Покупка голосов

Из серии «Политика». |
Голосование |
---|
![]() |
![]() |
Подкуп голосов (также называемый электоральным клиентелизмом и политикой патронажа ) происходит, когда политическая партия или кандидат распределяет деньги или ресурсы избирателю на предстоящих выборах в ожидании, что избиратель проголосует за субъекта, раздающего денежные вознаграждения. [1] Подкуп голосов может принимать различные формы, такие как денежный обмен, а также обмен на необходимые товары или услуги. [2] Эта практика часто используется, чтобы стимулировать или убедить избирателей прийти на выборы и проголосовать определенным образом. Хотя эта практика является незаконной во многих странах, таких как США, Аргентина, Мексика, Кения, Бразилия и Нигерия, ее распространенность остается во всем мире.
В некоторых частях США [ который? ] В середине и конце XIX века члены конкурирующих партий соперничали, иногда открыто, а иногда с гораздо большей секретностью, за покупку и продажу голосов. Избирателям будет предоставлена компенсация в виде денежных средств или покрытия стоимости дома/уплаты налогов. Чтобы сохранить практику подкупа голосов в тайне, партии откроют полностью укомплектованные магазины по подкупу голосов. [3] Партии также нанимали бы кандидатов, которые выходили бы на публику, находили бы колеблющихся избирателей и торговались бы с ними, чтобы проголосовать за их сторону. [3]
В Англии также хорошо известны документация и истории о покупке и продаже голосов. Самые известные эпизоды подкупа голосов произошли в Англии XVIII века, когда два или более богатых аристократа потратили все деньги, чтобы победить. «Выборы расточителей» прошли в Нортгемптоншире в 1768 году, когда три графа потратили более 100 000 фунтов стерлингов каждый на своих любимых кандидатов. [4]
Избирателям могут быть предоставлены деньги или другие вознаграждения за голосование определенным образом или отказ от голосования. В некоторых юрисдикциях предложение или вручение других вознаграждений называется «предвыборным обращением». [5] Режим выборов остается законным в некоторых юрисдикциях, например, в индейской нации Сенека . [6]
Цели подкупа голосов
Одна из основных проблем, связанных с подкупом голосов, заключается в том, какая группа населения или группа избирателей с наибольшей вероятностью будет склонна принять компенсацию в обмен на свой голос. Такие ученые, как Стоукс, утверждают, что избиратели, слабо выступающие против, являются лучшими объектами для подкупа голосов. [7] Ориентация на этих избирателей увеличивает количество голосов покупателя, но также лишает оппозицию голосов, которые они в противном случае получили бы. Поскольку нейтральные избиратели могут голосовать в любом случае, покупка у нейтральных избирателей менее эффективна.
Другие ученые утверждают, что лучше всего ориентироваться на людей с более низким доходом, поскольку они с наибольшей вероятностью будут восприимчивы к денежным или другим формам компенсации. [7] Поскольку у бедных может не хватить денег на покупку предметов первой необходимости, обычно для покупки их голосов потребуется лишь небольшая плата. Богатые, у которых есть достаточно средств для решения серьезных проблем в своей жизни, будут менее склонны продавать голос, если за него не будет предложена более высокая цена. Данные из Аргентины и Нигерии подтверждают эту точку зрения.
Мониторинг голосования [ править ]
Когда избирателям рассылаются бюллетени по почте , покупатель может их заполнить или посмотреть, как они заполняются. Мониторинг усложняется, когда бюллетени подаются тайно на избирательном участке. [7] В некоторых случаях имели место случаи использования избирательных бюллетеней или наблюдения со стороны отдельных лиц. [8] Избиратели, желающие получить компенсацию за свои голоса, использовали специально предоставленные бюллетени для голосования или складывали свои бюллетени определенным образом, чтобы показать, что они голосовали за кандидата, за голосование за которого им заплатили.
Если покупатель может получить пустой бюллетень (путем кражи, подделки или законного открепительного удостоверения ), покупатель может затем пометить бюллетень для выбранных им кандидатов и заплатить избирателю, чтобы тот принес предварительно помеченный бюллетень на избирательный участок , обменял его. это за выданный пустой бюллетень и вернуть пустой бюллетень нападавшему. Это известно как цепное голосование. [9] Это можно контролировать на избирательных участках, присвоив каждому бюллетеню уникальный номер, который проверяется и отрывается при помещении бюллетеня в урну для голосования.
Другая стратегия заключалась в использовании персонализированных социальных норм, чтобы заставить избирателей соблюдать свои контракты в кабине для голосования. [2] Такие социальные нормы могут включать личные обязательства, такие как моральный долг, социальные обязательства перед покупателями или угрозу удержания или прекращения производства необходимых ресурсов. Это становится более эффективным, когда награды вручаются лично кандидатом или кем-то из его близких, чтобы вызвать чувство благодарности от имени избирателей по отношению к кандидату. [2]
Последствия [ править ]
Ученые связывают несколько негативных последствий с практикой подкупа голосов. Наличие подкупа голосов в демократических государствах представляет угрозу для самой демократии, поскольку мешает возможности полагаться на народное голосование как на меру поддержки людьми политики потенциального правительства. [10] Однако, по мнению политолога Эрика Крамона, подкуп голосов не обязательно наносит ущерб качеству демократии; скорее, связь между покупкой голосов и качеством демократии гораздо более тонкая. [1]
Еще одним отмеченным последствием является подрыв автономии избирателей. Поскольку получение оплаты или вознаграждения за свои голоса генерирует форму дохода, которая может понадобиться им для поддержания себя или своих семей, у них нет автономии, чтобы отдать голос, которого они действительно хотят. [7] Это крайне проблематично, потому что если подкупом голосов занимаются наиболее коррумпированные политики, то именно их интересы остаются теми, которые определяют, как будет управляться страна. Это, в свою очередь, увековечивает коррупцию в системе, создавая еще больший цикл.
В-третьих, подкуп голосов может создать зависимость избирателей от доходов или товаров, которые они получают за свои голоса, и может еще больше увековечить своего рода ловушку бедности . [11] Если они получают лекарства, например, от посредника своего сообщества, если эта связь будет разорвана, у них больше не будет доступа к этой необходимости. Может быть правдой, что брокер в этом сообществе не заинтересован или не заинтересован в реальном повышении уровня жизни членов сообщества, поскольку вполне возможно, что они заинтересованы только в получении той доли прибыли, на которую они имеют право за работу. для вечеринки. [12] Кроме того, если товары или деньги поступают непосредственно от кандидата, единственное желание этого кандидата — сохранить свою власть. При этом они могут предоставлять услуги, но их реальный интерес может заключаться в том, чтобы держать избирателей в зависимости от вознаграждений, которые они предоставляют, чтобы оставаться у власти.
Распространенность [ править ]
Латинская Америка [ править ]
Опросы Американского барометра в 2010 и 2012 годах показали, что 15% опрошенных избирателей в Латинской Америке предлагали что-то ценное в обмен на голосование определенным способом. [13]
Аргентина [ править ]
Подкуп голосов и общая практика клиентелизма широко распространены в Аргентине. По словам Симеона Нихтера, одним из главных виновников этой незаконной деятельности была партия Перонистов. [8] Отношения между избирателями и кандидатами-перонистами якобы таковы, что избирателям предлагаются определенные товары, услуги, услуги или денежная компенсация в обмен на их политическую поддержку партии. Эти вознаграждения могут включать работу, лекарства, крышу, одежду, продукты питания и другие товары или услуги. В частности, случай Аргентины заключается в том, что она в значительной степени полагается на личное и повседневное взаимодействие между «посредниками», выступающими в роли посредников, и избирателями. [14] Поскольку многие общины в Аргентине страдают от бедности и нуждаются в этих конкретных ресурсах, статистически показано, что именно эти общины относятся к определенной демографической группе, которая была нацелена на покупку голосов. Кроме того, подкуп голосов в этом регионе ориентирован на граждан, которые не являются сильными сторонниками или противниками политической машины и чья политическая лояльность не обязательно принадлежит той или иной партии. [7] Таким образом, подкуп голосов действует как механизм, влияющий на решения слабо противостоящих избирателей. В исследовании, проведенном Сьюзен С. Стоукс , она обнаружила, что брокеры в этих сообществах известны всем гражданам и имеют доступ к необходимым ресурсам муниципалитета. Они поддерживают отношения с избирателями и постоянно предоставляют им награды и льготы, чтобы сохранить партию, на которую они работают, в офисе. Это одно из основных объяснений того, почему многие избиратели с низкими доходами голосуют как за популистских, так и за авторитарных лидеров. [7] Многие граждане рассматривают этих брокеров как положительную опору в своей жизни и с большим уважением относятся к помощи, которую они распределяют. Однако другие считают их руками коррупции. Стоукс далее объясняет, что возможности этих брокеров ограничены из-за того, что они могут поддерживать этот тип транзакционных отношений только с ограниченным числом избирателей. [7] Кроме того, на брокерах лежит дополнительная ответственность за поддержание доверительных и прочных отношений с поставщиками ресурсов. Без этих прочных связей у них не было бы средств для осуществления практики подкупа голосов. [14]
Мексика [ править ]
Как и в Аргентине, было обнаружено, что подкуп голосов в Мексике наиболее вероятен в сельских и бедных регионах страны. [15] В истории выборов в Мексике было много случаев подкупа голосов, однако в литературе есть два основных случая фонда, произошедших за последние два десятилетия. Первыми были выборы в Мексике в 2006 году, когда было обнаружено, что 8,8% населения, не являвшегося бенефициаром конкретной социальной программы, получили компенсацию за свой голос. [16] Аналогичным образом, в ходе расследования о коррупции был арестован Андрес Гранье Мело за растрату средств в штате Табаско во время его губернаторства: среди прочего, часть этих средств была использована для подкупа голосов (хотя Мело отверг все обвинения). [17]
Венесуэла [ править ]

Во время президентских выборов в Венесуэле в 2018 году во время президентской кампании преобладали сообщения о подкупе голосов. Венесуэльцев, страдающих от голода, заставляли голосовать за Мадуро, при этом правительство подкупало потенциальных сторонников едой. [19] Мадуро пообещал вознаграждение гражданам, которые отсканируют свои Carnet de la Patria в кабине для голосования, что позволит правительству следить за политической партией своих граждан и за тем, проголосовали ли они или нет. Сообщается, что эти призы так и не были доставлены. [18]
Каждый, у кого есть Carnet de la Patria, должен прийти на голосование 20 мая. ... Я подумываю вручить приз народу Венесуэлы, который выйдет в тот день голосовать с Карнет де ла Патрия.
— Президент Николас Мадуро , 28 апреля 2018 г. [20]
Во время визита в Дельта -Амакуро президент и кандидат на переизбрание Николас Мадуро отдал восемь моторных лодок, девять машин скорой помощи и вновь открыл аэропорт «Антонио Диас» Тукупита, среди других объявлений, нарушив статью 223 Органического закона об избирательных процессах, которая запрещает использование государственных ресурсов во время избирательных кампаний, а также является одной из прерогатив в Соглашении об избирательных гарантиях, подписанном кандидатами в президенты НКВД. [21] [22] [23] 8 мая Мадуро снова нарушил закон о выборах во время выборов в штате Амазонас , пообещав дать этому образованию топливо в обмен на голоса. [24] [25] [26] [27]
Африка [ править ]
Пятый опрос «Афробарометра» показал, что 48% избирателей в 33 африканских странах опасались насилия во время выборов, а 16% избирателей предлагали деньги или другие товары в обмен на голосование определенным образом на последних выборах. [13]
Нигерия [ править ]
По данным опроса, который был проведен самостоятельно, каждый пятый нигериец получил предложение проголосовать. Награды, предлагаемые нигерийскими политиками, включают деньги, товары, такие как еда и одежда, или работу. [28] Хотя практика подкупа голосов широко распространена, 58% нигерийцев, опрошенных во время выборов 2007 года, считали подкуп голосов аморальным. [28] Несмотря на это, на вопрос, считают ли они неправильным принимать награды или денежную компенсацию за свой голос, 78% ответили «нет». [28] Один из факторов, который необходимо учитывать, когда речь идет об исследованиях, основанных на опросах, заключается в том, что, поскольку подкуп голосов является незаконным в большинстве стран, способность исследователя собирать точные данные ограничена. Это связано с тем, что многие граждане могут чувствовать себя некомфортно, раскрывая свой опыт или причастность к коррупционной деятельности, или опасаться, что они пострадают от последствий со стороны своих правительств за раскрытие такой информации. [28]
Кения [ править ]
С 1990-х годов в Кении регулярно проводятся многопартийные выборы, в которых подкуп голосов играет центральную роль. В своей статье ученый Эрик Крамон утверждает, что: «Согласно данным, собранным Коалицией за ответственное политическое финансирование в Кении, денежные выплаты избирателям составляют около 40% бюджета кампании среднего кандидата в парламент, что составляет самую крупную статью бюджета. " [29] Эти раздаточные материалы производятся различными способами, включая остановки в ходе предвыборной кампании и массовые предвыборные митинги. [30] [31] «На выборах 2002 года 40% опрошенных взрослых кенийцев сообщили, что принимали взятку в обмен на свой голос, а на выборах 2007 года — 22%». [29]
Крамен отмечает, что доступ к информации является огромным фактором, определяющим успех подкупа голосов в Кении. Если избиратели имеют ограниченный доступ к политической информации или им не хватает политических знаний, то они, скорее всего, поддадутся влиянию клиентелистских рассуждений. [29] Более того, если у избирателя есть доступ к информации о действующем президенте, то цена за влияние на его голос, скорее всего, вырастет. Кроме того, Крамон отмечает, что граждане Кении склонны ценить кандидатов, которые обеспечивают вознаграждение, потому что их способность делать это указывает на то, насколько великими будут их способности, когда они вступят в должность. [29]
Азия [ править ]
Индонезия [ править ]
На индонезийском языке подкуп голосов часто называют politik uang (букв. «денежная политика»). Согласно опросу 440 респондентов, проведенному Institut Riset Indonesia в январе-марте 2020 года в районах, где в 2020 году пройдут местные выборы , 60 процентов респондентов заявили, что позволят подкупить свои голоса. Причины принятия подкупа голосов включают рассмотрение этого подарка, от которого невозможно отказаться (35–46 процентов), компенсацию за неработоспособность в день выборов (25–30 процентов) и поддержку повседневных нужд (9–16 процентов). [32] Одной из распространенных тактик подкупа голосов является серанган фахар (букв. «Атака на рассвете»), при котором деньги раздаются за день или два до дня выборов. Сумма варьируется от 30 000 до 50 000 рупий. [33] По словам Бурхануддина Мухтади в его книге «Куаса Уанг»; Politik Uang dalam Pemilu Pasca-Orde Baru , подкуп голосов в Индонезии осуществляется отдельными кандидатами, а не политическими партиями из-за острой внутрипартийной конкуренции, вынуждающей кандидатов полагаться на свои собственные сети, а не на партийную машину. [34]
Филиппины [ править ]
Несмотря на жесткую публичную кампанию Комиссии по выборам (COMELEC) против подкупа голосов на Филиппинах, она широко распространена по всей стране, особенно в преддверии выборов. Пока не ясно, были ли когда-либо осуждены и впоследствии дисквалифицированы какие-либо действующие или действующие политики, поскольку дела обычно прекращаются из-за отсутствия доказательств. [35] По данным Национальной полиции Филиппин , подкуп голосов начался в темноте, когда люди собрались, чтобы получить образец избирательного бюллетеня с фунтов стерлингов . деньгами, обычно не менее 500 прикрепленными к нему [35] В 2019 году власти задержали причастных к этому лиц. [36] Подкуп голосов по-прежнему остается важным элементом выборов на Филиппинах. [37]
Ссылки [ править ]
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Крамон, Эрик (2017). Деньги за голоса: причины и последствия электорального клиентелизма в Африке . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. дои : 10.1017/9781108149839 . ISBN 978-1-107-19372-7 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с «Издательство Lynne Rienner - Выборы на продажу. Причины и последствия подкупа голосов» . rienner.com . Архивировано из оригинала 15 января 2021 г. Проверено 22 апреля 2018 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Марк Уолгрен Саммерс (2004). Партийные игры: получение, сохранение и использование власти в политике позолоченного века . Университет Северной Каролины Пресс. ISBN 978-0-8078-5537-9 .
- ^ Джозеф Грего (1886). История парламентских выборов и избирательной кампании в старые времена. Архивировано из оригинала 15 января 2021 г. Проверено 29 мая 2015 г.
- ^ «Закон о парламентских избирательных округах и выборах 1912 года - раздел 149, Сводные законы Нового Южного Уэльса» . Austlii.edu.au. Архивировано из оригинала 30 ноября 2011 г. Проверено 3 мая 2012 г.
- ↑ Хербек, Дэн (15 ноября 2011 г.). Борьба за власть в Сенеке изобилует негодованием. Архивировано 18 ноября 2011 г. в Wayback Machine . Новости Буффало . Проверено 16 ноября 2011 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г Стоукс, Сьюзен С. (2005). «Извращенная подотчетность: формальная модель машинной политики на примере Аргентины». Американский обзор политической науки . 99 (3): 315. doi : 10.1017/S0003055405051683 . S2CID 36014179 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Нихтер, Симеон (2008). «Подкуп голосов или подкуп явки? Машинная политика и тайное голосование». Американский обзор политической науки . 102 (1): 19–31. дои : 10.1017/S0003055408080106 . JSTOR 27644495 . S2CID 54757367 .
- ^ Джонс, Дуглас (07 октября 2005 г.). «Цепное голосование» (PDF) . Университет Айовы. Архивировано (PDF) из оригинала 28 июня 2020 г. Проверено 25 июня 2020 г.
- также в Джонс, Дуглас (26 августа 2005 г.). «Цепное голосование (страницы 53–55») . Национальный институт стандартов и технологий. Архивировано (PDF) из оригинала 15 января 2021 г. Проверено 23 июня 2020 г. .
- ^ «Покупка голосов и взаимность» . Эконометрика . 80 (2): 863. 2012. doi : 10.3982/ECTA9035 . HDL : 10419/55130 . Архивировано из оригинала 15 января 2021 г. Проверено 07.11.2019 .
- ^ Герсбах, Ганс; Мюэ, Феликс (2011). «Покупка голосов и рост». Макроэкономическая динамика . 15 (5): 656. дои : 10.1017/S1365100510000246 . hdl : 20.500.11850/44212 . S2CID 232394350 .
- ^ Ауйеро, Хавьер (апрель 1999 г.). « «С точки зрения клиента»: как бедные люди воспринимают и оценивают политический клиентелизм». Теория и общество . 28 (2): 297–334. дои : 10.1023/А:1006905214896 . JSTOR 3108473 . S2CID 141606279 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Марес, Изабела; Янг, Лорен (2016). «Покупка, экспроприация и воровство голосов» . Ежегодный обзор политической науки . 19 : 267–288. doi : 10.1146/annurev-polisci-060514-120923 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Бруско, Валерия; Назарено, Марсело; Стоукс, Сьюзен Кэрол (2004). «Покупка голосов в Аргентине». Обзор латиноамериканских исследований . 39 (2): 66. doi : 10.1353/lar.2004.0022 . S2CID 154003297 .
- ^ Вилальта, Карлос (2010). «Сообщения о преступлениях с подкупом голосов в Мексике: масштабы и корреляты». Преступность, закон и социальные изменения . 54 (5): 325. doi : 10.1007/s10611-010-9260-7 . S2CID 154628413 .
- ^ Серра, Жиль (10 мая 2016 г.). «Подкуп голосов с использованием незаконных ресурсов: проявление слабого верховенства закона в Мексике» . Журнал политики в Латинской Америке . 8 (1): 129–150. дои : 10.1177/1866802X1600800105 .
- ^ Серра, Жиль (10 мая 2016 г.). «Подкуп голосов с использованием незаконных ресурсов: проявление слабого верховенства закона в Мексике» . Журнал политики в Латинской Америке . 8 (1): 129–150. дои : 10.1177/1866802X1600800105 . Архивировано из оригинала 17 апреля 2018 года . Проверено 22 апреля 2018 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Бервик, Ангус (14 ноября 2018 г.). «Как ZTE помогает Венесуэле создать социальный контроль в китайском стиле» . Рейтер . Архивировано из оригинала 15 января 2021 года . Проверено 3 ноября 2019 г.
- ^ «Поскольку Трамп добавляет санкции в отношении Венесуэлы, ее соседи отвергают результаты выборов» . Нью-Йорк Таймс . 21 мая 2018 г. ISSN 0362-4331 . Архивировано из оригинала 22 мая 2018 года . Проверено 21 мая 2018 г.
- ^ «Сумате осудил соучастие CNE в подкупе голосов для переизбрания Мадуро» . Ла Патилья (на европейском испанском языке). 17 мая 2018 г. Архивировано из оригинала 18 мая 2018 г. . Проверено 18 мая 2018 г.
- ^ «Знайте, что Мадуро оставил Дельту Амакуро» (на испанском языке). С раздачей молотка. 24 апреля 2018 г. Архивировано из оригинала 12 мая 2018 г. Проверено 12 мая 2018 г.
- ^ «Правительство возобновило работу национального аэропорта Тукупита» . Мир (на испанском языке). 25 апреля 2018 г. Архивировано из оригинала 27 апреля 2018 г. . Проверено 12 мая 2018 г.
- ^ «Одобрение ресурсов и краткая речь Мадуро во время предвыборной кампании в Дельта-Амакуро» . Контрапункт. 24 апреля 2018 г. Архивировано из оригинала 10 февраля 2019 г. . Проверено 12 мая 2018 г.
- ^ «Мадуро обещает стать «защитником» Амазонаса и «ударить» по бензиновой мафии» . Эффект Кокуйо . 8 мая 2018 г. Архивировано из оригинала 8 мая 2018 г. . Проверено 3 ноября 2019 г.
- ^ «Мадуро пообещал Пуэрто-Аякучо дома, бензин и рабочие места» (на испанском языке). Питасо. 8 мая 2018 года . Проверено 12 мая 2018 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ «PDVSA активирует специальный план поставок топлива в Амазонас» . Последние новости. 9 мая 2018 г. Архивировано из оригинала 12 мая 2018 г. . Проверено 12 мая 2018 г.
- ^ «Pdvsa возобновляет подачу бензина после жалоб Мадуро в Амазонасе» (на испанском языке). Стимул. 9 мая 2018 г. Архивировано из оригинала 12 мая 2018 г. . Проверено 12 мая 2018 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Браттон, Майкл (2008). «Подкуп голосов и насилие в избирательных кампаниях в Нигерии». Электоральные исследования . 27 (4): 621. doi : 10.1016/j.electstud.2008.04.013 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Крамон, Эрик (2016). «Где подкуп голосов эффективен? Данные эксперимента по спискам в Кении» . Электоральные исследования . 44 : 397. doi : 10.1016/j.electstud.2016.09.006 .
- ^ Предвыборные махинации – гибридная война в Кении . АСИН B08DMZJ893 .
- ^ Предвыборные махинации – гибридная война в Кении . АСИН B08DGP72MH .
- ^ Саубани, Андри (3 июля 2020 г.). «Потенциал широкого распространения политических практик использования региональных избирательных денег во время пандемии» . Republika Online (на индонезийском языке). Архивировано из оригинала 16 ноября 2020 года . Проверено 12 ноября 2020 г.
- ^ Васоно, Хари Три (8 апреля 2014 г.). «Люди ждали рассветной атаки » . Темп (на индонезийском языке). Архивировано из оригинала 15 января 2021 года . Проверено 12 ноября 2020 г.
- ^ Марзуки, Абдулла (20 июня 2020 г.). «За рассветным ударом» . СМИ Индонезии (на индонезийском языке). Архивировано из оригинала 12 ноября 2020 года . Проверено 12 ноября 2020 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Промежуточные выборы на Марсе с подкупом голосов» . Филиппинский Daily Inquirer . Архивировано из оригинала 13 мая 2019 года . Проверено 13 мая 2019 г.
- ^ « В день выборов продолжается массовый подкуп голосов» . CNN Филиппины . Архивировано из оригинала 13 мая 2019 г. Проверено 13 мая 2019 г.
- ^ «Выборы на Филиппинах, омраченные насилием и подкупом голосов: миссия по наблюдению» . Дипломат . Проверено 24 октября 2023 г.