Jump to content

Хазарская гипотеза о происхождении ашкенази

Страница расширена и защищена

Хазарский каганат, 650–850 гг.

Хазарская гипотеза о происхождении ашкенази , которую часто называют хазарским мифом , критики [1] [2] Это в значительной степени отвергнутая историческая гипотеза, постулирующая, что евреи-ашкенази в первую очередь или в значительной степени произошли от хазар , многоэтнического конгломерата преимущественно тюркских народов , которые образовали полукочевое ханство на Северном и Центральном Кавказе и вокруг них. Понтийско-Каспийская степь . Гипотеза также постулировала, что после распада Хазарской империи хазары бежали в Восточную Европу и составляли там большую часть евреев. [3] Гипотеза опирается на средневековые источники, такие как « Хазарская переписка» , небольшое количество хазар , согласно которой в какой-то момент в VIII–IX веках Иуда Халеви и Авраам ибн Дауд, по словам Иуды Халеви и Авраама ибн Дауда обратились в раввинистический иудаизм . [4] Масштабы преобразования внутри Хазарского ханства остаются неопределенными, но доказательства, используемые для связи последующих общин ашкенази с хазарами, скудны и допускают противоречивые интерпретации. [5]

Предположение о том, что еврейское население Европы возникло среди хазар, сохранялось на протяжении двух столетий, по крайней мере, с 1808 года. В конце 19 века Эрнест Ренан и другие ученые предположили, что евреи-ашкенази в Европе произошли среди беженцев, мигрировавших из разрушенных стран. Хазарское ханство на запад, в Европу. Хотя с тех пор гипотеза хазар-ашкенази периодически поднималась некоторыми учеными, она привлекла внимание гораздо более широкой общественности после публикации книги Артура Кестлера « Тринадцатое племя» в 1976 году. [6] [3] Недавно он был возрожден генетиком Эраном Эльхайком , который в 2013 году провел исследование, направленное на его подтверждение. [7]

Генетические исследования евреев не обнаружили существенных доказательств хазарского происхождения среди евреев-ашкенази. Генетики, такие как Дорон Бехар и другие (2013), пришли к выводу, что такая связь маловероятна, отметив, что трудно проверить хазарскую гипотезу с помощью генетики, поскольку нет явных современных потомков хазар, которые могли бы обеспечить четкую проверку хазарской гипотезы. вклад в еврейское происхождение ашкенази, но не обнаружил у евреев-ашкенази генетических маркеров, которые могли бы связать их с народами Кавказа / Хазарского региона. [8] Ацмон и другие нашли доказательства того, что ашкенази имеют смешанное ближневосточное и южноевропейское/средиземноморское происхождение, хотя некоторая смесь с хазарским и славянским населением после 100 г. н.э. не исключалась. [а] [8] Сюэ и другие отмечают, что полностью хазарское/турецкое/ближневосточное происхождение не может быть и речи, учитывая сложность ашкеназских примесей. [б] Хотя большинство современных генетиков, опубликовавших эту тему, отвергают ее, есть некоторые, кто защищает ее правдоподобность или не исключает возможности некоторого хазарского компонента в формировании ашкенази.

Эту гипотезу время от времени цитировали антисионисты, чтобы бросить вызов идее о том, что евреи имеют генетические связи с древним Израилем . Иногда оно также играло определенную роль в антисемитских теориях, выдвигаемых маргинальными группами американских расистов, русских националистов и приверженцев движения христианской идентичности .

История

1806–1918

Лоуренс Дж. Эпштейн приписывает украинскому раввину Исааку Бэру Левинсону (1788–1860) первое упоминание о связи между евреями-ашкенази и хазарами. [9] По словам Якоба С. Изюма , Левинсон выразил мнение, что русские евреи родом с берегов Волги . [с] Левинсон писал в 1828 году:

«Наши старейшины рассказали нам, что несколькими поколениями ранее евреи в этих краях говорили только на этом русском языке, а тот ашкеназский еврейский язык, на котором мы говорим сейчас, еще не распространился среди всех евреев, живущих в этих регионах». [д]

Тем не менее эта гипотеза была выдвинута ранее, в 1808 году, Иоганном Эверсом в его книге «Vom Ursprung des russischen Staats » (1808) в контексте ранних споров об основах российского государства, которые сталкивали ученых Поддерживая нормандское происхождение варягов , против тех, кто утверждал, что эти основатели Киевской Руси были славянами и коренными народами, Эверс предложил идею о том, что основатели викингов / варягов на самом деле были хазарами. [11] [12] [13] Русский историк Николай Карамзин выдвинул это утверждение, утверждая, что значительное количество хазар покинуло Хазарию и перебралось в Киевскую Русь во времена Владимира I (980–1015). [14] Немецкий востоковед Карл Нейман еще в 1847 году предположил, что миграция хазар могла способствовать формированию основного населения евреев Восточной Европы, не уточнив, однако, имел ли он в виду иудействующих турок или этнических евреев, проживающих в Хазарии. [и] [15]

Впоследствии в 1869 году Авраам Элияху Харкави предположил, что между хазарами и европейскими евреями могла существовать связь. [ф] Однако три года спустя, в 1872 году, крымский караим Авраам Фиркович альтернативно заявил, что члены его тюркоязычной секты произошли от тюрков, принявших иудаизм. [16] Гипотеза о том, что потомки хазар, принявших иудаизм, составляли основную часть ашкенази , была впервые предложена западной общественности Эрнестом Ренаном в 1883 году. [17] [18] [19] В лекции, прочитанной в Париже перед Серклем дю Сен-Симон 27 января 1883 года, Ренан утверждал, что обращение сыграло значительную роль в формировании еврейского народа, заявив, что:

Это преобразование Хазарского царства имеет большое значение с точки зрения происхождения тех евреев, которые проживают в странах вдоль Дуная и на юге России. В этих регионах сосредоточены огромные массы еврейского населения, в котором, по всей вероятности, нет ничего или почти ничего антропологически еврейского. [г]

По словам Мари Ретелии , преподавателя иудаики, пишущей в журнале «Венгерские культурные исследования» , многие венгерские евреи в конце девятнадцатого века, реагируя на мадьяризацию и венгерский антисемитизм, подхватили теорию, предложенную раввином Самуэлем Коном в 1884 году, что венгерские евреи Как и венгерские христиане, они имели общее этническое происхождение от смешанных браков хазар и мадьяр. [20]

Тезис Ренана нашел отклик вскоре после этого, в 1885 году, когда Исидор Леб , раввин, историк и секретарь Вселенского израильского союза , выступая за еврейскую эмансипацию , бросил вызов представлению о том, что нации основаны на расах, и поэтому евреи, может быть исключен как иностранец. Напротив, утверждал он, они ничем не отличаются от других народов и наций, все из которых возникли в результате смешения браков: евреи не были исключением, и можно предположить, добавил он, что многие немецкие и русские евреи произошли от хазар. [21] [час] Аналогичным образом, в 1893 году Анатоль Леруа-Болье , критик антисемитизма, опиравшийся на Ренана, задался вопросом, могут ли тысячи польских и русских евреев вести свое происхождение от «старых степных кочевников». [22] [я] [23]

Другие ученые, такие как Джозеф Джейкобс (1886), выразили скептицизм. [Дж]

Российско-еврейский врач и физический антрополог Самуэль Вейсенберг (1867–1928), используя физические измерения 1350 евреев в своем родном городе Елизаветграде , бросил вызов идее о том, что восточноевропейские евреи произошли, как и немецкие евреи, как мигранты из средневековой Франции. Еврейское поселение в Восточной Европе произошло очень рано, и эти укоренившиеся восточные общины с готовностью приняли в свою среду обратившихся хазар, включив в состав Киевской империи многие тысячи людей. Теория подразумевала, что еврейская культура возникла до подъема России, и это следствие привело к тому, что десятилетия спустя Сталин запретил хазарские исследования в Советском Союзе. Иоганн Фридрих Блюменбах (1752–1840), пионер расовой науки и физической антропологии, ранее утверждал, что [ когда? ] что истоки «европейской» расы лежат на Кавказе. В этом контексте формулировка Вейсенберга, идентифицируя восточных евреев как потомков смешения евреев с кавказскими хазарами, представляла восточных евреев, долгое время считавшихся ниже или менее благородными, чем западные сефардские евреи, как подлинных, истинных наследников европейской еврейской традиции. . [24] [к] [25] В 1903 году Максимилиан Эрнест Гумплович (1864–1897) в своем посмертном трактате под названием «Начало еврейской религии в Польше» исследовал следы хазарских элементов в ранней польской истории. [л]

В 1909 году Гуго фон Кучера развил эту идею в исследование длиной в книгу: [26] утверждая, что хазары составили основополагающее ядро ​​современных ашкенази. [27] Морис Фишберг представил это понятие американской аудитории в 1911 году в своей книге «Евреи: исследование расы и окружающей среды» . [28]

Когда на Версальской мирной конференции еврейский сионист назвал Палестину землей предков еврейского народа, Жозеф Рейнах , член французского еврейского парламента, выступавший против сионизма, отверг эту идею, утверждая, что евреи, произошедшие от израильтян, составляют крошечное меньшинство. По его мнению, обращение сыграло важную роль в расширении еврейского народа, и, кроме того, он утверждал, что большинство «русских, польских и галицких евреев происходят от хазар, татарского народа с юга России, который массово обратились в иудаизм во времена Карла Великого ». [29]

Межвоенные годы, 1918–1939 гг.

Эту идею также подхватил польско-еврейский экономический историк и генерал-сионист Ицхак Шиппер в 1918 году. [30] [31] Гарвардский антрополог Роланд Б. Диксон (1923) [32] и писатель Герберт Уэллс (1921), который использовал это, чтобы доказать, что «основная часть еврейства никогда не была в Иудее», [33] [34] тезис, который должен был иметь политический отклик в более позднем мнении. [35] [36] В 1931 году Зигмунд Фрейд писал Максу Эйтингону , что скульптор Оскар Немон , у которого он сидел, показал черты лица «славянского восточного еврея, хазара или калмыка или чего-то в этом роде». [37]

В 1932 году Сэмюэл Краусс выдвинул теорию о том, что библейский Ашкеназ относится к северной части Малой Азии , и отождествил ее с хазарами, - позиция, которую сразу же оспорил Джейкоб Манн. [38]

В этот межвоенный период закрепилось также мнение, первоначально развитое русскими востоковедами В. В. Григорьевым и В. Д. Смирновым, о том, что восточноевропейские общины караимской секты иудаизма были потомками тюркских хазар. [39] Идея хазарского происхождения караимов была тогда принята в качестве их официальной точки зрения. [40] Серая Шапсал (1873–1961), с 1927 года хахам польско-литовской караимской общины начал проводить основательную политику реформ, направленную на деиудаизацию караимской культуры и традиций и преобразование по тюркскому образцу. Как светский еврей и востоковед, он находился под влиянием реформ Ататюрка , и его политика была продиктована несколькими соображениями: евреи страдали от преследований публично и в частном порядке в Восточной Европе; он хотел предотвратить угрозу, которая, как он интуитивно чувствовал, была неминуема как со стороны фашизма, так и со стороны нацизма, которые начинали укрепляться; он был страстно увлечен языком караимов, караимом , и его турецкой традицией и несколько равнодушен к иудейскому наследию своего народа. В 1934 году Коррадо Джини , выдающийся статистик, интересующийся также демографией и антропологией, имевший тесные связи с фашистской элитой, в августе-октябре 1934 года возглавил экспедицию по обследованию караимов . Он пришел к выводу, что караимы были этнически смешанными, преимущественно чувашами , которых он ошибочно принял за Финно-угорские потомки тавро-киммерийцев , которые в какой-то момент были поглощены хазарами, которые, однако, для Джини не были тюрками. Дальнейший вывод заключался в том, что ашкенази возникли из «тюрко-татар, принявших иудаизм». [41] [42] Хотя хазарско-караимская теория не подкреплена никакими историческими свидетельствами (ранняя караимская литература говорит о хазарах как о мамзеримах , «ублюдках» или «чужаках» внутри иудаизма), этот миф служил политической цели — вырвать эту общину из мертвой хватки иудаизма. антисемитские правила и предрассудки, направленные в основном против евреев Восточной Европы. [41]

1939–1945

В 1943 году Авраам Н. Полак (иногда называемый Поляком ), позднее профессор истории средневековья в Тель-Авивском университете , опубликовал на иврите монографию , в которой пришел к выводу, что восточноевропейские евреи произошли из Хазарии. [м] [н] Написанная сначала в виде статьи в 1941 г., затем в виде монографии (1943 г.), она дважды перерабатывалась в 1944 г., а затем в 1951 г. под названием « Хазария: История еврейского королевства в Европе». [the]

В нацистской Германии, в отличие от большинства немецких теоретиков расы своего времени, Ганс Ф. К. Гюнтер утверждал, что евреи не были чистой расой, хотя он, тем не менее, считал их высококровнородственными. Он утверждал, что ашкенази представляют собой смесь ближневосточных, восточных, восточнобалтийских, восточных, внутриазиатских, нордических, хамитских и негритянских народов и отделены от сефардов. Гюнтер считал, что обращение хазар, которых он считал ближневосточной расой, представляет собой еще один внешний элемент в расовом составе евреев-ашкенази, усиливая его ближневосточный компонент. [43] : 32–33  Теория Гюнтера о расовых последствиях, вытекающих из обращения хазар, была поддержана Герхардом Киттелем . [43] : 175 

Заявление караимов о том, что они не являются этническими евреями, а являются потомками хазар, в конечном итоге было принято нацистами, которые освободили их, в отличие от крымчаков, с которыми у них были исторические связи, от политики геноцида на этих основаниях. [44] [45]

1946–1949

В дебатах, предшествовавших принятию в 1947 году плана ООН по разделу Палестины на еврейское и арабское государства , британские политики Джон Хоуп Симпсон и Эдвард Спирс , намереваясь отрицать ту часть его утверждений, которая опиралась на библейские аргументы, утверждали, что еврейские иммигранты должны быть обязательными. Палестинцы были потомками обращенных язычников, а не израильтян. Этот подход разделяли как неевреи, так и еврейские антисионисты. Рори Миллер утверждает, что их отрицание прямого происхождения от израильтян основывалось на хазарской теории. [46] : 128 

В антисионистской аргументации, представленной в ООН в 1947 году, Фарис аль-Хури и Джамаль аль-Хусейни использовали эту теорию, чтобы выступить против создания еврейского государства на расовых и исторических основаниях. Сесил Хурани заявил, что арабские лидеры были убеждены в ценности аргумента Бенджамина Х. Фридмана . Внутренние британские документы, похоже, подтверждают это утверждение. [46] : 129  Позже это сыграет роль в арабской антисионистской полемике, приняв антисемитский оттенок. [47] хотя Бернард Льюис, отметив в 1987 году, что серьезные арабские ученые отказались от него, заметил, что он лишь изредка возникал в арабской политической полемике. [48] : 48 

1950–1976

Д. М. Данлоп , писавший в 1954 году, считал, что очень мало доказательств подтверждает то, что он считал простым предположением, и утверждал, что гипотеза о происхождении ашкенази-хазар выходит далеко за рамки того, что допускают «наши несовершенные записи». Данлоп 1954 , стр. 261, 263.

Леон Поляков , предполагая, что евреи Западной Европы возникли в результате «панмиксии» в первом тысячелетии, на основе серологических исследований, показывающих, что их группы крови совпадают с группами крови других европейских популяций, утверждал в 1955 году, что широко распространено мнение, что восточные евреи Европы Евреи произошли от смеси хазарских и немецких евреев . [49] Работа Полака нашла некоторую поддержку со стороны Сало Виттмайера Барона и Бен-Циона Динура , [50] [51] но Бернард Вейнриб отверг его как вымысел (1962). [52]

В 1957 году Сало Виттмайер Барон , которого его биограф назвал «архитектором еврейской истории», [53] (1957) большую часть главы в своей « Социальной и религиозной истории евреев» он посвятил хазарскому еврейскому государству и влиянию, которое, по его мнению, эта община оказала на формирование восточноевропейского еврейства в своей «Социальной и религиозной истории евреев» . [54] Недостаток прямых еврейских свидетельств не смутил Барона: этого и следовало ожидать, поскольку средневековые евреи «в целом были невнятными за пределами своих основных центров обучения». [55] Обращение хазар к иудаизму было, по его мнению, «крупнейшим и последним массовым обращением», в котором приняли участие как царский дом, так и большие слои населения. Евреи мигрировали туда, спасаясь от повторяющейся нетерпимости к евреям и геополитических потрясений, вызванных хроническими войнами в регионе, которые часто оказывались разрушительными для северной части Малой Азии , между Византией , Сасанидской Персией и халифатами Аббасидов и Омейядов . [56]

Для Барона факт существования еврейской Хазарии сыграл живую роль в формировании среди западных евреев образа « красных евреев », а среди евреев исламских стран — как маяка надежды. После распада Хазарии барон видит, как диаспора дрейфует как на север, в Россию, Польшу и Украину , так и на запад, в Паннонию и на Балканы . [57] где их культурное присутствие одновременно создало еврейские общины и, по иронии судьбы, проложило путь к обращению славян в христианство . [58] К XI и XII векам эти восточные евреи впервые появляются в еврейской литературе Франции и Германии. Маймонид , оплакивая пренебрежение образованием на Востоке, возлагал надежды на сохранение еврейского образования в молодых борющихся общинах Европы, но, заключает Барон, был удивлен, обнаружив, что в течение столетий именно в Восточной Европе возникнут процветающие общины, которые должны были взять на себя руководство самим еврейским народом. [59]

1976 – настоящее время

Кестлер, Тринадцатое колено и современные взгляды

Гипотеза хазар-ашкенази привлекла внимание гораздо более широкой общественности после публикации в 1976 году книги Артура Кестлера « Тринадцатое племя» , в которой были сделаны резкие заявления о хазарском наследии среди ашкенази, включая аргумент, что евреи не могли достичь 8-го племени. миллионов в Восточной Европе без вклада хазар. [60] [61] Его книга получила как положительные, так и отрицательные отзывы. Посол Израиля в Великобритании назвал это «антисемитской акцией, финансируемой палестинцами», а Бернард Льюис заявил, что эта идея не подкреплена никакими доказательствами и от нее «отказались все серьезные ученые». [62] [63] Рафаэль Патай , однако, выразил некоторую поддержку идее о том, что остатки хазар сыграли роль в росте еврейских общин Восточной Европы. [64] и несколько исследователей-любителей, таких как Борис Альтшулер (1994). [61] и Кевин Алан Брук держали диссертацию на виду у общественности. Взгляды Брука менялись по мере поступления новых данных: в первом издании своей книги (1999 г.) он утверждал, что около четверти ашкеназского происхождения может восходить к хазарам. [65] тогда как во втором издании (2006 г.) он расценил хазарский вклад как «небольшой» [66] а в третьем издании (2018 г.) он выступал против какого-либо вклада хазар. [67] Кестлер утверждал, что хазарская теория смягчит европейский расовый антисемитизм. [68]

В 2007 году Питер Голден предположил, что по крайней мере некоторые из евреев-ашкенази в Венгрии, в частности (вместе с некоторыми венграми), могли унаследовать меньшинство своего происхождения от остатков хазар, мигрировавших на запад. [69]

Эта теория использовалась для противодействия концепции еврейской государственности. [62] [70] Недавно он был возрожден в различных подходах, начиная с лингвистики ( Пол Векслер ) [71] к историографии ( Шломо Санд ) [72] и популяционная генетика (Эран Эльхайк). [73] В широкой академической перспективе как идея о том, что хазары массово обратились в иудаизм, так и предположение о том, что они эмигрировали, чтобы сформировать ядро ​​ашкеназского еврейства, остаются весьма полемическими вопросами. [74]

В 2011 году Саймон Шама в своей книге «История евреев» поддержал традиционную версию хазарского обращения при царях далекого еврейского происхождения, которые инициировали иудаистские реформы среди населения. [75] В июне 2014 года Шауль Стампфер опубликовал статью, оспаривающую хазарскую гипотезу как необоснованную в источниках, современных хазарскому периоду, заявив: «Такого обращения, хотя это и замечательная история, никогда не было». [5] [76]

Генетика и хазарская теория

До того, как современная популяционная генетика ДНК вышла в поле зрения, Рафаэль Патай описал хазар в расовых терминах как тюркский народ с некоторой монголоидной примесью. [77] После значительных достижений в анализе последовательностей множество генетических исследований ДНК и компьютерных технологиях в конце 20-го и начале 21-го века во всем мире было проведено еврейских и других человеческих популяций. Подводя итоги в 2015 году, идишист Александр Бейдер заявил, что генетические исследования часто приводят к противоречивым результатам, порой осложняемым политическими или религиозными взглядами некоторых исследователей. [п]

В 2000 году научный журналист Николас Уэйд интерпретировал статью по генетике о линиях Y-хромосомы ашкенази. [78] как опровержение теорий о том, что ашкенази были потомками новообращенных вообще или хазар в частности. [79]

В следующем году, в 2001 году, Небель и др., суммируя исследования, в которых сообщалось о низком уровне европейского потока генов, способствующего отцовскому генофонду ашкенази, предположили, что это влияние может быть отражено в хромосомах Eu 19, распространенных в Восточной Европе, или иным образом. , что ашкенази с этим компонентом могли происходить от хазар - гипотеза, которую авторы сочли «привлекательной». [80] [д]

В 2008 году в книге под названием «Наследие Иакова: генетический взгляд на еврейскую историю » Дэвид Гольдштейн заявил, что, несмотря на его первоначальный скептицизм в отношении тезиса Кестлера, уверенность, лежащая в основе его увольнения, была подорвана, когда он посчитал, что гипотетическая связь с хазарами показалась ему не более чем несущественной. более притянуто за уши, чем то, что появилось в генетике относительно очевидной «впечатляющей непрерывности линии Коэнов » или открытия того, что казалось еврейскими генетическими признаками среди банту лемба . По его мнению, эта идея в некоторой степени правдоподобна, если не вероятна. [83] [84]

В 2013 году Мартин Б. Ричардс заявил, что доступные в настоящее время генетические исследования показывают, что 50-80 процентов ДНК Y-хромосомы ашкенази можно проследить до Ближнего Востока, в то время как его собственное исследование в Университете Хаддерсфилда показало, что 80 процентов митохондриальной ДНК ашкенази могут быть прослеживается до Европы, но практически не имеет наследий с Северного Кавказа. Это подразумевало тенденцию европейских женщин выходить замуж за мужчин с Ближнего Востока, но не предоставило никаких доказательств в поддержку хазарской гипотезы. [85] Утверждение о том, что ашкенази в целом происходят от хазар, подверглось широкой критике, поскольку нет прямых доказательств, подтверждающих это. [86] [87] Используя четыре еврейские группы, одна из которых была ашкенази, Копельман и др. не нашли никаких доказательств хазарской теории. [88]

В то время как консенсус в генетических исследованиях заключается в том, что еврейское население мира (включая ашкенази) имеет существенное генетическое происхождение, происходящее от общей популяции основателей Древнего Ближнего Востока, и что евреи-ашкенази не имеют генетического происхождения, приписываемого хазарам, [8]

Некоторые данные свидетельствуют о тесной связи еврейских отцов (в том числе ашкеназских, сефардских, иракских и марокканских евреев) с отцовскими линиями самаритян , причем некоторые линии имеют общее происхождение, которое, по прогнозам, относится ко времени ассирийского завоевания Израильского царства. [89]

Бехар и др. исследования

Согласно исследованию Дорона Бехара и др., проведенному в 2010 году, евреи-ашкенази образуют «плотный кластер», перекрывающий нееврейские выборки из Леванта с сефардским, ближневосточным и североафриканским еврейским населением и самаритянами , причем результаты «согласуются с исторической формулировкой еврейский народ как потомок древних евреев и израильтян, проживающих в Леванте». [90] В 2013 году Бехар и др. опубликовал генетическое исследование, в котором был сделан вывод о том, что не существует генетических доказательств хазарского происхождения евреев-ашкенази, и вместо этого евреи-ашкенази генетически наиболее близки к другим еврейским группам и нееврейскому населению Ближнего Востока и Европы. [8]

Исследования ашкеназских левитов

Исследование Бехара и др., проведенное в 2003 году, показало, что гаплогруппа R1a1a (R-M17) присутствует более чем у 50% ашкеназских левитов (которые составляют 4% еврейского населения ашкенази). [91] [92] В 2008 году Дэвид Гольдштейн заявил, что на основе исследования хазарская связь «теперь кажется мне правдоподобной, если не маловероятной». [93] Фаерман (2008) утверждает, что «у ашкенази был показан внешний низкоуровневый поток генов возможного восточноевропейского происхождения, но никаких доказательств вклада гипотетического хазар в генофонд ашкенази никогда не было обнаружено». [94]

Однако Бехар и другие провели еще два генетических исследования ашкеназских левитов, в результате чего пришли к другому выводу. Результаты этих исследований показали, что гаплогруппа R1a, присутствующая у ашкеназских левитов, представляет собой R1a-M582 / R1a-Y2619, а не R1a1a, возникла на Ближнем Востоке, а не в Восточной Европе, и «вероятно, была второстепенной гаплогруппой среди евреев». [95] [96]

Исследование 2013 года, проведенное Рутси, Бехаром и др. ашкеназских левитов обнаружили среди них высокую частоту гаплогруппы R1a-M582 (64,9% ашкеназских левитов), что указывает на событие основания и общего предка по отцовской линии для половины из них. Поскольку R1a в целом часто встречается в Восточной Европе, считалось возможным, что данные могут указывать на то, что основатель был европейцем неевреем. При проверке трех гипотез о европейском, ближневосточном или хазарском происхождении их данные исключили как европейское, так и хазарское происхождение основателя-левита, поскольку они не обнаружили никаких доказательств того, что Y-хромосомы R1a-M582 не были обнаружены ни в одной из групп, кроме одиночных. , в то время как это встречается со значительной частотой в ближневосточных регионах иранского Кермана , иранских азербайджанцев , курдов из Киликийской Анатолии и Казахстана, а также среди ашкеназских и неашкеназских евреев. R1a-M582 не был обнаружен среди данных, полученных от иракцев, бедуинов, друзов и палестинцев, отобранных в Израиле. [95]

Исследование Бехара 2017 года, концентрирующееся на ашкеназских левитах (их доля достигает 50%), одновременно сигнализируя о том, что существует «богатая вариация гаплогруппы R1a за пределами Европы, которая филогенетически отделена от типично европейских ветвей R1a», уточняет, что конкретный субклад R1a-Y2619 свидетельствует о местном происхождении и о том, что «ближневосточное происхождение линии ашкеназских левитов, основанное на том, что ранее было относительно ограниченным количеством зарегистрированных образцов, теперь можно считать твердо подтвержденным». [96]

Эльхайк и др. исследования

Эран Эльхайк утверждал в 2012 году, что:

«Убедительным доказательством хазарской гипотезы является объединение европейских евреев с населением, которое, по его мнению, проживало на противоположных концах древней Хазарии: армянами, грузинами и азербайджанскими евреями . Потому что кавказское население оставалось относительно изолированным в Кавказском регионе и потому что там нет записей о массовой миграции кавказского населения в Восточную и Центральную Европу до падения Хазарии (Балановский и др., 2011), эти данные предполагают общее происхождение европейских евреев и кавказского населения». [97]

В более поздних публикациях Эльхаик и его команда модифицировали свою теорию, просто предположив, что иудаизированное Хазарское царство было основной транзитной зоной для федерации еврейских купцов смешанного иранского, турецкого и славянского происхождения, которые после распада этой империи перебрались в Европу. [98] [99]

Кроме того, в исследовании 2016 года Das, Elhaik, Wexler et al. утверждал, что первые ашкенази, говорящие на языке идиш, пришли из районов вблизи четырех деревень в Восточной Турции вдоль Шелкового пути, названия которых произошли от слова «Ашкеназ», а не из германских земель, как это общепринято в науке. Они предположили, что иранцы, греки, турки и славяне обратились в иудаизм в Анатолии до миграции в Хазарию, где небольшое обращение уже произошло. [100] [101] Историк Бернард Спольски, комментируя более раннее исследование Эльхайка, написал. «Недавно Эльхаик (2013) утверждает, что нашел доказательства, подтверждающие хазарское происхождение ашкенази, но весь вопрос генетических доказательств остается неопределенным». [102]

В 2018 году Эльхаик заявил, что материнская линия ашкенази является европейской и что только 3% ДНК ашкенази демонстрируют связи с Восточным Средиземноморьем / Ближним Востоком, что является «мизерным» количеством, сравнимым с долей генов неандертальцев в современных европейских популяциях. Для Эльхайка, средства, с помощью которого возникли уникальные азиатские вариации Y-хромосом ашкенази, с гаплогруппой Q-L275 , [103] был правящим кланом Ашина Гёктюрков , принявшим иудаизм и основавшим Хазарскую империю. [104]

Критика исследований Эльхайка

Исследование Эльхайка 2012 года оказалось весьма противоречивым. Несколько известных генетиков, в том числе Маркус Фельдман , Гарри Острер , Дорон Бехар и Майкл Хаммер , утверждали — и эта точка зрения получила широкую поддержку среди ученых, — что еврейское население во всем мире родственно и имеет общие корни на Ближнем Востоке , заявил Фельдман, статистический анализ не прошел бы проверку у большинства ученых; Хаммер подтвердил, что это мнение радикального меньшинства, не имеющее научной поддержки. Эльхайк в ответ охарактеризовал группу как «лжецов» и «мошенников», отметив, что Острер не будет делиться генетическими данными, которые могут быть использованы «для опорочения еврейского народа». Научный руководитель Элхайка Дэн Граур также назвал их «кликой» и сказал, что Эльхайк «воинственный», что и есть сама наука. [105]

Исследование Эльхаика 2012 года подверглось критике в статье 2013 года в журнале Human Biology за использование армян и азербайджанских евреев в качестве доверенных лиц хазар, а также за использование бедуинов и иорданских хашимитов в качестве доверенных лиц древних израильтян. Первое решение подверглось критике, поскольку предполагалось, что армяне имеют монолитное кавказское происхождение, тогда как как анатолийский народ (а не тюркский) они содержат много генетически ближневосточных элементов. Для целей исследования также предполагается, что азербайджанские евреи имеют хазарское происхождение, тогда как горские евреи на самом деле происходят от персидских евреев . Решение назвать бедуинов/хашимитов «протоевреями» было особенно воспринято как политическое по своей природе, учитывая, что оба они происходят от арабских племен с Аравийского полуострова , а не от древних израильтян, в то время как происхождение евреев от израильтян является в основном принято. [106]

Генетики, проводящие исследования в области еврейской генетики, в своей первой статье бросили вызов методам Эльхайка. Майкл Хаммер назвал предпосылку Эльхайка «нереалистичной», назвав Эльхайка и других сторонников хазарской гипотезы «выдающимися людьми… у которых есть взгляды меньшинства, не подкрепленные научно. Я думаю, что аргументы, которые они приводят, довольно слабы и расширяют то, что мы знаем». Маркус Фельдман , директор Стэнфордского университета Института исследований народонаселения и ресурсов Моррисона, вторит Хаммеру. «Если принять во внимание весь тщательный генетический популяционный анализ, проведенный за последние 15 лет… нет никаких сомнений в общем ближневосточном происхождении», — сказал он. Он добавил, что первая статья Эльхайка «является своего рода разовым». Статистический анализ Эльхайка не прошел проверку большинством современных ученых, сказал Фельдман: «Похоже, что он применяет статистику таким образом, что дает ему результаты, отличные от тех, которые все остальные получили на основе по существу аналогичных данных». [105]

Исследование Даса, Эльхайка и Векслера 2016 года было оспорено историком советского и восточноевропейского еврейства Шаулем Стампфером , который назвал его «по сути абсурдом», и демографом Серджио ДеллаПерголой , который заявил, что это «фальсификация», чья методология была дефектной в используя небольшую численность населения и не учитывая генетические профили других евреев, таких как евреи-сефарды, с которыми евреи-ашкенази тесно связаны. Эльхайк ответил, что учет ДНК евреев-неашкеназов не изменит генетический профиль евреев-ашкенази, и что его команда остается крупнейшим геномным исследованием последних на сегодняшний день и первым, нацеленным на носителей идиш. [107] Исследователь идиша Мэрион Аптрут заявляет: «С точки зрения гуманитарных наук некоторые аспекты статьи Даса и др. не соответствуют установленным стандартам». [108]

Недавно исследование группы биологов и лингвистов под руководством Павла Флегонтова, специалиста по геномике, опубликовало ответ на исследование Даса, Эльхайка и Векслера 2016 года, критикуя их методологию и выводы. Они утверждают, что GPS помогает делать выводы о происхождении современных популяций с несмешанным геномом, но не позволяет проследить предков 1000 лет назад. По их мнению, статья попыталась вписать «маргинальную и ничем не подтвержденную интерпретацию» идиша Векслера в модель, которая допускает обоснованные выводы только для недавнего несмешанного населения. [109] Они также раскритиковали лингвистический аспект исследования на том основании, что «все методы исторической лингвистики сходятся во мнении, что идиш является германским языком, без надежных доказательств существования славянского, иранского или тюркского субстрата». [109] Далее они описывают предполагаемую «Славяно-иранскую конфедерацию» как «исторически бессмысленный термин, изобретенный авторами обзора». [109]

Александр Бейдер также не согласен с выводами Эльхайка по лингвистическим причинам, аналогичным образом утверждая, что в ономастике идиша отсутствуют следы тюркского компонента. Он заключает, что теории хазарской связи либо спекулятивны, либо просто неверны и «не могут восприниматься всерьез». [110]

Антисемитизм

Великобритания и США

Работы Мориса Фишберга и Роланда Б. Диксона позже использовались в расистской и религиозно-полемической литературе сторонниками британского израильизма , как в Великобритании так и в Соединенных Штатах . [111] Особенно после публикации книги Бертона Дж. Хендрика « Евреи в Америке » (1923 г.). [112] он стал пользоваться популярностью среди сторонников иммиграционных ограничений в 1920-х годах; расовые теоретики [113] [114] как Лотроп Стоддард ; антисемитские теоретики заговора , такие как Ку-клукс-клана из Хирам Уэсли Эванс ; и антикоммунистические полемисты, такие как Джон О. Бити [115]

В 1938 году Эзра Паунд , в то время решительно идентифицировавший себя с фашистским режимом Бенито Муссолини , отправил вопрос своему коллеге-поэту Луи Зукофски относительно хазар после того, как кто-то написал ему, утверждая, что древние евреи вымерли и что современные евреи были хазарского происхождения. . Он вернулся к этому вопросу в 1955 году, очевидно, под влиянием книги под названием « Факты есть факты» , которая продвигала теорию еврейско-хазарского происхождения и которая для Паунда откопала «несколько пикантных кусочков». [116] Буклет, о котором идет речь, был написан католиком, перешедшим из раввинистического иудаизма , Бенджамином Х. Фридманом : [117] — антисемитская тирада, написанная Дэвиду Гольдштейну после того, как последний обратился в католицизм . [118]

Джон О. Бити был антисемитом, маккартистом, профессором древнеанглийского языка в SMU , автором книги «Железный занавес над Америкой» (Даллас, 1952). По его словам, «хазарские евреи несут ответственность за все беды Америки и мира», начиная с Первой мировой войны . Книга не имела большого влияния, пока ее не начал продвигать бывший брокер с Уолл-стрит и нефтяной магнат Дж. Рассел Магуайр. [119] Аналогичную позицию занял Уилмот Робертсон , взгляды которого повлияли на Дэвида Дьюка . [120] Британский писатель Дуглас Рид также оказал влияние. По его мнению, ашкенази — это лжеевреи, потомки хазар. [121] : 355 

Ряд различных вариантов теории стал использоваться движением «Христианская идентичность» . [122] Движение «Христианская идентичность», формировавшееся в 1940-е — 1970-е годы, имело свои корни в британском израилизме, посеянном на американской евангелической почве в конце 19 века. [123] К 1960-м годам теория хазарского происхождения стала предметом веры движения «Христианская идентичность». [124] Движение «Христианская идентичность» связало два стиха из Нового Завета , Откровение 2:9 и 3:9, с хазарами. Джеффри Каплан называет эти два отрывка краеугольным камнем теологии идентичности. Он также сообщает, что в литературе «Христианская идентичность» выборочно ссылаются на Вавилонский Талмуд , в то время как работы Фрэнсиса Паркера Йоки и Артура Кестлера возведены почти до статуса Священного Писания. [125]

эту идею также продвигают современные антисемитские группы в социальных сетях. По данным Антидиффамационной лиги и Американского еврейского комитета , [126] [127] [128] [129]

Советский Союз и Россия

Эта теория занимала видное место в советском антисемитизме и заняла место в советской историографии. Эта теория оказала влияние на советских историков, включая Бориса Рыбакова , Михаила Артамонова и Льва Гумилева , и использовалась для поддержки советской политической теории. [130] : VII – VIII Артамонов утверждал, что хазары сыграли важную роль в развитии Руси. Рыбаков оспорил эту точку зрения, вместо этого считая хазарское государство паразитическим. [131] : 260–261  Официальные советские взгляды на хазар ужесточились после декабря 1951 г., когда «Правда» опубликовала критическую рецензию на творчество Артамонова под псевдонимом П. Иванов. [132] : 313–314  Рыбаков со своей стороны отрицал, что он Иванов. [131] : 261  (Санд предположил, что Иванов на самом деле был Сталином.) По словам Занда, в обзоре Иванова хазары рассматривались как паразиты и враги. [133] : 237  Взгляды Иванова стали сертифицированной советской позицией. [132] : 314 

Теория этногенеза Льва Гумилева во многом опирается на теорию хазар. Для Гумилева этническая принадлежность определялась стереотипным поведением, связанным с адаптацией к местности. [134] : 121–122  Он считал евреев паразитическим международным городским классом. [135] Евреи доминировали над хазарами, создавая химеру , подчиняя Русь «хазарскому игу». [121] : 358–359, 368 

С 1970-х годов термин «хазары» вошел в русский националистический лексикон, он используется как эвфемизм для обозначения евреев. [136] Вадим Кожинов предположил, что хазарское иго было более опасным для Руси, чем татарское иго. [137] : 90  Хазары представлялись как постоянная опасность для Руси. [121] : 359  После распада Советского Союза эта теория сохранила свою роль в российском антисемитизме. Современные российские антисемиты продолжают увековечивать хазарский миф. [121] : 355–356  Работы Гумилева и его учеников остаются популярными в России. [121] : 356  «Хазары» и «этнические химеры» стали излюбленными терминами для русских антисемитских шовинистов. [121] : 356  [138]

Культы

Аум Синрикё — японский культ Судного дня . Культ действовал в Японии и России, насчитывая примерно 10 000 и 30 000 последователей соответственно. [139] группы В «Руководстве страха» использовались «Протоколы сионских мудрецов» помимо других антисемитских материалов . В руководстве утверждалось, что евреи на самом деле являются хазарами, стремящимися к мировому господству. [140] [141] Хазарская теория также стала частью теологии Вознесенных Владык . Хатонн , инопланетянин, передает сообщения, включая полный текст «Протоколов сионских мудрецов». Он называет авторов «Протоколов» хазарами и говорит о ложных сионистских евреях, которые узурпировали и контролировали истинных евреев. [142]

Черные евреи-израильтяне

В Соединенных Штатах черные евреи-израильтяне продвигают антисемитскую теорию хазарского заговора о еврейском происхождении. [143] Чернокожие евреи-израильтяне считают, что евреи - это «самозванцы», которые «украдили» истинную расовую и религиозную идентичность чернокожих американцев. [143]

См. также

Примечания

  1. ^ «Во времена греко-римской империи зарегистрированные массовые обращения привели к тому, что во времена Римской империи иудаизм исповедовали 6 миллионов человек, или до 10% населения Римской империи. Таким образом, генетическая близость этих европейских/сирийских еврейских популяций, включая евреев-ашкенази, друг к другу, а также к населению Франции, Северной Италии и Сардинии, поддерживает идею несемитского средиземноморского происхождения при формировании европейских/сирийских еврейских групп и несовместимо с теориями о том, что евреи-ашкенази по большей части являются прямыми потомками обращенных хазар или славян. Генетическая близость евреев-ашкенази к южноевропейскому населению наблюдалась в нескольких других недавних исследованиях. Смешение с местным населением, включая хазар и славян, могло произойти впоследствии в течение 1000-летней (2-го тысячелетия) истории европейских евреев» ( Atzmon & et al. 2010 ) .
  2. ^ «Генетика AJ бросает вызов простым демографическим теориям. Такие гипотезы, как полностью хазарское, турецкое или ближневосточное происхождение, были дисквалифицированы, но даже модель одного события примеси Ближнего Востока и Европы не может объяснить все наши наблюдения. Фактическая история примесей могла быть очень сложной, включая множество географических источников и событий примесей. Более того, из-за генетического сходства и сложной истории вовлеченных европейских популяций (особенно в Южной Европе), множественных путей миграции AJ по Европе [10] и сильного генетического дрейфа, испытанного AJ в позднем средневековье, кажется, что существует быть пределом разрешения, с которым можно восстановить историю примесей AJ» ( Xue et al. 2017 ) .
  3. «Левинсон был первым, кто высказал мнение, что русские евреи родом не из Германии, как принято считать, а с берегов Волги. . .Первоначально языком евреев Волыни , Подолья и Киева был русский и польский, или, скорее, два родственных языка, палеославянский » ( Изюм 1913 , стр. 18) .
  4. ^ Прямая цитата из книги Левинсона «Теуда бейисраэль» (Документ в Израиле); [10] «Wexler 1987, стр. 230, считает, что еврейско-славянские разновидности были заменены идишем, начиная с четырнадцатого века, а в южнославянском регионе - иудезмо , начиная с шестнадцатого века: процесс был медленным, с последними свидетельствами одноязычного славяноязычного языка. Евреи, начало XIX века на Украине. Последние справочные отчеты (Левинсон 1928:35) «(Наши старейшины рассказали нам, что несколько поколений назад евреи в этих краях говорили только на русском языке» ( Spolsky 2014 , стр. 293, н.3)
  5. ^ Хазары теперь исчезают из истории как властная орда, но их имя, как известно, сохранилось на протяжении веков в землях и морях, где они когда-то правили, и отчасти до наших дней. Масса народа от Джайка до Дуная всегда оставалась прежней; Хазары лишь потеряли управление, которое перешло к другим тюркам, печенегам, узбекам и команам. Остатками этого народа, особенно той части, исповедовавшей мосаизм, являются караимы на юге России и бывших польских землях, говорящие по-турецки, а также напоминающие тюрков формой тела и чертами лица. Евреи, которых, как мы знаем, было очень много в Хазарской империи, возможно, сначала переселились из Крыма в Россию и Польшу ( Нейман 1855 , стр. 125–126) .
  6. ^ Abraham Harkavy , O iazike evreev, zhivshikh v drevnee vremia na Rusi i o slavianskikh slovakh, vstrechaiuschikhsia u evreiskikh pisatelei . St. Petersburg. ( Rossman 2002 , p. 98)
  7. ^ «Это преобразование Хозарского царства имеет немалое значение в вопросе о происхождении евреев, населяющих придунайские страны и юг России. В этих регионах проживают большие массы еврейского населения, которое, вероятно, не имеет ничего или почти ничего этнографически еврейского» ( Ренан 1992 , стр. 217).
  8. ^ Исидор Леб , «Размышления о евреях». Revue des Études Juives , 27 (1893), стр. 1–31. Это было опубликовано посмертно
  9. ^ «Разве не вероятно, что среди четырех миллионов русских евреев есть тысячи, связанные с древними степными кочевниками? Об этом свидетельствуют исследования типов израильтян в Польше и Малороссии. Кажется, среди них часто встречается финно-турецкий сплав» ( Леруа-Болье 1893 , с. 124–5, 137–138, 138).
  10. ^ «В Южной России царство Козаров, расположенное на полпути между Константинопольским Патриархатом и Багдадским эмиратом, изобретательно уклонилось от необходимости признания какой-либо из этих держав, формально приняв иудаизм, который оба должны были терпеть. Присоединение было едва ли не более чем формальным, и имеется мало свидетельств какого-либо значительного смешения чистых евреев с этими казарами, за исключением нескольких ученых евреев, которые научили их своей вере». Судя по всему, они принадлежали к караимской секте, и мы до сих пор находим главный центр караимов в Крыму, где в конечном итоге сосредоточились козары. Во всех источниках караимы представляются как совершенно нееврейские по внешности, и я рискну применить к ним остроту Наполеона: Grattez le Karaite et vous trouverez le Khazar. Козары были разгромлены в девятом веке, тогда как польские евреи, которые, как предполагается, имеют признаки смешения с козарами, пришли в это королевство из Германии намного позже» ( Jacobs 1886 , стр. 42–43) .
  11. ^ «Теория о том, что восточноевропейские евреи произошли от хазар, первоначально была предложена. .Самуэль Вейсенберг в попытке показать, что евреи глубоко укоренились на русской земле и что колыбелью еврейской цивилизации был Кавказ». Гольдштейн 2006 , с. 131
  12. ^ Максимилиан Эрнест Гумплович, Начало еврейской религии в Польше , Э. Венде, Варшава, 1903, стр. 15-28. [ нужна ссылка ]
  13. ^ «Поляк искал истоки восточноевропейского еврейства в Хазарии». Золотой 2007а , с. 29
  14. Этот израильский учёный категорически утверждал, что основная масса восточноевропейского еврейства возникла на территориях Хазарской империи» Sand 2010 , с. 234
  15. ^ Казария: Толдот Мамлача Jewish Be'Europe, Мосад Бялик, Тель-Авив, 1951 г.
  16. ^ «К сожалению, генетические исследования евреев-ашкенази, многочисленные с 1990-х годов, часто дают противоречивую информацию. Связанные с этим методологические проблемы огромны: отсутствие доступа к генетическому пулу популяций, живших за столетия до нас, возможность генетической изменчивости, связанной с национальным отбором и т. д. К этим объективным проблемам следует добавить поразительные субъективные элементы: по мнению некоторых авторов, способ они продолжают свое расследование, и их интерпретация полученных результатов явно искажена их политическими и/или религиозными чувствами» ( Бейдер 2015 , стр. 553).
  17. ^ Они предположили, что эти хромосомы могут отражать поток генов низкого уровня из окружающих восточноевропейских популяций или, альтернативно, что как евреи-ашкенази с R1a1a (R-M17), так и, в гораздо большей степени, восточноевропейское население в целом, могли частично быть потомками хазар . Они пришли к выводу: «Однако, если хромосомы R1a1a (R-M17) у евреев-ашкенази действительно представляют собой остатки загадочных хазар, то, согласно нашим данным, этот вклад был ограничен либо одним основателем, либо несколькими близкородственными людьми, и не превышает ~12% современных ашкенази.». [81] [82]

Цитаты

  1. ^ Шнирельман 2007 , стр. 358, 369, 371.
  2. ^ Живков 2015 , с. viii.
  3. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Вентон 2013 , с. 75.
  4. ^ Золотой 2007a , с. 149.
  5. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Адерет 2014 .
  6. ^ Песок 2010 , с. 240..
  7. ^ Эльхайк 2013 .
  8. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Бехар и др. 2013 .
  9. ^ Эпштейн 2015 , с. 72.
  10. ^ Песок 2010 , с. 243.
  11. ^ Вучинич 1963 , с. 213.
  12. ^ Шольц 2000 , стр. 13–14.
  13. ^ Томсен 2015 , стр. 16.
  14. ^ ван Стратен 2011 , стр. 2–3.
  15. ^ Кизилов 2014 , с. 399.
  16. ^ Натанс 1999 , с. 409.
  17. ^ Ренан 1992 , стр. 216–217.
  18. ^ Корабль 1997 , с. 137.
  19. ^ Россман 2002 , с. 98.
  20. ^ Ретелии 2021 , стр. 52–64.
  21. ^ Чтение 2011 , с. 17.
  22. ^ Сингерман 1998 , с. 347.
  23. ^ Сингерман 2004 , стр. 3–4.
  24. ^ Эфрон 2013 , стр. 910, 913–914.
  25. ^ Вайсенберг 1895 , стр. 124–126.
  26. ^ Кучера 1909 .
  27. ^ Кестлер 1976 , стр. 134, 150.
  28. ^ Гольдштейн 2006 , с. 131. Морис Фишберг, Евреи: исследование расы и окружающей среды.
  29. ^ Куигли, Джон (1990). Палестина и Израиль: вызов правосудию . Издательство Университета Дьюка, стр.71.
  30. ^ Литман 1984 , стр. 85–110, 109. Первая монография Шиппера по этому вопросу была опубликована в Альманахе Жидовского (Вена) в 1918 году. Находясь в Варшавском гетто , прежде чем стать жертвой Холокоста в Майданеке , Шиппер (1884-1943) был работая над хазарской гипотезой.
  31. ^ Брук 2009 , с. 210.
  32. ^ Диксон 1923 , стр. 37–38, 173–175.
  33. ^ Уэллс 1973 , с. 2: «Существовали арабские племена, которые были евреями во времена Мухаммеда, и тюркский народ, который был в основном евреями на юге России в девятом веке. Иудаизм действительно является реконструированным политическим идеалом многих разрушенных народов, в основном семитских. В результате В результате этих слияний и ассимиляций почти повсюду в городах по всей Римской империи и далеко за ее пределами на востоке еврейские общины торговали и процветали и поддерживали связь через Библию, а также через религиозные и образовательные организации. еврейства никогда не было в Иудее и никогда не выходило из Иудеи».
  34. ^ Сингерман 2004 , с. 4.
  35. ^ Моррис 2003 , с. 22: Джон Багот Глабб считал, что в русских евреях «значительно меньше ближневосточной крови, и они состоят в основном из славян-язычников-прозелитов или хазарских тюрков». Для Глабба они не были «потомками иудеев». ...Палестинские арабы, вероятно, более тесно связаны с иудеями (генетически), чем современные русские или немецкие евреи». . «Конечно, здесь выдвигается антисионистская (а также антисемитская) точка зрения: палестинцы имеют большее политическое право на Палестину, чем евреи, поскольку именно они, а не современные евреи, являются истинными потомки еврейских жителей/владельцев земли».
  36. ^ Диксон, Роланд Беррейдж (1923). Расовая история человека . ; Герберт Уэллс , Очерк истории (1921)
  37. ^ Гилман 1995 , с. 30.
  38. ^ В отличие от 2008 года , с. 263, №1.
  39. ^ Кизилов, Михаил (2015). Сыны Священного Писания: караимы в Польше и Литве в двадцатом веке . Вальтер де Грюйтер, стр. 109 и далее, стр. 450.
  40. ^ Уолфиш, Барри Дав, изд. (2011). Библиография караимов: аннотированная библиография караимов и караимов . БРИЛЛ, стр.146.
  41. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Кизилов, Михаил (2009). Караимы Галиции: этнорелигиозное меньшинство среди ашкенази, турок и славян, 1772-1945 гг . БРИЛЛ, стр. 266, 269-271, 277 и далее, 282, 335.
  42. ^ Калимани, Риккардо (2015). История итальянских евреев . том. 3, Мондадори, стр.583.
  43. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Стейнвейс, Алан Э. (2006). Изучение еврея: научный антисемитизм в нацистской Германии . Издательство Гарвардского университета. ISBN  9780674043992 .
  44. ^ Бэйм, Стивен (1997). Понимание еврейской истории: тексты и комментарии . Издательство КТАВ стр.148.
  45. ^ Хильберг, Рауль , Уничтожение европейских евреев (1961). Новые точки зрения 1973 с.241.
  46. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Миллер, Рори (2013). Разделенные против Сиона: антисионистская оппозиция созданию еврейского государства в Палестине, 1945-1948 гг . Рутледж.
  47. ^ Харкаби 1987 , с. 424: «Можно было ожидать, что арабский антисемитизм будет свободен от идеи расовой ненависти, поскольку и евреи, и арабы рассматриваются расовой теорией как семиты, но ненависть направлена ​​не против семитской расы, а против евреев». как историческая группа. Основная идея состоит в том, что евреи в расовом отношении представляют собой смешанную общину, большинство из которых не семиты, а хазарского и европейского происхождения». Это эссе было переведено с текста на иврите Харкаби «Арабский антисемитизм» в книге Шмуэля Эттингера, «Преемственность и прерывистость в антисемитизме» (иврит), 1968, стр. 50.
  48. ^ Льюис, Бернард (1999). Семиты и антисемиты: исследование конфликта и предрассудков . WW Нортон и компания. ISBN  9780393318395 .
  49. ^ Поляков 2005 , с. 246, 285: 'вполне вероятно, что в течение первого тысячелетия нашей эры первые евреи, проникшие на территории между Одером и Днепром, пришли с юго-востока, из еврейского царства Хазарии, или даже с юга, из Византии. Мы не уверены в относительных пропорциях этих двух групп; важно то, что высшая культура немецких евреев позволила им быстро навязать свой язык и обычаи, а также свое чрезвычайно чувствительное историческое сознание. «Что касается евреев Восточной Европы (поляков, русских и т. д.), то всегда предполагалось, что они произошли от слияния евреев хазарского происхождения из южной России и немецких евреев (последние навязали свою более высокую культуру)».
  50. ^ Сэнд 2010 , стр. 241–2. Санд цитирует Сало Виттмайера Барона , Baron 1957 , стр. 196–206, стр. 206: «до и после монгольского переворота хазары послали множество ответвлений в непокоренные славянские земли, помогая в конечном итоге построить великий еврейский центр Восточной Европы» ; и Бен-Цион Динур , Исраэль ба-гола , 5 томов, 3-е изд. (1961-1966) Тель-Авив: Иерусалим:Двир;Институт Бялика, 1961. (OCLC:492532282) т.1 стр.2,5: «Русские завоевания не разрушили Хазарское царство полностью, но они раскололи его и уменьшило его. И это королевство, вобравшее в себя еврейскую иммиграцию и беженцев из многих изгнаний, должно было само стать матерью диаспоры, матерью одной из величайших диаспор ( Эм-галуйот, эм ахат хагалуйот хагдолот ) — Израиля в России. , Литва и Польша».
  51. ^ Золотой 2007a , с. 55: «Сало Барон, который ошибочно считал их финно-уграми, полагал, что хазары «послали множество ответвлений в непокоренные славянские земли, помогая в конечном итоге создать великие еврейские центры Восточной Европы».
  52. ^ Золотой 2007a , с. 55: «уволен». . «довольно легкомысленно».
  53. ^ Либерлес 1995 .
  54. ^ Барон 1957 , стр. 196–222.
  55. ^ Барон 1957 , с. 196.
  56. ^ Барон 1957 , с. 197.
  57. ^ Барон 1957 , стр. 206–207.
  58. ^ Барон 1957 , стр. 208–210, 221.
  59. ^ Барон 1957 , стр. 173, 222.
  60. ^ Песок 2010 , с. 240.
  61. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Золотой 2007а , с. 9
  62. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Песок 2010 , с. 240.
  63. ^ Льюис 1987 , с. 48: «Некоторые ограничивают это отрицание европейскими евреями и используют теорию, согласно которой евреи Европы вовсе не имеют израильского происхождения, а являются потомками племени среднеазиатских тюрков, обращенных в иудаизм, называемого хазарами. Эта теория, впервые выдвинутая австрийским антропологом в начале этого столетия, не подтверждается никакими доказательствами. От нее уже давно отказались все серьезные ученые в этой области, в том числе в арабских странах, где хазарская теория мало используется, за исключением редких политических полемик». Утверждения такого рода были оспорены Полом Векслером Wexler 2007 , стр. 538, который также отмечает, что аргументы по этому вопросу расколоты противоположными идеологическими вложениями: «Большинство авторов, которые поддерживали гипотезу Ашкенази-Хазар, не аргументировали свои утверждения в убедительно... Противники хазарско-ашкеназской связи не менее виновны в пустой полемике и неубедительных аргументах» (с.537).
  64. ^ Патай и Патай 1989 , с. 71: «Все историки полагают, что те евреи-хазары, которые пережили последние роковые десятилетия, искали и нашли убежище в лоне еврейских общин в христианских странах на западе, и особенно в России и Польше, с одной стороны, и в мусульманских странах на востоке и юге, с другой стороны, некоторые историки и антропологи заходят так далеко, что считают современных евреев Восточной Европы, и особенно Польши, потомками средневековых хазар».
  65. ^ Брук 1999 , с. 281
  66. ^ Брук 2009 , с. 226
  67. ^ Брук 2018 , стр. 207–208.
  68. ^ Скаммелл, Майкл (2009). Кестлер: Литературная и политическая одиссея скептика двадцатого века . Издательская группа Random House. п. 546. ИСБН  978-1-58836-901-7 . : «Каждая молитва и соблюдение ритуала провозглашает принадлежность к древней расе, которая автоматически отделяет еврея от расового и исторического прошлого народа, среди которого он живет. и культурные гетто».
  69. ^ Золотой 2007b , с. 150.
  70. ^ И все же 2012 , с. 155, №4.
  71. ^ Векслер 2007 , стр. 387–398.
  72. ^ Сэнд 2010 , стр. 190–249.
  73. ^ Эльхайк 2013 , стр. 61–74.
  74. ^ Golden 2007a , стр. 9–10.
  75. ^ Шама 2014 , стр. 259–267.
  76. ^ Машер 2013 .
  77. ^ Патай, Рафаэль ; Патай, Дженнифер (1989). Миф о еврейской расе . Издательство Государственного университета Уэйна. п. 70.
  78. ^ Хаммер М.Ф., Редд А.Дж., Вуд Э.Т., Боннер М.Р., Джарджанази Х., Карафет Т., Сантакьяра-Бенерекетти С., Оппенгейм А., Джоблинг М.А., Дженкинс Т., Острер Х., Бонне-Тамир Б. (июнь 2000 г.). «Еврейское и нееврейское население Ближнего Востока имеет общий пул двуаллельных гаплотипов Y-хромосомы» . Труды Национальной академии наук Соединенных Штатов Америки . 97 (12): 6769–74. Бибкод : 2000PNAS...97.6769H . дои : 10.1073/pnas.100115997 . ЧВК   18733 . ПМИД   10801975 .
  79. ^ Уэйд, Николас (9 мая 2000 г.). «Y-хромосома является свидетелем истории еврейской диаспоры» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 8 июня 2021 г.
  80. ^ Альмут Небель, Двора Филон, Бернд Бринкманн, Парта П. Маджумдер, Марина Фаерман и Ариэлла Оппенгейм. « Пул Y-хромосомы евреев как часть генетического ландшафта Ближнего Востока». Американский журнал генетики человека 69:5 (ноябрь 2001 г.): 1095-1112.
  81. ^ Небель А., Филон Д., Бринкманн Б., Маджумдер П.П., Фаерман М., Оппенгейм А. (ноябрь 2001 г.). «Пул Y-хромосомы евреев как часть генетического ландшафта Ближнего Востока» . Американский журнал генетики человека . 69 (5): 1095–112. дои : 10.1086/324070 . ПМЦ   1274378 . ПМИД   11573163 .
  82. ^ Небель А., Филон Д., Фаерман М., Судьял Х., Оппенгейм А. (март 2005 г.). «Y-хромосома свидетельствует об эффекте основателя у евреев-ашкенази» . Европейский журнал генетики человека . 13 (3): 388–91. дои : 10.1038/sj.ejhg.5201319 . ПМИД   15523495 . S2CID   1466556 .
  83. ^ , Гольдштейн, Дэвид (2008). Наследие Иакова: генетический взгляд на еврейскую историю . Издательство Йельского университета , стр. 71 и далее. стр.73-74: «Поначалу я совершенно пренебрежительно отнесся к определению Кестлером хазар как «тринадцатого племени» и происхождения ашкеназского еврейства. Не было ли это очередным самовозвеличивающим повествованием Затерянного племени, лишенным доказательств? Я уже не так уверен. Связь с хазарами кажется не более надуманной, чем эффектная преемственность линии Коэнов или очевидное присутствие еврейских генетических признаков у южноафриканского народа банту. [&] Я не могу утверждать, что доказательства подтверждают связь с хазарами. Но это действительно открывает возможность, и я признаюсь, что, хотя я пока не могу этого доказать, эта идея теперь кажется мне правдоподобной, если не вероятной.
  84. ^ Фальк, Рафаэль (2014). «Генетические маркеры не могут определить еврейское происхождение» . Границы генетики ; 5: 462, онлайн, 21 января 2015 г.
  85. ^ Гершовиц, Мартин (16 октября 2013 г.). «Новое исследование показало, что большинство евреев-ашкенази генетически связаны с Европой» . Еврейский голос . Архивировано из оригинала 8 марта 2016 года.
  86. Мелисса Хогенбум, «Европейская связь с еврейским происхождением по материнской линии» BBC News , 9 октября 2013 г.
  87. ^ «Никаких указаний на хазарское генетическое происхождение среди евреев-ашкенази» . АШГ . Архивировано из оригинала 5 ноября 2013 года . Проверено 5 ноября 2013 г.
  88. ^ Копельман Н.М., Стоун Л., Ван С., Гефель Д., Фельдман М.В., Гилель Дж., Розенберг Н.А. (декабрь 2009 г.). «Геномные микросателлиты идентифицируют общее еврейское происхождение, промежуточное между населением Ближнего Востока и Европы» . БМК Генетика . 10:80 . дои : 10.1186/1471-2156-10-80 . ПМЦ   2797531 . ПМИД   19995433 .
  89. ^ «Реконструкция отцовских и матрилиний самаритян и других израильских популяций на основе вариаций Y-хромосомы и митохондриальной ДНК» (PDF) .   (855 КБ) , Хум Мутат 24:248–260, 2004.
  90. ^ Бехар, Дорон М.; и др.: « Полногеномная структура еврейского народа ». Природа, 2010.
  91. ^ Бехар Д.М., Томас М.Г., Скорецкий К., Хаммер М.Ф., Булыгина Е., Розенгартен Д., Джонс А.Л., Хелд К., Мозес В., Гольдштейн Д., Брэдман Н., Уил М.Э. (октябрь 2003 г.). «Множественное происхождение ашкеназских левитов: свидетельства Y-хромосомы как ближневосточного, так и европейского происхождения» . Американский журнал генетики человека . 73 (4): 768–79. дои : 10.1086/378506 . ПМК   1180600 . ПМИД   13680527 .
  92. ^ Гольдштейн, Дэвид Б. (2008). «3». Наследие Иакова: генетический взгляд на еврейскую историю . Издательство Йельского университета. стр. место 873 (Kindle для ПК). ISBN  978-0-300-12583-2 .
  93. ^ Гольдштейн, Дэвид Б. (2008). «3». Наследие Иакова: генетический взгляд на еврейскую историю . Издательство Йельского университета. п. 74. ИСБН  978-0-300-12583-2 .
  94. ^ Гладштейн, Ариэлла; Хаммер, Майкл Ф. (2016). «Популяционная генетика ашкенази». Энциклопедия наук о жизни . стр. 1–8. дои : 10.1002/9780470015902.a0020818.pub2 . ISBN  978-0-470-01590-2 .
  95. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Рутси, Бехар и др., «Филогенетическое применение целых последовательностей Y-хромосомы и ближневосточное происхождение ашкеназских левитов», Natures Communications, 17 декабря 2013 г.
  96. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Бехар Д.М., Сааг Л., Кармин М., Говер М.Г., Векслер Дж.Д., Санчес Л.Ф., Гринспен Е., Кушниаревич А., Давыденко О., Саакян Х., Епископосян Л., Боаттини А., Сарно С., Пагани Л., Карми С., Цур С., Метспалу Е. , Борманс К., Скорецки К., Мецпалу М., Роотси С., Виллемс Р. (ноябрь 2017 г.). «Генетическая вариация клады R1a среди Y-хромосомы ашкеназских левитов» . Научные отчеты . 7 (1): 14969. Бибкод : 2017NatSR...714969B . дои : 10.1038/s41598-017-14761-7 . ПМЦ   5668307 . ПМИД   29097670 .
  97. ^ Эльхайк, Эран. «Недостающее звено еврейского европейского происхождения: противопоставление Рейнской и хазарской гипотез» . В книге «Биология генома и эволюция» , том 5, выпуск 1, стр. 61–74.
  98. ^ Дас, Ранаджит; Векслер, Пол ; Пирозня, Мехди; Эльхайк, Эран (2016). «Локализация евреев-ашкеназов в первобытных деревнях на древних иранских землях Ашкеназа» . Геномная биология и эволюция 2016, том 8, стр. 1132–1149.
  99. ^ Дас, Ранаджит; Векслер, Пол; Пирозня, Мехди; Эльхайк, Эран. «Происхождение ашкеназа, евреев-ашкеназов и идиша» . Границы генетики 8:87 стр. 1–8 21 июня 2017 г.
  100. ^ Берджесс, Мэтт (20 апреля 2016 г.). «Идиш, возможно, зародился в Турции, а не в Германии» . Проводная Великобритания .
  101. ^ Дас Р., Векслер П., Пироозния М., Эльхайк Э. (апрель 2016 г.). «Локализация евреев-ашкеназов в первобытных деревнях древних иранских земель Ашкеназа» . Геномная биология и эволюция . 8 (4): 1132–49. дои : 10.1093/gbe/evw046 . ПМЦ   4860683 . ПМИД   26941229 .
  102. ^ Спольский 2014 , с. 297 п.12.
  103. ^ Балановский, Олег; Гурьянов Владимир; Запорожченко Валерий; и др., «Филогеография гаплогруппы Q3-L275 Y-хромосомы человека, полученная в результате научного сотрудничества академиков и граждан» . BMC Evolutionary Biology 2017 17 (Suppl 1):18: «Одна из этих ветвей, гаплогруппа Q-L275, была приобретена населением, являющимся предком евреев-ашкенази, и росла внутри этой популяции в течение 1-го тысячелетия нашей эры, достигая до 5% в настоящее время. день ашкенази . В Европе существует как минимум две ветви: одна у голландцев и немцев, а другая у евреев-ашкенази. Эти ветви отделились от общего корня 3000+/-700 лет назад (Таблица 2, Дополнительный файл 2: Таблица S1). ): до еврейской миграции в Европу во времена Римской империи [46]. Дальнейшее исследование как в Европе, так и в Леванте необходимо, чтобы определить, получили ли предки ашкенази эту линию с левантийской родины или от европейского принимающего населения».
  104. ^ «Таинственное происхождение евреев-ашкенази раскрыто учеными благодаря древней ДНК» . Разговор , 5 сентября 2018 г.
  105. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Рубин, Рита. «Генетическая теория евреев как расы подвергается яростной атаке со стороны эксперта по ДНК» . Форвард , 7 мая 2013 г.
  106. ^ « Нет доказательств широкогеномного хазарского происхождения современных евреев » .
  107. ^ "Выдающиеся ученые опровергают теорию отслеживания евреев-ашкенази в Турции" . JTA , 3 мая 2016 г.
  108. ^ Аптрут М (июль 2016 г.). «Язык идиш и евреи-ашкенази: взгляд на культуру, язык и литературу» . Геномная биология и эволюция . 8 (6): 1948–9. дои : 10.1093/gbe/evw131 . ПМЦ   4943202 . ПМИД   27289098 .
  109. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Флегонтов П., Кассиан А., Томас М.Г., Федченко В., Чангмай П., Старостин Г. (август 2016 г.). «Ловушки подхода географической структуры населения (GPS) применительно к генетической истории человека: пример евреев-ашкенази» . Геномная биология и эволюция . 8 (7): 2259–65. дои : 10.1093/gbe/evw162 . ПМЦ   4987117 . ПМИД   27389685 .
  110. ^ Бейдер, Александр (2017). «Евреи-ашкенази не хазары. Вот доказательство» . Вперед . Проверено 1 января 2019 г.
  111. ^ Гольдштейн 2006 , с. 131.
  112. ^ Сингерман 2004 , стр. 4–5.
  113. ^ Баркун 2012 , с. 165: «Хотя хазарской теории уделяется на удивление мало внимания в научной истории антисемитизма, она была влиятельной темой среди американских антисемитов со времен иммиграционных ограничений 1920-х годов».
  114. ^ Гудрик-Кларк 2003 , с. 237.
  115. ^ Боллер 2013 , стр. 2, 6–7; Баркун 1997 , стр. 141–2.
  116. ^ Паунд и Зукофски 1987 , с. XXI, цитируя письма от 10 июля 1938 г. и 24/25 сентября 1955 г. Ахерн предполагает, что Паунд, возможно, думал: «Если бы не было таких людей, как евреи, то проблема неизбирательного антисемитизма исчезла бы. Мы могли бы сосредоточить внимание на ростовщиках любого рода».
  117. ^ Фридман 1954 г.
  118. ^ Каплан 1997 , с. 191 п.3.
  119. ^ Боллер 2013 , стр. 14.
  120. ^ Баркун 1997 , стр. 140–141. Его обездоленное большинство (1972)
  121. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж Голден, Питер ; Бен-Шамай, Аггей; Рона-Тас, Андраш, ред. (2007). Мир хазар: новые перспективы. Избранные доклады Иерусалимского международного хазарского коллоквиума 1999 года . БРИЛЛ. ISBN  9789047421450 .
  122. ^ Шип 1997 , стр. 107-1. 140–144.
  123. ^ Гарделл 2002 , с. идентичности можно грубо назвать три десятилетия между 1940 Периодом формирования . 1970 165. « христианской и годами и крайне правые консервативные политические взгляды. В сочетании с учениями первых учеников Ричарда Дж. Батлера , полковника Джека Мора и Джеймса К. Уорнера отчетливо расистская теология постепенно сформировалась белые . Считалось, что — это адамический народ, созданный по Его подобию. Представление о доземном существовании обнаруживается в важном субстрате, который учит, что белые люди имели либо духовное, либо внеземное предсуществование. Чернокожие были либо бездушными существами до Адама , либо представляли падших злых духов, но они не были главной мишенью страха и ненависти. Эта должность была зарезервирована для евреев. Скрытый антисемитизм, обнаруженный в британском израилизме, стал проявляться. Евреи в лучшем случае были низведены до полукровок-самозванцев, которых нередко отождествляли с евразийскими хазарами без каких-либо законных претензий на близость с ними. Бога , а в худшем случае объявляют порождением сатаны ».
  124. ^ Гудрик-Кларк, Николас (2003). Черное солнце: арийские культы, эзотерический нацизм и политика идентичности . Нью-Йорк Пресс. п. 237. ИСБН  9780814731550 .
  125. ^ Каплан, Джеффри (1997). Радикальная религия в Америке: милленаристские движения от крайне правых до детей Ноя . Издательство Сиракузского университета. стр. 48–49 . ISBN  9780815603962 . личность.
  126. ^ «Один из подозреваемых в стрельбе в Джерси-Сити верил в теорию антисемитского заговора, утверждает АДЛ» . Гаарец . Проверено 7 декабря 2022 г.
  127. ^ «Вокруг российского нападения на Украину существует множество антисемитских теорий заговора | АДЛ» . www.adl.org . Проверено 7 декабря 2022 г.
  128. ^ «Хазары | #TranslateHate | AJC» . www.ajc.org . 30 марта 2021 г. Проверено 7 декабря 2022 г.
  129. ^ «Хазары | Центр экстремизма» . extremismterms.adl.org . Проверено 7 декабря 2022 г.
  130. ^ Живков, Борис (2015). Хазария в девятом и десятом веках . БРИЛЛ. ISBN  9789004294486 .
  131. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Клейн, Лео С. (2012). Советская археология: тенденции, школы и история . ОУП Оксфорд.
  132. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Тиллетт, Лоуэлл (1969). Великая дружба: Советские историки о нерусских национальностях . Издательство Университета Северной Каролины.
  133. ^ Сэнд, Шломо (2010). Изобретение еврейского народа . Версо. ISBN  9781844676231 .
  134. ^ Шлапентох, Дмитрий, изд. (2007). Россия между Востоком и Западом: научные дебаты о евразийстве . БРИЛЛ. ISBN  978-9004154155 .
  135. ^ Zubok, Vladislav (2009). Zhivago's Children . Harvard University Press. p. 308. ISBN  9780674033443 .
  136. ^ Шнирельман 2007 , с. 369.
  137. ^ Россман, Вадим Иосиф (2002). Российский интеллектуальный антисемитизм в посткоммунистическую эпоху . Университет Небраски Пресс. ISBN  0803239483 .
  138. ^ Шнирельман, Виктор. «Стигматизированные историей или историками? Народы России в школьных учебниках истории» . История и память , Том. 21, № 2, осень/зима 2009, стр. 110-149: «Несмотря на свою малоизвестность, хазарский эпизод играет важную роль в современном историческом дискурсе в России и питает также интенсивный антисемитский дискурс. это представлено в учебниках очень показательно». (стр.120-121)
  139. ^ Нокс, Зоя (2004). Русское общество и Православная Церковь: Религия в России после коммунизма . Рутледж. п. 88. ИСБН  9781134360826 .
  140. ^ Гудман и Миядзава 2000 , стр. 263–264.
  141. ^ Дикёттер, Франк, изд. (1997). Формирование расовой идентичности в Китае и Японии: исторические и современные перспективы . Издательство Гавайского университета. п. 196. ИСБН  9780824819194 .
  142. ^ Ландес, Ричард; Кац, Стивен Т., ред. (2012). Параноидальный апокалипсис: столетняя ретроспектива Протоколов сионских мудрецов . Нью-Йорк Пресс. стр. 163–165. ISBN  9780814748923 .
  143. Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Специальный отчет Центра Симона Визенталя: крайние черные евреи-израильтяне» (PDF) . Визенталь.com . Центр Симона Визенталя . Проверено 4 января 2023 г.

Источники

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 8f5d8d7e212b0a83a35bac211ec53be3__1705683480
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/8f/e3/8f5d8d7e212b0a83a35bac211ec53be3.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Khazar hypothesis of Ashkenazi ancestry - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)