Блакумен
Блакумен или Блёкуменн — народ, упомянутый в скандинавских источниках XI-XIII веков. название их земли — Блокуманналенд Сохранилось и . Виктор Спинеи , Флорин Курта , Флорин Пинтеску и другие историки идентифицируют их как румын (вариант экзонима Влах ), тогда как Омельян Прицак утверждает, что они были половцами . Джудит Джеш добавляет, что эти термины означали «чернокожих мужчин», значение которых неясно. Историки идентифицируют Блокуманналанд как земли к югу от Нижнего Дуная , которые были заселены влахами в средние века, добавляя, что этот термин может относиться либо к Валахии (к северу от Дуная), либо к Африке на современном исландском языке .
Блакумен на руническом камне G134
[ редактировать ]Единственным сохранившимся примером варианта Блакумен этнонима была надпись на руническом камне на кладбище Сёнхем в Готланде в Швеции. [1] [2] Формы рун на мемориальном камне позволяют предположить, что он был возведен примерно в 1050 году нашей эры. [3] [4] Согласно надписи, варяжская пара Хродвисл и Хродельф установили камень в память об одном из своих сыновей Хродфусе, который был предательски убит Блакуменом во время путешествия за границу. [3] [4] [5] Хотя надпись не содержит дополнительной информации о преступлении, Спинеи расширяет надпись, утверждая, что Хродфус был убит влахами в регионах к востоку от Карпатских гор . [3] Курта предполагает, что Хрудфус был купцом, направлявшимся в Константинополь , который подвергся нападению и был убит влахами к северу от Нижнего Дуная . [2] Йеш также предполагает, что Хродфус был купцом «во время заграничного путешествия», и предполагает, что он был убит местными купцами, которые предали его доверие. [6] Йеш переводит Блакумен как Влахов, [6] противопоставляя их предательству их ненадежность, как утверждает Кекаумен . [7] Джеш также допускает возможность того, что этот термин мог означать «чернокожих мужчин». [5] в этом случае смысл неясен. [8] Прицак отказывается отождествлять блакуменов в надписи с влахами, вместо этого заявляя, что это были половцы , миграция которых в самые западные районы понтийских степей началась примерно в то время, когда был установлен памятный камень. [9] Спинеи опровергает эту точку зрения на том основании, что несколько упоминаний о Блакумене или Блокумене (например, в «Саге об Эймунде») происходят в контекстах, происходящих за десятилетия до самого раннего появления половцев в Понтийской степи. [10] Спинеи также говорит, что если понимать его как «черные половцы», то этот термин не согласуется с варяжской этнической терминологией (заимствованной либо из германских, либо из восточнославянских традиций именования), что он не засвидетельствован в зеркальных формах в других языках (таких как как * cumani nigri на латыни или * mauro Koumanoi на греческом), и что сопоставление скандинавского прилагательного и имени собственного греческого или латинского происхождения (за счет немецкого вальвена, обозначающего половцев) дает Blakumen («черные половцы» ) и Блокуманналенд («земля черных половцев») крайне маловероятно. [11]
Хродвисл и Хродельф, они установили камни в память о трех [своих] сыновьях. Это в память о Хродфусе. Блакумен предал его в экспедиции. Боже, помоги душе Хродфуса. Бог предаст тех, кто предал Его.
Блакуменн в книге Флати
[ редактировать ]Блокумен упоминается в « Флатейярбоке» , исландском манускрипте конца 14 века, в котором сохранилась биография 13 норвежского короля Олафа века . [1] [2] Это произведение содержит отдельную главу , посвященную приключениям норвежского принца Эймунда при дворе князя Ярислейфа в Новгороде . [1] [13] В главе повествуется, что Эймунд сообщил Джаризлейфру об отъезде брата Джарислейфа, Буризлафа, в Тюркланд, и добавил, что Буризлаф готовился напасть на Джаризлейфр с огромной армией, сформированной Тюркиром , Блокуменом и другими народами. [1] Курта, Спинеи и другие ученые отождествляют Яризлейфра с Ярославом Мудрым , а Буризлафа — со Святополком I Киевлянином . [2] [14] Они утверждают, что упоминание Тюркира и Блокумена доказывает , что Святополк I нанял печенегов и валахов, когда решил пойти войной на Ярослава. [2] [14] Более того, они предполагают, что Блекумены из Флатейской книги , как и Блакумены из рунической надписи из Готланда, были влахами из Молдавии или Валахии . [2] [13]
«Для [Буризлафа] было легче потерять свое знамя, чем свою жизнь», — сказал Эймунд, — «и я понял, что он сбежал и провел зиму в Тюркланде. Теперь он собирается повести другую армию против [Яризлейфра]. Он собрал непобедимая армия с Тюркиром, Блёкуменом и еще немалой гадостью, а еще я слышал, что он, вполне вероятно, откажется от своей христианской веры и отдаст оба царства этим неприятным людям, если ему удастся отобрать Русь у ты [Джаризлейфр]».
Блокуманланд
[ редактировать ]Блокуманналанд — это территория, упомянутая в » Снорри Стурлусона ( «Хеймскрингле «Круг света») 13 века. [16] В книге рассказывается, как византийский император Алексиос I Комнин , которого звали Кирьялакс, вторгся в Блокуманналанд , где сражался с языческими племенами. [16] Поскольку эти язычники не были идентифицированы, существуют разногласия относительно фактической даты византийского вторжения. Например, Спинеи отождествляет события, описанные в Хеймскрингле, с битвой при Левунионе 1091 года нашей эры, [16] закончившееся катастрофическим поражением печенегов от византийцев. [17] Он утверждает, что Блокуманналанд относится к территории, населенной влахами к югу от Нижнего Дуная. [10] С другой стороны, Сандаакер предполагает, что битва произошла в 1040 году нашей эры, тогда как самая поздняя дата - 1122 год нашей эры была предложена Эллисом Дэвидсоном и Блёндалем. [16] Александру Маджеру говорит, что Стурлусон анахронично упомянул земли к югу от Дуная как Блокумманаланд , потому что последний термин относился ко Второй Болгарской империи во времена Стурлусона. [18] В современном исландском языке термин Блокуманналенд может относиться либо к Валахии , либо к Африке . [16]
Следующее произошло в Греции , в то время, когда там правил король Кирьялакс и находился в походе против Блокуманналенда. Когда он прибыл на равнины Пезины , против него выступил языческий король с непреодолимым войском. С ними была рота всадников и огромные повозки с амбразурами наверху.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и Пинтеску 2001 , с. 260.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Короткое 2006 , с. 303.
- ^ Jump up to: а б с Спинеи 2009 , стр. 54.
- ^ Jump up to: а б Прицак 1981 , с. 373.
- ^ Jump up to: а б Джеш 2001 , стр. 257–258.
- ^ Jump up to: а б Джеш 2001 , стр. 96, 257–258.
- ^ Джеш 2001 , с. 258, примечание 44.
- ^ Jump up to: а б Джеш 2001 , с. 257.
- ^ Прицак 1981 , стр. 344, 373.
- ^ Jump up to: а б Спинеи 2009 , стр. 106.
- ^ Спиней 2009 , стр. 107.
- ^ Прицак 1981 , с. 344.
- ^ Jump up to: а б Спинеи 2009 , стр. 105.
- ^ Jump up to: а б Spinei 2009 , стр. 104–105.
- ^ Сага об Эймунде (гл. 8), стр. 79-80.
- ^ Jump up to: а б с д и Пинтеску 2001 , с. 261.
- ^ Спиней 2009 , стр. 120.
- ^ Маджеру 2013 , стр. 162.
- ^ Снорри Стурлусон: Heimskringla (глава 21), с. 787.
Источники
[ редактировать ]Первоисточники
[ редактировать ]- Снорри Стурлусон: Хеймскрингла: История королей Норвегии (перевод Ли М. Холландера) (2009). Американо-скандинавский фонд. ISBN 978-0-292-73061-8 .
- Сага об Эймунде (1989). В «Викингах в России: Сага об Ингваре и Сага об Эймунде» (перевод и представление Германа Палссона и Пола Эдвардса). Издательство Эдингбургского университета. стр. 69–89. ISBN 0-85224-623-4 .
Вторичные источники
[ редактировать ]- Курта, Флорин (2006). Юго-Восточная Европа в средние века, 500-1250 гг . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-89452-4 .
- Йеш, Джудит (2001). Корабли и люди в эпоху позднего викингов: словарь рунических надписей и скальдических стихов . Бойделл и Брюэр. ISBN 978-0-85115-826-6 .
- Пинтеску, Флорин (2001). «Присутствие викингов в землях Восточной Романии в средиземноморском контексте». Studia Antiqua et Archaeologica . VIII . Междисциплинарный центр археологических исследований: 257–272. ISSN 1224-2284 .
- Маджеру, Александру (2013). Византийская военная организация на Дунае, X–XII вв . Брилл. ISBN 978-90-04-21243-5 .
- Прицак, Омельян (1981). Происхождение Руси: древние скандинавские источники, кроме саг . Издательство Гарвардского университета. ISBN 0-674-64465-4 .
- Спинеи, Виктор (2009). Румыны и тюркские кочевники севера дельты Дуная с Х до середины тринадцатого века . Конинклийке Брилл Н.В. ISBN 978-90-04-17536-5 .
- Йотов, Валерий (2007). «Викинги на Балканах (X-XI вв.). Стратегические и тактические изменения. Новые археологические данные». Археология Балтика . 8 : 321–327. ISSN 1392-5520 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- (на венгерском языке) Шютц, Иштван (2002). Белые пятна на Балканах: Введение в албанологию и балканистику [Белые пятна на Балканах: Введение в албанологию и балканистику]. Издательство Баласси. ISBN 963-506-472-1 .
- Спинеи, Виктор (1986). Молдавия в XI–XIV веках . Издательство Академии Румынской Социалистической Республики.
- Йотов, Валерий (2007). «Викинги на Балканах (X-XI вв.). Стратегические и тактические изменения. Новые археологические данные». Археология Балтика . 8 : 321–327. ISSN 1392-5520 .