Митрополия Готия
- См. Архиепископию готов и Северных земель о создании в Швеции в 1994 году.
Митрополия Готии (также Готии и Каффы ), также известная как Готская епархия или Доросская митрополия , была митрополичьей епархией в Константинопольского Патриархата средние века .
митрополия 9-го века Доросская была сосредоточена в Крыму, но, похоже, у нее были епархии и дальше, вплоть до побережья Каспийского моря, но они, вероятно, просуществовали недолго, поскольку хазары обратились в иудаизм . С 13 века до османского завоевания в 1475 году Готская митрополия находилась в составе княжества Феодоро (известного по-гречески как Γοτθία, Готия ). В 1779 году он был передан Русской Православной Церкви и через несколько лет упразднен. [ 1 ]
Ранняя история
[ редактировать ]Готы вступили в контакт с христианством в конце III века и были обращены в христианство в течение IV века. Феофил , первый известный епископ готов, защищал тринитарную и православную христологическую позицию против ариан на Первом Вселенском соборе в Никее 325 года и подписал Никейский Символ веры . [ 2 ] Факты свидетельствуют о том, что Феофил был епископом территориального престола в районе Крыма. Епископы Крымской Готии были никейскими (тогда как большинство готов были арианами) и назначались Константинопольским патриархом . [ 3 ]
Сами крымские готы были остатком готского населения Ойума эпохи миграции . Византийская митрополия, однако, ограничивалась остатком Римского Крыма ( Боспорского царства ), состоящим только из юго-восточной прибрежной зоны полуострова. Таким образом, крымские готы примерно с 370 г. оказались втиснутыми между Гуннской империей (а позже и Хазарией ) на севере и римской (византийской) территорией на юго-востоке.
«Готская архиепископия» существовала автономно в течение V-IX веков, но с V века, похоже, существовала тесная связь с Константинопольским Патриархатом. Иоанн Златоуст посвятил Унилу (ум. 404) в епископа Готовской архиепархии. [ 4 ] Иоанн Златоуст проповедовал готам с помощью переводчика в готовской церкви в Константинополе , в которой были священники, дьяконы и чтецы, которые были готами и читали, проповедовали и пели на готском языке . Именно он назначил преемника епископа Унилы на резиденцию правящего епископа готовской архиепископии, [ 5 ] и выступал в этот период защитником и благодетелем Архиепископии. [ 6 ]
В своем спорном 28-м правиле Халкидонский собор 451 года признал расширение границ Константинопольского Патриархата и его власти над епископами епархий «среди варваров», что по-разному интерпретировалось как относящееся либо к областям за пределами Византийской Империи или негрекам.
Византийская митрополия
[ редактировать ]Иоанн Готийский (Иоанн Партенитский ) — митрополит Доросский . В период византийского иконоборчества Иоанн якобы собирал в Крыму православных беженцев из Константинополя. [ 7 ] Епископ Готии присутствовал на иконоборческом соборе в Иерии в 754 году, но вскоре его паства изгнала его и избрала на его место Иоанна. [ 8 ] Иоанн сверг и изгнал хазар из Готии в 787 году; Однако хазарам удалось вернуть город менее чем за год, и Иоанн был заключен в тюрьму в Фуллои . Позже ему удалось бежать, и он нашел убежище в Амастрисе в Византийской империи , где и умер в 791 году. Его останки были перенесены домой в церковь на горе Аю-Даг , где ему был построен памятник. Джона Житие было написано примерно через поколение после его смерти, в начале 9 века. [ 9 ]
Готическая церковь была включена в состав Константинопольского Патриархата где-то между концом 8-го и концом 9-го веков. Это была первая епархия, основанная за пределами исторических границ Римской империи (непосредственно перед Аланией и Русской митрополией). Ее существование задокументировано в списке византийских епархий в парижской рукописи, датированной XIV веком и опубликованной Карлом де Буром в 1891 году. [ нужны разъяснения ] Дальнейшее ее существование вызывает сомнения, поскольку записей о ней практически нет, и это могло быть не более чем миссионерским проектом с целью евангелизации хазар или, по сути, епархией in partibus infidelium . Архидиоцеза со штаб-квартирой в Доросе состояла из семи епархий (большинство из которых расположены в неизвестных или неопределенных местах). [ 10 ]
Первой дошедшей до нас средневековой записью, подтверждающей, что в «Готии» все еще говорили на готском языке, является житие святого Кирилла , апостола славян (также известного как Константин Философ), который отправился в Крым проповедовать Евангелие хазарам в c. . 850. Он называет «готов» людьми, которые читали и восхваляли христианского Бога «на своем родном языке». [ 11 ] Средневековая «Готия» еще была далека от единообразного готического языка. Многие «крымские готы» говорили по-гречески, а многие неготические византийские граждане были расселены в регионе, названном правительством Константинополя «Готия». Официальным языком княжества Теодоро был греческий, но готский язык продолжал использоваться в частных домах, по крайней мере, до 18 века ( Ожье Гизелин де Бюсбек в 16 веке сообщил, что разговаривал с двумя готами в Константинополе и оставил Готско-латинский глоссарий, содержащий около сотни готских слов), однако неизвестно, как долго готский язык сохранялся как литургический язык в Крымской готической церкви.
Исторические записи становятся более достоверными только в 13 веке, с появлением княжества Феодоро , или Готии. С 1283 года епархия была известна как «Готийская и Капхская митрополия (Каффа)», непосредственная юрисдикция которой находилась в Маркопии (современный Мангуп ). [ 12 ]
Готия стала данницей монголов в 1220-х годах, но номинально оставалась независимой. Каффа как торговый порт была основана генуэзцами с согласия монголов в 1266 году. Генуэзцы в 14 веке стали контролировать большую часть юго-западного побережья Крыма. С 1287 года главный соперник Генуи Венеция также основала торговые фактории на побережье Черного моря. Зажатые между монголами в степи и итальянскими державами на побережье, крымские готы оказались ограничены внутренними районами Крыма и практически исчезли из исторических источников. Тимур Ленк опустошил Дорос в 1395 году, но Готия оставалась номинально независимой еще 80 лет, пока окончательно не перешла к Османской империи в 1475 году.
Османские завоевания и упадок
[ редактировать ]Крым перешел к Османской империи в 1475 году как вассальное государство, известное как Крымское ханство . Крымским готам удалось сохранить свою этническую идентичность под властью тюрков в XVI и XVII веках и в маргинальной форме даже до XVIII века. Единственное сохранившееся сообщение о готских христианах в Крыму - это сообщение Жозефа-Жюста Скалигера, который в 1606 году утверждал, что крымские готы читали Ветхий и Новый Заветы «буквами алфавита Вульфилы». [ 13 ]
Митрополия Готия и Капха продолжала существовать в частях неверных до 1778 года.
Архиепископ Гедеон проживал в Мариамполе, пригороде Бахчесарая , столицы ханства. Патриархом По неизвестным причинам он был отправлен Константинопольским в ссылку в Варлаамский монастырь лет с 1750 по 1760 Кириллом V на десять год . , Балаклава и Азов» по обычаю. В июне 1778 года митрополит Игнатий выступил с инициативой переселения христиан ханства в Россию. Этот шаг получил поддержку внутри России, в конечном итоге даже со стороны императрицы Екатерины Великой . Игнатий основал город Мариуполь . Он сохранял свой титул до самой смерти, но после него больше не назначались митрополиты Готии. [ 14 ]
Список епископов и митрополитов
[ редактировать ]- Теофил (эт. 325) [ 3 ]
- Унила (ум. 404) [ 3 ]
- Безымянный (ок. 404 г.) [ 3 ]
- Безымянный (эт. 548) [ 3 ]
- Безымянный (эт. 753–54) [ 8 ]
- Джон (ок.755–791) [ 8 ]
- Безымянный (эт. 1066–1067) [ 15 ]
- Константин (эт. 1147) [ 16 ]
- Иоанн (ум. 1166) [ 16 ]
- Константин (эт. 1166–1170) [ 16 ]
- Арсений (13 век) [ 17 ]
- Софроний (1292 г.) [ 17 ]
- Феодосий (1385 г.) [ 17 ]
- Антоний (1386–1389) [ 18 ]
- Джон Холобулос (эт. 1399, ум. 1410) [ 19 ]
- Дамиан (эт. 1427) [ 19 ]
- Констанций (эт. 1587 г.) [ 19 ]
- Серафим (эт. 1635) [ 20 ]
- Анфим (1639–1652) [ 20 ]
- Дэниел (1625) [ 20 ]
- Давид (1652–1673) [ 20 ]
- Мефодий (1673 г.) [ 20 ]
- Неофитос (эт. 1680) [ 21 ]
- Макариос (эт. 1707) [ 21 ]
- Парфениос (1710–1721 гг.) [ 21 ]
- Гидеон (1725–1769 гг.) [ 21 ] [ 20 ]
- Игнатий (1771–1786) [ 22 ] [ 20 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Киминас 2009 , стр. 19.
- ^ Кирилл Иерусалимский, «Учение о катехизации», 16:22 «Теофил, епископ готов, присутствовал на Никейском соборе в 325 году. Сирийский кодекс, номер 14528, Британский музей. Альбан Батлер, 1838 стр. 124 . Б. Х. Каупер, Сирийские сборники , 1861 г., preteristarchive.com
- ^ Перейти обратно: а б с д и Матисен 1997 .
- ^ Джон Якоб Масков, История древних германцев , 1738, стр. 378-384 .
- ^ Чарльз Арчибальд Андерссон Скотт, Ульфила, апостол готов: вместе с отчетом о готических церквях и их упадке , Кембридж, 1885, стр. 154.
- ^ Хервиг Вольфрам, Томас Дж. Данлэп, История готов , 1998, с. 78 .
- ^ Ю. М. Могаричев, А. В. Сазанов, А. К. Шапошников, Житие Иоанна Готского в контексте истории Крыма "хазарского периода" , 2007, samlib.ru ( ГЛАВА V : Некоторые проблемы истории Крыма иконоборческого периода)
- ^ Перейти обратно: а б с Васильев 1936 , с. 89.
- ^ Дж. Шепард в: М. Манделл Манго (ред.) Византийская торговля, 4-12 века: Археология местного, регионального и международного обмена: документы тридцать восьмого весеннего симпозиума по византийским исследованиям, Колледж Святого Иоанна, Университет Оксфорд, март 2004 г. , Ashgate Publishing, 2009 г., стр. 424ф.
- ^ Anders Magnus Strinnholm, Svenska folkets historia från äldsta till närwarande tider , Vol. 1, p. 78 . Кулаковский Ю., "К истории готской епархии в Крыму в VII в." Журнал Министерства народного просвещения 1898. Ч.2. Науменко В.Е., "Византийско-хазарские отношения в середине IX века" Хазары. М.-Иерусалим, 2005. ISBN 5-93273-196-6 .
- ^ Лоу 1896: 114. [ нужна полная цитата ]
- ^ Пол Роберт Магочи, История Украины: Земля и ее народы , с. 118ф.
- ^ Стернс 1978 , с. 16.
- ^ Каридис 1986 , с. 65–69.
- ^ Васильев 1936 , с. 146.
- ^ Перейти обратно: а б с Васильев 1936 , с. 147.
- ^ Перейти обратно: а б с Васильев 1936 , с. 276.
- ^ Васильев 1936 , с. 277.
- ^ Перейти обратно: а б с Васильев 1936 , с. 278.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Васильев 1936 , с. 279.
- ^ Перейти обратно: а б с д Каридис 1986 , с. 65.
- ^ Каридис 1986 , с. 69.
Литература
[ редактировать ]- Каридис, Вайрон (1986). «Мариупольские греки: царское обращение с этническим меньшинством около 1778–1859 гг.» . Журнал современного эллинизма . 3 : 57–74.
- Киминас, Деметриус (2009). Вселенский Патриархат: история его митрополитов с аннотированными иерархическими каталогами . ООО «Вайлдсайд Пресс». ISBN 9781434458766 .
- Матисен, Ральф В. (1997). «Варварские епископы и церкви в Barbaricis Gentibus во время поздней античности». Зеркало . 72 (3): 664–697. дои : 10.2307/3040758 . JSTOR 3040758 . S2CID 162456476 .
- Стернс, Макдональд (1978). Крымская готика: анализ и этимология корпуса . Анма Либри.
- Васильев, Александр Алексеевич (1936). Готы в Крыму . Кембридж, Массачусетс: Средневековая академия Америки.