Jump to content

Иоанн Златоуст

(Перенаправлено со святителя Иоанна Златоуста )


Иоанн Златоуст
Византийская . мозаика Иоанна Златоуста
из собора Святой Софии
Рожденный в. 347 г. н.э. [а]
Антиохия , Римская Сирия , Римская империя.
Умер 14 сентября 407 г. [1]
Комана , Понтийская епархия , Римская империя [1]
Почитается в
канонизирован Доконгрегационалистский
Праздник
Атрибуты Облачен епископом , держит Евангелие или свиток , правая рука поднята в благословении . Он изображен изможденным от поста, с высоким лбом, лысеющим, темными волосами и небольшой бородкой. Символы : улей , белый голубь , кастрюля , чаша на Библии , перо и чернильница. [ нужна ссылка ]
Покровительство Константинополь , образование , эпилепсия , лекторы , ораторы , [3] проповедники [4]

Иоанн Златоуст ( / ˈ k r ɪ s ə st ə m m , k r ɪ ˈ s ɒ st ə : г. н.э. / ; греческий ) Ἰωannis ὁ Chrysostomos ; ок. 347 – 14 сентября 407 [5] был важным отцом ранней церкви , служившим архиепископом Константинополя . Он известен своими проповедями и публичными выступлениями , осуждением злоупотреблений властью. [6] как церковными, так и политическими лидерами, его Божественной литургией святого Иоанна Златоуста и его аскетической чувствительностью. Эпитет Χρυσόστομος ( Chrysostomos , англизированное как Златоуст) по-гречески означает «златоустый» и указывает на его знаменитое красноречие. [1] [7] Златоуст был одним из самых плодовитых авторов ранней христианской церкви.

Его почитают как святого в восточно-православной , восточно-православной , католической , англиканской и лютеранской церквях, а также в некоторых других. Православные, вместе с византийскими католиками , почитают его особым уважением как одного из Трех Святителей (наряду с Василием Великим и Григорием Назианзином ). Праздники Иоанна Златоуста в Восточной Православной Церкви — 14 сентября, 13 ноября и 27 января. В Римско-католической церкви он признан Учителем Церкви . Поскольку дата его смерти приходится на праздник Воздвижения Креста Господня (14 сентября), общий римский календарь отмечает его с 1970 года в предыдущий день, 13 сентября; с 13 века по 1969 год это происходило 27 января, в годовщину перенесения его тела в Константинополь. [8] Из других западных церквей, включая англиканские провинции и лютеранские церкви, некоторые поминают его 13 сентября, другие - 27 января. Иоанн Златоуст отмечается в календарях англиканской и епископальной церкви 13 сентября. [9] [10] Коптская церковь также признает его святым (с праздниками 16 Тута и 17 Хатхора ). [11]

Биография

[ редактировать ]

Ранний период жизни

[ редактировать ]

Иоанн родился в Антиохии , Римская Сирия (современная Антакья , Хатай , Турция) в 347 году нашей эры. [12] [13] [14] Различные ученые описывают его мать Анфузу как язычницу или христианку. [15] Его отец был высокопоставленным военным офицером. Отец Джона умер вскоре после его рождения, и его воспитывала мать. Он был крещен в 368 или 373 году. [б] и пострижен в чтеца (один из малых санов Церкви). Иногда говорят, что, когда ему было десять лет, его укусила змея, в результате чего он заразился от укуса.

Благодаря влиятельным связям матери в городе Иоанн начал свое образование у языческого проповедника Либания . [16] От Либания Иоанн приобрел навыки для карьеры в риторике , а также любовь к греческому языку и литературе . [17] В конце концов он стал юристом.

Однако, повзрослев, Иоанн стал более глубоко привержен христианству и продолжил изучать богословие у Диодора Тарсийского , основателя воссозданной Антиохийской школы . По мнению христианского историка Созомена , Либаний на смертном одре должен был сказать, что Иоанн был бы его преемником, «если бы христиане не отобрали его у нас». [18]

Иоанн жил в крайнем аскетизме и стал отшельником около 375 года; Следующие два года он провел, постоянно стоя, почти не спал и запоминая . Библию В результате этих действий его желудок и почки были необратимо повреждены, а плохое здоровье вынудило его вернуться в Антиохию. [19]

Диаконат и служба в Антиохии

[ редактировать ]

Впервые Иоанн был назначен чтецом Антиохийской Зеноном церкви Веронским по возвращении последнего из Иерусалима. Позже он был рукоположен в сан диакона в 381 году епископом Антиохийским Мелетием , который тогда не был в общении с Александрией и Римом. После смерти Мелетия Иоанн отделился от последователей Мелетия, не присоединившись к Павлину , сопернику Мелетия на епископство Антиохии . Но после смерти Паулина (388 г.) он был рукоположен в пресвитера (священника) Евагрием Антиохийским , преемником Павлина фракцией Евстафия в городе. [20] Позже ему было суждено добиться примирения между Флавианом I Антиохийским , Александрийским и Римским, таким образом объединив эти три престола впервые почти за семьдесят лет. [21]

В Антиохии в течение двенадцати лет (386–397) Иоанн приобрел популярность благодаря красноречию своих публичных выступлений в Золотой церкви, антиохийском соборе , особенно благодаря своим проницательным толкованиям библейских отрывков и нравственному учению. Самыми ценными из его произведений этого периода являются проповеди на различные книги Библии. Он делал упор на благотворительность и заботился о духовных и мирских потребностях бедных. Он выступал против злоупотребления богатством и личным имуществом:

Желаете ли вы почтить Тело Христово? Не игнорируйте его, когда он голый. Не воздавайте ему должного в храме, одетому в шелк, только затем пренебрегайте им снаружи, где он холоден и плохо одет. Сказавший: «Это тело Мое» — тот же, кто сказал: «Ты видел меня голодным и не дал мне еды», и «Все, что ты сделал с меньшим из братьев моих, ты сделал и со мной»… Что хорошо ли, если евхаристический стол будет перегружен золотыми чашами, когда твой брат умирает от голода? Начните с утоления его голода, а затем тем, что останется, вы сможете украсить и алтарь. [22]

Его прямое понимание Священного Писания – в отличие от александрийской тенденции к аллегорическим толкованиям – означало, что темы его бесед были практическими и объясняли применение Библии в повседневной жизни. Такая прямолинейная проповедь помогла Златоусту заручиться поддержкой народа. [1]

Один случай, произошедший во время его службы в Антиохии, иллюстрирует влияние его проповедей. Когда Златоуст прибыл в Антиохию, епископу города Флавиану пришлось вмешаться перед императором Феодосием I от имени граждан, которые неистовствовали и калечили статуи императора и его семьи. В течение недель Великого поста 387 года Иоанн произнес более двадцати проповедей, в которых умолял людей увидеть ошибочность своего пути. Они произвели неизгладимое впечатление на население города: многие язычники обратились в христианство в результате проповедей. В конечном итоге город был избавлен от тяжелых последствий. [6]

Архиепископ Константинопольский

[ редактировать ]
Иоанн Златоуст противостоит Элии Евдоксии XIX века. на антиклерикальной картине Жана -Поля Лорана

Осенью 397 года Иоанн был назначен архиепископом Константинопольским после того, как был назначен без его ведома евнухом Евтропием . Ему пришлось тайно покинуть Антиохию из-за опасений, что отъезд столь популярного деятеля вызовет гражданские волнения. [23]

Во время своего пребывания на посту архиепископа он категорически отказывался проводить роскошные общественные мероприятия, что сделало его популярным среди простых людей, но непопулярным среди богатых граждан и духовенства. Его реформы духовенства также были непопулярны. Он посоветовал приезжим региональным проповедникам вернуться в церкви, которым они должны были служить, – без каких-либо выплат. [24] Также он основал ряд больниц в Константинополе. [25] [26]

Его время в Константинополе было более бурным, чем время в Антиохии. Феофил , патриарх Александрийский , хотел подчинить Константинополь своей власти и выступал против назначения Иоанна в Константинополь. Феофил наказал четырех египетских монахов (известных как « Высокие братья ») за их поддержку учения Оригена . Они бежали к Иоанну и были приняты им. Поэтому Феофил обвинил Иоанна в слишком пристрастии к учению Оригена. Он нажил еще одного врага в лице Элии Евдоксии , жены императора Аркадия , которая считала, что обвинения Иоанна в расточительности в женской одежде направлены против нее. [6] Евдокия, Феофил и другие его враги провели в 403 году синод ( Дубовый собор ), чтобы обвинить Иоанна, на котором против него была использована его связь с Оригеном. Это привело к его низложению и изгнанию. Аркадий почти сразу же отозвал его обратно, так как люди «взбесились» из-за его отъезда, даже угрожая сжечь императорский дворец. [27] В ночь его ареста произошло землетрясение, которое Евдокия приняла за знак гнева Божьего, что побудило ее просить Аркадия о восстановлении Иоанна. [28]

Мир был недолгим. Серебряная статуя Евдоксии была воздвигнута в Августейоне , недалеко от его собора, Константиновского собора Святой Софии . Иоанн объявил церемонии посвящения языческими и резко высказался против императрицы: «Опять Иродиада бредит, снова танцует и снова желает получить голову Иоанна на блюде». [29] намек на события вокруг смерти Иоанна Крестителя . Его снова сослали, на этот раз на Кавказ , в Абхазию . [30] Его изгнание вызвало беспорядки среди его сторонников в столице, и в ходе боевых действий собор, построенный Констанцием II, был сожжен, что вызвало необходимость строительства на этом месте второго собора - Феодосийского собора Святой Софии .

Около 405 года Иоанн начал оказывать моральную и финансовую поддержку христианским монахам, которые обеспечивали соблюдение антиязыческих законов императора, разрушая храмы и святыни в Финикии и близлежащих регионах. [31]

Изгнание и смерть

[ редактировать ]
Изгнание Иоанна Златоуста. XI века Сцена из Менологиона Василия II .

Причины изгнания Джона не ясны, хотя Дженнифер Барри предполагает, что они связаны с его связями с арианством . Другие историки, в том числе Венди Майер и Джеффри Данн , утверждали, что «избыток доказательств свидетельствует о борьбе между иоаннитскими и антииоаннитскими лагерями в Константинополе вскоре после отъезда Иоанна и в течение нескольких лет после его смерти». [32] Столкнувшись с изгнанием, Иоанн Златоуст написал обращение о помощи к трем церковникам: Папе Иннокентию I ; Венерий , епископ Медиоланский ( Миланский ); и Хроматий , епископ Аквилейский . [33] [34] [35] В 1872 году церковный историк Уильям Стивенс писал:

Патриарх Восточного Рима обращается к великим епископам Запада как к поборникам церковной дисциплины, которую, по его признанию, он не может обеспечить соблюдением или не видит никакой перспективы установления. Патриарх Нового Рима не питает никакой зависти к Патриарху Старого Рима. Вмешательства Иннокентия добиваются, ему отводят известное первенство, но в то же время к нему не обращаются как к верховному арбитру; От него испрашивают помощи и сочувствия, как от старшего брата, и два других прелата Италии являются совместными получателями его обращения. [36]

Папа Иннокентий I протестовал против изгнания Иоанна из Константинополя в город Кукус ( Гёксун ) в Каппадокии , но безуспешно. Иннокентий отправил делегацию, чтобы заступиться за Иоанна в 405 году. Ее возглавил Гауденций Брешиа ; Гауденций и его спутники, два епископа, столкнулись со многими трудностями и так и не достигли своей цели - войти в Константинополь. [37]

Иоанн писал письма, которые до сих пор имели большое влияние в Константинополе. В результате этого он был далее сослан из Кукуса (где пробыл с 404 по 407 годы) в Питиунт (Питий) (в современной Грузии ). Он так и не достиг этого пункта назначения живым, так как умер в Комана Понтика (современный Гюменек, Токат , Турция) 14 сентября 407 года во время путешествия. [38] Он умер в пресвитериуме или общине духовенства, принадлежащей церкви святого Василиска Команского . [39] Говорят, что его последними словами были: « Слава Богу за все». [40]

Почитание и канонизация

[ редактировать ]
Византийский XI века из мыльного камня рельеф Иоанна Златоуста , Лувр.

Иоанна стали почитать как святого вскоре после его смерти. Почти сразу после этого анонимный сторонник Иоанна (известный как псевдоМартирий) написал надгробную речь, чтобы вернуть Иоанна как символ христианской ортодоксальности . [32] Но три десятилетия спустя некоторые из его сторонников в Константинополе остались в расколе . [41] Прокл , архиепископ Константинопольский (434–446), надеясь добиться примирения иоаннитов, произнес в храме Святой Софии проповедь, восхваляющую своего предшественника . Он сказал: «Иоанн, жизнь твоя была полна скорби, но смерть твоя была славна. Могила твоя благословенна, и награда велика, по благодати и милости Господа нашего Иисуса Христа, о благодатный, победивший пределы времени и место! Любовь покорила пространство, незабывающая память уничтожила пределы, и место не препятствует чудесам святого ». [42]

Эти проповеди помогли мобилизовать общественное мнение, и патриарх получил от императора разрешение вернуть мощи Златоуста в Константинополь, где они были помещены в храм Святых Апостолов 28 января 438 года. Восточная Православная Церковь поминает его как «Великого Вселенского святителя». Учитель», с Василием Великим и Григорием Богословом . Эти три святых, помимо индивидуальных поминовений в течение года, поминаются вместе 30 января, в праздник, известный как Собор Трех Святителей . [43]

В Восточной Православной Церкви несколько праздников ему посвящено :

  • 27 января, Перенесение мощей святителя Иоанна Златоуста из Команы в Константинополь. [44]
  • 30 января, Собор Трех Великих Иерархов. [44]
  • 14 сентября, Преставление святителя Иоанна Златоуста. [44]
  • 13 ноября празднование было перенесено с 14 сентября на X век нашей эры, поскольку Воздвижение Креста Господня стало более заметным. [44] По словам Брайана Кроука, 13 ноября — это день, когда новости о смерти Иоанна Златоуста достигли Константинополя. [45]

В 1908 году Папа Пий X назвал его покровителем проповедников. [4]

Сочинения

[ редактировать ]

Сохранилось около 700 проповедей и 246 писем Иоанна Златоуста, а также библейские комментарии, моральные рассуждения и богословские трактаты. [ нужна ссылка ]

Проповеди

[ редактировать ]

Пасхальная проповедь

[ редактировать ]
Византийский император Никифор III получает книгу проповедей от Иоанна Златоуста; Слева от него стоит архангел Михаил XI века (иллюминированная рукопись ).

Самая известная из его многочисленных проповедей - чрезвычайно краткая, Пасхальная проповедь ( Иератикон ), которая читается на первом богослужении Пасхи (Пасхи) , полуночном Ортросе ( Утрене ), в Восточной Православной Церкви . [46]

Сохранившиеся гомилетические труды Златоуста обширны, включая многие сотни экзегетических проповедей как на Новый Завет (особенно на произведения апостола Павла ), так и на Ветхий Завет (особенно на Бытие ). Среди его экзегетических сочинений шестьдесят семь проповедей на Бытие, пятьдесят девять на Псалмы , девяносто на Евангелие от Матфея , восемьдесят восемь на Евангелие от Иоанна и пятьдесят пять на Деяния апостолов . [1]

Проповеди записывались стенографистками и впоследствии распространялись, демонстрируя стиль, который имел тенденцию быть прямым и очень личным, но формировался риторическими условностями его времени и места. [47] В целом его гомилетическое богословие демонстрирует во многом характерные черты антиохийской школы (т. е. более буквальное толкование библейских событий), но он также использует значительную часть аллегорических интерпретаций, более связанных с александрийской школой . [1]

Социальный и религиозный мир Иоанна сформировался в результате продолжающегося и повсеместного присутствия язычества в жизни города. Одной из его постоянных тем было язычество в культуре Константинополя, и в своих проповедях он громит популярные языческие развлечения: театр , скачки и разгул вокруг праздников. [48] В частности, он критикует христиан за участие в подобных мероприятиях:

Если вы спросите [христиан], кто такой Амос или Авдия , сколько было апостолов или пророков, они молчат; но если спросить их о лошадях или возницах, они ответят более торжественно, чем софисты или риторы. [48]

Одной из повторяющихся особенностей проповедей Иоанна является его акцент на заботе о нуждающихся. [49] Повторяя темы Евангелия от Матфея, он призывает богатых отказаться от материализма в пользу помощи бедным, часто используя все свои риторические навыки, чтобы пристыдить богатых людей и заставить их отказаться от демонстративного потребления :

Оказываете ли вы такую ​​честь своим экскрементам, что помещаете их в серебряный ночной горшок, когда другой человек, созданный по образу Божию, погибает на холоде? [50]

В этом духе он часто писал о необходимости милостыни и ее важности наряду с постом и молитвой, например: «Молитва без милостыни бесплодна». [51]

XI века Мозаика из раковины с изображением Иоанна Златоуста из юго-восточной апсиды нефа монастыря Осиос Лукас .

Кирилл Александрийский приписал разрушение эфесского храма Артемиды Иоанну Златоусту, называя его «разрушителем демонов и разрушителем храма Дианы». Более поздний архиепископ Константинополя Прокл повторил это обвинение, сказав: «В Эфесе он ограбил искусство Мидаса». Оба утверждения считаются ложными. [52]

Проповеди против евреев и иудействующих христиан

[ редактировать ]

В течение первых двух лет своего пребывания на посту пресвитера в Антиохии (386–387) Иоанн обличал евреев и христиан в серии из восьми проповедей, произнесенных перед христианами его общины, принимавшими участие в еврейских праздниках и других еврейских обрядах. [53] [54] Спорно, были ли главными целями именно так называемые «иудействующие» или евреи в целом. Его проповеди были выражены в традиционной манере, с использованием бескомпромиссной риторической формы, известной как псогос (по-гречески: порицание, порицание). [53]

Одной из целей этих проповедей было помешать христианам участвовать в еврейских обычаях и тем самым предотвратить предполагаемое размывание стада Златоуста. В своих проповедях Иоанн критиковал тех «иудаизирующих христиан», которые участвовали в еврейских праздниках и других еврейских обрядах, таких как шаббат , подвергались обрезанию и совершали паломничество к еврейским святым местам. [53] В 361 году в Антиохии произошло возрождение еврейской веры и терпимости, поэтому последователи Златоуста и большая христианская община часто контактировали с евреями, и Златоуст был обеспокоен тем, что это взаимодействие отвлечет христиан от их религиозной идентичности. [55]

Иоанн утверждал, что в шабаты и еврейские праздники синагоги были полны христиан, особенно женщин-христианок, потому что они любили торжественность еврейской литургии и с удовольствием слушали шофар в Рош ха-Шана , аплодировали известным проповедникам в соответствии с современным обычаем. [56] Благодаря авторитету Златоуста в христианской церкви, как на местном уровне, так и внутри более широкой церковной иерархии, его проповеди были довольно успешными в распространении антиеврейских настроений.

По-гречески проповеди называются Kata Ioudaiōn ( Κατὰ Ἰουδαίων ), что переводится как Adversus Judaeos на латыни и «Против евреев» на английском языке. [57] Первоначальный бенедиктинский редактор проповедей Бернар де Монфокон дает следующую сноску к названию: «Речь против евреев; но она была произнесена против тех, кто иудаизировал и соблюдал посты вместе с ними [евреями]». [57]

По мнению ученых -патристиков , оппозиция какой-либо конкретной точке зрения в конце IV века традиционно выражалась с использованием риторической формы, известной как псогос, чьи литературные условности заключались в бескомпромиссном очернении оппонентов; таким образом, утверждалось, что называть Златоуста «антисемитом» - значит использовать анахроничную терминологию, несовместимую с историческим контекстом и данными. [58] Это не исключает утверждений, что богословие Златоуста было формой антиеврейского суперсессионизма . [59]

Англиканский священник Джеймс Паркс назвал сочинения Златоуста о евреях «самыми ужасными и жестокими осуждениями иудаизма, которые можно найти в трудах христианских богословов». [60] По словам историка Уильяма Брустайна , его проповеди против евреев придали дополнительный импульс идее о том, что евреи несут коллективную ответственность за смерть Иисуса . [61] Стивен Т. Кац называет проповеди Златоуста «решающим поворотом в истории христианского антииудаизма , поворотом, конечным уродующим последствием которого стал политический антисемитизм Адольфа Гитлера». [62]

Иоанн Златоуст с Василием Кесарийским и Григорием Назианзином конца XV ​​века на иконе Трех Святителей из Софийского собора в Новгороде.

Проповедь против гомосексуализма

[ редактировать ]

По словам Роберта Х. Аллена, «образованность и красноречие Златоуста охватывают и подводят итог долгой эпохе постоянно растущего морального возмущения, страха и ненависти к гомосексуализму». [63] Его самая примечательная речь в этом отношении — четвертая проповедь на Римлянам 1:26 : [64] где он утверждает следующее:

Все эти привязанности тогда были мерзкими, но главным образом безумная похоть к мужчинам; ибо душа более страдает во грехах и более бесчестна, чем тело в болезнях. ... [Мужчины] нанесли оскорбление самой природе. И еще более постыдно, чем это, когда даже женщины стремятся к этим сношениям, которым следовало бы иметь больше чувства стыда, чем мужчинам. [65]

Он говорит, что активный мужчина преследует пассивного мужчину таким образом, что он остается более обесчещенным, чем даже жертва убийства, поскольку жертва этого поступка должна «жить под» позором «дерзости». [65] Жертва убийства, напротив, не несет в себе никакого позора. Он утверждает, что таких преступников ждет наказание в аду и что женщины могут быть виновны в грехе так же, как и мужчины. Златоуст утверждает, что пассивный партнер-мужчина фактически отказался от своей мужественности и стал женщиной - такой человек заслуживает того, чтобы его «изгнали и побили камнями». Он объясняет причину «роскошью». «Не думайте, - имеет в виду (Павел), что вы слышали, что они сожгли, - что зло было только в желании. Ибо большая часть его происходила от их роскоши, которая также воспламеняла их похоть». [65]

По словам ученого Майкла Кардена, Златоуст оказал особенное влияние на формирование раннехристианской мысли о том, что однополое желание было злом, утверждая, что он изменил традиционную интерпретацию Содома как места негостеприимства на такое, где сексуальные проступки содомитов стали первостепенными. [66] Однако другие ученые, такие как Крюгер [67] и Нортже-Мейер [68] – оспаривают это, утверждая, что автор Послания Иуды истолковал грех Содома как гомосексуализм уже в Новом Завете .

Трактаты

[ редактировать ]

Помимо его проповедей, большое влияние оказали ряд других трактатов Иоанна. Одной из таких работ является ранний трактат Иоанна «Против тех, кто противится монашеской жизни» , написанный, когда он был диаконом (где-то до 386 г.), и адресованный родителям, как язычникам, так и христианам, чьи сыновья подумывали о монашеском призвании. [69] Златоуст писал, что уже в его время у Антиохия было принято отдавать своих сыновей на воспитание к монахам. [70]

Другой важный трактат, написанный Иоанном, называется « О священстве» (написан в 390/391 году). В книге 1 он содержит отчет о его ранних годах и защиту его бегства от рукоположения епископа Антиохийского Мелетия, а затем в более поздних книгах переходит к разъяснению о его возвышенном понимании священства). Две другие известные книги Иоанна — «Наставления оглашенным» и «О непостижимости божественной природы» . [71] Кроме того, он написал ряд писем диакониссе Олимпиаде , из которых дошло до нас семнадцать. [72]

Литургия

[ редактировать ]

Помимо его проповедей, еще одним неизгладимым наследием Иоанна является его влияние на христианскую литургию. Два его произведения особенно примечательны. Он гармонизировал литургическую жизнь церкви, пересмотрев молитвы и правила Божественной литургии , или совершения Святой Евхаристии. По сей день Восточно-православная и Восточно-католическая церкви византийского обряда обычно совершают Божественную литургию святого Иоанна Златоуста как обычную евхаристическую литургию, хотя его точная связь с ней остается предметом споров среди экспертов. [73]

Наследие и влияние

[ редактировать ]
Скульптура Иоанна Златоуста в соборе Святого Патрика в Нью-Йорке.

В то время, когда городское духовенство подвергалось критике за свой высокий образ жизни, Иоанн был полон решимости реформировать свое духовенство в Константинополе. Эти усилия встретили сопротивление и ограниченный успех. Он был прекрасным проповедником [73] чьи проповеди и сочинения до сих пор изучаются и цитируются. Как богослов, он был и продолжает играть очень важную роль в восточном христианстве и обычно считается одним из трех святителей Греческой церкви, но был менее важен для западного христианства. Его сочинения сохранились до наших дней лучше, чем произведения любого другого греческого отца . [1]

Катехизис Католической Церкви

[ редактировать ]

Катехизис Католической Церкви цитирует его в восемнадцати разделах, особенно его размышления о цели молитвы и значении молитвы Господней : [74]

Подумайте, как [Иисус Христос] учит нас быть смиренными, показывая нам, что наша добродетель зависит не только от нашего дела, но и от благодати свыше. Он повелевает каждому из верующих, кто молится, делать это повсеместно, для всего мира. Ибо не сказал: «Да будет воля Твоя во мне или в нас», но «на земле», всей земле, чтобы заблуждение было изгнано из нее, истина укоренилась в ней, все пороки были уничтожены на ней, добродетель процветайте на нем, и земля уже не будет отличаться от неба. [75]

Протестантское духовенство

[ редактировать ]

Протестантские священнослужители, такие как Ричард Солтер Сторрс , называют его «одним из самых красноречивых проповедников, которые еще с апостольских времен приносили людям божественную весть истины и любви». [76] XIX века а Джон Генри Ньюман описал Джона как «яркую, веселую, нежную душу; чувствительное сердце». [77]

Музыка и литература

[ редактировать ]

Литургическое наследие Иоанна вдохновило на создание нескольких музыкальных композиций, в том числе « Сергея Рахманинова Литургии св. Иоанна Златоуста» , соч. 31, составлено в 1910 году, [78] одно из двух его главных хоровых произведений без аккомпанемента; Петра Чайковского Литургия св. Иоанна Златоуста , соч. 41; и » украинского композитора Кирилла Стеценко « Литургия Иоанна Златоуста . Арво Пярта » В «Литании собраны двадцать четыре молитвы Златоуста, по одной на каждый час дня: [79] для солиста, смешанного хора и оркестра. И композиции Александра Гречанинова «Литургия Иоанна Златоуста» № 1, соч. 13 (1897), Литургия Иоанна Златоуста № 2, соч. 29 (1902), Liturgia Domestica (Литургия Иоанна Златоуста № 3), соч. 79 (1917) и Литургия Иоанна Златоуста № 4, соч. 177 (1943 г.) заслуживают внимания. [ нужна ссылка ]

Джеймса Джойса В романе «Улисс» есть персонаж по имени Маллиган, который переносит «Златоуста» в сознание другого персонажа (Стивена Дедала), потому что зубы Маллигана с золотыми стопорами и его дар болтливости принесли ему титул, который он получил за проповедь святого Иоанна Златоуста. , 'златоустый': [80] «[Маллиган] покосился вверх и издал длинный низкий зовущий свист, затем остановился на некоторое время в пристальном внимании, его ровные белые зубы блестели тут и там золотыми точками. Златоуст». [81]

Легенда о покаянии святителя Иоанна Златоуста.

[ редактировать ]
Покаяние святителя Иоанна Златоуста . Гравюра Лукаса Кранаха Старшего , 1509 год. На заднем плане святого можно увидеть на четвереньках, а на переднем плане доминируют принцесса и их ребенок.

Легенда позднего средневековья повествует, что, когда Иоанн Златоуст был отшельником в пустыне, к нему подошла терпящая бедствие царская принцесса. [ нужна ссылка ] [с] Иоанн, думая, что она демон, сначала отказался ей помочь, но царевна убедила его, что она христианка и будет съедена дикими зверями, если ей не позволят войти в его пещеру. Поэтому он впустил ее, осторожно разделив пещеру на две части, по одной для каждой из них. Несмотря на эти предосторожности, грех блуда был совершен, и, пытаясь скрыть его, обезумевший Иоанн взял царевну и сбросил ее в пропасть. Затем он отправился в Рим просить отпущения грехов, но ему было отказано. Понимая ужасающий характер своих преступлений, Златоуст дал обет, что никогда не поднимется с земли, пока не будут искуплены его грехи, и долгие годы жил как зверь, ползая на четвереньках и питаясь дикими травами и корнями. Впоследствии царевна появилась снова, живая и кормящая младенца Иоанна, который чудесным образом провозгласил прощение своих грехов. Эта последняя сцена была очень популярна с конца 15 века как сюжет для граверов и художников. Тему изобразил Альбрехт Дюрер около 1496 г. [82] Ганс Зебальд Бехам и Лукас Кранах Старший и другие. Мартин Лютер высмеивал эту же легенду в своей книге « Die Lügend von S. Johne Chrysostomo» (1537), анализируя ловушки христианских легенд (агиографии) . [83] [84]

Реликвии

[ редактировать ]
Возвращение мощей святителя Иоанна Златоуста в храм Святых Апостолов в Константинополе

Иоанн Златоуст скончался в городе Комана в 407 году по пути к месту ссылки. Там его мощи оставались до 438 года, когда через тридцать лет после его смерти они были перенесены в Константинополь во время правления сына императрицы Евдоксии , императора Феодосия II (408–450), под руководством ученика Иоанна Прокла , который к тому времени стал архиепископом Константинопольским (434–447). [85]

Большая часть мощей Иоанна была украдена из Константинополя крестоносцами в 1204 году и перевезена в Рим, но некоторые из его костей были возвращены Православной Церкви 27 ноября 2004 года Папой Иоанном Павлом II . [86] [87] [88] С 2004 года мощи хранятся в церкви Святого Георгия в Стамбуле . [89]

Однако череп, хранившийся в монастыре Ватопед на горе Афон в северной Греции, не входил в число реликвий, захваченных крестоносцами в 13 веке. В 1655 году по просьбе царя Алексея Михайловича череп был вывезен в Россию, за что монастырю было выплачено вознаграждение в размере 2000 рублей. В 1693 году, получив просьбу Ватопедского монастыря о возврате черепа святого Иоанна, царь Петр Великий приказал оставить череп в России, но выплачивать монастырю каждые четыре года 500 рублей. Российские государственные архивы документируют эти выплаты вплоть до 1735 года. Череп хранился в Московском Кремле , в соборе Успения Богородицы , до 1920 года, когда он был конфискован Советами и помещен в Музей серебряных древностей. . В 1988 году в связи с 1000-летием Крещения Руси глава вместе с другими важными реликвиями была возвращена Русской Православной Церкви и хранилась в храме. Богоявленский собор , до переезда в Храм Христа Спасителя после его реставрации. [ нужна ссылка ]

Сегодня монастырь в Ватопеде претендует на обладание черепом Иоанна Златоуста, и там череп почитается паломниками монастыря как череп Святого Иоанна. Два места в Италии также утверждают, что хранят череп святого: базилика Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции и часовня Даль Поццо в Пизе. Правая рука святителя Иоанна хранится в монастыре Филофей на Афоне. [90] и множество более мелких реликвий разбросаны по всему миру. [91]

Собрание сочинений

[ редактировать ]

Широко используемые издания сочинений Златоуста доступны на греческом, латинском, английском и французском языках. Греческое издание редактирует сэр Генри Сэвил (восемь томов, Итон, 1613 г.); наиболее полное греческое и латинское издание отредактировано Бернаром де Монфоконом (тринадцать томов, Париж, 1718–38, переиздано в 1834–40 и перепечатано в «Patrologia Graeca» Миня , тома 47–64). Английский перевод есть в первой серии книги « Никейские и постникейские отцы» (Лондон и Нью-Йорк, 1889–1890 гг.). Недавно избранные его сочинения были опубликованы в оригинале с французским переводом в Sources Chrétiennes . [92]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. Точная дата рождения Иоанна под вопросом, указаны даты между 344 и 349 годами нашей эры. В самой последней общей биографии Златоуста выдающийся ученый-патристик Дж. Н. Д. Келли после обзора свидетельств и литературы отдает предпочтение 349 году как дате, которая лучше всего соответствует всем доступным свидетельствам, в соответствии с Робертом Картером. См. Келли, «Золотые уста»: (Его звали Златоуст, потому что это означает «Золотой рот»). История Иоанна Златоуста: Аскет, проповедник, епископ (Grand Rapids: Baker Academic 1998: первоначально опубликовано Итака: Cornell University Press, 1995), с. 4 фн. 12; особенно Приложение Б , проходное . Обсуждение альтернатив, представленных в литературе, см. в книге Роберта Картера «Хронология ранней жизни св. Иоанна Златоуста» в Traditio 18:357–64 (1962); Жан Дюмортье, «Историческая ценность диалога Палладия и хронологии святого Жана Златоуста», в Mélanges de science religieuse , 8:51–56 (1951). Картер датирует свое рождение 349 годом. См. также Wilken 2004 , p. 5
  2. ^ Уилкен 2004 , с. 7 предпочитает 368 год в качестве даты крещения Златоуста, Энциклопедия Иудаика предпочитает более позднюю дату - 373 год.
  3. Вариант гласит, что это была Женевьева Брабантская , жена графа Зигфрида Тревского , несправедливо обвиненная в неверности и приговоренная к смертной казни. Ее отвели в лес, чтобы казнить, но палачи смягчились и бросили ее.
  1. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Баур 1910 .
  2. ^ «Выдающиеся лютеранские святые» . Resurrectionpeople.org . Архивировано из оригинала 16 мая 2019 года . Проверено 16 июля 2019 г.
  3. ^ «Коуэлл, Томас Дж., «Святой покровитель ораторов», Arlington Catholic Herald , 7 сентября 2016 г.» . Архивировано из оригинала 26 марта 2023 года . Проверено 30 сентября 2022 г.
  4. ^ Перейти обратно: а б « Златоуст, Иоанн», Епископальный церковный словарь , Епископальная церковь» . Архивировано из оригинала 28 мая 2023 года . Проверено 30 сентября 2022 г.
  5. Точная дата рождения Джона находится под вопросом, часто приводятся даты между 344 и 349 годами, а пределы устанавливаются на уровне 340 и 350 (Келли 296). В самой последней общей биографии Златоуста выдающийся ученый-патристик Дж. Н. Д. Келли после обзора свидетельств и литературы отдает предпочтение 349 году как дате, которая лучше всего соответствует всем доступным свидетельствам, в соответствии с Робертом Картером. См. Келли, «Золотые уста: История Иоанна Златоуста: аскет, проповедник, епископ» , Гранд-Рапидс, Мичиган: Baker Academic, 1998: первоначально опубликовано Итака: Cornell University Press, 1995), стр. 4 фн. 12; особенно 296–298 пассим . Совпадающий анализ, которому следуют в самых последних реконструкциях ранней жизни Златоуста, см. в Роберте Картере, «Хронология ранней жизни св. Иоанна Златоуста», в Traditio 18:357–364 (1962). Обсуждение альтернатив, часто в более старой литературе, см., в частности, G. Ettler, Traditio 16 (1960), стр. 373–380, Жан Дюмортье, «Историческая ценность диалога Палладия и хронология святого Жана Златоуста», Сборники религиозной науки , 8:51–56 (1951)
  6. ^ Перейти обратно: а б с Уилкен 2013 .
  7. ^ Папа Вигилий , Конституция Папы Вигилиуса , с. 553
  8. ^ «Римский календарь» (на латыни). Напечатано полиглотами Ватикана. 1969. стр. 102–103 . Проверено 8 августа 2019 г.
  9. ^ «Календарь» . Англиканская церковь . Архивировано из оригинала 15 декабря 2021 года . Проверено 27 марта 2021 г.
  10. ^ «Иоанн Златоуст, епископ и богослов, 407 год» . Епископальная церковь . Архивировано из оригинала 19 июля 2022 года . Проверено 19 июля 2022 г.
  11. Коптский синаксарий. Архивировано 27 марта 2009 г. в Wayback Machine.
  12. ^ Дональд Аттуотер. «Святитель Иоанн Златоуст – архиепископ Константинопольский» . Британская энциклопедия онлайн . Британская энциклопедия. Архивировано из оригинала 8 июля 2021 года . Проверено 11 августа 2020 г. .
  13. ^ «Святитель Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский» . Православная вера – Жития святых . Православная Церковь в Америке. Архивировано из оригинала 9 июля 2021 года . Проверено 11 августа 2020 г. .
  14. ^ Вет, Крис Л. де (28 июня 2022 г.), «Иоанн Златоуст о пифагореизме» , Древняя философия и раннее христианство , Брилл, стр. 179–200, ISBN  978-90-04-51772-1 , заархивировано из оригинала 15 марта 2023 года , получено 20 декабря 2023 года.
  15. Энциклопедия иудаика описывает мать Златоуста как язычницу. У Полины Аллен и Венди Майер, Иоанна Златоуста (стр. 5) она описана как христианка.
  16. ^ Кэмерон, Аверил (1998) «Образование и литературная культура» в Кэмероне, А. и Гарнси, П. (ред.) Кембриджская древняя история: Vol. XIII Поздняя империя, 337–425 гг . н.э. Кембридж: Издательство Кембриджского университета , стр. 668.
  17. ^ Уилкен 2004 , с. 5.
  18. ^ Созомен (1995) [1890]. «Церковная история Созомена, книга VIII, глава II: Образование, обучение, поведение и мудрость великого Иоанна Златоуста» . В Шаффе, Филип ; Уэйс, Генри (ред.). Никейские и постникейские отцы, Том II: Церковные истории Сократа и Созомена (переиздание). Пибоди, Массачусетс: Издательство Hendrickson Publishers. п. 399. ИСБН  1-56563-118-8 . Архивировано из оригинала 20 октября 2019 года . Проверено 29 марта 2007 г.
  19. ^ Аллен, Полин и Венди Майер, Джон Златоуст , Рутледж: 2000, стр. 6
  20. ^ Схоластик, Сократ. Церковная история. Архивировано 22 февраля 2020 года в Wayback Machine , VI, 3.
  21. ^ Филип Хьюз, История Церкви , Шид и Уорд, 1934, том I, стр. 231–232.
  22. ^ Златоуст, Иоанн В Евангелии от Матфея , проповедь 50:3–4, стр. 58, 508–509.
  23. ^ Аллен и Майер, 2000, с. 6
  24. ^ Фармер, Дэвид Х. Оксфордский словарь святых (2-е изд.), Нью-Йорк: Oxford University Press, 1987, стр. 232
  25. ^ Крислип, Эндрю Тодд (26 марта 2024 г.). Эндрю Тодд Крислип. От монастыря к больнице: христианское монашество и трансформация здравоохранения в поздней античности , University of Michigan Press, 2005, стр. 103 . Издательство Мичиганского университета. ISBN  978-0-472-11474-0 . Архивировано из оригинала 27 января 2024 года . Проверено 26 февраля 2022 г.
  26. ^ Балуфи, Каэтан. Благотворительность церкви (перевод Дениса Гаргана), Дублин: MH Gill and Son, 1885, стр. 39
    Шмидт, Элвин Дж. Под влиянием: как христианство изменило цивилизацию , Гранд-Рапидс, Мичиган, Зондерван, 2001, с. 157
  27. ^ Сократ Схоластик (1995) [1890]. «Книга VI, глава XVI: Мятеж по поводу изгнания Иоанна Златоуста» . В Шаффе, Филип ; Уэйс, Генри (ред.). Никейские и постникейские отцы, Том II: Церковные истории Сократа и Созомена (переиздание). Пибоди, Массачусетс: Издательство Hendrickson Publishers. п. 149. ИСБН  1-56563-118-8 . Архивировано из оригинала 20 октября 2019 года . Проверено 29 марта 2007 г.
  28. ^ Ри, Роберт Ф. (5 июня 2014 г.). Почему история Церкви имеет значение . Даунерс-Гроув, Иллинойс: InterVarsity Press . п. 169. ИСБН  9780830828197 . Архивировано из оригинала 27 января 2024 года . Проверено 27 января 2024 г.
  29. ^ Либешуец, JHWG (2011). Амвросий и Иоанн Златоуст: Священнослужители между пустыней и империей . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета . п. 245. ИСБН  978-0-19-959664-5 . Архивировано из оригинала 27 января 2024 года . Проверено 27 января 2024 г.
  30. ^ Профиль «Иоанна Златоуста», Оксфордский словарь истории церкви (под редакцией Джеральда К. Брауэра), Филадельфия: Westminster Press (1971)
  31. ^ Чувин, Пьер, Хроника последних язычников. Архивировано 24 июня 2023 года в Wayback Machine , Harvard University Press, 1990, стр. 75 ISBN   9780674129702
  32. ^ Перейти обратно: а б Барри, Дженнифер (2016). «Диагностика ереси: Надгробная речь Пс.-Мартирия по Иоанну Златоусту» . Журнал ранних христианских исследований . 24 (3): 395–418. дои : 10.1353/earl.2016.0033 . S2CID   171226395 . Архивировано из оригинала 28 апреля 2022 года . Проверено 17 июля 2017 г.
  33. ^ (Эп. CLV: PG LII, 702)
  34. ^ Веб-страница библиотеки Ватикана. Архивировано 20 декабря 2014 г. в Wayback Machine ; по состоянию на 20 июня 2015 г.
  35. Обращение к Папе. Архивировано 12 августа 2023 года в Wayback Machine , Earlychurchtexts.com; по состоянию на 20 июня 2015 г.
  36. ^ Стивенс, WRW, (2005) «Святой Златоуст: его жизнь и времена», Elibron Classics, стр. 349–350
  37. ^ Профиль Святого Гауденция. Архивировано 1 апреля 2022 года на Wayback Machine , newadvent.org; по состоянию на 20 июня 2015 г.
  38. ^ Уэйс, Генри ; Пирси, Уильям К., ред. (1911). Словарь христианской биографии и литературы . Лондон: Джон Мюррей . стр. 167–168.
  39. ^ Батлер 1821 , с. 297.
  40. ^ Шафф, Филип (1867). История христианской церкви, Vol. 3 . Нью-Йорк: Чарльз Скрибнер и компания. п. 704, №2. Архивировано из оригинала 27 января 2024 года . Проверено 27 января 2024 г.
  41. ^ Холум, КГ, (1982) «Императрицы Феодосии», (Калифорнийский университет Press), стр. 184
  42. ^ Божественная литургия святителя Иоанна Златоуста . ООО «Приммедиа Е-Ланч». 1980. стр. 8–9. ISBN  978-1-61979-382-8 .
  43. ^ «Три святителя: святитель Василий Великий, святитель Григорий Богослов и святитель Иоанн Златоуст» . Православная христианская сеть . 27 января 2015 г. Архивировано из оригинала 14 июля 2017 г. Проверено 17 июля 2017 г.
  44. ^ Перейти обратно: а б с д Святитель Иоанн Златоуст. Архивировано 27 января 2024 года в Wayback Machine . Православный календарь.
  45. ^ Хроника Марцеллина: перевод с комментариями (с воспроизведением текста в редакции Моммзена) . Лейден, Нидерланды: BRILL. 2017. с. 78. ИСБН  978-90-04-34463-1 . Архивировано из оригинала 27 января 2024 года . Проверено 11 ноября 2020 г.
  46. ^ «Святая Пасха» . Православные праздники и посты . Соборная церковь Иоанна Предтечи Русской Православной Церкви Заграницей, Вашингтон, США. Архивировано из оригинала 1 сентября 2022 года . Проверено 5 мая 2020 г.
  47. ^ Йоханан (Ганс) Леви, «Иоанн Златоуст» в Иудаистской энциклопедии (под редакцией Сесила Рота), Издательство Keter: 1997; ISBN   965-07-0665-8
  48. ^ Перейти обратно: а б Уилкен 2004 , с. 30.
  49. ^ Либешуец, JHWG Варвары и епископы: армия, церковь и государство в эпоху Аркадия и Златоуста , Оксфорд: Clarendon Press, 1990, стр. 175–176.
  50. ^ Златоуст, Иоанн (цитируется по Liebeschuetz, стр. 176)
  51. ^ Хопко, Томас (1983). «32 — Когда милостыню подаешь». Постная весна . Издательство Свято-Владимирской семинарии. стр. 128–29. ISBN  978-0-88141-014-3 .
  52. ^ «Храм Артемиды в Эфесе» . Чикагский университет . Архивировано из оригинала 27 января 2024 года . Проверено 5 июля 2020 г.
  53. ^ Перейти обратно: а б с Уилкен 2004 , с. хв.
  54. ^ «Иоанн Златоуст» в Энциклопедии иудаики.
  55. ^ Иоанн Златоуст, Беседы против иудействующих христиан, пер. Пол В. Харкинс, 2010, XXIX
  56. ^ Профиль «Иоанна Златоуста», Энциклопедия иудаики .
  57. ^ Перейти обратно: а б Златоуст, Иоанн. «Беседы против иудействующих христиан», «Отцы церкви » (том 68), Пол В. Харкинс (пер.), Вашингтон, округ Колумбия: Издательство Католического университета Америки, 1979, стр. x, xxxi.
  58. ^ Уилкен 2004 , стр. 124–126.
  59. ^ Фонроберт, Шарлотта. «Евреи-христиане, иудаисты и антииудаизм» , Позднее древнее христианство (2010), Миннеаполис, Миннесота: Fortress Press, стр. 234–254.
  60. ^ Паркс 1969 , с. 153.
  61. ^ Брустайн, Уильям И. (2003). Корни ненависти: антисемитизм в Европе до Холокоста . Издательство Кембриджского университета. п. 52. ИСБН  0-521-77308-3 .
  62. ^ Кац, Стивен (1999). Идеология, государственная власть и массовые убийства/геноцид», «Уроки и наследие: значение Холокоста в меняющемся мире» . Издательство Северо-Западного университета.
  63. ^ Роберт Х. Аллен, Классические истоки современной гомофобии , (2006) стр.187
  64. ^ Римлянам 1:26–27.
  65. ^ Перейти обратно: а б с «Иоанн Златоуст: Проповеди к Римлянам: Проповедь IV» . ru.wikisource.org . Архивировано из оригинала 19 ноября 2021 года . Проверено 1 сентября 2020 г.
  66. ^ Майкл Карден, Содомия: история христианского библейского мифа , Routledge, 2004, стр. 32.
  67. ^ Крюгер, Массачусетс, (1993) «Еще в Джуде: 7», Neotestamentica , 27 (1) стр.126
  68. ^ Нортже-Мейер, Л., (2014) «Изнеженность как очернение в письме Иуды: женская сексуальность и конституирование иерархии и власти», Scriptura , 113 (1) стр.5
  69. ^ Уилкен 2004 , с. 26.
  70. ^ Вудс, Томас. Как католическая церковь построила западную цивилизацию , Вашингтон, округ Колумбия: Возрождение, 2005; ISBN   0-89526-038-7 , стр. 44
  71. О священстве было хорошо известно уже при жизни Златоуста, и оно цитируется Иеронимом в 392 году в его De Viris Illustribus , глава 129.
  72. ^ Кирш, Иоганн Петер (1911). «Святая Олимпиада» . Католическая энциклопедия . Компания Роберта Эпплтона. Архивировано из оригинала 29 октября 2009 года . Проверено 17 ноября 2009 г.
  73. ^ Перейти обратно: а б Парри (2001), стр. 268–269.
  74. ^ «Катехизис Католической Церкви – IntraText» . www.vatican.va . Архивировано из оригинала 9 декабря 2003 года . Проверено 26 августа 2023 г.
  75. ^ Златоуст, Иоанн. Хом. в Мф 19,5: стр. 57, 280.
  76. ^ Сторрс, Ричард Солтер (1912). Бернар Клервоский . Нью-Йорк: Сыновья Чарльза Скрибнера . п. 357.
  77. ^ Ньюман, Джон Кардинал , профиль «Святого Златоуста», The Newman Reader , Rambler: 1859 г. , доступно в Интернете (см., особенно главу 2). Архивировано 25 июня 2023 г. в Wayback Machine ; получено 20 марта 2007 г.
  78. ^ «Божественная литургия святителя Иоанна Златоуста, соч. 31» . Hyperion Records, Ltd. Архивировано из оригинала 9 июня 2011 года . Проверено 27 ноября 2009 г.
  79. ^ «Литания» . www.arvopart.org . Архивировано из оригинала 19 мая 2014 года . Проверено 15 апреля 2014 г.
  80. ^ Блеймс (1996, 3).
  81. ^ Джойс (1961, 3).
  82. ^ Дюрер, Альбрехт. «Покаяние святого Иоанна Златоуста, Дюрера, Альбрехта – Гравюры и гравюры – Культурное наследие Ломбардии» . www.lombardiabeniculturali.it . Архивировано из оригинала 11 августа 2014 года . Проверено 9 августа 2014 г.
  83. Доступно онлайн. Архивировано 24 июня 2023 г. на Wayback Machine.
  84. ^ Фенелли, Лаура. «От Vita Pauli до Legenda Breviarii: Реальные и воображаемые животные как проводник отшельника в пустыне». Архивировано 23 февраля 2022 года в Wayback Machine , Животные и инаковость в Средневековье: перспективы разных дисциплин , Оксфорд, Archaeopress (BAR). Международная серия 2500), 2013, с. 41, сн. 40
  85. ^ «Святитель Прокл, архиепископ Константинопольский» . www.oca.org . Архивировано из оригинала 15 декабря 2022 года . Проверено 15 декабря 2022 г.
  86. ^ Папа Иоанн Павел II. «Письмо Вселенскому Патриарху Константинопольскому Святейшему Варфоломею I» . Архивировано из оригинала 13 ноября 2006 года . Проверено 30 марта 2007 г.
  87. ^ «Вселенский праздник мощей святителей Григория Назианза и Иоанна Златоуста [ИТ]» . Архивировано из оригинала 8 января 2021 года . Проверено 25 сентября 2020 г.
  88. ^ Архивировано в Ghostarchive и Wayback Machine : «Возвращение мощей святителей Григория Богослова и Иоанна Златоуста в Константинополь» . Ютуб .
  89. ^ Мощи святителя Иоанна Златоуста в церкви Святого Георгия, Стамбул. Архивировано 18 сентября 2020 года в Wayback Machine , cbc.ca; получено 13 сентября 2010 г.
  90. ^ Мэдден, Дэниел М. (1975). Религиозный путеводитель по Европе . Нью-Йорк: Издательство Macmillan . п. 238. ИСБН  0-02-097950-9 .
  91. ^ «Тысячи людей стоят в очереди у кипрской церкви после сообщений о чудотворной реликвии» . Интернэшнл Геральд Трибьюн . 13 ноября 2007 г. Архивировано из оригинала 16 февраля 2008 г. Проверено 20 июня 2015 г.
  92. ^ «Тома, опубликованные Sources Chrétiennes Online» (PDF) . О Бреполисе . Архивировано (PDF) из оригинала 11 ноября 2022 года . Проверено 11 ноября 2022 г.

Источники

[ редактировать ]
  • Аллен, Полина и Майер, Венди (2000). Иоанн Златоуст . Рутледж. ISBN   0-415-18252-2
  • Аттуотер, Дональд (1960). Святитель Иоанн Златоуст: пастырь и проповедник . Лондон: Католический книжный клуб.
  • Баур, Златоуст (1910). «Святитель Иоанн Златоуст» . В Герберманне, Чарльз (ред.). Католическая энциклопедия . Том. 8. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона.
  • Бламирес, Гарри (1996). Книга «Новый Блумсдэй»: Путеводитель по Улиссу . Лондон: Рутледж. ISBN   0-415-13858-2
  • Брендл Р., В. Егер-Бухер и Йоханнес Златоуст (1995). Восемь речей против евреев (Библиотека греческой литературы 41), Штутгарт: Hiersemann.
  • Брустайн, Уильям И. (2003). Корни ненависти: антисемитизм в Европе до Холокоста . Издательство Кембриджского университета. ISBN   0-521-77308-3
  • Батлер, Альбан (1821 г.), Жития отцов, мучеников и других главных святых , заархивировано из оригинала 27 января 2024 г. , получено 3 августа 2021 г.
  • Картер, Роберт (1962). «Хронология ранней жизни святителя Иоанна Златоуста». Традиция 18 : 357–364.
  • Златоуст, Иоанн (1979). Беседы против иудействующих христиан , пер. Пол В. Харкинс. Отцы Церкви; т. 68. Вашингтон: Издательство Католического университета Америки.
  • Чувин, Пьер (1990). «Летопись последних язычников». Издательство Гарвардского университета
  • Дюмортье, Жан (1951). «Историческая ценность диалога Палладия и хронология святителя Иоанна Златоуста». Сборники религиоведения 8 , 51–56.
  • Хартни, Эйдин (2004). Иоанн Златоуст и преображение города . Лондон: Дакворт. ISBN   0-520-04757-5 .
  • Джойс, Джеймс (1961). Улисс . Нью-Йорк: Современная библиотека.
  • Келли, Джон Норман Дэвидсон (1995). Золотые уста: История Иоанна Златоуста-подвижника, проповедника, епископа . Итака, Нью-Йорк: Издательство Корнельского университета. ISBN   0-8014-3189-1 .
  • Лакер, Уолтер (2006). Меняющееся лицо антисемитизма: от древних времен до наших дней . Издательство Оксфордского университета. ISBN   0-19-530429-2 .
  • Либешуец, JHWG (1990) Варвары и епископы: армия, церковь и государство в эпоху Аркадия и Златоуста . Оксфорд: Кларендон Пресс. ISBN   0-19-814886-0 .
  • Леви, Йоханан [Ханс] (1997). «Иоанн Златоуст». Энциклопедия иудаики (издание на компакт-диске, версия 1.0). Эд. Сесил Рот . Издательство Кетер. ISBN   965-07-0665-8 .
  • Микс, Уэйн А. и Роберт Л. Уилкен (1978). Евреи и христиане в Антиохии в первые четыре века нашей эры (Общество библейской литературы, номер 13). Миссула: Scholars Press. ISBN   0-89130-229-8 .
  • Моррис, Стивен . «Будем любить друг друга»: литургия, мораль и политическая теория в проповедях Златоуста на Рим. 12–13 и 2 Фес. 2», в: Speculum Sermonis: Междисциплинарные размышления о средневековой проповеди , изд. Джорджиана Донавин, Кэри Дж. Недерман и Ричард Утц. Тёрнхаут: Бреполс, 2004. стр. 89–112.
  • Палладий, епископ Аспунский. Палладий о жизни и временах святителя Иоанна Златоуста , пер. под редакцией Роберта Т. Мейера. Нью-Йорк: Ньюман Пресс, 1985. ISBN   0-8091-0358-3 .
  • Паркс, Джеймс (1969). Прелюдия к диалогу . Лондон: Schocken Books, Inc.
  • Парри, Дэвид; Дэвид Меллинг, ред. (2001). Блэквеллский словарь восточного христианства . Оксфорд: Блэквелл. ISBN  0-631-18966-1 .
  • Праделс, В. (2002). «Лесбосская треска. Группа 27: Повесть об открытии», Журнал древнего христианства 6, стр. 81–89.
  • Прадельс В., Р. Брендл и М. Хаймгартнер (2001). «Ранее отсутствующий фрагмент текста у Иоанна Златоуста, Adversus Judaeos, Oratio 2», Journal of Ancient Christian 5, стр. 23–49.
  • Прадельс В., Р. Брендл и М. Хаймгартнер (2002). «Последовательность и датировка серии восьми речей Иоанна Златоуста Adversus Judaeos», Журнал древнего христианства 6, 90–116.
  • Шафф, Филип и Генри Уэйс (ред.) (1890). Сократ, Созомен: Церковные истории ( Избранная библиотека никейских и постникейских отцов христианской церкви , вторая серия, том II ). Нью-Йорк: Компания христианской литературы.
  • Старк, Родни (1997). Возвышение христианства. Как малоизвестное маргинальное движение Иисуса стало доминирующей религиозной силой в западном мире за несколько столетий . Издательство Принстонского университета.
  • Стивенс, WRW (1883 г.). Святитель Иоанн Златоуст, его жизнь и времена . Лондон: Джон Мюррей.
  • Стоу, Кеннет (2006). Еврейские собаки, образ и его интерпретаторы: преемственность в католико-еврейской встрече . Стэнфорд: Издательство Стэнфордского университета. ISBN   0-8047-5281-8 .
  • Уилкен, Р.Л. (2004). Иоанн Златоуст и евреи: риторика и реальность конца IV века . Випф и сток. ISBN  978-1-59244-942-2 . Архивировано из оригинала 27 января 2024 года . Проверено 5 февраля 2022 г.
  • Уилкен, Роберт (2013). Фергюсон, Эверетт (ред.). Энциклопедия раннего христианства: второе издание . Справочная библиотека «Гирлянда» по гуманитарным наукам. Тейлор и Фрэнсис. ISBN  978-1-136-61158-2 . Архивировано из оригинала 27 января 2024 года . Проверено 5 февраля 2022 г.
  • Уилли, Джон Х. (1906). Златоуст: Оратор . Цинциннати: Дженнингс и Грэм.
  • Вудс, Томас (2005). Как католическая церковь построила западную цивилизацию . Вашингтон, округ Колумбия: Возрождение. ISBN   0-89526-038-7

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]

Первоисточники

[ редактировать ]
  • Проповедь о милостыне , переведенная Маргарет М. Шервуд из параллельного греческого и латинского текста аббата Миня (Нью-Йорк: Нью-Йоркская школа филантропии, 1917).
  • Священство: перевод Перииеросинов святого Иоанна Златоуста В.А. Юргенса (Нью-Йорк: Macmillan, 1955).
  • Комментарий к Святому Иоанну, апостолу и евангелисту: проповеди 1–47 , перевод сестры Фомы Аквинской Гоггин, Отцы Церкви, том 33 (Нью-Йорк: Отцы Церкви, Inc, 1957).
  • Комментарий на святого Иоанна Апостола и Евангелиста в переводе сестры Фомы Аквинской Гоггин. Проповеди 48–88, Отцы Церкви, том 41, (Вашингтон, округ Колумбия: Издательство Католического университета Америки, 1959) [перевод Проповедей в Иоаннеме ]
  • Инструкции по крещению , переведенные и аннотированные Полом У. Харкинсом (Вестминстер, Мэриленд: Newman Press, 1963).
  • Беседы против иудействующих христиан , перевод Пола У. Харкинса, Отцы Церкви, том 68 (Вашингтон: Издательство Католического университета Америки, 1979).
  • О непостижимой природе Бога в переводе Пола Харкинса. Отцы церкви, том 72 (Вашингтон, округ Колумбия: Издательство Католического университета Америки, 1984).
  • О богатстве и бедности , переведено и представлено Кэтрин П. Рот (Крествуд, Нью-Йорк: Издательство Св. Владимирской семинарии, 1984).
  • Златоуст, Иоанн (1985). Апологет . Маргарет А. Шаткин и Пол В. Харкинс, пер. Вашингтон, округ Колумбия: Издательство Католического университета Америки. ISBN  0-8132-0073-3 . [переводы «Беседы о блаженном Вавилоне » и «Против греков: Доказательство против язычников того, что Христос есть Бог ».]
  • Златоуст, Иоанн (1986). Проповеди на тему Бытия . Роберт С. Хилл, пер. Вашингтон, округ Колумбия: Издательство Католического университета Америки. ISBN  0-8132-0074-1 . [перевод Проповедей на Бытие 1–17]
  • Златоуст, Иоанн (1986). О браке и семейной жизни . Кэтрин П. Рот, пер. Крествуд, Нью-Йорк: Издательство Св. Владимирской семинарии. ISBN  0-913836-86-9 .
  • Сэмюэл Н.К. Лью, редактор, Император Юлиан: панегирик и полемика. Клавдий Мамертин, Иоанн Златоуст, Ефрем Сирин , (Ливерпуль: Liverpool University Press, 1986.) [содержит перевод Иоанна Златоуста, Проповеди на святого Вавилая, против Юлиана и язычников XIV – XIX]
  • Комментарии к мудрецам , переведенные с предисловием Роберта Чарльза Хилла, 2 тома (Бруклин, Массачусетс: Holy Cross ортодоксальная пресса, 2006) [Том 1 представляет собой перевод Комментария на Иова ; том 2 представляет собой перевод « Комментария к пословицам» .]

Вторичные источники

[ редактировать ]
[ редактировать ]

Работает

[ редактировать ]

Православные праздники

[ редактировать ]
Титулы Великой Христианской Церкви
Предшественник Архиепископ Константинопольский
398–404
Преемник
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 56456ea6e0bfed7653cb29cc01d286fd__1722539700
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/56/fd/56456ea6e0bfed7653cb29cc01d286fd.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
John Chrysostom - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)