Вечная девственность Марии
Вечная девственность Марии — это христианское учение, согласно которому Мария, мать Иисуса , была девственницей «до, во время и после» рождения Христа. [2] В западном христианстве этой католическая церковь доктрины придерживаются , а также некоторые лютеране , англиканцы , реформаты и другие протестанты . [3] [4] [5] [6] [7] Восточные Православные Церкви также придерживаются этой доктрины как части своей продолжающейся традиции. [8] а восточные православные церкви признают Марию как Эипарфенос , что означает «вечно девственница». [9] Это один из четырех Марианских догм католической церкви. [10] Большинство современных протестантов-нонконформистов отвергают эту доктрину. [11]
Сохранившаяся письменная традиция вечной девственности Марии впервые появляется в тексте конца II века, называемом Протоевангелием Иакова . [12] Второй Константинопольский собор 553 г. дал ей титул «Эипарфенос», что означает «Вечная Дева», а на Латеранском соборе 649 г. папа Мартин I подчеркнул тройственный характер вечной девственности: до, во время и после рождения Христа. [13] Лютеранские статьи Смалькальда (1537 г.) и реформатское Второе Гельветическое исповедание (1562 г.) также кодифицировали доктрину вечной девственности Марии. [14] [3]
Учение о вечной девственности Марии было оспорено на том основании, что Новый Завет прямо подтверждает ее девственность только до рождения Иисуса. [15] и упоминает братьев ( адельфои ) Иисуса , [16] [17] которые могли быть: (1) сыновьями Марии, матери Иисуса , и Иосифа ; (2) сыновья Марии, названные в Марка 15:40 «матерью Иакова и Иосии», в которых Иероним определил как сестру Марии, матери Иисуса; или (3) сыновья Иосифа от предыдущего брака. [18]
Происхождение и история
[ редактировать ]Девственность в родах: I век.
[ редактировать ]Оды Соломона были истолкованы как подразумевающие, что Мария была девственницей даже во время родов, а также как утверждающие, что Мария не испытывала боли во время родов. [19] Подобные утверждения существуют и в Вознесении Исайи . [20] [21]
2 век
[ редактировать ]Непорочное зачатие Иисуса встречается в Евангелии от Матфея и, возможно, у Луки , но, похоже, до середины II века оно не имело большого богословского значения. [23] Отцы Церкви II века Ириней и Иустин Мученик , хотя и упоминали непорочное зачатие, нигде прямо не подтверждали точку зрения, что Мария была вечной девой. [24] Эта идея, однако, появляется по крайней мере в трех произведениях второго века: « Протоевангелии Иакова» , [12] Евангелие от Петра [25] [26] и Детское Евангелие от Фомы . [27] Все эти ранние источники независимо друг от друга утверждают, что так называемые «братья Господа» были детьми от первого брака Иосифа. [27] По словам протестантского ученого Ричарда Бокэма , эти произведения «не обнаруживают никаких признаков литературного родства». [27] и, вероятно, «свидетельство устоявшейся традиции в (вероятно, начале) сирийского христианства второго века, согласно которой братья и сестры Иисуса были детьми Иосифа от предыдущего брака». [27] По словам Ричарда Бокэма , Игнатий Антиохийский также частично верил в учение о девственности Марии . [27]
В Евангелии от Иакова говорится, что Мария всю жизнь оставалась девственницей, потому что Иосиф был стариком, женившимся на ней без физического желания, а братья Иисуса, упомянутые в канонических евангелиях, объясняются сыновьями Иосифа от более раннего брака. [28] Похоже, что «Протоевангелие» использовалось для создания историй о Марии, которые можно найти в Коране . [29] но хотя мусульмане согласны с христианами в том, что Мария была девственницей в момент зачатия Иисуса, идея ее вечной девственности после этого противоречит исламскому идеалу женщины как жены и матери. [30] Второй Апокалипсис Иакова изображает Иакова, Брата Господня , не ребенком Иосифа, а некоего «Тевдаса», родственника Господа. [31]
В трудах Гегесиппа нет ясности по этому поводу, некоторые авторы утверждают, что он защищал эту доктрину. [32] в то время как другие утверждают, что он оспаривал вечную девственность Марии. [33]
Эбиониты отрицали непорочное зачатие и вечную девственность Марии. [34] [35]
Ранняя неопределенность: III век.
[ редактировать ]В III веке Ипполит Римский считал Марию «вечнодевственной». [36] в то время как Климент Александрийский , писавший вскоре после появления «Протоевангелия», ссылался на случай с акушеркой, осмотревшей Марию сразу после родов («после родов ее осмотрела акушерка, которая нашла ее девственницей») и утверждал что это можно найти в Евангелиях («Об этом свидетельствуют Писания Господни»), хотя он имел в виду апокрифическое Евангелие как факт. Ученый III века Ориген использовал объяснение братьев в Протоевангелии, чтобы поддержать вечную девственность Марии («Нет ребенка Марии, кроме Иисуса, по мнению тех, кто правильно о ней думает»). [22] Ориген также упомянул, что Евангелие от Петра подтвердило вечную девственность Марии, заявив, что «братья» Иисуса были от предыдущего брака Иосифа. [25] [26]
Тертуллиан , стоявший между Климентом и Оригеном, отрицал девственность Марии отчасти для того, чтобы опровергнуть докетистскую идею о том, что Сын Божий не мог принять человеческое тело («хотя она была девственницей, когда зачала, но была женой, когда родила ее сын»). [37] Тертуллиан, однако, не совсем ясен по вопросу девственности Марии после родов , а некоторые ученые отрицают его традиционную связь с гельвидийской позицией. [38] [39] [40]
Гельвидий также утверждал, что Викторин считал, что у Марии были и другие дети; [41] Позже Иероним утверждал, что Гельвидий неверно истолковал Викторина. [42] Епифаний придумал название « Антидикомарии » для группы людей, отрицавших вечную девственность Марии, на которую нападал Епифаний. [43] Те же их взгляды были упомянуты и ранее Оригеном , хотя он тоже отвергал их как еретические. [44] Они действовали с III по V век. [45]
По словам Епифания, антидикомарии утверждали, что Аполлинарий Лаодикийский или его ученики отрицали вечную девственность Марии, хотя Епифаний усомнился в этом утверждении. [46]
Раннехристианские богословы, такие как Ипполит. [47] (170–235), Евсевий (260/265–339/340) и Епифаний (ок. 310/320–403) защищали вечную девственность Марии.
Установление православия: IV век.
[ редактировать ]К началу IV века распространение монашества способствовало продвижению целибата как идеального состояния. [48] и была установлена моральная иерархия, в которой брак занимал третье место после пожизненного девства и вдовства. [49] Восточные богословы в целом считали Марию Эипарфеносом , но многие в западной церкви были менее убеждены. [50] Богослов Гельвидий возражал против присущей этой точке зрения девальвации брака и утверждал, что два состояния — девственность и брак — равны. [51] Его современник Иероним , понимая, что это приведет к тому, что Богородица займет более низкое место на небесах, чем девственницы и вдовы, защищал ее вечную девственность в своей чрезвычайно влиятельной книге « Против Гельвидия» , вышедшей около 383 года. [52]
В 380-х и 390-х годах монах Иовиниан отрицал девственность Марии in partu (девственность во время родов), написав, что если Иисус не претерпел нормального человеческого рождения, то его тело было чем-то иным, чем истинно человеческое. [54] Как сообщал Августин , Иовиниан «отрицал, что девственность Марии, существовавшая при ее зачатии, сохранялась, пока она родила». Августин далее говорит, что причина отрицания Иовинианом девственности Марии частично заключалась в том, что это учение было слишком близко к манихейскому представлению о том, что Христос был просто призраком. [55] По словам Амвросия, Иовиниан утверждал, что Мария зачала девственницей, но не родила девственницей. [54] Иероним писал против Иовиниана, но не упомянул об этом аспекте его учения, и большинство комментаторов считают, что он не нашел это оскорбительным. [54] Иовиниан также нашел в Милане двух монахов, Сарматио и Барбатиана , которые придерживались схожих взглядов с Иовинианом. [56]
защищал девственность Марии, Единственным важным христианским интеллектуалом, который частично был Амвросий , архиепископ Миланский, который был главной мишенью обвинений в манихействе. [55] В 391 году он написал «О девственности». [57] полное название которого было «О воспитании Богородицы и вечной девственности Марии» . [58] По мнению Амвросия, как физическое рождение Иисуса от Марии, так и крещение христиан церковью должно было быть полностью девственным, даже частично , чтобы стереть пятно первородного греха, физическим признаком которого являются родовые муки. . [59] Именно благодаря Амвросию Virginitas in partu стала постоянно включаться в мысли последующих богословов. [60] Бонос из Сардики также отрицал вечную девственность Марии, за что был объявлен еретиком. Его последователи выживали на протяжении многих столетий, особенно среди готов . [61] [62] [63] отрицали вечную девственность Марии Кроме того, некоторые ариане . [34]
Иовиниан был осужден как еретик на Миланском Синоде под председательством Амвросия в 390 году, а вечная девственность Марии была признана единственной ортодоксальной точкой зрения. [13] Дальнейшее развитие событий последовало, когда Второй Константинопольский собор в 553 году официально присвоил ей титул «Эипарфенос», а на Латеранском соборе 649 года папа Мартин I подчеркнул тройственный характер вечной девственности: до, во время и после рождения Христос. [13]
Афанасий Александрийский (ум. 393) провозгласил Марию Эипарфенос «вечнодевственной», а литургия Иакова, брата Иисуса, также требовала провозглашения Марии вечнодевственной. [64] Эту точку зрения защищали Августин , Иларий Пуатье , Дидим Слепой , Кирилл Александрийский и другие. [65] [66] [67]
В Апостольском Символе веры преподавалось учение о девственности отчасти . [68]
Средний возраст
[ редактировать ]В средние века общепринятой была вечная девственность Марии. [69] однако павликиане отрицали ее вечную девственность, говоря даже, что Христос отказал ей в блаженстве. [70] [71]
Протестантская Реформация
[ редактировать ]Протестантская Реформация отвергла особый моральный статус пожизненного безбрачия. В результате брак и родительские права превозносились, а Марию и Иосифа считали нормальной супружеской парой. [72] Он также подтвердил, что только Библия является фундаментальным авторитетным источником Слова Божьего ( sola scriptura ). [73] Реформаторы отметили, что, хотя в Священных Писаниях упоминается непорочное зачатие , в них не упоминается вечная девственность Марии после рождения Христа . [74] Вечную девственность Марии поддерживал Мартин Лютер (который называет ее вечнодевственницей в « Статьях Смалькальда» , лютеранском исповедании веры, написанном в 1537 году), [14] Хульдрих Цвингли , Томас Кранмер , Воллебиус , Буллингер , Джон Уиклиф и более поздние протестантские лидеры, включая Джона Уэсли , соучредителя методизма . [75] [11] [76] [77] Осиандер отрицал вечную девственность Марии, за что Меланхтон презирал. [78]
Точка зрения Жана Кальвина была более неоднозначной, он считал, что узнать, что случилось с Марией после рождения Иисуса, невозможно. [76] Однако Джон Кальвин утверждал, что Евангелие от Матфея 1:25 , использованное Гельвидием для нападок на вечную девственность Марии, не учит, что у Марии были другие дети. [79] Другие кальвинисты подтвердили вечную девственность Марии, в том числе во Втором Гельветическом исповедании , заявив, что Мария была «вечно девственной Марией», и в примечаниях к Женевской Библии . [80] [3] Теодор Беза , видный ранний кальвинист, включил вечную девственность Марии в список соглашений между кальвинизмом и католической церковью. [81] Некоторые реформаторы поддержали эту доктрину, чтобы противостоять более радикальным реформаторам, ставившим под сомнение божественность Христа; Вечная девственность Марии гарантировала воплощение Христа, несмотря на вызовы ее библейским основам. [82] Современные протестанты в значительной степени отвергли вечную девственность Марии на основании принципа sola scriptura, и это редко открыто выражалось в исповедях или доктринальных утверждениях. [83] хотя вечная девственность Марии по-прежнему является распространенной верой в англиканстве и лютеранстве . [84]
Среди анабаптистов ( « Хубмайер никогда не отказывался от своей веры в вечную девственность Марии и продолжал почитать Марию как Богородицу Богородицу»). Эти две доктринальные позиции рассматриваются индивидуально в девятой и десятой статьях работы Хубмайера «Апология» соответственно . [85]
Доктрина
[ редактировать ]Второй Константинопольский собор признал Марию Эипарфенос , что означает «приснодевственница». [9] остается аксиомой Для Восточной Православной Церкви то, что она оставалась девственной на протяжении всей своей земной жизни, и поэтому православие понимает упоминания в Новом Завете о братьях и сестрах Иисуса как обозначение его родственников, но не биологических детей его матери. [86]
Латинская церковь, сегодня более известная как Католическая церковь, разделила Константинопольский собор с богословами греческой или православной общины и, следовательно, разделяет с ними титул Эипарфенос , присвоенный Марии. Католическая церковь пошла дальше, чем православная, сделав вечное девство одним из четырех догматов Марии , а это означает, что оно считается истиной, раскрытой Богом , отрицание которой является ересью . [10] Оно заявляет о ее девственности до, во время и после рождения Иисуса . [87] или в определении, сформулированном Папой Мартином I на Латеранском соборе 649 года : [88]
Блаженная приснодевственница и непорочная Мария зачала без семени, от Духа Святого, и без утраты непорочности родила его и после рождения сохранила свое девство нерушимым.
Фома Аквинский признавал, что разум не может этого доказать, но утверждал, что это необходимо принять, потому что оно «уместно». [89] ибо как Иисус был единородным сыном Божиим, так он должен был быть и единородным сыном Марии, поскольку второе и чисто человеческое зачатие не уважало бы священное состояние ее святого чрева. [90] Символически вечная девственность Марии означает новое творение и новое начало истории спасения . [91] Это неоднократно заявлялось и утверждалось, совсем недавно на Втором Ватиканском Соборе : [92]
Этот союз Матери с Сыном в деле спасения проявляется со времени непорочного зачатия Христа [...], а затем и с рождением Господа Нашего, Который не умалил девственной непорочности Своей Матери, но освятил ее. .
- Люмен Гентиум , № 57
Аргументы и доказательства
[ редактировать ]Проблема, с которой сталкиваются богословы, желающие сохранить девственность Марии на протяжении всей жизни, заключается в том, что в посланиях Павла , четырех Евангелиях и Деяниях апостолов упоминаются братья ( adelphoi ) Иисуса, причем Марк и Матфей записывают их имена, а Марк добавляет безымянных. сестры. [16] [93] [а] В Евангелии от Иакова , за которым столетие спустя последовал Епифаний объяснялись , адельфои как дети Иосифа от более раннего брака. [94] и это до сих пор является точкой зрения восточно-православных христианских церквей. [95] Иероним, полагая, что Иосиф, как и Мария, должен быть девственником всю жизнь, [96] утверждал, что эти адельфои были сыновьями «Марии, матери Иакова и Иосии» ( Марка 15:40 ), которых он отождествлял с женой Клепы и сестрой девы Марии (Иоанна 19:25), [95] который остается популярным в Западной церкви. Современное предположение считает этих адельфоев сыновьями «Марии, матери Иакова и Иосии» (здесь не отождествляемых с сестрой Девы Марии) и Клопы, который, по словам Гегесиппа, был братом Иосифа. [95]
Дополнительные библейские трудности были добавлены в Евангелии от Луки 2:7 , где Иисус назван «первенцем» Марии, [97] и от Матфея 1:25 , где добавляется, что Иосиф «не узнал ее, пока она не родила своего первенца». [98] [б]
Гельвидий утверждал, что первенство подразумевает более поздние рождения и что слово «пока» не оставляет открытым путь к сексуальным отношениям после рождения; Иероним, отвечая, что даже единственный сын будет первенцем и что «пока» не имеет того значения, которое истолковал для него Гельвидий, нарисовал отвратительный словесный портрет Иосифа, совокупляющегося с окровавленной и измученной Марией сразу после того, как она родила — таков, по его мнению, смысл аргументов Гельвидия. [52] Мнения о качестве опровержения Джерома варьируются от мнения, что оно было мастерским и аргументированным, до тонкого, риторического, а иногда и безвкусного. [13]
Два других отца IV века, Григорий Нисский , следуя «некоторому апокрифическому рассказу», и Августин , выдвинули еще один аргумент, прочитав Луки 1:34. [99] как обет вечной девственности со стороны Марии; эта идея, впервые представленная в Протоевангелии Иакова, сегодня не имеет особой научной поддержки. [100] но он, а также аргументы, выдвинутые Иеронимом и Амвросием, были выдвинуты Папой Иоанном Павлом II в его катехизации от 28 августа 1996 года как четыре факта, подтверждающие продолжающуюся веру католической церкви в вечную девственность Марии. [101]
, где Иисус поручает Марию ученику Иоанну, а не своим братьям, утверждается В 19-й главе Евангелия от Иоанна , что это подтверждает точку зрения о том, что у Иисуса не было братьев. Однако протестанты обычно выступают против этого отрывка двумя способами: во-первых, утверждая, что братья Иисус были неверующими или что они не присутствовали при распятии. [102]
Некоторые утверждали, что у Марии и Иосифа не было бы нормального брака, если бы Мария оставалась вечной девственницей; однако некоторые католики утверждали, что есть свидетельства того, что безбрачие в браке уже практиковалось кумранской общиной и другими евреями в то время. [103]
Католический священник и исследователь Нового Завета Джон П. Мейер утверждает, что, хотя преобладание библейских свидетельств указывает на то, что у Иисуса были братья и сестры, эти доказательства недостаточно убедительны, чтобы опровергнуть вечную девственность Марии. [104]
См. также
[ редактировать ]- Англиканское марианское богословие
- Антидикомарии
- Успение Богородицы
- Католическая мариология
- Непорочное зачатие
- Лютеранская мариология
- Новая канун
- Панахранта (значок)
- Непорочное рождение Иисуса
Примечания
[ редактировать ]- ^ Марка 6:3 называет Иакова, Иосию, Иуду, Симона; В Евангелии от Матфея 13:55 Иосиф вместо Иосии, причем последний является сокращенной формой первого и меняет порядок последних двух; Марка 6:3 и Матфея 12:46 относятся к безымянным сестрам; Лука, Иоанн и Деяния также упоминают братьев. См. Bauckham (2015) в библиографии, стр. 6–9.
- ^ Фраза «не знал ее» — библейский эвфемизм для обозначения сексуальных отношений (см. Бытие 4:1). Текст не подтверждает и не отрицает вечную девственность Марии. [98]
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Хеземанн 2016 , с. без страниц.
- ^ Бромили 1995 , с. 269.
- ^ Перейти обратно: а б с «ВТОРАЯ ГЕЛЬВЕТСКАЯ ИСПОВЕДОВАНИЕ» . www.ccel.org . Проверено 21 декабря 2021 г.
- ^ Александр, Джозеф Аддисон (1863). Евангелие от Марка . К. Скрибнер.
- ^ Американский лютеранин, Том 49 . Американское лютеранское рекламное бюро. 1966. с. 16.
Хотя вечная девственность Марии считается благочестивым мнением многих лютеранских исповедников, она не рассматривается как обязательное учение Священного Писания.
- ^ Новая Британская энциклопедия, том 11 . Британская энциклопедия . 1983. с. 562. ИСБН 978-0-85229-400-0 .
Частично из-за этих библейских проблем учение о вечной девственности Марии не получило такой единодушной поддержки, как учение о непорочном зачатии или титуле Богородицы. Однако он приобрел догматический статус на Халкидонском соборе в 451 году и, следовательно, является обязательным для верующих восточно-православных и католиков; кроме того, его поддерживают многие англиканские, некоторые лютеранские и некоторые другие протестантские богословы.
- ^ Лош 2008 , с. 283.
- ^ «Вечная Девственность Святой Марии» . ninesaintsethiopianorthodoxmonastery.org . Проверено 5 февраля 2024 г.
- ^ Перейти обратно: а б Фэйрберн 2002 , с. 100.
- ^ Перейти обратно: а б Коллиндж 2012 , с. 133.
- ^ Перейти обратно: а б Кэмпбелл 1996 , с. 150.
- ^ Перейти обратно: а б Лозе 1966 , с. 200.
- ^ Перейти обратно: а б с д Полкар 2016 , с. 186.
- ^ Перейти обратно: а б Гилл 2004 , с. 1254.
- ^ Мэтью 1:25
- ^ Перейти обратно: а б Маундер 2019 , с. 28.
- ^ Парментье 1999 , с. 550.
- ^ Кросс и Ливингстон 2005 , с. 237-238.
- ^ Сапожник 2016 , с. 44.
- ^ Каруана, Сальвино. « Рождённый от Девы Марии…» По словам св. Игнатия Антиохийского, св. мученика Иустина и св. Иринея Лионского» (PDF) . um.edu.mt.
Два вывода в Оде 19, а именно: один - об аспекте нестрадания, а другой - об отсутствии повивальной бабки, - по-видимому, также были обычным явлением в других апокрифических произведениях литературы. Они также встречаются в «Вознесении Исайи» и «Деяниях Петра». Это также могло быть отсылкой к тому факту, что во время изгнания в Египет еврейские женщины, как известно, очень быстро и сильно рожали. Говорят, что они сделали это в кратчайшие сроки. Египетские повивальные бабки постоянно жаловались фараону, что им не удается сделать это достаточно быстро, чтобы проверить, является ли новорожденный еврейский ребенок мальчиком или девочкой, см.: Исх 1,19.
- ^ Сапожник 2016 , с. 43.
- ^ Перейти обратно: а б Вирт 2016 , с. 167-168.
- ^ Хантер 1993 , с. 61.
- ^ Хантер, Дэвид Г. (26 января 2007 г.). Брак, безбрачие и ересь в древнем христианстве: полемика иовинианистов . ОУП Оксфорд. ISBN 978-0-19-153553-6 .
- ^ Перейти обратно: а б Гомилетическое обозрение: международный журнал религии, теологии и философии . Агентство религиозных газет. 1893.
- ^ Перейти обратно: а б «Филип Шафф: ANF09. Евангелие Петра, Диатессарон Татиана, Апокалипсис Петра, Видение Павла, Апокалипсис Богородицы и Седраха, Завещание Авраама, Деяния Ксантиппы и Поликсены, Повествование Зосимы. , Апология Аристида — Эфирная библиотека христианской классики» . www.ccel.org . Проверено 16 июня 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Бокэм, Ричард (1994). «Братья и сестры Иисуса: Епифанийский ответ Джону П. Мейеру» . Католический библейский ежеквартальный журнал . 56 (4): 686–700. ISSN 0008-7912 . JSTOR 43721789 .
- ^ Уртадо 2005 , с. 448.
- ^ Белл 2012 , с. 110.
- ^ Джордж-Тврткович 2018 , с. без страниц.
- ^ «2-й Апокалипсис Иакова» . www.earlychristianwritings.com . Проверено 29 января 2024 г.
- ^ Протро 2019 .
- ^ «КАТОЛИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ: Поклонение Пресвятой Деве Марии» . www.newadvent.org . Проверено 10 января 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б Миравалле 2006 , с. 61.
- ^ Лондонское обозрение . Александр Гейлин. 1860.
- ^ Марчев, Радостин. Вера в вечную девственность Марии в первые четыре века и ее значение для православно-протестантского диалога .
- ^ Вирт 2016 , с. 167.
- ^ Педросо, Хосе М. (1999). «Братья Иисуса и девственность его Матери» . Томист: спекулятивный ежеквартальный обзор . 63 (1): 83–104. дои : 10.1353/th.1999.0044 . ISSN 2473-3725 . S2CID 171114843 .
- ^ Макхью, Джон (1975). Мать Иисуса в Новом Завете . Интернет-архив. Гарден-Сити, Нью-Йорк: Даблдей. ISBN 978-0-385-04748-7 .
- ^ Блинцлер, Йозеф (1967). Братья и сестры Иисуса . Интернет-архивы. Штутгарт, издательство Catholic Bible Works.
- ^ «Филип Шафф: История христианской церкви, Том III: Никейское и постникейское христианство. 311–600 гг. Н. Э. - Эфирная библиотека христианской классики» . www.ccel.org . Проверено 10 февраля 2022 г.
- ^ Тенни, Меррилл К. (10 августа 2010 г.). Библейская энциклопедия Зондервана, том 1: переработанное полноцветное издание . Зондерван Академик. ISBN 978-0-310-87696-0 .
- ^ Стивен Дж. Шумейкер, «Епифаний Саламинский, коллиридийцы и рассказы о раннем Успении: культ Богородицы в четвертом веке», Журнал ранних христианских исследований , Vol. 16, № 3 (2008), стр. 371–401. дои : 10.1353/earl.0.0185
- ^ Ориген (1996). Линхард, Джозеф Т. (ред.). Проповеди на Луку . Серия «Отцы церкви». Том. 94. Издательство Католического университета Америки . стр. 29–30. ISBN 9780813200941 .
- ^ Уильям Х. Брэкни, Исторический словарь радикального христианства (Scarecrow Press, 2012 [ ISBN 978-0-8108-7179-3 ]), с. 31 .
- ^ Уильямс, Фрэнк. Панарий Епифания Саламинского: книги II и III . п. 616.
Некоторые антидикомарии, вдохновленные какой-то завистью или заблуждением и желая запятнать умы людей, как бы имея злобу на Деву и желая унизить ее репутацию, осмелились сказать, что святая Мария имела отношения с мужчиной после рождения Христа. Я имею в виду самого Джозефа. И, как я уже упоминал, говорят, что это заявление было сделано самим почтенным Аполлинарием или некоторыми из его учеников. Да, я в этом сомневаюсь, но я должен сказать о тех, кто это говорит.
- ^ Рима, Ипполит. Против Берона и Хеликса: Фрагмент VIII . Проверено 18 февраля 2021 г.
- ^ Хантер 2008 , с. 412.
- ^ Хантер 2008 , с. 412-413.
- ^ Натан 2018 , с. 230.
- ^ Хантер 1999 , с. 423-424.
- ^ Перейти обратно: а б Полкар 2016 , с. 185.
- ^ «ОТЦЫ ЦЕРКВИ: Вечная девственность Марии (Иеронима)» . www.newadvent.org . Проверено 21 июля 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Хантер 1993 , с. 56-57.
- ^ Перейти обратно: а б Хантер 1993 , с. 57.
- ^ «Филип Шафф: История христианской церкви, Том III: Никейское и постникейское христианство. 311–600 гг. Н. Э. - Эфирная библиотека христианской классики» . www.ccel.org . Проверено 18 июня 2022 г.
. Затем он отправился в Милан, где два монаха Сарматий и Барбатиан высказывали взгляды, сходные с его собственными; но там с ним поступил так же и епископ Амвросий, который собрал против него совет. С этого времени он и его партия исчезают из истории, а до 406 года он умер в изгнании.394
- ^ «О девственности» .
- ^ «Непорочное зачатие Марии в Сант-Амброджо» (на итальянском языке). 7 декабря 2020 г.
- ^ Хантер 1993 , с. 59.
- ^ Розенберг 2018 , с. без страниц.
- ^ Нельсон, Томас (21 марта 2001 г.). Христианский словарь Нельсона: авторитетный источник информации о христианском мире . Томас Нельсон. ISBN 978-1-4185-3981-8 .
- ^ «Бонос и боносианцы» . www.ccel.org . Проверено 11 февраля 2022 г.
- ^ КАТОЛИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ: Боносус
- ^ Натан 2018 , с. 229.
- ^ Розенберг 2018 , с. 199.
- ^ Кич, Доминик (18 октября 2012 г.). Антипелагианская христология Августина Гиппопотама, 396-430 гг . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-163929-6 .
- ^ «Во что верила ранняя церковь: вечная девственность Марии» . Католические ответы . Проверено 18 июня 2022 г.
- ^ «Мария | Биография, ссылки на Библию, значение и чудеса | Британника» . www.britanica.com . Проверено 5 июня 2022 г.
- ^ Дзон, Мэри (9 марта 2017 г.). Поиски Младенца Христа в позднем средневековье . Издательство Пенсильванского университета. ISBN 978-0-8122-4884-5 .
- ^ Гарсоян, Нина Г. (2 мая 2011 г.). Павликианская ересь: исследование происхождения и развития павликианства в Армении и восточных областях Византийской империи . Вальтер де Грюйтер. ISBN 978-3-11-134452-2 .
- ^ Конибир, Ф.К. Ключ истины, руководство Павликанской церкви Армении . Оксфорд: Кларендон Пресс.
Они отрицали ее вечную девственность и учили, что Христос прямо отказал ей в блаженстве.
- ^ Миллер-МакЛемор 2002 , с. 100-101.
- ^ Миллер-МакЛемор 2002 , с. 100.
- ^ Пеликан 1971 , с. 339.
- ^ Блош, Дональд Г. (2 декабря 2005 г.). Иисус Христос: Спаситель и Господь . Межвузовская пресса. ISBN 978-0-8308-2754-1 .
- ^ Перейти обратно: а б Литфин, Брайан (16 января 2015 г.). После Деяний: изучение жизни и легенд апостолов . Издательство Муди. ISBN 978-0-8024-9206-7 .
- ^ Дивоццо, Р. (12 июня 2019 г.). Мария для протестантов: размышления католика о значении Марии-Богородицы . Wipf и Stock Publishers. ISBN 978-1-5326-7585-0 .
- ^ Евреи, иудаизм и Реформация в Германии шестнадцатого века . БРИЛЛ. 01.02.2006. ISBN 978-90-474-0885-7 .
- ^ Малдер, Джек младший (июль 2015 г.). Что значит быть католиком? . Вм. Издательство Б. Эрдманс. ISBN 978-0-8028-7266-1 .
- ^ МакКим, Дональд К.; Райт, Дэвид Ф. (1 января 1992 г.). Энциклопедия реформатской веры . Вестминстер Джон Нокс Пресс. ISBN 978-0-664-21882-9 .
- ^ Дирнесс, Уильям А. (10 июня 2004 г.). Реформатская теология и визуальная культура: протестантское воображение от Кальвина до Эдвардса . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-54073-5 .
- ^ МакКаллох 2016 , с. 51-52,64.
- ^ Кэмпбелл 1996 , с. 47 150.
- ^ Лонгенекер, Дуайт; Густафсон, Дэвид (2003). Мэри: Католические евангелические дебаты . Издательство Грейсвинг. ISBN 978-0-85244-582-2 .
- ^ Клагер, Эндрю. «Проглатывание и вынашивание: миротворчество, Вечеря Господня и Богородица в меннонитско-анабаптистской и восточно-православной традициях». Журнал экуменических исследований 47, вып. 3 (лето 2012 г.): 452.
- ^ МакГакин 2010 , с. без страниц.
- ^ Грин-МакКрайт 2005 , с. 485.
- ^ Миравалле 2006 , с. 56.
- ^ Доддс 2004 , с. 94.
- ^ Миравалле 2006 , с. 61-62.
- ^ Фальбуш 1999 , с. 404.
- ^ Миравалле 2006 , с. 59.
- ^ Бокэм 2015 , с. 6–8.
- ^ Никлас 2011 , с. 2100.
- ^ Перейти обратно: а б с Кросс и Ливингстон 2005 , с. 238.
- ^ Келли 1975 , с. 106.
- ^ Пеликаны 2014 , с. 160.
- ^ Перейти обратно: а б Харрингтон 1991 , с. 36 сн.25.
- ^ Луки 1:34
- ^ Браун 1978 , с. 278–279.
- ^ Калкинс 2008 , с. 308–310.
- ^ Протро 2019 , стр. 84–85.
- ^ Протро 2019 , с. 82.
- ^ Мейер, Джон (январь 1992 г.). «Братья и сестры Иисуса в экуменической перспективе» . Католический библейский ежеквартальный журнал . 54 (1): 26. JSTOR 43720810 . Проверено 18 июня 2023 г.
Библиография
[ редактировать ]- Бокэм, Ричард (2015). Иуда и родственники Иисуса в ранней церкви . Блумсбери. ISBN 9781474230476 .
- Белл, Ричард (2012). Происхождение ислама в христианской среде . Рутледж. ISBN 9781136260674 .
- Бломберг, Крейг (2006). От Пятидесятницы до Патмоса: Введение в Деяния через Откровение . Издательство B&H. ISBN 9780805432480 .
- Буаклер, Регина А. (2007). «Девственность Марии (Библейское богословие)». В Эспине, Орландо О.; Николофф, Джеймс Б. (ред.). Вводный словарь теологии и религиоведения . Литургическая пресса. ISBN 9780814658567 .
- Бутон, Дайан Э. (2004). «Вариации на лимбургскую тему». В ДюБруке, Эдельгард Э.; Гусик, Барбара И. (ред.). Исследования пятнадцатого века . Том. 29. Кэмден Хаус. ISBN 9781571132963 .
- Скучно, М. Юджин (2006). Марк: Комментарий . Пресвитерианское издательство. ISBN 9780664221072 .
- Боринг, М. Юджин; Крэддок, Фред Б. (2009). Народный комментарий к Новому Завету . Вестминстер Джон Нокс. ISBN 9780664235925 .
- Бромили, Джеффри В. (1995). Международная стандартная библейская энциклопедия . Эрдманс. ISBN 9780802837851 .
- Браун, Раймонд Эдвард (1978). Мария в Новом Завете . Паулист Пресс. ISBN 9780809121687 .
- Брунер, Фредерик (2004). Матфея 1-12 . Эрдманс. ISBN 9780802811189 .
- Беркетт, Делберт (2019). Введение в Новый Завет и истоки христианства . Издательство Кембриджского университета. ISBN 9781107172784 .
- Калкинс, Артур Бертон, монсеньор. (2008). «Вечная Девственность Богоматери». В Миравалле, Марк И. (ред.). Мариология: Руководство для священников, диаконов, семинаристов и посвященных лиц . Книги «Престол мудрости». ISBN 9781579183554 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - Кэмпбелл, Тед (1996). Христианские исповедания: историческое введение . Вестминстер Джон Нокс Пресс. ISBN 9780664256500 .
- Коллиндж, Уильям Дж. (2012). Исторический словарь католицизма . Пугало Пресс. ISBN 9780810879799 .
- Кросс, Фрэнк Лесли; Ливингстон, Элизабет А. (2005). «Братья Господни» . Оксфордский словарь христианской церкви . Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780192802903 .
- Дэвидс, Питер Х. (2000). «Братья Господни». Во Фридмане, Дэвид Ноэль; Майерс, Аллен С. (ред.). Библейский словарь Эрдмана . Эрдманс. ISBN 9789053565032 .
- Доддс, Майкл Дж. (2004). «Учение Фомы Аквинского о тайнах жизни Христа». В Вайнанди, Томас Джерард; Китинг, Дэниел; Йокум, Джон (ред.). Фома Аквинский о доктрине: Критическое введение . А&С Черный. ISBN 9780567084118 .
- Фэйрберн, Дональд (2002). Восточное православие глазами Запада . Вестминстер Джон Нокс. ISBN 9780664224974 .
- Фальбуш, Эрвин (1999). «Мариология». В Фальбуше, Эрвин; Бромили, Джеффри Уильям (ред.). Энциклопедия христианства, том 3 . Эрдманс. ISBN 9780802824158 .
- Фредриксен, Паула (2008). От Иисуса ко Христу: Происхождение новозаветных изображений Иисуса . Издательство Йельского университета. ISBN 978-0300164107 .
- Георгий-Тврткович, Рита (2018). Христиане, мусульмане и Мария: История . Паулист Пресс. ISBN 9781587686764 .
- Гилл, Шон (2004). "Мэри". В Хиллербранде, Ханс Дж. (ред.). Энциклопедия протестантизма . Рутледж. ISBN 9781135960285 .
- Грин-МакКрайт, Кэтрин (2005). "Мэри". В Ванхузере, Кевин Дж. (ред.). Словарь богословского толкования Библии . Бейкер Академик. ISBN 9780801026942 .
- Харрингтон, Дэниел Дж. (1991). Евангелие от Матфея . Литургическая пресса. ISBN 9780814658031 .
- Хеземанн, Майкл (2016). Мария Назарянина: история, археология, легенды . Игнатиус Пресс. ISBN 9781681497372 .
- Хант, Эмили Дж. (2003). Христианство во втором веке: случай Татиана . Рутледж. ISBN 9781134409891 .
- Хантер, Дэвид Г. (2008). «Брак раннехристианский». В Бенедетто, Роберт; Дюк, Джеймс О. (ред.). Новый Вестминстерский словарь церковной истории: ранняя, средневековая и эпоха Реформации . Вестминстер Джон Нокс Пресс. ISBN 9780664224165 .
- Хантер, Дэвид Г. (1999). «Гельвидий». В Фицджеральде, Аллан Д. (ред.). Августин сквозь века . Эрдманс. ISBN 9780802838438 .
- Хантер, Дэвид Г. (весна 1993 г.). «Гельвидий, Иовиниан и девственность Марии в Риме конца четвертого века» . Журнал ранних христианских исследований . 1 (1). Издательство Университета Джонса Хопкинса : 47–71. дои : 10.1353/earl.0.0147 . S2CID 170719507 . Проверено 30 августа 2016 г.
- Уртадо, Ларри (2005). Господь Иисус Христос: Преданность Иисусу в раннем христианстве . Эрдманс. ISBN 9780802831675 .
- Уртадо, Ларри (2011). Отметка . Книги Бейкера. ISBN 9781441236586 .
- Исаак, Джон М. (2011). Богословие Нового Завета: расширение стола . Wipf и Stock Publishers. ISBN 9781556352935 .
- Келли, Джон Норман Дивидсон (1975). Джером: его жизнь, сочинения и споры . Харпер и Роу. ISBN 9780715607381 .
- Линкольн, Эндрю (2013). Рожденный от Девы? . Эрдманс. ISBN 978-0802869258 .
- Лозе, Бернхард (1966). Краткая история христианского учения . Крепость Пресс. ISBN 9781451404234 .
- Лош, Ричард (2008). Все люди в Библии . Эрдманс. ISBN 9780802824547 .
- Маккалок, Диармайд (2004). Реформация: разделенный дом Европы 1490-1700 гг . Пингвин Великобритания. ISBN 9780141926605 .
- Маккалок, Диармайд (2016). Все новое: Реформация и ее наследие . Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780190616816 .
- Маундер, Крис (2019). «Мария и евангельские повествования» . В Маундере, Крис (ред.). Оксфордский справочник Мэри . Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780198792550 .
- МакГакин, Джон Энтони (2010). Православная церковь: введение в ее историю, учение и духовную культуру . Уайли. ISBN 9781444393835 .
- Мильоре, Дэниел Л. (2002). «Женщина Веры». В Гавенте — Беверли Робертс; Ригби, Синтия Л. (ред.). Благословенный: протестантские взгляды на Марию . Вестминстер Джон Нокс Пресс. ISBN 9780664224387 .
- Миравалле, Марк И. (2006). Введение в Марию: сердце Марианского учения и преданности . Издательство Квиншип. ISBN 978-1-882972-06-7 .
- Миллер-МакЛемор, Бонни Дж. (2002). « Размышляя обо всех этих вещах» . В Гавенте — Беверли Робертс; Ригби, Синтия Л. (ред.). Благословенный: протестантские взгляды на Марию . Вестминстер Джон Нокс Пресс. ISBN 9780664224387 .
- Натан, Джеффри (2018). «Иовинианский спор и Мария Эипарфенос: сомнение в девственности Марии и вопрос материнства» . Саекулум . 68 (2): 225–236. дои : 10.7788/saec.2018.68.2.225 . JSTOR 27638435 . S2CID 201446177 .
- Никлас, Тобиас (2011). «Предания об Иисусе в апокрифических Евангелиях». В Холмене, Том; Портер, Стэнли Э. (ред.). Справочник по изучению исторического Иисуса . БРИЛЛ. ISBN 978-9004163720 .
- Парментье, Мартин Ф.Г. (1999). «Мария» . В Ван дер Тоорне, Карел; Бекинг, Боб; Ван дер Хорст, Питер Виллем (ред.). Словарь божеств и демонов в Библии . Эрдманс. ISBN 9780802824912 .
- Пеликан, Ярослав (1971). Христианская традиция: история развития доктрины . Том. 4: Реформация церкви и догмы. Издательство Чикагского университета. ISBN 9780226653778 .
- Пеликан, Ярослав (2014). Мелодия теологии . Випф и Сток. ISBN 9781625646453 .
- Полкар, Филип (2016). «Развитие учения о вечной девственности Марии в древности (II-VII века нашей эры)». В Курте, Флорин; Холт, Эндрю (ред.). Великие события в религии: Энциклопедия ключевых событий в истории религии: том 1 . АВС-КЛИО. ISBN 9781610695664 .
- Помплан, Трент (2008). "Мэри". В Бакли, Джеймс Дж.; Бауэршмидт, Фредерик К.; Помплан, Трент (ред.). Блэквеллский спутник католицизма . Джон Уайли и сыновья. ISBN 9780470751336 .
- Протро, Джеймс Б. (2019). «Семпер Дева? Библейский обзор обсуждаемой догмы» . Pro Ecclesia: Журнал католического и евангелического богословия . 28 (1): 78–97. дои : 10.1177/1063851219829935 . ISSN 1063-8512 . S2CID 171539085 .
- Ранер, Карл (1975). Энциклопедия богословия: Краткое Sacramentum Mundi . А&С Черный. ISBN 9780860120063 .
- Рэмптон, Марта (2008). «Мария» . Смит, Бонни Г. (ред.). Оксфордская энциклопедия женщин в мировой истории . Издательство Оксфордского университета. п. 191. ИСБН 978-0-19-514890-9 .
- Рауш, Томас П. (2016). Систематическое богословие: римско-католический подход . Литургическая пресса. ISBN 9780814683453 .
- Реддиш, Митчелл (2011). Введение в Евангелия . Абингдон Пресс. ISBN 9781426750083 .
- Розенберг, Майкл (2018). Признаки девственности: испытание девственниц и создание мужчин в поздней античности . Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780190845919 .
- Солсбери, Джойс Э. (2004). «Иероним, Святой». В Кляйнхенце, Кристофер (ред.). Средневековая Италия: Энциклопедия . Рутледж. ISBN 9781135948801 .
- Шумейкер, Джон Ф. (1992). Религия и психическое здоровье . Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780195361490 .
- Шумейкер, Стивен Дж. (2016). Мария в раннехристианской вере и преданности . Издательство Йельского университета. ISBN 978-0-300-21953-1 .
- Стовассер, Барбара Фрейер (1996). Женщины в Коране, традициях и интерпретации . Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780199761838 .
- Тилли, Морин А. (1995). «Тело одной женщины: подавление и выражение в Passio Perpetuae». В Фане, Питер К. (ред.). Этническая принадлежность, национальность и религиозный опыт . Университетское издательство Америки. ISBN 9780819195241 .
- Вуонг, Лили К. (2019). Протеевангелий Иакова . Wipf и Stock Publishers. ISBN 9781532656170 .
- Визнер-Хэнкс, Мерри (2005). Христианство и сексуальность в мире раннего Нового времени: регулирование желаний, практика реформирования . Рутледж. ISBN 9781134761210 .
- Уилер-Рид, Дэвид (2017). Регулирование секса в Римской империи: идеология, Библия и ранние христиане . Издательство Йельского университета. ISBN 9780300231311 .
- Вирт, Дуглас (2016). Дрожащий младенец, славный Господь: Рождественские истории в христианской традиции . ВестБоу Пресс. ISBN 9781512738711 .
- Райт, Дэвид Ф. (1992). "Мэри". В Маккиме, Дональд К.; Райт, Дэвид Ф. (ред.). Энциклопедия реформатской веры . Вестминстер Джон Нокс Пресс. ISBN 9780664218829 .
- Зервос, Джордж Т. (2019). Протевангелий Иакова: греческий текст, английский перевод, критическое введение . Том. 1. Издательство Блумсбери. ISBN 9780567689757 .
- Англиканское богословие и доктрина
- Ассирийская церковь Востока
- Католическое богословие и доктрина
- Христианская терминология
- Восточно-православная мариология
- Восточно-православное богословие
- Лютеранское богословие
- Марианские догматы
- Методизм
- Несексуальность
- Сексуальность в христианстве
- Непорочное рождение Иисуса