Антисемитизм в Испании
Часть серии о |
Антисемитизм |
---|
Категория |
Антисемитизм в Испании — это выражение словами или действиями идеологии ненависти к евреям на испанской земле.
История [ править ]
Антииудаизм средневековой в Иберии
Христианский антииудаизм начался с распространения христианства на Пиренейском полуострове во время правления Римской империи . Его первое насильственное проявление произошло в преследовании евреев в вестготской Испании . В средние века евреи Аль-Андалуса , находившегося под властью мусульман , Пиренейского полуострова , назывались зимми , защищенным классом в исламе . Несмотря на периодические вспышки насилия, такие как резня в Гранаде в 1066 году , евреям была предоставлена защита для исповедания своей религии в обмен на соблюдение определенных условий, которые ограничивали их права в отношении мусульман. [2]
После вторжения Альморавидов из Марокко в XI веке положение еврейского населения на мусульманской территории ухудшилось. [2] Во время вторжения экстремистского Захири , которым правил халифата Альмохадов в Северной Африке , многие евреи бежали в северные христианские королевства, Восточное Средиземноморье и части Северной Африки, находящиеся за пределами контроля Альмохадов. [3]
Иберийские евреи жили в относительном мире рядом со своими христианскими соседями. Короли, особенно короли Арагонского королевства , считали евреев королевской собственностью, и в их интересах было их защищать. В это время евреи пользовались относительной политической свободой, имели должности в судах, были торговцами и бизнесменами. Раньше евреи жили отдельно в juderías или « еврейских кварталах ».
Династические изменения, вызванные приходом к власти Дома Трастамара после гражданской войны в Кастилии , привели к радикализации антисемитских настроений в вышеупомянутой короне Кастилии , с сближением религиозного доктринального антииудаизма, аристократического политического антисемитизма и народного антисемитизма, усугубленного продолжающийся социально-экономический кризис позднего средневековья . [4]
Распространялись обвинения в кровавом навете , и еврейскому народу были навязаны указы. Ситуация достигла пика во время резни 1391 года , в ходе которой были убиты целые общины, а многие были насильственно обращены в другую веру. [5]
Раннее Новое время [ править ]
В 1492 году указом Альгамбры католические монархи Испании приказали изгнать спорное количество евреев из корон Кастилии и Арагона , от 45 000 до 200 000. [6] [7] и таким образом положить конец крупнейшим общинам в Европе. За этим последовало изгнание евреев из Наварры в 1498 году. [8] Принудительные крещения в конечном итоге породили феномен conversos , инквизицию и статуты limpieza de sangre .
Заговоры о conversos фигурируют в значительном количестве народных произведений, напечатанных на территории нынешней Испании, а также остальной части Иберии на протяжении раннего Нового времени, что подкрепляет образ иудаизирующих conversos как типичных народных дьяволов. [9]
Современный антисемитизм [ править ]
Современный антисемитизм пришел в Испанию через Францию. [10] Эдуарда Дрюмона Антисемитский трактат La France juive был издан в Испании еще в 1889 году и переведен Пелегрином Касабо-и-Пажесом, который также опубликовал аналогичный La España judía в 1891 году. [11] После 1898 года в католических публикациях усилился антисемитизм, пропитанный теорией иудео-масонского заговора . [12]
После Октябрьской революции и основания Коммунистической партии Испании в 1920 году такие «антииспанские силы» в первую очередь отождествлялись с «разрушительным коммунистическим вирусом», которым часто считалось руководимым евреями. [13]
Период 1931–45 годов стал пиком современного антисемитизма в Испании, который в первую очередь был поддержан крайне правыми. [14] В стране с небольшим количеством евреев этот дискурс был функциональным с идеологической точки зрения для сплочения консервативных сил против республиканизма и рабочего движения, а не против крохотной еврейской общины. [15] Франкистская сторона, победившая в гражданской войне 1936–1939 годов, репрессировала евреев, запретив их богослужения и их организации, за исключением Северной Африки. [15]
Именно в 1960-е годы появились первые испанские неонацистские группы, такие как CEDADE . Позже испанские неонацисты попытались использовать антисемитский дискурс для объяснения политического перехода к демократии (1976–1982) после смерти Франко. Он основывался на тех же идеях, которые были высказаны в 1931 году, когда Вторая Испанская республика была провозглашена ; политические революции можно было объяснить результатом различных «интриг».
В 1978 году евреи были признаны полноправными гражданами Испании, и сегодня еврейское население насчитывает около 40 000 человек, примерно 0,1% населения Испании, 20 000 из которых зарегистрированы в еврейских общинах. Большинство из них живут в крупных городах Испании на Пиренейском полуострове , в Северной Африке или на островах. [16]
и анализ Данные
этого раздела Тон или стиль могут не отражать энциклопедический тон , используемый в Википедии . ( Ноябрь 2023 г. ) |
2009 | 2010 | 2011 | |
---|---|---|---|
Интернет | - | 1 | 2 |
СМИ | 10 | 3 | 7 |
Нападения на собственность | 4 | 1 | 2 |
Нападения на людей | 5 | 4 | 2 |
Тривиализация Холокоста | - | 1 | 3 |
Делегитимизация Израиля | - | - | 5 |
Инциденты | - | 1 | 1 |
Подстрекательство к антисемитизму | - | 1 | 2 |
Юридические решения | - | 6 | - |
Общий | 19 | 12 | 30 |
Опросы 1980-х и 1990-х годов показали, что испанский образ евреев был двойственным: уничижительные стереотипы, такие как скупость, предательство и богоубийство, контрастировали с положительными оценками, такими как их трудовая этика и чувство ответственности. [18] В 1998 году опрос, проведенный среди 6000 учащихся в 145 испанских школах, показал небольшой рост расистских настроений по сравнению с 1993 годом: 14,9 процентов изгнали бы евреев по сравнению с 12,5 процентами в 1993 году. [19] Весной 2002 года многие государства-члены ЕС, включая Испанию, пережили волну антисемитских инцидентов, которая началась с « Интифады Аль-Акса » в октябре 2000 года и была подпитана конфликтом на Ближнем Востоке. В первой половине 2002 года рост антисемитизма достиг апогея в период с конца марта по середину мая, параллельно с эскалацией ближневосточного конфликта. [20]
Согласно исследованию, опубликованному исследовательским центром Pew в Вашингтоне в сентябре 2008 года, почти половина всех испанцев отрицательно относится к евреям, и эта статистика делает Испанию одной из самых антисемитских стран в Европе. По данным Pew, 46% испанцев придерживались отрицательного мнения о евреях, что более чем вдвое превышает показатель 21% испанцев с такими взглядами в 2005 году. Испания также была единственной страной в Европе, где негативные взгляды на евреев перевешивали положительные взгляды; только 37% испанцев положительно относились к евреям. [21] [22]
В сентябре 2009 года АДЛ опубликовала специальный доклад под названием «Загрязнение общественной площади: антисемитский дискурс в Испании». После доклада Абрахам Х. Фоксман, национальный директор ADL, заявил: «Мы глубоко обеспокоены все более широким распространением антисемитизма в Испании, с увеличением публичных высказываний и большим признанием общественностью классических стереотипов. Среди крупнейших европейских стран только в В Испании мы видели злобные антисемитские карикатуры в основных средствах массовой информации и уличные протесты, в которых Израиль обвиняется в геноциде, а евреев поносят и сравнивают с нацистами [...] Представители общественного мнения в Испании переходят черту, разделяющую законную критику Израиля действия от антисемитизма, и результаты очевидны. Наш опрос показывает тревожный рост антисемитских настроений». [23]
Тенденции антисемитских настроений в Испании [24] [25] [26] [27] [28] |
---|
Процент ответивших «вероятно, правда» |
10 20 30 40 50 60 70 80 Евреи более лояльны к Израилю, чем к этой стране Евреи имеют слишком много власти в деловом мире Евреи имеют слишком много власти на международных финансовых рынках Евреи все еще слишком много говорят о Холокосте
|
Согласно «Отчету об антисемитизме в Испании в 2010 году», который был подготовлен совместно Обсерваторией по антисемитизму в Испании и неправительственной организацией под названием «Движение против нетерпимости» в 2010 году, в то время как Испания погрязла в худшем экономическом спаде в своей истории, в современной истории она стала одной из самых антисемитских стран ЕС. [29] По данным опроса, проведенного по заказу Министерства иностранных дел Испании, 58,4% испанцев считают, что «евреи были могущественны, потому что они контролировали экономику и средства массовой информации. Это число достигло 62,2% среди студентов университетов и 70,5% среди тех, кто им является». интересуются политикой». Более 60% испанских студентов университетов заявили, что им не нужны однокурсники-евреи. По другим данным опроса, более трети (34,6%) испанцев имели неблагоприятное или полностью неблагоприятное мнение о евреях. Другой Интересный вывод заключается в том, что антисемитизм был более распространен среди левых политических сил, чем среди политических правых: 34% крайне правых заявили, что они враждебны евреям, в то время как 37,7% левоцентристов были враждебны евреям. Симпатии к евреям среди крайне правых (4,9 по шкале от 1 до 10) выше среднего по населению в целом (4,6). Среди тех, кто признал себя "антипатией к еврейскому народу", говорят только 17%. это произошло из-за «конфликта на Ближнем Востоке». Почти 30% опрошенных заявили, что их неприязнь к евреям связана с «их религией», «их обычаями» и «их образом жизни», а первые 20% заявили, что их неприязнь к евреям связана с «их религией», «их обычаями» и «их образом жизни». испанцев заявили, что не любят евреев, хотя и не знают почему. [30]
В 2010 году Casa Sefarad-Israel решила провести детальное социологическое исследование (как качественное, так и количественное) со следующими основными целями: [31]
- Определить степень антисемитизма в Испании
- Чтобы изучить его происхождение
- Диагностировать его интенсивность
Качественное исследование показало, что наблюдается снижение традиционных антисемитских настроений, которые все еще присутствовали в некоторых секторах, и рост настроений политического и/или экономического типа. [32] Согласно количественному исследованию, в апреле 2010 года 34,6% населения Испании выразили неблагоприятное мнение о евреях, а 48% - положительное мнение о евреях. Примечательно, что неблагоприятное отношение к евреям было на том же уровне, что и к другим рассматриваемым группам, в том числе к православным христианам и протестантам. Особенно важно то, что в качестве источника проблем в Испании евреи считались на том же уровне, что и католики. Результаты, полученные в результате сегментации исследуемой популяции, подтвердили существование достаточно однородного отношения – как благоприятного, так и неблагоприятного – ко всем религиозным группам в целом, а не какого-либо дифференцированного мнения в отношении евреев. [33] Среди причин, названных респондентами для выражения неблагоприятного отношения к евреям, 17,5% указали на роль Израиля в ближневосточном конфликте, а 31,3% указали на этот фактор как на причину, по которой евреи воспринимаются как создатели проблем в мире. Эти результаты подтвердили, что значительная часть негативных оценок евреев и еврейства среди испанского населения была вызвана предполагаемой связью между евреями как религиозной группой и Государством Израиль и его политикой. Среди причин, названных теми, кто считает, что евреи создают проблемы в Испании, наиболее значимой (на которую указали 11,4% респондентов) была связь с проблемами, характерными для иммиграции в целом. Это подтвердило, что часть населения Испании рассматривала евреев как чужеродную группу, и распространила свое негативное восприятие этой группы на различия в целом, касающиеся как ее происхождения, так и ее религии. Что касается мнений об Израиле и Ближнем Востоке, то и Израиль, и Палестина рассматривались большинством исследуемого населения неблагоприятно. Что касается восприятия ближневосточного конфликта, 67,2% опрошенных считают, что ответственность в той или иной степени несут обе стороны. Точно так же вопросы о ближневосточном конфликте дали большинство результатов, ясно признающих легитимность Государства Израиль. [31]
По мнению некоторых, [34] Испанская юдофобия, основанная на том факте, что почти все испанцы являются католиками, а Испания остается одной из наиболее однородных западных стран, отражает национальную одержимость религиозным и этническим единством, основанную на концепции воображаемого «внутреннего врага», замышляющего падение католическая религия и традиционный общественный строй. [20] Однако это предположение противоречит тому факту, что Испания XXI века является одной из самых секуляризованных стран Европы. [35] [36] только 3% испанцев считают религию одной из трех важнейших ценностей. [37] и, таким образом, не связывая это со своей национальной или личной идентичностью. Более того, в современной Испании паникует не «внутренний враг», а крайне правые круги, которые чаще всего направлены против мусульманской иммиграции, а также каталонского и баскского сепаратизма , гораздо более заметных явлений. Современные антисемитские настроения в Испании основаны на предполагаемой оскорбительной политике Государства Израиль в отношении палестинцев и на международной арене, а не на какой-либо религиозной или идентичной одержимости в качестве оправдания антиеврейских настроений. [38] [39] [20] и еврейские авторы определили его как «антисемитизм без антисемитов», несмотря на то, что такая риторика по-прежнему является якобы антисемитской. [39]
Антисемитизм в СМИ [ править ]
Тон или стиль этой статьи могут не отражать энциклопедический тон , используемый в Википедии . ( Ноябрь 2023 г. ) |
Некоторые важные элементы отличают испанские СМИ от европейских аналогов:
- Единообразие мнений по идеологическим линиям. Лишь немногие писатели последовательно выходят за рамки стереотипов или осуждают манипуляции.
- Антиамериканизм . Уровень интенсивности был выше в Испании из-за роли бывшего премьер-министра Аснара в войне в Ираке по сравнению с антибушевской и антивоенной политикой социалистического правительства.
- Интенсивность. Антисемитский дискурс в испанских СМИ имеет долгую историю и достигает уровня интенсивности, который считался бы неприемлемым в других странах Европы. Следует отметить, что, столкнувшись с обвинениями в антисемитизме, журналисты, а также редакторы и обозреватели прессы, как правило, отрицают это, заявляя, что они обоснованно критикуют политику Израиля. [40]
В течение последнего десятилетия исторические католические антисемитские стереотипы вернулись в средствах массовой информации, когда дело дошло до освещения Ближнего Востока. Средневековые антисемитские стереотипы, уходящие корнями в религиозную традицию, время от времени возникали при освещении израильско-арабского конфликта в основной прессе. В годы Второй интифады и на протяжении всей Ливанской войны 2006 года испанские газеты и журналы публиковали карикатуры, в которых израильтяне, Израиль в целом или еврейские символы были связаны с убийством детей, темами мести и жестокости, перекликающимися с древними анти- Еврейские образы. Аналогичным образом, это сливается с новыми стереотипами, такими как обвинения в посеве беспорядков, порабощении других и аналогиями между израильтянами и нацистами – иногда посредством прямых сравнений. [23] [41] Например, 23 апреля 2002 года, в разгар операции «Оборонительный щит» , крайне сатирический журнал El Jueves («Четверг») разместил на своей первой полосе карикатуру на Ариэля Шарона , премьер-министра Израиля , со свиньей мордой и тюбетейкой. , свастика и надпись «Это дикое животное». [42]
Современным примером антисемитизма в испанских СМИ является публикация 17 500 антисемитских твитов после тель-авивского «Маккаби» победы в Евролиге 18 мая 2014 года. Разгневанные испанские болельщики создали в своих сообщениях после матча ругательный антисемитский хэштег, который на короткое время стал одним из самых популярных ключевых слов в Твиттере в Испании. Двенадцать еврейских ассоциаций подали иск в суд, увидев в некоторых сообщениях упоминания о лагерях смерти и массовых убийствах евреев во время Холокоста. Организации выделили пять человек, которые были названы своими настоящими именами в Твиттере, обвинив их в «разжигании ненависти и дискриминации» — преступлении, караемом тюремным заключением на срок до трех лет в Испании. [43]
Современные антисемитские настроения в Испании в основном связаны с предполагаемой оскорбительной политикой Израиля в отношении палестинцев и Государства Палестина , а также на международной арене. [38] [39] [20] и еврейские авторы определили его как «антисемитизм без антисемитов». [39]
См. также [ править ]
Ссылки [ править ]
- ^ Глазер-Эйтан 2019 , стр. 46, 67.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Гарсиа Санхуан 2001 , стр. 42–45.
- ^ Инохоса Монтальво 2000 , с. 26.
- ^ Кантера-Черногория 2019 , стр. 143, 146.
- ^ Луис., Лакав, Хосе (1987). Сефарад, Сефарад: Еврейская Испания . Арменгол, Манель, Онтаньон, Франциско, Коллекция Холокоста Мазала. [Мадрид]: Комиссия пятисотлетия, Рабочая группа Sefarad 92 ISBN . 9788485983582 . OCLC 20775283 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Джозеф Перес (1988). Изабелла и Фердинанд, католические монархи [ Изабелла и Фердинанд, католические монархи ] (на испанском языке). Хондаррибия : Нерея. п. 215. ИСБН 84-89569-12-6 .
- ^ Телушкин, Иосиф (1991). «Современная еврейская история: изгнание из Испании (1492 г.)» . Еврейская виртуальная библиотека . АИС . Проверено 25 августа 2017 г.
- ^ Домингес Ортис, Антонио (1960). «Положение Филиппа II в пользу новообращенных Наварры» . Сборник арабских и ивритских исследований. Еврейский раздел . 9 . Гранада: Издательство Университета Гранады . doi : 10.30827/meahhebreo.v9i0.822 (неактивен 31 января 2024 г.).
{{cite journal}}
: CS1 maint: DOI неактивен по состоянию на январь 2024 г. ( ссылка ) - ^ Сойер 2019 , стр. 8–13.
- ^ Альварес Чиллида 2002 , с. 184.
- ^ Альварес Чиллида 2002 , с. 198.
- ^ Альварес Чиллида 2002 , с. 204.
- ^ Родригес Хименес, Хосе Л. «Антисемитизм и крайне правые в Испании (1962–1997)» . Международный центр Видала Сассуна по изучению антисемитизма. Архивировано из оригинала 26 сентября 2013 года . Проверено 31 августа 2013 г.
- ^ Альварес Чиллида 2007 , стр. 107-1. 204–205.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Альварес Чиллида 2007 , с. 205.
- ^ «Проявления антисемитизма в ЕС 2002–2003 гг.» (PDF) . ЭУМК . Проверено 16 сентября 2013 г.
- ^ «Краткий обзор ситуации в Европейском Союзе по антисемитизму в 2001–2011 гг.» (PDF) . ЭУМК . Проверено 16 сентября 2013 г.
- ^ «ИСПАНИЯ 2003-4» . Институт Стивена Рута по изучению современного антисемитизма. Архивировано из оригинала 29 сентября 2013 года . Проверено 16 сентября 2013 г.
- ^ «ИСПАНИЯ 1998-9» . Институт Стивена Рута по изучению современного антисемитизма. Архивировано из оригинала 29 сентября 2013 года . Проверено 31 августа 2013 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Бергман, Вернер и Джулиана Ветцель. «Проявления антисемитизма в Европейском Союзе» (PDF) . ЭУМК . Проверено 31 августа 2013 г.
- ^ Для сравнения: 36% поляков отрицательно относились к евреям, а 50% - положительно; в Германии – 25% отрицательных против 64% положительных; во Франции 20% отрицательных против 79% положительных; а в Великобритании — 9% отрицательных против 73% положительных.
- ^ «НЕБЛАГОПРИЯТНЫЕ МНЕНИЯ ЕВРЕЕВ И МУСУЛЬМАН НА РАСШИРЕНИЕ ЕВРОПЫ» (PDF) . Исследовательский центр Пью. Архивировано из оригинала (PDF) 31 мая 2013 года . Проверено 16 сентября 2013 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Загрязнение общественной площади: антисемитский дискурс в Испании» . АДЛ. Архивировано из оригинала 29 марта 2014 года . Проверено 16 сентября 2013 г.
- ^ «Отношение Европы к евреям: исследование пяти стран – октябрь 2002 г.» (PDF) . АДЛ. Архивировано из оригинала (PDF) 16 марта 2014 года . Проверено 25 мая 2013 г.
- ^ «Отношение к евреям, Израилю и палестино-израильскому конфликту в десяти европейских странах - апрель 2004 г.» (PDF) . АДЛ. Архивировано из оригинала (PDF) 7 апреля 2014 года . Проверено 25 мая 2013 г.
- ^ «Отношение к евреям в двенадцати европейских странах - май 205 г.» (PDF) . АДЛ. Архивировано из оригинала (PDF) 7 января 2014 года . Проверено 25 мая 2013 г.
- ^ «Отношение к евреям в семи европейских странах - февраль 2009 г.» (PDF) . АДЛ. Архивировано из оригинала (PDF) 7 апреля 2014 года . Проверено 25 мая 2013 г.
- ^ «Отношение к евреям в десяти европейских странах - март 2012 г.» (PDF) . АДЛ. Архивировано из оригинала (PDF) 12 мая 2013 года . Проверено 25 мая 2013 г.
- ^ Обсерватория по антисемитизму является подразделением Федерации еврейских общин Испании (FCJE).
- ^ «Ежегодный отчет об антисемитизме в Испании за 2010 год» . 30 марта 2011 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «ИССЛЕДОВАНИЕ АНТИСЕМИТИЗМА В ИСПАНИИ – РЕЗЮМЕ» (PDF) . Дом Сефарад-Израиль . Проверено 16 сентября 2013 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Последние представляют собой тенденцию к рационализации и модернизации стереотипов, лежащих в основе антисемитских взглядов, во многом основанную на продолжающемся процессе секуляризации внутри испанского общества.
- ^ Единственной группой, которая в каждом случае получила отрицательную оценку большинства исследуемого населения, были мусульмане, как с точки зрения уровня неблагоприятного отношения и идентификации, так и с точки зрения более широкого восприятия проблем, созданных в Испании и во всем мире. мир.
- ^ Вистрич, Роберт С. «ЕВРОПЕЙСКИЙ АНТИСЕМИТИЗМ ИЗОБРЕТАЕТ СЕБЯ ЗАНОВО» (PDF) . Американский еврейский комитет. Архивировано из оригинала (PDF) 2 мая 2014 года . Проверено 31 августа 2013 г.
- ^ Левенберг, Сэмюэл (26 июня 2005 г.). «Поскольку испанцы теряют свою религию, церковные лидеры изо всех сил пытаются удержаться» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 21 октября 2008 г.
- ^ Пингри, Джефф (1 октября 2004 г.). «Светский подход бросает вызов католической идентичности Испании» . Христианский научный монитор . Проверено 21 октября 2008 г.
- ^ «Евробарометр 69 - Ценности европейцев - страница 16» (PDF) . Проверено 24 марта 2009 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Антисемитизм и палестино-израильский конфликт из Испании» . Блог Elcano (на европейском испанском языке). Королевский институт Элькано . 20 апреля 2016 года . Проверено 7 апреля 2019 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Баер, Александр; Лопес, Паула (13 сентября 2015 г.). «Антисемитизм без антисемитов» . Страна (на испанском языке). ISSN 1134-6582 . Получено 7 апреля.
- ^ «ИСПАНИЯ 2003-4» . Институт Стивена Рута по изучению современного антисемитизма. Архивировано из оригинала 29 сентября 2013 года . Проверено 21 сентября 2013 г.
- ^ Баер, Алехандро. «Эксклюзив: Антисемитизм в Испании. Старый или новый?» . Европейский форум по антисемитизму. Архивировано из оригинала 21 февраля 2014 года . Проверено 21 сентября 2013 г.
- ^ «ИСПАНИЯ 2002-3» . Институт Стивена Рута по изучению современного антисемитизма. Архивировано из оригинала 29 сентября 2013 года . Проверено 21 сентября 2013 г.
- ^ «Победа «Маккаби Тель-Авив» в Евролиге приводит к антисемитским твитам» . Проверено 7 апреля 2019 г.
Библиография [ править ]
- Альварес Чильида, Гонсало (2002). Антисемитизм в Испании: образ еврея, 1812-2002 гг . Мадрид: История Марсиального моста. ISBN 84-95379-44-9 .
- Альварес Чильида, Гонсало (2007). «Появление испанского антисемитизма: от Второй республики до Холокоста». Антисемитизм в Испании . Куэнка: Издания Университета Кастилии-Ла-Манчи . ISBN 978-84-8427-471-1 .
- Кантера-Черногория, Энрике (2019). «Евреи Кастилии до смены династии» . Память и цивилизация . 22 . Памплона: Университет Наварры : 143–161. дои : 10.15581/001.22.028 . hdl : 10171/58536 . ISSN 1139-0107 .
- Гарсиа Санхуан, Алехандро (2001). «Толерантность, сосуществование и сосуществование в Аль-Андалусе, миф или реальность?» Разбудите Ферро (7). ISSN 2171-9276 .
- Глейзер-Эйтан, Йонатан (2019). «Евреи воображаемые и реальные: представление и преследование профанации хозяев в Арагоне позднего средневековья». Франко Льопис, Борха; Уркисар-Эррера, Антонио (ред.). Евреи и мусульмане стали заметными в христианской Иберии и за ее пределами, с 14 по 18 века . Лейден: Брилл . ISBN 978-90-04-39016-4 .
- Инохоса Монтальво, Хосе (2000). «Евреи в средневековой Испании: от терпимости к изгнанию». В Mª Desamparados Мартинес Сан Педро (ред.). Маргинализированные люди в средневековом и современном мире: Альмерия, 5–7 ноября 1998 г. (PDF) . Альмерия: Институт исследований Альмерии. ISBN 84-8108-206-6 .
- Сойер, Франсуа (2019). Антисемитские теории заговора в иберийском мире раннего Нового времени. Повествования о страхе и ненависти . Лейден: Брилл . ISBN 978-90-04-39550-3 .