Антисемитизм в современной Венгрии
Часть серии о |
Антисемитизм |
---|
![]() |
![]() |
Антисемитизм в современной Венгрии в основном принимает форму негативных стереотипов в отношении евреев, хотя исторически он проявлялся более бурно. Исследования показывают, что после падения коммунизма антисемитизм стал более распространенным, особенно среди молодого поколения. Опросы, проведенные с 2009 года и позже, неизменно обнаруживали высокий уровень антисемитских настроений среди населения в целом.
Правительство Фидес в Венгрии часто использовало теории заговора Сороса, основанные на антисемитских стереотипах, в своих пропагандистских и предвыборных программах.
История [ править ]
Дело Тисаэслара представляло собой дело об убийстве 1882–1883 годов, которое было описано как кровавый навет . Антисемитизм начала 20-го века значительно возрос во время красного террора , периода коммунистического правления. Венгерскую Советскую Республику возглавил Бела Кун , человек еврейского происхождения. Во время Белого террора , примерно через два года после недолговечной Советской республики, контрреволюционные солдаты применили насилие, пытаясь положить конец режиму. В межвоенный период (особенно в конце 1930-х годов) резко возрос антисемитизм, что привело к массовым депортациям во время Второй мировой войны . [1]
Во второй коммунистический период, после войны, антисемитизм рассматривался как часть фашистской идеологии, и его литература была уничтожена. Антисемитские лидеры Венгрии в межвоенное и военное время изображались в коммунистической Венгрии негативно. Антисемитизм и антисионизм практиковались государством (как в СССР, Чехословакии и других советских сателлитах), однако усилились с 1949 года до смерти Сталина в 1953 году. [ нужна ссылка ]
После перехода Венгрии от коммунизма к демократии в 1989 году и введения свободы слова и свободной прессы появилась ностальгия по эпохе Миклоша Хорти и произведениям Альберта Васса , а также вновь возник антисемитизм. Спорят о том, привели ли экономические и социальные изменения к внезапному росту антисемитизма или же скрытая враждебность к евреям возникла в результате новых гражданских свобод. [2] [3]
Посткоммунистический капитализм привел к «социальному национализму»; расизм, ксенофобия, фундаментализм и антисемитизм являются псевдоответом на реальные социально-экономические проблемы, основанным на идентичности и культуре. Утверждается, что социально-политическая структура раскола в Венгрии, отражающая исторические противоречия между понятиями прогресса и государственности, создала ситуацию, в которой группы с высоким статусом пытались превратить антисемитизм в мобилизующий культурный код. В своей концепции «национального антисемитизма» Клаус Хольц подчеркивал образ еврея как универсального и угрожающего «нетождества», разрушающего другие идентичности и сообщества. Этот образ привел к восприятию еврея как преступника, а Венгрии как жертвы. [4]
В посткоммунистическую эпоху антисемитизм появился на периферии и в мейнстриме. На периферии возникли антисемитские и неонацистские группы, получившие поддержку венгерских фашистов за рубежом. Среди венгерских неонацистских идеологов были крайне правые публицисты и писатели. Hunnia Füzetek и Szent Korona (газеты, созданные после переходного периода) были первыми, кто вернул мотивы традиционного антисемитизма и объединил их с послевоенными элементами, особенно с отрицанием Холокоста . В общественном дискурсе появился господствующий антисемитизм, пропагандируемый такими интеллектуалами, как Иштван Цурка (который участвовал в деятельности антикоммунистической оппозиции и занимал видное место в политической жизни после переходного периода 1989 года). [5] [6]
В XXI веке антисемитизм в Венгрии развился и приобрел институциональные рамки. Словесная и физическая агрессия против евреев (и цыган ) возросла, что существенно отличается от антисемитизма 1990-х годов. Консервативная партия «Йоббик» получила 17 процентов голосов на национальных выборах в апреле 2010 года. Крайне правая субкультура, от националистических магазинов до националистических и неонацистских фестивалей и мероприятий, сыграла важную роль в институционализации венгерского антисемитизма. Современная антисемитская риторика обновилась и расширилась, но по-прежнему основана на старых «утках» . Традиционные обвинения и мотивы включают такие фразы, как «еврейская оккупация», «международный еврейский заговор», «еврейская ответственность» (за Трианонский договор ), «иудео-большевизм» и кровавый навет . Эта тенденция подкрепляется ссылками на «палестинизацию» венгерского народа. [примечание 1] возрождение кровавого навета и рост релятивизма и отрицания Холокоста; Денежные кризисы возродили упоминания о «классе еврейских банкиров». [5]
Анализ [ править ]
Данные [ править ]
В 1994–2006 годах от 10% до 15% взрослого населения Венгрии были признаны выраженными антисемитами. Антиеврейские настроения отреагировали на политические кампании: антисемитизм усилился в годы выборов, а затем вернулся к прежнему уровню. Эта тенденция изменилась после 2006 года, и исследования показывают рост предрассудков с 2009 года. [2]
Процент кто... | Год | |||||
---|---|---|---|---|---|---|
1994 | 1995 | 2002 | 2006 | 2011 | ||
Еврейские интеллектуалы контролируют прессу и культурную сферу. | Полностью согласен | 12 | - | 13 | 12 | 14 |
Соглашаться | 18 | - | 21 | 19 | 21 | |
Существует тайная еврейская сеть, определяющая политические и экономические дела. | Полностью согласен | 9 | - | 8 | 10 | 14 |
Соглашаться | 14 | - | 14 | 17 | 20 | |
Было бы лучше, если бы евреи покинули страну. | Полностью согласен | 11 | 5 | 5 | 3 | 8 |
Соглашаться | 12 | 5 | 6 | 7 | 12 | |
В определенных сферах занятости число евреев должно быть ограничено. | Полностью согласен | 8 | - | 3 | 5 | 7 |
Соглашаться | 9 | - | 9 | 10 | 12 | |
Распятие Иисуса – непростительный грех евреев. | Полностью согласен | 15 | 23 | 8 | 8 | 9 |
Соглашаться | 11 | 23 | 9 | 12 | 12 | |
Страдания еврейского народа были наказанием Божьим. | Полностью согласен | 12 | 17 | 7 | 7 | 5 |
Соглашаться | 12 | 17 | 10 | 7 | 9 | |
Евреи более других готовы использовать теневые методы, чтобы получить то, что они хотят. | Полностью согласен | - | - | - | 8 | 9 |
Соглашаться | - | - | - | 13 | 17 | |
Евреи этой страны более лояльны к Израилю, чем к Венгрии. | Полностью согласен | - | - | - | 8 | 12 |
Соглашаться | - | - | - | 15 | 15 |
Согласно опросу ADL, проведенному в январе 2012 года, «тревожно высокий уровень» антисемитизма был обнаружен в десяти европейских странах, включая Венгрию. Данные показывают, что в Венгрии количество тех, кто ответил «вероятно верно» как минимум на три из четырех протестированных традиционных антисемитских стереотипов, выросло до 63 процентов населения по сравнению с 47 процентами в 2009 году и 50 процентами в 2007 году. Авраам Х. Фоксман, национальный директор ADL, заявил: «В Венгрии, Испании и Польше количество антисемитских настроений буквально зашкаливает и требует серьезной реакции со стороны политических, гражданских и религиозных лидеров». [10] Что касается опроса ADL 2007 года, Фоксман сказал:
- «Рост и высокий процент респондентов в Венгрии, которые придерживаются негативных взглядов на евреев, вызывают тревогу. Спустя более десяти лет после падения коммунизма мы надеялись, что такие антиеврейские настроения начнут уменьшаться, а не увеличиваться». [11]
Опрос ADL Global 100, опубликованный в 2014 году, показал, что Венгрия является самой антисемитской страной в Восточной Европе, где 41% населения придерживается антисемитских взглядов. В отличие от большей части Европы, уровень антисемитизма в Венгрии самый высокий среди молодежи: 50% среди взрослых в возрасте до 35 лет. [12]
Социально-психологический анализ [ править ]
Ученые разошлись во мнениях относительно того, стал ли посткоммунистический антисемитизм – на фоне структуры раскола, где основное разделение находится между универсалистской вестернизацией и партикуляристским национализмом – культурным кодом, который играет центральную роль в политической мобилизации в Венгрии. В более широком контексте исторической роли евреев в процессе вестернизации отношение к еврейству кажется для Виктора Каради одним из главных источников нынешнего идеологического разделения. [4] Социолог Андраш Ковач , напротив, утверждает, что наблюдается не только увеличение абсолютного процента антисемитов, но и увеличение доли антисемитов, которые встраивают свой антисемитизм в политический контекст и которые были бы склонны при определенных обстоятельствах поддерживать антисемитскую дискриминацию. Это явление связано с появлением на политической сцене Йоббик , крайне правой венгерской партии. По словам Ковача, причины современного антисемитизма в Венгрии не изменились за последнее десятилетие: определенные взгляды, такие как общая ксенофобия, аномия, консерватизм в области правопорядка и национализм, в значительной степени коррелируют с антисемитизмом и хорошо объясняют его силу. Более того, как показали предыдущие исследования, существует небольшая корреляция между антисемитскими предрассудками и социально-демографическими и экономическими показателями. Эти настроения не приобретают одинаковой интенсивности в каждой социальной среде и в каждом регионе Венгрии, и различия коррелируют с силой поддержки «Йоббик» в различных регионах. [2]
Эти выводы привели Ковача к гипотезе о том, что антисемитизм в основном является следствием влечения к крайне правым, а не объяснением этого явления. Исследуя крайне правый антисемитский дискурс с целью обоснования своей гипотезы, Ковач обнаружил, что основная функция дискурса состоит не в формулировании антиеврейских политических требований, а в разработке и использовании языка, который четко отличает его пользователей от всех других акторов. в политической сфере. Поступая таким образом, те, кто отвергает антисемитский язык, представляются сторонниками нынешнего политического истеблишмента, в то время как те, кто использует антисемитский язык, изображают себя радикальными противниками этого истеблишмента и без колебаний наживаются на псевдореволюционном недовольстве. [2]
Исследуя антиеврейские предрассудки в современной Венгрии в соответствии с социально-психологической причинно-следственной моделью, [примечание 2] Боян Тодосиевич и Жолт Эньеди обнаружили, что: [13]
- Антисемитские настроения независимо связаны с авторитаризмом и установками родителей примерно в равной степени.
- Авторитаризм, по-видимому, является наиболее важной переменной, объясняющей антисемитские настроения как детей, так и родителей.
- Социальная мобильность может привести к усилению антисемитизма.
Антисемитизм в субкультурах [ править ]
В посткоммунистическую эпоху быстро развивающаяся крайне правая субкультура также усилила традиционные антицыганские настроения. Появились многие неонацистские, венгерские и «националистические рок-группы», которые используют крайне расистский язык и символы, в том числе HunterSS, White Storm, Endlösung и другие. Эти и многие другие группы выступают на нелегальных концертах, а также на печально известном Венгерском островном фестивале (Magyar Sziget) . Эти мероприятия обычно включают использование запрещенных символов, униформы, текстов песен, баннеров и знаков. Эта субкультура связана с националистическими требованиями трианонского ревизионизма повествования , крайне ирредентистского , включающего антисемитские перспективы. Последователи этой субкультуры считают древнюю венгерскую культуру высшей и следуют своей собственной синкретической религии, которая объединяет дохристианское венгерское язычество с христианством, в отличие от традиционного иудео-христианского откровения. Еще одним сегментом субкультуры являются националистические ассоциации по интересам, такие как «Гойские автомобилисты» и «скифские мотоциклисты» . Другие элементы включают более серьезно организованную группу Pax Hungarica и нелегальный военизированный Венгерский национальный фронт , группу, которая регулярно проводит тренировочные лагеря для своих членов, считающих себя последователями фашистско-венгерской традиции. [5]
Антисемитский дискурс [ править ]
Антисионизм и инициированные Москвой усиливающиеся нападки на так называемых «безродных космополитов» (на пике своего развития с 1949 года до смерти Сталина в 1953 году), которые доминировали в господствующем дискурсе во время коммунизма, не исчезли после переходного периода 1989 года, а иногда и вновь проявился в форме антисемитизма. В первые годы посткоммунистической эпохи антисемитизм в крайне правых газетах и радиопередачах был обычным явлением, но имел ограниченное воздействие. [5] Согласно опросам общественного мнения как евреев, так и нееврейцев, проведенных за последние несколько лет, [ когда? ] антисемитизм в Венгрии в последние годы набрал силу или, по крайней мере, стал более выраженным в общественном дискурсе. Оно проявляется в основном в средствах массовой информации и на улице, причем антисемитские голоса усиливаются, особенно во время избирательных кампаний. [14] В правых газетах Венгрии антисемитизм все еще присутствует, а венгерские евреи изображаются как «другие» по своей сути. В связи с этим не рекомендуется выступать против антисемитизма, поскольку «те, кто указывает на соучастие Венгрии в Холокосте, а также те, кто говорит о венгерских рейдерах в десятом веке, стремятся представить венгров в неоправданно негативном свете». [15] Тем не менее, по мнению Яноша Гадо, редактора венгерского еврейского периодического издания Szombat , антисемитизм не следует рассматривать как характеристику только правых; это растущая проблема для левого политического спектра, поскольку она окутана критикой политики Израиля. «Значительная часть антиеврейской риторики в венгерской правой прессе характеризуется языком левого антисионизма... согласно этому Израиль является «репрессивным», «расистским» государством и попирает права Палестинцы». [16]
венгерских евреев антисемитизму Отношение к
В ходе исследования современного венгерского еврейства, проведенного в 1999 году Институтом исследований меньшинств Института социологии Университета Лоранда Этвёша в Будапеште, был задан ряд вопросов, призванных определить, как евреи воспринимают масштабы антисемитизма в Венгрии. Было обнаружено, что 32 процента респондентов не воспринимают антисемитизм в современной Венгрии незначительно, 37 процентов считают, что уровень антисемитизма высокий, а 31 процент считают, что не существует ни высокого, ни низкого уровня антисемитизма. В ответ на вопрос, верят ли люди в рост или снижение антисемитизма в Венгрии «в недавнем прошлом», 63 процента ответили, что, по их мнению, антисемитизм возрос. Когда их спросили, как они сформировали такое мнение, оказалось, что отношение респондентов к интенсивности и масштабам антисемитизма в современной Венгрии основывалось в первую очередь на сообщениях СМИ, а не на личном опыте какого-либо антисемитского инцидента. [17]
Правительство антисемитизм Орбана и
Теории заговора Сороса [ править ]
Правительство Виктора Орбана часто высказывало антисемитские теории заговора в отношении еврейского финансиста венгерского происхождения Джорджа Сороса . [18]
Теории заговора против Сороса в Венгрии возникли в 1993 году благодаря работе Иштвана Цурки , крайне правого интеллектуала, который изобразил Сороса как антипатриотического глобалиста-еврейского финансиста, способного контролировать правительства. [18] [19] Это изображение основано на антисемитском образе «еврейского кукловода». [20] [19] В то время Орбан, который был студентом Оксфордского университета, резко раскритиковал это изображение как антисемитское. [18] Цурка продолжал публиковать антисемитскую пропаганду на протяжении 1990-х и 2000-х годов, ссылаясь на предполагаемый «еврейский правящий класс» и называя местных венгерских политиков «местными мудрецами еврейского мирового либерализма». Этот антисемитизм окажет влияние на крайне правую партию «Йоббик» и подпитает антисемитские теории заговора, распространяемые партией «Фидес» в конце 2010-х годов. [18]
Правительство партии Орбана «Фидес» , пришедшее к власти в 2010 году, начало противостоять НПО, в том числе связанным с Соросом в 2014 году, в рамках политики Орбана «нелиберального государства». [19] Дискурс Фидес на этом этапе изображал Сороса как часть более широкого, вдохновленного иностранцами заговора с участием неправительственных организаций и групп гражданского общества, враждебных Фидес, которые намеревались подорвать национальные интересы Венгрии. [19] Пентилеску и Кустан видят вдохновение для этого в тактике, используемой правительствами Владимира Путина и Биньямина Нетаньяху для делегитимации критики их политики. [19]
После кризиса беженцев 2016 года ограниченный успех кампании Орбана против плана Брюсселя по установлению квот беженцев для стран-членов заставил Фидес переосмыслить кризис беженцев как заговор, возглавляемый Соросом. [18] Правительство развернуло массовую кампанию плакатов, призывающих венгров «Остановить Сороса», изображая финансиста как кукловода и используя антисемитский образ евреев как чуждой пятой колонны, работающей против принимающего их общества. [18] Эти заявления получили очень широкое освещение на государственном и профидесском телевидении, радио и в газетах с частым использованием таких терминов, как «план Сороса», «агент Сороса», «организация Сороса» и «сеть Сороса». [18]
В 2017 году правительство провело общенациональные консультации по так называемому «плану Сороса». После этого они представили законодательный пакет «Стоп Соросу», который они оправдали попыткой остановить предполагаемое спонсорство Соросом нелегальной иммиграции в Европу. [19] Теории заговора утверждали, что Сорос стоял за планом впускать в Европу один миллион мусульман в год при помощи глобальных политических организаций, над которыми он осуществлял контроль. [19] В этой риторике открыто использовались элементы теории заговора Великой замены , некоторые версии которой изображают евреев, замышляющих подорвать общество, в котором большинство составляют белые, путем импорта небелых иммигрантов. [19]
В этой обстановке Фидес одобрила законы, ограничивающие роль НПО и зарубежных университетов. [18] Это позволило ликвидировать поддерживаемый Соросом университет CEU , который Фидес рассматривал как центр оппозиции ее правлению. [18]
См. также [ править ]
- Хронология антисемитизма в 21 веке
- Антисемитизм в Германии XXI века
- Антисемитизм во Франции XXI века
- Антисемитизм в Италии XXI века
- Антисемитизм в современной Австрии
- Антисемитизм в современной Бельгии
- Израильско-венгерские отношения
Примечания [ править ]
- ^ Идеология, основанная на идее о том, что «сионистские преступления» больше не ограничиваются Ближним Востоком, но также распространяются на Венгрию; утверждаются параллели между предполагаемым «геноцидом» палестинцев и судьбой венгров.
- ^ Есть три подхода к объяснению предрассудков:
- Личность – подход, согласно которому предрассудки уходят корнями в глубокие психологические процессы, как сознательные, так и бессознательные. В соответствии с этим подходом авторитарные личности особенно склонны принимать общие этноцентрические и специфические антисемитские установки.
- Социальное обучение – подход, который избегает использования психоаналитических концепций и рассматривает предрассудки в первую очередь как приобретенные в результате социализации.
- Групповой конфликт – подход, который рассматривает предрассудки как результат конфликтов, реальных или воображаемых, между группами.
Ссылки [ править ]
- ^ Герцль, Моше Ю. Христианство и Холокост венгерского еврейства (1993), стр. 79–170. онлайн
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Ковач, Андраш (2012). «Антисемитские предрассудки и политический антисемитизм в современной Венгрии» (PDF) . Журнал изучения антисемитизма . 4 (№ 2): 443–469. Архивировано из оригинала (PDF) 1 августа 2019 года . Проверено 13 апреля 2013 г.
- ^ Ваго, Рафаэль. «ВЕНГРИЯ – ПРИМЕР ПОСТКОММУНИСТИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА В КРИЗИСЕ» (PDF) . Институт Стивена Рота по изучению современного антисемитизма и расизма Тель-Авивского университета. Архивировано из оригинала (PDF) 19 ноября 2012 года . Проверено 22 июня 2013 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Маркус, Дьёрдь Г. «ПОЛИТИЧЕСКИЙ РАСКРЫТИЕ И АНТИСЕМИТИЗМ В ВЕНГРИИ» (PDF) . Проверено 22 июня 2013 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Мольнар, Ласло. «Антисемитизм в Венгрии» . Иерусалимский центр по связям с общественностью . Проверено 13 апреля 2013 г.
- ^ Коморчи, Геза (1999). «Еврейская Венгрия сегодня: еврейское культурное наследие в современной культуре Венгрии» . В Селвине Илане Троене (ред.). Еврейские центры и периферии: Европа между Америкой и Израилем через пятьдесят лет после Второй мировой войны . Нью-Брансуик, Нью-Джерси: Издатели транзакций. стр. 138–140. ISBN 9781412826853 . Проверено 22 июня 2013 г.
- ^ «Отношение к евреям в десяти европейских странах - март 2012 г.» (PDF) . АДЛ . Проверено 20 апреля 2013 г.
- ^ «Отношение к евреям в семи европейских странах - февраль 2009 г.» (PDF) . АДЛ . Проверено 20 апреля 2013 г.
- ^ «Отношение к евреям и Ближнему Востоку в шести европейских странах - июль 2007 г.» (PDF) . АДЛ . Проверено 20 апреля 2013 г.
- ^ «Опрос ADL в десяти европейских странах выявил тревожно высокий уровень антисемитизма» . АДЛ . Проверено 20 апреля 2013 г.
- ^ «Опрос ADL в шести европейских странах выявил антисемитские настроения: большинство считает, что евреи более лояльны к Израилю, чем к родной стране» . АДЛ. Архивировано из оригинала 20 мая 2018 г. Проверено 20 апреля 2013 г.
- ^ «АДЛ Глобал 100» . АДЛ . Проверено 13 июня 2013 г.
- ^ Тодосиевич, Боян и Жолт Эньеди (2002). «Антиеврейские предрассудки в современной Венгрии: социально-психологическая причинно-следственная модель» (PDF) . Социальная мысль и исследования . 24 : 313–341 . Проверено 20 апреля 2013 г.
- ^ Ковач, Андраш и Алетта Форрас-Биро. «Еврейская жизнь в Венгрии: достижения, проблемы и приоритеты после краха коммунизма» (PDF) . Институт исследований еврейской политики. Архивировано из оригинала (PDF) 26 ноября 2014 г. Проверено 22 июня 2013 г.
- ^ Беренд, Нора (20 августа 2022 г.). «Ренационализированная история и антисемитизм в Венгрии» . Израильский журнал иностранных дел . 16 (2): 216–228. дои : 10.1080/23739770.2022.2092983 . ISSN 2373-9770 . S2CID 251716190 .
- ^ Адам, Кристофер. «Антисемитизм в современной Венгрии» . Еврейская трибуна . Проверено 22 июня 2013 г.
- ^ Ковач, Андраш. «Евреи и еврейство в современной Венгрии: результаты социологического опроса» (PDF) . Институт исследований еврейской политики . Проверено 22 июня 2013 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я Дженн, Эрин; Бозоки, Андраш; Висновиц, Питер (2022). «Антисемитские стереотипы, пятая колонна и «нападки на Сороса»: любопытный случай Центральноевропейского университета». В Мелонасе, Харрис; Радниц, Скотт (ред.). Враги внутри . ОУП.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час Пинтилеску, Корнелиу; Мадьяри, Аттила Кустан (2020). «Восточная Европа становится глобальной: теории заговора и рост популизма». У Астапова Анастасия; Онориу, Колэсель; Пинтилеску, Корнелиу (ред.). Теории заговора в Восточной Европе: тропы и тенденции . Рутледж.
- ^ Бертон, Тара Изабелла. «Многовековая история еврейских теорий заговора «кукловодов»» . Вокс . Проверено 20 октября 2023 г.
Дальнейшее чтение [ править ]
- Герцль, Моше Ю. Христианство и Холокост венгерского еврейства (1993) онлайн