Богородица Владимирская
Богородица Владимирская | |
---|---|
Russian : Владимирская икона Божией Матери : Our Lady of Vladimir | |
Художник | Неизвестный |
Год | 1131 |
Середина | Темпера |
Предмет | Дева Мария |
Размеры | 104 см × 69 см (41 × 27 дюймов) |
Расположение | Третьяковская галерея , Москва |
, Владимирская Богородица также известная как Владимирская Богородица , Владимирская Богоматерь. [1] ( Русский : Владимирская икона Божией Матери ; , {{efn | Иногда также упоминается как Вышгородская Богоматерь и Владимирская Богородица ( греческий : Θεοτόκος του Βλαντίμιρ XII века, ), представляет собой византийскую икону изображающую Богородицу с Младенцем , и раннюю пример «Елеуса» иконографического типа . Это одно из самых культурно значимых и знаменитых произведений искусства в русской истории . Многие считают его национальным палладием, которому приписывают несколько чудес, имеющих историческое значение для России. тринадцатом веке работа реставрировалась как минимум пять раз.
Икона написана неизвестным художником, скорее всего, в Константинополе . Его отправили в в Киев дар , а затем перевезли в Успенский собор во Владимире . Традиционно считается, что икона не покидала Владимира до 1395 года, когда ее привезли в Москву для защиты города от вторжения Тимура , хотя историческая достоверность этого утверждения сомнительна. По крайней мере, к шестнадцатому веку он находился в Успенском соборе в Москве , где оставался до тех пор, пока не был перенесен в Государственную Третьяковскую галерею после русской революции .
возник спор о собственности В 1990-е годы между галереей и Московским Патриархатом , который закончился ее переездом в церковь Святителя Николая в Толмачах . Была достигнута договоренность о том, чтобы церковь имела двойной статус: домовой церкви и части музея. Икона остается там и сегодня, и попасть в нее можно только по подземному переходу из галереи в церковь, где до сих пор проводятся литургии.
История
[ редактировать ]Происхождение
[ редактировать ]Икона датируется началом XII века и прибыла на Русь около 1131 года. Это согласуется с сообщениями, приведенными в русских летописях . [2] [3] [4] [5] Как и другие высококачественные произведения византийского искусства , считается, что оно было написано в Константинополе. [5] [6] [7] Оригинальны только лица, а одежда перекрашена после повреждения, когда металлическую крышку или ризу . на нее надевали [2] [5] и в пожаре 1195 г. [5] [4]
Около 1131 года Константинопольский греческий патриарх отправил икону в дар великому князю Юрию Долгорукому . киевскому [8] [9] [ нужны разъяснения ] Академик Сона Хойсингтон отчасти объясняет это более активными усилиями византийцев по обращению и христианизации славянских народов в то время. [10] [ нужны разъяснения ] Он хранился в Вышгородском женском монастыре до тех пор, пока сын Юрия Андрей Боголюбовский не привез его во Владимир в 1155 году. [8]
По традиционному рассказу, лошади, везшие икону, остановились возле Владимира и отказались ехать дальше. Соответственно, многие русичи истолковали это как знак того, что Богородица [а] хотел, чтобы икона осталась там. Место назвали Боголюбово, или «Боголюбивый». Андрей поместил его в своей в Боголюбово резиденции и построил Успенский собор, чтобы узаконить свое утверждение о том, что Владимир заменил Киев в качестве главного города Руси. [11] [ нужен лучший источник ] Икона вскоре была перенесена в Успенский собор после его освящения в 1160 году. [12]
После освящения Успенского собора, за которым вскоре последовали другие церкви, посвященные Богородице, нет никаких упоминаний о том, чтобы икона покинула Владимир до 1395 года. Однако ее присутствие не предотвратило разграбление и сожжение города монголами. в 1238 году, когда икона пострадала во время пожара. Он был восстановлен вскоре после этого события, а также снова в 1431 и 1512 годах. [13] [14] [9]
Трансфер в Москву
[ редактировать ]Сложилось предание, что икона была написана Евангелистом Лукой с натуры; Первое письменное сообщение об этой истории датируется 1512 годом. [15] Заступничеству Богородицы через . образ также приписывают спасение Москвы от татарских орд в 1451 и 1480 годах [12]
Образ был привезен из Владимира в Москву в 1395 году, во время . нашествия Тамерлана Место встречи москвичей владимирской делегации увековечено Сретенским монастырем. [б] который считается построенным там, где он произошел. Однако никакие археологические свидетельства не подтверждают это утверждение, и большая часть церквей пятнадцатого-шестнадцатого веков была разрушена после ремонта Русской православной церковью. [16] Василий I Московский провел ночь, плача над иконой, и в тот же день войска Тамерлана отступили. Москвичи отказались вернуть икону Владимиру и поместили ее в Успенском соборе Московского Кремля . [17]
Дэвид Миллер предполагает, что икона на самом деле обычно все еще находилась во Владимире, с некоторыми экскурсиями в Москву, до 1520-х годов. Причисление иконы к спасению Москвы в 1395 году не появляется в источниках до конца XV века, а полная версия истории - до отчетов 1512 года, а затем 1560-х годов. [18] С XVI века Владимирская стала фигурировать как важный символ в ряде политизированных легенд, связывающих Москву с домонгольской Русью и позиционирующих ее как центр христианства после Рима и Византии — первоначально для поддержки имперских притязаний Ивана IV. , а позже влиять на государственную политику при династиях Рюриковичей и Романовых. [19]
Постреволюционный
[ редактировать ]При большевиках икона попала во владение Государственной Третьяковской галереи . [20] Выставленный как произведение искусства, [20] Впервые он был выставлен в галерее в 1930 году и хранился там как минимум следующие 11 лет. [21] Во время битвы за Москву Иосиф Сталин якобы летал с иконой по городу, когда немцы начали вторжение. [11] [22] This was first described by Moscow city official Viktor Volokhov in his 2012 book Муниципальная милиция в Российской Федерации . [22]
В 1993 году его перенесли в Богоявленский собор для совершения Божественной литургии из-за напряженности между президентом Борисом Ельциным и российской Думой . Хоть он и был поврежден во время экскурсии, вскоре был восстановлен и передан церкви Святителя Николая в Толмачах . [23] [24]
Описание
[ редактировать ]Икона представляет собой темперную картину на дереве размером 106 на 69 сантиметров (42 × 27 дюймов), при этом центральная часть размером 78 на 55 сантиметров (31 × 22 дюйма) является оригинальной, а остальная часть представляет собой более позднее расширение, предпринятое, возможно, для вместить большую ризу . На иконе изображен Иисус Христос в детстве, которого держит на руках его мать Мария . Они обнимаются щека к щеке, а ребенок смотрит на Мэри и тянется к ней. Она держит его одной рукой и торжественно смотрит в сторону зрителя. Лица и руки расписаны зеленовато-оливковым санкиром , смесью охристого пигмента и сажи , и прозрачными слоями более яркой охры; Лицо ребенка показано более светлым, чем лицо матери, возможно, чтобы отразить разницу в их возрасте. Одежда ребенка расписана темной охрой и золотом. На оригинальной картине была надпись ΜΡ ΘΥ , аббревиатура от «Богородица», от которой сохранились лишь части. [25] [9]
За девять столетий своего существования икона реставрировалась и перекрашивалась как минимум пять раз, чтобы устранить повреждения и износ, в том числе реставрацию пятнадцатого века, которую, как полагают, возглавил Андрей Рублев . В основном это лица Марии и Иисуса и золотой фон над ее головой — это оригинальная краска двенадцатого века. В прошлом икона была покрыта несколькими искусно выполненными окладами и ризами (облицовками), что привело к повреждению рамы. На реверсе, который гораздо менее известен, содержится изображение Хетоймасии ( «приготовленный престол») и орудий Страстей Христовых , написанное в ок. XIV век (до этого на оборотной стороне было изображение неопознанного святого). [26] [25] [27]
Среди икон Богородицы с Иисусом Владимирская Богоматерь отнесена к иконе Елеуса ( рус . Оумиление ) из-за нежной привязанности между матерью и ребенком. [28] Богословы и верующие также прокомментировали символику икон и религиозные чувства, которые она вдохновляет. Созерцая икону, богослов Анри Нувен заметил, что глаза Богородицы не смотрят ни на ребенка, ни на зрителя, а кажутся «смотрящими одновременно внутрь и наружу»; что ее свободная рука жестом указывает на ребенка, чтобы «открыть нам пространство, чтобы мы могли без страха приблизиться к Иисусу»; и что ребенок показан как «мудрец, одетый во взрослую одежду». [29] Литературовед С. С. Аверинцев истолковал смесь материнской нежности и мучительной скорби, увиденную в выражении лица Марии, как представитель эмоций, порожденных событиями Рождества и Голгофы соответственно. [28] Босые ноги Иисуса рассматриваются как символ его физической реальности; его одежды золотые – Царство Небесное ; и три звезды на платье Марии (одна закрыта ребенком) — «ее девственность до, во время и после рождения сына». [30]
Его художественное качество было высоко оценено. Историк искусства Дэвид Талбот Райс сказал, что «[Владимирская Богоматерь] ... всеми, кто видел ее, признается одной из самых выдающихся религиозных картин мира». [7] Историк искусства Джордж Херд Гамильтон хвалит его «мастерство и концепцию» и отмечает, как в изображении лиц объекта икона тонко переходит от обычного использования контурных линий к изысканной текстуре поверхности. Он написан в художественном стиле, типичном для византийского искусства того периода, с такими чертами, как меньший рот, утонченные глаза и удлиненный нос Марии. Однако, избегая использования демаркационной линии, что стало обычным явлением в более позднем византийском искусстве, и создавая сложное взаимодействие взглядов матери и ребенка, икона усиливает иллюзию жизни в произведении. Черты лица ребенка напоминают классическую скульптуру , хотя художник передает выражение лица, более близкое к человеческому. [9] Выразительный и гуманистический характер иконы отличает ее от более раннего византийского искусства и иллюстрирует художественное развитие, наблюдавшееся во времена династии Комнинов . [4] [6] [7]
Значение
[ редактировать ]В русской истории
[ редактировать ]Икона считается одним из самых почитаемых символов в русской истории. [23] [31] [32] Академик Дэвид Миллер объяснил это тесной связью с русским национальным сознанием на протяжении всего своего существования. [33] Его перевод из Киева во Владимир был использован Боголюбским для легитимизации притязаний Владимира на новый центр власти в Киевской Руси . [9] [ нужен лучший источник ]
Кроме того, ее тесная связь с важными историческими событиями в России придала Владимирской Богоматери звание национального палладия . [9] [11] Самым последним из этих событий стал конституционный кризис в России в 1993 году , когда его перенесли в Богоявленский собор по просьбе Патриарха Алексия II и мэра Москвы Юрия Лужкова в их попытке принести мир в страну. [22]
Как религиозная икона
[ редактировать ]Почитание Владимирской Богоматери, вероятно, усиливается еще и тем, что Богородица считается святой защитницей России. [11] Почитаемое изображение использовалось при праздновании коронаций царей, выборов патриархов и других важных государственных церемоний. [11] [20] [34] У иконы есть три праздника в течение года, посвященные конкретным событиям, с которыми она связана: [12]
- 3 июня [ OS 21 мая] [с] в честь защиты Москвы от крымского хана Мехмед-Гирея в 1521 году.
- 6 июля [ OS 23 июня] в 1480 году за победу над ханом Ахмедом во время Великого сражения на реке Угре .
- 8 сентября [ OS 26 августа] в ознаменование освобождения москвичей от надвигающегося вторжения Тамерлана . [35]
Расположение и отображение
[ редактировать ]Владимирская Богоматерь экспонируется в церкви Святителя Николая в Толмачах. [36] [37] В результате соглашения между Третьяковским и Московским Патриархатом церковь является одновременно действующей домовой русской православной церковью и действующим музеем. [14] Ранее между ними возник спор о праве собственности. [38] [32]
В 1997 году Третьяковка завершила полную реставрацию церкви. [14] Были улучшены меры безопасности для хранения и экспонирования произведений искусства, а также дополнительно сделан подземный переход, соединяющий его с Государственной Третьяковской галереей. [39] Для размещения знаменитой иконы был заказан терморегулируемый киот из пуленепробиваемого стекла . [14] 7 сентября 1996 года Владимирская Богоматерь была впервые установлена в специальном киоте, расположенном внутри храма, а на следующий день Патриарх Алексий II освятил храм. По словам настоятеля храма протоиерея Николая Соколова, корпус сможет выдержать стрельбу из автомата Калашникова, а также многие другие потенциальные опасности. [40]
Благодаря двойному статусу церкви и музея, посетителям разрешено молиться перед иконой, а в определенные дни регулярно проводятся божественные литургии. Однако войти в храм можно только через Третьяковскую галерею и подземный переход. [14] [40]
Копии и влияние
[ редактировать ]Более того, оригинальная икона неоднократно дублировалась на протяжении веков, и многие копии также имеют значительное художественное и религиозное значение. [41] По словам Сюзанны Мэсси , оно стало стандартом для многих современных русских изображений Марии. [42]
При подготовке к летним Олимпийским играм 1980 года была построена часовня, где спортсмены могли помолиться перед соревнованиями, на которых была установлена копия иконы. [22]
См. также
[ редактировать ]- Владимирская церковь Богородицы — храм в Санкт-Петербурге, посвященный иконе
- Список древнейших русских икон
Примечания
[ редактировать ]- ^ -гречески По Дева Мария , что буквально означает «Рождающая Бога».
- ^ «Сретение» — церковнославянское слово, означающее «встреча».
- ^ Даты указаны как в старом, так и в новом стиле . Канонические даты праздников указаны по старому стилю, поскольку Русская Православная Церковь использует юлианский календарь. См. григорианский календарь § Разница между датами григорианского и юлианского календаря .
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Yegorov (2018) , online.
- ^ Jump up to: а б Вейцманн (1982) , с. 17.
- ^ Путеводитель Третьякова (2000) , с. 280.
- ^ Jump up to: а б с Рансимен (1975) , с. 154.
- ^ Jump up to: а б с д Миллер (1968) , с. 658.
- ^ Jump up to: а б Funk & Wagnalls (2018) , база данных.
- ^ Jump up to: а б с Райс (1946) , с. 89.
- ^ Jump up to: а б Миллер (1968) , стр. 660–661.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Гамильтон (1983) , стр. 107–108.
- ^ Хойсингтон (2019) , база данных.
- ^ Jump up to: а б с д и Филлипс (2011) , база данных.
- ^ Jump up to: а б с Alekseyenko (2008) , online.
- ^ Миллер (1968) , стр. 658–659.
- ^ Jump up to: а б с д и Lebedeva (2006) , online.
- ^ Миллер (1968) , с. 663.
- ^ Беляев (1997) , с. 38.
- ^ Эванс (2004) , с. 165.
- ^ Миллер (1968) , стр. 659–660.
- ^ Миллер (1968) , стр. 669–670.
- ^ Jump up to: а б с Аверинцев (1994) , с. 613.
- ^ Бакаткина (2017) , с. 44–45.
- ^ Jump up to: а б с д Его талант (2017) , с. 45.
- ^ Jump up to: а б Русская жизнь (1999) , с. 8.
- ^ Экономист (1993) , стр. 109–110.
- ^ Jump up to: а б Бакаткина (2017) , с. 8–25.
- ^ ТВкультура (2014) , онлайн.
- ^ Элкинс (1993) , база данных.
- ^ Jump up to: а б Аверинцев (1994) , с. 612–615.
- ^ Нувен (1985) , стр. 387–389.
- ^ Форест (2008) , стр. 78–80.
- ^ Нувен (1985) , с. 387.
- ^ Jump up to: а б Джексон (1995) , с. 344.
- ^ Миллер (1968) , стр. 668–670.
- ^ Миллер (1968) , с. 657.
- ^ ОСА (2016) , онлайн.
- ^ Путеводитель Третьякова (2000) , стр. 278–280.
- ^ Pravda (2019) , online.
- ^ The Economist (1993) , база данных.
- ^ Insight Guides (2016) , стр. 99–100.
- ^ Jump up to: а б Strelchik (2012) , online.
- ^ Эванс (2004) , стр. 164–165.
- ^ Мэсси (1980) , с. 45.
Ссылки
[ редактировать ]- Алексеенко, Антон (9 сентября 2008 г.). «Владимирская икона Божией Матери» . Православие и мир . Проверено 12 августа 2019 г.
- Аверинцев, Сергей С. (1994). «Образ Богородицы в русском благочестии». Григорианум . 75 (4). Григорианская библейская пресса: 611–622. ISSN 0017-4114 . JSTOR 23579744 .
- Бакаткина, Мария (5 января 2017 г.). «Руки прочь от этого священного образа!» Владимирская икона и ее сила (PDF) (Диссертация). Университет Вирджинии. дои : 10.18130/V3NQ0F . Получено 15 августа 2019 г. - через LibraETD.
- Беляев, Леонид А. (июль – август 1997 г.). «Таинственные монастыри». Археология . 50 (4). Археологический институт Америки: 36–38. ISSN 0003-8113 . JSTOR 41658720 .
- Форест, Джим (2008). Молитва с иконами . Книги Орбис. ISBN 978-1-60833-077-5 .
- «Византийское искусство и архитектура». Энциклопедия Нового Света Funk & Wagnalls . Чикаго: World Book, Inc., 2018. EBSCO Хост от 218900 .
- «Память Владимирской иконы Божией Матери и избавления Москвы от нашествия Тамерлана» . oca.org . Православная Церковь в Америке. 26 августа 2016 г. Проверено 15 августа 2019 г.
- Элкинс, Джеймс (1 апреля 1993 г.). «От оригинала к копии и обратно». Британский журнал эстетики . 33 (2). Издательство Оксфордского университета: 113–120. дои : 10.1093/bjaesthetics/33.2.113 . ISSN 0007-0904 . Гейл А13772791 .
- Эванс, Хелен С., изд. (2004). Византия, Вера и Сила (1261–1557) . Метрополитен-музей / Издательство Йельского университета. ISBN 978-1-58839-114-8 . OCLC 893698628 .
- Гамильтон, Джордж Херд (1983). Искусство и архитектура России (3-е изд.). Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета. ISBN 0-300-05327-4 .
- Хойсингтон, Сона (1 марта 2019 г.). «Средний период». Покопайтесь в истории . 21 (3). Крикет Медиа: 20+. ISSN 1539-7130 . Гейл A581990256 .
- Insight Guides Pocket Москва (электронная книга-путеводитель) . Apa Publications (UK) Limited. 2016. ISBN 978-1-78671-677-4 . Проверено 9 августа 2019 г.
- Джексон, Дэвид (май 1995 г.). "Государственная Третьяковская галерея. Москва". Журнал Берлингтон (обзор). 137 (1106). Публикации журнала Burlington Magazine: 342–344. ISSN 0007-6287 . JSTOR 886644 .
- Кирдина Н., изд. (1 января 2000 г.). Государственная Третьяковская галерея (Путеводитель) (на французском языке). Перевод Кука К.М. (2-е изд.). Москва: Авангард. ISBN 978-5863941066 . OCLC 54071928 . ОЛ 9058828М .
- Lebedeva, Elena (18 December 2006). "Храм Святого Николая Чудотворца В Толмачах" [Church of St. Nicholas the Wonderworker in Tolmachi]. pravoslavie.ru (in Russian) . Retrieved 11 August 2019 .
- Мэсси, Сюзанна (1980). Земля Жар-птицы: красота старой России . Нью-Йорк: Саймон и Шустер. ISBN 0-671-23051-4 .
- Миллер, Дэвид Б. (октябрь 1968 г.). «Сказания об иконе Владимирской Божией Матери: исследование развития московского национального самосознания». Зеркало . 43 (4). Средневековая академия Америки: 657–670. дои : 10.2307/2855325 . ISSN 0038-7134 . JSTOR 2855325 . S2CID 154449436 .
- Нувен, Анри Ж.М. (11 мая 1985 г.). «Икона Владимирской Богородицы: Приглашение принадлежать Богу». Америка . 152 (18). Америка СМИ: 387–390. ISSN 0002-7049 . EBSCO Хост 35621166 .
- "О чем молятся Владимирской иконе Божией Матери" [About prayer for the Vladimir icon of the Mother of God]. www.ap22.ru (in Russian). Pravda. 3 June 2019 . Retrieved 11 August 2019 .
- «Богоматерь на отдыхе». Русская жизнь . 42 (5). Монтпилиер, Вирджиния: Russian Information Services, Inc.: 8 августа – сентябрь 1999 г. ISSN 1066-999X . Гейл A58065134 .
- Филлипс, Питер (25 июня 2011 г.). «Золотое кольцо: исторические города к северо-востоку от Москвы дают прекрасный взгляд на зарю русской цивилизации». Зритель . 316 (9539). Лондон: The Spectator Ltd.: 59+. ISSN 0038-6952 . Гейл А259961864 .
- Райс, Д. Талбот (апрель 1946 г.). «Греческая выставка в Берлингтон-хаусе». Журнал Burlington для ценителей . 88 (517): 86–90. ISSN 0951-0788 . JSTOR 869212 .
- Рансиман, Стивен (1975). Византийский стиль и цивилизация . Книги о пингвинах. ISBN 978-0-14-013754-5 .
- Strelchik, Evgeny (12 December 2012). "Третьяковка приглашает... в храм/Интервью/ЖМПиЦВ" . Tserkovny Vestnik (Interview) (in Russian) . Retrieved 12 August 2019 .
- «Воскресение святой Руси». Экономист . Том. 329, нет. 7834. Economist Intelligence Unit NA Incorporated. 23 октября 1993 г. стр. 109–110. Гейл A14570055 .
- "Что скрывает обратная сторона иконы Владимирской Божьей Матери?" . TVkultura (in Russian). 13 March 2014 . Retrieved 24 August 2019 .
- Вайцманн, Курт (1982). Иконка . Evans Brothers Ltd. Лондон: ISBN 0-237-45645-1 .
- Егоров Олег (12 ноября 2018 г.). «5 самых известных и чудотворных икон, которые почитают россияне» . Россия за пределами . Проверено 9 августа 2019 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Беквит, Джон (1970). Раннехристианское и византийское искусство (2-е изд.). Пингвин История искусства. ISBN 978-0-14-056033-6 .
- Белз, Элейн Элизабет (2016). «Раненое присутствие: икона Божией Матери Владимирская» . Журнал выпускников Гарвардской школы богословия . Гарвардский колледж . Проверено 12 августа 2019 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Владимирская Богородица на ПравославнойВики
- Владимирская икона Божией Матери в Православной энциклопедии (на русском языке)