Похороны Иона Моцы и Василе Марина
Часть серии о |
Фашизм в Румынии |
---|
![]() |
Похороны Иона Моцы и Василе Марина представляли собой серию широкомасштабных демонстраций в Румынии . Два лидера « Железной гвардии» были убиты в бою в один и тот же день, 13 января 1937 года , при Махадаонде , сражаясь на стороне франкистской Испании во время гражданской войны в Испании , а последовавшие за этим похороны приняли форму весьма торжественного похорон. организованное крестовое шествие.
Погребальный поезд Иона Моцы (1902–1937) и Василе Марина (1904–1937) объехал всю страну, и сотни тысяч человек приняли участие в поминках во многих городах, проводя религиозные службы в нескольких соборах. В Бухаресте тысячи молодых легионеров прошли маршем по улицам города, одетые в свои традиционные зеленые рубашки. [ 1 ]
В результате этих выступлений партия «Железной гвардии» Тотул Пентру Царэ получила неожиданно высокий процент на всеобщих выборах в Румынии 1937 года (15,58%), став третьей по величине партией в Румынии, а ее членство выросло в три раза. [ 1 ]
Фон
[ редактировать ]«Железная гвардия» (также известная как «Движение легионеров» или «Легион Архангела Михаила») сформировалась как отколовшаяся группа от AC Cuza антисемитской и националистической Лиги национально-христианской защиты , сформировавшейся вокруг Корнелиу Зеля Кодряну . Новая группа выступала за действие, «духовные ценности» выше экономических, создание «нового человека» и самопожертвование как ключ к успеху движения. [ 2 ]
Когда в 1936 году началась гражданская война в Испании , Железная гвардия, как и большая часть румынской общественности, увидела в ней простую дихотомию: борьбу между атеистическим коммунизмом и христианством . Это мнение было подкреплено новостями о том, что некоторые группы на стороне республиканцев систематически преследовали членов католического духовенства и разрушали церкви. [ 3 ]
Ион Моца, заместитель командира Легиона, предложил ряду лидеров Железной гвардии отправиться в Испанию и преподнести подарок ( меч Толедо ) франкистскому генералу Хосе Москардо Итуарте , а затем сражаться вместе с националистическими силами . [ 4 ]
Сформированная группа состояла из восьми членов: Моца, Марин, Александру Кантакузино , генерал Георге Кантакузино-Грэничерул , Георге Климе , священник Ион Думитреску Борша , Бэница Добре и Некулай Тоту . Они участвовали в боях под Мадридом, а 13 января 1937 года на фронте в Махадаонде Ион Моца и Василе Марин были убиты артиллерийским снарядом. [ 4 ] После смерти Моцы и Марина оставшиеся легионеры репатриировали свои тела и вернулись в Румынию.
Похоронная процессия
[ редактировать ]Погребальный поезд
[ редактировать ]Тела Моцы и Марина были помещены в похоронный поезд, который покинул Испанию через Францию и Бельгию и прибыл в Берлин 6 февраля 1937 года, где их встретили отряды СС и СА , представители немецкой нацистской партии , испанской Фаланги , и фашистской Италии , а также большая толпа зевак. [ 5 ]

Пройдя через Польшу, 9 февраля поезд достиг границы с Румынией. [ 5 ] но вместо того, чтобы пойти кратчайшим путем в Бухарест, он сделал объезд, пройдя через всю страну, от Буковины до Молдавии , затем Трансильвании , Олтении и Валахии и, наконец, достигнув Бухареста. [ 6 ]
Поезд останавливался на крупнейших железнодорожных вокзалах страны, и на каждом из них совершалась религиозная служба. Затем лидеры Железной гвардии призвали аудиторию присоединиться к их «легионерской вере». [ 6 ]
В Пашкань , в историческом регионе Молдавии , более 5000 крестьян собрались, чтобы увидеть погребальный фургон; в Бакэу группа из 30 священников совершила религиозные службы перед толпой. [ 7 ]
В Трансильвании самая важная остановка была в Клуже , где в праздновании приняли участие многие местные политики и интеллектуалы, в том числе Александру Вайда-Воевода , Секстил Пушкариу , Эмиль Хациеган и Иоан Лупаш . Службу провел епископ Николае Колан , который высоко оценил борьбу Моцы и Марина против « красного безумия ». Ион Агарбичану выступил с речью от имени Румынской Греко-Католической Церкви . Большие толпы также собрались в Орэшти , родном городе Моцы, и в Сибиу , где 32 священника проводили религиозные ритуалы. [ 7 ]
Пересекая Карпаты , поезд прошёл через Олтению и Валахию (где он сделал примечательную остановку в Питешти в Бухаресте ), наконец достигнув станции Гара де Норд утром 11 февраля 1937 года. [ 7 ]
Траурная процессия в Бухаресте.
[ редактировать ]Именно в Бухаресте прошла самая крупная процессия: поскольку правительство отменило существовавший ранее запрет на ношение униформы в общественных местах, тысячи легионеров надели зеленую форму, чтобы дождаться гробов перед главным железнодорожным вокзалом города. Далее десятки тысяч сочувствующих и прохожих наблюдали за процессией и следовали за ней по городу. [ 7 ]
Кроме того, присутствовало большое количество румынских политиков, профессоров и студентов, а также дипломатических и партийных представителей Италии, Германии и Испании. [ 7 ]
После короткой богослужения перед гробами легионеры исполнили «Клятву Иону Моце и Василе Марину», написанную легионером «капитаном» Корнелиу Зеля Кодряну . В этой клятве легионеры поклялись быть «готовыми к смерти в любое время». [ 8 ]
Процессия двинулась в сторону Сан-Франциско. Церковь Илие-Горгани в центре Бухареста, где должны были храниться тела до их захоронения. Эту церковь часто посещали члены Легиона с конца 1920-х годов, она была ими частично перестроена и располагалась в нескольких метрах от первоначальной штаб-квартиры Легиона на Страда Гутенберг. [ 9 ] Траурную процессию возглавила группа легионеров, несущих кресты двух бойцов, за ней следовали студенты, представители Гитлера, Муссолини и Франко, большое количество священников и человеческий крест, образованный марширующими легионерами. [ 8 ]
Похороны
[ редактировать ]Моца и Марин были похоронены 13 февраля 1937 года рядом с новой штаб-квартирой движения, Casa Verde («Зеленый дом») в Новой Бухаресте . Мавзолей был построен специально по решению Кодряну, чтобы вдохновить будущих легионеров. Религиозные службы возглавляли примерно от 200 до 400 священников. [ 8 ]
В следующем этапе шествия приняли участие пятеро выживших легионеров, воевавших в Испании. Педро де Прат-и-Суцо , дипломатический представитель националистической Испании, назвал имена добровольцев-легионеров, а на имена Моты и Марина ответили «Подарок!». Этот призыв и ответ будут и дальше использоваться в память о мучениках-легионерах; подобные переклички были обнаружены и в других фашистских движениях (например, это было центром внимания Гарибальдианских праздников в фашистской Италии в 1932 году). [ 10 ]
Неясно, где в настоящее время захоронены останки Моцы и Марина; Casa Verde был повторно присвоен после восстания легионеров в январе 1941 года , позже он стал родильным домом, а затем, в коммунистическую эпоху , автошколой. Строение мавзолея во дворе Casa Verde было снесено, но главное здание и двор остались.
Реакции
[ редактировать ]Нажимать
[ редактировать ]Одна из самых влиятельных румынских газет Universul предоставила подробную информацию о праздновании этих двух событий по всей стране. Несмотря на это, студенты, входившие в «Железную гвардию», обвинили газету в том, что она не делает достаточно для поддержки деятельности Легиона в Испании, а директор газеты защищался, говоря, что большего сделать невозможно из-за государственной цензуры . [ 5 ]
Левые газеты, такие как «Адевэрул» и «Диминяца», предпочли проигнорировать это событие, чтобы не дать ему привлечь больше внимания общественности. [ 5 ]
Политики
[ редактировать ]Многие правые политики страны, будь то члены «Железной гвардии» или других конкурирующих партий, отдали дань уважения смерти двух боевиков. [ 5 ]
Николае Йорга написал хвалебную статью под названием «Два храбрых мальчика», в которой их хвалили за борьбу за христианскую веру, хотя несколько недель спустя он осудил ритуалы Легиона, включая использование языческого символа - свастики. [ 6 ]
Георге И. Брэтиану , лидер Национал-либеральной партии-Брэтиану , отколовшейся от Национал-либеральной партии группы, также выразил почтение двум членам Железной гвардии, назвав Моцу одним из «самых способных и честных бойцов из рядов легионеров». [ 6 ]
Популярное мнение
[ редактировать ]Румынская общественность в целом сочувствовала делу Моцы и Марина, потому что их борьба в Испании изображалась как часть борьбы между коммунистическим атеизмом и христианством. [ 6 ] Многие очевидцы и беспартийные были впечатлены мистическими ритуалами Железной Гвардии. [ 11 ]
Церковь оказала решительную поддержку движению, проводя религиозные службы по всей стране, а епископы открыто восхваляли Моцу и Марина в своих выступлениях. [ 12 ]
Наследие
[ редактировать ]До смертей идеология «самопожертвования» Железной Гвардии часто воспринималась как простая риторика, но теперь легионерское движение смогло утверждать, что оно создало «нового человека», способного отдать жизнь за свою жизнь. идеологические цели. [ 5 ]
Похороны сделали дело Железной гвардии более известным, и с января 1937 года до конца года число членов Легиона выросло с 96 000 до 272 000. Популярность «Железной гвардии» проявилась на выборах в декабре 1937 года, когда она смогла набрать 15,5% голосов, став третьей по величине партией в румынском парламенте. [ 12 ]
В конечном итоге движение было подавлено Кароля II режимом королевской диктатуры , и его революционно-фашистский проект провалился. Тем не менее, это захоронение остается политическим проявлением такого размера, которого не было больше нигде в румынской истории. [ 12 ] [ сомнительно – обсудить ]
В 1970-х годах Моте и Марину был установлен большой памятник на месте их смерти в Махадаонде, недалеко от Мадрида, Испания. Там продолжают проводиться службы, а также в Сан-Франциско. Церковь Илие-Горгани в Бухаресте, в годовщину их смерти.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Иларион Цю, «Под знаком сатаны». Архивировано 16 апреля 2013 г. в archive.today , Jurnalul Nacial , 18 августа 2008 г.
- ^ Сандулеску, с. 259-261
- ^ Сандулеску, с. 261
- ^ Jump up to: а б Сандулеску, с. 261-262
- ^ Jump up to: а б с д и ж Сандулеску, с. 262
- ^ Jump up to: а б с д и Сандулеску, с. 263
- ^ Jump up to: а б с д и Сандулеску, с. 264
- ^ Jump up to: а б с Сандулеску, с. 265
- ^ «Бисерика Сфантул Илие Горгани» . www.crestinortodox.ro . Архивировано из оригинала 25 декабря 2022 г. Проверено 25 декабря 2022 г.
- ^ Сандулеску, с. 265-266
- ^ Сандулеску, с. 266
- ^ Jump up to: а б с Сэндулеску, стр. 267.
Ссылки
[ редактировать ]- Валентин Сэндулеску, «Сакрализированная политика в действии: похороны лидеров румынских легионеров Иона Моцы и Василе Марина в феврале 1937 года», Тоталитарные движения и политические религии , Том. 8, № 2, 259–269, июнь 2007 г.