Jump to content

Волжский торговый путь

Николай Рерих : Через волок (1915)

В средние века Волжский торговый путь соединял Северную Европу и Северо-Западную Россию с Каспийским морем и Сасанидской империей через реку Волгу . [1] [2] Руси на южных берегах использовали этот путь для торговли с мусульманскими странами Каспийского моря, иногда доходя до Багдада . Могущественные волжские булгары (двоюродные братья сегодняшних балканских болгар ) образовали полукочевую конфедерацию и торговали через реку Волгу с викингами Руси и Скандинавии (шведы, датчане, норвежцы), а также с южной Византийской империей (Восточная Римская империя). [3] Кроме того, Волжская Булгария с двумя городами Булгаром и Суваром к востоку от нынешней Москвы , торговавшими пушниной вела торговлю с русскими и уграми . [3] [4] В средневековую Русь шахматы пришли через Каспийско-Волжский торговый путь из Персии и Аравии. [5]

Путь функционировал одновременно с Днепровским торговым путем, более известным как торговый путь из варяг в греки , и потерял свое значение в XI веке.

Учреждение

[ редактировать ]
Русь торгует рабами с хазарами: Торговля в восточнославянском стане Сергея Иванова (1913)

Волжский торговый путь был проложен варягами, поселившимися на Северо-Западе Руси в начале 9 века. Примерно в 10 км (6 милях) к югу от впадения реки Волхов в Ладожское озеро они основали поселение под названием Ладога (древнескандинавское: Альдейгьюборг ). [6] Археологические данные свидетельствуют о торговой деятельности Руси на Волжском торговом пути еще в конце VIII века. Самые ранние и богатейшие находки арабских монет в Европе были обнаружены на территории нынешней России, в частности по Волге , в Тимерево области Ярославской . Клад монет, найденный в Петергофе , недалеко от Санкт-Петербурга , содержит двадцать монет с граффити на арабском , хазарском , греческом и древнескандинавском руническом языках, причем последние составляют более половины от общего количества. К таким монетам относятся сасанидские , арабские и арабо-сасанидские дирхамы , самые поздние из них датированы 804–805 годами. [7] Рассмотрев основные находки арабских монет в Восточной Европе, Валентин Янин убедительно доказал, что самая ранняя денежная система ранней России была основана на раннем типе дирхама, отчеканенного в Африке. [8] Кроме того, иранская люстра уже была обнаружена в Приокском и Верхнем Поволжье (точнее, она распространена в Ростове , Ярославле , Суздале , Твери , Москве и Рязани ). [9]

Функционирование

[ редактировать ]
Карта, показывающая основные торговые пути варягов: Волжский торговый путь (красный цвет) и Торговый путь из варяг в греки (фиолетовый цвет). Другие торговые пути восьмого-одиннадцатого веков показаны оранжевым цветом.

Из Альдейгюборга русы могли пройти вверх по реке Волхову до Новгорода , затем до озера Ильмень и далее по реке Ловать . Пройдя на лодках около 3 километров по волоку , они достигли истоков Волги. Торговцы везли меха, мед и рабов через территории, принадлежавшие финским и пермским племенам, в земли волжских булгар . Оттуда они продолжили путь через Волгу к Хазарскому каганату , столица которого Атиль была оживленным перевалочным пунктом на берегу Каспийского моря. Из Атиля русские купцы отправлялись через море, чтобы присоединиться к караванным путям, ведущим в Багдад. [6] В 9-10 веках река также была основным торговым путем между русскими , хазарами и волжскими булгарами. [10] [11] Кроме того, Волга связывала купцов из Волжской Булгарии с выходцами из Скандинавии и южной Византии , а также с русскими и уграми.

Около 885–886 годов ибн Хордадбех писал о русских купцах, привозивших в Багдад товары из Северной Европы и Северо-Западной России:

[Они] перевозят бобровые шкуры, шкуры черной лисицы и мечи из самых дальних уголков Сакалибы в Румское море [т. е. в Черное море ]. Правитель Рума [т. е. Византийской империи ] берет с них десятину. Если они желают, они идут к реке Тныс [т. е. « Танаис », греческое название реки Дон ), Йитиль [т. е. Итиль, древнее название Волги] или Тин [по-разному идентифицируемый как Дон или Северский Донец. ], река Сакалиба . Они едут в Хамлидж , хазарский город, правитель которого берет с них десятину. морю Затем они направляются к Джурьянскому [Каспийскому морю] и высаживаются на том берегу, на котором пожелают. ... Иногда они везут свои товары из Джурджана на верблюдах в Багдад. Рабы Саклаба переводят для них. Они утверждают, что являются христианами и платят джизью . [12]

В рассказе ибн Хордадбе русы описываются как «разновидность сакалиба », термин, обычно используемый для обозначения славян , и ученые -антинорманисты интерпретировали этот отрывок как показатель того, что русы являются славянами, а не скандинавами . В интерпретации ученых-норманистов слово Сакалиба также часто применялось ко всему светловолосому, румяному населению Центральной , Восточной и Северо-Восточной Европы , поэтому язык ибн Хордадбеха здесь неоднозначен ( см. Русь (народ) подробнее спора между норманистами и антинорманистами). [12]

Современные ученые также разошлись во мнениях по поводу интерпретации сообщения ибн Хордадбеха о том, что русы использовали переводчиков -саклабов . Антинорманисты истолковали этот отрывок как свидетельство того, что русы и их переводчики имели общий славянский родной язык. Однако в то время славянский язык был лингва-франка в Восточной Европе. [12]

Персидский : географ ибн Руста так описал русские общины, жившие по Волге

Они плывут на своих кораблях, чтобы разорить ас- Сакалиба [окружающих славян] и вернуть назад пленников, которых продают в Хазаране и Болгаре ... У них нет ни поместий, ни деревень, ни полей; единственное их дело — торговля соболиными, беличьими и другими мехами, а деньги, которые они получают от этих сделок, они прячут за поясом. Их одежда чистая, а мужчины украшают себя золотыми браслетами. Они хорошо относятся к своим рабам и носят изысканную одежду, поскольку с большой энергией занимаются торговлей. [13]

В 921–922 годах ибн Фадлан был членом дипломатической делегации, отправленной из Багдада к волжским булгарам , и оставил отчет о своих личных наблюдениях о русах Поволжья, торговавших мехами и рабами. Иоганнес Брондстед интерпретировал комментарий ибн Фадлана как указание на то, что эти русы сохранили свои скандинавские обычаи в отношении оружия, наказаний, захоронений кораблей и религиозных жертвоприношений. [14] В рассказе Ибн Фадлана содержится подробное описание того, как русы молились и приносили жертвы ради успеха в торговле:

Поставив на якорь свои суда, каждый мужчина выходит на берег с хлебом, мясом, луком, молоком и набидом [возможно, пивом] и берет их на большой деревянный столб с лицом, похожим на человеческое, в окружении фигур поменьше. а за ними высокие столбы в земле. Каждый мужчина падает ниц перед большим столбом и декламирует: «О Господь, я пришел из далеких краев с таким количеством девушек, таким количеством соболиных мехов (и с другими товарами, которые он несет). Сейчас я принесу тебе это подношение». Затем он вручает свой подарок и продолжает: «Пожалуйста, пришлите мне торговца, у которого много динаров и дирхемов и который будет торговать со мной выгодно, не слишком много обмениваясь». Затем он уходит на пенсию. Если после этого дела не пойдут быстро и не пойдут хорошо, он возвращается к статуе, чтобы вручить дальнейшие подарки. Если результаты продолжаются медленно, он затем преподносит подарки второстепенным фигурам и просит их заступничества, говоря: «Это жены, дочери и сыновья нашего Господа». Затем он обращается к каждой фигуре по очереди, умоляя их заступиться за него и смиряясь перед ними. Часто торговля оживляется, и он говорит: «Мой Господь потребовал мои нужды, и теперь мой долг отплатить ему». После этого он приносит в жертву коз или крупный рогатый скот, часть из которых раздает в качестве милостыни. Остальное он кладет перед статуями, большими и маленькими, а головы зверей сажает на шесты. После наступления темноты, конечно, собаки приходят и пожирают все, и успешный торговец говорит: «Мой Господь доволен мной и съел мои подношения». [15]

С другой стороны, русы подверглись иностранному влиянию в таких вопросах, как костюм умершего вождя и привычка перегружать своих женщин драгоценностями: [14]

Каждая женщина носит на груди сосуд из железа, серебра, меди или золота, размер и материал которого зависят от богатства ее мужчины. К контейнеру прикреплено кольцо с ее ножом, которое также привязано к ее груди. На шее она носит золотые или серебряные кольца; когда мужчина накапливает 10 000 дирхемов, он дарит своей жене одно золотое кольцо; когда у него есть 20 000, он получает две; и поэтому женщина получает новое кольцо за каждые 10 000 дирхемов, приобретенных ее мужем, и часто у женщины таких колец много. Их лучшее украшение – зеленые бусы из глины. Они пойдут на все, чтобы заполучить их; За один дирхем они добывают одну такую ​​бусину и нанизывают из нее ожерелья своим женщинам. [16]

Связь с работорговлей

[ редактировать ]
Монеты Саманидов, найденные в кладе Спиллингса .
Викинги захватывали людей во время своих набегов на Европу.
Торговые переговоры в стране восточных славян. Картины русской истории. (1909). Викинги продавали пленных в Европе людей арабским купцам в России.

В викингов эпоху рабы (скандинавские рабы) были важной частью экономики и одной из главных причин набегов на Англию с захватом рабов. Работорговля Саманидов в Бухаре была одним из двух крупнейших поставщиков рабов на мусульманский рынок в Аббасидском халифате ; другой — хазарская работорговля . [17]

Рабство было обычным явлением в эпоху викингов, и одной из основных причин экспансии викингов был поиск рабов в других странах. Одной из причин Киевской Руси возникновения было то, что скандинавские поселенцы обосновались и торговали пленными рабами. Арабские купцы с Каспийского моря и византийские купцы с Черного моря покупали свои товары на торговых рынках Руси, где встречались с торговцами-викингами и воинами, известными как варяги , и обменивали свои товары на рабов, захваченных викингами в Европе.

Викинги использовали спрос на рабов на южных невольничьих рынках в Православной Византийской империи и Исламском Ближневосточном Халифате, оба из которых жаждали рабов другой религии, чем их собственная. В средние века организовано по религиозным принципам. И христиане, и мусульмане запрещали порабощение людей своей веры, но оба одобряли порабощение людей другой веры; [18] оба действительно допускали порабощение людей, которых они считали еретиками, что позволяло христианам-католикам порабощать православных христиан, а мусульманам-суннитам порабощать мусульман-шиитов. [19] Однако и христиане, и мусульмане одобряли порабощение язычников, которые стали излюбленной целью работорговли в средние века, а языческие военные пленники продавались врагами-язычниками для работорговли. [19]

Работорговля викингов

[ редактировать ]

Викинги переправляли европейских рабов, захваченных в ходе набегов викингов в Европу, через Скандинавию на Восток в двух направлениях через Россию и Волжский торговый путь; один - о рабстве в Аббасидском халифате на Ближнем Востоке через Каспийское море, работорговле Саманидов и Иране; и один в Византийскую империю и Средиземноморье через Днепр и работорговлю на Черном море . [20] [21] До IX века викинги переправляли европейских рабов из Балтийского моря на север или Северного моря на запад через реки Висла или Донау на юго-восток через Европу к Черному морю. [22] Невольничий путь викингов был изменен в 9 веке, и до 11 века викинги переправляли европейских рабов из Балтийского моря через Ладогу, Новгород и реку Мста по « Пути из варяг в греков в Византийскую империю через Черноморская работорговля , или в Аббасидский халифат через Каспийское море (и бухарская работорговля ) через Волжский торговый путь. [22]

Архиепископ Римберт Бременский (ум. 888) сообщил, что он был свидетелем того, как «большую толпу пленных христиан увозили» в порту викингов Хедебю в Дании, одной из которых была женщина, которая пела псалмы, называя себя христианской монахиней. и которую епископ смог освободить, обменяв свою лошадь на ее свободу. [23]

Людей, взятых в плен во время набегов викингов в Западную Европу, например в Ирландию, можно было продать в мавританской Испании через работорговлю в Дублине. [24] или переправлялись в Хедебю или Бреннё и оттуда по Волжскому торговому пути в Россию, где рабы и меха продавались купцам-мусульманам в обмен на арабские серебряные дирхамы и шелка , найденные в Бирке , Воллине и Дублине ; [25] первоначально этот торговый путь между Европой и Аббасидским халифатом проходил через Хазарский каганат , [26] но с начала X века он шел через Волжскую Булгарию , а оттуда караваном в Хорезм , на невольничий рынок Саманидов в Средней Азии и, наконец, через Иран в Аббасидский халифат . [27]

Эта торговля была источником серебряных кладов арабских дирхамов , найденных в Скандинавии, и функционировала по крайней мере с 786 по 1009 год, когда там были найдены такие монеты, и она была настолько прибыльной, что способствовала продолжающимся набегам викингов в Европу, которые использовался викингами в качестве источника поставок рабов для торговли с исламским миром. [28] Среди таких кладов можно упомянуть клад Спиллингса и клад Сундведы .

Одним из немногих отчетов, описывающих скандинавскую рабскую практику подробно и от первого лица, является встреча арабского купца Ибн Фадлана с волжскими викингами. Описание викингов, использовавших Волжский торговый путь с использованием сакалиба или славянских рабов в качестве переводчиков при торговле. скандинавских Там он описывает захоронения кораблей , известные только в скандинавском обществе до экспансии викингов в 800 году нашей эры в Россию и Украину, а также то, что рабыня была принесена в жертву, чтобы следовать за своим хозяином. Скандинавские захоронения, найденные в Швеции и Норвегии, указывают на то, что в Швеции рабов приносили в жертву, чтобы они следовали за своими хозяевами в загробную жизнь. Однако шведская археология показывает, что в загробную жизнь убивали в основном рабов-мужчин, а не женщин. Однако принесенные в жертву рабыни были найдены принесенными в жертву в Норвегии, где у женщины, найденной в могиле, были следы перерезания горла, аналогично казни, описанной Ибн Фадланом. [29] [30]

В XI веке нации викингов Дании, Норвегии и Швеции стали христианскими, что сделало невозможным для них продолжать совершать набеги рабов на христианскую Европу и продавать европейцев-христиан исламским работорговцам.

Отклонить

[ редактировать ]

Волжский торговый путь потерял свое значение к XI веку из-за упадка добычи серебра в Аббасидском халифате , и, таким образом, торговый путь из варяг в греки , пролегавший по Днепру к Черному морю и Византийской империи, набрала больше веса. [31] Исландская Yngvars saga сага víðförla описывает экспедицию шведов на Каспий, предпринятую около 1041 года из Швеции Ингваром Дальнепутешественником ( Ingvar Vittfarne по- скандинавски ), который спустился по Волге в страну сарацинов ( Serkland ) . [32] [33] Экспедиция не увенчалась успехом, и впоследствии не предпринимали никаких попыток использовать путь между Балтийским скандинавские норманны и Каспийским морями.

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ «ТОРГОВЛЯ III. Парфянский и Сасанидский периоды - Иранская энциклопедия» . www.iranicaonline.org . Проверено 13 августа 2019 г.
  2. ^ Сквитьери, Андреа (15 февраля 2018 г.). Революция мира: от малых государств к универсализму на доисламском Ближнем Востоке . УКЛ Пресс. п. 171. ИСБН  9781911576648 . OCLC   1050964552 .
  3. ^ Jump up to: а б «Булгар | народ» . Британская энциклопедия . Проверено 10 августа 2019 г.
  4. ^ Уинрот, Андерс (2014). Обращение Скандинавии: викинги, купцы и миссионеры в преобразовании Северной Европы . Издательство Йельского университета. п. 96. ИСБН  9780300205534 . OCLC   857879342 .
  5. ^ «История шахмат» . www.nejca.co.uk . Проверено 13 октября 2019 г.
  6. ^ Jump up to: а б Бронстед (1965), стр. 64–65.
  7. ^ Нунан (1987–1991), стр. 213–219.
  8. ^ Денежно-весовые системы русского средневековья: домонгольский период , 1956
  9. ^ Неджипоглу, Гюльру, изд. (1999). Мукарнас - Ежегодник визуальной культуры исламского мира. Том 16 . Лейден: Э. Дж. Брилл. п. 102. ИСБН  9004114823 . OCLC   44157164 .
  10. ^ Нунан, Томас С. (1978). «Восточная торговля Суздалии за столетие до монгольского завоевания» . Cahiers du Monde Russe . 19 (4): 371–384. дои : 10.3406/cmr.1978.1335 .
  11. ^ «Викинги как торговцы» . История в сети . 08.06.2014. Архивировано из оригинала 25 октября 2020 г. Проверено 10 августа 2019 г.
  12. ^ Jump up to: а б с «Русь». Энциклопедия ислама
  13. ^ Бронстед (1965), стр. 268.
  14. ^ Jump up to: а б Бронстед (1965), стр. 267.
  15. ^ Бронстед (1965), стр. 266.
  16. ^ От ибн Фадлана. Бронстед (1965), стр. 265.
  17. ^ Голден, Питер Бенджамин (2011a). Центральная Азия в мировой истории. Новая всемирная история Оксфорда. Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-979317-4, с. 64
  18. ^ Рабство в Черноморском регионе, C.900–1900: Формы несвободы на стыке христианства и ислама. (2021). Нидерланды: Брилл. 5
  19. ^ Jump up to: а б Корпела, Дж. (2018). Рабы с Севера: финны и карелы в восточноевропейской работорговле, 900–1600 гг. Нидерланды: Брилл. 242
  20. ^ Паргас и Шил, Дамиан А.; Джулиана (2023). Справочник Пэлгрейва по глобальному рабству на протяжении всей истории. Германия: Springer International Publishing. п. 126
  21. ^ Справочник Пэлгрейва по глобальному рабству на протяжении всей истории. (2023). Германия: Springer International Publishing. п. 126
  22. ^ Jump up to: а б Корпела, Юкка Яри (2018). Рабы с Севера – финны и карелы в восточноевропейской работорговле, 900–1600 гг. Исследования глобального рабства, Группа: 5. Nederländerna: Brill. п. 35
  23. ^ Работорговля европейских женщин на Ближний Восток и в Азию с древности до девятого века. Кэтрин Энн Хейн. Исторический факультет Университета Юты. Декабрь 2016 г. © Кэтрин Энн Хейн, 2016 г. Все права защищены. https://collections.lib.utah.edu/ark:/87278/s6616pp7 . п. 244-246
  24. ^ Лавлак, К. (2013). Северо-Западная Европа в раннем средневековье, 600–1150 гг. Н. Э.: Сравнительная археология. США: Издательство Кембриджского университета. п. 321
  25. ^ Новая Кембриджская средневековая история: Том 3, C.900-C.1024. (1995). Storbritannien: Издательство Кембриджского университета. п. 91
  26. ^ Мир хазар: новые перспективы. Избранные доклады Иерусалимского международного хазарского коллоквиума 1999 г. (2007). Нидерланды: Брилл. п. 232
  27. ^ Новая Кембриджская средневековая история: Том 3, C.900-C.1024. (1995). Storbritannien: Издательство Кембриджского университета. п. 504
  28. ^ Работорговля европейских женщин на Ближний Восток и в Азию с древности до девятого века. Кэтрин Энн Хейн. Исторический факультет Университета Юты. Декабрь 2016 г. © Кэтрин Энн Хейн, 2016 г. Все права защищены. https://collections.lib.utah.edu/ark:/87278/s6616pp7 .
  29. ^ Симона Лив де Бернарди (2020) Ритуалы захоронения эпохи викингов - казнены вслед за другим в могиле, Университет Упсалы
  30. ^ "Журнал British Archeology. Том 59. Britarch.ac.uk. Июнь 2001 г. Архивировано из оригинала 13 февраля 2011 г. Проверено 3 февраля 2014 г.
  31. ^ Бронстед (1965), стр. 117.
  32. ^ Тунберг, Карл Л. (2010). Имбирный поезд и его памятники . Университет Гетеборга. КЛТС. ISBN   978-91-981859-2-8 .
  33. ^ Тунберг, Карл Л. (2011). Сяркланд и его исходный материал . Университет Гетеборга. КЛТС. стр. 20-22. ISBN   978-91-981859-3-5 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 3bd44e8257f2231bf42093b76a806f62__1719042600
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/3b/62/3bd44e8257f2231bf42093b76a806f62.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Volga trade route - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)