Секстиль-заключенный
Секстиль-заключенный | |
---|---|
Рожденный | |
Умер | 5 мая 1948 г. | ( 71 год
Альма-матер | Парижский университет Лейпцигский университет Венский университет |
Академическая карьера | |
Эра | 20 век |
Школа или традиция | Позитивизм |
Основные интересы | лексикография , социолингвистика , диалектология , культурсоциология , этография , фоноэстетика , ономастика , литературоведение , литература Румынии |
Влияния | Маттео Бартоли , Жюль Жильерон , Николае Йорга , Симион Мехединци , Вильгельм Мейер-Любке , Гастон Пэрис , Василе Пырван , Ромул Вуя , Густав Вейганд |
Под влиянием | Теодор Капидан , Сильвиу Драгомир , Джордж Джугля , Альфонс Джуйланд , Константин Лача , Думитру Макрея , Ион Мушла , Эмиль Петрович , Север Поп , Ромулус Тодоран |
Подпись | |
![]() |
Секстиль Иосиф Пушкариу (4 января 1877 - 5 мая 1948) был лингвистом и филологом австро-венгерского происхождения румынским , также известным своим участием в административной и партийной политике. Уроженец Брашова, получивший образование во Франции и Германии, он принимал активное участие в культурной жизни Трансильвании и работал профессором румынского языка в Черновцах в Буковинском герцогстве . Свою научную карьеру он начал в 1906 году, когда ему было поручено составить общий словарь румынского языка . Интересуясь различными дисциплинами, Пушкариу широко публиковался и привносил в Румынию новые идеи, а также курировал два монументальных проекта, связанных с языком: доведение своего словаря до буквы «L» и создание атласа языка.
Будучи солдатом австро-венгерской армии во время Первой мировой войны , Пушкариу поддержал создание Великой Румынии по ее завершении, возглавив отдел иностранных дел во временном правительстве, представляющем румын Буковины . Он также был основателем Glasul Bucovinei , газеты, которая помогала направлять румынский национализм в этом регионе, и вместе с Ионом Нистором курировал союз Буковины с Румынией в ноябре 1918 года. Под румынским правлением он руководил усилиями по созданию нового университета в Клуже . где он также основал в том же городе научно-исследовательский институт, занимающийся изучением его родного языка. Он продвигал междисциплинарные подходы, в первую очередь, уделяя социологическое внимание своим исследованиям в области лингвистики.
Хотя Пушкариу был приверженцем этнического национализма и культурного консерватизма , он принял европеизм во время своего пребывания в Международном комитете по интеллектуальному сотрудничеству . Он радикализировал себя в 1920-х и 30-х годах, сначала стремясь ввести еврейскую квоту в своем университете, а затем более открыто поддерживая фашистскую политику. На протяжении большей части этого периода он возглавлял Румынское православное братство, которое идентифицировалось с основной церковью и иногда вступало в конфликт с трансильванскими греко-католиками . С началом Второй мировой войны он переехал в Берлин , где возглавил институт пропаганды, призванный продвигать румынскую культуру в Германском рейхе , а также противодействовать оправданиям Венгрии поглощения Северной Трансильвании после Второй Венской премии в Германии. 1940 год.
Пушкариу вызвал подозрения у своих правительственных работодателей, которым не нравились его щедрые расходы и его продолжающееся участие в мятежной Железной гвардии . В конечном итоге его вынудили уйти в отставку в 1943 году. После его возвращения домой его здоровье ухудшилось, поскольку власти нового коммунистического режима возбудили судебное разбирательство. Он отказался бежать из Румынии и умер в Бране , не дожив до вынесения приговора. Работы Пушкариу в значительной степени избегали в течение двух десятилетий, а его научное наследие было полностью возрождено после краха режима в 1989 году.
Биография
[ редактировать ]Происхождение и молодость
[ редактировать ]Согласно собственному исследованию Пушкариу, семья возникла в Марамуреше , проводила время в Молдавии, прежде чем оказаться в южной Трансильвании . Их звали Юга в Марамуреше, их фамилия тогда была Пушкашу , как сообщается, профессиональная фамилия, обозначающая их охотничьи навыки (от puşcaş , что означает «стрелок»), [ 1 ] до того, как окончательная форма была выбрана по предложению епископа Иоанна Лемени (служил в 1833–1850 гг.). [ 2 ] Во второй половине 18 века некто Юга Пушкашу покинул Кара Фэгэрашулуй и прибыл в деревню Соходол недалеко от Брана ; именно от двух его сыновей произошла выдающаяся семья. [ 3 ] У деда Секстиля, Иоана Пушкашу, священника из Соходола, было пять сыновей и пять дочерей, что дало всем им тщательное образование. Одним из сыновей был Иоан Пушкариу , который стал известным юристом и историком, а другой, Иларион , оставил свой след как богослов. [ 4 ] Среди двоюродных братьев Секстиля был Эмиль, хирург, женившийся на сестре историка литературы Овидия Денсусиану . [ 5 ]
Отец Секстиля Иосиф (1835–1923) учился в трансильванско-саксонской средней школе в Брашове (известной тогда как Брассо и Кронштадт ), прежде чем его отправили изучать теологию в Сибиу . Митрополит Андрей Шагуна заметил, что у Иосифа нет священнического призвания, и разрешил ему покинуть семинарию, чтобы изучать право. После окончания Саксонской юридической академии, где он издавал юмористический информационный бюллетень, Пушкариу-старший работал судьей в Зэрнештах с 1848 по 1867 год , управляя своим залом на румынском языке. Женившись на Еуфросине Чурку, которая происходила из купеческой семьи, он переехал в Брашов, чтобы работать юристом. [ 4 ] Применив свой литературный талант, он основал Roşu Cocoşul юмористический журнал , редактируя его в период с 1874 по 1878 год и в 1881 году. [ 6 ] [ 7 ]

Секстиль Иосиф Пушкариу, шестой сын Иосифа и Евфосиной, родившийся в Брашове, позже имел еще двух братьев и сестру. [ 1 ] Он учился в румынской средней школе в своем родном городе, где изучал латынь и историю у учителя Василе Гольдиша . [ 8 ] прежде чем отправиться в Германию и Францию для получения степени бакалавра и доктора. [ 9 ] Воспитанный в духе позитивизма , он был одним из первых румынских ученых, совершивших переход от филологии к методической лингвистике. [ 10 ] В Парижском университете между 1899 и 1901 годами он учился у Гастона Пэрис , а его научным руководителем в Лейпцигском университете был Густав Вейганд . [ 11 ] Вейганд познакомил его с голландской студенткой румынского языка, которую Пушкариу позже назовет своей первой любовью. [ 12 ] Он также учился в Венском университете , [ 13 ] преподавал там в 1904 году. [ 14 ]
Как политический журналист, Пушкариу присоединился к неформальной группе, сформированной вокруг Октавиана Гоги , Октавиана Кодру Тэслэуану и Гицэ Попа и известной какtinerii ozeliliti («принужденная молодежь»). Основным объектом их критики была более консервативная Румынская национальная партия (ПНП). [ 15 ] В течение 1901 года произведения Пушкариу регулярно появлялись в Gazeta de Transilvania . Он также внес важный вклад в «Лучафэрул» , возглавляемый Тэслэуану (с которым он подружился, будучи одноклассником в Брашове), в то время как он появился как в Будапеште , так и, после 1906 года, в Сибиу. [ 16 ] В 1902 году он был избран членом-корреспондентом литературной секции АСТРА . В течение оставшейся части своей жизни он занимался деятельностью, связанной с обществом, хотя и с разной скоростью: активный в то десятилетие в своих филологических усилиях, в 1910-х годах он обнаружил, что его в значительной степени отогнали другие виды деятельности, только для того, чтобы организовать серию конференций, начиная с 1910-х годов. середина 1920-х годов в городах Трансильвании, как больших, так и малых. [ 17 ]
Дебют в академических кругах и опыт Первой мировой войны
[ редактировать ]Пушкариу часто пересекал территорию Королевства Румыния (« Старое Королевство », как упоминалось позже). Он был избран членом-корреспондентом Румынской академии в 1906 году, став титулярным членом в 1914 году. [ 18 ] Он также стал одним из нескольких трансильванских филиалов Sămănătorul , румынского традиционалистского и этнического националистического журнала в Бухаресте . [ 19 ] обнаружив, что его идеи по лингвистике и истории оспариваются Денсузиану и Ионом Аурелом Кандреа . [ 18 ] Научная работа Пушкариу была представлена в популярном обзоре Convorbiri Literare , сигнализируя о переходе последнего к самэнатористскому национализму. [ 20 ]
Находясь в Лейпциге, он познакомился с Вильгельмом Мейером-Любке , под руководством которого он начал свою университетскую карьеру и который предложил ему должность во Фрибурском университете . Пушкариу отказался, сославшись на желание быть ближе к румынским землям. [ 11 ] В 1903 году Пушкариу начал ухаживать за Леонорой Марией Димой. В соответствии с семейной традицией Пушкариу, которая благоприятствовала кровнородственному браку, она была внучатой племянницей его матери. [ 21 ] Леонора училась музыке в Брашове; ее отец, учитель математики в средней школе Пушкариу, был старшим братом композитора Георгия Димы . [ 9 ] [ 22 ] Они поженились 5 сентября 1905 года, выбрав академиков Иона Биану и Вирджила Чиофлека . своими крестными отцами [ 23 ] В приданое Леоноры входила вилла в Бране, ставшая любимым местом жительства Секстиля. [ 24 ] У Пушкариусов родилось трое детей. В различных более поздних моментах Секстил вспоминал свою супружескую жизнь как значительно улучшившую его жизнь, поскольку она представляла собой «идеальный союз душ». [ 25 ]
В 1906 году, после более ранних попыток Августа Требониу Лауриана , И. К. Массима , Богдана Петричеику Хасдеу и Александру Филиппиде , Румынская академия поручила Пушкариу написать Словарь румынского языка , причем двое последних лично передали ему свои записи. [ 17 ] Пушкариу принял вызов в трудное время: стареющий король Румынии Карол I попросил Филиппиде удалить все записи, содержащие неологизмы , в результате чего последний в знак протеста подал в отставку. [ 26 ] Пушкариу преподавал румынский язык и литературу в Черновицком университете в Буковинском герцогстве с 1906 года. Он заменил уходящего на пенсию Иона Г. Сбиру , [ 27 ] и в конце концов стал деканом факультета литературы и философии. [ 28 ] В этот период у него сложились тесные связи с филологом Алексеем Прокоповичем и историком Ионом Нистором . [ 29 ] В сентябре 1911 года он посетил Яссский университет в Румынии вместе с Матиасом Фридвагнером ; он подружился с А.С. Кузой , юристом и антисемитским доктринером. [ 30 ]
Находясь в Черновицах (румынское название: Черновцы ), Пушкариу отказался от возможности преподавать в Вене, так как он не смог бы читать лекции на румынском языке. [ 11 ] одновременно заявляя о своей приверженности пангерманизму . [ 31 ] Начало Первой мировой войны застало Пушкариу в Текиргиоле , Румыния. Офицер запаса австро -венгерской армии и в целом австрийский патриот , он поспешил вернуться на мобилизацию в Брашов. [ 32 ] и позже был отправлен в Сиснадие . В сентябре 1914 года, после концерта литургической музыки в лютеранском соборе Сибиу , он встретил Онисифора Гибу , которого знал с 1905 года и который отмечает глубокую обеспокоенность, которую вызывал Пушкариу продолжающийся конфликт. [ 33 ] [ 34 ] Впоследствии Пушкариу находился на Итальянском фронте . Там его чувства лояльности к Империи противоречили италофилии, которую он испытывал по отношению к стране, в жителях которой он видел естественных союзников румын, своего родного латинского народа . [ 35 ] Черновцы, место его резиденции, где он хранил свои рукописи и материалы, перешли к Российской императорской армии в первой половине войны. С февраля по июнь 1916 года его периодически госпитализировали из-за проблем с глазами, сначала в Триесте , где он встретил Юлиу Маниу , а затем в Инсбруке , а затем в Брашове. [ 36 ]
Когда Румынское королевство вступило в войну в августе 1916 года на стороне Тройственной Антанты , он находился либо дома в отпуске, либо на фронте, но в любом случае продолжал свои исследования. [ 36 ] Тем не менее ситуация вынудила его прервать работу над Словарем румынского языка, начатую им в 1906 году. [ 37 ] В январе следующего года он начал вести дневник, делая довольно регулярные записи вплоть до смерти жены в 1944 году. Находясь на фронте в начале 1918 года, занимаясь военным учетом и снабжением, он работал над глоссарием истро -румынского языка . [ 36 ] Его старший брат, инженер Антон Пушкариу, бежал из Австро-Венгрии и присоединился к румынской армии , умерев от тифа в гарнизоне Бакэу в 1917 году. [ 38 ]
объединение Буковины.
[ редактировать ]
К октябрю 1918 года Пушкариу вернул себе Буковину, присоединившись к румынскому националистическому формирующемуся в этом регионе собранию. Как сообщил очевидец Теодор Бэлан, его присутствие там было «большой удачей» для румынских групп, поскольку Пушкариу указал «прямой путь вперед» для своих коноционалов. [ 39 ] 12 октября он основал газету Glasul Bucovinei , ограниченной первоначальной целью которой была защита прав румын провинции, которые составляли абсолютное меньшинство местного населения. [ 40 ] Однако Гласул также сохранил скрытую цель, а именно: «разрушить уважение и страх, внушаемые Австрийской империей, и бороться за идеал панрумынского объединения». [ 41 ] События быстро развивались, и Пушкариу стал вице-президентом Румынского национального совета (CNR), который работал над объединением Буковины с Румынией . [ 40 ] Эта инициатива настроила Пушкариу против лоялиста Аурела Ончула , который наложил вето на все проекты слияния Буковины с Румынией. [ 42 ]
Пушкариу также был кооптирован Генеральным конгрессом Буковины , органом CNR, который утверждал, что является временным парламентом Буковины, в оппозиции к Украинскому собранию; с 27 октября 1918 года он работал в комитете по внешней политике вместе с Александру Хурмузаки и Георгием Григоровичем . [ 43 ] 9 ноября он помог Илие Лазару организовать вооруженное сопротивление Украинской Галицкой армии , оккупировавшей Черновцы. Эти нерегулярные формирования держались до прибытия румынских регулярных войск под командованием Якоба Задига . 11 ноября [ 44 ] Днем позже Пушкариу, который отказался от своего места в Генеральном Конгрессе, [ 45 ] был приведен к присяге в качестве государственного секретаря по иностранным делам при президенте Янку Флондоре и занимал эту должность до 18 декабря, когда кабинет передал полномочия регулярной румынской администрации. [ 46 ] 17 ноября, [ 47 ] он уехал с официальной миссией в Яссы , поблагодарив Задига за вмешательство. Именно здесь 22 ноября он возобновил контакты с Нистором, главой румынской миссии в Буковине, с которым достиг соглашения о признании унии. [ 48 ] Он поддерживал связи с румынскими националистами как в Трансильвании, так и в Молдавской Демократической Республике (или Бессарабии ). Он посоветовал первым «никогда не идти на компромисс с венграми», а вторым объявил, что Буковина стала румынской провинцией. [ 49 ]
Пушкариу также встретился с премьер-министром Румынии Ионом Брэтиану , который посоветовал ему продвигаться вперед в создании союза, отметив, что необходимо потребовать объединения и провести его, не дожидаясь международного арбитража. [ 50 ] Пушкариу сообщает, что все решения Брэтиану по этому вопросу были предварительно одобрены прикованным к постели Александром Константинеску . [ 51 ] Пушкариу и Нистор вернулись в Черновцы, тогда известные как Черновцы, где Нистор присоединился к CNR и подготовил проект профсоюзного акта. [ 52 ] На самом деле этот документ был написан в соавторстве с Дукой, Константинеску и Ионом Г. Дука , как свидетельствовал сам Дука в своих мемуарах. [ 53 ]
Во время его отсутствия Glasul Bucovinei была реорганизована в официальную ежедневную газету CNR, менеджером которой стал Пушкариу. [ 54 ] После этого признания он очень тесно сотрудничал с Нистором, помогая ему организовать радикально националистическую группу демократических юнионистов на базе интеллектуалов Глазула . Однако сам он был политически бездействующим и позже заявил, что разочаровался в политике. [ 55 ] Он по-прежнему больше занимался литературными делами. В январе 1919 года в журнале Glasul Пушкариу написал весьма положительную рецензию на Poemele luminii , дебютный том Люциана Блага из Трансильвании , что помогло ему начать карьеру. [ 13 ] [ 56 ] Трансильвания объединилась с Румынией 1 декабря 1918 года, но Пушкариу не смог присутствовать на торжествах в Алба-Юлии , будучи больным в постели от гриппа, которым он заразился в Яссах. [ 57 ] Болезнь также помешала ему принять в Черновцах делегацию бессарабских унионистов . 28 ноября [ 58 ]
Администратор университета и антисемитская кампания
[ редактировать ]После этих событий, которые ознаменовали кульминацию создания Великой Румынии , Пушкариу смог вернуться в Трансильванию, будучи назначенным первым ректором Высшего университета Дачии в Клуже . [ 11 ] В городе уже существовал Университет Франца-Иосифа , но его венгерский факультет отделился как блок, и потребовались совершенно новый профессорский корпус и административная структура. [ 13 ] [ 28 ] У обновленного университета было два основателя: идеалист Гибу и более практичный Пушкариу. Выбранный Руководящим советом, временным правительством Трансильвании, последний возглавил комитет из двадцати человек, которому была поручена, казалось бы, непреодолимая задача по созданию четырех факультетов (литературы и философии, медицины, науки и права) и набора профессоров в течение нескольких месяцев. Как коренной трансильванец, Пушкариу был знаком с австро-венгерской средой; он также имел отношения с академиками в Западной Европе и был близок к ряду деятелей Старого царства, особенно к Николае Йорге . [ 13 ] В состав комитета, созданного в июле 1919 года, вошли двенадцать профессоров университетов Ясс и Бухареста и восемь трансильванцев. [ 28 ]
В то время Пушкариу рекомендовал интеллектуалам Буковины и Трансильвании избегать любого участия в партийной политике Старого Королевства. [ 59 ] Несмотря на давление со стороны PNR, он объявил о строго аполитичном процессе найма, сделав исключение только для брата Маниу Кассиу , профессора права, которого он нашел «немного смешным, но дружелюбным и сдержанным». [ 13 ] Новые профессора были в основном молодыми, но в их число также входил контингент авторитетных ученых Старого Королевства и румын, работавших за границей, а также иностранных ученых. Пушкариу настоял на том, чтобы его официальное назначение было сделано внутри университета, а не правительством, что позволило ему лишить Яссы и Бухарест большего права голоса в разбирательстве. Он также выступал против распространения на Клуж того же свода законов, который регулировал институты Старого Королевства, поскольку считал их неудовлетворительными; законы не применялись единообразно до 1925 года. [ 28 ] Примечательно, что Пушкариу нанял Георгия Богдан-Дуйкэ вместо Евгения Ловинеску ; первый был не только трансильванцем и известным местным ученым, но и зятем Йорги. Это была идея Пушкариу привлечь иностранных ученых, в основном из Франции, в том числе географа Эммануэля де Мартонна , который нарисовал расширенные границы Румынии на Парижской мирной конференции ; и Жюль Гюяр из Лионского университета , который стал первым главой медицинского факультета. Курсы начались в ноябре 1919 года, а торжественное открытие состоялось в феврале следующего года. Клуж внезапно стал заметным европейским академическим центром. [ 13 ] [ 28 ] Пушкариу покинул ректорат в 1920 году. [ 14 ]
Хотя он и вступил в масонство , [ 60 ] Пушкариу оставался верным своей идентичности как члена Румынской Православной Церкви ; он выделялся среди своего поколения тем, что объединил национальную и религиозную идентичность в культурно-консервативную форму. В своем трактате по истории румынской литературы 1921 года ( Istoria literaturii române. Epoca veche ) он пришел к выводу, что «наше православие было самым значительным событием в нашем культурном развитии». Это, как он тогда отмечал, имело как положительные, так и отрицательные последствия: румыны отсутствовали в эпоху Возрождения , но также могли свободно развивать свою собственную культуру, культуру «меры и гармонии». [ 61 ] Работа критиковала монашество , особенно его воплощение в католической церкви , утверждая, что «монастыри всегда способствовали интернационализму». [ 62 ] Istoria literaturii... , «очень популярная среди студентов и деятелей культуры», [ 63 ] и находясь под сильным влиянием Йорги, он поставил перед собой задачу обнаружить или вернуть ранние вклады в изобразительное письмо в средневековых княжествах . По словам историка литературы Евгения Негрича , эта попытка была неубедительной: «Эстетическая игра скромна, а критическая проницательность и новизна интерпретации [Пушкариу] хрупки. [...] Однако впечатляющие иллюстрации и открытость [.. .] по отношению к другим видам античного искусства (архитектуре, живописи, вышивке, миниатюре и т. д.) не лишены последствий. Столь богатая и пестрая среда становится резонансным ящиком для малоуловимого. звучание настоящей литературы. Теперь мы можем обмануть себя, считая, что эта литература полна силы и последовательности». [ 64 ]
Антисемитская . кампания охватила румынские университеты после Первой мировой войны. В этом контексте, когда начался 1920–1921 учебный год, Пушкариу выразил обеспокоенность тем, что евреи были непропорционально представлены на медицинских и юридических факультетах Он предположил, что они сосредоточились на этих предметах из-за более надежных и прибыльных карьерных перспектив, учитывая нехватку врачей, администраторов и судей в недавно приобретенных провинциях Румынии. Еврейская квота была введена в Венгерском королевстве в сентябре 1920 года, что привело к резкому увеличению набора венгерских евреев в Клуж. По инициативе руководства медицинского факультета сенат университета обсудил введение аналогичной политики. [ 65 ] социолога Евгения Эрлиха В начале 1921 года студенты, к которым позже присоединились деятели культуры, начали требовать увольнения с профессорской должности в Черновцах. Эрлих был евреем, принявшим католицизм, но основным мотивирующим фактором его увольнения, судя по всему, была кампания по заполнению преподавательских должностей этническими румынами. Эрлих, который был ректором в 1906–1907 годах, сыграл важную роль в приеме Пушкариу на работу в университет. Однако никто не вмешался от его имени; даже Пушкариу не пытался остановить увольнение своего благодетеля. [ 66 ]
К 1922–1923 годам, когда националистическое, антидемократическое и антисемитское студенческое движение, сосредоточенное вокруг Корнелиу Зеля Кодряну, набрало силу, он не был в авангарде его радикальных сторонников, а, скорее, фигурировал среди группы умеренных, респектабельных академических сторонников, которые поддержал агитаторов и придал им вид всеобщего одобрения. [ 67 ] В марте 1923 года он написал статью, в которой аплодировал 15 000 участников студенческого движения; высоко оценив проявленную ими сплоченность, редкую для Румынии, он заявил, что они представляют собой «здоровую и спонтанную реакцию национального инстинкта сохранения». Обращаясь к студентам из Буковины, он назвал еврейскую квоту тем, что поддержали бы все, кто желал стране добра, поскольку «в нашей стране, [которую мы] завоевали столь многими жертвами, нам больше нечем дышать; вторжение иностранного элемента душит нас, душит нас». [ 68 ]
Музей румынского языка
[ редактировать ]
Между 1922 и 1926 гг. [ 69 ] Пушкариу входил в состав делегации Румынии в Лиге Наций . Это позволило ему регулярно покидать страну, а также укрепило его дружбу с дипломатом Николае Титулеску , которого Пушкариу назвал «очаровательным». Вместе они защищали дело Румынии от претензий на собственность, предъявленных в Трансильвании венгерскими гражданами. [ 70 ] В 1923 году Пушкариу также помог историку искусства Джорджу Опреску занять должность в Международном комитете интеллектуального сотрудничества , членом которого он сам был. [ 71 ] В следующем году Пушкариу выпустил журнал Cultura из Клужа. Это закрепило его принадлежность к европеизму и поддержку Лиги Наций. [ 72 ]
Примерно с 1922 года Пушкариу обращался к различным интеллектуалам и политикам с целью создания новых институтов для сохранения культурной самобытности. Вместе с Винтилэ Брэтиану и Нистором он основал Фонд Брэтиану, который финансировал сеть летних школ для образования взрослых . [ 73 ] С помощью Йорги Пушкариу основал Музей румынского языка , исследовательский институт, который он задумал в начале 1917 года, находясь на фронте. Большая группа сотрудников и студентов, которые продвигали язык как академическую дисциплину, стала известна как Клужская школа лингвистики. Вместо того чтобы ограничиваться узкой областью знаний, Пушкариу включил в свои исследования лингвистику, историю, социологию и даже литературу, постоянно обращаясь к исследованиям в других дисциплинах. [ 74 ] [ 75 ] Например, в 1927 году он написал статьи о том, как румынская война за независимость повлияла на трансильванское общество: [ 38 ] а также обзор венгерских заимствований на румынском языке, который был напечатан в «Пастортузе» . [ 76 ]
Пушкариу познакомил румынскую лингвистику с теориями Мейера-Любке, особенно в том, что касается формы латыни, лежащей в основе языка; идеям Маттео Бартоли об изолированном и периферийном положении языка; и понятиям Жюля Жильерона диалектологическим . Что касается румынских ученых, он включил археологические находки Василе Пырвана , а также социологические и фольклорные исследования Симиона Мехединци и Ромула Вуя . Его уважение к их мнениям побудило его опираться на работы Денсусиану, Кандреа, Константина К. Джуреску , Йоргу Иордана , Александру Розетти , Александру Граура и других. [ 77 ] На его счету более восьмисот статей и множество книг. [ 69 ] В 1930 году он помог организовать в здании музея Фольклорный архив; под руководством Иона Мушля это было первое учреждение в стране, занимающееся исключительно изучением фольклорных традиций . [ 78 ]
Музей, связанный с Клужским университетом (вскоре переименованным в честь короля Фердинанда I ), имел своими целями распространение народного интереса к изучению и развитию румынского языка , подготовку румынских филологов и публикацию монографий, специальных словарей, глоссариев. и библиографии. В конечном итоге музей стал нервным центром великого словарного проекта, возобновленного после попыток 1906 года; этот проект возглавили Константин Лача и Теодор Капидан , которым, в свою очередь, на разных этапах помогали многочисленные другие лингвисты. Лексические и этимологические заметки представлялись на еженедельных собраниях, а затем публиковались в музейном журнале «Дакоромания» , и таким образом практически все активные сотрудники музея внесли свой вклад в создание Словаря . Пушкариу и его команда работали 43 года, до 1948 года, составив около 60 000 определений на более чем 3 000 страницах, вплоть до буквы «L». [ 79 ]

Вторым крупным проектом музея стал Румынский лингвистический атлас , задуманный и возглавляемый Пушкариу, но главным образом реализованный двумя его соратниками, Севером Попом и Эмилем Петровичи . Пара подготовила полевые исследования в 398 населенных пунктах, провела работу в период с 1930 по 1938 год, после чего нарисовала карты. К 1943 году вышло четыре тома, охватывающих исследования Попа, и три тома Петровичи, а также том, посвященный диалектным текстам. [ 79 ] Наконец, «Дакоромания» вышла с 1921 по 1948 год в одиннадцати огромных томах общим объемом около 9000 страниц. В журнале публиковались исследования, статьи, заметки и рецензии, главным образом, по языкознанию (лексикологии, диалектологии, лингвогеографии, истории языка, ономастике, общему языкознанию, грамматике, фонетике и фонологии) и филологии, а также исследования по истории и литературоведению, культурологии. история и фольклор. Каждое издание включало библиографию, в которой систематически записывались труды по лингвистике, филологии, фольклору, этнографии и литературе, связанные с румынским языком, культурой и литературой, как внутри страны, так и за рубежом. [ 79 ]
Над журналом работали три поколения ученых, большинство статей было представлено на еженедельных собраниях. Пушкариу в некрологе Николае Дрэгану прокомментировал полезность этих сессий, отметив, что участники выиграют от конструктивной критики, «иногда указывая, в основном умно, но никогда не горько, поскольку критический дух никогда не возникал из удовольствия разрушать, а из желания совершить, при этом радость от чужого открытия всегда была больше, чем искушение упорствовать в ошибке». [ 79 ] Несмотря на то, что Пушкариу оставался «очарованным латинскими элементами» ономастики, он объявил в «Дакоромании» о своем выводе о том, что ни одна румынская фамилия не восходит к римскому источнику, что противоречит Филиппиду в этом отношении. [ 80 ] Еще более спорным является то, что журнал разделил своих авторов по классам дохода: хотя большинство из них получали гонорары в размере 150 леев , статьи Йорги стоили около 1000 леев за страницу. [ 81 ] Учреждение также обеспечило стабильную работу членам семьи Пушкариу, включая дочь Лию, невестку Марию и племянника Василе Бологу. [ 82 ]
ЗА и Железная Гвардия
[ редактировать ]К 1931 году Лия Пушкариу вышла замуж за Григоре Маноилеску , брата влиятельного идеолога Михаила Маноилеску . Воодушевленный своими родственниками из Маноилеску, Пушкариу какое-то время симпатизировал Демократической националистической партии Йорги и некоторое время был директором ее регионального органа « Друмул Ноу» . [ 83 ] Он также считается основателем газеты, а ее редактором был школьный учитель Иоан Костя. [ 84 ] Круг, который он создал вокруг себя, был известен своей активной поддержкой авторитарного короля Румынии Карола II . [ 82 ] Пушкариу также пытался заняться национальной политикой в качестве представителя университета в Сенате Румынии . Он представил себя на выборах в июне 1931 года , но проиграл более популярному Николае Бэнеску ; этот конфликт перерос в местный скандал, когда Пушкариу обвинил Бэнеску в оппортунизме. [ 85 ] У Пушкариу случился еще один скандал с историком Александру Лапедату , которого он вызвал на дуэль на мечах в октябре 1931 года. В конечном итоге этот исход был предотвращен, когда они согласились примириться. [ 86 ] В то же время Пушкариу стал критиковать поведение Йорги - уже в 1923 году он жаловался, что его бывший наставник был «диктаторским». [ 87 ]
В соответствии со своей ортодоксальной программой Пушкариу также помог Николае Ивану создать Румынское православное братство (FOR), которое, как отмечает историк Лучиан Настасэ, находилось под влиянием крайне правых групп. [ 88 ] Она существовала как аналог и соперник AGRU, светской организации Трансильванской греко-католической церкви . Якобы в 1934 году он отдал приказ бойкотировать публичные церемонии, посвященные юбилею AGRU, хотя разрешил своим коллегам присутствовать на тех мероприятиях, где присутствовал и Кэрол II. [ 89 ] Пушкариу занимал пост президента FOR с марта 1933 по 1939 год и провел праздничный Конгресс в октябре 1935 года. [ 90 ] Примерно в этот же день ФОР вмешалась в трехсторонние переговоры между Румынией, Венгрией и Святым Престолом , требуя Конкордата аннулирования Эманоила Году . 1932 года и требуя, чтобы Венгрия немедленно передала имущество [ 91 ] На другом конгрессе в 1937 году он повторил утверждение, что «наше православие — наш единственный критерий дифференциации, ибо мы — единственный латинский народ православной веры». [ 92 ] Его антикатолическая риторика была особенно сильной, заставив правительство извиниться за то, что терпело это зрелище. [ 93 ]
Погрузившись в культурную политику Трансильвании, Пушкариу возобновил свои связи с ASTRA, посетив ее самый скандально известный конгресс, состоявшийся в сентябре 1934 года в Тыргу-Муреше . Именно здесь он представил свой доклад о «литературных перспективах эпохи». [ 94 ] Хотя его работа снова увела его из ASTRA в 1940-х годах, именно президенту его отделения в Брашове он отправил рукопись своей истории города в 1947 году. [ 17 ] В марте 1933 года работу Пушкариу оценивали правительственные чиновники фашистской Италии . Это последовало за предложениями историка Франческо Салаты , который хотел, чтобы Пушкариу получил итальянскую государственную награду, и который отметил, что Бартоли удостоился такой же чести в Румынии. Предложение было отклонено, когда стало ясно, что Пушкариу выступает против венгерского ревизионизма , а Италия его потворствует. [ 95 ]
В середине 1930-х годов Пушкариу стал явным сторонником полулегального фашистского движения Кодряну, « Железной гвардии» (или «Движения легионеров»). Записи, как правило, показывают, что он официально не регистрировался в самой гвардии. [ 96 ] хотя его имя фигурирует среди членов политического фронта Гвардии, партии «Всё для страны». [ 97 ] Он также подписал свое имя в списке интеллектуалов, которые «верили в победу легионеров». [ 98 ] По этому случаю он отметил, что гвардия была самым надежным способом противодействия «еврейскому движению» в университете, но также выразил свое восхищение «искренней религиозностью» и «добродетелью» Кодряну. [ 99 ] Пушкариу также был известен своей хвалебной речью в связи со смертью Иона Моцы и Василе Марина , добровольцев-гвардейцев среди испанских националистов . Он изобразил себя благочестивым и старым просителем на их могиле и выразил благодарность за то, что «новый дух пронесся над нашей страной». [ 100 ] Сотрудник журнала Guardist Buna Vestire , он присоединился к кампании против модернистской литературы и «еврейского влияния» в румынских письмах. [ 101 ] Консул нацистской Германии в Клуже отметил, что «явно правая ориентация» Пушкариу, возможно, помешала ему получить ректорат или даже пост в академическом сенате на последних университетских выборах. [ 102 ]
При авторитарном режиме, установленном Кэролом как « Фронт национального возрождения », Румыния ощущала растущее давление венгерского ревизионизма. Во время митинга ЗА в ноябре 1937 года Пушкариу похвалил короля за строительство цепочки фортов в округе Бихор , на границе Румынии с Венгрией. В то время он утверждал, что Орадяская епархия также служила защитой от иностранного проникновения. [ 103 ] На следующем съезде в ноябре 1938 года Пушкариу приказал смягчить антикатолицизм. В резолюции, принятой группой, говорилось о «расовой сплоченности» между греко-католиками и православными, но при этом все же призывалось первых принять православие. [ 104 ]
Берлинский институт
[ редактировать ]Через год после начала Второй мировой войны территориальные требования Венгрии получили поддержку Германии, что ограничило выбор Румынии. В августе 1940 года Пушкариу присутствовал на кризисной встрече трансильванской знати. Он занял примирительную позицию, поддержав добровольный обмен территориями с Венгрией. [ 105 ] После вручения при посредничестве нацистов Второй Венской премии большая территория, определенная как « Северная Трансильвания », была повторно аннексирована Венгрией. Политический кризис, возникший в результате этого события, также имел маловероятные последствия, приведя к власти Железную гвардию и создав « Национальное государство легионеров ». Чуть ранее, в августе 1940 года, Пушкариу предложил основать Румынский институт со штаб-квартирой в Берлине в Германии, став его первым президентом и проработав до 1943 года. [ 106 ] Целью этого органа было противодействие венгерской пропаганде, особенно в отношении Северной Трансильвании. [ 107 ]
Пушкариу, который вносил щедрые финансовые пожертвования в казну Гвардии, основывал свой прием на работу в институте на том, принадлежали ли кандидаты к движению, и, по словам одного из его сотрудников, он был членом сената Гвардии. [ 102 ] Директором института стал Григоре Маноилеску, который вернулся в политику в качестве деятеля Железной гвардии; [ 108 ] Максимилиан Хацман , бывший ректор Черновцов, был старым другом; среди молодых сотрудников был Константин Нойка . [ 107 ] Приказ о создании института поступил 16 августа — еще во время режима Фронта национального возрождения — из Министерства иностранных дел , возглавляемого Михаилом Маноилеску. [ 109 ] Тем временем Пушкариу, как символ преемственности, был предложен продленный мандат ректора Клужского университета, который переехал в Сибиу из-за Венской премии; он согласился и вступил в должность в октябре. [ 110 ] Переехав в Берлин, он передал свои полномочия своему союзнику Прокоповичу, а затем Юлиу Гациегану . [ 111 ]
Штаб-квартира института Пушкариу располагалась в здании с 26 комнатами в западном Берлине, оснащенном мебелью высочайшего качества, заказанной Пушкариу, и местом проведения больших приемов с участием политиков и деятелей культуры. Например, в июле 1942 года министр образования Бернхард Руст нанес визит, продолжавшийся более шести часов. Пушкариу высказался на тему постоянного присутствия румын на дунайском пространстве , особенно в Трансильвании, и, согласно внутреннему меморандуму, визит завершился словами: « исключительно сердечные» высказывания в адрес своей страны. [ 112 ] Пушкариу в своих статьях и интервью делал лестные замечания о нацистском режиме, называя его «новой главой мировой истории» и «новым миром, новой эрой в жизни немецкого государства». Деятели нацистской партии были приглашены на приемы, в том числе в 1941 году в память о Моце и Марине. [ 113 ]
Тем временем Пушкариу взялся распространять знания о Румынии и ее культуре в Германии. Институт находился в подчинении Министерства пропаганды Румынии , и еще в 1931 году Пушкариу написал статью, в которой выразил обеспокоенность тем фактом, что внешняя пропаганда Румынии была намного слабее, чем у ее соседей. [ 113 ] Он стремился к постановке румынских произведений в Германии, добившись, например, представления Сабина Дрэгоя оперы «Напаста» и Джорджа Чиприана пьесы «Человек и его мул» в Эльбинге в конце 1942 года. [ 114 ] В 1940 году было известно, что Румыния пользуется не очень положительным имиджем в Германии, а консул страны в Кельне отмечал, что ее жителей считали «цыганами или, в лучшем случае, балканскими людьми с очень примитивными привычками». Пушкариу попытался изменить это с помощью многочисленных статей, появившихся в специализированных изданиях, которые он смог напечатать благодаря своим связям в Германии. [ 115 ] Пропагандистские книги и статьи, вышедшие под руководством Пушкариу, были призваны показать немцам, что румыны были арийским народом, что Румыния заслужила возвращение утраченных территорий благодаря союзу с Германией, что русские были коммунистическим народом, желающим использовать Бессарабию в качестве плацдарм для нападения на остальную Европу, в то время как румыны были антикоммунистами с начала венгерско-румынской войны в 1918 году и рассматривали спорную провинцию как линию обороны. [ 116 ]
Он привел аналогичные аргументы в «Басарабии» , обширной статье 1941 года в журнале Revista Fundațiilor Regale , в которой описывалась история провинции с древности до ее возвращения в Румынию во время операции «Барбаросса» . Разъясняя то, что он считал пренебрежением и презрением имперской России к Бессарабской губернии , он противопоставил это «земле, ставшей пахотной благодаря трудолюбивому оружию» румын. Пушкариу также упомянул вывод римской армии в Дакию Рипенсис в 271 году нашей эры , в результате которого земледельческое население Римской Дакии стало уязвимым для нападений варваров, сравнив это с уходом румынской армии из Бессарабии в прошлом году и последующей советской оккупацией . Он предположил, что варвары III века «конечно, не были более бесчеловечными, чем большевики, захватившие Бессарабию в 1940 году». [ 117 ] Как старый приверженец саманаторизма , Пушкариу решительно пропагандировал крестьянина как символ румынизма. [ 116 ] Он распространял фотографии простых жителей Буковины, строил нереализованные планы по созданию книг о румынском искусстве и исследовал возможность создания или возобновления программ румынского языка в ряде ведущих немецких университетов. За свою деятельность он был награжден орденом Немецкого орла . [ 118 ]
К 1940 году государственные должности и различные льготы по работе обеспечили Пушкариу комфортный образ жизни; он получил около 62 000 леев в виде регулярных выплат за свою работу в Румынии, а также «нераскрытую» зарплату за свою деятельность за границей. [ 119 ] Однако его работа там вскоре оказалась в центре внимания расследования, особенно после восстания легионеров , которое привело к отстранению Железной гвардии от власти в начале 1941 года. Еще в октябре 1940 года министерства образования и культуры отметили «диктаторские» полномочия Пушкариу. были отменены генералом Ионом Антонеску страны . , руководителем в найме персонала, но в декабре [ 118 ] начал расследование В феврале следующего года возникли финансовые проблемы: Михай Антонеску якобы непомерных сумм, потраченных институтом. В конечном итоге Пушкариу потерял должность ректора в Сибиу и был обвинен в ведении многомесячной кампании против Иона Антонеску после увольнения гвардии. [ 120 ] Он часто выражал мнение, что Генрих Гиммлер вернет Гвардию к власти, а последняя затем свергнет Антонеску. [ 121 ]
После проверки в 1941–1942 годах институт получил чуть более трети из заложенных в бюджет 15 миллионов леев ; половина за 1942–1943 гг.; но ноль из 10 миллионов в 1943 году. Эти шаги были связаны не только с гвардейским прошлым Пушкариу, но и с его политическими маневрами, которые поставили вопрос о закрытии института. Сокращение бюджета стало для него сигналом уйти в отставку и вернуться в Румынию. Хотя какое-то время ему удавалось финансировать институт из своей зарплаты в Берлинском университете , а также, судя по всему, из другого, неизвестного источника, в конце концов он ушел в середине 1943 года. [ 121 ] Тем не менее, Пушкариу официально одобрил основную политику Антонеску, включая войну Румынии на Восточном фронте . [ 122 ]
Последние годы
[ редактировать ]Член Постоянного комитета лингвистов , Пушкариу был принят в Саксонскую академию наук и гуманитарных наук в 1936 году, а в 1939 году стал вторым румыном после Димитрия Кантемира , вступившим в Прусскую академию наук . [ 18 ] Помимо своей деятельности в качестве пропагандиста, он работал над своим исчерпывающим трактатом по Limba социолингвистике română («Румынский язык»), изданным Editura Fundaşiilor Regale . По мнению филолога Помпилиу Константинеску , работа вышла за «узкие рамки специализации», превратив историческое развитие языка в этнографическое «зеркало» румынской культуры и цивилизации. [ 123 ] Limba română , которая была напечатана в 1940 году, исследовала прото-румынский язык (названный Пушкариу под названием străromână ) и говорила о большом Sprachbund, включающем все восточно-романские языки ; его теория, определяющая истро-румынский язык как западную разновидность языка, была с тех пор исправлена его учеником Петровичем. [ 124 ] Его взгляды на эту тему также подвергались сомнению с 1941 года Александру Розетти , который отметил, что арумынский язык сильно отличается от места своего происхождения. [ 125 ] Другие части книги положили начало профессиональному изучению румынской лексики , представив фонэстетическую ретроспективу национального поэта Михая Эминеску и социологический анализ неологизмов. [ 126 ] В нем также были представлены новые размышления Пушкариу об ономастике, в которых зафиксировано влияние популярных романов на имена при крещении румынских девочек. [ 127 ]
Спасаясь от воздушных бомбардировок , Пушкариу провел 1944 год со своей дочерью и родственниками в Бране. В августе он услышал новости о государственном перевороте в Румынии в 1944 году и переходе страны на сторону союзников . Как отметила Мария Пушкариу, вся семья молчала и беспокоилась о будущем, а люди на улицах праздновали. [ 128 ] В сентябре левое Общество румынских писателей исключило Секстила из своих рядов. [ 129 ] тем самым сигнализируя о его маргинализации. В октябре указ вынудил Пушкариу уйти в отставку, в том числе из музея, которым он руководил четверть века. В том же месяце пресса Коммунистической партии начала преследовать Пушкариу за его политические взгляды: România Liberă опубликовала статью, осуждающую его как предателя, [ 69 ] [ 130 ] в то время как Contemporanul включил его в список «военных преступников, еще не находящихся под судом», в эту категорию также входят Ион Петрович и Георге И. Брэтиану . [ 131 ] Это открыло путь к дальнейшим нападкам в коммунистической прессе, где такие термины, как «фашист» и « враг народа ». в отношении лингвиста использовались [ 132 ]
В сентябре Леонора умерла, как сообщается, от шока, ставшего свидетелем прибытия советских оккупантов и депортации немецкого гражданского населения . [ 133 ] Глубоко потрясенный этой потерей, [ 69 ] [ 134 ] Секстил остался изолированным в Бране. В конце декабря у него случился инсульт, из-за которого он не мог пользоваться правой рукой и был вынужден научиться печатать левой. [ 16 ] [ 69 ] [ 135 ] Он все же нашел защиту у принцессы Илеаны , которая подружилась с его сыном Раду. Как вспоминает Илеана в своих мемуарах, ей и хирургу Корнелу Кэрпинишану удалось преувеличить состояние здоровья Пушкариу, что помешало властям арестовать его; Кэрпинишан также получил отсрочку от своего личного друга, коммунистического властителя Иона Георге Маурера . [ 136 ]
В течение оставшихся трех лет Пушкариу продолжал активно писать мемуары и работать над проектом словаря. [ 69 ] [ 137 ] В январе 1948 года, когда румынская королевская семья готовилась навсегда покинуть страну после установления коммунистического режима , ему было отправлено приглашение покинуть свою резиденцию в Бране и присоединиться к ним в изгнании. Однако он отказался, заявив, что желает остаться в родной стране. [ 11 ] Он предстал перед судом нового режима, но еще не был приговорен, когда умер в Бране 5 мая 1948 года. [ 9 ] [ 138 ] сердечной недостаточности. [ 69 ] Два дня спустя он был похоронен на кладбище Гроавери в Брашове. Никаких особых наград не было, хотя Лапедату присутствовал и выступал от имени Академии. [ 139 ]
Позже в том же году Лапедату разрешили воздать должное памяти Пушкариу на общем собрании Академии. [ 140 ] Вакантное место занял историк литературы Джордж Кэлинеску в мае 1948 года. [ 141 ] Однако в июне Пушкариу был посмертно лишен членства в Академии в рамках более масштабной чистки живых антикоммунистов . [ 142 ] находящийся в изгнании, В ноябре писатель Мирча Элиаде, все еще восхвалял покойного, отмечая: «Почти вся работа, проделанная в румынской филологии за последние двадцать пять лет, была сделана благодаря ему. Он организовал Клужский университет с его замечательным Музеем румынский язык, он основал журнал Daco-Romania и стремился создать Фольклорный архив, Секстил Пушкариу верил, как и поколение Лучиана Блага, в главная судьба румынской духовности». [ 143 ]
Наследие
[ редактировать ]В течение первых двух десятилетий после его смерти лингвисты в основном избегали использования работ Пушкариу в своих публикациях. Думитру Макря цитировал его еще в 1956 году, затем Ромул Тодоран , а затем Эмиль Петрович. [ 18 ] Бросив вызов коммунистической цензуре второго тома Limba română , Петрович также попытался добиться выхода в печать и заслужил одобрение Александру Граура и Йоргу Иордана . В то время рукопись была возвращена семье Пушкариу. [ 144 ] Другие коллаборационисты, многие из которых столкнулись с собственными трудностями в отношениях с режимом, не вспомнили о своем бывшем наставнике; в их число входили Капидан и Лацея, а также Джордж Джуглеа и Сильвиу Драгомир . [ 18 ] В 1959 году последний сделал косвенные ссылки на отношение Пушкариу к восточно-романскому диалекту как к единому диалекту, еще раз подчеркнув, что арумынский язык имеет более отдаленное отношение к румынскому языку. [ 145 ]
Работу над словарем перенесли в Бухарест, а музей и Дакороманию расформировали. [ 18 ] В 1977 году в Музее округа Брашов был проведен коллоквиум о жизни Пушкариу, посвященный столетию со дня его рождения. [ 11 ] Его репутация полностью восстановилась только после румынской революции 1989 года , когда его реабилитация была воплощена в международной конференции, состоявшейся в Клуж-Напоке в 1998 году. [ 146 ] Для сообщества румын, живущих в изгнании от коммунистического режима, Пушкариу послужил символом отказа служить новым властям, и в этом духе Альфонс Джуйланд опубликовал серию Cahiers Sextil Puşcariu в Западной Европе и в Соединенных Штатах. [ 11 ]
Сын Секстиля Раду (1906–1978) был известным хирургом; его жена Мария дожила до 1999 года. [ 147 ] Лия Пушкариу Маноилеску продолжала работать лингвистом до своей смерти в 1965 году, как и ее дочь от Маноилеску, [ 148 ] Магдалена Вульпе (1936–2003). [ 16 ] [ 146 ] Вулпе, опираясь на рукописи, оставленные в семейном склепе в Бране, опубликовал четыре тома своих мемуаров: «Călare pe dua veacuri» (1968), «Brasovul de alţodătă» (1977), «Мемуары» (1978) и «Sextil Puşcariu». Spita unui neam d'Ardeal (1998). [ 149 ] Музей румынского языка в конечном итоге превратился в Институт лингвистики и истории литературы Секстиля Пушкариу при Румынской академии , который носит его имя с 1990 года. [ 79 ] В 2008 году, примерно через 19 лет после антикоммунистического восстания, писатель Габриэль Василиу восстановил Румынское православное братство. [ 150 ] есть улицы имени Пушкариу В Бране, Клуж-Напоке, Ораде и Тимишоаре , а также средняя школа в Бране, а его бывший дом в центре деревни сохранился как музей.
-
Бюст в Клуж-Напоке, на территории основанного им института.
-
Бюст в Бране
-
Пушкариу (вверху слева) на марочном листе Румынии 2019 года.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Стоян, с. 418.
- ^ Флора, с. 663
- ^ Флора, с. 663. См. также Стоян, с. 418
- ^ Jump up to: а б Смотрите, стр. XIX–XX
- ^ Настаса (2010), стр. 83, 309–10
- ^ Дамиан, с. 121
- ^ См., с. хх
- ^ Крисан, с. 196
- ^ Jump up to: а б с (на румынском языке) Симона Сучу, «137 лет со дня рождения Секстиля Пушкариу, величайшего деятеля культуры Брашова» , Адевэрул , 4 января 2014 г.; по состоянию на 26 марта 2014 г.
- ^ Константинеску, стр. 299–301
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Никулеску, с. 188
- ^ Настаса (2010), стр. 34–36
- ^ Jump up to: а б с д и ж (на румынском языке) Петру Поанта, «Universitatea Daciai Superioare» , в «Апострофе» , No. 11/2011
- ^ Jump up to: а б Василе Пушкаш, «Идеал современного университета: вступительные лекции в Клужском университете в межвоенный период (1919–1940)», с. 264. Bibliotheca Judaica , вып. 7, Румынский культурный фонд, 1994 г., ISBN 978-9-73-91327-4-9
- ^ Крисан, с. 201
- ^ Jump up to: а б с (на румынском языке) Николае Мокану, «Секстил Пушкариу, корреспондент Иона Агарбичану, Думитру Каракостя (I)» , в «Апострофе» , No. 6/2013
- ^ Jump up to: а б с (на румынском языке) Габриэль Василиу, «Секстиль Пушкариу и Астра» , Каэте Сильване , 14 февраля 2008 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Никулеску, с. 187
- ^ Орнеа (1998), с. 126
- ^ Орнеа (1998), стр. 62, 126.
- ^ Настаса (2010), стр. 56, 84, 130
- ^ См., с. xxvi
- ^ Настаса (2010), стр. 111, 149
- ^ Настаса (2010), стр. 149, 242, 384
- ^ Настаса (2010), стр. 72–73, 197–99, 291
- ^ Настаса (2010), стр. 219–20
- ^ H., «Новости. Из Черновицкого университета», в Noua Revistă Română , No. 1/1908, с. 3
- ^ Jump up to: а б с д и Ливезяну (2000), стр. 225–26
- ^ Настаса (2010), с. 199
- ^ Мокану, с. 15
- ^ Настаса (2011), с. 46
- ^ Лучиан Бойя , «Германофилы». Румынская интеллектуальная элита в годы Первой мировой войны , с. 77–78, 109. Humanitas , Бухарест, 2010, ISBN 978-973-50-2635-6 ; Петре Дин, «Люсьен Блага и Первая мировая война. Годы 1915–1916», в Collegium Mediense , vol. VII (Научные коммуникации XVI), 2017, с. 73
- ^ См., с. xxxi
- ^ Онисифор Гибу , Люди среди людей: воспоминания , с. 413, 416. Под ред. Эминеску, 1990 г., ISBN 978-9-73-220161-9
- ^ Дамиан, пассим
- ^ Jump up to: а б с См., с. xxxii
- ^ Настаса (2010), с. 72
- ^ Jump up to: а б Мокану, с. 17
- ^ Балан, с. 96
- ^ Jump up to: а б Ион Цуркану , История румын: с более широким взглядом на культуру , стр. 519–20. Эд. Истрос, Брэила, 2007 г., ISBN 973-18-7102-0
- ^ Усы, с. 363
- ^ Балан, стр. 96–97; Дюк, с. 143
- ^ Унгуряну, с. 5
- ^ Унгуряну, с. 7. См. также Ион Филипчук, «Илие Лазар и первый трехцветный флаг на башне мэрии в Черновцах», в Bibliotheca Septentrionalis , т. 7. XIII, нет. 1 июня 2015 г., стр. 80, 82; Кристиан Мареш, «Невероятная жизнь настоящего румына (I)», в «Героях нации» , том. VIII, нет. 1 марта 2016 г., стр. 16–17
- ^ Унгуряну, с. 7
- ^ Брусановский, стр. 3.
- ^ Брусановский, стр. 5, 7–8
- ^ Усы, стр. 318–19
- ^ Балан, стр. 100.
- ^ Дюк, стр. 143–44; Усы, с. 364.
- ^ Себастьян-Драгош Бунгез, «Бакэу», в Богдане Мургеску , Андрее Флорине Сора (ред.), Голосует Большая Румыния. Парламентские выборы 1919 года «на опушке травы» , с. 219. Полиром, Яссы, 2019. ISBN 978-973-46-7993-5
- ^ Усы, стр. 318–20, 364
- ^ Герцог, с. 144
- ^ Унгуряну, с. 8
- ^ Майкельсон, стр. 118, 121–122, 133, 140.
- ^ (на румынском языке) Гаврил Истрате, «Лучиан Блага, наш современник» , с. 9, в Ежегоднике лингвистики и истории литературы , том. XXXIV, 1994–1995, стр. 9–18
- ^ См., с. xxxiv
- ^ Унгуряну, с. 10
- ^ Раду Флориан Бруя, «Образ румынского государства на Буковине между двумя мировыми войнами», в Журнале румынских литературных исследований , № 16, 2019, с. 442
- ^ Настаса (2010), с. 230
- ^ Орнеа (1995), с. 114
- ^ Думитру Неда, «Святой Павел как сын своего народа. Христианские мысли о любви к закону и нации», в «Христианской культуре », том. XIV, нет. 7–8, июль – август 1925 г., с. 228
- ^ Константинеску, с. 297
- ^ Евгений Негричи , Иллюзии румынской литературы , с. 230. Румынская книга , Бухарест, 2008. ISBN 978-973-23-1974-1
- ^ Настаса (2011), с. 90
- ^ Настаса (2011), стр. 44–46
- ^ Ливезяну (2000), стр. 272–73
- ^ Ирина Ливезяну , «Фашисты и консерваторы в Румынии: два поколения националистов», в Мартине Блинкхорне (редактор), Фашисты и консерваторы: радикальные правые и истеблишмент в Европе двадцатого века , стр. 215. Тейлор и Фрэнсис , Лондон, 1990 г. ISBN 978-0415239-66-0
- ^ Jump up to: а б с д и ж г (на румынском языке) Габриэль Василиу, «Судьба и... судьбы» , Каэте Сильване , 16 августа 2011 г.
- ^ Agrigoroaie, стр. 12–14, 17–18.
- ^ Агригороайе, с. 10
- ^ Анжела Магерушан Прекап, «Европейская идея в межвоенной прессе Муреш», в «Протоколах конгресса по европейской интеграции - между традициями и современностью» , том. 4, 2011, с. 332
- ^ Майкельсон, с.
- ^ См., с. ххххх; Никулеску, с. 188–89
- ^ (на румынском языке) Ион Симуц , «Николае Йорга - Неизвестная переписка». Архивировано 7 сентября 2011 года в Wayback Machine , в «Литературной Румынии» , No. 22/2006
- ^ «Напоминание», в «Трех крессах » , том. VIII, нет. 6 июня 1927 г., с. 111
- ^ Никулеску, стр. 189–90
- ^ Наэ Антонеску, Румынские журналы о культуре из межвоенной Трансильвании , том. 1, Издательство Клужского университета, Клуж-Напока, 1999 г., ISBN 978-9735950-24-8
- ^ Jump up to: а б с д и (на румынском языке) История на сайте Института лингвистики и истории литературы Секстиля Пушкариу; по состоянию на 26 марта 2014 г.
- ^ Старлинг, стр. 51–2
- ^ Настаса (2010), с. 387
- ^ Jump up to: а б Настаса (2010), стр. 313–14
- ^ Настаса (2010), стр. 180, 199, 313–14, 345
- ^ Нетеа, с. 149
- ^ Настаса (2010), с. 370
- ^ Настаса (2010), с. 212
- ^ Настаса (2010), с. 170
- ^ Настаса (2010), стр. 199, 345
- ^ Бринзеу и др. , стр. 77, 156
- ^ Мокану, стр. 14, 17. См. также Brînzeu et al. , с. 156
- ^ Иоан Оприш, «О некоторых реакциях румынского православного духовенства на ревизионистские претензии», в Cvmidava , vol. ХХХ, 2007, стр. 116, 120
- ^ Орнеа (1995), с. 113
- ^ Бринзеу и др. , с. 289
- ^ Нета, стр. 42–43, 51
- ^ Вероника Туркуш, «Секстиль Пушкариу между наукой и политикой. Итальянский эпизод 1933 года», в Dacoromania , vol. XXI, нет. 1, 2016, с. 95–100
- ^ Бойя (2012), стр. 104, 106; Настаса (2010), с. 199
- ^ Орнеа (1995), с. 207
- ^ Палач (2012), с. 104; Орнеа (1995), стр. 113, 205
- ^ Бойя (2012), с. 104
- ^ Настаса (2010), стр. 199–200
- ^ Орнеа (1995), стр. 410, 440, 451–452.
- ^ Jump up to: а б Олэреску, с. 176
- ^ Иоанн-Мирча Гитеа, «75 лет со дня интронизации епископа-мученика доктора Николае Поповичу, отраженного [ sic ] в румынском законе », в журнале Tabor Magazine , нет. 6 сентября 2012 г., с. 27
- ^ Бринзеу и др. , с. 328
- ^ Нетеа, с. 103
- ^ Олэреску, с. 175
- ^ Jump up to: а б (на румынском языке) Ирина Настаса-Матей, «Эмиль Чоран в академическом перерождении, 1933–1945» , в Ежегоднике Института истории «Джордж Барицю» - Серия Historica , No. ЛИ (2012), с. 252
- ^ Олэреску, стр. 176–77
- ^ Настаса (2010), стр. 313–14; Магдалена Вулпе, «Румынский институт в Германии», с. 45, в Studia Universitatis Babeş-Bolyai – Серия филологии , 1999, том. 44, нет. 1-2, с. 43–50
- ^ Бойя (2012), с. 161; Золтан Палфи, «Университет Клуж/Клуж в условиях культурной политики военного времени, 1940–1944 гг. Оценка моделей набора студентов», с. 44, в Studia Universitatis Babeş-Bolyai , Nr. 1/2005
- ^ Палач (2012), стр. 161, 201
- ^ Олэреску, с. 179
- ^ Jump up to: а б Олэреску, с. 178
- ^ Олэреску, стр. 179–80
- ^ Олэреску, с. 180
- ^ Jump up to: а б Олэреску, с. 181
- ^ Евгения Божога, «Бессарабские ссылки на Секстила Пушкариу», стр. 276–77, в Studia Universitatis Babeş-Bolyai – Series Philologia , 1999, том. 44, нет. 1-2, с. 271–78
- ^ Jump up to: а б Олэреску, с. 182
- ^ Настаса (2010), стр. 376–77
- ^ Олэреску, стр. 182–83
- ^ Jump up to: а б Олэреску, с. 184
- ^ Бойя (2012), с. 211
- ^ Константинеску, с. 298
- ^ Петрисор, стр. 207, 210–14
- ^ Петрисор, стр. 211–12
- ^ Константинеску, стр. 301–308
- ^ Старлинг, с. 23
- ^ Стоян, стр. 419–420
- ^ Палач (2012), стр. 263–264
- ^ См. стр. 257.
- ^ Богдан Кристиан Якоб, «Аватары румынской академии и исторического фронта: 1948 против 1955», в Владимире Тисмэняну (редактор), «Возвращение к сталинизму: установление коммунистических режимов в Восточно-Центральной Европе» , стр. 262. CEU Press , Будапешт, 2009, ISBN 978-963-9776-63-0
- ^ Лазарович и др. , с. 148
- ^ Стоян, стр. 420–21
- ^ Стоян, стр. 420.
- ^ Настаса (2010), с. 413; Стоян, с. 423–425
- ^ Стоян, стр. 420–23
- ^ Стоян, стр. 423–424
- ^ Настаса (2010), с. 470; Стоян, с. 425
- ^ Настаса (2010), с. 470; Стоян, с. 425. См. также Файчук, с. lxxxvi
- ^ См., с. lxxxvi
- ^ Бойя (2012), с. 264
- ^ Стоян, с. 425
- ^ См., с. 118
- ^ Сипот, с. 193
- ^ Сипот, стр. 207–8
- ^ Jump up to: а б Аврам, с. 192
- ^ Стоян, с. 419
- ^ Настаса (2010), с. 314; Олэреску, с. 176
- ^ Владимир Загаевский, Василе Павел, «Магдалена Вульпе (1936–2003)», в Журнале лингвистики и литературоведения , 2003, с. 143
- ^ Настаса (2010), с. 345
Ссылки
[ редактировать ]
- Ион Агригороайе, «Дипломатическая деятельность Николае Титулеску в 1920-е годы, отраженная в мемуарах», в Сучаве. Ежегодник Окружного музея , том IX, 1982, стр. 9–20
- (на румынском языке) Миоара Аврам, «Незабываемый лексикограф: Лия Пушкариу Маноилеску (1907–1965)» , в Dacoromania , III–IV, 1998–1999, Клуж-Напока, стр. 191–200
- Теодор Бэлан, Буковина в мировой войне . Институт графики и издательство «Гласул Буковина», Черновцы, 1929 год.
- Люциан Бойя , Ловушки истории. Румынская интеллектуальная элита между 1930 и 1950 годами . Эд. Humanitas , Бухарест, 2012 г., ISBN 978-973-50-3533-4
- Николае Брынзеу (соавторы: Лия Брынзеу, Луминица Валлнер-Бэрбулеску), Дневник старого священника . Евростампа, Тимишоара, 2011 г., ISBN 978-606-569-311-1
- Пол Брусановский, «Хронология союза Буковины с Румынией (II): румынская интервенция в Буковину и ее союз с Румынией (8–28 ноября 1918 г.)», в Трансильвании , вып. 8/2019, стр. 1–8.
- Помпилиу Константинеску , Критические очерки . Дом школ, Бухарест, 1947 год.
- Василе Кришан, « Tribuna , tribunisti şi Marea Unire», в Astra Sabesiensis , nr. 4/2018, стр. 173–205
- Штефан Дамиан, «Sextil Puşcariu sul fronte italiano della Prima guerra mondiale», в Transylvanian Review , вып. 2/2007, Клуж-Напока, стр. 107–121
- Ион Г. Дука , Политические воспоминания, III . Йон Думитру-Верлаг, Мюнхен, 1982 г.
- Элизабета Файчук, Секстил Пушкариу (1877–1948): биобиблиография . Эд. Клузиум, Клуж-Напока, 2000 г., ISBN 973-55-5179-9
- (на румынском языке) Марин Флоря, «Женщины - врачи и фармацевты из семьи Пушкариу» , в Clujul Medical , вып. 85, том. 4, 2012, Клуж-Напока, стр. 663–66
- Александру Граур , Имена людей . Научное издательство , Бухарест, 1965, ОСЛК 3662349
- Мистер. Лазарович, Д. Алику, К. Поп, И. Хика, П. Ямбор, Шт. Матей, Э. Глодару, И. Чупеа, Г. Бодеа, Клуж-Напока – сердце Трансильвании . Эд. Исследование, Клуж-Напока, 1997 г., ISBN 973-97555-0-Х
- Ирина Ливезяну , Культурная политика в Великой Румынии . Издательство Корнеллского университета , Итака, 2000 г., ISBN 0-8014-8688-2
- Пол Э. Михельсон, «Ион И. Нистор в румынской политике, науке и культуре, 1919–1933» , в Codrul Cosminului , No. 1/2011, стр. 117–148
- Николае Мокану, «Секстил Пушкариу, корреспондент Никифора Крайнича, AC Cuza, Арона Котруша, Мирона Кристя», в «Апострофе », № 7/2013, стр. 13–17
- Сергей Мустяцэ, 1918 год в передачах «Свободной Европы» (1955–1991) , Под ред. Арк, Кишинев, 2018 г.
- Люциан Настаса,
- Интимность амфитеатров. Позы из частной жизни «литературных» академиков (1864–1948) . Эд. Лаймс, Клуж-Напока, 2010 г., ISBN 978-973-726-469-5
- Университетский антисемитизм в Румынии (1919–1939) . Эд. Института изучения проблем национальных меньшинств, Клуж-Напока, 2011 г., ISBN 978-6-06-927445-3
- Василе Нетя, Мемуары . Эд. Нико, Тыргу-Муреш, 2010 г., ISBN 978-606-546-049-2
- (на румынском языке) Александру Никулеску, «Секстил Пушкариу - символ трансильванского достоинства» , в Dacoromania , новая серия, III – IV, 1998–1999, Клуж-Напока, стр. 187–190
- (на румынском языке) Даниэла Олэреску, «Секстил Пушкариу - президент Румынского института в Берлине: табуированная тема?» , в журнале «Архив» , LXXXVI год (2009), вып. 1, стр. 175–186
- З. Орнеа ,
- Тридцатые годы. Румынские крайне правые . Эд. Румынского культурного фонда, Бухарест, 1995 г., ISBN 973-9155-43-Х
- Юнимея и юнимизм , т. 1, с. Я, Издательство Минерва . Бухарест, 1998 г., ISBN 973-21-0561-5
- Марин Петришор, «Происхождение румынских диалектов в представлениях румынских лингвистов», в « Анналах филологии» Университета Овидия , том. XIII, 2002, стр. 207–216
- Сорин Шипош, «Сильвиу Драгомир и исследование Северо-Римских Балкан в контексте новых политических реалий Румынии», в книге Мирча Бри, Сорин Шипош, Иоан Хорга (ред.), Этноконфессиональные реалии в румынском регионе: исторические перспективы (XVII– XX столетий) , Издательство Университета Орадя, Орадя, 2011, стр. 189–214, ISBN 978-606-10-0626-7
- Эмиль Стоян, «Секстил Пушкариу и Бранул. Последняя часть жизни», в Caietele Sextil Puşcariu , vol. II, 2015, с. 418–430
- Константин Унгуряну, «Unirea Bucovina», в журнале «Historic» , ноябрь 2018 г., стр. 5–10, 42.
- 1877 рождений
- 1948 смертей
- румынские филологи
- Румынские лексикографы
- Лингвисты из Румынии
- Австрийские филологи
- Румынские этнографы
- Австрийские этнографы
- Румынские историки ХХ века
- Румынские историки литературы
- Австрийские историки ХХ века
- австрийские историки литературы
- Румынские литературные критики
- Румынские латинисты
- Румынские социологи
- Филологи-романтики
- Социолингвисты
- Позитивисты
- Румынские дневники
- Румынские мемуаристы
- Румынские теоретики образования
- Основатели румынской газеты
- Редакторы румынских газет
- Основатели австрийской газеты
- Редакторы румынских журналов
- Основатели румынского журнала
- Редакторы академических журналов
- Люди из Брашова
- Румынские австро-венгры
- Люди из Венгерского королевства
- Члены Румынской Православной Церкви
- Восточно-православные писатели
- Критики католической церкви
- Румынские масоны
- Австро-венгерские военнослужащие Первой мировой войны
- Выпускники Национального колледжа Андрея Шагуна (Брашов)
- Выпускники Парижского университета
- Выпускники Лейпцигского университета
- Академический состав Венского университета
- Академический состав Черновицкого университета
- Академический состав Университета Бабеш-Бойяи
- Ректоры Университета Бабеш-Бойяи
- Основатели университетов и колледжей
- Титульные члены Румынской Академии
- Члены Прусской академии наук
- Члены Железной гвардии
- Румынские политики ХХ века
- Румынские политические кандидаты
- Румынские эмигранты в Германии
- румынские дипломаты
- Румынские пропагандисты
- Румынские люди с ограниченными возможностями
- Ученые и ученые с ограниченными возможностями
- Ученые с ограниченными возможностями
- Похороны на кладбище Гроавери