Jump to content

Секстиль-заключенный

Секстиль-заключенный
Рожденный ( 1877-01-04 ) 4 января 1877 г.
Умер 5 мая 1948 г. ) ( 1948-05-05 ) ( 71 год
Альма-матер Парижский университет
Лейпцигский университет
Венский университет
Академическая карьера
Эра 20 век
Школа или традиция Позитивизм
Основные интересы лексикография , социолингвистика , диалектология , культурсоциология , этография , фоноэстетика , ономастика , литературоведение , литература Румынии
Влияния Маттео Бартоли , Жюль Жильерон , Николае Йорга , Симион Мехединци , Вильгельм Мейер-Любке , Гастон Пэрис , Василе Пырван , Ромул Вуя , Густав Вейганд
Под влиянием Теодор Капидан , Сильвиу Драгомир , Джордж Джугля , Альфонс Джуйланд , Константин Лача , Думитру Макрея , Ион Мушла , Эмиль Петрович , Север Поп , Ромулус Тодоран
Подпись

Секстиль Иосиф Пушкариу (4 января 1877 - 5 мая 1948) был лингвистом и филологом австро-венгерского происхождения румынским , также известным своим участием в административной и партийной политике. Уроженец Брашова, получивший образование во Франции и Германии, он принимал активное участие в культурной жизни Трансильвании и работал профессором румынского языка в Черновцах в Буковинском герцогстве . Свою научную карьеру он начал в 1906 году, когда ему было поручено составить общий словарь румынского языка . Интересуясь различными дисциплинами, Пушкариу широко публиковался и привносил в Румынию новые идеи, а также курировал два монументальных проекта, связанных с языком: доведение своего словаря до буквы «L» и создание атласа языка.

Будучи солдатом австро-венгерской армии во время Первой мировой войны , Пушкариу поддержал создание Великой Румынии по ее завершении, возглавив отдел иностранных дел во временном правительстве, представляющем румын Буковины . Он также был основателем Glasul Bucovinei , газеты, которая помогала направлять румынский национализм в этом регионе, и вместе с Ионом Нистором курировал союз Буковины с Румынией в ноябре 1918 года. Под румынским правлением он руководил усилиями по созданию нового университета в Клуже . где он также основал в том же городе научно-исследовательский институт, занимающийся изучением его родного языка. Он продвигал междисциплинарные подходы, в первую очередь, уделяя социологическое внимание своим исследованиям в области лингвистики.

Хотя Пушкариу был приверженцем этнического национализма и культурного консерватизма , он принял европеизм во время своего пребывания в Международном комитете по интеллектуальному сотрудничеству . Он радикализировал себя в 1920-х и 30-х годах, сначала стремясь ввести еврейскую квоту в своем университете, а затем более открыто поддерживая фашистскую политику. На протяжении большей части этого периода он возглавлял Румынское православное братство, которое идентифицировалось с основной церковью и иногда вступало в конфликт с трансильванскими греко-католиками . С началом Второй мировой войны он переехал в Берлин , где возглавил институт пропаганды, призванный продвигать румынскую культуру в Германском рейхе , а также противодействовать оправданиям Венгрии поглощения Северной Трансильвании после Второй Венской премии в Германии. 1940 год.

Пушкариу вызвал подозрения у своих правительственных работодателей, которым не нравились его щедрые расходы и его продолжающееся участие в мятежной Железной гвардии . В конечном итоге его вынудили уйти в отставку в 1943 году. После его возвращения домой его здоровье ухудшилось, поскольку власти нового коммунистического режима возбудили судебное разбирательство. Он отказался бежать из Румынии и умер в Бране , не дожив до вынесения приговора. Работы Пушкариу в значительной степени избегали в течение двух десятилетий, а его научное наследие было полностью возрождено после краха режима в 1989 году.

Биография

[ редактировать ]

Происхождение и молодость

[ редактировать ]

Согласно собственному исследованию Пушкариу, семья возникла в Марамуреше , проводила время в Молдавии, прежде чем оказаться в южной Трансильвании . Их звали Юга в Марамуреше, их фамилия тогда была Пушкашу , как сообщается, профессиональная фамилия, обозначающая их охотничьи навыки (от puşcaş , что означает «стрелок»), [ 1 ] до того, как окончательная форма была выбрана по предложению епископа Иоанна Лемени (служил в 1833–1850 гг.). [ 2 ] Во второй половине 18 века некто Юга Пушкашу покинул Кара Фэгэрашулуй и прибыл в деревню Соходол недалеко от Брана ; именно от двух его сыновей произошла выдающаяся семья. [ 3 ] У деда Секстиля, Иоана Пушкашу, священника из Соходола, было пять сыновей и пять дочерей, что дало всем им тщательное образование. Одним из сыновей был Иоан Пушкариу , который стал известным юристом и историком, а другой, Иларион , оставил свой след как богослов. [ 4 ] Среди двоюродных братьев Секстиля был Эмиль, хирург, женившийся на сестре историка литературы Овидия Денсусиану . [ 5 ]

Отец Секстиля Иосиф (1835–1923) учился в трансильванско-саксонской средней школе в Брашове (известной тогда как Брассо и Кронштадт ), прежде чем его отправили изучать теологию в Сибиу . Митрополит Андрей Шагуна заметил, что у Иосифа нет священнического призвания, и разрешил ему покинуть семинарию, чтобы изучать право. После окончания Саксонской юридической академии, где он издавал юмористический информационный бюллетень, Пушкариу-старший работал судьей в Зэрнештах с 1848 по 1867 год , управляя своим залом на румынском языке. Женившись на Еуфросине Чурку, которая происходила из купеческой семьи, он переехал в Брашов, чтобы работать юристом. [ 4 ] Применив свой литературный талант, он основал Roşu Cocoşul юмористический журнал , редактируя его в период с 1874 по 1878 год и в 1881 году. [ 6 ] [ 7 ]

Дом Пушкаря в Брашове

Секстиль Иосиф Пушкариу, шестой сын Иосифа и Евфосиной, родившийся в Брашове, позже имел еще двух братьев и сестру. [ 1 ] Он учился в румынской средней школе в своем родном городе, где изучал латынь и историю у учителя Василе Гольдиша . [ 8 ] прежде чем отправиться в Германию и Францию ​​для получения степени бакалавра и доктора. [ 9 ] Воспитанный в духе позитивизма , он был одним из первых румынских ученых, совершивших переход от филологии к методической лингвистике. [ 10 ] В Парижском университете между 1899 и 1901 годами он учился у Гастона Пэрис , а его научным руководителем в Лейпцигском университете был Густав Вейганд . [ 11 ] Вейганд познакомил его с голландской студенткой румынского языка, которую Пушкариу позже назовет своей первой любовью. [ 12 ] Он также учился в Венском университете , [ 13 ] преподавал там в 1904 году. [ 14 ]

Как политический журналист, Пушкариу присоединился к неформальной группе, сформированной вокруг Октавиана Гоги , Октавиана Кодру Тэслэуану и Гицэ Попа и известной какtinerii ozeliliti («принужденная молодежь»). Основным объектом их критики была более консервативная Румынская национальная партия (ПНП). [ 15 ] В течение 1901 года произведения Пушкариу регулярно появлялись в Gazeta de Transilvania . Он также внес важный вклад в «Лучафэрул» , возглавляемый Тэслэуану (с которым он подружился, будучи одноклассником в Брашове), в то время как он появился как в Будапеште , так и, после 1906 года, в Сибиу. [ 16 ] В 1902 году он был избран членом-корреспондентом литературной секции АСТРА . В течение оставшейся части своей жизни он занимался деятельностью, связанной с обществом, хотя и с разной скоростью: активный в то десятилетие в своих филологических усилиях, в 1910-х годах он обнаружил, что его в значительной степени отогнали другие виды деятельности, только для того, чтобы организовать серию конференций, начиная с 1910-х годов. середина 1920-х годов в городах Трансильвании, как больших, так и малых. [ 17 ]

Дебют в академических кругах и опыт Первой мировой войны

[ редактировать ]

Пушкариу часто пересекал территорию Королевства Румыния Старое Королевство », как упоминалось позже). Он был избран членом-корреспондентом Румынской академии в 1906 году, став титулярным членом в 1914 году. [ 18 ] Он также стал одним из нескольких трансильванских филиалов Sămănătorul , румынского традиционалистского и этнического националистического журнала в Бухаресте . [ 19 ] обнаружив, что его идеи по лингвистике и истории оспариваются Денсузиану и Ионом Аурелом Кандреа . [ 18 ] Научная работа Пушкариу была представлена ​​в популярном обзоре Convorbiri Literare , сигнализируя о переходе последнего к самэнатористскому национализму. [ 20 ]

Находясь в Лейпциге, он познакомился с Вильгельмом Мейером-Любке , под руководством которого он начал свою университетскую карьеру и который предложил ему должность во Фрибурском университете . Пушкариу отказался, сославшись на желание быть ближе к румынским землям. [ 11 ] В 1903 году Пушкариу начал ухаживать за Леонорой Марией Димой. В соответствии с семейной традицией Пушкариу, которая благоприятствовала кровнородственному браку, она была внучатой ​​племянницей его матери. [ 21 ] Леонора училась музыке в Брашове; ее отец, учитель математики в средней школе Пушкариу, был старшим братом композитора Георгия Димы . [ 9 ] [ 22 ] Они поженились 5 сентября 1905 года, выбрав академиков Иона Биану и Вирджила Чиофлека . своими крестными отцами [ 23 ] В приданое Леоноры входила вилла в Бране, ставшая любимым местом жительства Секстиля. [ 24 ] У Пушкариусов родилось трое детей. В различных более поздних моментах Секстил вспоминал свою супружескую жизнь как значительно улучшившую его жизнь, поскольку она представляла собой «идеальный союз душ». [ 25 ]

В 1906 году, после более ранних попыток Августа Требониу Лауриана , И. К. Массима , Богдана Петричеику Хасдеу и Александру Филиппиде , Румынская академия поручила Пушкариу написать Словарь румынского языка , причем двое последних лично передали ему свои записи. [ 17 ] Пушкариу принял вызов в трудное время: стареющий король Румынии Карол I попросил Филиппиде удалить все записи, содержащие неологизмы , в результате чего последний в знак протеста подал в отставку. [ 26 ] Пушкариу преподавал румынский язык и литературу в Черновицком университете в Буковинском герцогстве с 1906 года. Он заменил уходящего на пенсию Иона Г. Сбиру , [ 27 ] и в конце концов стал деканом факультета литературы и философии. [ 28 ] В этот период у него сложились тесные связи с филологом Алексеем Прокоповичем и историком Ионом Нистором . [ 29 ] В сентябре 1911 года он посетил Яссский университет в Румынии вместе с Матиасом Фридвагнером ; он подружился с А.С. Кузой , юристом и антисемитским доктринером. [ 30 ]

Находясь в Черновицах (румынское название: Черновцы ), Пушкариу отказался от возможности преподавать в Вене, так как он не смог бы читать лекции на румынском языке. [ 11 ] одновременно заявляя о своей приверженности пангерманизму . [ 31 ] Начало Первой мировой войны застало Пушкариу в Текиргиоле , Румыния. Офицер запаса австро -венгерской армии и в целом австрийский патриот , он поспешил вернуться на мобилизацию в Брашов. [ 32 ] и позже был отправлен в Сиснадие . В сентябре 1914 года, после концерта литургической музыки в лютеранском соборе Сибиу , он встретил Онисифора Гибу , которого знал с 1905 года и который отмечает глубокую обеспокоенность, которую вызывал Пушкариу продолжающийся конфликт. [ 33 ] [ 34 ] Впоследствии Пушкариу находился на Итальянском фронте . Там его чувства лояльности к Империи противоречили италофилии, которую он испытывал по отношению к стране, в жителях которой он видел естественных союзников румын, своего родного латинского народа . [ 35 ] Черновцы, место его резиденции, где он хранил свои рукописи и материалы, перешли к Российской императорской армии в первой половине войны. С февраля по июнь 1916 года его периодически госпитализировали из-за проблем с глазами, сначала в Триесте , где он встретил Юлиу Маниу , а затем в Инсбруке , а затем в Брашове. [ 36 ]

Когда Румынское королевство вступило в войну в августе 1916 года на стороне Тройственной Антанты , он находился либо дома в отпуске, либо на фронте, но в любом случае продолжал свои исследования. [ 36 ] Тем не менее ситуация вынудила его прервать работу над Словарем румынского языка, начатую им в 1906 году. [ 37 ] В январе следующего года он начал вести дневник, делая довольно регулярные записи вплоть до смерти жены в 1944 году. Находясь на фронте в начале 1918 года, занимаясь военным учетом и снабжением, он работал над глоссарием истро -румынского языка . [ 36 ] Его старший брат, инженер Антон Пушкариу, бежал из Австро-Венгрии и присоединился к румынской армии , умерев от тифа в гарнизоне Бакэу в 1917 году. [ 38 ]

объединение Буковины.

[ редактировать ]
Спор по поводу Буковинского герцогства в 1918 году. Синим цветом обозначены территории, на которые претендует Западно-Украинская Народная Республика и частично принадлежат Украинской Галицкой Армии . Красной линией показаны территории, на которые изначально претендовало Королевство Румыния в 1916 году; стрелками отмечен маршрут Якоба Задига. экспедиционного корпуса

К октябрю 1918 года Пушкариу вернул себе Буковину, присоединившись к румынскому националистическому формирующемуся в этом регионе собранию. Как сообщил очевидец Теодор Бэлан, его присутствие там было «большой удачей» для румынских групп, поскольку Пушкариу указал «прямой путь вперед» для своих коноционалов. [ 39 ] 12 октября он основал газету Glasul Bucovinei , ограниченной первоначальной целью которой была защита прав румын провинции, которые составляли абсолютное меньшинство местного населения. [ 40 ] Однако Гласул также сохранил скрытую цель, а именно: «разрушить уважение и страх, внушаемые Австрийской империей, и бороться за идеал панрумынского объединения». [ 41 ] События быстро развивались, и Пушкариу стал вице-президентом Румынского национального совета (CNR), который работал над объединением Буковины с Румынией . [ 40 ] Эта инициатива настроила Пушкариу против лоялиста Аурела Ончула , который наложил вето на все проекты слияния Буковины с Румынией. [ 42 ]

Пушкариу также был кооптирован Генеральным конгрессом Буковины , органом CNR, который утверждал, что является временным парламентом Буковины, в оппозиции к Украинскому собранию; с 27 октября 1918 года он работал в комитете по внешней политике вместе с Александру Хурмузаки и Георгием Григоровичем . [ 43 ] 9 ноября он помог Илие Лазару организовать вооруженное сопротивление Украинской Галицкой армии , оккупировавшей Черновцы. Эти нерегулярные формирования держались до прибытия румынских регулярных войск под командованием Якоба Задига . 11 ноября [ 44 ] Днем позже Пушкариу, который отказался от своего места в Генеральном Конгрессе, [ 45 ] был приведен к присяге в качестве государственного секретаря по иностранным делам при президенте Янку Флондоре и занимал эту должность до 18 декабря, когда кабинет передал полномочия регулярной румынской администрации. [ 46 ] 17 ноября, [ 47 ] он уехал с официальной миссией в Яссы , поблагодарив Задига за вмешательство. Именно здесь 22 ноября он возобновил контакты с Нистором, главой румынской миссии в Буковине, с которым достиг соглашения о признании унии. [ 48 ] Он поддерживал связи с румынскими националистами как в Трансильвании, так и в Молдавской Демократической Республике (или Бессарабии ). Он посоветовал первым «никогда не идти на компромисс с венграми», а вторым объявил, что Буковина стала румынской провинцией. [ 49 ]

Пушкариу также встретился с премьер-министром Румынии Ионом Брэтиану , который посоветовал ему продвигаться вперед в создании союза, отметив, что необходимо потребовать объединения и провести его, не дожидаясь международного арбитража. [ 50 ] Пушкариу сообщает, что все решения Брэтиану по этому вопросу были предварительно одобрены прикованным к постели Александром Константинеску . [ 51 ] Пушкариу и Нистор вернулись в Черновцы, тогда известные как Черновцы, где Нистор присоединился к CNR и подготовил проект профсоюзного акта. [ 52 ] На самом деле этот документ был написан в соавторстве с Дукой, Константинеску и Ионом Г. Дука , как свидетельствовал сам Дука в своих мемуарах. [ 53 ]

Во время его отсутствия Glasul Bucovinei была реорганизована в официальную ежедневную газету CNR, менеджером которой стал Пушкариу. [ 54 ] После этого признания он очень тесно сотрудничал с Нистором, помогая ему организовать радикально националистическую группу демократических юнионистов на базе интеллектуалов Глазула . Однако сам он был политически бездействующим и позже заявил, что разочаровался в политике. [ 55 ] Он по-прежнему больше занимался литературными делами. В январе 1919 года в журнале Glasul Пушкариу написал весьма положительную рецензию на Poemele luminii , дебютный том Люциана Блага из Трансильвании , что помогло ему начать карьеру. [ 13 ] [ 56 ] Трансильвания объединилась с Румынией 1 декабря 1918 года, но Пушкариу не смог присутствовать на торжествах в Алба-Юлии , будучи больным в постели от гриппа, которым он заразился в Яссах. [ 57 ] Болезнь также помешала ему принять в Черновцах делегацию бессарабских унионистов . 28 ноября [ 58 ]

Администратор университета и антисемитская кампания

[ редактировать ]

После этих событий, которые ознаменовали кульминацию создания Великой Румынии , Пушкариу смог вернуться в Трансильванию, будучи назначенным первым ректором Высшего университета Дачии в Клуже . [ 11 ] В городе уже существовал Университет Франца-Иосифа , но его венгерский факультет отделился как блок, и потребовались совершенно новый профессорский корпус и административная структура. [ 13 ] [ 28 ] У обновленного университета было два основателя: идеалист Гибу и более практичный Пушкариу. Выбранный Руководящим советом, временным правительством Трансильвании, последний возглавил комитет из двадцати человек, которому была поручена, казалось бы, непреодолимая задача по созданию четырех факультетов (литературы и философии, медицины, науки и права) и набора профессоров в течение нескольких месяцев. Как коренной трансильванец, Пушкариу был знаком с австро-венгерской средой; он также имел отношения с академиками в Западной Европе и был близок к ряду деятелей Старого царства, особенно к Николае Йорге . [ 13 ] В состав комитета, созданного в июле 1919 года, вошли двенадцать профессоров университетов Ясс и Бухареста и восемь трансильванцев. [ 28 ]

В то время Пушкариу рекомендовал интеллектуалам Буковины и Трансильвании избегать любого участия в партийной политике Старого Королевства. [ 59 ] Несмотря на давление со стороны PNR, он объявил о строго аполитичном процессе найма, сделав исключение только для брата Маниу Кассиу , профессора права, которого он нашел «немного смешным, но дружелюбным и сдержанным». [ 13 ] Новые профессора были в основном молодыми, но в их число также входил контингент авторитетных ученых Старого Королевства и румын, работавших за границей, а также иностранных ученых. Пушкариу настоял на том, чтобы его официальное назначение было сделано внутри университета, а не правительством, что позволило ему лишить Яссы и Бухарест большего права голоса в разбирательстве. Он также выступал против распространения на Клуж того же свода законов, который регулировал институты Старого Королевства, поскольку считал их неудовлетворительными; законы не применялись единообразно до 1925 года. [ 28 ] Примечательно, что Пушкариу нанял Георгия Богдан-Дуйкэ вместо Евгения Ловинеску ; первый был не только трансильванцем и известным местным ученым, но и зятем Йорги. Это была идея Пушкариу привлечь иностранных ученых, в основном из Франции, в том числе географа Эммануэля де Мартонна , который нарисовал расширенные границы Румынии на Парижской мирной конференции ; и Жюль Гюяр из Лионского университета , который стал первым главой медицинского факультета. Курсы начались в ноябре 1919 года, а торжественное открытие состоялось в феврале следующего года. Клуж внезапно стал заметным европейским академическим центром. [ 13 ] [ 28 ] Пушкариу покинул ректорат в 1920 году. [ 14 ]

Хотя он и вступил в масонство , [ 60 ] Пушкариу оставался верным своей идентичности как члена Румынской Православной Церкви ; он выделялся среди своего поколения тем, что объединил национальную и религиозную идентичность в культурно-консервативную форму. В своем трактате по истории румынской литературы 1921 года ( Istoria literaturii române. Epoca veche ) он пришел к выводу, что «наше православие было самым значительным событием в нашем культурном развитии». Это, как он тогда отмечал, имело как положительные, так и отрицательные последствия: румыны отсутствовали в эпоху Возрождения , но также могли свободно развивать свою собственную культуру, культуру «меры и гармонии». [ 61 ] Работа критиковала монашество , особенно его воплощение в католической церкви , утверждая, что «монастыри всегда способствовали интернационализму». [ 62 ] Istoria literaturii... , «очень популярная среди студентов и деятелей культуры», [ 63 ] и находясь под сильным влиянием Йорги, он поставил перед собой задачу обнаружить или вернуть ранние вклады в изобразительное письмо в средневековых княжествах . По словам историка литературы Евгения Негрича , эта попытка была неубедительной: «Эстетическая игра скромна, а критическая проницательность и новизна интерпретации [Пушкариу] хрупки. [...] Однако впечатляющие иллюстрации и открытость [.. .] по отношению к другим видам античного искусства (архитектуре, живописи, вышивке, миниатюре и т. д.) не лишены последствий. Столь богатая и пестрая среда становится резонансным ящиком для малоуловимого. звучание настоящей литературы. Теперь мы можем обмануть себя, считая, что эта литература полна силы и последовательности». [ 64 ]

Антисемитская . кампания охватила румынские университеты после Первой мировой войны. В этом контексте, когда начался 1920–1921 учебный год, Пушкариу выразил обеспокоенность тем, что евреи были непропорционально представлены на медицинских и юридических факультетах Он предположил, что они сосредоточились на этих предметах из-за более надежных и прибыльных карьерных перспектив, учитывая нехватку врачей, администраторов и судей в недавно приобретенных провинциях Румынии. Еврейская квота была введена в Венгерском королевстве в сентябре 1920 года, что привело к резкому увеличению набора венгерских евреев в Клуж. По инициативе руководства медицинского факультета сенат университета обсудил введение аналогичной политики. [ 65 ] социолога Евгения Эрлиха В начале 1921 года студенты, к которым позже присоединились деятели культуры, начали требовать увольнения с профессорской должности в Черновцах. Эрлих был евреем, принявшим католицизм, но основным мотивирующим фактором его увольнения, судя по всему, была кампания по заполнению преподавательских должностей этническими румынами. Эрлих, который был ректором в 1906–1907 годах, сыграл важную роль в приеме Пушкариу на работу в университет. Однако никто не вмешался от его имени; даже Пушкариу не пытался остановить увольнение своего благодетеля. [ 66 ]

К 1922–1923 годам, когда националистическое, антидемократическое и антисемитское студенческое движение, сосредоточенное вокруг Корнелиу Зеля Кодряну, набрало силу, он не был в авангарде его радикальных сторонников, а, скорее, фигурировал среди группы умеренных, респектабельных академических сторонников, которые поддержал агитаторов и придал им вид всеобщего одобрения. [ 67 ] В марте 1923 года он написал статью, в которой аплодировал 15 000 участников студенческого движения; высоко оценив проявленную ими сплоченность, редкую для Румынии, он заявил, что они представляют собой «здоровую и спонтанную реакцию национального инстинкта сохранения». Обращаясь к студентам из Буковины, он назвал еврейскую квоту тем, что поддержали бы все, кто желал стране добра, поскольку «в нашей стране, [которую мы] завоевали столь многими жертвами, нам больше нечем дышать; вторжение иностранного элемента душит нас, душит нас». [ 68 ]

Музей румынского языка

[ редактировать ]
Студенты работают в Музее румынского языка , 1930 год.

Между 1922 и 1926 гг. [ 69 ] Пушкариу входил в состав делегации Румынии в Лиге Наций . Это позволило ему регулярно покидать страну, а также укрепило его дружбу с дипломатом Николае Титулеску , которого Пушкариу назвал «очаровательным». Вместе они защищали дело Румынии от претензий на собственность, предъявленных в Трансильвании венгерскими гражданами. [ 70 ] В 1923 году Пушкариу также помог историку искусства Джорджу Опреску занять должность в Международном комитете интеллектуального сотрудничества , членом которого он сам был. [ 71 ] В следующем году Пушкариу выпустил журнал Cultura из Клужа. Это закрепило его принадлежность к европеизму и поддержку Лиги Наций. [ 72 ]

Примерно с 1922 года Пушкариу обращался к различным интеллектуалам и политикам с целью создания новых институтов для сохранения культурной самобытности. Вместе с Винтилэ Брэтиану и Нистором он основал Фонд Брэтиану, который финансировал сеть летних школ для образования взрослых . [ 73 ] С помощью Йорги Пушкариу основал Музей румынского языка , исследовательский институт, который он задумал в начале 1917 года, находясь на фронте. Большая группа сотрудников и студентов, которые продвигали язык как академическую дисциплину, стала известна как Клужская школа лингвистики. Вместо того чтобы ограничиваться узкой областью знаний, Пушкариу включил в свои исследования лингвистику, историю, социологию и даже литературу, постоянно обращаясь к исследованиям в других дисциплинах. [ 74 ] [ 75 ] Например, в 1927 году он написал статьи о том, как румынская война за независимость повлияла на трансильванское общество: [ 38 ] а также обзор венгерских заимствований на румынском языке, который был напечатан в «Пастортузе» . [ 76 ]

Пушкариу познакомил румынскую лингвистику с теориями Мейера-Любке, особенно в том, что касается формы латыни, лежащей в основе языка; идеям Маттео Бартоли об изолированном и периферийном положении языка; и понятиям Жюля Жильерона диалектологическим . Что касается румынских ученых, он включил археологические находки Василе Пырвана , а также социологические и фольклорные исследования Симиона Мехединци и Ромула Вуя . Его уважение к их мнениям побудило его опираться на работы Денсусиану, Кандреа, Константина К. Джуреску , Йоргу Иордана , Александру Розетти , Александру Граура и других. [ 77 ] На его счету более восьмисот статей и множество книг. [ 69 ] В 1930 году он помог организовать в здании музея Фольклорный архив; под руководством Иона Мушля это было первое учреждение в стране, занимающееся исключительно изучением фольклорных традиций . [ 78 ]

Музей, связанный с Клужским университетом (вскоре переименованным в честь короля Фердинанда I ), имел своими целями распространение народного интереса к изучению и развитию румынского языка , подготовку румынских филологов и публикацию монографий, специальных словарей, глоссариев. и библиографии. В конечном итоге музей стал нервным центром великого словарного проекта, возобновленного после попыток 1906 года; этот проект возглавили Константин Лача и Теодор Капидан , которым, в свою очередь, на разных этапах помогали многочисленные другие лингвисты. Лексические и этимологические заметки представлялись на еженедельных собраниях, а затем публиковались в музейном журнале «Дакоромания» , и таким образом практически все активные сотрудники музея внесли свой вклад в создание Словаря . Пушкариу и его команда работали 43 года, до 1948 года, составив около 60 000 определений на более чем 3 000 страницах, вплоть до буквы «L». [ 79 ]

Карта из Румынского лингвистического атласа , на которой показаны арумынские и мегленорумынские общины в Греции и Албании.

Вторым крупным проектом музея стал Румынский лингвистический атлас , задуманный и возглавляемый Пушкариу, но главным образом реализованный двумя его соратниками, Севером Попом и Эмилем Петровичи . Пара подготовила полевые исследования в 398 населенных пунктах, провела работу в период с 1930 по 1938 год, после чего нарисовала карты. К 1943 году вышло четыре тома, охватывающих исследования Попа, и три тома Петровичи, а также том, посвященный диалектным текстам. [ 79 ] Наконец, «Дакоромания» вышла с 1921 по 1948 год в одиннадцати огромных томах общим объемом около 9000 страниц. В журнале публиковались исследования, статьи, заметки и рецензии, главным образом, по языкознанию (лексикологии, диалектологии, лингвогеографии, истории языка, ономастике, общему языкознанию, грамматике, фонетике и фонологии) и филологии, а также исследования по истории и литературоведению, культурологии. история и фольклор. Каждое издание включало библиографию, в которой систематически записывались труды по лингвистике, филологии, фольклору, этнографии и литературе, связанные с румынским языком, культурой и литературой, как внутри страны, так и за рубежом. [ 79 ]

Над журналом работали три поколения ученых, большинство статей было представлено на еженедельных собраниях. Пушкариу в некрологе Николае Дрэгану прокомментировал полезность этих сессий, отметив, что участники выиграют от конструктивной критики, «иногда указывая, в основном умно, но никогда не горько, поскольку критический дух никогда не возникал из удовольствия разрушать, а из желания совершить, при этом радость от чужого открытия всегда была больше, чем искушение упорствовать в ошибке». [ 79 ] Несмотря на то, что Пушкариу оставался «очарованным латинскими элементами» ономастики, он объявил в «Дакоромании» о своем выводе о том, что ни одна румынская фамилия не восходит к римскому источнику, что противоречит Филиппиду в этом отношении. [ 80 ] Еще более спорным является то, что журнал разделил своих авторов по классам дохода: хотя большинство из них получали гонорары в размере 150 леев , статьи Йорги стоили около 1000 леев за страницу. [ 81 ] Учреждение также обеспечило стабильную работу членам семьи Пушкариу, включая дочь Лию, невестку Марию и племянника Василе Бологу. [ 82 ]

ЗА и Железная Гвардия

[ редактировать ]

К 1931 году Лия Пушкариу вышла замуж за Григоре Маноилеску , брата влиятельного идеолога Михаила Маноилеску . Воодушевленный своими родственниками из Маноилеску, Пушкариу какое-то время симпатизировал Демократической националистической партии Йорги и некоторое время был директором ее регионального органа « Друмул Ноу» . [ 83 ] Он также считается основателем газеты, а ее редактором был школьный учитель Иоан Костя. [ 84 ] Круг, который он создал вокруг себя, был известен своей активной поддержкой авторитарного короля Румынии Карола II . [ 82 ] Пушкариу также пытался заняться национальной политикой в ​​качестве представителя университета в Сенате Румынии . Он представил себя на выборах в июне 1931 года , но проиграл более популярному Николае Бэнеску ; этот конфликт перерос в местный скандал, когда Пушкариу обвинил Бэнеску в оппортунизме. [ 85 ] У Пушкариу случился еще один скандал с историком Александру Лапедату , которого он вызвал на дуэль на мечах в октябре 1931 года. В конечном итоге этот исход был предотвращен, когда они согласились примириться. [ 86 ] В то же время Пушкариу стал критиковать поведение Йорги - уже в 1923 году он жаловался, что его бывший наставник был «диктаторским». [ 87 ]

В соответствии со своей ортодоксальной программой Пушкариу также помог Николае Ивану создать Румынское православное братство (FOR), которое, как отмечает историк Лучиан Настасэ, находилось под влиянием крайне правых групп. [ 88 ] Она существовала как аналог и соперник AGRU, светской организации Трансильванской греко-католической церкви . Якобы в 1934 году он отдал приказ бойкотировать публичные церемонии, посвященные юбилею AGRU, хотя разрешил своим коллегам присутствовать на тех мероприятиях, где присутствовал и Кэрол II. [ 89 ] Пушкариу занимал пост президента FOR с марта 1933 по 1939 год и провел праздничный Конгресс в октябре 1935 года. [ 90 ] Примерно в этот же день ФОР вмешалась в трехсторонние переговоры между Румынией, Венгрией и Святым Престолом , требуя Конкордата аннулирования Эманоила Году . 1932 года и требуя, чтобы Венгрия немедленно передала имущество [ 91 ] На другом конгрессе в 1937 году он повторил утверждение, что «наше православие — наш единственный критерий дифференциации, ибо мы — единственный латинский народ православной веры». [ 92 ] Его антикатолическая риторика была особенно сильной, заставив правительство извиниться за то, что терпело это зрелище. [ 93 ]

Погрузившись в культурную политику Трансильвании, Пушкариу возобновил свои связи с ASTRA, посетив ее самый скандально известный конгресс, состоявшийся в сентябре 1934 года в Тыргу-Муреше . Именно здесь он представил свой доклад о «литературных перспективах эпохи». [ 94 ] Хотя его работа снова увела его из ASTRA в 1940-х годах, именно президенту его отделения в Брашове он отправил рукопись своей истории города в 1947 году. [ 17 ] В марте 1933 года работу Пушкариу оценивали правительственные чиновники фашистской Италии . Это последовало за предложениями историка Франческо Салаты , который хотел, чтобы Пушкариу получил итальянскую государственную награду, и который отметил, что Бартоли удостоился такой же чести в Румынии. Предложение было отклонено, когда стало ясно, что Пушкариу выступает против венгерского ревизионизма , а Италия его потворствует. [ 95 ]

В середине 1930-х годов Пушкариу стал явным сторонником полулегального фашистского движения Кодряну, « Железной гвардии» (или «Движения легионеров»). Записи, как правило, показывают, что он официально не регистрировался в самой гвардии. [ 96 ] хотя его имя фигурирует среди членов политического фронта Гвардии, партии «Всё для страны». [ 97 ] Он также подписал свое имя в списке интеллектуалов, которые «верили в победу легионеров». [ 98 ] По этому случаю он отметил, что гвардия была самым надежным способом противодействия «еврейскому движению» в университете, но также выразил свое восхищение «искренней религиозностью» и «добродетелью» Кодряну. [ 99 ] Пушкариу также был известен своей хвалебной речью в связи со смертью Иона Моцы и Василе Марина , добровольцев-гвардейцев среди испанских националистов . Он изобразил себя благочестивым и старым просителем на их могиле и выразил благодарность за то, что «новый дух пронесся над нашей страной». [ 100 ] Сотрудник журнала Guardist Buna Vestire , он присоединился к кампании против модернистской литературы и «еврейского влияния» в румынских письмах. [ 101 ] Консул нацистской Германии в Клуже отметил, что «явно правая ориентация» Пушкариу, возможно, помешала ему получить ректорат или даже пост в академическом сенате на последних университетских выборах. [ 102 ]

При авторитарном режиме, установленном Кэролом как « Фронт национального возрождения », Румыния ощущала растущее давление венгерского ревизионизма. Во время митинга ЗА в ноябре 1937 года Пушкариу похвалил короля за строительство цепочки фортов в округе Бихор , на границе Румынии с Венгрией. В то время он утверждал, что Орадяская епархия также служила защитой от иностранного проникновения. [ 103 ] На следующем съезде в ноябре 1938 года Пушкариу приказал смягчить антикатолицизм. В резолюции, принятой группой, говорилось о «расовой сплоченности» между греко-католиками и православными, но при этом все же призывалось первых принять православие. [ 104 ]

Берлинский институт

[ редактировать ]

Через год после начала Второй мировой войны территориальные требования Венгрии получили поддержку Германии, что ограничило выбор Румынии. В августе 1940 года Пушкариу присутствовал на кризисной встрече трансильванской знати. Он занял примирительную позицию, поддержав добровольный обмен территориями с Венгрией. [ 105 ] После вручения при посредничестве нацистов Второй Венской премии большая территория, определенная как « Северная Трансильвания », была повторно аннексирована Венгрией. Политический кризис, возникший в результате этого события, также имел маловероятные последствия, приведя к власти Железную гвардию и создав « Национальное государство легионеров ». Чуть ранее, в августе 1940 года, Пушкариу предложил основать Румынский институт со штаб-квартирой в Берлине в Германии, став его первым президентом и проработав до 1943 года. [ 106 ] Целью этого органа было противодействие венгерской пропаганде, особенно в отношении Северной Трансильвании. [ 107 ]

Пушкариу, который вносил щедрые финансовые пожертвования в казну Гвардии, основывал свой прием на работу в институте на том, принадлежали ли кандидаты к движению, и, по словам одного из его сотрудников, он был членом сената Гвардии. [ 102 ] Директором института стал Григоре Маноилеску, который вернулся в политику в качестве деятеля Железной гвардии; [ 108 ] Максимилиан Хацман , бывший ректор Черновцов, был старым другом; среди молодых сотрудников был Константин Нойка . [ 107 ] Приказ о создании института поступил 16 августа — еще во время режима Фронта национального возрождения — из Министерства иностранных дел , возглавляемого Михаилом Маноилеску. [ 109 ] Тем временем Пушкариу, как символ преемственности, был предложен продленный мандат ректора Клужского университета, который переехал в Сибиу из-за Венской премии; он согласился и вступил в должность в октябре. [ 110 ] Переехав в Берлин, он передал свои полномочия своему союзнику Прокоповичу, а затем Юлиу Гациегану . [ 111 ]

Штаб-квартира института Пушкариу располагалась в здании с 26 комнатами в западном Берлине, оснащенном мебелью высочайшего качества, заказанной Пушкариу, и местом проведения больших приемов с участием политиков и деятелей культуры. Например, в июле 1942 года министр образования Бернхард Руст нанес визит, продолжавшийся более шести часов. Пушкариу высказался на тему постоянного присутствия румын на дунайском пространстве , особенно в Трансильвании, и, согласно внутреннему меморандуму, визит завершился словами: « исключительно сердечные» высказывания в адрес своей страны. [ 112 ] Пушкариу в своих статьях и интервью делал лестные замечания о нацистском режиме, называя его «новой главой мировой истории» и «новым миром, новой эрой в жизни немецкого государства». Деятели нацистской партии были приглашены на приемы, в том числе в 1941 году в память о Моце и Марине. [ 113 ]

Тем временем Пушкариу взялся распространять знания о Румынии и ее культуре в Германии. Институт находился в подчинении Министерства пропаганды Румынии , и еще в 1931 году Пушкариу написал статью, в которой выразил обеспокоенность тем фактом, что внешняя пропаганда Румынии была намного слабее, чем у ее соседей. [ 113 ] Он стремился к постановке румынских произведений в Германии, добившись, например, представления Сабина Дрэгоя оперы «Напаста» и Джорджа Чиприана пьесы «Человек и его мул» в Эльбинге в конце 1942 года. [ 114 ] В 1940 году было известно, что Румыния пользуется не очень положительным имиджем в Германии, а консул страны в Кельне отмечал, что ее жителей считали «цыганами или, в лучшем случае, балканскими людьми с очень примитивными привычками». Пушкариу попытался изменить это с помощью многочисленных статей, появившихся в специализированных изданиях, которые он смог напечатать благодаря своим связям в Германии. [ 115 ] Пропагандистские книги и статьи, вышедшие под руководством Пушкариу, были призваны показать немцам, что румыны были арийским народом, что Румыния заслужила возвращение утраченных территорий благодаря союзу с Германией, что русские были коммунистическим народом, желающим использовать Бессарабию в качестве плацдарм для нападения на остальную Европу, в то время как румыны были антикоммунистами с начала венгерско-румынской войны в 1918 году и рассматривали спорную провинцию как линию обороны. [ 116 ]

Он привел аналогичные аргументы в «Басарабии» , обширной статье 1941 года в журнале Revista Fundațiilor Regale , в которой описывалась история провинции с древности до ее возвращения в Румынию во время операции «Барбаросса» . Разъясняя то, что он считал пренебрежением и презрением имперской России к Бессарабской губернии , он противопоставил это «земле, ставшей пахотной благодаря трудолюбивому оружию» румын. Пушкариу также упомянул вывод римской армии в Дакию Рипенсис в 271 году нашей эры , в результате которого земледельческое население Римской Дакии стало уязвимым для нападений варваров, сравнив это с уходом румынской армии из Бессарабии в прошлом году и последующей советской оккупацией . Он предположил, что варвары III века «конечно, не были более бесчеловечными, чем большевики, захватившие Бессарабию в 1940 году». [ 117 ] Как старый приверженец саманаторизма , Пушкариу решительно пропагандировал крестьянина как символ румынизма. [ 116 ] Он распространял фотографии простых жителей Буковины, строил нереализованные планы по созданию книг о румынском искусстве и исследовал возможность создания или возобновления программ румынского языка в ряде ведущих немецких университетов. За свою деятельность он был награжден орденом Немецкого орла . [ 118 ]

К 1940 году государственные должности и различные льготы по работе обеспечили Пушкариу комфортный образ жизни; он получил около 62 000 леев в виде регулярных выплат за свою работу в Румынии, а также «нераскрытую» зарплату за свою деятельность за границей. [ 119 ] Однако его работа там вскоре оказалась в центре внимания расследования, особенно после восстания легионеров , которое привело к отстранению Железной гвардии от власти в начале 1941 года. Еще в октябре 1940 года министерства образования и культуры отметили «диктаторские» полномочия Пушкариу. были отменены генералом Ионом Антонеску страны . , руководителем в найме персонала, но в декабре [ 118 ] начал расследование В феврале следующего года возникли финансовые проблемы: Михай Антонеску якобы непомерных сумм, потраченных институтом. В конечном итоге Пушкариу потерял должность ректора в Сибиу и был обвинен в ведении многомесячной кампании против Иона Антонеску после увольнения гвардии. [ 120 ] Он часто выражал мнение, что Генрих Гиммлер вернет Гвардию к власти, а последняя затем свергнет Антонеску. [ 121 ]

После проверки в 1941–1942 годах институт получил чуть более трети из заложенных в бюджет 15 миллионов леев ; половина за 1942–1943 гг.; но ноль из 10 миллионов в 1943 году. Эти шаги были связаны не только с гвардейским прошлым Пушкариу, но и с его политическими маневрами, которые поставили вопрос о закрытии института. Сокращение бюджета стало для него сигналом уйти в отставку и вернуться в Румынию. Хотя какое-то время ему удавалось финансировать институт из своей зарплаты в Берлинском университете , а также, судя по всему, из другого, неизвестного источника, в конце концов он ушел в середине 1943 года. [ 121 ] Тем не менее, Пушкариу официально одобрил основную политику Антонеску, включая войну Румынии на Восточном фронте . [ 122 ]

Последние годы

[ редактировать ]

Член Постоянного комитета лингвистов , Пушкариу был принят в Саксонскую академию наук и гуманитарных наук в 1936 году, а в 1939 году стал вторым румыном после Димитрия Кантемира , вступившим в Прусскую академию наук . [ 18 ] Помимо своей деятельности в качестве пропагандиста, он работал над своим исчерпывающим трактатом по Limba социолингвистике română («Румынский язык»), изданным Editura Fundaşiilor Regale . По мнению филолога Помпилиу Константинеску , работа вышла за «узкие рамки специализации», превратив историческое развитие языка в этнографическое «зеркало» румынской культуры и цивилизации. [ 123 ] Limba română , которая была напечатана в 1940 году, исследовала прото-румынский язык (названный Пушкариу под названием străromână ) и говорила о большом Sprachbund, включающем все восточно-романские языки ; его теория, определяющая истро-румынский язык как западную разновидность языка, была с тех пор исправлена ​​его учеником Петровичем. [ 124 ] Его взгляды на эту тему также подвергались сомнению с 1941 года Александру Розетти , который отметил, что арумынский язык сильно отличается от места своего происхождения. [ 125 ] Другие части книги положили начало профессиональному изучению румынской лексики , представив фонэстетическую ретроспективу национального поэта Михая Эминеску и социологический анализ неологизмов. [ 126 ] В нем также были представлены новые размышления Пушкариу об ономастике, в которых зафиксировано влияние популярных романов на имена при крещении румынских девочек. [ 127 ]

Спасаясь от воздушных бомбардировок , Пушкариу провел 1944 год со своей дочерью и родственниками в Бране. В августе он услышал новости о государственном перевороте в Румынии в 1944 году и переходе страны на сторону союзников . Как отметила Мария Пушкариу, вся семья молчала и беспокоилась о будущем, а люди на улицах праздновали. [ 128 ] В сентябре левое Общество румынских писателей исключило Секстила из своих рядов. [ 129 ] тем самым сигнализируя о его маргинализации. В октябре указ вынудил Пушкариу уйти в отставку, в том числе из музея, которым он руководил четверть века. В том же месяце пресса Коммунистической партии начала преследовать Пушкариу за его политические взгляды: România Liberă опубликовала статью, осуждающую его как предателя, [ 69 ] [ 130 ] в то время как Contemporanul включил его в список «военных преступников, еще не находящихся под судом», в эту категорию также входят Ион Петрович и Георге И. Брэтиану . [ 131 ] Это открыло путь к дальнейшим нападкам в коммунистической прессе, где такие термины, как «фашист» и « враг народа ». в отношении лингвиста использовались [ 132 ]

В сентябре Леонора умерла, как сообщается, от шока, ставшего свидетелем прибытия советских оккупантов и депортации немецкого гражданского населения . [ 133 ] Глубоко потрясенный этой потерей, [ 69 ] [ 134 ] Секстил остался изолированным в Бране. В конце декабря у него случился инсульт, из-за которого он не мог пользоваться правой рукой и был вынужден научиться печатать левой. [ 16 ] [ 69 ] [ 135 ] Он все же нашел защиту у принцессы Илеаны , которая подружилась с его сыном Раду. Как вспоминает Илеана в своих мемуарах, ей и хирургу Корнелу Кэрпинишану удалось преувеличить состояние здоровья Пушкариу, что помешало властям арестовать его; Кэрпинишан также получил отсрочку от своего личного друга, коммунистического властителя Иона Георге Маурера . [ 136 ]

В течение оставшихся трех лет Пушкариу продолжал активно писать мемуары и работать над проектом словаря. [ 69 ] [ 137 ] В январе 1948 года, когда румынская королевская семья готовилась навсегда покинуть страну после установления коммунистического режима , ему было отправлено приглашение покинуть свою резиденцию в Бране и присоединиться к ним в изгнании. Однако он отказался, заявив, что желает остаться в родной стране. [ 11 ] Он предстал перед судом нового режима, но еще не был приговорен, когда умер в Бране 5 мая 1948 года. [ 9 ] [ 138 ] сердечной недостаточности. [ 69 ] Два дня спустя он был похоронен на кладбище Гроавери в Брашове. Никаких особых наград не было, хотя Лапедату присутствовал и выступал от имени Академии. [ 139 ]

Позже в том же году Лапедату разрешили воздать должное памяти Пушкариу на общем собрании Академии. [ 140 ] Вакантное место занял историк литературы Джордж Кэлинеску в мае 1948 года. [ 141 ] Однако в июне Пушкариу был посмертно лишен членства в Академии в рамках более масштабной чистки живых антикоммунистов . [ 142 ] находящийся в изгнании, В ноябре писатель Мирча Элиаде, все еще восхвалял покойного, отмечая: «Почти вся работа, проделанная в румынской филологии за последние двадцать пять лет, была сделана благодаря ему. Он организовал Клужский университет с его замечательным Музеем румынский язык, он основал журнал Daco-Romania и стремился создать Фольклорный архив, Секстил Пушкариу верил, как и поколение Лучиана Блага, в главная судьба румынской духовности». [ 143 ]

Наследие

[ редактировать ]

В течение первых двух десятилетий после его смерти лингвисты в основном избегали использования работ Пушкариу в своих публикациях. Думитру Макря цитировал его еще в 1956 году, затем Ромул Тодоран , а затем Эмиль Петрович. [ 18 ] Бросив вызов коммунистической цензуре второго тома Limba română , Петрович также попытался добиться выхода в печать и заслужил одобрение Александру Граура и Йоргу Иордана . В то время рукопись была возвращена семье Пушкариу. [ 144 ] Другие коллаборационисты, многие из которых столкнулись с собственными трудностями в отношениях с режимом, не вспомнили о своем бывшем наставнике; в их число входили Капидан и Лацея, а также Джордж Джуглеа и Сильвиу Драгомир . [ 18 ] В 1959 году последний сделал косвенные ссылки на отношение Пушкариу к восточно-романскому диалекту как к единому диалекту, еще раз подчеркнув, что арумынский язык имеет более отдаленное отношение к румынскому языку. [ 145 ]

Работу над словарем перенесли в Бухарест, а музей и Дакороманию расформировали. [ 18 ] В 1977 году в Музее округа Брашов был проведен коллоквиум о жизни Пушкариу, посвященный столетию со дня его рождения. [ 11 ] Его репутация полностью восстановилась только после румынской революции 1989 года , когда его реабилитация была воплощена в международной конференции, состоявшейся в Клуж-Напоке в 1998 году. [ 146 ] Для сообщества румын, живущих в изгнании от коммунистического режима, Пушкариу послужил символом отказа служить новым властям, и в этом духе Альфонс Джуйланд опубликовал серию Cahiers Sextil Puşcariu в Западной Европе и в Соединенных Штатах. [ 11 ]

Сын Секстиля Раду (1906–1978) был известным хирургом; его жена Мария дожила до 1999 года. [ 147 ] Лия Пушкариу Маноилеску продолжала работать лингвистом до своей смерти в 1965 году, как и ее дочь от Маноилеску, [ 148 ] Магдалена Вульпе (1936–2003). [ 16 ] [ 146 ] Вулпе, опираясь на рукописи, оставленные в семейном склепе в Бране, опубликовал четыре тома своих мемуаров: «Călare pe dua veacuri» (1968), «Brasovul de alţodătă» (1977), «Мемуары» (1978) и «Sextil Puşcariu». Spita unui neam d'Ardeal (1998). [ 149 ] Музей румынского языка в конечном итоге превратился в Институт лингвистики и истории литературы Секстиля Пушкариу при Румынской академии , который носит его имя с 1990 года. [ 79 ] В 2008 году, примерно через 19 лет после антикоммунистического восстания, писатель Габриэль Василиу восстановил Румынское православное братство. [ 150 ] есть улицы имени Пушкариу В Бране, Клуж-Напоке, Ораде и Тимишоаре , а также средняя школа в Бране, а его бывший дом в центре деревни сохранился как музей.

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б Стоян, с. 418.
  2. ^ Флора, с. 663
  3. ^ Флора, с. 663. См. также Стоян, с. 418
  4. ^ Jump up to: а б Смотрите, стр. XIX–XX
  5. ^ Настаса (2010), стр. 83, 309–10
  6. ^ Дамиан, с. 121
  7. ^ См., с. хх
  8. ^ Крисан, с. 196
  9. ^ Jump up to: а б с (на румынском языке) Симона Сучу, «137 лет со дня рождения Секстиля Пушкариу, величайшего деятеля культуры Брашова» , Адевэрул , 4 января 2014 г.; по состоянию на 26 марта 2014 г.
  10. ^ Константинеску, стр. 299–301
  11. ^ Jump up to: а б с д и ж г Никулеску, с. 188
  12. ^ Настаса (2010), стр. 34–36
  13. ^ Jump up to: а б с д и ж (на румынском языке) Петру Поанта, «Universitatea Daciai Superioare» , в «Апострофе» , No. 11/2011
  14. ^ Jump up to: а б Василе Пушкаш, «Идеал современного университета: вступительные лекции в Клужском университете в межвоенный период (1919–1940)», с. 264. Bibliotheca Judaica , вып. 7, Румынский культурный фонд, 1994 г., ISBN   978-9-73-91327-4-9
  15. ^ Крисан, с. 201
  16. ^ Jump up to: а б с (на румынском языке) Николае Мокану, «Секстил Пушкариу, корреспондент Иона Агарбичану, Думитру Каракостя (I)» , в «Апострофе» , No. 6/2013
  17. ^ Jump up to: а б с (на румынском языке) Габриэль Василиу, «Секстиль Пушкариу и Астра» , Каэте Сильване , 14 февраля 2008 г.
  18. ^ Jump up to: а б с д и ж Никулеску, с. 187
  19. ^ Орнеа (1998), с. 126
  20. ^ Орнеа (1998), стр. 62, 126.
  21. ^ Настаса (2010), стр. 56, 84, 130
  22. ^ См., с. xxvi
  23. ^ Настаса (2010), стр. 111, 149
  24. ^ Настаса (2010), стр. 149, 242, 384
  25. ^ Настаса (2010), стр. 72–73, 197–99, 291
  26. ^ Настаса (2010), стр. 219–20
  27. ^ H., «Новости. Из Черновицкого университета», в Noua Revistă Română , No. 1/1908, с. 3
  28. ^ Jump up to: а б с д и Ливезяну (2000), стр. 225–26
  29. ^ Настаса (2010), с. 199
  30. ^ Мокану, с. 15
  31. ^ Настаса (2011), с. 46
  32. ^ Лучиан Бойя , «Германофилы». Румынская интеллектуальная элита в годы Первой мировой войны , с. 77–78, 109. Humanitas , Бухарест, 2010, ISBN   978-973-50-2635-6 ; Петре Дин, «Люсьен Блага и Первая мировая война. Годы 1915–1916», в Collegium Mediense , vol. VII (Научные коммуникации XVI), 2017, с. 73
  33. ^ См., с. xxxi
  34. ^ Онисифор Гибу , Люди среди людей: воспоминания , с. 413, 416. Под ред. Эминеску, 1990 г., ISBN   978-9-73-220161-9
  35. ^ Дамиан, пассим
  36. ^ Jump up to: а б с См., с. xxxii
  37. ^ Настаса (2010), с. 72
  38. ^ Jump up to: а б Мокану, с. 17
  39. ^ Балан, с. 96
  40. ^ Jump up to: а б Ион Цуркану , История румын: с более широким взглядом на культуру , стр. 519–20. Эд. Истрос, Брэила, 2007 г., ISBN   973-18-7102-0
  41. ^ Усы, с. 363
  42. ^ Балан, стр. 96–97; Дюк, с. 143
  43. ^ Унгуряну, с. 5
  44. ^ Унгуряну, с. 7. См. также Ион Филипчук, «Илие Лазар и первый трехцветный флаг на башне мэрии в Черновцах», в Bibliotheca Septentrionalis , т. 7. XIII, нет. 1 июня 2015 г., стр. 80, 82; Кристиан Мареш, «Невероятная жизнь настоящего румына (I)», в «Героях нации» , том. VIII, нет. 1 марта 2016 г., стр. 16–17
  45. ^ Унгуряну, с. 7
  46. ^ Брусановский, стр. 3.
  47. ^ Брусановский, стр. 5, 7–8
  48. ^ Усы, стр. 318–19
  49. ^ Балан, стр. 100.
  50. ^ Дюк, стр. 143–44; Усы, с. 364.
  51. ^ Себастьян-Драгош Бунгез, «Бакэу», в Богдане Мургеску , Андрее Флорине Сора (ред.), Голосует Большая Румыния. Парламентские выборы 1919 года «на опушке травы» , с. 219. Полиром, Яссы, 2019. ISBN   978-973-46-7993-5
  52. ^ Усы, стр. 318–20, 364
  53. ^ Герцог, с. 144
  54. ^ Унгуряну, с. 8
  55. ^ Майкельсон, стр. 118, 121–122, 133, 140.
  56. ^ (на румынском языке) Гаврил Истрате, «Лучиан Блага, наш современник» , с. 9, в Ежегоднике лингвистики и истории литературы , том. XXXIV, 1994–1995, стр. 9–18
  57. ^ См., с. xxxiv
  58. ^ Унгуряну, с. 10
  59. ^ Раду Флориан Бруя, «Образ румынского государства на Буковине между двумя мировыми войнами», в Журнале румынских литературных исследований , № 16, 2019, с. 442
  60. ^ Настаса (2010), с. 230
  61. ^ Орнеа (1995), с. 114
  62. ^ Думитру Неда, «Святой Павел как сын своего народа. Христианские мысли о любви к закону и нации», в «Христианской культуре », том. XIV, нет. 7–8, июль – август 1925 г., с. 228
  63. ^ Константинеску, с. 297
  64. ^ Евгений Негричи , Иллюзии румынской литературы , с. 230. Румынская книга , Бухарест, 2008. ISBN   978-973-23-1974-1
  65. ^ Настаса (2011), с. 90
  66. ^ Настаса (2011), стр. 44–46
  67. ^ Ливезяну (2000), стр. 272–73
  68. ^ Ирина Ливезяну , «Фашисты и консерваторы в Румынии: два поколения националистов», в Мартине Блинкхорне (редактор), Фашисты и консерваторы: радикальные правые и истеблишмент в Европе двадцатого века , стр. 215. Тейлор и Фрэнсис , Лондон, 1990 г. ISBN   978-0415239-66-0
  69. ^ Jump up to: а б с д и ж г (на румынском языке) Габриэль Василиу, «Судьба и... судьбы» , Каэте Сильване , 16 августа 2011 г.
  70. ^ Agrigoroaie, стр. 12–14, 17–18.
  71. ^ Агригороайе, с. 10
  72. ^ Анжела Магерушан Прекап, «Европейская идея в межвоенной прессе Муреш», в «Протоколах конгресса по европейской интеграции - между традициями и современностью» , том. 4, 2011, с. 332
  73. ^ Майкельсон, с.
  74. ^ См., с. ххххх; Никулеску, с. 188–89
  75. ^ (на румынском языке) Ион Симуц , «Николае Йорга - Неизвестная переписка». Архивировано 7 сентября 2011 года в Wayback Machine , в «Литературной Румынии» , No. 22/2006
  76. ^ «Напоминание», в «Трех крессах » , том. VIII, нет. 6 июня 1927 г., с. 111
  77. ^ Никулеску, стр. 189–90
  78. ^ Наэ Антонеску, Румынские журналы о культуре из межвоенной Трансильвании , том. 1, Издательство Клужского университета, Клуж-Напока, 1999 г., ISBN   978-9735950-24-8
  79. ^ Jump up to: а б с д и (на румынском языке) История на сайте Института лингвистики и истории литературы Секстиля Пушкариу; по состоянию на 26 марта 2014 г.
  80. ^ Старлинг, стр. 51–2
  81. ^ Настаса (2010), с. 387
  82. ^ Jump up to: а б Настаса (2010), стр. 313–14
  83. ^ Настаса (2010), стр. 180, 199, 313–14, 345
  84. ^ Нетеа, с. 149
  85. ^ Настаса (2010), с. 370
  86. ^ Настаса (2010), с. 212
  87. ^ Настаса (2010), с. 170
  88. ^ Настаса (2010), стр. 199, 345
  89. ^ Бринзеу и др. , стр. 77, 156
  90. ^ Мокану, стр. 14, 17. См. также Brînzeu et al. , с. 156
  91. ^ Иоан Оприш, «О некоторых реакциях румынского православного духовенства на ревизионистские претензии», в Cvmidava , vol. ХХХ, 2007, стр. 116, 120
  92. ^ Орнеа (1995), с. 113
  93. ^ Бринзеу и др. , с. 289
  94. ^ Нета, стр. 42–43, 51
  95. ^ Вероника Туркуш, «Секстиль Пушкариу между наукой и политикой. Итальянский эпизод 1933 года», в Dacoromania , vol. XXI, нет. 1, 2016, с. 95–100
  96. ^ Бойя (2012), стр. 104, 106; Настаса (2010), с. 199
  97. ^ Орнеа (1995), с. 207
  98. ^ Палач (2012), с. 104; Орнеа (1995), стр. 113, 205
  99. ^ Бойя (2012), с. 104
  100. ^ Настаса (2010), стр. 199–200
  101. ^ Орнеа (1995), стр. 410, 440, 451–452.
  102. ^ Jump up to: а б Олэреску, с. 176
  103. ^ Иоанн-Мирча Гитеа, «75 лет со дня интронизации епископа-мученика доктора Николае Поповичу, отраженного [ sic ] в румынском законе », в журнале Tabor Magazine , нет. 6 сентября 2012 г., с. 27
  104. ^ Бринзеу и др. , с. 328
  105. ^ Нетеа, с. 103
  106. ^ Олэреску, с. 175
  107. ^ Jump up to: а б (на румынском языке) Ирина Настаса-Матей, «Эмиль Чоран в академическом перерождении, 1933–1945» , в Ежегоднике Института истории «Джордж Барицю» - Серия Historica , No. ЛИ (2012), с. 252
  108. ^ Олэреску, стр. 176–77
  109. ^ Настаса (2010), стр. 313–14; Магдалена Вулпе, «Румынский институт в Германии», с. 45, в Studia Universitatis Babeş-Bolyai – Серия филологии , 1999, том. 44, нет. 1-2, с. 43–50
  110. ^ Бойя (2012), с. 161; Золтан Палфи, «Университет Клуж/Клуж в условиях культурной политики военного времени, 1940–1944 гг. Оценка моделей набора студентов», с. 44, в Studia Universitatis Babeş-Bolyai , Nr. 1/2005
  111. ^ Палач (2012), стр. 161, 201
  112. ^ Олэреску, с. 179
  113. ^ Jump up to: а б Олэреску, с. 178
  114. ^ Олэреску, стр. 179–80
  115. ^ Олэреску, с. 180
  116. ^ Jump up to: а б Олэреску, с. 181
  117. ^ Евгения Божога, «Бессарабские ссылки на Секстила Пушкариу», стр. 276–77, в Studia Universitatis Babeş-Bolyai – Series Philologia , 1999, том. 44, нет. 1-2, с. 271–78
  118. ^ Jump up to: а б Олэреску, с. 182
  119. ^ Настаса (2010), стр. 376–77
  120. ^ Олэреску, стр. 182–83
  121. ^ Jump up to: а б Олэреску, с. 184
  122. ^ Бойя (2012), с. 211
  123. ^ Константинеску, с. 298
  124. ^ Петрисор, стр. 207, 210–14
  125. ^ Петрисор, стр. 211–12
  126. ^ Константинеску, стр. 301–308
  127. ^ Старлинг, с. 23
  128. ^ Стоян, стр. 419–420
  129. ^ Палач (2012), стр. 263–264
  130. ^ См. стр. 257.
  131. ^ Богдан Кристиан Якоб, «Аватары румынской академии и исторического фронта: 1948 против 1955», в Владимире Тисмэняну (редактор), «Возвращение к сталинизму: установление коммунистических режимов в Восточно-Центральной Европе» , стр. 262. CEU Press , Будапешт, 2009, ISBN   978-963-9776-63-0
  132. ^ Лазарович и др. , с. 148
  133. ^ Стоян, стр. 420–21
  134. ^ Стоян, стр. 420.
  135. ^ Настаса (2010), с. 413; Стоян, с. 423–425
  136. ^ Стоян, стр. 420–23
  137. ^ Стоян, стр. 423–424
  138. ^ Настаса (2010), с. 470; Стоян, с. 425
  139. ^ Настаса (2010), с. 470; Стоян, с. 425. См. также Файчук, с. lxxxvi
  140. ^ См., с. lxxxvi
  141. ^ Бойя (2012), с. 264
  142. ^ Стоян, с. 425
  143. ^ См., с. 118
  144. ^ Сипот, с. 193
  145. ^ Сипот, стр. 207–8
  146. ^ Jump up to: а б Аврам, с. 192
  147. ^ Стоян, с. 419
  148. ^ Настаса (2010), с. 314; Олэреску, с. 176
  149. ^ Владимир Загаевский, Василе Павел, «Магдалена Вульпе (1936–2003)», в Журнале лингвистики и литературоведения , 2003, с. 143
  150. ^ Настаса (2010), с. 345
  • Ион Агригороайе, «Дипломатическая деятельность Николае Титулеску в 1920-е годы, отраженная в мемуарах», в Сучаве. Ежегодник Окружного музея , том IX, 1982, стр. 9–20
  • (на румынском языке) Миоара Аврам, «Незабываемый лексикограф: Лия ​​Пушкариу Маноилеску (1907–1965)» , в Dacoromania , III–IV, 1998–1999, Клуж-Напока, стр. 191–200
  • Теодор Бэлан, Буковина в мировой войне . Институт графики и издательство «Гласул Буковина», Черновцы, 1929 год.
  • Люциан Бойя , Ловушки истории. Румынская интеллектуальная элита между 1930 и 1950 годами . Эд. Humanitas , Бухарест, 2012 г., ISBN   978-973-50-3533-4
  • Николае Брынзеу (соавторы: Лия ​​Брынзеу, Луминица Валлнер-Бэрбулеску), Дневник старого священника . Евростампа, Тимишоара, 2011 г., ISBN   978-606-569-311-1
  • Пол Брусановский, «Хронология союза Буковины с Румынией (II): румынская интервенция в Буковину и ее союз с Румынией (8–28 ноября 1918 г.)», в Трансильвании , вып. 8/2019, стр. 1–8.
  • Помпилиу Константинеску , Критические очерки . Дом школ, Бухарест, 1947 год.
  • Василе Кришан, « Tribuna , tribunisti şi Marea Unire», в Astra Sabesiensis , nr. 4/2018, стр. 173–205
  • Штефан Дамиан, «Sextil Puşcariu sul fronte italiano della Prima guerra mondiale», в Transylvanian Review , вып. 2/2007, Клуж-Напока, стр. 107–121
  • Ион Г. Дука , Политические воспоминания, III . Йон Думитру-Верлаг, Мюнхен, 1982 г.
  • Элизабета Файчук, Секстил Пушкариу (1877–1948): биобиблиография . Эд. Клузиум, Клуж-Напока, 2000 г., ISBN   973-55-5179-9
  • (на румынском языке) Марин Флоря, «Женщины - врачи и фармацевты из семьи Пушкариу» , в Clujul Medical , вып. 85, том. 4, 2012, Клуж-Напока, стр. 663–66
  • Александру Граур , Имена людей . Научное издательство , Бухарест, 1965, ОСЛК   3662349
  • Мистер. Лазарович, Д. Алику, К. Поп, И. Хика, П. Ямбор, Шт. Матей, Э. Глодару, И. Чупеа, Г. Бодеа, Клуж-Напока – сердце Трансильвании . Эд. Исследование, Клуж-Напока, 1997 г., ISBN   973-97555-0-Х
  • Ирина Ливезяну , Культурная политика в Великой Румынии . Издательство Корнеллского университета , Итака, 2000 г., ISBN   0-8014-8688-2
  • Пол Э. Михельсон, «Ион И. Нистор в румынской политике, науке и культуре, 1919–1933» , в Codrul Cosminului , No. 1/2011, стр. 117–148
  • Николае Мокану, «Секстил Пушкариу, корреспондент Никифора Крайнича, AC Cuza, Арона Котруша, Мирона Кристя», в «Апострофе », № 7/2013, стр. 13–17
  • Сергей Мустяцэ, 1918 год в передачах «Свободной Европы» (1955–1991) , Под ред. Арк, Кишинев, 2018 г.
  • Люциан Настаса,
    • Интимность амфитеатров. Позы из частной жизни «литературных» академиков (1864–1948) . Эд. Лаймс, Клуж-Напока, 2010 г., ISBN   978-973-726-469-5
    • Университетский антисемитизм в Румынии (1919–1939) . Эд. Института изучения проблем национальных меньшинств, Клуж-Напока, 2011 г., ISBN   978-6-06-927445-3
  • Василе Нетя, Мемуары . Эд. Нико, Тыргу-Муреш, 2010 г., ISBN   978-606-546-049-2
  • (на румынском языке) Александру Никулеску, «Секстил Пушкариу - символ трансильванского достоинства» , в Dacoromania , новая серия, III – IV, 1998–1999, Клуж-Напока, стр. 187–190
  • (на румынском языке) Даниэла Олэреску, «Секстил Пушкариу - президент Румынского института в Берлине: табуированная тема?» , в журнале «Архив» , LXXXVI год (2009), вып. 1, стр. 175–186
  • З. Орнеа ,
  • Марин Петришор, «Происхождение румынских диалектов в представлениях румынских лингвистов», в « Анналах филологии» Университета Овидия , том. XIII, 2002, стр. 207–216
  • Сорин Шипош, «Сильвиу Драгомир и исследование Северо-Римских Балкан в контексте новых политических реалий Румынии», в книге Мирча Бри, Сорин Шипош, Иоан Хорга (ред.), Этноконфессиональные реалии в румынском регионе: исторические перспективы (XVII– XX столетий) , Издательство Университета Орадя, Орадя, 2011, стр. 189–214, ISBN   978-606-10-0626-7
  • Эмиль Стоян, «Секстил Пушкариу и Бранул. Последняя часть жизни», в Caietele Sextil Puşcariu , vol. II, 2015, с. 418–430
  • Константин Унгуряну, «Unirea Bucovina», в журнале «Historic» , ноябрь 2018 г., стр. 5–10, 42.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: ce8cb63da855441a5f6040da516ce0ab__1721036820
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ce/ab/ce8cb63da855441a5f6040da516ce0ab.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Sextil Pușcariu - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)