Евфимия (императрица)
Евфимия | |
---|---|
Августа | |
![]() | |
Императрица-супруга Византийской империи | |
Срок владения | 10 июля 518 – 524? |
Рожденный | 5 век |
Умер | 523/524 Константинополь (современный Стамбул , Турция ) |
Похороны | Церковь Святой Евфимии |
Супруг | Джастин я |
Династия | Династия Юстиниана |
Евфимия ( греч . Εὐφημία, умерла в 520 г.), урожденная Лупицина , была императрицей Восточной Римской империи в браке с Юстином I.
Императрице Евфимии приписывают церковную политику Юстина, и она основала церковь Святой Евфимии , где она была похоронена после ее смерти, вероятно, в 523 или 524 году. Юстин был похоронен рядом с ней в 527 году. [ 4 ]
Ранний период жизни
[ редактировать ]Согласно « Сокровенной истории» , Прокопия Лупицина была одновременно рабыней и варваркой . Он утверждал, что она была наложницей своего хозяина. [ 4 ] [ 5 ] Информация из «Тайной истории» была опубликована посмертно. Семь томов историй, опубликованных при его жизни, были полной противоположностью этому опубликованному труду и восхваляли новую династию. Критики Прокопия (чья тайная история показывает человека, серьезно разочаровавшегося в своих правителях) отвергли его посмертно опубликованную работу как крайне предвзятый источник, являющийся язвительным и порнографическим, но без других источников критики не смогли дискредитировать некоторые утверждения в публикация. Хотя его мотивы подозрительны и не могут быть проверены, его захватывающий характер сохранил его в качестве популярного источника.
Предполагается, что брак Евфимии и Юстина произошел во время правления Анастасия I (годы правления 491–518), когда Юстин сделал успешную карьеру в византийской армии . [ 4 ]
Новые королевские имена
[ редактировать ]Первоначально названный Исток, человек, который впоследствии стал Юстином I, был фракийским или иллирийским крестьянином из латиноязычного региона Дардания , который является частью провинции Иллирик . Он родился в деревне недалеко от Бедерианы в Найссе (современный Ниш, Южная Сербия). Подростком он бежал от варварского нашествия, укрылся в Константинополе и поднялся в ряды армии Восточной Римской империи.
В книге «Юстин Первый: Введение в эпоху Юстиниана Великого » (1950) Александр Васильев предположил, что оригинальное имя его жены может указывать на языковую ассоциацию на другом языке с проституцией . Васильев соединил название с латинским словом «Lupae» (волчицы). [ 4 ] Хотя слово в его единственной латинской форме «Лупа» могло буквально означать волчицу , оно также было эпитетом или пренебрежительным оскорблением для низшего класса римских проституток. [ 6 ] Производное латинское слово « Лупанар » было названием публичного дома в Помпеях. [ 7 ] Многие из этих клеветнических использований, возможно, берут начало в насмешливых комментариях о жрицах культа этрусской религии , предшествовавшей римской, в которой божество было представлено в виде волчицы (похожей на Артемиду в греческой мифологии ), что подразумевало бы совершенно другое происхождение и придает больший смысл выбору Евфимии (следовательно, эвфемизма ) в качестве альтернативного имени императрицы. Волчица Лупа , которая вскормила Ромула и Рема, связана с культом этой богини-волчицы и матрилинейной , этрусской цивилизацией предшествовавшей римской. Акка Ларентия — еще одно имя волка или представленного божества.
Подражание культурному герою, религиозной мученице святой Евфимии, возможно, имело более современную ассоциацию и причину выбора в качестве царского имени для императрицы, особенно учитывая религиозные изменения, происходящие в Константинополе в то время, и очевидный интерес императрицы. в почитании святителя.
Преемственность Джастина I
[ редактировать ]К 518 году Юстин дослужился до должности Come excubitorum («командир экскубиторов » , императорского телохранителя). В ночь с 8 июля 518 г. на 9 июля 518 г. Анастасий умер, и его молчанарии вызвали Юстина и Целера к его смертному одру. Целер был magister officiorum и командиром дворцовых полков Scholae palatinae . К утру о событии было объявлено через Константинополь . Высшие должностные лица, в том числе недавно назначенный Иоанн Каппадокийский , Константинопольский Патриарх , были вызваны в Большой Константинопольский дворец для выборов нового императора. Тем временем народ собрался на Константинопольском ипподроме и ждал провозглашения нового императора. [ 8 ]
Анастасий умер бездетным, но имел несколько известных родственников. Его брат Павел служил римским консулом в 496 году. [ 9 ] Невестка, известная как Магна, была матерью Ирины и тещей Олибрия. Этот Олибрий был сыном Аникии Юлианы и Ареобинда . [ 10 ] Дочь Олибрия и Ирины звали Проба. Она вышла замуж за Проба и была матерью младшей Юлианы. Эта младшая Юлиана вышла замуж за другого Анастасия и была матерью Ареобинда, Плацидии и младшего Пробы. [ 11 ] Другим племянником Анастасия был Флавий Проб , консул в 502 году. [ 12 ] Цезария, сестра Анастасия, вышла замуж за Секундина. Они были родителями Ипатия и Помпея . [ 12 ] Анастасий Паулюс Проб Москиан Проб Магнус , римский консул в 518 году, также был внучатым племянником Анастасия. Его дочь Юлиана позже вышла замуж за Марцелла , брата Юстина II . [ 11 ] В обширной семье вполне могли быть жизнеспособные кандидаты на престол. [ 8 ]
Тем не менее, совет избрал Юстина новым императором. По словам Иоанна Малаласа , praepositus Sacricubuli , Аманций, намеревался избрать приезжего домашнего мастера , командующего элитным гвардейским отрядом поздней Римской империи , по имени Феокрит . на престол [ 13 ] Его избрание описывается как результат сочетания командования единственными эффективными войсками в столице и покупки поддержки со стороны других чиновников. Предположительно, Амантиус дал Джастину значительную сумму денег, чтобы купить его поддержку, однако Джастин использовал эту сумму, чтобы купить поддержку для себя. И Аманций, и Феокрит были казнены через девять дней после выборов. 1 августа 518 года Юстин отправил письмо Папе Хормизду , в котором утверждал, что неохотно участвовал в собственных выборах. [ 8 ]
Как и Юстин I, он по традиции был провозглашен императором на Ипподроме. Лупицина стала его супругой-императрицей под именем Евфимия. Название, вероятно, было выбрано из соображений респектабельности. [ 4 ] Оригинальная Евфимия была христианской мученицей во время гонений Диоклетиана . Она была местной святой Халкидона , и Халкидонский собор (451 г.) состоялся в соборе, освященном в ее имя. Предполагаемое чудо в ее могиле якобы подтвердило принятые решения. [ 14 ] Предполагается, что выбор этого имени является ранним признаком того, что и Юстин, и Лупичина были ревностными халкидонскими христианами. Анастасий поддерживал монофизитство , и его преемственность ознаменовала изменение в религиозной политике. [ 4 ]
Императрица Евфимия
[ редактировать ]Хотя Прокопий в своей «Тайной истории» утверждает , что Евфимия была не знакома с государственными делами и поэтому не могла принимать участие в управлении государством, [ 4 ] [ 15 ] Официальный церковный источник, датируемый 540 годом, « Эдесские хроники» , приписывает церковную политику Юстина императрице Евфимии. [ 12 ]
Прокопий также утверждает, что оба члена императорской четы взошли на престол в последние годы своей жизни. [ 5 ] Будучи бездетными, их наследником стал Юстиниан I. Он был племянником и приемным сыном Джастина.
Прокопий утверждает, что Евфимия выступала против брака своего племянника с Феодорой , поскольку она была против предполагаемого порока своей будущей племянницы. Прокопий уточняет, что только после ее смерти Юстиниан смог устроить помолвку и женитьбу на Феодоре. [ 15 ] Овдовевший Джастин принял закон, разрешающий смешанные браки между представителями социальных классов. [ 16 ] предположительно ради своего наследника. По оценкам Васильева, смерть Евфимии произошла в 523 или 524 году. [ 4 ] Брак Юстиниана и Феодоры оценивается в 525 году. Она стала равной правительницей со своим мужем, и многие ею восхищались.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Вайцманн, Курт (1979). Эпоха духовности: позднее античное и раннехристианское искусство, третий-седьмой век . Метрополитен-музей. п. 32. ISBN 978-0-87099-179-0 .
- ^ Елена Богданович; Ида Синкевич; Марина Михалевич; Чедомила Маринкович, ред. (2023). Тип и архетип в позднеантичном и византийском искусстве и архитектуре . БРИЛЛ. п. 33. ISBN 978-90-04-53778-1 .
- ^ Ракация, Миса (2022). «Мраморная статуя из Ниша ранневизантийской императорской женщины» . Старинар (72): 253–266. дои : 10.2298/STA2272253R . S2CID 256725965 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Джеффри Грейтрекс, «Ефимия, жена Джастина I»
- ^ Перейти обратно: а б Прокопий, «Тайная история», глава 6.17.
- ^ Джуди Гран, «Кровь, хлеб и розы: как менструация создала мир» (1994), глава 9
- ^ «У. К. Файрбо, «Термины для древнеримских проституток и борделей» » . Архивировано из оригинала 20 июля 2011 года . Проверено 2 марта 2008 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Джеймс Аллан Эванс, «Джастин I (518–527 гг. н.э.)»
- ^ « Консульский список » . Архивировано из оригинала 17 апреля 2008 года . Проверено 2 марта 2008 г.
- ^ Поздняя античность: Путеводитель по постклассическому миру (Г.В. Бауэрсок, Олег Грабарь). Издательство Гарвардского университета, 1999. Страницы 300–301.
- ^ Перейти обратно: а б Просопография Поздней Римской империи , т. 3
- ^ Перейти обратно: а б с Просопография Поздней Римской империи , т. 2
- ^ Родольф Гийланд, «Евнухи в Византийской империи»
- ^ "Чудо святой Евфимии Всехвальной"
- ^ Перейти обратно: а б Прокопий, «Тайная история», глава 9.47.
- ^ М. Мейер, Юстиниан , с. 57.