), стр. 59; Уильямс, стр. 23.
- ^ Ахим (2004), стр. 156–157; Климова-Александр, с. 174; Марушьякова и др. , стр. 377, 388, 416; Смерть (2012), стр. 65–67; Мудуре, с. 65
- ^ Ахим (2004), стр. 101-1. 156–157; Боангиу, стр. 101-1. 713–715; Диакону и Костачи, стр. 101-1. 185; Климова-Александр, с. 174; По данным Марушяковой и др. , стр. 101-1 391, 465; Мэтью (2012), с. 67
- ^ Дьякон и Костачи, с. 184; Климова-Александр, с. 170, 202; Марушьякова и др. , стр. 342, 353, 416–417; Смерть (2012), стр. 57–67; Уильямс, с. 23
- ^ Марушьякова и др. , с. 352
- ^ Мэтью (2012), стр. 60–61, 64–65. См. также Diaaconu & Costachie, с. 184; Воскресенье, с. 95
- ^ Марушьякова и др. , стр. 330–331; Матей (2012), стр. 57–60
- ^ Мэтью (2012), стр. 59–60, 62
- ^ Jump up to: а б Мэтью (2012), с. 60
- ^ Марушьякова и др. , стр. 397–398, 401, 414–416; Матей (2012), стр. 56–57, 62, 65–66
- ^ Марушьякова и др. , стр. 366, 393
- ^ Ахим (2004), стр. 156–157; Климова-Александр, с. 171, 176–177; Уильямс, стр. 23–26
- ^ Диакону и Костачи, с. 182
- ^ Климова-Александр, стр. 170, 202. См. также Марушякова и др. , стр. 364–365, 370–371, 463–464
- ^ Климова-Александр, стр. 172, 202; Марушьякова и др. , стр. 463–464
- ^ Уильямс, с. 25
- ^ Климова-Александр, стр. 169–170, 176; Матей, «Рапортурил», с. 171
- ^ Климова-Александр, с. 176
- ^ Матей, «Отчеты», стр. 165–166, 169
- ^ Климова-Александр, стр. 171–172; Уильямс, стр. 24–25. См. также Ахим (2004), с. 156
- ^ Климова-Александр, стр. 176, 201
- ^ Матей, "Raporturile", стр. 162–164. См. также Марушякова и др. , стр. 331, 340, 441
- ^ Мэтью (2012), стр. 58–59
- ^ Н. Креведия , «17 партий, 4595 кандидатов!», в «Календареле» , 22 декабря 1933 г., с. 1
- ^ Климова-Александр, стр. 170–171, 202. См. также Марушякова и др. , с. 343
- ^ Опреску, стр. 33; Матей, «Отчеты», стр. 165; Уильямс, стр. 24.
- ^ Дьякон и Костачи, стр. 184–185
- ^ Мэтью (2012), стр. 67–68
- ^ Матей, «Цыгане в межвоенный период», с. 31 и (2012), стр. 67–68
- ^ Jump up to: а б Варга, с. 631
- ^ Опреску, с. 33. См. также Марушякова и др. , стр. 362, 367; Матей, «Цыгане в межвоенный период», с. 31 и (2012), стр. 67–68; Уильямс, с. 24
- ^ Марушьякова и др. , с. 362; Уильямс, с. 24
- ^ Опреску, стр. 32–33; Варга, с. 631, 632
- ^ Климова-Александр, стр. 202–203; Опреску, г. 33; Варга, г. 632
- ^ Климова-Александр, с. 203
- ^ Ахим (2004), с. 158; Диаакону и Костачи, с. 185
- ^ Марушьякова и др. , стр. 354, 369
- ^ Матей, «Отчеты», с. 166
- ^ Боангиу, стр. 713; Дьякон и Костачи, стр. 184, 185.
- ^ Jump up to: а б Матей, «Отчеты», с. 167
- ^ Климова-Александр, стр. 204–205
- ^ Матей, «Отчеты», стр. 166–167
- ^ Ахим (2004), стр. 155–156; Климова-Александр, с. 172, 173, 174, 204–205
- ^ Николас Саул, Цыгане и ориентализм в немецкой литературе и антропологии долгого девятнадцатого века , с. 161. Лондон: Легенда (Ассоциация современных гуманитарных наук) , 2007. ISBN 978-1-900755-88-7
- ^ «Новости недели. Цыгане снова переезжают», в Unirea Poporului , выпуск 42/1935, стр. 7
- ^ Ахим (2004), с. 156; Дьякон и Костачи, стр. 181, 186; Климова-Александр, с. 173. См. также Боангиу, стр. 712–713; Мэтью, «Отчеты», с. 162; Варга, с. 633
- ^ «Информация. Из Союза ромов», в Адевэруле , 29 июня 1934 г., с. 2
- ^ « Вселенная в стране. Блаж. Последствия организации цыган», во Вселенной , 22 августа 1934 г., с. 10
- ^ «От Союза ромов», в Dimineata , 1 сентября 1934 г., с. 4
- ^ «Судебная хроника. Цыгане спорят между собой, как... цыгане», в Курентуле , 8 октября 1934 г., с. 4
- ^ В. Мунтяну, «Наши расследования. Десять заповедей г-на Лазурицы. — Лозунги, противоречащие девятой пунке. — Из нашей редакции в Клуже», в Диминяце , 10 сентября 1934 г., стр. 4
- ^ Мэтью (2012), стр. 64–65
- ^ «Венгерские цыгане также хотели услышать венгерскую речь на собрании ромов в Дикосентмартоне», в Эллензеке , 10 октября 1934 г., стр. 5
- ^ Jump up to: а б Дешка, «Гранат. Заслуги Лазурицы», в Лупте , 27 февраля 1935 г., с. 1
- ^ «Получают ли цыгане свою Палестину?», в Slovenski Narod , выпуск 221/1934, стр. 5; Марушьякова и др. , с. 414
- ^ Марушьякова и др. , с. 414
- ^ «Цыгане родом из эпохи фараонов», и «Голос нации» , выпуск 158/1936, стр. 3
- ^ Рене Бенасек, «Среди фараонов шоссе. Настоящие цыгане. VI. – Три президента для короля», в L'Intransigeant , 19 апреля 1935 г., стр. 2
- ^ «Хроника. Вариант. Цыганская литература», в Viaa Bessarabiei , Vol. IV, выпуски 7–8, июль – август 1935 г., с. 568
- ^ Марушьякова и др. , стр. 367, 377, 452
- ^ «Собрание цыган», в Курентуле , 4 сентября 1935 г., с. 7
- ^ Н. Н. Матей, «Через трущобы Бухареста. Цыганская политика. Некоронованные главы и экспроприации. Академические документы. Вмешательство мэрии. III», в Курентуле , 21 октября 1936 г., с. 10
- ^ «Международный конгресс ромов», в Illustrated Reality , Vol. X, выпуск 489, июнь 1936 г., с. 5
- ^ Ахим (2004), стр. 158–159; Диаакону и Костачи, с. 185; Климова-Александр, с. 175, 201, 203; Матей, «Цыгане в межвоенный период», стр. 31–34
- ^ Матей, «Цыгане в межвоенный период», стр. 31–35
- ^ Jump up to: а б с д Дешка, «Гранат. «С братской любовью»», в Лупте , с. 3 августа 1937 г., с. 1
- ^ Jump up to: а б с д Эндре Какасси , «На полях политического пакта. Хайль, Лазурица! Союз Омаров с кузистами против «черных евреев»», в Brassói Lapok , 5 августа 1937 г., стр.
- ^ Воскресенье, стр. 94–95
- ^ Климова-Александр, стр. 174–175
- ^ Варга, с. 633. См. также Матей, «Raporturile», с. 169
- ^ Матей, «Отчеты», стр. 168–170
- ^ «Судебный курьер. Между Лазурицей и Михаилом Садовяну», в Universul , 23 мая 1937 г., стр. 8
- ^ Матей, «Цыгане в межвоенный период», с. 33
- ↑ Временно, «Республики СССР», в «Нашей стране» , 9 июля 1937 г., с. 1
- ^ Матей, «Цыгане в межвоенный период», стр. 33–34
- ^ Матей, «Цыгане в межвоенный период», стр. 34–35
- ^ Тудор Теодореску-Браниште , «Национально-христианско-мусульманская партия...», в Адевэруле , 6 августа 1937 г., стр. 1
- ^ «Информация со всего мира. Румынские цыгане куплены антиеврейскими партиями», в La Tribune Juive , Vol. 19, выпуск 32, август 1937 г., с. 484
- ^ «Паломничество к Гробу Господню», в Buna Vestire , 29 апреля 1937 г., стр. 4
- ^ Ахим (2004), стр. 158–159; Диаакону и Костачи, стр. 185–186
- ^ Климова-Александр, стр. 175, 201
- ^ Jump up to: а б Диаакону и Костачи, с. 186
- ^ «Политический и критический словарь», на румынском языке. Орган Национал-либеральной молодежи , 7 августа 1937 г., стр. 4.
- ^ «Операционный стол. Между господами Лазурицей и Никифором Крайником: вопрос достоинства», в Buna Vestire , 29 мая 1937 г., стр. 1
- ^ Климова-Александр, с. 201
- ^ «Биголов в вине. Отравлен цыганский принц», в The Age , 3 сентября 1937 г., стр. 12
- ^ «Отравленный цыганский принц», в «Верхнесилезском страннике» , выпуск 260/1937, стр. 5
- ^ «Вождь румынских цыган не умер!», в Brassói Lapok , 4 сентября 1937 г., стр. 7
- ^ Jump up to: а б Штефан Менгони: «Фасс... цыган. Лазурикэ не умер!... Вчера вечером на кладбище Янку Ноу его ждали изготовители ложек, просеиватели, флористы, гадалки, друзья и противники... бывший покойник посетил нас в редакции и узаконено, что... он жив», в Тимпуле , 4 сентября 1937 г., с. 1
- ^ BR, «Colcul vesel. Отравленный цыганский принц », в Рампе , 8 сентября 1937 г., стр. 1
- ^ «Последний час. Господин Лазурица развлекается... но не платит», в Opinia , 24 сентября 1937 г., стр. 4
- ^ Боангиу, с. 713
- ^ «Цыгане идут в бой», в Курентуле , 12 сентября 1937 г., с. 11
- ↑ Ион Анестин , «Răbojul lui Ion Ion», во «Времеа» , 31 октября 1937 г., стр. 2.
- ^ Марушьякова и др. , с. 439
- ^ Марушьякова и др. , стр. 443–448
- ^ Матей, «Отчеты», с. 171
- ^ —del, «Политическая мозаика Бухареста», в New East , Vol. XX, выпуск 273, декабрь 1937 г., с. 3
- ^ «Последний час. Отголоски и полемика», в Buna Vestire , 26 ноября 1937 г., с. 6
- ^ Ахим (2004), с. 163
- ^ Диакону и Костачи, с. 186; Опреску, с. 33; Варга, с. 633–634
- ^ Опреску, с. 33; Варга, с. 633–634
- ^ «Наши бедные противоположности!», в Glasul Mureşului , Vol. IV, выпуск 121, декабрь 1937 г., с. 4
- ^ Ахим (2004), стр. 156; Климова-Александр, стр. 173.
- ^ Климова-Александр, с. 205
- ^ Т. Пантазеску, «Исчезающие профессии», в Glasul Romilor , Vol. IV, выпуск 12, апрель 1939 г., с. 2
- ^ Марушьякова и др. , с. 451
- ^ Матей, «Отчеты», стр. 171–172
- ^ Матей, «Отчеты», стр. 171–172. См. также воскресенье, стр. 95.
- ^ Jump up to: а б Матей, «Отчеты», с. 172
- ^ «Последний час. Образование для цыган», в Дрептатее , 1 июня 1938 г., стр. 4.
- ^ Барани, с. 102
- ↑ Кот, «Скандал с микрофоном», в Румынии , 16 ноября 1938 г., стр. 1.
- ^ Опреску, с. 33; Варга, с. 634–635
- ^ Г. А. Лазурица, «Ограничения для кочевых цыган. Проект по организации этих бродяг», в Курентуле , 4 февраля 1940 г., с. 3
- ^ Ахим (2004), стр. 166–167.
- ^ Ахим (2004), с. 168. См. также Опреску, с. 34
- ^ Ахим (2004), стр. 167–185; Мудуре, с. 65–66; Опреску, с. 34; Варга, с. 635–641
- ^ Опреску, с. 34
- ^ «Информация», в Universul , 24 апреля 1942 г., стр. 7.
- ^ Марушьякова и др. , с. 465
- ^ Мэтью (2012), стр. 69–70
- ^ Jump up to: а б Ахим (2010), стр. 452–454.
- ^ «Письмо рома, адресованное нашей газете», в România Viitoare , Vol. IV, выпуск 144, август 1947 г., с. 5
- ^ Ахим (2010), стр. 454, 457–458.
- ^ Ахим (2004), стр. 189–190 и (2010), пассим
- ^ Мирча Киришойу, «Давайте не будем стрелять из пушки по воробьям», в журнале «Исторический» , ноябрь 1999 г., стр. 50.
- ^ Михаил Страже, Словарь псевдонимов, анонимов, анаграмм, астронимов, криптонимов румынских писателей и публицистов , с. 391. Бухарест: Издательство Минерва , 1973. ОСЛК 8994172
Ссылки
[ редактировать ]- Виорел Ахим ,
- Рома в истории Румынии . Будапешт: Издательство Центрально-Европейского университета , 2004. ISBN 963-9241-84-9
- Попытка цыган из Румынии получить статус совместно проживающего гражданства (1948–1949) , в Revista Istorică , Vol. XXI, выпуски 5–6, 2010 г., с. 449–465.
- Золтан Барани, Восточноевропейские цыгане. Смена режима, маргинальность и этнополитика . Кембридж и др.: Издательство Кембриджского университета , 2002. ISBN 0-521-80410-8
- Габриэла Боангиу, «Восстановленные образы цыганской этнической принадлежности», в книге Луминица Ботошиняну, Елена Данила, Сесилия Холбан, Офелия Ичим (ред.), Румынское большинство / Румынское меньшинство: лингвистические, литературные и этнологические вмешательства и сожительство , стр. 711–717. Яссы: Издательство «АЛЬФА» , 2008. ISBN 978-973-8953-49-9
- Даниэль Дьякону, Сильвиу Костакье, «Цыгане из Румынии в межвоенный период. Социально-демографические аспекты и организационно-политические события», в Василе Чобану, Сорин Раду (ред.), Политические партии и национальные меньшинства из Румынии в 20 веке , Том. В, стр. 174–186. Сибиу: ТехноМедиа, 2010. ISBN 978-606-8030-84-5
- Ион Думиникэ, «Первые упоминания о присутствии предков молдавских цыган/цыган в Карпато-Днестровье сохранились в местных легендах и зафиксированы в публикациях», в Журнале этнологии и культурологии , Vol. XXII, 2017, с. 91–106.
- Елена Марусякова и др. , Голоса цыган в истории: справочник. Гражданское освобождение цыган в Центральной, Юго-Восточной и Восточной Европе с XIX века до Второй мировой войны . Падерборн: Brill Publishers , 2021. ISBN 978-3-506-70518-1
- Питер Матей,
- «Отношения между цыганскими организациями межвоенного периода и Румынской православной церковью», в книге Василе Чобану, Сорин Раду (ред.), Политические партии и национальные меньшинства Румынии в XX веке , Том V, стр. 159–173. Сибиу: ТехноМедиа, 2010. ISBN 978-606-8030-84-5
- «Цыгане в межвоенный период. Националистические представления», в Стефании Тома, Ласло Фосто (ред.), «Спектр: социальные исследования о цыганах» , стр. 15–44. Клуж-Напока: Институт изучения проблем национальных меньшинств и издательство Kriterion , 2011. ISBN 978-606-92512-9-4
- «Рома или цыгане? Этнонимы - история недоразумения», в Иштван Хорват, Лучиан Настаса (ред.), Ромы или цыгане: дилеммы этнонима в румынском пространстве , стр. 13–73. Клуж-Напока: Институт изучения проблем национальных меньшинств, 2012. ISBN 978-606-8377-06-3
- Михаэла Мудуре, «От цыган до афроамериканцев», в Журнале изучения религий и идеологий , Vol. 2, выпуск 4, весна 2003 г., стр. 58–73.
- Дэн Опреску, «Национальные меньшинства в Румынии. Вид с самолета», в Sfera Politicii , выпуск 4 (158), апрель 2011 г., стр. 29–43.
- Драгош Лучиан Цигэу, «Цыгане из средневекового Баната. Исторический очерк», в Collegium Mediense, Scientific Communications. История, археология, политология , Vol. XIV, 2015, стр. 42–52.
- Андреа Варга, «Вместо выводов», в книге Лучиана Настаса, Андреа Варга (ред.), « Этнокультурные меньшинства». Документальные доказательства. Цыгане из Румынии (1919–1944) , стр. 627–643. Клуж-Напока: Фонд CRDE, 2001. ISBN 973-85305-2-0
- Сьюзан Уильямс, «Цивилизованная ловушка» современности и румынские цыгане, 1918–1934», в журнале «Обзор антропологии Восточной Европы» , Vol. 25, выпуск 2, 2007 г., стр. 12–27.
- 1892 рождения
- Цыганские активисты
- Цыганские политики
- Короли цыган
- Румынский цыганский народ
- Румынские политики ХХ века
- Румынские государственные служащие ХХ века
- Румынские фольклористы
- Румынский фольклор
- Мифографы
- цыганские писатели
- Румынские поэты ХХ века
- Румынские писатели ХХ века
- Авторы рассказов XX века
- Румынские поэты-мужчины
- Румынские писатели-мужчины
- Румынские писатели рассказов мужского пола
- Румынские исторические романисты
- Румынские журналисты-активисты
- Авторы правды
- Румынские пропагандисты
- Румынские монархисты
- румынские фашисты
- Антисемитизм в Румынии
- Члены Румынской Православной Церкви
- Восточно-православные миссионеры
- Восточное православие и крайне правая политика
- Выпускники Бухарестской академии экономических исследований
- Цыганские музыканты
- Румынские музыканты-мужчины
- Румынские бизнесмены ХХ века
- Румынские бизнесмены, занимающиеся древесиной
- Персонал Сухопутных войск Румынии
- Румынские военнослужащие Первой мировой войны