Феофан Исповедник
Феофан Исповедник | |
---|---|
Исповедник | |
Рожденный | в. 758–760 Константинополь , Византийская империя |
Умер | 12 марта 817 г. (57–59 лет) Самофракия , Фракия , Византийская империя |
Почитается в | Римско-католическая церковь ; Восточная Православная Церковь |
Праздник | 12 марта (Католическая церковь); 12 марта (по юлианскому календарю Православной Церкви) |
Феофан Исповедник ( греч . Θεοφάνης Ὁμολογητής ; ок. 758/760 — 12 марта 817/818) был членом византийской аристократии, ставшим монахом и летописцем . он служил при дворе императора Льва IV Хазара Прежде чем заняться религиозной жизнью, . Феофан присутствовал на Втором Никейском соборе в 787 году и сопротивлялся иконоборчеству Льва V Армянина , за что был заключен в тюрьму. Он умер вскоре после освобождения.
Феофана Исповедника, почитаемого 12 марта как в Православной, так и в Римско-католической церквях, не следует путать с Феофаном Никейским , праздник которого отмечается 11 октября.
Биография
[ редактировать ]Феофан родился в Константинополе в семье богатых и знатных родителей -иконопочитателей : Исаака, правителя островов Эгейского моря , и Феодоры, о семье которой ничего не известно. [1] Его отец умер, когда Феофану было три года, и впоследствии византийский император Константин V (740–775) позаботился об образовании и воспитании мальчика при императорском дворе. Феофан занимал несколько должностей при Льве IV Хазаре. [2]
Он женился в восемнадцать лет, но убедил жену вести девственную жизнь. В 779 году, после смерти его тестя, они расстались по обоюдному согласию, чтобы принять религиозную жизнь. Она выбрала женский монастырь на острове недалеко от Константинополя, а он поступил в монастырь Полихроний, расположенный в округе Сигиано (Сигриано), близ Кизика на азиатской стороне Мраморного моря . [1] Позже он построил монастырь на собственных землях на острове Калоним (ныне Каломио ), [3] где он приобрел высокую степень мастерства в расшифровке рукописей.
Через шесть лет он вернулся в Сигриано, где основал аббатство, известное под названием «Большое поселение», и управлял им в качестве аббата . В этой руководящей должности он присутствовал на Втором Никейском соборе защиту иконопочитания году и подписывал его указы в в 787 . [1]
Когда император Лев V Армянин (813–820) возобновил иконоборческую войну, он приказал доставить Феофана в Константинополь. Император тщетно пытался склонить его к осуждению того же иконопочитания, которое было санкционировано собором. Феофан был брошен в темницу и в течение двух лет подвергался жестокому обращению. После освобождения в 817 году он был сослан на Самофракию , где, охваченный недугами, прожил всего семнадцать дней. Ему приписывают множество чудес, произошедших после его смерти, [1] что, скорее всего, произошло 12 марта, в день, когда его память упоминается в римском мартирологе . [1]
Хроника
[ редактировать ]По настойчивой просьбе своего друга Георгия Синцелла Феофан предпринял продолжение « Хроники Синцелла» ( Χρονογραφία , Chronographia) в течение 810–815 годов. [4] Используемый язык занимает среднее место между строгим церковным языком и разговорным греческим. [5] Он использовал три основных источника: во-первых, материал, уже подготовленный Синцеллом; во-вторых, он, вероятно, воспользовался набором выдержек, сделанных Теодором Лектором из сочинений Сократа Схоластика , Созомена и Теодорита ; и в-третьих, городская летопись Константинополя. [1] Сирил Манго утверждал, что Феофан мало внес в хронику, носящую его имя, и что большая часть ее содержания является работой Синцелла; В этой модели основным вкладом Феофана было объединение необработанных материалов Синцелла в единую форму. [ нужна ссылка ]
Часть хроники Феофана охватывает события от воцарения Диоклетиана в 284 году (на этом заканчивается хроника Георгия Синцелла ) до падения Михаила I Рангабеса в 813 году. Эта часть хроники ценна тем, что сохранила отчеты. утраченных авторитетов по византийской истории седьмого и восьмого веков, которые в противном случае были бы утеряны. [6]
Работа состоит из двух частей, первая из которых представляет собой хронологическую историю по годам, а вторая содержит хронологические таблицы, к сожалению, полные неточностей. Кажется, что Феофан лишь подготовил таблицы, оставив пустые места для соответствующих дат, но они были заполнены кем-то другим ( Гуго фон Хуртер , Nomenclator literarius недавний I, Инсбрук, 1903, 735). В хронологической первой части, помимо исчисления по годам мира и христианской эры, Феофан в табличной форме вводит годы правления римских императоров, персидских царей и арабских халифов, а также пяти вселенских патриархов, сложная система, которая иногда приводит к значительной путанице. [5]
Первая часть, хотя и лишена критической проницательности и хронологической точности, значительно превосходит большинство византийских хроник. [7] Феофана» Особую ценность «Хроника представляет начиная с правления Юстина II (565 г.), так как в своем творчестве он тогда опирался на источники, не сохранившиеся до его времени. [8]
Феофана» « Хроника широко использовалась последующими летописцами, и в 873–875 годах латинский сборник. был составлен [9] папским . библиотекарем Анастасием из хроник Никифора , Георгия Синцелла и Феофана для использования диаконом по имени Иоанн во второй половине девятого века и, таким образом, был известен в Западной Европе [1]
Сохранилось также дальнейшее продолжение «Хроники» в шести книгах до 961 года, написанное рядом преимущественно анонимных писателей (так называемых Феофан Континуат или Scriptores post Theophanem ), которые приступили к работе по указанию Константина Багрянородного . [1]
Феофан был первым, кто заявил, что пророк исламской религии Мухаммед страдал эпилепсией . [10]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Мершман 1912г .
- ^ "Преподобный Феофан Исповедник Сигрианский", Православие.
- ^ «Бордоне: Каломио, Каламо, Стампалия, Сан-Иоан де, Греция, Эгейское море, Калимнос, 1528 г.» .
- ^ Мершман 1912 со ссылкой на PG, CVIII, 55.
- ^ Jump up to: а б Чисхолм 1911 года .
- ^ "Преподобный Феофан Исповедник Сигрианский", Православная Церковь в Америке.
- ^ Мершман 1912 со ссылкой на Крумбахера 1897 , с. 342.
- ^ Мершман 1912 со ссылкой на Траяна Патриция , Феофила Эдесского .
- ^ Мершман 1912 отмечает, что он был опубликован в т. ii. издания Де Бура.
- ^ Азиз, Хасан (февраль 2020 г.). «Была ли у Пророка Мухаммеда (мир ему и благословение Аллаха) эпилепсия? Неврологический анализ» . Эпилепсия и поведение . 103 (Часть А): 106654. doi : 10.1016/j.yebeh.2019.106654 . ПМИД 31822396 .
Ссылки
[ редактировать ]- Крумбахер, К. (1897). История византийской литературы . Мюнхен, Ч. Бек (О. Бек).
Атрибуция:
- В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Мершман, Фрэнсис (1912). « Святой Феофан ». В Герберманне, Чарльз (ред.). Католическая энциклопедия . Том. 14. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона.
- свободном доступе : Чисхолм, Хью , изд. (1911). « Феофан ». Британская энциклопедия . Том. 26 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. Сноски:
- Редакции Хроники :
- Первое издание , Жак Гоар (Париж, 1655 г.)
- JP Migne , Patrologia Graeca , cviii (том 108, столбец 55-1009).
- Дж. Классен в Боннском Corpus Scriptorum Hist. Византия (1839–1841);
- К. де Бур (1883–85) с исчерпывающим трактатом по рукописи. и подробный указатель [и издание латинской версии Анастасия Библиотекария]
- см. также монографию Жюля Паргуара «Святой Феофан Хронограф и его отношения со святым Феодором Студитом», в «Визвремени», ix. (Санкт-Петербург, 1902).
- Редакции Продолжения в
- Ж. П. Минь, пара. гр. , сикс.
- И. Беккер , Боннский Corpus Scriptorum Hist. Быз. (1838)
- Об обоих произведениях и о Феофане в целом см.:
- К. Крумбахер, История византийской литературы (1897);
- Дифирамб Феофану Исповеднику (панегирик Феофану, написанный неким протоасекретисом, или главным секретарем при Константине Багрянородном), Новое Житие Феофана Исповедника (анонимно), оба под редакцией одного и того же писателя в Sessionsbertchte der philos.-philol. и история. к. Баварский. академик наук (1896, стр. 583–625 и 1897, стр. 371–399);
- Упадок Гиббона и падение Римской империи (изд. Бери), 500 очков.
В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в - Редакции Хроники :
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Манго, Кирилл (1978). «Кто написал Хронику Феофана?». Зборкник Радова Византиношког Института . 18 :9–18. - переиздано там же, Византия и ее образ, Лондон, 1984.
- Комбефис . Венеция. 1729 г. — Издание Летописи с примечаниями и исправлениями.
- Хроника Феофана Исповедника: Византийская и ближневосточная история 284–813 гг. н.э. Перевод Манго, Кирилл; Скотт, Роджер. Оксфорд. 1997.
{{cite book}}
:CS1 maint: отсутствует локация издателя ( ссылка ) — переводы Хроники - Хронография. Двуязычный документ на латыни и греческом языке, в Национальной библиотеке Испании (BN), 2 части DOI: 10.13140/RG.2.2.34638.20802 и DOI: 10.13140/RG.2.2.36368.35840.