Jump to content

Богородица Владимирская

Это хорошая статья. Нажмите здесь для получения дополнительной информации.
(Перенаправлено с Владимирской Богородицы )
Богородица Владимирская
Russian : Владимирская икона Божией Матери : Our Lady of Vladimir
Художник Неизвестный
Год 1131
Середина Темпера
Предмет Дева Мария
Размеры 104 см × 69 см (41 × 27 дюймов)
Расположение Третьяковская галерея , Москва

Владимирская Богоматерь, темпера на панели, 104 на 69 сантиметров (41 дюйм × 27 дюймов), написана около 1131 года в Константинополе.

, Владимирская Богородица также известная как Владимирская Богородица , Владимирская Богоматерь. [1] ( Русский : Владимирская икона Божией Матери ; , {{efn | Иногда также упоминается как Вышгородская Богоматерь и Владимирская Богородица ( греческий : Θεοτόκος του Βλαντίμιρ XII века, ), представляет собой византийскую икону изображающую Богородицу с Младенцем , и раннюю пример «Елеуса» иконографического типа . Это одно из самых культурно значимых и знаменитых произведений искусства в русской истории . Многие считают его национальным палладием, которому приписывают несколько чудес, имеющих историческое значение для России. тринадцатом веке работа реставрировалась как минимум пять раз.

Икона написана неизвестным художником, скорее всего, в Константинополе . Его отправили в в Киев дар , а затем перевезли в Успенский собор во Владимире . Традиционно считается, что икона не покидала Владимира до 1395 года, когда ее привезли в Москву для защиты города от вторжения Тимура , хотя историческая достоверность этого утверждения сомнительна. По крайней мере, к шестнадцатому веку он находился в Успенском соборе в Москве , где оставался до тех пор, пока не был перенесен в Государственную Третьяковскую галерею после русской революции .

возник спор о собственности В 1990-е годы между галереей и Московским Патриархатом , который закончился ее переездом в церковь Святителя Николая в Толмачах . Была достигнута договоренность о том, чтобы церковь имела двойной статус: домовой церкви и части музея. Икона остается там и сегодня, и попасть в нее можно только по подземному переходу из галереи в церковь, где до сих пор проводятся литургии.

Происхождение

[ редактировать ]
Сохранившаяся часть замка Боголюбово [ фр ]

Икона датируется началом XII века и прибыла на Русь около 1131 года. Это согласуется с сообщениями, приведенными в русских летописях . [2] [3] [4] [5] Как и другие высококачественные произведения византийского искусства , считается, что оно было написано в Константинополе. [5] [6] [7] Оригинальны только лица, а одежда перекрашена после повреждения, когда металлическую крышку или ризу . на нее надевали [2] [5] и в пожаре 1195 г. [5] [4]

Около 1131 года Константинопольский греческий патриарх отправил икону в дар великому князю Юрию Долгорукому . киевскому [8] [9] [ нужны разъяснения ] Академик Сона Хойсингтон отчасти объясняет это более активными усилиями византийцев по обращению и христианизации славянских народов в то время. [10] [ нужны разъяснения ] Он хранился в Вышгородском женском монастыре до тех пор, пока сын Юрия Андрей Боголюбовский не привез его во Владимир в 1155 году. [8]

По традиционному рассказу, лошади, везшие икону, остановились возле Владимира и отказались ехать дальше. Соответственно, многие русичи истолковали это как знак того, что Богородица [а] хотел, чтобы икона осталась там. Место назвали Боголюбово, или «Боголюбивый». Андрей поместил его в своей в Боголюбово резиденции и построил Успенский собор, чтобы узаконить свое утверждение о том, что Владимир заменил Киев в качестве главного города Руси. [11] [ нужен лучший источник ] Икона вскоре была перенесена в Успенский собор после его освящения в 1160 году. [12]

Князь Андрей выносит икону из женского монастыря в Вышгороде. Миниатюра из « Иллюстрированной летописи Ивана Грозного».

После освящения Успенского собора, за которым вскоре последовали другие церкви, посвященные Богородице, нет никаких упоминаний о том, чтобы икона покинула Владимир до 1395 года. Однако ее присутствие не предотвратило разграбление и сожжение города монголами. в 1238 году, когда икона пострадала во время пожара. Он был восстановлен вскоре после этого события, а также снова в 1431 и 1512 годах. [13] [14] [9]

Трансфер в Москву

[ редактировать ]
На иконе XVI века изображены митрополит Киприан и Василий I, приветствующие Владимирскую икону в Москве.

Сложилось предание, что икона была написана Евангелистом Лукой с натуры; Первое письменное сообщение об этой истории датируется 1512 годом. [15] Заступничеству Богородицы через . образ также приписывают спасение Москвы от татарских орд в 1451 и 1480 годах [12]

Образ был привезен из Владимира в Москву в 1395 году, во время . нашествия Тамерлана Место встречи москвичей владимирской делегации увековечено Сретенским монастырем. [б] который считается построенным там, где он произошел. Однако никакие археологические свидетельства не подтверждают это утверждение, и большая часть церквей пятнадцатого-шестнадцатого веков была разрушена после ремонта Русской православной церковью. [16] Василий I Московский провел ночь, плача над иконой, и в тот же день войска Тамерлана отступили. Москвичи отказались вернуть икону Владимиру и поместили ее в Успенском соборе Московского Кремля . [17]

Дэвид Миллер предполагает, что икона на самом деле обычно все еще находилась во Владимире, с некоторыми экскурсиями в Москву, до 1520-х годов. Причисление иконы к спасению Москвы в 1395 году не появляется в источниках до конца XV ​​века, а полная версия истории - до отчетов 1512 года, а затем 1560-х годов. [18] С XVI века Владимирская стала фигурировать как важный символ в ряде политизированных легенд, связывающих Москву с домонгольской Русью и позиционирующих ее как центр христианства после Рима и Византии — первоначально для поддержки имперских притязаний Ивана IV. , а позже влиять на государственную политику при династиях Рюриковичей и Романовых. [19]

Постреволюционный

[ редактировать ]

При большевиках икона попала во владение Государственной Третьяковской галереи . [20] Выставленный как произведение искусства, [20] Впервые он был выставлен в галерее в 1930 году и хранился там как минимум следующие 11 лет. [21] Во время битвы за Москву Иосиф Сталин якобы летал с иконой по городу, когда немцы начали вторжение. [11] [22] This was first described by Moscow city official Viktor Volokhov in his 2012 book Муниципальная милиция в Российской Федерации . [22]

В 1993 году его перенесли в Богоявленский собор для совершения Божественной литургии из-за напряженности между президентом Борисом Ельциным и российской Думой . Хоть он и был поврежден во время экскурсии, вскоре был восстановлен и передан церкви Святителя Николая в Толмачах . [23] [24]

Описание

[ редактировать ]
Детали иконы Владимирской Божией Матери.
Различные этапы порчи и реставрации иконы в анализе А.И. Анисимова.

Икона представляет собой темперную картину на дереве размером 106 на 69 сантиметров (42 × 27 дюймов), при этом центральная часть размером 78 на 55 сантиметров (31 × 22 дюйма) является оригинальной, а остальная часть представляет собой более позднее расширение, предпринятое, возможно, для вместить большую ризу . На иконе изображен Иисус Христос в детстве, которого держит на руках его мать Мария . Они обнимаются щека к щеке, а ребенок смотрит на Мэри и тянется к ней. Она держит его одной рукой и торжественно смотрит в сторону зрителя. Лица и руки расписаны зеленовато-оливковым санкиром , смесью охристого пигмента и сажи , и прозрачными слоями более яркой охры; Лицо ребенка показано более светлым, чем лицо матери, возможно, чтобы отразить разницу в их возрасте. Одежда ребенка расписана темной охрой и золотом. На оригинальной картине была надпись ΜΡ ΘΥ , аббревиатура от «Богородица», от которой сохранились лишь части. [25] [9]

За девять столетий своего существования икона реставрировалась и перекрашивалась как минимум пять раз, чтобы устранить повреждения и износ, в том числе реставрацию пятнадцатого века, которую, как полагают, возглавил Андрей Рублев . В основном это лица Марии и Иисуса и золотой фон над ее головой — это оригинальная краска двенадцатого века. В прошлом икона была покрыта несколькими искусно выполненными окладами и ризами (облицовками), что привело к повреждению рамы. На реверсе, который гораздо менее известен, содержится изображение Хетоймасии ( «приготовленный престол») и орудий Страстей Христовых , написанное в ок. XIV век (до этого на оборотной стороне было изображение неопознанного святого). [26] [25] [27]

Гетоимасия и орудия Страстей Христовых , нарисованные на обратной стороне иконы, ок. 14 век
Риза . к иконе 1657 года

Среди икон Богородицы с Иисусом Владимирская Богоматерь отнесена к иконе Елеуса ( рус . Оумиление ) из-за нежной привязанности между матерью и ребенком. [28] Богословы и верующие также прокомментировали символику икон и религиозные чувства, которые она вдохновляет. Созерцая икону, богослов Анри Нувен заметил, что глаза Богородицы не смотрят ни на ребенка, ни на зрителя, а кажутся «смотрящими одновременно внутрь и наружу»; что ее свободная рука жестом указывает на ребенка, чтобы «открыть нам пространство, чтобы мы могли без страха приблизиться к Иисусу»; и что ребенок показан как «мудрец, одетый во взрослую одежду». [29] Литературовед С. С. Аверинцев истолковал смесь материнской нежности и мучительной скорби, увиденную в выражении лица Марии, как представитель эмоций, порожденных событиями Рождества и Голгофы соответственно. [28] Босые ноги Иисуса рассматриваются как символ его физической реальности; его одежды золотые – Царство Небесное ; и три звезды на платье Марии (одна закрыта ребенком) — «ее девственность до, во время и после рождения сына». [30]

Его художественное качество было высоко оценено. Историк искусства Дэвид Талбот Райс сказал, что «[Владимирская Богоматерь] ... всеми, кто видел ее, признается одной из самых выдающихся религиозных картин мира». [7] Историк искусства Джордж Херд Гамильтон хвалит его «мастерство и концепцию» и отмечает, как в изображении лиц объекта икона тонко переходит от обычного использования контурных линий к изысканной текстуре поверхности. Он написан в художественном стиле, типичном для византийского искусства того периода, с такими чертами, как меньший рот, утонченные глаза и удлиненный нос Марии. Однако, избегая использования демаркационной линии, что стало обычным явлением в более позднем византийском искусстве, и создавая сложное взаимодействие взглядов матери и ребенка, икона усиливает иллюзию жизни в произведении. Черты лица ребенка напоминают классическую скульптуру , хотя художник передает выражение лица, более близкое к человеческому. [9] Выразительный и гуманистический характер иконы отличает ее от более раннего византийского искусства и иллюстрирует художественное развитие, наблюдавшееся во времена династии Комнинов . [4] [6] [7]

Значение

[ редактировать ]

В русской истории

[ редактировать ]

Икона считается одним из самых почитаемых символов в русской истории. [23] [31] [32] Академик Дэвид Миллер объяснил это тесной связью с русским национальным сознанием на протяжении всего своего существования. [33] Его перевод из Киева во Владимир был использован Боголюбским для легитимизации притязаний Владимира на новый центр власти в Киевской Руси . [9] [ нужен лучший источник ]

Кроме того, ее тесная связь с важными историческими событиями в России придала Владимирской Богоматери звание национального палладия . [9] [11] Самым последним из этих событий стал конституционный кризис в России в 1993 году , когда его перенесли в Богоявленский собор по просьбе Патриарха Алексия II и мэра Москвы Юрия Лужкова в их попытке принести мир в страну. [22]

Как религиозная икона

[ редактировать ]

Почитание Владимирской Богоматери, вероятно, усиливается еще и тем, что Богородица считается святой защитницей России. [11] Почитаемое изображение использовалось при праздновании коронаций царей, выборов патриархов и других важных государственных церемоний. [11] [20] [34] У иконы есть три праздника в течение года, посвященные конкретным событиям, с которыми она связана: [12]

Расположение и отображение

[ редактировать ]
Владимирская Богоматерь на выставке в церкви

Владимирская Богоматерь экспонируется в церкви Святителя Николая в Толмачах. [36] [37] В результате соглашения между Третьяковским и Московским Патриархатом церковь является одновременно действующей домовой русской православной церковью и действующим музеем. [14] Ранее между ними возник спор о праве собственности. [38] [32]

В 1997 году Третьяковка завершила полную реставрацию церкви. [14] Были улучшены меры безопасности для хранения и экспонирования произведений искусства, а также дополнительно сделан подземный переход, соединяющий его с Государственной Третьяковской галереей. [39] Для размещения знаменитой иконы был заказан терморегулируемый киот из пуленепробиваемого стекла . [14] 7 сентября 1996 года Владимирская Богоматерь была впервые установлена ​​в специальном киоте, расположенном внутри храма, а на следующий день Патриарх Алексий II освятил храм. По словам настоятеля храма протоиерея Николая Соколова, корпус сможет выдержать стрельбу из автомата Калашникова, а также многие другие потенциальные опасности. [40]

Благодаря двойному статусу церкви и музея, посетителям разрешено молиться перед иконой, а в определенные дни регулярно проводятся божественные литургии. Однако войти в храм можно только через Третьяковскую галерею и подземный переход. [14] [40]

Копии и влияние

[ редактировать ]
Копия пятнадцатого века, иногда приписываемая Андрею Рублеву.
Копия конца девятнадцатого века, большая часть которой покрыта ризой (облицовкой).

Более того, оригинальная икона неоднократно дублировалась на протяжении веков, и многие копии также имеют значительное художественное и религиозное значение. [41] По словам Сюзанны Мэсси , оно стало стандартом для многих современных русских изображений Марии. [42]

При подготовке к летним Олимпийским играм 1980 года была построена часовня, где спортсмены могли помолиться перед соревнованиями, на которых была установлена ​​копия иконы. [22]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ -гречески По Дева Мария , что буквально означает «Рождающая Бога».
  2. ^ «Сретение» — церковнославянское слово, означающее «встреча».
  3. ^ Даты указаны как в старом, так и в новом стиле . Канонические даты праздников указаны по старому стилю, поскольку Русская Православная Церковь использует юлианский календарь. См. григорианский календарь § Разница между датами григорианского и юлианского календаря .
  1. ^ Yegorov (2018) , online.
  2. ^ Jump up to: а б Вейцманн (1982) , с. 17.
  3. ^ Путеводитель Третьякова (2000) , с. 280.
  4. ^ Jump up to: а б с Рансимен (1975) , с. 154.
  5. ^ Jump up to: а б с д Миллер (1968) , с. 658.
  6. ^ Jump up to: а б Funk & Wagnalls (2018) , база данных.
  7. ^ Jump up to: а б с Райс (1946) , с. 89.
  8. ^ Jump up to: а б Миллер (1968) , стр. 660–661.
  9. ^ Jump up to: а б с д и ж Гамильтон (1983) , стр. 107–108.
  10. ^ Хойсингтон (2019) , база данных.
  11. ^ Jump up to: а б с д и Филлипс (2011) , база данных.
  12. ^ Jump up to: а б с Alekseyenko (2008) , online.
  13. ^ Миллер (1968) , стр. 658–659.
  14. ^ Jump up to: а б с д и Lebedeva (2006) , online.
  15. ^ Миллер (1968) , с. 663.
  16. ^ Беляев (1997) , с. 38.
  17. ^ Эванс (2004) , с. 165.
  18. ^ Миллер (1968) , стр. 659–660.
  19. ^ Миллер (1968) , стр. 669–670.
  20. ^ Jump up to: а б с Аверинцев (1994) , с. 613.
  21. ^ Бакаткина (2017) , с. 44–45.
  22. ^ Jump up to: а б с д Его талант (2017) , с. 45.
  23. ^ Jump up to: а б Русская жизнь (1999) , с. 8.
  24. ^ Экономист (1993) , стр. 109–110.
  25. ^ Jump up to: а б Бакаткина (2017) , с. 8–25.
  26. ^ ТВкультура (2014) , онлайн.
  27. ^ Элкинс (1993) , база данных.
  28. ^ Jump up to: а б Аверинцев (1994) , с. 612–615.
  29. ^ Нувен (1985) , стр. 387–389.
  30. ^ Форест (2008) , стр. 78–80.
  31. ^ Нувен (1985) , с. 387.
  32. ^ Jump up to: а б Джексон (1995) , с. 344.
  33. ^ Миллер (1968) , стр. 668–670.
  34. ^ Миллер (1968) , с. 657.
  35. ^ ОСА (2016) , онлайн.
  36. ^ Путеводитель Третьякова (2000) , стр. 278–280.
  37. ^ Pravda (2019) , online.
  38. ^ The Economist (1993) , база данных.
  39. ^ Insight Guides (2016) , стр. 99–100.
  40. ^ Jump up to: а б Strelchik (2012) , online.
  41. ^ Эванс (2004) , стр. 164–165.
  42. ^ Мэсси (1980) , с. 45.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 2d631603639089dbe38c22b7bc0eac36__1720090200
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/2d/36/2d631603639089dbe38c22b7bc0eac36.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Virgin of Vladimir - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)