Погромы во время Гражданской войны в России
Погромы 1918–1920 гг. | |
---|---|
Часть гражданской войны в России | |
![]() Место проведения антисемитских погромов в Украине (1918–1920 гг.) | |
Расположение | Юг России , Белоруссия и Украина. |
Дата | Январь 1918 Ноябрь 1920 г. | -
Тип атаки | Погром , Геноцид [1] |
Летальные исходы | 50,000–250,000 |
Жертвы | Русские и украинские евреи |
Преступники | ![]() (17-50% убийств) [2] [3] ![]() ![]() (2-9% убийств) [2] [4] ![]() (25-54% убийств) [2] [5] |
Мотив | Антисемитизм Антикоммунизм |
Часть серии о |
Антисемитизм |
---|
![]() |
![]() |
Погромы во время Гражданской войны в России представляли собой волну массовых убийств евреев , прежде всего на Украине , во время Гражданской войны в России . В 1918–1920 годах произошло 1500 погромов в более чем 1300 населенных пунктах, в которых было убито до 250 тыс. человек. К убийствам были причастны все действовавшие на Украине вооруженные силы, в частности антикоммунистическая Украинская народная армия и Вооруженные силы Юга России . По оценкам, более миллиона человек понесли материальный ущерб, от 50 000 до 300 000 детей остались сиротами, а полмиллиона были изгнаны из своих домов или покинули их.
Фон
[ редактировать ]С 1791 года евреям, проживавшим в Российской империи, разрешалось жить почти исключительно только в черте оседлости , в западной части страны. Также действовал запрет на занятие государственных и общественных должностей. [6] В 1881–1884 и 1903–1906 годах масштабные волны погромов прошли .
Во время Первой мировой войны почти полмиллиона евреев сражались в Российской императорской армии . [7] Однако командование русской армии было предвзято настроено по отношению к евреям. Офицеры Академии были убеждены, что евреи подрывают власть царя, обвиняли их в непризнании Бога в Иисусе из Назарета и клеймили их как иностранцев. [8] Во время войны большая часть населения России обвиняла евреев в нехватке продовольствия и инфляции цен или в распространении слухов о нехватке оружия, несмотря на то, что это была одна из самых широко известных государственных тайн. [9] Ситуация осложнялась созданием в Германии «Немецкого комитета освобождения русских евреев», основатели которого видели в войне с Россией метод освобождения русских евреев от царского самодержавия . [10]
При выводе русских войск в 1915 году из Конгресса Польши под давлением Центральных держав военное командование депортировало в глубь России 250 тысяч евреев. К этому числу присоединились еще 350 000 беженцев. Их имущество часто подвергалось разграблению. [11] Приезжие не получили юридической безопасности в своих новых домах. [12]
Рассредоточение населения по территориям ряда стран и разделение сил во время Первой мировой войны привели к тому, что евреи оказались по разные стороны фронта . С каждой из этих сторон их коллективно обвиняли в поддержке врага, в том числе в шпионаже в пользу противостоящей армии. Подозреваемых в шпионаже обычно вешали без суда. [13] По мнению историка Питера Кенеза , большинство обвинений в дезертирстве после казни оказались ложными. [14] Нарастающая атмосфера антисемитизма привела к вспыхнувшим погромам в Станиславове , Черновцах и Тарнополе во время вывода российских войск из региона. [15]
После свержения царя 2 апреля 1917 года Александра Керенского отменило Временное правительство черту оседлости и отменило ограничения для национальных и религиозных меньшинств. [6] Эти решения привели не только к расцвету еврейской культурной и политической жизни, но и побудили многих евреев с энтузиазмом поддержать правительство Керенского. В то время наиболее поддерживаемым политическим движением был сионизм , насчитывавший 300 000 членов. входили 34 000 человек. В 1917 году во Всеобщий еврейский трудовой союз В то же время поддержка коммунизма была незначительной: перепись Коммунистической партии России 1922 года показала, что до 1917 года только 958 членов имели еврейское происхождение. У большинства русских евреев не было причин поддерживать коммунизм: правительство Керенского, предоставившее им равенство и благосклонно взиравшее на их культурное развитие, полностью их удовлетворило, а коммунизм как атеистическая идеология, противостоящая частному предпринимательству, был против иудаизма и средств к существованию многих евреев. . [16]
Первые крупные погромы (1917-1918 гг.)
[ редактировать ]Антисемитское насилие резко возросло во время Первой мировой войны в 1914 году. [17] С началом Гражданской войны в России, в которой силы большевистской Красной Армии противостояли антибольшевистским силам Белой армии , большое количество оружия попало в руки нерегулярных вооруженных сил, а гражданская власть и традиционные социальные связи ослабли. В этом контексте евреи стали особой мишенью нападений. антисемитские слухи , такие как вера в международный еврейский заговор . Широко распространялись [18]
Почти все военные или политические инициативы против большевиков на Украине основывались на антисемитской риторике. [19] Историк Питер Кенез утверждал, что антисемитизм был центром идеологии антибольшевистского Белого движения, достигнув фанатизма в период революции и гражданской войны, сравнимого с фанатизмом более позднего нацистского движения. [20] Не соглашаясь с этим, историки Ричард Пайпс и Орландо Файджес утверждали, что антисемитская деятельность Белого движения была прежде всего мотивирована националистическими настроениями и жадностью. [21] Историк Олег Будницкий заявил, что антисемитская деятельность во время гражданской войны была вызвана годами антисемитизма в армии во время Первой мировой войны; Действуя, исходя из мнения о евреях как о нелояльных чужаках, имперские российские власти депортировали сотни тысяч евреев из прифронтовых районов, что спровоцировало частые погромы против депортируемых. [22]
Антисемитизм еще больше усилился после Февральской революции 1917 года и не уменьшился после Октябрьской революции . [23] С ноября по декабрь 1917 года антисемитские погромы произошли в шестидесяти городах, включая Бендеры , Тирасполь , Харьков , Киев и Витебск . [23]
В январе 1918 года Центральная Рада Украины обнародовала Декларацию независимости Украинской Народной Республики . Из территории, которая впоследствии вошла в состав Советского Союза , наибольшее количество евреев проживало на Украине (1,6 миллиона из 2,6 миллиона). [24] Всеобщий еврейский лейбористский союз , который поддерживал украинскую автономию, на этот раз выступил против отделения от России. Другие социалистические партии воздержались от поддержки декларации. Украинское национальное движение было возмущено отсутствием поддержки независимости. [25]
Уже к середине месяца в Брацлаве произошли погромы , сопровождавшиеся грабежами и поджогами. 20 января в Киеве в ходе боев между украинскими националистами и советскими войсками было убито более сотни евреев и разграблены еврейские магазины. [26] Украинские националисты арестовали членов Первого Всероссийского конгресса евреев-борцов и расстреляли организатора Украинского союза евреев-борцов И. Гоголя. [26]
В некоторых случаях коммунисты видели в еврейской общине буржуазию , своих классовых врагов. Во время вывода Красной Армии из Черниговской губернии весной 1918 года Красная Армия, движимая «борьбой с буржуазией», совершала погромы против евреев. Считается, что отступающие советские войска несут ответственность за жестокий погром 7-8 марта в Чернигове и Глухове , где в течение двух дней было убито около 400 еврейских жителей, включая многих детей. [27] По оценкам, в период гражданской войны большевики несли ответственность за 9% погромов, силы Белого движения - за 17%, украинские националисты - за 50%, а независимые группы - за остальные. [28]
В апреле 1918 года в результате государственного переворота по согласованию с Центральными державами военачальник Павел Скоропадский захватил власть и основал Украинское государство . В то время власти выпустили прокламации, в которых коллективно обвиняли евреев в распространении антинемецких настроений и участии в черном рынке . [29] В марте 1918 года в Киеве во время захвата города украинско-немецкими войсками гайдамаки 3- го пехотного полка расстреляли евреев. Были также убийства в Кременчуге и Гоголеве . [19]
В ноябре 1918 года польско-украинская война разразилась . После того, как польская армия захватила Львов (тогда Львов или Лемберг), 72 еврея были убиты польской толпой, в которую входили польские солдаты. В докладе говорится, что во Львове «недобросовестные элементы [из Войска Польского] разграбили на многие миллионы крон жилища и склады еврейского квартала и, встретив сопротивление, не останавливались перед убийствами». [30] Позже выяснилось, что некоторые другие события в Польше были преувеличены, особенно современными газетами, такими как « Нью-Йорк Таймс» , хотя серьезные нарушения в отношении евреев, включая погромы, продолжались и в других местах, особенно в Украине. [31] Результатом беспокойства по поводу судьбы польских евреев стал ряд четких положений Версальского договора, защищающих права меньшинств в Польше . [31] [32] [33] Польши В 1921 году мартовская конституция предоставила евреям те же законные права, что и другим гражданам, и гарантировала им религиозную терпимость. [34]
Всего за 1917 и 1918 годы произошло 90 погромов, большинство из которых произошло в период с августа по октябрь 1917 года и с марта по май 1918 года. [19]
Украинские погромы (январь-июль 1919 г.)
[ редактировать ]В ноябре 1918 года Украинское Гетманство было заменено Директорией Украины , а 22 января 1919 года воссозданная Украинская Народная Республика осуществила объединение с Западно-Украинской Народной Республикой . В феврале Симон Петлюра президентом дирекции стал . В то же время, начиная с января 1919 года, Красная Армия начала вторжение на Украину с востока . Для внутренней интеграции собственных войск Управление использовало антисемитскую агитацию. Погромы приобрели массовый характер в тех местах, где украинские националисты чувствовали угрозу. К лету 1919 года различные украинские силы убили более 30 000 мирных евреев. [35]
войска Олеся Козырь-Зирки В середине января 1919 года дислоцированные в Овруче убили 80 жителей и разграбили около 1200 домов. Атаман обвинил собравшихся на рыночной площади евреев «в большевизме » и потребовал крупный выкуп. Несмотря на сбор дани, приказ о прекращении погрома не был выполнен. События завершились лишь выводом атаманских войск под давлением большевиков. [36] В это время в Житомире солдаты, к которым присоединились крестьяне из близлежащих деревень, устроили погром, убив 80 человек и разграбив имущество. [37] Два месяца спустя, во время захвата города Украинской народной армией , среди солдат распространился слух, что евреи якобы убили 1300 христиан. Это был слух, основанный на убийстве большевиками 22 человек, среди которых на самом деле были евреи. Делегации городских чиновников удалось убедить командиров в ложности обвинения, но переубеждать рядовых было уже поздно. Несмотря на бегство многих евреев из города, в ходе пятидневного погрома 317 человек были убиты и многие ранены. Многих евреев спасли некоторые христианские жители города, предоставившие им приют. Погром прекратился с возвращением города большевистскими войсками 24 марта. [38]

Февральские массовые убийства в Проскурове и прилегающем к нему Фельштыне в Подольском воеводстве были одними из самых кровавых актов антисемитского насилия во время войны в Украине. В Проскурове местные большевики планировали на 15 февраля вооруженное восстание. Несмотря на противодействие еврейских социалистических партий и предупреждения городской стражи, большевики, не посоветовавшись с жителями, предприняли попытку государственного переворота. Однако они были быстро разбиты казачьим войском. Начальник дислоцированной бригады Иван Семесенко затем выступил перед солдатами с речью, в которой обвинил в произошедшем евреев, назвав их эпитетом «самые опасные враги украинцев и казачества» и приказав их « уничтожить ». Казаки врывались в еврейские дома и в течение трех часов убивали целые семьи. Погром был остановлен благодаря вмешательству командующего фронтом. Однако 1200–1400 человек были убиты, а вскоре скончались 300 из раненых. В последующие дни атаман издал воззвание об антисемитской риторике, и только сбор выкупа снял угрозу возобновления погрома. [39]
Некоторые повстанцы-большевики пытались захватить близлежащий Фельштын, но разбежались, узнав о разгроме восстания Проскуров. Этот эпизод напугал еврейских жителей города. 17 февраля несколько сотен казаков окружили Фельштын, а на следующее утро устроили резню. Солдаты убивали жителей в их домах или, вытащив их на улицу, грабили дома и магазины. Были также многочисленные изнасилования. По словам одного из очевидцев, начальник почты и телеграфа не отреагировал на происшествия, хотя и знал о них. В результате погрома, продолжавшегося несколько часов, были убиты 600 из 1900 еврейских жителей города. [40]
шли бои между казаками и большевиками В феврале-апреле в районе Балты . Во время каждого украинского переворота происходили погромы. Всего погибло 100-120 еврейских жителей, были разрушены почти все дома и магазины. [41]
Погромы часто повторялись в одних и тех же местах. произошло 11-14 беспорядков С мая 1919 по март 1921 года в Брацлаве , в ходе которых в общей сложности было убито более 200 евреев и 1200 человек лишились крова. [42] В свою очередь, во время погрома в Чернобыле , продолжавшегося с 7 апреля по 2 мая, 150 еврейских жителей были убиты силами Илько Струка и большая часть их имущества была уничтожена. [43] Были также случаи захвата пассажиров-евреев на кораблях. 7 апреля днепровские были захвачены силами Клименко . Около 100 евреев были отделены от остальных пассажиров и утонули в реке. [44]

В мае насилие возросло. 10 мая в селе Кривое Озеро рейдеры убили 258 человек и ранили 150 . [45] Войска Никифора Григорова проявили особую жестокость. Первоначально они признали командование Красной Армии и вместе с ее войсками в марте и апреле 1919 года провели операцию по захвату Херсона , Николаева и Одессы у союзников . [46] Но в начале мая Григорив поднял антибольшевистское восстание . Он опубликовал «Универсал», в котором призвал к свержению Украинской Советской Республики , которую он назвал «иностранцами из Москвы и страны, где был распят Христос ». [47] За короткое время его войска совершили серию массовых убийств.
После захвата Тростянца 10 мая еврейские жители были доставлены в здание полицейского участка. В то же время на заседании городского совета распространился слух о якобы вывозе еврейской помощи из окрестностей. Разгневанная толпа подошла к зданию полицейского участка, обстреляла его и забросала гранатами, прежде чем убить раненых. Погибло от 342 до более 400 евреев. При этом имущество грабили, а женщин насиловали. [48] произошел погром С 15 по 22 мая в Александровке в результате развязанной антисемитской агитации. Войска Григорова вместе с частью местного населения убили здесь более 210 жителей. голод и эпидемия тифа . Вскоре в селе вспыхнул [49]
Самый кровавый погром того периода произошел в Елисаветграде , который 10 мая был захвачен войсками Григорова. Его «Универсал» был распространен на улицах и началась агитация. 15 мая солдаты устроили погром. Типичный случай: группа из нескольких солдат, вторгшись в дом, убила его жителей и разграбила ценное имущество. Затем дом захватила толпа, которая разграбила остальное имущество, погрузив его на телеги. В результате трехдневной резни погибло от 1300 до 3000 человек, несмотря на многочисленные случаи, когда христиане скрывали своих еврейских соседей. Почти все 50 000 еврейских жителей Елисаветрада оказались в нищете. Больницы были переполнены ранеными, начался голод. Красных солдат послали отбить Елисаветрад, но они присоединились к погрому. [50] [51] Похожий ход имел и погром в Черкассах : 15 мая войска Григорова начали грабить еврейские дома и убивать их жителей. Вскоре к нападавшим присоединилась часть горожан. Несмотря на то, что некоторые христиане скрывали своих еврейских соседей, в ходе пятидневного погрома погибло 700 человек. [52]
Другие погромы, совершенные в мае войсками Григорова, включают массовые убийства в Екатеринославе (150 погибших), [53] в Кодыме (120 смертей) [54] и Александровка – Фундуклиевка (более 160 смертей). [55]
Подпись гласит: Тысячи евреев вышли на большой парад в Нью-Йорке на массовый митинг протеста против недавних погромов в Украине, где, по словам ораторов, было убито 120 000 евреев. На параде был пронесен служебный флаг с 8000 звездами евреев, погибших на службе Соединенным Штатам.
-2 декабря 1919 г.; Daily Ardmoreite (Oklahoma Paper)
В Умани 35 000 из 60 000 жителей города были евреями. Однако в царские времена административные должности занимали христиане. Приход советской власти в марте 1919 года заставил некоторых евреев присоединиться к властям. Это изменение привело к тому, что евреев стали обвинять в советской политике реквизиции продовольствия . 10 мая вспыхнуло антибольшевистское восстание, и вскоре войска Григорова захватили город. Они проводили обыски домов, утверждая, что ищут «коммунистов». Но на самом деле убивали случайных евреев, а коммунистов-неевреев это не беспокоило. В ходе 10-дневного погрома погибло 300-400 человек. Некоторые христианские жители спрятали своих соседей-евреев. Украинские крестьяне также отказались продавать еду евреям. [56] Погром был окончательно прекращен вмешательством 7-го советского полка, но через три дня полку было приказано перебраться в другое место, и Умань перешла под контроль 8-го Украинского советского полка. После прихода к власти 8-й полк совершил очередной погром. За следующие шесть недель красные убили 150 евреев. 3 июля 8-й полк был заменен 1-м Украинским советским кавалерийским полком Федора Грибенко , который совершил еще один погром такого же масштаба. Через два дня город взял под свой контроль 4-й интернациональный полк, в состав которого входили не только украинцы, русские и евреи, но и иностранные добровольцы из Китая, Венгрии и Германии. Прибытие этого полка положило конец погромам в Умани. [51]
В чем-то похожая ситуация была и в многонациональном Литине . Приход Советской власти открыл для евреев возможность войти в правительство, чем некоторые и воспользовались. Первоначально межнациональных разногласий среди жителей не было. Однако, когда войска Якова Шепеля захватили город 14 мая, они устроили погром, в ходе которого было убито 100-120 человек. Было также отмечено, что крестьяне отказывались продавать евреям продукты. [57]
войска Волнца Хайсин . 12 В результате учиненного ими погрома погибло 340–350 евреев города. Насилие удалось остановить благодаря призыву российских интеллектуалов. [58] В свою очередь, в Радомышле крестьянские отряды Дмитрия Соколовского инициировали серию погромов, в которых погибло от 400 до 1000 человек. [59]
Самым серьезным погромом, совершенным украинскими силами в июле, стала Тульчинская резня. 14 июля нападавшие убили 519 еврейских жителей города. [60] С другой стороны, захват Голоскова войсками атамана Козакова стоил жизни 95 евреям, а большая часть селения была опустошена. [45] В конце месяца Умань снова попала в окружение. 29 июля группа гайдамаков захватила город и устроила погром, в результате которого погибло 150 человек. [61]
15 июля, семнадцатого таммуза по еврейскому календарю , местные жители напали на своих еврейских соседей в Словечно (современная Житомирская область) после того, как им сообщили ложные слухи о том, что евреи планируют нападать на неевреев, превращать церкви в синагоги и принуждать неевреев давлением. в иудаизм. В результате последовавшего за этим погрома более 60 мирных евреев были убиты и от 45 до 100 получили ранения. [62]
находился еврейский отряд самообороны В Погребище . Однако, когда 18 августа войска Даниила Терпило захватили город, еврейское сопротивление рухнуло. Вооруженные группы штурмовали Погребище и за несколько часов убили 350-400 его еврейских жителей. В том же месяце в городе Юстинград - Соколовка силы Терпило похитили 150 евреев, потребовав за их освобождение высокий выкуп. Запрошенную сумму собрать не удалось, и почти все заложники были убиты. [63]
Белые погромы (сентябрь - декабрь 1919 г.)
[ редактировать ]Многие евреи выступали против коллективизации и возлагали надежды на наступающее Белое движение . Пережив украинские погромы, они были готовы отказаться от своей автономии ради нормальной жизни и возвращения к верховенству закона . [64]
В сентябре 1919 года казачьи части Добровольческой армии захватили Фастов . С 23 по 26 сентября они устроили резню , в ходе которой погибло 1300–1800 евреев. Многие семьи были сожжены заживо в собственных домах. Также были убиты дети и те, кто прятался в синагогах. Были также групповые изнасилования и грабежи. Военные власти приказали прекратить погром, но еврейский квартал города был разрушен. [65]

Через три недели силы Добровольческой армии вытеснили большевиков из Киева . После того как армия вошла в город 16 октября, начался погром . Нападавшие врывались в дома, грабили имущество и убивали евреев. В разгар беспорядков газеты черносотенцев опубликовали статью, в которой обвиняли евреев в стрельбе по солдатам во время захвата города, перечисляя их личные данные. Комиссия, созданная для расследования этих обвинений, вскоре установила, что они были сфабрикованы. [66] В ходе пятидневной волны насилия погибло 500-600 человек. [67]
В некоторых городах погромы происходили с нескольких сторон. Белая Церковь была таким городом, где евреи подвергались насилию сначала со стороны Украинской народной армии, затем со стороны войск Терпила и, наконец, со стороны казачьих войск Белой армии. Общее число жертв погромов в Белой Церкви в 1919–1920 годах оценивается в 300–850 человек. [68]
Поздние погромы (1920 г.)
[ редактировать ]Наибольшая эскалация антиеврейского насилия произошла в Тетиеве весной 1920 года. После погрома белых в прошлом году город стал местом новой резни, на этот раз устроенной украинскими антибольшевистскими повстанцами. 26 марта 1920 года казачьи войска рассыпались по городу и начали убивать еврейских жителей. Был подожжен синагогальный комплекс, на чердаке которого прятались около 1500 человек. Большинство из них задохнулись дымом, а те, кто выбрался через окна, погибли. Некоторые местные крестьяне участвовали в погроме, убивая евреев или передавая их нападавшим, а награбленное загружали на телеги. Из 7 тысяч еврейских жителей Тетиева погибло 4-5 тысяч, а почти весь город был разрушен. [69] [70]
Баланс и последствия
[ редактировать ]Количество погромов
[ редактировать ]
Однако в Вооруженных Силах Юга России проявились укоренившиеся антисемитские предрассудки. [71] и они уже выступали против равных прав меньшинств, установленных в 1917 году. [72] По их мнению, евреи были ответственны за падение царизма и поддерживали большевизм в целом, а « Протоколы сионских мудрецов» были широко распространены среди белых сил. [73] Южнорусское пропагандистское агентство под командованием Константина Николаевича Соколова распространяло слухи о том, что евреи стреляют из окон зданий в отступающих солдат и о якобы еврейских полках. [74] Антисемитизм белых поддерживала значительная часть духовенства Русской Православной Церкви , видевшая в евреях безбожный народ, желающий взять власть над « Святой Русью ». [75] С другой стороны, Патриарх Московский Тихон однозначно осудил погромы. В пастырском письме от 21 июля 1919 года он писал, что изнасилования евреев были «позором для их виновников, позором для Святой Церкви». [76]
принадлежала белоказачьим частям, особенно терским казакам Однако наибольшая доля в расправах со стороны Добровольческой армии . [77] Погромы проводились главным образом с целью грабежа и под влиянием коллективного обвинения евреев в их неудачах в бою. [78]
Добровольческая армия контролировала украинские земли с лета 1919 по весну 1920 года. Практически после каждого захвата города белыми войсками происходил погром еврейских жителей. [79] Насилие особенно усилилось осенью и зимой, во время отступления Белой армии. [80]
По подсчетам историка Я. Л. Декель-Чена, в 1917–1918 годах произошло 90 погромов. [81] Исследователь Олег Будницкий сообщает, что с 1918 по 1920 год в Украине произошло 1500 погромов в более чем 1300 населенных пунктах. [28] В свою очередь, по данным Мильтона Клега, только в 1919 году число погромов в Украине составило 1326. [82]
Оценки количества жертв и их географического распределения
[ редактировать ]Погромы, жертвами которых стали более 100 человек | ||
---|---|---|
Дата | Расположение | Количество жертв |
1918 | ||
7 марта | Hlukhiv | 400 [19] |
1919 | ||
февраль – апрель | Белый | 100–120 [41] |
15 февраля | Проскуров | 1500–1600+ [83] |
18 февраля | Скеловка | 600 [84] |
22-26 марта | Житомир | 317 [85] |
февраль-май | Чернобыль | 150 [43] |
Может | Катеринослав | 150 [53] |
Может | Радомышль | 400–1000 [59] |
10 мая | Kryve Ozero | 258 [45] |
10-11 мая | Trostianets | 342–400+ [86] |
12 мая | Хайсин | 340 [87] |
12-14 мая | Человек | 300–400 [88] |
14 мая | Горит | 120 [89] |
15-22 мая | Александровка | 211 [90] |
15-17 мая | Елисаветград | 1300–3000 [91] |
18 мая | Кодирование | 120 [92] |
18-20 мая | Oleksandrivka - Fundukliyivka | 160+ [93] |
16-20 мая | Cherkasy | 700 [94] |
17 апреля | Дубовое | 300–800 [69] |
11 июля | Тульчин | 519 [95] |
11 августа | Елисаветград | 1,000 [96] |
Август | Cherkasy | 250 [94] |
22 августа | Погребище | 350–400 [97] |
23-26 сентября | Фастов | 1300–1800 [98] |
16-20 октября | Киев | 500–600 [99] |
1919-1920 | Bila Tserkva | 300–850 [100] |
1920 | ||
26 марта | Tetiyev | 4000–5000 [69] |
По словам Питера Кенеза, погромы мирного еврейского населения на Украине в 1918–1920 годах были крупнейшим случаем массовых убийств евреев до Холокоста . [101] Это был первый случай в истории современной Европы, когда вооруженные силы в форме убивали мирных жителей в таком массовом масштабе. [102]
По разным данным, погибло от 50 000 до 250 000 человек. В качестве нижней границы указано число жертв в 50-60 тысяч человек. [103] Эли Хейфец, председатель Всеукраинского комитета помощи жертвам погрома, в 1921 году на основании имеющихся у него данных оценил число погибших в 120 тысяч. [104] К таким же выводам пришел в 1999 году Дэвид Виталь. [35] Рональд Суни сообщает о нижней границе среднего показателя в 50 000 смертей, хотя общее количество смертей варьируется от 35 000 до 150 000. [105] По оценкам Мануса Мидларского и Ицхака Арада на 2005 и 2009 годы, число погибших составило 150 000 человек. В эти оценки вошли погибшие в результате ран, а также жертвы голода и эпидемий инфекционных заболеваний после погромов. [106] Лидия Милякова написала, что 125 тысяч евреев были убиты на Украине и 25 тысяч в Белоруссии. [107] Олег Будницкий в своей монографии называет в качестве верхней оценки 200 тысяч жертв. [28] В свою очередь, по словам Питера Кенеза, число погибших составило четверть миллиона человек. [18] за 1985 год В докладе Уитакера Организации Объединенных Наций приводятся оценки от 100 000 до 250 000 смертей. [1]
По словам Лидии Миляковой, большая часть (78%) погромов произошла в Украине, а 14% и 8% - в Белоруссии и России соответственно. [108]
Оценка других потерь
[ редактировать ]Основываясь на частичных отчетах Красного Креста, Эли Хейфец подсчитал, что более миллиона человек понесли материальный ущерб. [104] Около 50 000-300 000 детей остались сиротами, а полмиллиона жителей были изгнаны из своих домов или уехали. [109] [110] По данным З. Гительмана, в 1918–1921 гг. 70–80% еврейского населения не имели постоянного дохода, хотя советский запрет на частную торговлю был частичной причиной безработицы. [111]
Оценки вклада сил, осуществлявших погромы
[ редактировать ]Англо-еврейский писатель Исраэль Зангвилл писал:
Именно как большевики евреи Южной России были уничтожены армиями Петлюры , хотя армии Соколова убивали их как сторонников Петлюры, армии Махно как буржуазных капиталистов, армии Григорова как коммунистов, а армии Григорова как коммунистов. Деникина . сразу как большевиков, капиталистов и украинских националистов [112]
Манус Мидларский и Олег Будницкий сообщили, что, по более ранним оценкам, Украинская народная армия стала причиной 54% потерь, Белая армия - 17%, Красная Армия - 2%. Согласно недавнему анализу, проведенному после открытия российских архивов, процент убийств от рук Белой Добровольческой Армии может достигать даже 50%. [2] Энциклопедия евреев Восточной Европы YIVO сообщает, что оставшиеся погромы (25%) были совершены независимыми группами, за ними следовала Белая армия (17%) и Советы (9%). [28] YIVO также дает оценку 38 человек, убитых в среднем погроме украинских сил, 25 человек в среднем погроме белых и 7 человек в среднем погроме красных. [28] [3]
Причастность к погромам анархистского движения Революционная повстанческая армия Украины , возглавляемого Нестором Махно , до сих пор неясна. Сами махновцы подтвердили свою причастность к одному погрому анархистов, убившему 22 еврея в Горькой, виновники которого были арестованы, осуждены и казнены. [113] [114] Однако Борис Д. Боген сообщил, что анархисты убили несколько евреев в Казанке . Несут ли они ответственность за массовое убийство в 1918 году от 175 до 1000 жителей еврейских поселков Трудолюбовка и Нечаевка , Екатеринославской губернии остается спорным. Многие жители города говорили, что резню устроили анархисты, а в письме 1964 года выживший написал, что «многие еврейские поселения были уничтожены бандитами, называемыми махновцами, включая наше. Мой отец, муж, братья Шмилик, Пинхас и Велвл были убиты». убит». [115] [ нужен лучший источник ]
См. также
[ редактировать ]- Погромы в Российской Империи
- Казачьи волнения 1648 года на Украине, в ходе которых 40-50 000 евреев были убиты преимущественно казачьими войсками Богдана Хмельницкого.
- Антисемитизм в Украине
- История евреев в Украине
- Погромы в Белоруссии во время Гражданской войны в России
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Доклад ООН Уитакера о геноциде, 1985 г., абзацы с 14 по 24, страницы с 5 по 10» . предотвращение геноцида в международном масштабе . Архивировано из оригинала 13 июня 2019 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Будницкий 2012 , с. 217; Мидларский 2005 , стр. 45.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «ЙИВО | Гражданская война в России» . yivoencyclepedia.org . Проверено 8 ноября 2022 г.
- ^ «ЙИВО | Гражданская война в России» . yivoencyclepedia.org . Проверено 8 ноября 2022 г.
- ^ «ЙИВО | Гражданская война в России» . yivoencyclepedia.org . Проверено 8 ноября 2022 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Хейфец 1921 , с. 8.
- ^ Будницкий 2012 , с. 232; Кенез 2004 , с. 292.
- ^ Будницкий 2012 , стр. 225–228.
- ^ Будницкий 2012 , с. 237.
- ^ Будницкий 2012 , с. 228.
- ^ Будницкий 2012 , стр. 233–235.
- ^ Кенез 2004 , с. 291.
- ^ Будницкий 2012 , стр. 226–232.
- ^ Кенез 2004 , с. 293.
- ^ Будницкий 2012 , с. 242.
- ^ Гительман 2001 , стр. 60–64; Мидларский 2005 , с.47.
- ^ Будницкий 2012 , стр. 224–225.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Кенез 2004 , с. 292.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Декель-Чен 2010 , с. 84.
- ^ Будницкий 2012 , стр. 222–223.
- ^ Будницкий 2012 , стр. 223–224.
- ^ Будницкий 2012 , стр. 225–234.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Будницкий 2012 , стр. 240–244.
- ^ Кенез 1977 , с. 167.
- ^ Хейфец 1921 , стр. 13–15.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Декель-Чен 2010 , стр. 83–84.
- ^ Будницкий 2012 , с. 245; Декель-Чен 2010 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Будницкий 2012 , с. 217.
- ^ Кенез 2004 , с. 294.
- ^ Дэвид Энгель. Поляки, евреи и историческая объективность. Славянское обозрение , Том. 46, № 3/4 (Осень - Зима, 1987), стр. 568-580. См. также отчет Миссии США в Польше, Генри Моргентау-старшего.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Анджей Капишевский, Спорные отчеты о положении евреев в Польше после мировой войны. Архивировано 6 октября 2007 г. в Wayback Machine Studia Judaica 7: 2004 № 2 (14) с. 257-304 (pdf)
- ^ Норман Дэвис. «Этническое разнообразие в Польше двадцатого века». В: Герберт Артур Штраус. Заложники модернизации: исследования современного антисемитизма, 1870-1933/39. Уолтер де Грюйтер, 1993 год.
- ^ Дэвид Энгель. «Львов, 1918 год: трансмутация символа и его наследие Холокоста». В: Джошуа Д. Циммерман, Спорные воспоминания: поляки и евреи во время Холокоста и его последствий , Rutgers University Press, 2003, ISBN 0-8135-3158-6 , Google Print, стр. 33–34.
- ^ Джейкоб Гольдштейн, Авраам Кахан, Еврейские социалисты в Соединенных Штатах: Дебаты Кахана, 1925–1926 , Sussex Academic Press, 1998, ISBN 1-898723-98-2 , Google Print, стр. 11.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Виталь 1999 , с. 717.
- ^ Хейфец 1921 , стр. 27–30, 185–200.
- ^ Слуцкий и Спектор 2007j , с. 524.
- ^ Хейфец 1921 , стр. 44–47.
- ^ Арад 2009 , с. 13; Хейфец 1921 , стр. 39–42, 202–227; Слуцкий и Спектор 2007i , с. 531-587; Виталь 1999 , с. 715.
- ^ Арад 2009 , с. 13; Хейфец 1921 , стр. 43, 227–234.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Хейфец 1921 , стр. 402–403.
- ^ Федерация 1921 года ; Слуцкий и Спектор 2007b , с. 134; Слуцкий и Спектор 2007г , стр. 252–253.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Слуцкий и Спектор 2007d , с. 597.
- ^ Хейфец 1921 , стр. 148–156.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Хейфец 1921 , с. 408.
- ^ Адамс 1963 , стр. 176–177, 180–181, 201.
- ^ Хейфец 1921 , стр. 68, 244.
- ^ Хейфец 1921 , стр. 167, 393–402; Слуцкий и Спектор 2007г , стр. 252–253.
- ^ Хейфец 1921 , стр. 275–276.
- ^ Арад 2009 , с. 13; Будницкий 2012 , с. 218; Хейфец 1921 , стр. 243–248; Слуцкий и Спектор 2007f , стр. 187–188.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б МакГивер, Брендан (31 июля 2019 г.). «Красный антисемитизм: антиеврейское насилие и революционная политика в Украине, 1919 год» . Квест. Проблемы современной еврейской истории . Проверено 06 декабря 2022 г.
- ^ Хейфец 1921 , стр. 248–272; Слуцкий и Спектор 2007c , стр. 594–595.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Слуцкий и Спектор 2007e , стр. 724–725.
- ^ Федерация 1921 , с. 8; Хейфец 1921 , стр. 407–408.
- ^ Хейфец 1921 , стр. 306–308.
- ^ Хейфец 1921 , стр. 312–341; Слуцкий и Спектор 2007k , стр. 244–245.
- ^ Хейфец 1921 , стр. 389–390.
- ^ Федерация 1921 года ; Хейфец 1921 , стр. 405–406.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Арад 2009 , с. 14; Слуцкий и Спектор 2007h , с. 58.
- ^ Федерация 1921 года ; Спектор и Вигодер 2001 , с. 1340.
- ^ Хейфец 1921 , стр. 350–351.
- ^ Мурав, Харриет (04 августа 2019 г.). «Архив насилия: соседи, чужие и твари в «Месяцах и днях» Ицика Кипниса » . Квест. Проблемы современной еврейской истории . Проверено 1 декабря 2022 г.
- ^ Чериковер 1965 .
- ^ Хейфец 1921 , с. 100; Кенез 2004 , с. 300; Мидларский 2005 , с. 47; Виталь 1999 , с. 720.
- ^ Арад 2009 , с. 14; Будницкий 2012 , с. 218; Клиер 2005 , с. 636; Слуцкий и Спектор 2007i , стр. 531–587.
- ^ Хейфец 1921 , с. 112.
- ^ Арад 2009 , с. 14; Хейфец 1921 , стр. 111–112.
- ^ Федерация 1921 , стр. 10–11; Слуцкий и Спектор 2007a , стр. 278–279.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Мидларский 2005 , стр. 46.
- ^ «Украинские соседи: Погромы и истребления в Украине 1919-1920» . Квест. Проблемы современной еврейской истории . Август 2019 года . Проверено 30 мая 2023 г.
- ^ Кенез 2004 , с. 300.
- ^ Будницкий 2012 , с. 220.
- ^ Хейфец 1921 , стр. 104; Клиер 2005 , стр. 636; Мидларский 2005 , с.50.
- ^ Будницкий 2012 , с. 246; Кенез 2004 , с. 298.
- ^ Гительман 2001 , с. 65.
- ^ Трубы 2011 , с. 118.
- ^ Будницкий 2012 , стр. 220–223.
- ^ Будницкий 2012 , стр. 223, 247.
- ^ Будницкий 2012 , с. 253; Хейфец 1921 , с. 111.
- ^ Будницкий 2012 , с. 253.
- ^ Декель-Чен 2010 , с. 87.
- ^ Клег 2001 , с. 4.
- ^ Арад 2009 , с. 13; Хейфец 1921 , с. 226; Виталь 1999 , с. 715.
- ^ Арад 2009 , с. 13; Хейфец 1921 , с. 233.
- ^ Хейфец 1921 , с. 46.
- ^ Хейфец 1921 , стр. 167, 393.
- ^ Федерация 1921 , с. 12; Хейфец 1921 , с. 405.
- ^ Хейфец 1921 , с. 323.
- ^ Хейфец 1921 , с. 389.
- ^ Хейфец 1921 , с. 275.
- ^ Будницкий 2012 , с. 218; Хейфец 1921 , с. 247.
- ^ Федерация 1921 , с. 8; Хейфец 1921 , с. 407.
- ^ Хейфец 1921 , с. 307.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Слуцкий и Спектор 2007c , стр. 594–595.
- ^ Федерация 1921 , с. 12; Спектор и Вигодер 2001 , с. 1340.
- ^ Слуцкий и Спектор 2007f , стр. 187–188.
- ^ Федерация 1921 , с. 12.
- ^ Арад 2009 , с. 14; Будницкий 2012 , с. 218; Клиер 2005 , с. 636.
- ^ Арад 2009 , с. 14; Хейфец 1921 , с. 112.
- ^ Федерация 1921 , с. 12; Слуцкий и Спектор 2007a , стр. 278–279.
- ^ Кенез 1977 , с. 166.
- ^ Мидларский 2005 , стр. 51.
- ^ Гланд 2010 ; Виталь 1999 , с. 717.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Хейфец 1921 , с. 180.
- ^ Суни, Рональд (14 ноября 2017 г.). Развернутый красный флаг: история, историки и русская революция . Книги Версо. стр. 1–320. ISBN 978-1-78478-566-6 .
- ^ Арад 2009 , стр. 14; Мидларский 2005 , стр. 45.
- ^ Милякова 2010 , с. 17
- ^ Милякова 2010 , с. 38
- ^ Будницкий 2012 ; Гартнер 2001 , с. XXII; Хейфец 1921 , с. 182.
- ^ Арад 2009 , с. 14.
- ^ Гительман 2001 , с. 82.
- ↑ Цитируется в «Евреи Советского Союза с 1917 года», стр. 43. Нью-Йорк, 1988 г. книге Норы Левин
- ^ Шубин, Александр (2010). «Махновское движение и национальный вопрос на Украине, 1917–1921» . В Хирше, Стивен Дж.; ван дер Вальт, Люсьен (ред.). Анархизм и синдикализм в колониальном и постколониальном мире, 1870–1940 гг . Исследования по глобальной социальной истории. Том. 6. Лейден : Брилл . п. 172. ИСБН 9789004188495 . OCLC 868808983 .
- ^ Шубин 2010 , с. 172.
- ^ «Трудолюбовский погром – дата и виновники» . kehilalinks.jewishgen.org . Проверено 8 ноября 2022 г.
Библиография
[ редактировать ]- Адамс, Артур (1963). Большевики на Украине. Вторая кампания, 1918-1919 гг . Нью-Хейвен : Издательство Йельского университета . OCLC 406299 .
- Арад, Ю. (2009). Холокост в Советском Союзе . Джад Васзем. стр. 13–14. ISBN 9780803222700 . Проверено 12 декабря 2013 г.
- Будницкий, Олег (2012). Русские евреи между красными и белыми, 1917-1920 гг . Издательство Пенсильванского университета . стр. 216–273. ISBN 978-0-8122-4364-2 . Проверено 28 декабря 2012 г.
- Дэвис, Н. (1993). «Этническое разнообразие в Польше двадцатого века» . В Штраусе, Х.А. (ред.). Заложники модернизации: Австрия, Венгрия, Польша, Россия . Уолтер де Грюйтер и компания, с. 1012. ИСБН 9783110137156 . Проверено 8 февраля 2013 г.
- Декель-Чен, Джонатан Л. (2010). Антиеврейское насилие: переосмысление погрома в истории Восточной Европы . Издательство Университета Индианы . стр. 82–87. ISBN 978-0253004789 .
- Гартнер, LP (2001). История евреев в Новое время . Издательство Оксфордского университета . п. XXII. ISBN 978-0-19-289259-1 . Проверено 27 декабря 2012 г.
- Гительман, З.Я. (2001) [1988]. Век двойственности: евреи России и Советского Союза . Издательство Университета Индианы . стр. 59–87. ISBN 0253214181 . Проверено 28 декабря 2012 г.
- Хаген, WW (2005). «Моральная экономика народного насилия» . В Блобауме, Р. (ред.). Антисемитизм и его противники в современной Польше . Издательство Корнелльского университета . стр. 124–148. ISBN 0-8014-4347-4 . Проверено 8 февраля 2013 г.
- Хейфец, Э. (1921). Резня евреев на Украине в 1919 году . Томас Зельцер, Инк . Проверено 18 января 2013 г.
- Кенез, Питер (1977). Гражданская война на юге России, 1919-1920 годы: поражение белых . Издательство Калифорнийского университета . стр. 166–177. ISBN 0-520-03346-9 . Проверено 4 января 2013 г.
- Кенез, Питер (2004) [1992]. «Погромы и белая идеология в Гражданской войне в России» . В Клире, JD; Ламброза, С. (ред.). Погромы: антиеврейское насилие в современной российской истории . Издательство Кембриджского университета . стр. 291–313. ISBN 0-521-40532-7 . Проверено 29 декабря 2012 г.
- Клег, Милтон (2001). Ненависть, предрассудки и расизм . Издательство Государственного университета Нью-Йорка. п. 4. ISBN 9780791415351 . Проверено 26 декабря 2012 г.
- Клиер, JD (2005). «Гражданская война в России» . В Леви, RS (ред.). Антисемитизм: историческая энциклопедия предрассудков и преследований . АВС-Клио. п. 636. ИСБН 1-85109-439-3 . Проверено 29 декабря 2012 г.
- Клиер, JD (2010). «Погромы» . Энциклопедия евреев Восточной Европы YIVO . Проверено 5 февраля 2013 г.
- Мидларский, Мичиган (2005). Смертельная ловушка: геноцид в двадцатом веке . Издательство Кембриджского университета . стр. 44–51. ISBN 0-521-81545-2 . Проверено 29 декабря 2012 г.
- Пайпс, Ричард (2011). Россия при большевистском режиме . Издательская группа Кнопфа Doubleday. ISBN 978-0-307-78861-0 .
- Прусин А.В. (2005). Национализация приграничья: война, этническая принадлежность и антиеврейское насилие в Восточной Галиции, 1914-1920 гг . Пресса Университета Алабамы . п. 103. ИСБН 9780817314590 . Проверено 9 февраля 2013 г.
- Слуцкий, Иегуда; Спектор, Шмуэль (2007a). «Белая Церковь» . В Скольнике, Фред; Беренбаум, Майкл (ред.). Энциклопедия иудаики . Том. 3 (2-е изд.). Макмиллан . стр. 278–279. ISBN 978-0-02-865931-2 . Проверено 30 января 2013 г. - через Еврейскую виртуальную библиотеку .
- Слуцкий, Иегуда; Спектор, Шмуэль (2007b). «Братслав» . В Скольнике, Фред; Беренбаум, Майкл (ред.). Энциклопедия иудаики . Том. 4 (2-е изд.). Макмиллан . п. 134. ИСБН 978-0-02-865931-2 . Проверено 30 января 2013 г. - через Еврейскую виртуальную библиотеку .
- Слуцкий, Иегуда; Спектор, Шмуэль (2007c). «Черкассы» . В Скольнике, Фред; Беренбаум, Майкл (ред.). Энциклопедия иудаики . Том. 4 (2-е изд.). Макмиллан . стр. 594–595. ISBN 978-0-02-865932-9 . Архивировано из оригинала 11 ноября 2013 года . Проверено 21 января 2013 г. - через Еврейскую виртуальную библиотеку .
- Слуцкий, Иегуда; Спектор, Шмуэль (2007d). «Чернобыль» . В Скольнике, Фред; Беренбаум, Майкл (ред.). Энциклопедия иудаики . Том. 4 (2-е изд.). Макмиллан . п. 597. ИСБН 978-0-02-865932-9 . Архивировано из оригинала 17 июля 2011 года . Проверено 21 января 2013 г. - через Еврейскую виртуальную библиотеку .
- Слуцкий, Иегуда; Спектор, Шмуэль (2007e). «Днепропетровск» . В Скольнике, Фред; Беренбаум, Майкл (ред.). Энциклопедия иудаики . Том. 5 (2-е изд.). Макмиллан . стр. 724–725. ISBN 978-0-02-865933-6 . Проверено 30 января 2013 г. - через Еврейскую виртуальную библиотеку .
- Слуцкий, Иегуда; Спектор, Шмуэль (2007f). «Кировоград» . В Скольнике, Фред; Беренбаум, Майкл (ред.). Энциклопедия иудаики . Том. 12 (2-е изд.). Макмиллан . стр. 187–188. ISBN 978-0-02-865940-4 . Проверено 30 января 2013 г. - через Еврейскую виртуальную библиотеку .
- Слуцкий, Иегуда; Спектор, Шмуэль (2007г). «Подолье» . В Скольнике, Фред; Беренбаум, Майкл (ред.). Энциклопедия иудаики . Том. 16 (2-е изд.). Макмиллан . стр. 252–253. ISBN 978-0-02-865944-2 . Проверено 30 января 2013 г. - через Еврейскую виртуальную библиотеку .
- Слуцкий, Иегуда; Спектор, Шмуэль (2007h). «Радомышль» . В Скольнике, Фред; Беренбаум, Майкл (ред.). Энциклопедия иудаики . Том. 17 (2-е изд.). Макмиллан . п. 58. ИСБН 978-0-02-865945-9 . Проверено 30 января 2013 г. - через Еврейскую виртуальную библиотеку .
- Слуцкий, Иегуда; Спектор, Шмуэль (2007i). "Россия" . В Скольнике, Фред; Беренбаум, Майкл (ред.). Энциклопедия иудаики . Том. 17 (2-е изд.). Макмиллан . стр. 531–587. ISBN 978-0-02-865945-9 . Проверено 30 января 2013 г. - через Еврейскую виртуальную библиотеку .
- Слуцкий, Иегуда; Спектор, Шмуэль (2007j). «Житомир» . В Скольнике, Фред; Беренбаум, Майкл (ред.). Энциклопедия иудаики . Том. 21 (2-е изд.). Макмиллан . п. 524. ИСБН 978-0-02-865949-7 . Архивировано из оригинала 3 октября 2015 года . Проверено 21 января 2013 г. - через Еврейскую виртуальную библиотеку .
- Слуцкий, Иегуда; Спектор, Шмуэль (2007k). «Умань» . В Скольнике, Фред; Беренбаум, Майкл (ред.). Энциклопедия иудаики . Том. 20 (2-е изд.). Макмиллан . стр. 244–245. ISBN 978-0-02-865948-0 . Проверено 30 января 2013 г. - через Еврейскую виртуальную библиотеку .
- Спектор, Шмуэль; Вигодер, Г. (2001). Энциклопедия еврейской жизни до и во время Холокоста . Издательство Нью-Йоркского университета. п. 1340. ИСБН 0-8147-9378-9 . Проверено 16 января 2013 г.
- Чериковер, Элия (1965). Погромы на Украине в 1919 году . Проверено 4 февраля 2013 г.
- Вейдлингер, Джеффри (2021). Посреди цивилизованной Европы: погромы 1918-1921 годов и начало Холокоста . Пан Макмиллан. ISBN 978-1509867448 .
- Виталь, Д. (1999). Разрозненный народ: евреи в Европе, 1789–1939 гг . Издательство Оксфордского университета . стр. 715–727. ISBN 0-19-8219806 . Проверено 28 декабря 2012 г.
- Федерация украинских евреев (1921). Украинский террор и еврейская опасность . Федерация евреев Украины . Проверено 18 января 2013 г.
- Милякова, Лидия (2010). Книга погромов: прихожая геноцида Украина, Россия, Белоруссия, 1917-1922 (на французском языке). Кальман-Леви.
- Антиеврейские погромы времен Гражданской войны в России.
- Массовые убийства 20-го века в Европе
- Массовые убийства 20-го века в России
- Этническая чистка в Европе
- Резня в Украине
- Резня в Беларуси
- Резня в России.
- Убийства 1910-х годов в Европе
- Убийства 1920-х годов в Европе
- Убийства 1910-х годов в Российской империи
- Антикоммунистический терроризм
- Геноциды в Европе