Анисия Джулиана
Аниция Юлиана ( греч . Ανικία Ίουλιανή, Константинополь , 462–527/528) была позднеантичной римской императорской принцессой, женой военного магистра Восточной Римской империи Ареобинда Дагалаифа Ареобинда , покровителя великой церкви Святого Полиевкта в Константинополе . и владелец Вены Диоскурид . Она была дочерью римского императора Олибрия ( годы правления 472 ) и его жены Плацидии , сама была дочерью императора Валентиниана III ( годы правления 425–455 ) и Лицинии Евдоксии , по линии которой Аникия Юлиана была также правнучкой императора. Феодосий II ( годы правления 402–450 ) и святая царица Элия Евдокия . Таким образом , во время правления династии Леонидов и возникновения более поздней династии Юстиниана Аникия Юлиана была самым видным членом обеих предыдущих императорских династий, династии Валентиниана, основанной Валентинианом Великим ( годы правления 364–375 ), и родственной ей Феодосии. династия, основанная Феодосием Великим ( годы правления 379–395 ).
Ее сын Олибрий Младший еще ребенком служил римским консулом и женился на племяннице императора Анастасия I ( годы правления 491–518 ), дочери брата Анастасия Павла . Несмотря на амбиции Аникии Юлианы, ее сын так и не стал императором, и его проигнорировали при воцарении Юстина I ( годы правления 518–527 ) после смерти Анастасия и падения династии Леонидов.
Жизнь
[ редактировать ]Она вышла замуж за Флавия Ареобинда Дагалаифа Ареобинда , и среди их детей был Олибрий , консул в 491 году. Вместе со своим мужем она провела свою жизнь при доюстиниановом дворе Константинополя , в котором она считалась «самой аристократической и самой богатой жительницей». [1]
Если оставить в стороне ее блестящую генеалогию, Джулиану в первую очередь помнят как одну из первых женщин-покровительниц искусства в истории человечества. Судя по тому немногому, что нам известно о ее личных пристрастиях, получается, что она «непосредственно вмешивалась в определение содержания, а может быть, и стиля» заказанных ею работ. [2]
Ее проримские политические взгляды, изложенные в ее письме к Папе Хормисдасу (хранящемуся в королевской библиотеке Эль-Эскориала ), отражены в « Хрониках Марцеллина Комеса» , который был связан с ее литературным кругом. Неизвестно, имела ли Юлиана собственные политические амбиции, но известно, что ее муж отказался принять корону во время беспорядков 512 года. Хотя она решительно выступала против монофизитских взглядов императора Анастасия , она разрешила своему сыну Олибрию жениться на племяннице императора. [3]
Художественный меценат
[ редактировать ]Имя Юлианы связано с Венским Кодексом Диоскурида , также известным как Кодекс Аникии Юлианы , иллюминированной рукописной кодекса копией Педаниуса Диоскорида » «De materia medica , известной как одна из самых ранних и самых роскошных рукописей, которые до сих пор существуют. изображен На фронтисписе Анисии донорский портрет Джулианы, самый старый из сохранившихся подобных портретов в истории освещения рукописей. Патрикия ) , изображена восседающей на троне и окруженной персонификациями Мегалопсихии (Великодушия) и Фронезиса ( Благоразумия ), с небольшой женской аллегорией с надписью «Благодарность искусств» ( средневековый греческий : Eucharistia ton technon совершающей проскинезис в честь патрикии , целующейся ее ноги. [4] , путто Справа от Анисии Юлианы находится вручающий ей кодекс с надписью на греческом языке: ΠΟΘΟΣ ΤHΣ ΦΙΛΟΚΤΙΣΤΟΥ , латинизированный : pothos tes philoktistou , букв. «Тоска любителя творения», добавленная почерком более позднего писца, интерпретируется как «Желание строить», «Любовь к строительству» или «Желание женщины, любящей строительство». [4] Та же рука назвала центральную фигуру Софией (Мудростью). [4]
Сильно поврежденная окружающая надпись провозглашает Юлиану великой покровительницей искусства и указывает, что жители Гоноратов (город на азиатском берегу Босфора ) передали кодекс Аникии Юлиане. [4] Вероятно, она получила книгу в благодарность за то, что построила в городе церковь. [4] Надпись подтверждается летописцем VIII–IX веков Феофаном Исповедником в записке 512 года о том, что Аникия Юлиана в том же году посвятила церковь Богородице в Гоноратах. [4] Подчеркивая ее принадлежность к древнему патрицианскому Аникии роду через ее отца Флавия Аниция Олибрия, надпись гласит: [4]
IOU DOXAICI(N ANACCA?) | Приветствую тебя, о принцесса, - восхваляет Honoratae. |
- Кодекс Виндобоненсис мед. гр. 1. ф. 6 в. [4] [5] | -перевод Иоанниса Спатаракиса (1976) и Бенте Кюлерих (2001). |
Из ее архитектурных проектов нам известны только три церкви, которые она заказала построить и украсить в Константинополе. Богато украшенная базилика святого Полиевкта была построена в обширных семейных поместьях ее семьи в течение последних трех лет ее жизни с целью подчеркнуть ее выдающуюся родословную, восходящую к Феодосию I и Константину Великому . До расширения Юстинианом собора Святой Софии это была самая большая церковь в имперской столице, и ее строительство, вероятно, рассматривалось как вызов правящей династии. [6] В дарственной надписи Юлиана сравнивается с царем Соломоном и открыто намекает на Элию Евдокию , прабабушку Юлианы, которая основала эту церковь:
Царица Евдокия, жаждущая почтить Бога, первой построила здесь храм Полиекта, раба Божия. Но она не сделала его таким великим и прекрасным, каким он есть... потому что ее вещая душа сказала ей, что она оставит семью, хорошо умеющую ее украсить. Откуда Иулиана, слава своих блаженных родителей, унаследовавшая их царскую кровь в четвертом поколении, не обманула надежд императрицы, матери благородного рода, но возвела его из маленького храма до теперешних размеров и красоты. ( Греческая антология , I.10)
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Маас, Майкл. Кембриджский спутник эпохи Юстиниана . Издательство Кембриджского университета, 2005. Страница 439.
- ^ Натали Харрис Блюстоун, Двойное видение: взгляды на гендер и визуальные искусства (Fairleigh Dickinson University Press, 1995), стр. 76 ISBN 0-8386-3540-7
- ^ Г.В. Бауэрсок, Олег Грабарь, Поздняя античность: Путеводитель по постклассическому миру (Harvard University Press, 1999), стр. 300-301.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Кюлерих, Бенте (2001). «Образ Аникии Юлианы в венском Диоскуриде: лесть или присвоение императорских образов?» . Символы Ослоенсес . 76 (1): 169–190. дои : 10.1080/003976701753388012 . ISSN 0039-7679 . S2CID 161294966 .
- ^ Спатаракис, Иоаннис (1976). Портрет в византийских иллюминированных рукописях . Византия Neerlandica 6. Лейден: Э. Дж. Брилл. п. 147. ИСБН 9004047832 .
- ^ Кембриджская древняя история , 1925. Страница 70.