Ингвар Далекопутешественник
Ингвар Далекопутешественник ( древнескандинавский : Yngvarr víðf?rli , шведский: Ingvar Vittfarne ) — шведский викинг , возглавлявший экспедицию , сражавшуюся в Королевстве Грузия .
русы предприняли несколько каспийских экспедиций В течение X века . Сага об Ингварах видфёрла описывает последний поход викингов на Каспий в 1041 году, приукрашивая исторические факты множеством легенд. Экспедиция, вероятно, имела целью вновь открыть старые торговые пути после того, как волжские булгары и хазары больше не представляли собой препятствий. Ингвар Дальний Путешественник начал эту экспедицию из Швеции , направляясь вниз по реке Волге в страну сарацин ( Серкланд ) . Находясь там, викинги, по-видимому, приняли участие в битве при Сасирети 1042 года между грузинами и византийцами.
Не менее двадцати шести рунических камней Ингвара — двадцать четыре из них в районе озера Меларен в Уппланде в Швеции — относятся к шведским воинам, которые вместе с Ингваром отправились в его экспедицию на земли сарацинов. Камень брату Ингвара указывает на то, что он отправился на восток за золотом, но умер в сарацинской земле. [1]
Источники
[ редактировать ]Помимо рунических камней Ингвара , нет сохранившихся шведских источников, в которых упоминается Ингвар, но есть сага об Ингваре víðförla и три исландских аннала, в которых упоминается его смерть под 1041 годом: Annales regii , Lögmanns annáll и Flateyarbók annals . [2] Эти три аннала, вероятно, основаны на Стурлы Тордарсона . компиляции [2] Шведский археолог и историк Матс Г. Ларссон отмечает, что в «Грузинских хрониках» упоминается визит экспедиции викингов в 1040 году, что коррелирует с описанием такой встречи в «Yngvars saga víðförla» . [3]
Жизнь
[ редактировать ]Источник
[ редактировать ]Есть три теории происхождения Ингвара. Согласно одной из теорий, которой придерживаются Отто фон Фризен и Елена Мельникова, в саге об Ингваре правильно передано его происхождение, и, таким образом, он был сыном варяга Эймунда , который, в свою очередь, был сыном шведского вождя по имени Аки и дочь шведского короля Эрика Победоносца . [4]
Вторая теория предполагает, что Ингвар был сыном шведского принца по имени Эймундр, который должен был быть сыном Эрика Победоносца и братом Улофа Скётконунга . [4] Существование этого принца Эймунда предположили Лауриц Вейбулл (1911) и Й. Свеннунг (1966). [4] Теория основана на переоценке возраста рунических камней Ингвара, предложенной Элиасом Вессеном и Суне Линдквист, которая предполагает, что рунические камни Ингвара были вырезаны в XI веке раньше, чем считалось ранее. [4]
Согласно третьей теории, предложенной Ф. Брауном и основанной на рунических камнях U 513 , U 540 , Sö 179 и Sö 279 , Ингвар был сыном шведского короля Эмунда Старого и внуком Улофа Скётконунга. [4] У Эмунда Старого было две жены: Тола и Рагнхильд. [5] Тола была бы матерью Харальда из Со 179 , а Рагнхильдра была бы матерью Онундра, Эйрика, Рагнарра и Хакона из рунических камней U 513 и U 540. [5] Онундром будет Анунд Гордске , выросший в России, Эйрик будет одним из двух претендентов по имени Эрик , Хакон будет Хоканом Рыжим , а Ингвар будет Ингваром Далеко путешествовавшим. [5]
Однако происхождение Ингвара обсуждалось еще авторами саг, или, выражаясь словами Оддра Сноррасона :
- Мы знаем, что есть некоторые рассказчики саг, которые говорят, что Ингварр был сыном [короля] Онундра Олафссона [ум. 1060], потому что они думают, что для него было бы более почетно быть царским сыном. И [они говорят, что] Онундр с радостью отказался бы от всего своего королевства, если бы ему было позволено торговаться за жизнь Ингварра, потому что все вожди Швеции с радостью сделали бы его [Ингварра] королем над собой. [6]
Экспедиция
[ редактировать ]Не исключено, что именно король Анунд Якоб или его брат и преемник Эмунд Старый собрал шведский лейданг .
Участники были равномерно распределены по мужьям , причем 24 из 26 рунических камней Ингвара были из Швеции (в современном понимании, то есть Свеланда ), а остальные два — из района Геатиш в Эстергётланде . Народная земля Аттундаланда в нем не участвовала, и, вероятно, это было сделано специально, чтобы удержать оборонительную армию в Швеции, пока основные силы отсутствовали.
братом Ингегерд Олофсдоттер , которая была замужем за Ярославом I Новгородцем Анунд Якоб был и отвоевала Киев в 1019 году у своего брата Святополка . Сделано это было с помощью варягов , и согласно саге об Ингваре, ими руководил отец Ингвара Эймунд .
В 1030 году он посетил Ани , столицу Армянского царства . [7] Позже у Ярослава возникли проблемы с печенегами кочевым племенем . Экспедиция задержалась на несколько лет в Киеве, сражаясь с печенегами, затем в 1042 г. продолжила путь к Черному морю и в христианскую страну Сяркланд («Земля сарацинов » , под которой здесь подразумевалась Грузия ), где приняла участие в Сасиретской битве. вместе с Грузинской королевской армией против грузинских повстанцев и византийских союзников.
Последствия
[ редактировать ]Согласно легендарной саге об Ингваре, вернулся только один корабль. Об этом свидетельствуют 26 оставшихся рунных камней, ни в одном из которых не упоминается выживший боец. Наиболее распространенные фразы аналогичны фразам на Грипсхольмском руническом камне :
Они погибли на Востоке, в Серкланде .
Адам Бременский считал катастрофу наказанием за отказ короля от епископа Альварда Бременского и избрание им вместо него епископа Осмундуса . Ларссон предполагает, что экспедиция была частично уничтожена в результате боя и что описание в саге того, как их поразила болезнь, является реалистичным сценарием.
У Ингварса согласно саге был сын Свейн. Свейн также собрал большую армаду шведских кораблей и отплыл в Киевскую Русь. Свейн попросил восточнославянскую царицу построить церковь в честь его отца Ингвара и объявить Ингвара святым. Однако российская царица отказалась и заявила, что святыми можно назвать только людей, творящих чудеса. Тогда Свейн сказал, что у его отца был бог в сердце и он служил ему всю свою жизнь, и сказал, что этого должно быть достаточно для святости. Затем королева Гордарики позволила шведам назвать эту местную церковь церковью Ингварс. Однако он не был объявлен святым. Свейн женился на местной девушке и поселился в России дворянином или королем. Свен перед свадьбой сказал, что не может жениться на девушке-язычнице. Шведский священник не говорил по-восточному славянски, поэтому Свену пришлось воспользоваться услугами переводчика для церемонии ее обращения и его свадьбы. Девушка подумала, что у Свена красивые глаза, и захотела поцеловать Свена. Однако ей пришлось дождаться церемонии бракосочетания и церемонии обращения, прежде чем она сможет поцеловать его.
Его экспедиции в Россию пошли лучше после того, как он убивал язычников и обращал язычников, и его армия шведских солдат решила осесть. Войска Свейна участвовали во многих войнах Киевской Руси против языческих народов и несколько раз помогали великому князю Киевскому. Спустя долгое время он прибыл на свою старую родину. Когда он прибыл, к нему относились как к герою. Многие шведы восхищаются Свейном. Он и его люди, по-видимому, также убили дракона. Об этом заявили в шведском суде.
Многие шведы даже хотели, чтобы сын Ингвара Свейн стал следующим королем Швеции. Он отказался, однако его большое войско солдат решило поселиться в Киевской Руси, поскольку климат был более плодородным, а шведские земли были бесплодными и холодными. Кеттил, источник саги, попрощался со Свеном. Последний раз он видел Свена, когда плыл по рекам России. А Кеттиль вернулся в Исландию и рассказал эту историю. [8]
См. также
[ редактировать ]Примечания и ссылки
[ редактировать ]- ^ Логан, Дональд Ф. (1992). Викинги в истории, 2-е изд., с. 202. Рутледж. ISBN 0-415-08396-6
- ^ Перейти обратно: а б Прицак 1981:424
- ^ Матс Г. Ларссон: Роковой поезд викингов. Путешествие Ингвара Белого Отца 1036-1041 гг. Стокгольм 1990.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Прицак 1981:425
- ^ Перейти обратно: а б с Прицак 1981:430 и далее
- ^ Прицак 1981: 426 и далее.
- ^ Бахчинян, Арцви (2000). «Армяно-скандинавские отношения от раннего средневековья до XVIII века» . Журнал Общества арменоведения . 11 : 65–81.
- ^ Сага об Ингваре Путешественнике https://web.archive.org/web/20110726051430/http://www.oe.eclipse.co.uk/nom/Yngvar.htm
Источники
[ редактировать ]- Фишер, Сванте (1999). Имбирные камни во времени и пространстве .
- Кьяртанссон, Хельги Скули. «Из огня устной традиции в огонь написания саг: шаткое сохранение исторического факта в саге об Ингваре Дальнем Путешественнике». (2002). Некоторые факты сохранились в повести
- Ларссон, Матс Г. (1990). Роковой поезд викингов. Путешествие Ингвара Белого Отца 1036–1041 гг .
- Прицак, Омельян . (1981). Происхождение Руси . Кембридж, Массачусетс: Распространено издательством Гарвардского университета для Гарвардского украинского исследовательского института. ISBN 0-674-64465-4
- Тунберг, Карл Л. (2010). Имбирный поезд и его памятники. Исследование группы рунических камней с предложениями по новой группировке .
- Танстолл, Питер (2005). Сага об Ингваре-путешественнике .