Элия Евдокия
Элия Евдокия | |
---|---|
Августа | |
Римская императрица | |
Срок владения | 27 апреля 395 г. - 6 октября 404 г. |
Умер | 6 октября 404 г. |
Похороны | |
Супруг | Аркадий (395 до смерти) |
Проблема Деталь |
|
Династия | Феодосийский |
Отец | Бауто |
Элия Евдоксия ( / ˈ iː l i ə j u ˈ d ɒ k ʃ ə - ˈ d ɒ k s i ə / ; греческий : Αἰλία Εὐδοξία ; умерла 6 октября 404 г.) была супругой римской императрицы по браку с римским императором Аркадием . Брак был источником некоторых разногласий, так как его организовал Евтропий , один из придворных евнухов , который пытался расширить свое влияние. Будучи императрицей, она вступила в конфликт с Иоанном Златоустом , константинопольским патриархом , который был популярен среди простого народа своими осуждениями имперских и клерикальных излишеств. У нее было пятеро детей, четверо из которых дожили до совершеннолетия, включая ее единственного сына и будущего императора Феодосия II , но у нее было еще две беременности, которые закончились либо выкидышами , либо мертворождением , и в результате последней она умерла.
Семья
[ редактировать ]Она была дочерью Флавия Бауто , романизированного франка , который служил военным магистром в армии Западной Римской империи в 380-х годах. [3] [4] История Поздней Римской империи от смерти Феодосия I до смерти Юстиниана (1923) Дж . Б. Бери [5] и историческое исследование «Императрицы Феодосии: женщины и имперское владычество в поздней античности Кеннета Холума » (1982) считают ее мать римлянкой , а Евдокию - «полуварваром», полуварваром . Однако первоисточники ничего не говорят о ее происхождении по материнской линии, хотя она могла быть римлянкой. [3] [6]
Ранний период жизни
[ редактировать ]Отец Элии Евдоксии в последний раз упоминался как римский консул вместе с Аркадием в 385 году и уже умер в 388 году. [4] По словам Зосимы , Евдокия начала свою жизнь в Константинополе в качестве домохозяйки Промота , военного магистра Восточной Римской империи . Предполагается, что на момент прибытия она была сиротой. [3] Ее появление в доме Промота может указывать на дружбу двух магистров. [4] или политический союз. [3]
Промот умер в 391 году, и, по словам Зосима, у него остались вдова Марса Аркадий и его младший брат Гонорий, которые воспитывались вместе с сыновьями и соправителями Феодосия I. и два сына , Зосим утверждает, что Евдокия жила рядом с одним из оставшихся в живых сыновей в Константинополе и, как предполагается, уже была знакома с Аркадием, когда он был младшим партнером своего отца. Евдокия получила образование у Пансофия , который позже был произведен в епископы Никомидии в 402 году. [4]
Свадьба
[ редактировать ]17 января 395 года Феодосий I умер от отека в Милане . Аркадий сменил его в Восточной Римской империи и Гонорий в Западной Римской империи . Аркадий был фактически передан под контроль Руфина , преторианского префекта Востока. Сообщается, что Руфин намеревался выдать свою дочь замуж за Аркадия и установить свое собственное отношение к династии Феодосия . [3] Бери считает, что «когда-то он [Руфинус], будучи тестем Императора, мог надеяться сам стать Императором». [5]
Однако Руфина отвлек конфликт со Стилихоном , magister militum Запада. Свадьбу Евдокии с Аркадием организовал Евтропий, один из чиновников- евнухов, служивших в Большом Константинопольском дворце . Хотя в одной из легенд говорится, что Евтропий подарил Аркадию портрет Евдокии и разъяснял ее прелести до тех пор, пока Аркадий не влюбился, на самом деле император был бы знаком с Евдоксией уже шесть или семь лет, и его выбор в качестве императрицы был бы политически обусловлен. мотивированный. [7] [6]
Брак состоялся 27 апреля 395 г. без ведома и согласия Руфина. [3] [5] Для Евтропия это была попытка усилить собственное влияние на императора и в надежде обеспечить себе лояльность новой императрицы. Руфин был врагом Промота, и уцелевшая семья военного магистра, включая Евдоксию, возможно, стремилась подорвать его авторитет. [3] Сам Аркадий, возможно, был мотивирован отстаивать свою собственную волю над волей своего регента . [8] Зосим сообщает, что на Аркадия также повлияла необыкновенная красота его невесты. Аркадию было примерно восемнадцать лет, и можно предположить, что Евдокия была того же возраста. [ нужна ссылка ]
Императрица-консорт
[ редактировать ]За десять лет между замужеством и смертью Евдокия родила пятерых выживших детей. Современный источник, известный как Псевдо-Мартирий, также сообщает о двух мертворождениях . «Псевдо-Мартирий» враждебен Евдоксии и, вероятно, был Космой – диаконом, крещенным Иоанном Златоустом – и который стремился связать мертворождение с божественным наказанием для двух изгнанников Иоанна. Писатель Зосима также утверждал, что ее сын Феодосий, по слухам, стал результатом ее романа с придворным (Зосим также в целом враждебен Евдоксии, и поэтому точность его рассказа вызывает сомнения). [3]
Считается, что Евдокия и Гайнас , новый magister militum, сыграли роль в лишении всех должностей и последующей казни Евтропия в 399 году, который пытался расширить свое влияние и власть при дворе. Однако степень и характер ее участия оспариваются. Тем не менее, после казни Евтропия ее личное влияние, похоже, возросло. Она также участвовала в юридических вопросах, например, когда генерал Арбазаций подкупил ее, чтобы избежать суда за свое поведение во время кампании против исаврийцев . 9 января 400 года Евдоксии официально был присвоен титул августы . Затем она смогла носить пурпурный палудаментум, обозначающий императорский ранг, и была изображена на римских монетах . Также были распространены официальные изображения ее образа мужчины-Августа. Ее зять Гонорий позже пожаловался Аркадию, что они дошли до его собственного двора. [3]
Степень ее влияния в вопросах суда и государства была предметом споров среди историков. Филосторгий считает ее умнее мужа, но отмечает ее «варварское высокомерие». Зосим считает ее волевой, но в конечном итоге ею манипулируют придворные евнухи и женщины из ее окружения. Варвары и епископы: армия, церковь и государство в эпоху Аркадия и Златоуста (1990) Дж.В.Г. Либешуец считает, что ее влияние переоценено в первоисточниках, в то время как «Кембриджская древняя история XIII». В «Поздней империи», 337–425 гг. н.э. (1998), сообщается, что она доминировала в правительстве между 400 г. и до своей смерти в 404 г. [3]
В 403 году Симплиций, префект Константинополя , воздвиг посвященную ей статую на колонне из порфира и постаменте из мрамора . Аркадий переименовал в ее честь город Селимбрия ( Силиври ) в Евдоксиополис , но это название не сохранилось. [3]
Церковная политика
[ редактировать ]Ее роль в церковных делах своего времени сравнительно хорошо описана. Она стала покровительницей фракции христианской церкви, принявшей Никейский символ веры , и, как сообщил Сократ Константинопольский, финансировала ночные антиарианские шествия в Константинополе. Она также председательствовала на публичных торжествах по случаю прибытия новых мощей христианских мучеников в город и сама участвовала в ночных бдениях . Постоянно сообщалось, что она действовала в одиночку в религиозных вопросах; и ее муж Аркадий обычно отсутствовал на публичных мероприятиях. [3]
По словам диакона Марка , в 400 году Евдокия приветствовала епископа Порфирия , который пообещал ей сына в обмен на ее гостеприимство. После рождения Феодосия II Евдокия поручила Порфирию принести прошение к младенцу, которое было «рукоположено» новорожденному. Затем Евдокия послала главного евнуха Амантия найти «ревностного христианина», который исполнит новый закон, разрушит языческие храмы и запугает языческое население Газы. Порфирий разрушил храм Марны и построил там базилику в честь обета, данного Евдокией в молитвах о сыне. После завершения строительства базилики после смерти Евдоксии она была названа Евдоксианой в ее память. [9]
Возможная причина присутствия Евдокии в религиозных вопросах по сравнению с ее мужем заключается в том, что Евдокия взяла на себя роль покровительницы Церкви, ранее принадлежавшей Августам, начиная с I. Константина [3] Ее роль привела ее к конфликту с Иоанном Златоустом , Константинопольским Патриархом , особенно после того, как он протестовал против отстранения от власти и казни Евтропия (его союзника при дворе). [ нужна ссылка ]
Во время своего пребывания на посту архиепископа Иоанн категорически отказывался проводить роскошные общественные собрания, что сделало его популярным среди простых людей, но непопулярным среди богатых граждан и духовенства. Его реформы духовенства также были непопулярны среди этих групп. Он приказал отсутствующим священникам вернуться в церкви, которым они должны были служить, – без каких-либо выплат. [10]
Примерно в то же время Феофил , Патриарх Александрийский , хотел подчинить Константинополь своей власти и выступил против назначения Иоанна в Константинополь. Будучи противником учения Оригена , он обвинял Иоанна в слишком неравнодушии к учению последнего. Феофил наказал четырех египетских монахов (известных как « Высокие братья ») за их поддержку учения Оригена. Они бежали и были встречены Джоном. Иоанн нажил еще одного врага в лице Евдокии, которая полагала (возможно, не без оснований), что его осуждение расточительности в женской одежде направлено против нее самой. [11] Вскоре против него был заключен союз Евдокии, Феофила и других. В 403 году они провели синод ( Дубовый собор ), чтобы обвинить Иоанна, на котором против него была использована его связь с Оригеном. Это привело к его низложению и изгнанию. Аркадий почти сразу же отозвал его обратно, так как люди «взбесились» из-за его отъезда. [12] В ночь его ареста также произошло землетрясение , которое Евдокия приняла за знак гнева Божьего , что побудило ее просить Аркадия о восстановлении Иоанна в должности. [13]
Мир был недолгим. была установлена серебряная статуя Евдокии Возле городского собора . Джон осудил церемонии посвящения. Он высказался против Евдоксии в резких выражениях: «Опять Иродиада бредит, снова она смущается, она снова танцует и снова желает получить голову Иоанна на блюде». [14] сравнивая себя с Иоанном Крестителем . [а]
Иоанна снова сослали, на этот раз на Кавказ в Армению , и он умер там в изгнании в 407 году. [15] Евдокия прожила недолго. Ее седьмая и последняя беременность закончилась либо выкидышем, либо, по словам Псевдо-Мартирия, вторым мертворождением. У нее осталось кровотечение , и вскоре после этого она умерла от инфекции . [ нужна ссылка ]
Похоронена в церкви Святых Апостолов в Константинополе, в порфировом саркофаге , описанном в X веке Константином VII Багрянородным в «De Ceremoniis» . [16]
Дети
[ редактировать ]У Евдокии и Аркадия было пятеро известных детей. Основным источником об их рождении и смерти является хроника Марцеллина Комеса :
- Флацилла (род. 17 июня 397 г.). Ее рождение было записано Марцеллином Комесом . Она умерла раньше своего отца. Единственный брат и сестра, не упомянутый живым после его смерти в 408 году.
- Пульхерия (19 января 399 – 453). Женат на Марсиане .
- Аркадия (3 апреля 400 – 444 гг.).
- Феодосий II (10 апреля 401 г. - 28 июля 450 г.).
- Марина (10 февраля 403 – 449).
Если верить ПсевдоМартирию, две ее беременности (наступившие в конце 403 г. и в конце 404 г. соответственно) закончились не выкидышами, как предполагалось ранее, а мертворождением, вторая стала причиной смерти Евдоксии от кровотечения и инфекции. [3]
Наследие
[ редактировать ]Евдокия фигурирует в Джуди Чикаго инсталляции «Званый ужин» и представлена как одно из 999 имен на Этаже наследия . [17] [18] Она указана в «Теодора» . разделе [17]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Иродиада была членом династии Иродиан . В Евангелиях от Марка и Матфея Иродиада играет главную роль в казни Иоанна Крестителя, используя танец своей дочери Саломеи перед Иродом Антипой и гостями его вечеринки, чтобы попросить в награду голову Крестителя.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Джонс 1992 , с. 472.
- ^ Джонс 1992 , с. 723.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н «Римские императоры – ДИР Элия Евдоксия (Жена Аркадия)» . www.roman-emperors.org . Август 2022.
- ^ Jump up to: а б с д Джонс 1992 , с. 410.
- ^ Jump up to: а б с Дж. Б. Бери, История Поздней Римской империи от смерти Феодосия I до смерти Юстиниана , глава V.
- ^ Jump up to: а б Холл 1982 , с. 52.
- ^ "Римские императоры - ДИР Элия Евдоксия (Жена Аркадия)" . roman-emperors.sites.luc.edu . Проверено 25 мая 2023 г.
- ^ «Римские императоры – ДИР Аркадий» . www.roman-emperors.org . 19 июля 2022 г.
- ^ Холл 1982 , с. 56.
- ^ Дэвид Х. Фармер, Оксфордский словарь святых, 2-е изд. (Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета, 1987) с. 232.
- ^ Роберт Уилкен, «Иоанн Златоуст» в Энциклопедии раннего христианства, изд. Эверетт Фергюсон (Нью-Йорк: Garland Publishing, 1997).
- ^ Сократ Схоластик (1995) [1890]. «Книга VI, глава XVI: Мятеж по поводу изгнания Иоанна Златоуста» . В Шаффе, Филип ; Уэйс, Генри (ред.). Никейские и постникейские отцы, Том II: Сократ и Созомен Церковные истории . Зенос, AC (ред., примечания) (переиздание). Пибоди: Издательство Хендриксон. п. 149. ИСБН 1-56563-118-8 . Архивировано из оригинала 17 марта 2007 года . Проверено 29 марта 2007 г.
- ^ «Святитель Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский» . Православная Церковь в Америке . Проверено 29 марта 2007 г.
- ^ Сократ Схоластик, op cit «Глава XVIII: О серебряной статуе Евдоксии» , стр. 150
- ^ «Иоанн Златоуст» в Оксфордском словаре истории церкви, изд. Джеральд К. Брауэр (Филадельфия: Westminster Press, 1971).
- ^ А. А. Васильев (1848). «Императорские порфировые саркофаги в Константинополе» (PDF) . Документы Думбартон-Окса . 4 : 1+3–26. дои : 10.2307/1291047 . JSTOR 1291047 .
- ^ Jump up to: а б «Евдоксия» . Центр феминистского искусства Элизабет А. Саклер: Званый ужин: Этаж наследия: Евдокия . Бруклинский музей . 2007 . Проверено 16 декабря 2011 г.
- ^ Чикаго, 106.
Библиография
[ редактировать ]- Чикаго, Джуди. Званый ужин: от создания к сохранению . Лондон: Меррелл (2007). ISBN 1-85894-370-1
- Холум, Кеннет Г. (1982). Императрицы Феодосии: женщины и императорское владычество в поздней античности . Беркли, Лос-Анджелес и Лондон: Калифорнийский университет Press. ISBN 978-0-520-04162-2 .
- Джонс, AHM (1992). Просопография Поздней Римской империи: Том 2, 395–527 гг . Издательство Кембриджского университета. ISBN 9780521201599 .
- Либешуец, JHWG (1990). Варвары и епископы: армия, церковь и государство в эпоху Аркадия и Златоуста . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-1981-4073-3 .