Крымские готы
Крымские готы были грейтунги - готскими племенами или западногерманскими племенами, носившими имя готы - титул, применявшийся к различным германским племенам, остававшимся на землях вокруг Черного моря , особенно в Крыму . Они были самой долговечной из готских общин. Их существование хорошо засвидетельствовано на протяжении веков, хотя точный период, когда они перестали существовать как отдельная культура, неизвестен; как и готы в целом, они, возможно, распространились среди окружающих народов. В своем Четвертом турецком письме Ожье Гизелин де Бусбек (1522–1592) описывает их как « воинственный народ, который и по сей день населяет многие деревни ». [1]
Однако в V веке остготскому правителю Теодориху Великому не удалось побудить крымских готов поддержать его войну 488–493 годов в Италии . [2] [3] Помимо текстовых сообщений о существовании готов в Крыму, как из первых, так и из вторых рук, начиная с 850 г., [4] Существуют также многочисленные археологические памятники, в том числе руины бывшей столицы крымских готов: Дороса (современный Мангуп ). Кроме того, многочисленные ювелирные изделия, оружие, щиты, пуговицы, булавки и небольшие личные артефакты, выставленные в музеях Крыма и Британском музее, привели к лучшему пониманию крымской Готики .
Определение
[ редактировать ]В отчете Ожье Гизелина де Бюсбека в 1595 году о крымских готах он утверждает, что не может определить, были ли германские народы Крыма готами или саксами; конечно, этот язык не может быть напрямую связан с хорошо известным готским языком . Хотя большинство ученых сходятся во мнении, что эти народы должны были иметь готское происхождение, [5] [6] некоторые другие утверждали, что так называемые «крымские готы» на самом деле были западными или даже северогерманскими племенами, поселившимися в Крыму и находившимися под культурным и лингвистическим влиянием остготов . [7] [ нужен лучший источник ]
История
[ редактировать ]Ранняя история
[ редактировать ]Согласно Гервигу Вольфраму , вслед за Иорданом , остготы имели огромное королевство к северу от Чёрного моря в IV веке, [8] который гунны разгромили во времена готского короля Эрманариха (или Германрика ; т.е. «короля дворян» [примечание 1] ), когда гунны мигрировали в украинскую степь.
Остготы стали вассалами гуннов до смерти Аттилы , когда они восстали и восстановили независимость. Как и гунны, готы в Крыму так и не вернули себе утраченную славу.
По мнению Питера Хизера и Майкла Куликовского , остготы даже не существовали до V века, когда они возникли из других готских и неготических групп. [9] [10] Другие готские группы, возможно, поселились в Крыму. [11] В любом случае, существование готов в Крыму было впервые засвидетельствовано примерно в III веке, после чего о них хорошо сообщалось.
В конце V и начале VI веков крымским готам приходилось отбиваться от полчищ гуннов, которые мигрировали обратно на восток после потери контроля над своей европейской империей. [12] В V веке Теодорих Великий пытался завербовать крымских готов для своих походов в Италию , но мало кто проявил интерес к тому, чтобы присоединиться к нему. [3]
Византия
[ редактировать ]Княжество Готия или Феодоро было образовано после Четвертого крестового похода из частей византийской фемы Климаты , которые не были оккупированы генуэзцами . Его население представляло собой смесь греков , крымских готов, алан , булгар , кипчаков и других народов, исповедовавших православие . Официальным языком княжества был греческий . Первоначально территория находилась под контролем Трапезунда и, возможно, части его крымских владений — Ператеи . [ нужна ссылка ]
Многие крымские готы говорили по-гречески, а многие неготические византийские граждане были расселены в регионе, названном правительством Константинополя «Готия» . Готское княжество вокруг крепости Дорос (современный Мангуп), княжество Феодоро , продолжало существовать в различные периоды вассальной зависимости от византийцев , хазар , кипчаков, монголов , генуэзцев и других империй до 1475 года, когда оно было окончательно включено в состав Крымское ханство и Османская империя . Это обычно считается падением крымских готов. [13]
16 век
[ редактировать ]К XVI веку существование готов в Крыму стало хорошо известно европейским ученым. Многие путешественники посещали Крым и писали о готах. Одно романтическое сообщение появляется в « Gentis Silesiae Annales» Иоахима Куреуса , в котором он утверждает, что во время путешествия по Черному морю его корабль был выброшен на берег из-за шторма. Там, к своему удивлению, он обнаружил мужчину, поющего песню, в которой он использовал «немецкие слова». Когда он спросил его, откуда он, он ответил, что «его дом находится неподалеку и что его люди — готы». [14]
В нескольких надписях начала IX века, найденных в этом районе, слово «гот» используется только как личное имя, а не этноним. Между тем, некоторые легенды о Готском государстве в Крыму существовали в Европе на протяжении всего Средневековья . В 16 веке имперский посланник при Ожье дворе Сулеймана Гизелин де Бусбек сообщил, что беседовал с двумя готами в Константинополе . Он также оставил готско-латинский словарь, содержащий около сотни германских слов, имеющих некоторые общие черты с древним готским языком . [ нужна ссылка ]
После отчета Бусбека многочисленные европейские путешественники отправились посетить Крым. Торкват посетил Крым в середине-конце 16 века, где сообщил о существовании готов, которые говорили на своем родном языке, но использовали греческий, татарский и венгерский язык в общении с посторонними. . [14]
В 1690 году Кампфер утверждает:
Язык, на котором говорили на полуострове Крым, или в Херсонесе Таврическом, в Азии, все еще сохраняет много немецких слов, занесенных туда, как предполагается, колонией готов, поселившейся там примерно через 850 лет после Потопа . Покойный г-н Бусбек, который был императорским послом в Османском порту, собрал и опубликовал большое количество этих слов в своем четвертом письме; и во время моих собственных путешествий по этой стране я заметил еще много других. [15]
Религия
[ редактировать ]Первое сообщение о крымских готах появляется в житии святителя Кирилла , апостола славян, который отправился в Крым проповедовать Евангелие хазарам (ок. 850 г.). Он называет «готов» людьми, которые читали и восхваляли христианского Бога «на своем родном языке». [16] В 1606 году Юстус Скалигер утверждал, что крымские готы читали Ветхий и Новый Заветы «буквами Вульфилы алфавита Йозеф ». [17] Это единственные два сообщения, которые говорят о существовании письменной формы крымской готики, но также подтверждают их христианскую веру.
Готические народы первоначально практиковали формы готического язычества , в свою очередь, подмножества германского язычества , прежде чем номинально были христианизированы с 4 по 6 века нашей эры. [18] Крымские готы перешли из арианского в христианства халкидонское к VI веку. В VIII веке Иоанн Готийский , православный епископ, возглавил безуспешное восстание против господства хазар. После раскола халкидонского христианства в XI веке на римскую и православную ветви эти народы остались верны Константинополю в составе Восточной Православной Церкви . [ нужна ссылка ]
Язык
[ редактировать ]Язык крымских готов плохо изучен: сохранилась только 101 определенная самостоятельная форма, немногие из которых представляют собой фразы, а также трехстрочная песня, которая так и не была окончательно переведена. Возможные заимствованные слова все еще используются в крымскотатарском языке , хотя это тоже остается весьма спекулятивным.
В 2015 году пять готических надписей-граффити были найдены российским историком Андреем Виноградовым на каменных плитах, раскопанных в Мангупе в 1938 году, и расшифрованы им и Максимом Коробовым. Чтение этих надписей было затруднено, поскольку позже они были переписаны греческими граффити. [19] [20]
Исчезновение
[ редактировать ]существует множество других источников, указывающих на существование готов в Крыму После отчета Бусбека , но ни один из них не содержит подробностей об их языке или обычаях. Последнее известное упоминание о готах в Крыму принадлежит архиепископу Могилевскому Станиславу Богушу Сестрженцевичу ок. 1780 г., посетивший Крым в конце XVIII века и отметивший существование людей, язык и обычаи которых сильно отличались от своих соседей и которые, по его мнению, должны быть «готами». [21]
Хотя дальнейших записей о существовании этого языка с конца XVIII века не имеется, в Крыму были зарегистрированы сообщества германских народов с четко выраженными обычаями и физическими особенностями, что наводит некоторых на мысль, что готский язык, возможно, сохранился как haussprache (домашний язык). язык) вплоть до 1945 года. [22]
По мнению советского этнолога В. Е. Возгрина, готы смешались с крымскими татарами и приняли ислам. В «Крымские татары: опыт диаспоры и формирование нации книге Брайана Глина Уильямса » он цитирует Возгрина: «По всей вероятности, их потомками являются татары ряда деревень в Крыму , которые резко отличаются от жителей соседние деревни своим высоким ростом и другими особенностями, характерными для скандинавов ».
Вполне вероятно, что готы начали говорить на крымскотатарском и крымско-греческом языках задолго до прибытия Бусбека. [23] таким образом, они вполне могли интегрироваться в более широкую популяцию, поскольку более поздние посетители Мангупа не смогли обнаружить «каких-либо следов» готских народов. [24]
Наследие
[ редактировать ]Признаков крымских готов сегодня почти не существует. утверждали Третий рейх и Адольф Гитлер , что крымские готы выживали достаточно долго, чтобы скрещиваться с более поздними немецкими поселенцами в Крыму, и что немецкие общины в Крыму составляли коренные народы этой территории. Гитлер намеревался переселить немцев в Крым и переименовать многочисленные города в их прежние крымско-готические названия. Во время нацистской оккупации Крыма после его захвата в ходе вторжения войск Оси в Советский Союз Севастополь был переименован в Теодерихсхафен. [25] Конечная цель Гитлера в рамках запланированного им «Гау Гетеланда» («Готланд» или «Готия») состояла в том, чтобы заменить местное население «чистыми немцами» и превратить Крым в то, что он назвал «Немецким Гибралтаром» — национальным плацдармом, не прилегающим друг к другу. с остальной частью Германии, подобно тому, как Гибралтар не был примыкает к остальной части Соединенного Королевства - чтобы быть соединенным с самой Германией автобаном . План был отложен на время войны и так и не вступил в силу из-за возвращения Крыма Советским Союзом и возможного упадка нацистской Германии . [26]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Здесь/Хари (армия/дворянин) + манн/человек + рик/рике (правитель))
Ссылки
[ редактировать ]- ^ де Бусбек, Ожье Гизелин (1968) [1927]. «Четвертое письмо». В Фостере, Эдвард Сеймур (ред.). Турецкие письма Ожье Гизелина де Бюсбека, императорского посла в Константинополе, 1554–1562 гг . Оксфордские репринты. Перевод Фостера, Эдварда Сеймура (переиздание). Кларендон Пресс. стр. 201–202 . Проверено 13 декабря 2022 г.
Когда я спросил его о характере и привычках этих людей, он дал ответы, которых я и ожидал. Он рассказал, что племя было воинственным и в настоящее время заняло множество деревень. [...] Их главными городами были Манкап и Скиварин.
- ^ Вольфрам, Хервиг (1990) [1979]. История готов . Европейская история/Средневековье/Классические исследования. Перевод Данлэпа, Томаса (переработанная редакция). Беркли: Издательство Калифорнийского университета. п. 79. ИСБН 9780520069831 . Проверено 13 декабря 2022 г.
Теодорих Великий хотел, чтобы крымские готы присоединились к его армии в походе в Италию, но они с благодарностью отказались.
- ^ Jump up to: а б Вольфрам 1988 , стр. 271–280.
- ^ Васильев 1936 , с. 114
- ^ Штрейтберг 1920 , с. 17
- ^ Зибс 1922: 170-72.
- ^ Блэк 1951 , с. 162
- ^ Вольфрам 1988 , стр. 78–263 .
- ^ Хизер 1998 , стр. 52–55.
- ^ Куликовский 2006 , стр. 111.
- ^ Хизер и Мэтьюз 1991 , с. 92 н. 87
- ^ Вольфрам 1988 , с. 261
- ^ Мехова (1457-1523), Мачей з. (1518). «Трактат о двух сарматах, азиате и европейце, и об их содержании » . Библиотека Ягеллонская, Бероль. УЭ 8438 Маркс Вирсунг. дои : 10.1163/2451-9537_cmrii_com_26278 .
{{cite journal}}
: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б Стернс 1971:7.
- ^ Кемпфер, Кемпфер 1631:1716
- ^ Лоу 1896: 114.
- ^ Стернс 1971:16.
- ^ Шефердик и Гшвантлер 2010 , с. 350.
- ^ Nemalevich, Sergey (25 December 2015). "Молитвы на камнях Историк Андрей Виноградов рассказывает о первых надписях на крымско-готском языке" (in Russian). Meduza . Retrieved 26 December 2015 .
- ^ А. Ю. Виноградов; М. И. Коробов (2016). "Готские граффити из мангупской базилики" (PDF) (in Russian). pp. 57–75. A slightly revised German translation was published as "Gotische Graffito-Inschriften aus der Bergkrim", Zeitschrift für deutsches Altertum und Literatur 145 (2016) 141–157. English abstract
- ^ Лоу (1869:200).
- ^ Блэк (1953:163-4).
- ^ Стернс (1979: 39–40).
- ^ Паллас (1801: 363–364).
- ^ Вольфрам 2001 , с. 12
- ^ Крис Беллами, Абсолютная война: Советская Россия во Второй мировой войне, 2008, Knopf Doubleday Publishing Group
Источники
[ редактировать ]- Беллами, Крис (2008). Абсолютная война: Советская Россия во Второй мировой войне . Издательская группа Кнопфа Doubleday.
- Хизер, Питер (1998). Готы . Блэквелл.
- Хизер, Питер; Мэтьюз, Джон (1991). Готы в четвертом веке . Ливерпульский университет. Нажимать.
- Куликовский, Майкл (2006). Готические войны Рима: от третьего века до Алариха . Кембриджский университет. Нажимать.
- Шефердик, Кнут; Гшвантлер, Отто (2010) [1975]. «Конверсии и история конверсий». Германская античность онлайн . стр. 350–409.
- Блэк, Эрнст (1951). Готы, северные немцы, англосаксы . Берн: А. Франке.
- Шварц, Эрнст (1953). «Крымские готы». Saeculum: Ежегодник всеобщей истории . 4 . Фрайбург-им-Брайсгау: Издательство Böhlau: 156–164.
- Шепард, Джонатан (1973). «Англичане и Византия: исследование их роли в византийской армии в конце одиннадцатого века». Traditio: исследования древней и средневековой истории, мысли и религии . 29 . Нью-Йорк: Издательство Фордхэмского университета: 53–92. JSTOR 27830955 .
- Штрайтберг, Вильгельм (1920). Готическая элементарная книга (5-е и 6-е изд.). Гейдельберг: Университетский книжный магазин Карла Винтера.
- Васильев, Александр Александрович (1936). Готы в Крыму . Кембридж, Массачусетс: Средневековая академия Америки.
- Вольфрам, Хервиг (1988) [Первоначально опубликовано на немецком языке, 1980]. История готов . Перевод Данлэпа, Томаса Дж. Юнив. из Калифорнии Пресс.
- Вольфрам, Хервиг (2001). Готы и их история . Ч. Бек.