Волжский торговый путь

В средние века Волжский торговый путь соединял Северную Европу и Северо-Западную Россию с Каспийским морем и Сасанидской империей через реку Волгу . [1] [2] Руси на южных берегах использовали этот путь для торговли с мусульманскими странами Каспийского моря, иногда доходя до Багдада . Могущественные волжские булгары (двоюродные братья сегодняшних балканских болгар ) образовали полукочевую конфедерацию и торговали через реку Волгу с викингами Руси и Скандинавии (шведы, датчане, норвежцы), а также с южной Византийской империей (Восточная Римская империя). [3] Кроме того, Волжская Булгария с двумя городами Булгаром и Суваром к востоку от нынешней Москвы , торговавшими пушниной вела торговлю с русскими и уграми . [3] [4] В средневековую Русь шахматы пришли через Каспийско-Волжский торговый путь из Персии и Аравии. [5]
Путь функционировал одновременно с Днепровским торговым путем, более известным как торговый путь из варяг в греки , и потерял свое значение в XI веке.
Учреждение
[ редактировать ]
Волжский торговый путь был проложен варягами, поселившимися на Северо-Западе Руси в начале 9 века. Примерно в 10 км (6 милях) к югу от впадения реки Волхов в Ладожское озеро они основали поселение под названием Ладога (древнескандинавское: Альдейгьюборг ). [6] Археологические данные свидетельствуют о торговой деятельности Руси на Волжском торговом пути еще в конце VIII века. Самые ранние и богатейшие находки арабских монет в Европе были обнаружены на территории нынешней России, в частности по Волге , в Тимерево области Ярославской . Клад монет, найденный в Петергофе , недалеко от Санкт-Петербурга , содержит двадцать монет с граффити на арабском , хазарском , греческом и древнескандинавском руническом языках, причем последние составляют более половины от общего количества. К таким монетам относятся сасанидские , арабские и арабо-сасанидские дирхамы , самые поздние из них датированы 804–805 годами. [7] Рассмотрев основные находки арабских монет в Восточной Европе, Валентин Янин убедительно доказал, что самая ранняя денежная система ранней России была основана на раннем типе дирхама, отчеканенного в Африке. [8] Кроме того, иранская люстра уже была обнаружена в Приокском и Верхнем Поволжье (точнее, она распространена в Ростове , Ярославле , Суздале , Твери , Москве и Рязани ). [9]
Функционирование
[ редактировать ]
Из Альдейгюборга русы могли пройти вверх по реке Волхову до Новгорода , затем до озера Ильмень и далее по реке Ловать . Пройдя на лодках около 3 километров по волоку , они достигли истоков Волги. Торговцы везли меха, мед и рабов через территории, принадлежавшие финским и пермским племенам, в земли волжских булгар . Оттуда они продолжили путь через Волгу к Хазарскому каганату , столица которого Атиль была оживленным перевалочным пунктом на берегу Каспийского моря. Из Атиля русские купцы отправлялись через море, чтобы присоединиться к караванным путям, ведущим в Багдад. [6] В 9-10 веках река также была основным торговым путем между русскими , хазарами и волжскими булгарами. [10] [11] Кроме того, Волга связывала купцов из Волжской Булгарии с выходцами из Скандинавии и южной Византии , а также с русскими и уграми.
Около 885–886 годов ибн Хордадбех писал о русских купцах, привозивших в Багдад товары из Северной Европы и Северо-Западной России:
[Они] перевозят бобровые шкуры, шкуры черной лисицы и мечи из самых дальних уголков Сакалибы в Румское море [т. е. в Черное море ]. Правитель Рума [т. е. Византийской империи ] берет с них десятину. Если они желают, они идут к реке Тныс [т. е. « Танаис », греческое название реки Дон ), Йитиль [т. е. Итиль, древнее название Волги] или Тин [по-разному идентифицируемый как Дон или Северский Донец. ], река Сакалиба . Они едут в Хамлидж , хазарский город, правитель которого берет с них десятину. морю Затем они направляются к Джурьянскому [Каспийскому морю] и высаживаются на том берегу, на котором пожелают. ... Иногда они везут свои товары из Джурджана на верблюдах в Багдад. Рабы Саклаба переводят для них. Они утверждают, что являются христианами и платят джизью . [12]
В рассказе ибн Хордадбе русы описываются как «разновидность сакалиба », термин, обычно используемый для обозначения славян , и ученые -антинорманисты интерпретировали этот отрывок как показатель того, что русы являются славянами, а не скандинавами . В интерпретации ученых-норманистов слово Сакалиба также часто применялось ко всему светловолосому, румяному населению Центральной , Восточной и Северо-Восточной Европы , поэтому язык ибн Хордадбеха здесь неоднозначен ( см. Русь (народ) подробнее спора между норманистами и антинорманистами). [12]
Современные ученые также разошлись во мнениях по поводу интерпретации сообщения ибн Хордадбеха о том, что русы использовали переводчиков -саклабов . Антинорманисты истолковали этот отрывок как свидетельство того, что русы и их переводчики имели общий славянский родной язык. Однако в то время славянский язык был лингва-франка в Восточной Европе. [12]
Персидский : географ ибн Руста так описал русские общины, жившие по Волге
Они плывут на своих кораблях, чтобы разорить ас- Сакалиба [окружающих славян] и вернуть назад пленников, которых продают в Хазаране и Болгаре ... У них нет ни поместий, ни деревень, ни полей; единственное их дело — торговля соболиными, беличьими и другими мехами, а деньги, которые они получают от этих сделок, они прячут за поясом. Их одежда чистая, а мужчины украшают себя золотыми браслетами. Они хорошо относятся к своим рабам и носят изысканную одежду, поскольку с большой энергией занимаются торговлей. [13]
В 921–922 годах ибн Фадлан был членом дипломатической делегации, отправленной из Багдада к волжским булгарам , и оставил отчет о своих личных наблюдениях о русах Поволжья, торговавших мехами и рабами. Иоганнес Брондстед интерпретировал комментарий ибн Фадлана как указание на то, что эти русы сохранили свои скандинавские обычаи в отношении оружия, наказаний, захоронений кораблей и религиозных жертвоприношений. [14] В рассказе Ибн Фадлана содержится подробное описание того, как русы молились и приносили жертвы ради успеха в торговле:
Поставив на якорь свои суда, каждый мужчина выходит на берег с хлебом, мясом, луком, молоком и набидом [возможно, пивом] и берет их на большой деревянный столб с лицом, похожим на человеческое, в окружении фигур поменьше. а за ними высокие столбы в земле. Каждый мужчина падает ниц перед большим столбом и декламирует: «О Господь, я пришел из далеких краев с таким количеством девушек, таким количеством соболиных мехов (и с другими товарами, которые он несет). Сейчас я принесу тебе это подношение». Затем он вручает свой подарок и продолжает: «Пожалуйста, пришлите мне торговца, у которого много динаров и дирхемов и который будет торговать со мной выгодно, не слишком много обмениваясь». Затем он уходит на пенсию. Если после этого дела не пойдут быстро и не пойдут хорошо, он возвращается к статуе, чтобы вручить дальнейшие подарки. Если результаты продолжаются медленно, он затем преподносит подарки второстепенным фигурам и просит их заступничества, говоря: «Это жены, дочери и сыновья нашего Господа». Затем он обращается к каждой фигуре по очереди, умоляя их заступиться за него и смиряясь перед ними. Часто торговля оживляется, и он говорит: «Мой Господь потребовал мои нужды, и теперь мой долг отплатить ему». После этого он приносит в жертву коз или крупный рогатый скот, часть из которых раздает в качестве милостыни. Остальное он кладет перед статуями, большими и маленькими, а головы зверей сажает на шесты. После наступления темноты, конечно, собаки приходят и пожирают все, и успешный торговец говорит: «Мой Господь доволен мной и съел мои подношения». [15]
С другой стороны, русы подверглись иностранному влиянию в таких вопросах, как костюм умершего вождя и привычка перегружать своих женщин драгоценностями: [14]
Каждая женщина носит на груди сосуд из железа, серебра, меди или золота, размер и материал которого зависят от богатства ее мужчины. К контейнеру прикреплено кольцо с ее ножом, которое также привязано к ее груди. На шее она носит золотые или серебряные кольца; когда мужчина накапливает 10 000 дирхемов, он дарит своей жене одно золотое кольцо; когда у него есть 20 000, он получает две; и поэтому женщина получает новое кольцо за каждые 10 000 дирхемов, приобретенных ее мужем, и часто у женщины таких колец много. Их лучшее украшение – зеленые бусы из глины. Они пойдут на все, чтобы заполучить их; За один дирхем они добывают одну такую бусину и нанизывают из нее ожерелья своим женщинам. [16]
Связь с работорговлей
[ редактировать ]


В викингов эпоху рабы (скандинавские рабы) были важной частью экономики и одной из главных причин набегов на Англию с захватом рабов. Работорговля Саманидов в Бухаре была одним из двух крупнейших поставщиков рабов на мусульманский рынок в Аббасидском халифате ; другой — хазарская работорговля . [17]
Фон
[ редактировать ]Рабство было обычным явлением в эпоху викингов, и одной из основных причин экспансии викингов был поиск рабов в других странах. Одной из причин Киевской Руси возникновения было то, что скандинавские поселенцы обосновались и торговали пленными рабами. Арабские купцы с Каспийского моря и византийские купцы с Черного моря покупали свои товары на торговых рынках Руси, где встречались с торговцами-викингами и воинами, известными как варяги , и обменивали свои товары на рабов, захваченных викингами в Европе.
Викинги использовали спрос на рабов на южных невольничьих рынках в Православной Византийской империи и Исламском Ближневосточном Халифате, оба из которых жаждали рабов другой религии, чем их собственная. В средние века организовано по религиозным принципам. И христиане, и мусульмане запрещали порабощение людей своей веры, но оба одобряли порабощение людей другой веры; [18] оба действительно допускали порабощение людей, которых они считали еретиками, что позволяло христианам-католикам порабощать православных христиан, а мусульманам-суннитам порабощать мусульман-шиитов. [19] Однако и христиане, и мусульмане одобряли порабощение язычников, которые стали излюбленной целью работорговли в средние века, а языческие военные пленники продавались врагами-язычниками для работорговли. [19]
Работорговля викингов
[ редактировать ]Викинги переправляли европейских рабов, захваченных в ходе набегов викингов в Европу, через Скандинавию на Восток в двух направлениях через Россию и Волжский торговый путь; один - о рабстве в Аббасидском халифате на Ближнем Востоке через Каспийское море, работорговле Саманидов и Иране; и один в Византийскую империю и Средиземноморье через Днепр и работорговлю на Черном море . [20] [21] До IX века викинги переправляли европейских рабов из Балтийского моря на север или Северного моря на запад через реки Висла или Донау на юго-восток через Европу к Черному морю. [22] Невольничий путь викингов был изменен в 9 веке, и до 11 века викинги переправляли европейских рабов из Балтийского моря через Ладогу, Новгород и реку Мста по « Пути из варяг в греков в Византийскую империю через Черноморская работорговля , или в Аббасидский халифат через Каспийское море (и бухарская работорговля ) через Волжский торговый путь. [22]
Архиепископ Римберт Бременский (ум. 888) сообщил, что он был свидетелем того, как «большую толпу пленных христиан увозили» в порту викингов Хедебю в Дании, одной из которых была женщина, которая пела псалмы, называя себя христианской монахиней. и которую епископ смог освободить, обменяв свою лошадь на ее свободу. [23]
Людей, взятых в плен во время набегов викингов в Западную Европу, например в Ирландию, можно было продать в мавританской Испании через работорговлю в Дублине. [24] или переправлялись в Хедебю или Бреннё и оттуда по Волжскому торговому пути в Россию, где рабы и меха продавались купцам-мусульманам в обмен на арабские серебряные дирхамы и шелка , найденные в Бирке , Воллине и Дублине ; [25] первоначально этот торговый путь между Европой и Аббасидским халифатом проходил через Хазарский каганат , [26] но с начала X века он шел через Волжскую Булгарию , а оттуда караваном в Хорезм , на невольничий рынок Саманидов в Средней Азии и, наконец, через Иран в Аббасидский халифат . [27]
Эта торговля была источником серебряных кладов арабских дирхамов , найденных в Скандинавии, и функционировала по крайней мере с 786 по 1009 год, когда там были найдены такие монеты, и она была настолько прибыльной, что способствовала продолжающимся набегам викингов в Европу, которые использовался викингами в качестве источника поставок рабов для торговли с исламским миром. [28] Среди таких кладов можно упомянуть клад Спиллингса и клад Сундведы .
Одним из немногих отчетов, описывающих скандинавскую рабскую практику подробно и от первого лица, является встреча арабского купца Ибн Фадлана с волжскими викингами. Описание викингов, использовавших Волжский торговый путь с использованием сакалиба или славянских рабов в качестве переводчиков при торговле. скандинавских Там он описывает захоронения кораблей , известные только в скандинавском обществе до экспансии викингов в 800 году нашей эры в Россию и Украину, а также то, что рабыня была принесена в жертву, чтобы следовать за своим хозяином. Скандинавские захоронения, найденные в Швеции и Норвегии, указывают на то, что в Швеции рабов приносили в жертву, чтобы они следовали за своими хозяевами в загробную жизнь. Однако шведская археология показывает, что в загробную жизнь убивали в основном рабов-мужчин, а не женщин. Однако принесенные в жертву рабыни были найдены принесенными в жертву в Норвегии, где у женщины, найденной в могиле, были следы перерезания горла, аналогично казни, описанной Ибн Фадланом. [29] [30]
В XI веке нации викингов Дании, Норвегии и Швеции стали христианскими, что сделало невозможным для них продолжать совершать набеги рабов на христианскую Европу и продавать европейцев-христиан исламским работорговцам.
Отклонить
[ редактировать ]Волжский торговый путь потерял свое значение к XI веку из-за упадка добычи серебра в Аббасидском халифате , и, таким образом, торговый путь из варяг в греки , пролегавший по Днепру к Черному морю и Византийской империи, набрала больше веса. [31] Исландская Yngvars saga сага víðförla описывает экспедицию шведов на Каспий, предпринятую около 1041 года из Швеции Ингваром Дальнепутешественником ( Ingvar Vittfarne по- скандинавски ), который спустился по Волге в страну сарацинов ( Serkland ) . [32] [33] Экспедиция не увенчалась успехом, и впоследствии не предпринимали никаких попыток использовать путь между Балтийским скандинавские норманны и Каспийским морями.
См. также
[ редактировать ]- Vyshny Volochyok Waterway
- Работорговля на Черном море
- Работорговля в Бухаре
- Саманидская работорговля
Примечания
[ редактировать ]- ^ «ТОРГОВЛЯ III. Парфянский и Сасанидский периоды - Иранская энциклопедия» . www.iranicaonline.org . Проверено 13 августа 2019 г.
- ^ Сквитьери, Андреа (15 февраля 2018 г.). Революция мира: от малых государств к универсализму на доисламском Ближнем Востоке . УКЛ Пресс. п. 171. ИСБН 9781911576648 . OCLC 1050964552 .
- ^ Jump up to: а б «Булгар | народ» . Британская энциклопедия . Проверено 10 августа 2019 г.
- ^ Уинрот, Андерс (2014). Обращение Скандинавии: викинги, купцы и миссионеры в преобразовании Северной Европы . Издательство Йельского университета. п. 96. ИСБН 9780300205534 . OCLC 857879342 .
- ^ «История шахмат» . www.nejca.co.uk . Проверено 13 октября 2019 г.
- ^ Jump up to: а б Бронстед (1965), стр. 64–65.
- ^ Нунан (1987–1991), стр. 213–219.
- ^ Денежно-весовые системы русского средневековья: домонгольский период , 1956
- ^ Неджипоглу, Гюльру, изд. (1999). Мукарнас - Ежегодник визуальной культуры исламского мира. Том 16 . Лейден: Э. Дж. Брилл. п. 102. ИСБН 9004114823 . OCLC 44157164 .
- ^ Нунан, Томас С. (1978). «Восточная торговля Суздалии за столетие до монгольского завоевания» . Cahiers du Monde Russe . 19 (4): 371–384. дои : 10.3406/cmr.1978.1335 .
- ^ «Викинги как торговцы» . История в сети . 08.06.2014. Архивировано из оригинала 25 октября 2020 г. Проверено 10 августа 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с «Русь». Энциклопедия ислама
- ^ Бронстед (1965), стр. 268.
- ^ Jump up to: а б Бронстед (1965), стр. 267.
- ^ Бронстед (1965), стр. 266.
- ^ От ибн Фадлана. Бронстед (1965), стр. 265.
- ^ Голден, Питер Бенджамин (2011a). Центральная Азия в мировой истории. Новая всемирная история Оксфорда. Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-979317-4, с. 64
- ^ Рабство в Черноморском регионе, C.900–1900: Формы несвободы на стыке христианства и ислама. (2021). Нидерланды: Брилл. 5
- ^ Jump up to: а б Корпела, Дж. (2018). Рабы с Севера: финны и карелы в восточноевропейской работорговле, 900–1600 гг. Нидерланды: Брилл. 242
- ^ Паргас и Шил, Дамиан А.; Джулиана (2023). Справочник Пэлгрейва по глобальному рабству на протяжении всей истории. Германия: Springer International Publishing. п. 126
- ^ Справочник Пэлгрейва по глобальному рабству на протяжении всей истории. (2023). Германия: Springer International Publishing. п. 126
- ^ Jump up to: а б Корпела, Юкка Яри (2018). Рабы с Севера – финны и карелы в восточноевропейской работорговле, 900–1600 гг. Исследования глобального рабства, Группа: 5. Nederländerna: Brill. п. 35
- ^ Работорговля европейских женщин на Ближний Восток и в Азию с древности до девятого века. Кэтрин Энн Хейн. Исторический факультет Университета Юты. Декабрь 2016 г. © Кэтрин Энн Хейн, 2016 г. Все права защищены. https://collections.lib.utah.edu/ark:/87278/s6616pp7 . п. 244-246
- ^ Лавлак, К. (2013). Северо-Западная Европа в раннем средневековье, 600–1150 гг. Н. Э.: Сравнительная археология. США: Издательство Кембриджского университета. п. 321
- ^ Новая Кембриджская средневековая история: Том 3, C.900-C.1024. (1995). Storbritannien: Издательство Кембриджского университета. п. 91
- ^ Мир хазар: новые перспективы. Избранные доклады Иерусалимского международного хазарского коллоквиума 1999 г. (2007). Нидерланды: Брилл. п. 232
- ^ Новая Кембриджская средневековая история: Том 3, C.900-C.1024. (1995). Storbritannien: Издательство Кембриджского университета. п. 504
- ^ Работорговля европейских женщин на Ближний Восток и в Азию с древности до девятого века. Кэтрин Энн Хейн. Исторический факультет Университета Юты. Декабрь 2016 г. © Кэтрин Энн Хейн, 2016 г. Все права защищены. https://collections.lib.utah.edu/ark:/87278/s6616pp7 .
- ^ Симона Лив де Бернарди (2020) Ритуалы захоронения эпохи викингов - казнены вслед за другим в могиле, Университет Упсалы
- ^ "Журнал British Archeology. Том 59. Britarch.ac.uk. Июнь 2001 г. Архивировано из оригинала 13 февраля 2011 г. Проверено 3 февраля 2014 г.
- ^ Бронстед (1965), стр. 117.
- ^ Тунберг, Карл Л. (2010). Имбирный поезд и его памятники . Университет Гетеборга. КЛТС. ISBN 978-91-981859-2-8 .
- ^ Тунберг, Карл Л. (2011). Сяркланд и его исходный материал . Университет Гетеборга. КЛТС. стр. 20-22. ISBN 978-91-981859-3-5 .
Ссылки
[ редактировать ]- Бронстед, Йоханнес (1965). Викинги . (перевод Калле Скова). Книги о пингвинах.
- Золотой, ПБ (2006) «Русь». Энциклопедия ислама (Brill Online). Редакторы: П. Бирман, Т.Э. Бьянкис, CE Босворт, Э. ван Донзель и WP Heinrichs. Брилл.
- Логан, Дональд Ф. (1992). Викинги в истории 2-е изд. Рутледж. ISBN 0-415-08396-6
- Нунан, Томас Шауб (1987–1991). «Когда Россия/российские купцы впервые посетили Хазарию и Багдад?» Архив Евразийского Средневекового Поиска 7, стр. 10-11. 213–219.
- Тунберг, Карл Л. (2010). Имбирный поезд и его памятники . Университет Гетеборга. КЛТС. ISBN 978-91-981859-2-8 , ISBN 978-91-637-5724-2
- Тунберг, Карл Л. (2011). Сяркланд и его исходный материал . Университет Гетеборга. КЛТС. ISBN 978-91-981859-3-5 , ISBN 978-91-637-5727-3