Осмунд (епископ-миссионер)

Осмунд или Асмунд ( латинский : Osmundus , Aesmundus ; древнешведский : Asmuðær ) был епископом-миссионером в Швеции в середине 11 века.
Дата рождения неизвестна ок. 1000, вероятно, в Англии; получил образование в школах Бремена (вскоре?) после 1014 г. (когда его спонсор впервые стал «епископом норвежцев»); служил придворным епископом шведского короля Эмунда Старого (который правил как единоличный король около 1050–1060 гг.); был изгнан из Швеции и отправился в Англию через Бремен, вероятно, в 1057 году; умер монахом Эли в аббатстве Турстане (1066 – ок. 1072). [ 1 ]
Осмунда, епископа-миссионера в Швеции и монаха Эли, не следует путать со святым Осмундом , епископом Солсберийским (ум. 1099). Его также следует отличать от Амунда (ум. 1082), преемника святого Давида на посту епископа Вестероса. [ 2 ] и от епископа Осмунда, который, будучи монахом Фекама, подписал привилегию в 1017 году. [ 3 ] Не исключено, что резчик рун Асмунд Карессон , создавший христианские памятники в центральной Швеции в 1020-х и 30-х годах, мог быть будущим епископом Осмундом, но эта гипотеза не получила в последние годы особой поддержки.
Карьера
[ редактировать ]Шведское епископство и изгнание
[ редактировать ]Епископ Осмунд наиболее известен благодаря враждебному отчету об инциденте в его карьере, который Адам Бременский извлек из меморандума о недавних шведских делах, написанного архиепископом Гамбург-Бременским Адальбертом на основе информации, полученной от Адальварда, бывшего декана Бремена, а затем , епископ Скара. [ 4 ]
По сути, в этом отчете говорится, что Осмунд был протеже норвежского епископа по имени Сигафридус, который спонсировал его образование в Бремене. К тому времени, когда в середине 1050-х годов бывший декан Адалвард вместе со свитой из Бремена отправился в Швецию с целью принятия его епископом Скара, Осмунд служил придворным епископом короля Эмунда и вел себя так, как будто он был архиепископом королевства. Произошло столкновение, по-видимому, на публичном собрании, в котором Осмунд успешно отклонил предложение Адалварда заменить его на посту первенства над христианами Швеции. Адалвард мог предоставить только доказательства аккредитации архиепископа Гамбурга-Бремена, тогда как Осмунд утверждал, что его собственная власть исходила от папства, и, по-видимому, был в состоянии представить убедительную документацию на этот счет, хотя в результате изучения доказательств выяснилось, что он на самом деле получил рукоположение не в Риме, а от «некоего архиепископа Польского».
Делегация из Бремена была вынуждена вернуться домой, разгромив Осмунда клеветническими словами, которые в свое время были представлены публике в третьей книге мастера Адама по истории его архиепархии. Однако уже во время первоначального публичного спора по крайней мере один из присутствующих выразил резкое неодобрение Осмунду, утверждая, что он был пропагандистом «необоснованного учения нашей веры», а Стенкил, зять короля Эмунда и возможный преемник , думал об Адалварде достаточно хорошо, чтобы предложить ему некоторую помощь на обратном пути. Более того, общественное мнение в Швеции оказалось очень нестабильным: смерть сына и наследника короля Эмунда от отравления во время военной экспедиции в сочетании с катастрофическим урожаем и голодом (вероятно, в 1056–1057 гг.), [ 5 ] оказалось достаточным, чтобы настроить настроение нации против Осмунда, так что он, в свою очередь, был изгнан из Швеции, а Адалвард отозван.
Первым шагом епископа Осмунда после изгнания, судя по всему, было заключить мир с архиепископом Адальбертом в Бремене. Архиепископ принял по отношению к нему свой обычный подход к епископам, «рукоположенным в другом месте», продержав его некоторое время при себе в обмен на обещание послушания, а затем сердечно проводя его. [ 6 ] Очевидно, затем Осмунд отправился на корабле в Англию, и то, что произошло потом, записано в хронике двенадцатого века, Liber Eliensis. [ 7 ]
Выход на пенсию в Эли
[ редактировать ]Он был принят королем Эдуардом Исповедником и провел значительное время при дворе, прежде чем решил поступить в аббатство Эли в качестве монаха. Там он был принят аббатом Вульфриком в общину на благоприятных условиях, которые требовали от него никакой иной должности, кроме должности епископа. Он оставался в монастыре до своей смерти «во времена аббата Терстана», то есть между 1066 и ок. 1072. [ 8 ] Известно, что это аббатство было не мирной эпохой для Эли. Вскоре после норманнского завоевания лидер сопротивления Херевард на какое-то время разместил свое ополчение в монастыре, который выдержал длительную осаду, прежде чем аббат, столкнувшись с ожидаемым прибытием датских подкреплений к ополчению, заключил соглашение с Завоевателем. [ 9 ] Какую часть этого тяжелого времени пережил Осмунд, не записано.
Епископ Осмунд был одним из семи выдающихся людей эпохи до завоевания, которых бенедиктинские монахи Эли считали настолько достойными памяти как благотворителей, что их останки, первоначально погребенные в церкви аббатства, датируемые 970 годом, были тщательно эксгумированы для сохранения в церковь нормандской эпохи, которая была построена на ее месте и в 1109 году стала собором Эли. Останки так называемых «Семи исповедников» Эли с конца XVIII века, когда они были в последний раз эксгумированы, хранились в гробах внутри памятника, расположенного в часовне епископа Уэста, в юго-восточном углу собора и Осмунд поминается просто, на латыни, как «епископ из Швеции». [ 10 ]
Проповедь и характер
[ редактировать ]![]() | Этот раздел может содержать чрезмерное количество сложных деталей, которые могут заинтересовать только определенную аудиторию . ( Апрель 2019 г. ) |
Что именно проповедовал Осмунд и что можно было считать «необоснованным учением» христианской веры, много обсуждалось, но сегодня это не тот вопрос, на который можно ответить с какой-либо уверенностью. [ 11 ] Даже избранному епископу Адалварду, возможно, не было дано четкого представления о том, что лежит в основе обвинения, не говоря уже об Адаме Бременском. Для обоих это были слухи, а не то, о чем они могли лично свидетельствовать. Предполагаемый отход Осмунда от ортодоксальности вряд ли был связан с Великим расколом, значение которого еще мало понималось в северных германских регионах Европы. [ 12 ] Лучшие ключи к пониманию характера богословской среды, в которой действовал Осмунд и за которую его, возможно, считали ответственным, можно найти в не всегда очень ортодоксальных надписях и мифологических резных изображениях на мемориальных рунических камнях, установленных в одиннадцатом веке. Швеции членами христианских мирян. [ 13 ]
Что касается характера, происхождения и положения Осмунда как миссионера, не следует предполагать, что характеристика его в Адаме Бременском 3, глава 15 как неблагодарного, еретического бродяги и акефального псевдоархиепископа говорит о нем всю правду. . К счастью, в средневековых литературных источниках, и не в последнюю очередь в наблюдениях самого Адама Бременского, имеется достаточно свидетельств, чтобы мы могли подвергнуть серьезному сомнению этот вердикт.
Тот факт, что образование Осмунда спонсировал «Сигафрид, епископ норвежцев», указывает на то, что он принадлежит к древней и почтенной традиции миссионеров, отправляемых из Англии или под английским руководством в части континентальной Европы за пределами христианского мира. [ 14 ] Поскольку покровителем Осмунда следует идентифицировать Сигафрида, указанного в качестве третьего в последовательности епископов, базирующихся в Тронхейме и происходящих из Англии, епископа, известного Адаму Бременскому, который работал как в Швеции, так и в Норвегии. Также кажется весьма вероятным, что это был тот же человек, которого помнят в шведской агиографии и местных традициях, как святого Зигфрида «из Англии». [ 15 ]
Учитывая его тесную связь и возможные семейные отношения со святым, известным как «Апостол Швеции», а также его позднее восхождение к статусу епископа в этой стране, кажется почти несомненным, что Осмунд посвятил бы свою раннюю карьеру , после образования в Бремене и получения священного ордена, работал младшим членом миссионерской команды святого Зигфрида, готовясь к тому дню, когда он сможет оказаться достойным преемником своего спонсора по образованию. [ 16 ] Местные традиции, сохранившиеся в Халланде и связывающие имена «Святого Зигфрида» и «Святого Асмунда» со святыми источниками, возможно, возникли в результате совместной работы двух миссионеров в этой области, которая в начале одиннадцатого века вплоть до правления короля Эмунда В то время это была территория, спорная между Данией и Швецией. [ 17 ]
Латинские агиографические источники утверждают, что в Шведском королевстве святому Сигфриду были пожалованы земли для церкви в Хусаби близ Скара, а также в Хоффе и Тюрбю в окрестностях Векшё, а также что он основал епископства для двух частей Гёталанда, западной и восточной. , а также в Уппсале и Стренгнесе. [ 18 ] Эта информация в сочетании со свидетельствами о рунических камнях, датируемых первыми десятилетиями одиннадцатого века, позволяет предположить распространение «английской» миссионерской деятельности на южную и восточно-центральную Швецию, вплоть до Уппланда на севере. [ 19 ] Можно предположить, что работа Осмунда могла охватывать все эти области. Инцидент его столкновения с Адалвардом произошел на собрании свеонов, то есть, скорее всего, в Уппсале. [ 20 ] Однако, помимо отчета Адама Бременского об этом инциденте, единственные средневековые литературные записи о деятельности Осмунда в качестве епископа в Швеции происходят из списков епископов Скара и Векшё и, таким образом, относятся к его работе в южной части королевства.
В списке Векшё он просто назван преемником Зигфрида, который, по понятным причинам, был удостоен чести основателя линии епископов Векшё. [ 21 ] Списки Скара, [ 22 ] какими бы поздними, запутанными и проблемными авторитетами они ни были, они сохраняют некоторые местные исторические традиции, особенно об Осмунде, которые имеют оттенок истины и могут помочь прояснить некоторые проблемы, поднятые рассказом Адама Бременского о первых годах существования Скараской епархии.
По словам Адама, [ 23 ] эта епархия была основана архиепископом Гамбург-Бременским Унваном в главном городе Гёталанд по повелению короля Улофа Скётконунга. Тюрго был его первым епископом, который, однако, через неустановленный промежуток времени был отозван в Бремен, где заболел и в конце концов умер. После смерти Тюрго его номинально сменил Готскалк, аббат Рамесло, но так и не ступивший в Шведское королевство. Только после изгнания Осмунда, когда Адальвард I поселился на его кафедре, Скара приобрел из Гамбурга-Бремена преемника Тюрго, который фактически стал эффективным епископом-миссионером. Адам ничего не говорит о том, как Скара справился с виртуальной вакансией между отзывом Тюрго и интронизацией Адалварда, периодом более четверти века. Только списки епископов Скара позднего Средневековья дают ключ к разгадке того, что произошло там в годы, непосредственно предшествовавшие воцарению епископа Адалварда I.
Очевидно, черпая свои данные из местных традиций, совершенно отличных от Адама Бременского, они не упоминают ни Тюрго, ни Готскалька. Вместо этого они передают сообщение о том, что сначала именно Зигфрид «из Англии» служил епископом в этом районе (хотя его миссионерская база, очевидно, находилась не в самой Скаре); [ 24 ] что непосредственным преемником Зигфрида был другой англичанин по имени Унно, который принял мученическую смерть через побивание камнями; [ 25 ] что его, в свою очередь, сменил Осмунд, который добился признания настолько, что ему фактически разрешили (предположительно капитул собора и местное население) «сидеть» епископом в Скаре, а также предоставили резиденцию в Милду. хеде, на бывшей общинной земле, рядом с землей декана, который жил там до его приезда; что он «дал торжественную клятву» и «правил хорошо, пока мог». [ 26 ]
Таким образом, Осмунд почтительно помнился в списках епископов Скара позднего Средневековья, хотя они и содержат признание того, что епархия не находилась в состоянии «должного послушания», пока его назначенные в Бремене преемники не исправили этот вопрос. [ 27 ] Более поздние записи в тех же списках епископов показывают, что Осмунд ни в коем случае не был последним епископом «английского» происхождения, правившим в Скаре.
Если рассматривать с современной точки зрения тот факт, что Осмунд надеялся на рукоположение в епископы к папству, а не к Бремену, не следует считать поводом для удивления или ужаса. Мечты архиепископа Адальберта стать северным патриархом оказались недолговечными. [ 28 ] а что касается обеспечения эффективного епископского руководства Швецией, его репутация была плачевной. [ 29 ] Среди миссионеров «английской» традиции [ 30 ] Историческая запись Беды обеспечила сохранение памяти о том, что святой Августин был отправлен в Англию по инициативе папы: [ 31 ] для Виллиборда Утрехтского [ 32 ] и Бонифаций Фульдский [ 33 ] Точно так же одобрение папой их миссий казалось делом первостепенной важности, и мы можем быть вполне уверены, что то же самое было бы верно и в отношении святого Зигфрида, хотя у нас нет никаких сохранившихся доказательств, подтверждающих это. Прочные связи между прелатами английской церкви и папской курией должны были поддерживаться на протяжении всего дореформационного периода, несмотря на их крайнее географическое неудобство.
Тот факт, что Осмунд, отважившийся совершить путешествие из Швеции в Рим, был, согласно отчету Адама Бременского, по прибытии в пункт назначения получил отказ, не должен ставить его под сомнение, учитывая частоту, с которой сменявшие друг друга папы во втором квартале одиннадцатого века, слишком часто среди скандалов и междоусобиц. [ 34 ] Что касается последующего получения им «рукоположения» в епископы от «некоего архиепископа Полянского», то необходимо констатировать, что «Поляния» определенно означает «Польшу», а не какую-либо другую страну. [ 35 ] Со времени указа князя Мешко I, известного как Dagome iudex , Польская Церковь взяла на себя обязательство поддерживать особенно тесные отношения с Римом. [ 36 ] и, судя по самым ранним записям этой Церкви, кажется крайне маловероятным, чтобы какой-либо архиепископ Польши середины XI века, будь то Стефан Гнезненский или Аарон Краковский, посвятил бы нового епископа для Швеции или где-либо еще без специального папского решения. авторизация. [ 37 ]
Задача, стоявшая перед Осмундом как виртуальным или реальным предстоятелем всей Швеции, была чрезвычайно трудной. Король Эмунд, по словам Адама Бременского, «мало заботился о нашей религии». [ 38 ] и кажется безопасным сделать вывод из имеющихся свидетельств, что в качестве одной из его королевских обязанностей он был обязан председательствовать на девятилетнем языческом празднике, проводимом в Уппсале, на котором практиковались человеческие жертвоприношения наряду с ритуальным убийством многих людей. животные. [ 39 ] Даже в Скаре или поблизости очень известная статуя бога плодородия Фрикко оставалась выставленной на всеобщее обозрение на протяжении всего неофициального пребывания Осмунда на посту епископа, но несколько позже была разрушена. [ 40 ] Осмунд, как и все христианские миссионеры, действовавшие в Шведском королевстве, был бы обязан уважать соглашение, заключенное Улофом Скётконунгом с традиционными многобожниками его страны, «не принуждать кого-либо из населения отказаться от поклонения своим богам, если бы он не по своей воле пожелал обратиться ко Христу». [ 41 ]
Вполне возможно, что, отказав в приеме в Адалварде в качестве бременского назначенца на престол Скара, Осмунд нарушил клятву «повиновения», которую он дал, когда возводился на трон в качестве фактического преемника Тюрго. [ 42 ] Его положение при дворе короля Эмунда подвергло его обвинению в моральном скомпрометировании. Однако в целом можно усомниться в том, что он виновен в чем-то худшем, чем прагматическая импровизация на трудном миссионерском поле и нарушение буквы закона, совершенное, когда он внезапно столкнулся с кризисом, угрожающим продолжению трудов. любви, к которой он чувствовал себя призванным как ведущий епископ Шведского королевства.
Согласно спискам епископов Скара, преемником Осмунда в этой епархии был некто Стенфиндар, отождествляемый с неким Стенфи, который, согласно Адаму Бременскому, был назначен архиепископом Адальбертом для евангелизации скритефиннов крайне северной Скандинавии. Похоже, что Стенфиндар временно служил хранителем епархии и восстановил ее «правильное послушание» в период между изгнанием Осмунда и возвращением и возведением на престол официального назначенца Бремена, епископа Адальварда I. В списке епископов Векшё: [ 43 ] имя непосредственного или предпоследнего преемника Осмунда дается как Сивардус, что эквивалентно О.Э. Сигеварду. Дальше на север, в Шведском королевстве, наиболее заметными преемниками Зигфрида, а следовательно, и Осмунда, в следующем поколении был святой Давид Вестеросский. [ 44 ] и святой Эскил, [ 45 ] оба родом из Англии.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Fairweather 2014, стр. 13-28.
- ^ Фэйрвезер (2014), с. 22.
- ^ Фэйрвезер (2014), с. 23.
- ↑ Адам Бременский, книга 3, главы 15–16.
- ^ Триллмих 1961, с. 347, примечание 1056.
- ↑ Адам Бременский 3, глава 77.
- ↑ Книга Илии 2, глава 99.
- ↑ Книга Илии 2, главы 100–112.
- ^ Fairweather 2014, стр. 323-6.
- ^ Кейнс 2003
- ^ См. Шмид 1934, стр. 61-6, Арне 1947, Янсе 1958, Густафссон 1959, Бекман 1970, Халленкройц 1984, Янсон 1998, Ниблеус 2010, стр 112-3 с примечанием 298, Гарипзанов 2012, стр. 2–3, Fairweather 2014, стр. 26–27; 158-172.
- ^ Адам Бременский 3, глава 72; Фэйрвезер 2014, с. 161.
- ^ Fairweather 2014, стр. 165-71.
- ^ См. CH Talbot 1954, стр. VII–XVII.
- ^ См. Fairweather 2014, стр. 176–213.
- ^ Фэйрвезер 2014, стр. 218-236.
- ^ См. Fairweather 2014, стр. 85–6.
- ^ Scriptores Rerum Suecicarum Medii Aevi, том II, часть 1, стр. 344-370
- ^ см. Карвер 2003.
- ^ Fairweather 2014, с. 297.
- ^ Писатели шведских дел Средневековья, том. III, часть 2: с. 130-2.
- ^ Писатели шведских дел Средневековья, том. III, часть 2, с. 112-115.
- ^ Адам Бременский, книга 2, главы 58 и 64; книга 2, главы 15-16; книга 4, глава 23.
- ^ См. Fairweather 2014, стр. 210.
- ^ Fairweather 2014, стр. 210-13.
- ^ Fairweather 2014, стр. 283-6.
- ^ См. запись о преемнике Осмунда, Стенфиндаре; Fairweather 2014, стр. 286–7.
- ↑ Адам Бременский, книга 3, главы 72–78.
- ^ Адам Бременский, книга 4, главы 23 (со схолием 136); главы 29-30.
- ^ Английские переводы избранных текстов Талбота, 1954 г.
- ^ Беда, Церковная история английской нации, книга 1, главы 23–33 и книга 2, главы 1–3.
- ^ См., например, Беда, Historia Ecclesiastica Gentis Anglorum, книга 5, глава 11.
- ^ Бонифаций, Epistulae, для переписки с Папами Григорием II и III, Захарией и Стефаном; также Виллибальд, Вита Бонифати 5.
- ^ Фэйрвезер (2014), стр. 246-7.
- ^ Фэйрвезер (2014), стр. 249-50.
- ^ Фэйрвезер (2014), с. 253.
- ^ Фэйрвезер (2014), стр. 278-9.
- ↑ Адам Бременский, книга 3, глава 15.
- ↑ Адам Бременский, книга 4, главы 26–30.
- ^ Адам Бременский, книга 4, глава 9.
- ↑ Адам Бременский, книга 2, глава 58.
- ^ Писатели шведских дел Средневековья, том. 3, часть 2, абзацы 3 и 4; Фэйрвезер (2014), стр. 283-7.
- ^ Писатели шведских дел средневековья, Том. III.ii, стр. 130-2.
- ^ См.: Писатели шведских дел Средневековья, том. 2, часть 1, 405–410 к «Истории святителя Давида, игумена и исповедника».
- ^ См.: Scriptores Rerum Suecicarum, том 2, часть 1, стр. 389–95 «Легенды о святом Эсхиле».
Библиография
[ редактировать ]- Абрамс, Лесли (1995), «Англосаксы и христианизация Скандинавии», Anglo-Saxon England 24, стр. 213–49.
- Адам Бременский, Gesta Hammaburgensis Ecclesie Pontificum: латинский текст Шмейдлера (1917); Латинский текст и немецкий перевод в Трилмихе, 1961 г.; Английский перевод в Чане, 2002 г.
- Арне, TJ (1947), «Бископ Осмунд», Fornvännen 42, стр. 54-6.
- Бекман, Бьярн (1970), «Епископ Осмунд еще раз», Ежегодник истории Церкви 70, стр. 88-95.
- Списки епископов Скара = Chronicon Vetus Episcoporum Scarensii и Chronicum Rhythmicum Episcoporum Scarensii Бринольфоса. . . Епископ Скаренси в средневековых писателях о Швеции, том. III, часть II, стр. 112-120; английские переводы самых ранних записей в этих списках, сделанные епископом Ларсом-Йораном Лоннермарком, см. Fairweather 2014, стр. 210-11; 283; 286; 301
- Список епископов Векшё: Хроника старых епископов Векшё в Scriptores Rerum Seicicarum Medii Aevi, vol. III, часть II, стр. 130-2.
- Блейк, EO (1962), изд. Liber Eliensis (Королевское историческое общество, Лондон: Камден, 3-я серия, том 92).
- Liber Eliensis: латинский текст Блейка, 1962 г.; Английский перевод в Fairweather 2005.
- Карвер, Мартин (2003), Крест идет на север: процессы обращения в Северной Европе 300-1300 гг. н.э. (Йорк и Вудбридж).
- Фэйрвезер, Джанет (2005): Liber Eliensis: История острова Эли с седьмого по двенадцатый век, переведенная с введением, примечаниями, приложениями и указателями, The Boydell Press, Вудбридж
- Фэйрвезер, Джанет (2014), Епископ Осмунд, Миссионер в Швеции в эпоху позднего викингов (Skara Stiftshistoriska Sällskaps Skriftserie, том 71, Skara).
- Гарипзанов, Ильдар Х. (2012), «Странствующие священнослужители и смешанные ритуалы на раннехристианском Севере, ок. 1000 – ок. 1150', Журнал церковной истории 63, стр. 1-17.
- Густавссон, Бенгт (1959), «Osmundus episcopus e Suedia», Ежегодник истории Церкви 59, стр. 138-75.
- Халленкройц, Карл Ф. (1984), Адам Бременсис и Суеония (Уппсала).
- Агиография святого Зигфрида = История святого Зигфрида епископа и исповедника на латыни и суэтике и Житие святого Зигфрида епископа и исповедника в средневековых шведских писателях, том II, часть 1, стр. 344-370.
- Янсе, Отто (1958), «Пытал ли Эмунд Старший внедрить греко-католическую доктрину в Швеции?» Форнвеннен 53, стр. 118-24.
- Джонсон. Хенрик (1998), Templum Nobilissimum: Адам Бременский, храм Упсалы и линии конфликта в Европе около 1075 года (Диссертации исторического факультета Гетеборга 21: Гетеборг)
- Кейнс, Саймон (2003), «Обнаружение костей саксонских «исповедников»», в Медоуз, Питер и Рамзи, Найджел, ред., История собора Эли (Вудбридж), стр. 400-404.
- Лагер, Линн (2003), «Рунические камни и обращение Швеции» в Carver 2003, стр. 497–507.
- Ниблеус, Эрик Г. (2010), Влияние Германии на религиозную практику в Скандинавии ок. 1050-1150. (Докторская диссертация, Королевский колледж, Лондон) https://kclpure.kcl.ac.uk/portal/files/2932017/539896.pdf
- Шмейдлер, Бернхард (1917) изд. Адам Бременсис, Gesta Hammaburgensis Ecclesie Pontificum (Monumenta Germaniae Historica: Scriptores rerum Germanicarum для использования в школах, редактируется отдельно, том 2, 3-е издание). [1]
- Шмидт, Тони (1934), Христианизация Швеции от реальности к поэме (Стокгольм)
- Шведские писатели средневековья (Уппсала 1818-1876),
- том. Я, изд. Э. М. Фант (1818)
- том II изд. Э. Дж. Гейер и Дж. Х. Шредер (1828 г.)
- Том. III. ред. Э. Аннерштадт (1871-6)
- Талбот, CH (1954), Англо-саксонские миссионеры в Германии (Лондон).
- Томпсон, Клэйборн В. (1970), «Шведский рунограф и епископ без головы», Средневековая Скандинавия, стр. 50–62.
- Томпсон, Клэйборн В. (1975), Исследования по упландийской рунографии (Остин и Лондон).
- Трилмих В. (1961) изд. Источники 9 и 11 веков по истории Гамбургской церкви и Империи (Дармштадт).
- Чан Ф. (2002), пер. История архиепископов Гамбурга-Бремена, с введением и библиографией Тимоти Рейтера.